Значение психоанализа Зигмунда Фрейда в современном мире.


О лечении

О психоанализе говорят, что это длительное лечение, обычно он продолжается от двух до пяти лет. Начнем же с самого понятия исцеления. Исцелить — значит восстановить здоровье, но также исцеление — это уход от боли, избавление от нее. Дидро отмечал, что если лихорадку излечивают хиной, то литературную славу излечивают отсутствием признания, несправедливыми предпочтениями, враждой, завистью, сатирами… Не пытаемся ли мы в случае запрета на психоанализ уйти от самой его сути? Психоанализу в большинстве случаев противопоставляют медицинскую терапию. В чем ее суть? Современная медицинская терапия ниспровергает давнишние представления об исцелении, сводя исцеление в metron
, в измерение и оценку. Это клиника взгляда, сфокусированная на количественных методах. В центре терапии мы всегда находим лекарство, оно же модулирует эффект; но в центре исцеления всегда находится пациент и его качество жизни, его здоровье. Для Ганса-Георга Гадамера, например, здоровье — это вопрос гармонии, то есть баланса и правильной меры, неуловимой и непостижимой.

Врач интересуется пациентом, как заметил Лакан в 1966 году в тексте «Психоанализ и медицина», чтобы лишить его болезни. Но также он интересуется им затем, чтобы пациент подтвердил свое заболевание, для того чтобы идентифицировать пациента с его симптомом. Для больного в этом есть несколько преимуществ. Первое — это получение нового места в речи, поддержка неудачной речи, ошибочного высказывания. «Неудача», то есть болезнь, по словам Гадамера, заставляет субъекта терять свое место в общем дискурсе. Но возвращение не обходится без критики исцеления.

Мишель Фуко подчеркивает, что современная медицина стремится не к индивидуализированному действию, а к массовому лечению

: население лечат с помощью «машинерии излечения», больницами и медицинскими центрами. Эпидемия COVID-19 показала несостоятельность государств в массовых лечебных мероприятиях, и теперь всё чаще в основе этой машинерии мы находим самих пациентов в роли экспертов. В таком случае происходит вымарывание самой причины, стоящей за болезнью и запросом на лечение.

Значение психоанализа Зигмунда Фрейда в современном мире.

метки:

Психоанализ, Метод, Научный, Глава, Чувствительность, Психология, Получить, Зигмунд Сеитов Т.К ЭМФ-48

Значение психоанализа Зигмунда Фрейда в современном мире.

  1. Введение

Зигмунд Фрейд (полное имя Зигмунд Шломо Фрейд. Sigismund Schlomo Freud

.) Родился 6 мая 1856 году в городе Фрайберг (ныне Пршбор, Чехия), Австрийская империя ­­– умер 23 сентября 1939 года, Лондон – Австрийский, с еврейскими корнями, психоаналитик, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд, отец-основатель психоанализа, метода, который оказал огромное влияние на большинство сфер жизни общества в ХХ веке, непосредственно на: медицину, психологию, антропологию, социологию а так же на литературу и искусство. Учения З. Фрейда были беспрецедентными, новы для того времени и, естественно были подвержены небывалой критике в научном сообществе. Учения З.Фрейда популярны и разрабатываются, совершенствуются и посей день.

Новаторством в мире психологии стало следующее: введение таких понятий как трехкомпонентная структура модели психики («Оно» (лат. Id

), «Я» (Эго, лат.
Ego
), «Сверх-Я» (Супер-Эго (анг. Super-ego), новаторство в психосексуальном развитии личности, теория эдипова комплекса, создание определения в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, создание терапевтических методик: метод свободных ассоциаций и толкование сновидений

И хоть психоанализ Фрейда и был подвержен яростной критики со стороны уважаемых ученых того времени, например: Карл Ясперс, Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус, а эмпирический базис окрестили как «неадекватным» все же были люди, которые поддержали и развивали психоанализ в дальнейшем. Виктор Франклин признал труд З.Фрейда и в своей книге «Теория и терапия невроза» он сказал следующее: «И всё же, как мне кажется, психоанализ будет фундаментом и для психотерапии будущего.[…]Поэтому вклад, внесённый Фрейдом в создание психотерапии, не теряет своей ценности, и сделанное им ни с чем не сравнимо».

За свою долгую, насыщенную жизнь, Зигмунд Фрейд стал членом уважаемых сообществ, таких как: Французкое психоаналитическое общество, Американское психоаналитическая ассоциация, Лондонское королевское общество, так же он звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка, обладатель премии Гёте (международная литературная премия), за свою практику Фрейд выпустил в сумме 24 тома. На сегодняшний момент Зигмунд Фрейд является самым популярным психоаналитиком, любимым и порицаемый миллионами, каждый год о его биографии выходят книги.

16 стр., 7720 слов

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ. . . . Взгляды Фрейда на природу женщины. Взгляды Фрейда на природу женщины главным образом основывались на биологических различиях между мужчинами и женщинами и всегда подвергались резким критическим нападкам. В следующих главах этой книги, в основном в главе 6 («Карен Хорни и гуманистический психоанализ») и в главе 9 («Психология женщины: интегративный …

  1. История психоанализа

В 1881 году Фрейд получил докторскую степень и остался в лаборатории, на кафедре психологии под началом доктора Брюкке, в надежде получить вакантную должность и связать себя с научной деятельностью. Но Брюкке прекрасно понимал скудное финансовое положение Фрейда и сказал: «Молодой человек, вы выбрали путь, ведущий в никуда. На кафедре психологии в ближайшие 20 лет вакансий не предвидится, а у вас недостаточно средств к существованию. Я не вижу иного решения: уходите из института и начинайте практиковать медицину»

Фрейд внял совету учителя и ушел практиковаться в Венскую городскую больницу, где в отделении неврологии достиг определенных успехов изучая методы диагностики и лечения детского паралича, различные нарушения речи. Фрейд опубликовал несколько своих работ в данной области, которые стали известны в научных и медицинских кругах. Ныне обще принятый термин «детский церебральный паралич» принадлежит З. Фрейду

В 1883 году Фрейд сменил неврологическое отделение на психологическое .

Он попал под руководство Теодора Мейнрета, видного научного деятеля того времени. В этот период времени Фрейдом было издано большое количество работ посвященные сравнительное анатомии и гистологии, а именно: «Случай кровоизлияния в мозг с комплексом основных косвенных симптомов, связанных с цингой» (1884),

«К вопросу о промежуточном расположении оливовидного тела»;

«Случай атрофии мускулов с обширной потерей чувствительности (нарушение болевой и температурной чувствительности)» (1885);

«Сложный острый неврит нервов спинного и головного мозга»; «Происхождение слухового нерва»;

«Наблюдение сильной односторонней потери чувствительности у больного истерией» (1886).

Фрейд стремившийся к научному признанию все чащи пребывал в состоянии тоски и депрессии.

В 1885 году Фрейд получил возможность стажировки у Жана Шарко (самого знаменитого, на тот момент времени, научного деятеля в области невропатологии) в Париже, выиграв конкурс проводившийся среди младших врачей.

Ж. Шарко изучал проблемы и методы лечения истерии. Так же огромное внимание уделялось гипнозу.

Фрейд, пораженный методами Шарко предложил ему переводить его лекции на немецкий, на что получил согласие.

2 стр., 515 слов

Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога чувствительности. Особенности и недостатки каждого метода.

Эксперементальная психология Понятие метода и методики. Метод наблюдения, метод интроспекции, экспериментальный метод. Ответ Метод как способ познавательного отношения экспериментатора к исследу-емой реальности и как структура исследования. Методика как технология получения эмпирических данных и как способ фиксации эмпирических данных. Методика как специальная измерительная процедура. История …

Он погрузился в изучение невропатологии, Фрейд искал различие между пациентами «заработавшие» паралич по причине физических травм, а так же тех, у кого она проявилась в следствии истерии и выявить связи между истерией и проблемами сексуального характера.

После возвращения в Австрию Фрейд начал работать в институте под началом Макса Кассовица, параллельно ведя частную практику, в основном работая с невротиками, что «неотлагательно ставило на повестку дня вопрос о терапии, который не был столь актуальным для учёных, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью». Фрейд знал о успехах своего друга Йозефа Брейра и возможности успешной практики его «катарического метода», Фрейд и сам стал практиковать гипноз на своих пациентах, но первых, скромных успехов он добился через год и Фрейда предложил работать Брейеру вместе в этом направлении. Шарко весьма скептически отнесся к данному методу, но Фрейд веря в свой личный опыт, интуицию все таки продолжил работать над данным методом.

«Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Болезнь прoявлялась в различных симптомах — страхах (фобиях), потере чувствительности, отвращении к пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах и др. Применяя лёгкий гипноз (внушённое состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснилось, чтo, когда больным удавалось вспомнить об этом и „выговориться“, симптомы хотя бы на какое-то время исчезали. <�…> Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи, кoтoрую Брейер и Фрейд ставили, — „излить душу“ в рассказе о вытесненных из сознания переживаниях».

— Ярошевский М. Г. «Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека»

В процессе работы, стало понятно, что «катарический метод», гипноз не столь эффективен, как утвержад Брейер, а инoгда и вообще имел отрицательное воздействие на пациента. Даже пoд вoздействием гипноза человек не мог преодолеть сопротивление, в следствии пoдавленных воспоминаний.

В период 1892 по 1895 Фрейд искал другой, более совершенный метод преодоления сопротивления и придумал следующий метод:

Пациенту давили на лoб, с целью внушения пациенту того, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие место в его жизни события и переживания. Oсновная задача, которую решал учёный, заключалась в том, чтобы получить искомые сведения о прошлом пациента в нормальном (а не гипнотическом) его состоянии.

Данный метод помог уйти от гипноза, но все равно не являлся эффективным, поэтому Фрейд продолжил искать другой метод.

Ответ на вопрос нашелся совершенно случайно в книге одного из любимых писателей Фрейда, Людвига Бёрне. В его книге «Искусство в три дня стать оригинальным писателем» имелись следующие строки: «Пишите всё, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, — и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей». Эти слова натолкнули Фрейда на «метод свободных ассоциаций».

2.1 Метод свободных ассоциаций

Надавливание на лоб, принуждение пациента к проговариванию всего, — все это мешало сoсредоточиться пациенту. И тогда Фрейд пoзволил свoим пациентам просто, свoбoдно говорить на предложенную психоаналитическую тему, таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо (того, что беспокоит), преодолевая сопротивление вследствие отсутствия сосредоточенности. С тoчки зрения Фрейда, никакая пoявляющаяся мысль не является случайной — oна всегда есть производное от процессов, происходивших (и происходящих) с пациентом. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Данный метод пoзволил исключить из практики гипноз, и стал толчком к сoзданию психoанализа.

  1. Психоаналитическая организация

Фрейд выделял три структуры элемента личности: («Оно» (лат. Id

), «Я» (Эго, лат.
Ego
), «Сверх-Я» (Супер-Эго (анг. Super-ego).

Сoгласно кoнцепции Фрейда «Oно» — неизвестная сила управляющая поступками челoвека, параллельно являющейся основой для других проявлений личности, служа для них некой энергией. «Я» — oлицетворение разума, это есть личность человека, «Я» осуществляет контроль над всеми процессами, основной функцией является пoддержание взаимосвязи между инстинктами и действиями. «Сверх-Я» — одна из структур личности, наряду с «Оно», «Я». Согласну Фрейду, Сверх-Я отвечает за моральные и религиозные устои, в процессе воспитания человека формируется: мораль, нормы поведения.

  1. Трансфер (пернос), контртрасфер.

Трансфер — суть трансфера (переноса) заключается в том, что ранее пережитые чувства и отношения (особенно в детстве) могут проявится на совсем другое лицо(т.е проекция ранних детстких отношений и желаний на другое лицо).

Контртрансфер — та же самая система, только проявление переноса у терапевта на пациента.

  1. Эдипов комплекс, комплекс Электры.

Суть Эдипова комплекса заключается в следующем: мальчик испытывает ревностные чувства к отцу к отцу и, следовательно, сексуальное влечение к матери.

Фрейд капнув глубже, разделил Эдипов комплекс на два характера проявления – это положительны и отрицательный. Негативный Эдипов комплекс проявляется в том, что ребенок после 6 лет (после фаллической стадии) проявлял любовь к родителю своего пола и и враждебность к противоположному.

Комплекс Электры – это женский тип Эдипового комплекса, выражающийся в зависти девочек к пенису в возрасте от 3-5 лет и завистливой привязанности к отцу и проецируя мать, как соперницу в любви отца. Заканчивается все тем, что девочка пытается компенсировать свой недостаток желанием иметь детей.

  1. Психосексуальные фазы развития

Фрейд полагал, что развитие человека определяет его сексуальный инстинкт «прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека». На каждом этапе развития (их всего 5), какой-то участок тела и орган стремится к действиям, которые вызывают удовлетворению и наслаждению. Данные стадии переживают все и не зависят от культурного воспитания или религии. Фрейд разделил психосексуальные фазы на 5 видов

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному периоду развития
Оральная 0—18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание от груди; отделение себя от материнского тела
Анальная 1,5—3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая 3—6 лет Половые органы(мастурбация) Идентификация со взрослыми одного с собой пола, выступающими образцами для подражания
Латентная 6—12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
Генитальная Пубертат — … (вся оставшаяся жизнь) Половые органы (гетеросексуальныеотношения) Установление интимных отношений или влюблённость; внесение своего трудового вклада в общество
  1. Сознательное, бессознательное, предсознание

Бессознательное как производная от вытеснения – содержание которого было вытеснено по каким-то причинам.

Фрейд полагал, что любой душевный процесс возникал именно в бессознательной области. Огромнейшую часть сознания, по мнению Фрейда, занимала именно бессознательная область, Фрейд сравнивал бессознание с «большой передней», а сознание – небольшой комнаткой, прилегающей к ней, между этими комнатками стоит «охранник», который решат, кого пропускать, а кого нет, но если даже что-то и пропустят в переднюю, то он не обязательно туда попадет, есть вариант остаться в перегородке между двумя зонами: непосредственно сознанием и предсознанием. Далее Фрейд выделил два типа сознания летентное

и
вытесненное
. Латентное находится в зоне предсознания и имеет возможность стать сознанием без внешних усилий. С вытесненным немного сложнее, т.к оно требует аналитической работы для перехода в сознательную зону.

  1. Тревога и защитные механизмы

Фрейд считал, что основная проблема психики человека является нужда в освобождении от состояния тревоги, которая возникает в результате напряжения или раздражения. Фрейд считал, что защита – это механизм, который противостоит тревоге, который, в отличии от реальных действий, направленных на устранение проблем, искажает реальность или ее отрицает.

Фрейд выделял восемь видов защитных механизмов, так же отмечая, что ни один из них не проявлялся в отдельности, по одному, они всегда были комбинированы. Фрейд видел в этих механизмов положительное влияние на организм, но все же это оставалось самообманом.

Фрейд выделял следующие механизмы:

  • Вытеснение – это процесс, который делает некоторые психологические акты бессознательными, но имеющие возможность быть в области сознания.
  • Проекция – это защитный механизм, который разрешает индивидууму проецировать собственные мысли, чувства, поведение на другого человека
  • Замещение – это процесс, в ходе которого более опасный объект перемещается на менее опасный
  • Рационализация – логическое объяснение собственных поступков, с целью оправдания или скрытия мотивов. В ходе рационализации идет искажение реальности, оправдываются ошибки и результате даже иррациональное поведение выглядело разумно
  • Реактивное образование – способность индивидуума реагировать на амбивалентные чувства. Реактивное образование формируется в две стадии: сначала подается некий недопустимый импульс подавляется и появляется его полная противоположность.
  • Регрессия – это деградация развития индивидуума, возвращение к более примитивным способам реагирования. Регрессия – это защитный механизм связанный с снижением тревоги, возвращение к более безопасному периоду, т.е в детство.
  • Сублимация – это переход внутренней, психической энергии с социально неприемлемых на приемлемые. Этот защитный механизм считался, по мнению Фрейда, единственным здравым объяснением выхода энергии по другим каналам выражения – искусство, литература, спорт и т.д.
  • Отрицание – это защитный механизм, который отрицает некоторое внешнее, негативное воздействие на организм путем его отрицания. Суть данного механизма заключается в создании приемлемой иллюзии и принятия его за реальность.
  1. Взгляд философии Фрейда на культуру, религию

В своей работе «неудовлетворенность культурой», Зигмунд Фрейд говорил, что человек находится в сложном и противоречивом положении. С одной стороны культура – это правила взаимодействия человека с внешним миром, с социумом, а с другой – ряд запретов, в которой развивается «Оно». Наиболее правильным, лучшим решением данной проблемы Фрейд видит усиление культуры научного познание, т.е развитие науки. Фрейд верил, что наука поможет узнать реалии этого мира, тем самым увеличит нашу мощь и уменьшит наши страдания и поможет устроить наши жизнь. С помощью психоанализа, по мнению Фрейда, человек сможет управлять бессознательными действиями, желаниями поможет уменьшит влияние Оно на Я. Но перед этим произойдет отделение культуры от религиозных взглядов, так как по Фрейду религия была иллюзией, которая не соответствовала реальности. Религию Фрейд вообще представлял как ОКР (обессивно-компульсивное расстройство) , которое будет преодолено в ходе развития социума.

Необходимо отметить, что философия Фрейда во многом была неоднозначной. С одной стороны он утверждал, что в конечном итоге разум, наука станет победителем в борьбе за человека, а с другой стороны он говорил о невероятном влиянии инстинктов, бессознательного на человека.

Заключение

Влияние психоанализа на историю, на различные сферы деятельности человека, безусловно, оказало больше влияние. В психологии появилась новая, до сих пор спорная ветвь учения – психоанализ. Что касается влияния психоанализа на современную жизнь, то это уже стало обыденностью, просто инструментом в познании окружающего мира и себя. Фрейдизм в начале своего существования так и в наши дни продолжают оказывать влияние на общество исследуя проблемы восприятия окружающего мира, веры в бога и развития человека психического плана в целом.

Список литературы

  • Газета вестник Таганрогского института управления и экономики. Статья «Современные проблемы коммуникации», Н.А. Савченко, Мировоззренческая сущность философии и фактологии психоанализа З.Фрейда
  • Феномен жуткого: опыт философии рефлексии Фрейда и Хайдеггера\\Линка на оригинал статьи https://www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/58.html
  • Костерина А. Б., Щуплецова Е. Ж. Метафизика сокровенного в жилом пространстве // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1 (13).
    С. 66-72.
  • Казанский государственный энергетический университет. Философия фрейдизма и фрейдмарксизма: роль человка в современном мире.
  • Фрейдизм \\ Wikipedia https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  • Биография Зигмунда Фрейда \\ Wikipedia https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4,_%D0%97%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4
  • Учения Зигмунда Фрейда о человеке, культуре и религии \\ https://www.solecity.ru/philosophy/sigmind-freud

Страдает тело, страдаю я, страдают все

С точки зрения психоанализа человеческое тело стремится к гомеостазу и здоровью, к социальной агрегации/интеграции, ровно так же, как стремится к наслаждению самим собой. Это мерцающее наслаждение языка и речи. В середине 1960-х годов Лакан в уже цитированном здесь тексте подчеркивал, что Фрейд изобрел психоанализ как межу в медицине, чтобы выявить связь между телом как биологической машиной и наслаждающимся телом.

Вообще, для клинициста это очень похоже на рукопашный бой. Наслаждающийся самим собой — телом и своим симптомом, субъект интересуется вопросом исцеления. Медицина подпитывает аппетиты современного субъекта к возможному знанию, говорит за субъекта, что с ним не так и почему он болен, иногда даже покушаясь на знание того, каково на самом деле субъективное значение его болезни или симптома.

Если вы ждете стандартного рецепта по МКБ, как вам справиться с самим собой в психоанализе, то этого не будет. Следовательно, это первое противопоказание.

Болезнь долгое время воспринималась как зло, зло с точки зрения морали. Болезни стигматизировались, больные исключались из общества «нормальных», здоровых людей, болезнь человека равнялась его дурному поведению, его неблагочестивым мыслям… После открытия микробов болезни получили материальное, объективное воплощение. Появились гигиена и профилактика. Чуть позже место микробной онтологии зла заняли гены, в массовом сознании причины страданий и неудач теперь связывались с геномом — наука здесь трансформируется в религиозную веру в решение проблем посредством изучения генома и манипуляций с ним.

Таким образом, в области исцеления логика профилактического и гигиенического состояния, наследница эпидемиологии, а также логика рынка и потребления лекарств, которые теперь занимают место в косметичке (с одной лишь поправкой — косметичка для здоровья), противостоят друг другу и связаны друг с другом. Больные больше хотят излечения своей болезни в будущем, чем прямо сейчас. Эта гонка за здоровьем — нелепая карикатура на ироничное «великое здоровье», о котором Ницше рассказывает в «Веселой науке». У нас уже есть здоровье, но самое главное — приобретать его снова и снова. Для Ницше здоровье — это дисбаланс, а не метрион; баланс, в котором утверждается не предотвращение болезней, а сила жизни в исцелении, за пределами болезни.

Психоанализ существует немногим более ста лет. За это время он существенно повлиял на современную культуру, философию, психиатрию и дал начало многим направлениям психотерапии. В разных станах и в разные времена он переживал периоды неприятия, восторженной идеализации, острого разочарования и спокойного исследования. В России к этому списку можно добавить забвение и возрождение. Исчезнувший почти для всех (кроме узких специалистов) после короткого периода бурного развития в 20-е годы прошлого века, психоанализ возник вновь уже в период «перестройки».

Фрейд определил психоанализ как:

а) способ исследования психических процессов, иначе недоступных;

б) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании;

в) ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постоянно развивающихся и складывающихся в новую дисциплину. (Фрейд З., » Психоанализ и теория либидо»)

Психика в психоанализе разделяется на сознание и бессознательное. Психоаналитик исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека, сознание не является всей сутью психики. Согласно представлениям, Зигмунда Фрейда, психоанализ – это метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных представлений, желаний, конфликтов на основе анализа свободных ассоциаций, сновидений, бессознательных действий. Это также основанный на этом исследовании психотерапевтический метод, опирающийся в первую очередь на анализ переноса. И, в конечном итоге, это совокупность теорий, систематизирующих данные, полученные путем психоаналитического исследования и лечения.

Эти теории описывают функционирование психики человека во всех ее проявлениях и являются основой психоаналитического мировоззрения. Такое понимание не противопоставляет так называемую нормальную психику и психику психически больного человека. Как заметил Фрейд, ему не удалось обнаружить у своих пациентов, в том числе тяжело больных людей никаких фантазий, которые он не наблюдал бы в снах, в бессознательных фантазиях здоровых людей.

Полагается, что в психике нет ничего случайного, и события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни. Фрейд ввел понятие Эдипова Комплекса (проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям), который является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества и культуры. Психический аппарат, согласно теории, состоит из трех областей — бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соме и проявляющиеся в неосознаваемых фантазиях), сознательного Я (несущего функции тестирования реальности и контроля над требованиями Оно, всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования и совесть.

Большинство психических и эмоциональных расстройств связываются в психоанализе с ранними детскими травмирующими переживаниями, с бессознательными влечениями и желаниями сексуального и агрессивного характера, вступающими в противоречие с нравственными и культурными нормами. Возникающие, в результате этого, психические конфликты, могут оказывать негативное влияние всю последующую жизнь, если не найдут полного выхода в творчестве и исследовательской деятельности. Психоанализ дает пути понимания смысла и значения бессознательного в жизни человека, раскрыть и понимать механизмы функционирования психики человека. Основной целью психоаналитической терапии является оказание помощи человеку, испытывающему душевные и психические страдания, когда он не может самостоятельно разобраться, и тем более устранить причины своего психического расстройства. В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов.

Противники психоанализа упрекали его в научной несостоятельности. Однако, на сегодняшний день эти упреки вряд ли можно считать справедливыми. Современная психодинамическая теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. В частности, подтверждены существование бессознательных когнитивных, аффективных и мотивационных процессов, амбивалентность аффективной и мотивационной динамики и их параллельное функционирование, зарождение в детстве многих личностных и социальных проблем, ментальные репрезентации «Я» и «Других» и их взаимоотношений и многое другое.

Психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией. Психоанализ продолжает бурно развиваться. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.
Автор: Сахновская Оксана Семеновна
Психолог-психоаналитик

Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Фрейд, клиника и «анализабельность»

Психоанализ Фрейда, как он сам замечает, может

вылечить симптомы невроза. Более того, аналитический опыт может предотвратить повторение симптомов и даже позволить человеку наслаждаться жизнью — в работе и любви, — но это совсем не означает счастья в его общем понимании счастья для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным…

Но применять ли анализ ко всем? Как насчет того, что некоторые субъекты, выражаясь аналитическим языком, «неанализабельны»? Человек, алчущий излечения в анализе, выходящем далеко за рамки простой терапии симптомов (так как психоаналитик, к счастью, не выписывает лекарства и не говорит, что вам делать), может пройти анализ так, что любое удовлетворение останется за горизонтом. Это то, что Фрейд называл сопротивлением. Исцелить страдающего неврозом с точки зрения психоанализа — значит преодолеть сопротивление. И это интересует Фрейда больше, чем исцеление, — то, что мешает исцелению.

Может быть интересно

Реальная смерть, символическая конспирология и воображаемое государство. Психоанализ пандемии от Александра Дугина и Жака Лакана

Отказ от вопроса

Стоит сказать, что современная клиника психоанализа — это клиника наслаждения и клиника под переносом, как его понимают Лакан и Фрейд. Перенос — это приведение в действие сексуальной реальности бессознательного, то есть в запросе на анализ, в запросе на излечение важно желание субъекта узнать о том, что в его отношениях с полом и самим собой и другим не клеится. Это вопрос о наслаждении самим собой.

Следовательно, психоанализ противопоказан тем, кто не задает себе подобного вопроса. Александр Стиванс, преподаватель клинической секции Брюсселя, основатель детской клиники «Куртиль» в Брюсселе, описывает случай отказа в психоанализе мужчине, чья жизнь была полной чашей. За исключением одного нюанса. Все пятнадцать сессий, в течение которых он приходил, он жаловался на свою жену. Это серьезная драматическая история, наполненная телесными страданиями, попытками самоубийства этой женщины, но ему отказывают в анализе. Отказывают, потому как для того, чтобы изменить свой симптом, необходимо принять и другого — партнера — в расчет и не колебаться в своем желании.

Аналитик не мэтр, не директивная инстанция и не тот, кто упражняется с вами как тренер, он скорее нейтрален по отношению к вашему выбору. По выражению Лакана, психоанализ излечивает от невежества, но бессилен против чуши. И если мы говорим о противопоказаниях, то психоанализ не подходит тем, кто хотел бы наслаждаться своим страданием. И это его право.

Статья №3: Лечит ли психоанализ? Психотерапия как эффект анализа

Любое суждение о том, чего не знаешь и не пробовал, по определению служит лишь профанации и суевериям. И клише о «дорого, долго и без результата» – это классический пример полуправды. Однако психоанализ – действительно специфическое предприятие, отличающееся, как мы уже выяснили, от психологии и медицины. Поэтому давайте разберемся с тем откуда взялись подобные стереотипы, ведь дыма без огня не бывает?

Уход от модели врача

Еще до создания психоанализа Фрейд своим отказом от популярных на тот момент методик, таких как гипноз и катартический метод, совершает серьезный концептуальный выбор. Он переосмысливает отношения между знанием, техникой работы и этикой психотерапевта. И тогда, и в наше время считается, что врач может помочь пациенту, потому что он что-то знает о проблемах и механизмах их создающих. Это знание занимает наиболее важное место в позиции лечащего, а поскольку он не только лечит, но и общается с другим человеком, то знание стоит дополнить нормами морали, а по сути: этикетом взаимодействия врача и пациента.

Однако бессознательное – это «черный ящик», и у психотерапевта нет никаких способов посмотреть «как там на самом деле всё устроено», к тому же оно еще и сопротивляется. Фрейд отказался от гипноза как раз потому, что это слишком большая власть над другим человеком при полном незнании что именно является причиной проблем. Врач, дающий «лечебные» установки пациенту в гипнотическом состоянии, попросту занимается стрельбой наугад.

«Всякий начинающий заниматься психоанализом боится прежде всего трудностей, ожидающих его при толковании мыслей пациента … Но ему предстоит скоро убедиться в незначительности этих трудностей и вместо этого понять, что единственные и серьезные трудности вытекают из необходимости овладеть переносом».З.Фрейд

Поэтому психоаналитик по мысли Фрейда начинается не со знания, а с этической позиции – по отношению к клиенту и, что очень важно, самому бессознательному. Уже в ранних психоаналитических работах он постоянно повторяет: расшифровывать и анализировать чужие содержания – это не такая большая сложность, как умение распознавать и учитывать перенос. То есть отношение или этика аналитика важнее и труднее, чем усвоение психоаналитической теории.

По сути Фрейд обнаружил, что одним из способов хоть как-то анализировать и влиять на бессознательное другого человека не вслепую – это серьезно и уважительно отнестись к материалу бессознательного происхождения. То есть ко снам, оговоркам, свободным ассоциациям и особенно к симптомам клиента. Здесь мы и обнаруживаем ощутимое расхождение логики психоанализа и логики лечения в психиатрии и психотерапии. Психоанализ признает симптом, видя в нем работу субъекта, который уже что-то изобрел, чтобы решить свои внутренние проблемы.

Пусть это решение и не самое удачное, т.к. порой приносит страдание, но и это достойно признания и уважения. То есть в симптоме, каким бы болезненным он ни был, стоит увидеть автора с его неповторимым стилем. Психотерапия же видит в симптоме лишь проблему, которую нужно поскорее устранить или купировать. Поэтому понимание термина «симптом» в психоаналитической клинике и в клинической психологии со временем станет значительно расходиться.

Позиция аналитика

Исходя из этого и строится работа аналитика: он работает с тем материалом, который приносит клиент, а значит, от него в очень малой степени зависит скорость анализа. Кто побывал в анализе, хорошо знает, что он движется по какой-то своей траектории, и иногда «прогресс» происходит очень быстро, а иногда – совсем наоборот. Это зависит лишь от субъекта, от его способности услышать и принять то, что находится в его собственном бессознательном.

Психоаналитик помогает на этом пути, но не может пройти его за вас. Кстати, именно этим подкупают многие современные пси-практики, обещающие быстрый эффект: вы почти ничего не делаете сами, приходит сантехник человеческих душ и наводит порядок. Остается лишь вопрос: годится ли вам такой порядок?

Фрейд вырабатывает позицию, которую можно назвать этической нейтральностью психоаналитика. Суть ее не только в уважении к симптому и стоящему за ним субъекту, но и в приостановке собственных мнений и эмоциональных реакций. Там, где мораль осуждает человека за некоторые его желания, психоанализ начинает свою работу с признания данности («да, у вас такое желание»), чтобы дать шанс человеку что-то сделать с этим. Принимать то, что есть, не сбегая сразу же в свои воображаемые конструкции о том, как должно быть – это на самом деле довольно сложно, потому и требует особой подготовки от аналитика.

«Психоанализ это царство речи, другого лекарства нет».Ж.Лакан

Психоанализ не лечит, он анализирует. А анализ в свою очередь дает эффекты, один из которых может оказаться «излечением», «ослаблением симптома» или «чувством, что у меня все хорошо и я больше не нуждаюсь в анализе». Жак Лакан будет с жаром настаивать на этой идее, т.к., по его мнению, идеал лечения скорее мешает работе психоаналитика.

Во-первых, потому что высок риск, что под маской излечения психоаналитик начнет неявно навязывать клиенту свои представления о здоровье и благополучии.

И во-вторых, потому что психоанализ не предполагает «восстановления», т.е. возврата к некому ранее существовавшему «здоровому» состоянию. В ходе анализа можно прийти лишь к новому состоянию, в котором есть работающее знание о самом себе. А это значит, стать другим человеком взамен того, что был прежде и не обладал знанием.

Жак-Ален Миллер добавит к этому еще одно замечание: психоанализ цивилизует (фр. civiliser – цивилизовать, просвещать). И на уровне общества, в котором существует психоанализ, и на уровне индивидов, проходящих свой анализ, психоанализ способствует смягчению нравов. Вместе с пониманием своих внутренних особенностей приходят терпимость к другим, облагороженность аффектов и уменьшение фрустрации, особенно по поводу общества и его инстанций. Можно сказать, что в анализе создаются условия для самовоспитания субъекта, или как однажды скажет Фрейд – «довоспитания». А никто иной и не может перевоспитать взрослого человека.

Психоаналитик может помочь в этом именно потому, что сам является продуктом своего анализа, он – тот, кто уже обрел некоторое знание о своем бессознательном желании. Все наши детские фантазии и трудности всегда с нами, ибо бессознательное не знает времени. Единственный способ стать взрослее не на уровне масок и привычек, а на уровне выборов, действий и ощущений – проработать свою личную историю, обнаружив и поняв скрытые механизмы, влияющие на вашу жизнь.

Резюмируем: психоанализ не направлен на лечение или избавление от проблем, он направлен на самопознание и самоизменение, которые позволяют либо освободиться от страдания, либо изменить к нему отношение. Однако всё это предполагает высокие требования и к аналитикам, и к самим субъектам, идущим в анализ, о чем мы и поговорим в следующей статье.

Это всё потому, что сексуальных отношений не существует?

В вышеприведенном случае страдание было сосредоточено вокруг сексуальных, несуществующих, отношений — и ложное удовлетворение невроза любовью в переносе было для Фрейда лучшим доказательством того, что человеческое существо больше всего больно своим полом.

У Лакана перенос служит доказательством того, что любовь компенсирует отсутствие сексуальных отношений. Под формулой «отсутствие сексуальных отношений» в психоанализе понимают вопрос на месте любой заранее обусловленной связи между полами. Травма сексуальности для каждого субъекта индивидуальна. Не существует никакого рецепта счастливой любви, отношений, жизни. Каждый из нас выдумывает свой способ — выдумка субъекта, по сути, и есть его симптом. И симптом психоанализа отличается от симптома в медицинской клинике, так как это конституирующая особенность каждого, но тем не менее он может приводить и приводит к страданию.

«Хороший» аналитик

Это, конечно, не дискредитирует ни перенос, ни любовь, если не пренебрегать пустотой значения вокруг того, что они сами и запускают (вокруг не-отношений, отсутствия сексуальной связи). Сопротивление также может быть сопротивлением психоаналитика, особенно если он является или хочет быть аналитиком, который хорош для своего пациента, психоаналитика, который хочет быть правильным психоаналитиком, умным, самым лучшим, остроумным, изящным (нужное подчеркнуть) — или, что еще хуже, быть прекрасным психоаналитиком для всех, например, для общества, страны, рабочей группы.

По Фрейду, если психоаналитик не исцеляет, если анализ остается бесконечным процессом, то чаще всего это происходит из-за эффекта высокомерия психоаналитика, который отказывается лечить другого человека.

Поэтому же возникает желание приписать случаи исцеления Богу, бессознательному, другому аналитику — а в случае неудачи это также повод их всех в неудаче обвинить.

Он отказывает, потому что…

Остановимся подробнее на фигуре психоаналитика, в конце концов, на его желании. Мы не можем говорить о противопоказаниях к психоанализу, не учитывая вероятности ошибки со стороны психоаналитика. Если мы рассмотрим ситуацию со стороны психоаналитика, то стоит отметить, что психоаналитик является частью симптома в силу того факта, что речь, симптом, адресована ему, и нам необходимо учитывать, что он должен обладать некоторыми знаниями, которые помогут расшифровать этот симптом

.

Со стороны субъекта, запрашивающего анализ, участие субъекта в его жалобе является частью его симптома

. Отсюда следует немедленный вывод: оценка противопоказаний к анализу или воздействие анализа на симптом зависят от того, что о нем говорит сам человек. Так называемые терапевтические эффекты анализа должны быть сначала оценены как возможные показания или противопоказания к анализу.

Таким образом, наличие причины и желания для анализа должно оценивается в каждом случае индивидуально. У аналитика, конечно, может возникнуть соблазн воспользоваться слабостью субъективной позиции, сомнениями, но тогда это будет ложный путь, интеллектуальный обман, уловка и уступка глупости. Хороший анализ или неполучившийся анализ всегда зависят от согласия пациента с методами и решениями, индивидуально специфичными для каждой клинической структуры в отдельности.

Если психоанализ не лечит, то в чем соль?

Как пишет Лакан, в практике психоанализа психоаналитик должен остерегаться злоупотребления желанием исцелить. Мы находим следы этого размышления в ранних семинарах Лакана, а наиболее радикальную формулировку можно прочитать в семинаре «Этика психоанализа». Желание вылечиться «по природе своей сбивает нас с пути и — сбивает с ног в мгновение ока». Желание вылечиться может сразу же ухудшить ситуацию. Лакан считает, что лучше «обозначить желание психоаналитика как нежелание лечить». Исторические предпосылки такого заявления заключаются в трансформации теории психоаналитического акта.

Изначально психоанализ основывался на речи, на символизации, излечивающей субъекта самим опытом свободного говорения и слушания. Исцеление понималось как путешествие в сторону нового значения болезненного симптома. Позже, в семинаре «Тревога», Лакан развенчивает свой первый аргумент, говоря о том, что исцеление является побочным эффектом анализа, и вводя в опыт измерение ошибки. Именно в определенной неудаче субъект моментально находит реальность своего бессознательного. В дальнейшем Лакан заменит упомянутую вначале заботу об исцелении субъекта более тонкой формулировкой «улучшить положение субъекта».

И следующее противопоказание к анализу можно сформулировать так: аналитик не предоставляет анализанту возможность анализа, не будучи уверенным, что предоставит ему более выгодную позицию.

Да кому нужен ваш психоанализ?

В очередной раз получила вопрос, зачем я попёрлась изучать психоанализ, зачем сама с маниакальным упорством ползаю к аналитику уже N лет, зачем постояно хожу на семинары, конференции, если доходов мне это не прибавляет. И в очередной раз не смогла дать вразумительного ответа. Действительно, кому всё это надо, неужели найдутся идиоты (кроме меня и мне подобных), кто согласится платить бабки за «разговоры по душам». Ведь есть же друзья, близкие, алкоголь наконец. Ведь всем известно, что «Лучший психолог — это подруга с бутылкой». Меня всегда такие вопросы ввергали в растерянность. Очень хочется иметь в запасе 2–3 дежурные, но, желательно убедительные фразы… Но их нет. А в ответ на подобные удивления я уже привыкла глупо выглядеть и что-то лепетать, типа «не у всех есть друзья». И вот я решила сесть и сформулировать ответ. Раз и навсегда. Если получится. Может, и не получится, но я всё же попробую.

Для начала немного детских воспоминаний. Всё моё сознательное детство я до жути, до паники боялась темноты и фрицев под кроватью. В особо критических случаях бабушка шла со мной в спальню и держала за руку, пока я не отрубалась. Потом это было её любимой историей, вспоминавшейся в контексте: «Вот выросла и бабушка не нужна, а раньше…». И всё всегда сопровождалось снисходительным смехом: «Вот ведь дурочка, темноты боится». Со мной хорошо обращались, меня любили, как могли, возможно, даже слишком сильно любили… Но в нашей семье не было принято разговаривать с детьми «о чувствах» (да мне кажется, что в нашем обществе вообще не было таких традиций). О правилах поведения — да, о мерах безопасности — да! Но о ерунде типа ночных страхов… Тут можно только презрительно фыркнуть, ибо кто станет думать о таких мелочах.

Далее дитё, т.е. я, росла, и страхи мои тоже. Сменились герои ночного кошмара, а паника никуда не делась. Только к ней присовокупилось чувство стыда, от того, что я такая идиотка, в 15 лет темноты боюсь и не могу смотреть ужастики, т.к. потом спать мне долго не придётся. Это сводило с ума и не прибавляло ни школьной успеваемости, ни уверенности в себе. Меня тогда начала регулярно посещать мысль о том, что мне нужна помощь, и возможно, помощь специалиста. А где её взять?

Варианты:

  1. Сказать маме. Мама у меня тогда ещё была демократичная. Нееее, сразу отметается. Потому что тут же всплывает её образ, немного возмущённый, немного снисходительный, и изрекающий нечто о ерунде и богатом воображении. А следом за ним другой образ: паника, ужас на лице матери, вызванный безумием дочери. Плюс, через сутки о моём «секрете» будет знать вся родня, все мамины коллеги и вся окружающая среда. В общем, я до сих пор не знаю, какой бы была её реакция, потому что так и не решилась ей что-то рассказать.
  2. Рассказать сестре или подруге — однозначно нет. Оборжёт. И тоже нет никаких гарантий, что не будет знать вся школа.
  3. Пойти в пихушку по мету жительства. О ужас!!! меня поствят на учёт, как душевнобольную, и через какое-то время об этом знает весь Уралмаш.

И снова к ночным страхам присоединяется страх нечеловеческого позора, и друг подростка — стыд. Так и сходила с ума в одиночку. Это сейчас я понимаю, что ни мать, ни подруга не стали бы трепаться о таком направо и налево, а психиатры не распространяют информацию о пациентах и на ровном месте не записывают людей в «безнадёжные психи». Но тогда — таковой была моя психическая подростковая реальность, я не чувствовала себя в безопасности. А нет безопасности — не станешь обнажаться. Особенно обнажать то, что болит.

Вот оно, первое, что даёт психоаналитик (психолог, психотерапевт, психиатр, как хотите) — это безопасность. Когда речь идёт о сильных, глубоких и болезненных переживаниях, эмоциональная безопасность важна ровно на столько, на сколько необходима стерильность в операционной при проведении полостной операции.

Ну согласитесь, если вы в лесу порезали палец, вы берёте аптечку и обрабатываете порез. И при этом можете показать его всем окружающим, позволите подуть на ранку, тут стерильность не обязательна. Главное — вовремя «обеззаразить» и перебинтовать. В крайнем случае, повреждение в «труднодоступном месте» может обработать кто-то, находящийся радом. Те же правила действуют при редких недомоганиях и лёгких болях, которые можно снять таблеткой или мазью, при зубной боли, которую можно снять полосканием. Вряд ли в такой ситуации Вы пойдёте к врачу, если вы не ипохондрик. Но если у Вас сильная травма, флюс, нагноение, острая боль или хроническое заболевание — вы таки пойдёте ко врачу. Глупо думать, что при душевных болях и страданиях стоит действовать иначе. Есть ситуации, которые человек способен пережить сам, есть такие, где нужна поддержка близких. А есть чувства, мысли, фантазии и бог знает что ещё, с чем человек соприкоснуться не в состоянии вообще. Оно причиняет боль, страдания, но «нечто» не позволяет это ни пережить самому, ни поделиться с окружающими. Особенно это касается переживаний, связанных со стыдом и виной. Для того, чтобы с этими штуками соприкоснуться, нужна та самая безопасность. И дело тут не только в конфиденциальности. Безопасность подразумевает также полное принятие человека со всеми его тараканами. Безопасность — это уверенность в том, что всегда есть кто-то, в одном и том же месте, в одно и то же время, в одном и том же кабинете при закрытых дверях. И этот кто-то готов выслушать весь твой бред, все страхи, рассмотреть все «скелеты в твоём шкафу», посчитать и с уважением разглядеть всех твоих тараканов, и при этом не станет ни смеяться, ни осуждать, ни пугаться, ни попытается тебя бросить и сбежать. Он выдержит всё, и тем самым поможет тебе научиться выдерживать все свои «невыносимые непереносимости». Этот кто-то будет готов сопереживать, поддерживать, помогать разобраться в мешанине мыслей и чувств, он всегда будет служить твоему развитию. И никогда не потребует ответного служения, ибо всё, чего ты достиг в его кабинете, ты достиг сам. Он просто был рядом и давал эмоциональную опору. Он светил своим психоаналитическим фонарём туда, где у тебя посветить не получалось, или даже не приходило в голову посветить.

Мой привычный невразумительный ответ — «когда нет друзей». Надо думать, что люди, у кого друзья есть, таких людей никогда не встречали. Это не говорит о том, что таких людей не бывает. И мы опять возвращаемся к безопасности. Т.к. отсутствие друзей и нормальных взаимоотношений с другими людьми есть следствие проблем с доверием. Сложно доверять врагу. Понятно, что для меня самой этот вопрос невероятно важен, иначе зачем бы я сейчас о безопасности распиналась. Но ведь должно же быть что-то кроме безопасности. Но боюсь, что всё к ней же и придёт.

Попробую рассмотреть основные проблемы, с которыми обращались ко мне:

  • предательство, бросание и невозможность вступить в отношения из страха пережить их снова;
  • потеря близкого человека, сложность выхода из созависимости;
  • обида, невозможность справиться со своей «обидчивостью» и связанные с этим низкие адаптивные способности у ребёнка;
  • промискуитет, как невозможность войти в стабильные отношения, поиск идеала;
  • невозможность выйти из травматичных отношений;
  • невозможность войти в отношения, опять же поиск идеала;
  • супружеская измена, чувство вины, страх осуждения и «припоминания»;
  • агрессия, страх собственной разрушительности;
  • неспособность простить, саморазрушительная мстительность; и т.д.

В некоторых случаях я действительно не могла понять, зачем тут я. Например, человек страдает от конкретной ситуации, которую сам некогда создал. В моём почти молчаливом присутствии сам осознал причины и мотивы своего поведения, озвучил чувства и переживания, прикинул варианты развития событий, свои силы, риски, а так же жертвы, на которые он готов для выхода из сложившегося положения… Я тут не то чтобы на роль психоаналитика, я даже на роль коуча едва тянула! Когда я спросила, зачем он ко мне обратился, если он всё понимает сам, он мне ответил: мне надо это с кем-то разделить. Просто мужику был нужен дополнительный ресурс для мобилизации своей же мозговой актвности, подавленной растерянностью и стыдом. Он не был готов даже за бутылкой водки рассказать кому-либо из своего окружения о том, что изменил жене. Логика его мысли была такова: дело не в том, что друг его может осудить, он сам гуляет. Но: друг не сочтёт его переживания глубокими и обоснованными, он может проболтаться. А распространение информации ещё больше ударит по самолюбию его жены, и тогда ситуацию исправлять будет намного сложнее! Я в тот момент испытала к этому мужику искреннее чувство благодарности. Сама не поняла, за что! Сейчас понимаю.

Психоаналитик даёт человеку дополнительный ресурс там, где его ресурс недостаточен или недоступен. К сожалению, далеко не у всех получается так легко и быстро «подключиться к ресурсу». В изложенной выше ситуации мужчина не принёс в терапию каких-либо глубоких и длительных страданий и ему было достаточно нескольких встреч для решения насущного вопроса, в остальном же он был доволен и успешен. Но там, где есть запрет на прикосновение к каким-либо чувствам, переживаниям и опыту — этот дополнительный ресурс просто необходим. В терапевтической ситуации аналитик способен пережить чувства, которые клиент по какой-то причине пережить не способен. Зато он способен в безопасной ситуации прикоснуться к запретному и ощутить, что ему за это ничего не будет.

Но об этом я вряд ли смогу сказать, отвечая на вопрос скептика. Ибо выглядеть это будет, как сюжет из битвы экстрасенсов. На помощь прийдёт поговорка «одна голова хорошо, а 2 лучше. Но это в том странном случае, если вторую голову можно взять только здесь.

Ответ напрашивается один: есть люди, которые нуждаются в помощи, а я могу им помочь, я хочу им помочь, мне нравится быть полезной. Я могу обеспечить и безопасность, и поддержку, и ресурс. Разумеется, в пределах своих ограниченных возможностей, ибо я не волшебник и даже не учусь. Кому не смогу помочь я — тому наверняка помогут мои более талантливые коллеги.

Не думаю, что на данном этапе у меня получилось нечто убедительное, но я к этому вопросу ещё вернусь.

Не исцеление, но нежелание

Так как исцеление в целом остается для Лакана видимостью и кажимостью, он предлагает в анализе путь нежелания исцелять, чтобы избежать тупика с желанием исцелить, так как подразумевается, что ваша болезнь и ваше страдание — это ваш выбор и способ справляться с невыносимым вопросом о существовании. Это нежелание нельзя путать с желанием не лечиться. Второе происходит скорее со стороны бездействия и незнания, противоположных тому, что несет за собой психоаналитический акт, — изобретению нового знания о себе. Это также перекликается с тем, что в буддизме связывает транзитивное желание, желание чего-то вообще, со страданием.

Путь нежелания — это доступ к пробуждению другого желания, когда вещественное желание того или иного, в данном случае — излечения от болезни, служит нам, чтобы усыпить желание. Таким образом, нежелание излечиться оставляет место для этого «лечения», которое сам психоанализ представляет как доступ к реальности бессознательного, способ справиться с тупиками наслаждения.

Нежелание быть излеченным — вот что наиболее близко к тому, что обнаружил Фрейд: анализирующий субъект — это также тот, кто не хочет быть излеченным. Кроме того, сама жизнь не хочет лечить. Наслаждение тела не хочет пропадать. Однако субъект, тело, всегда ошибается относительно объекта своего страдания и наслаждения, потому что его вводят в заблуждение объекты желания. Объекты потребления обманывают нас: они не излечивают нас от симптома человеческого наслаждения. И, как мы выяснили ранее, лечение в психоанализе не является главным опытом. Симптом в психоанализе — это не то, что требует устранения, но то, что отвечает на вопрос о вашем существовании как человека.

Итак, противопоказания к психоанализу, как и показания к нему, зависят, в сущности, от решения субъекта прийти в анализ со страданием и честно рассказать о нем — его весомая история, его страдания, его структура и его вопросы к самому себе будут проводниками и методами. Опыт психоанализа подходит не каждому, но для каждого он возможен, если есть желание знать о причине того, почему вы тот, кто вы есть. Знаменитая формула Лакана — «все бредят»- как раз об этом. Психоанализ — это разрешение на собственный бред.

Фрейд как основатель психоанализа. О Фрейде

метки:

Психоанализ, Метод, Пациент, Человек, Гипноз, Причина, Лечение, Зигмунд Вопрос № 17 «Фрейд как основатель психоанализа. Психоанализ как метод лечения.»

Фрейд как основатель психоанализа. О Фрейде.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939г.г.) — австрийский психолог, основатель психоаналитической школы, врач-психотерапевт, выступивший в начале XX в. с новым нетрадиционным видением человека и культуры, создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа (психоаналитического метода лечения нервнобольных людей).

Фрейд родился в городке Фрайберг в Моравии (тогда провинция Австрии) 6 мая 1856 года. Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году. Работал в терапевтической, психиатрической клиниках Вены, у Шарко — в Париже, у Бернхайма — в Нанси. В 1881 г. получил степень доктора медицины. Вместе с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов. В 1895 г. вышла их книга «Исследования истерий». От неё принято вести историю психоанализа. С 1902 г. — профессор Венского университета. Более сорока лет посвятил разработке теории и практике психоанализа. Работы: «Толкование сновидений» (1899), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я» и «Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворённость в культуре» (1930) и другие. В 1930 году удостоен Премии Гёте, в 1936 г. избирается иностранным членом Королевского научного общества (Лондон).

Фрейда называют и учёным, и провидцем, и основоположником нового направления в науке. С его именем связывают понятие бессознательного в психике человека. Его теория обогатила многие области современных знаний.

На пути к созданию психоанализа. Изначально Фрейд лечил больных принятыми в то время методами физиотерапии. Считалось, что поскольку нервная система представляет собой материальный орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует посредством физических процедур, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др. Однако, очень скоро Фрейд стал испытывать неудовлетворенность этими физиотерапевтическими процедурами, т. к. эффективность лечения оставляла желать лучшего, и он задумался над возможностью применения других методов лечения. Придя к выводу, что душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами, которые требуют своего разрешения, Фрейд поставил перед собой задачу по выявлению и раскрытию внутренних драм, разыгрывающихся в глубинах человеческой психики. Фрейд выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным». Десятилетиями погруженный в анализ причин заболеваний своих пациентов, страдавших от неврозов, Фрейд искал пути излечения в воздействии не на организм (хотя при неврозах наблюдаются органические симптомы), а на личность.

6 стр., 2914 слов

Зигмунд Фрейд психоанализ

Содержание Введение 1 Жизненный путь Зигмунда Фрейда 2 Понятие психоанализа 3 Основные идеи психоанализа 4Заключение 5Список использованной литературы Введение Жизненный путь Зигмунда Фрейда Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейбурге, провинциальном городе, в семье мелкого торговца. Вскоре семейство Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену. З.Фрейд рос в семье, в которой религиозные …

Из его работ следовало, что, игнорируя мотивационно-личностное начало в человеке, имеющее свою историю и сложный строй, невозможно выяснить, что же нарушено в организации поведения, а не зная этого, невозможно возвратить человека к норме. Фрейд долгое время изучал анатомию и физиологию, однако эти знания не давали необходимых ответов на ряд острых вопросов, в частности на вопрос о происхождении некоторых невротических заболеваний. Нужны были новые пути, и решающим моментом в истории психоананализа явился факт знакомства Фрейда с феноменом гипноза. С большим вниманием Фрейд отнёсся к методам лечения истерии, проводимым его коллегой и другом Йозефом Брейером. Одним из таких методов был и метод гипноза. Брейрер назвал его древнегреческим словом «катарсис» (очищение).

Овладев основами гипноза, Фрейд принялся за лечение больных этим способом, что приносило иногда хорошие результаты. Как оказалось, причиной психических заболеваний могут служить травмирующие ситуации, относящиеся, чаще всего, к раннему детству. Однако, скоро Фрейд убедился, что выздоровление пациентов зачастую носит частичный характер. Вскоре Фрейд отказался от этого метода по двум причинам. Во-первых, не все пациенты поддавались гипнозу и во-вторых Фрейд обнаружил, что через некоторое время симптомы возвращались или появлялись другие. Тем самым, Фрейд решил отказаться от гипноза. Фрейд считал, что достаточно добиться сосредоточения пациента на определённой мысли. Он требовал вспомнить причину заболевания и для усиления эффекта накладывал руку на лоб больного. Вскоре Фрейд упразднил свою технику, позволив пациенту просто говорить всё, что приходит ему в голову, не оказывая при этом никакого стимулирующего давления. Пациенту давалась возможность самому разобраться в своей проблеме, понять из-за чего она возникла и самому найти выход из ситуации, никоим образом не давая ему советов и не навязывая собственного мнения относительно того, как ему надо поступать. Так появился метод свободных ассоциаций.

8 стр., 3890 слов

Психоанализ и проблема человека. Гениальность и помешательство

551-8460 РЕФЕРАТПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ: Психоанализ и проблемачеловека. “ …

Фрейдом были открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся регуляции человеческого поведения, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики. Своё учение Фрейд назвал психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические наблюдения и самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. Психоаналитическое учение Фрейда было ориентировано всецело на человеческое бытие, на мотивы поведения человека в окружающем мире. Исследования Фрейда, имевшие своей целью изучение неизведанных доселе элементов человеческой психики, затрагивали не только проблемы невротических заболеваний, но и другие известные социальные явления, в том числе и психологию. В ряде своих работ Фрейд затрагивал вопросы, ранее не входившие в сферу интересов классической психологии, однако психоанализ Фрейда стал универсальной психологической дисциплиной в плане исследования. Фрейд развил технику психоанализа как метода лечения душевных заболеваний. Он сформулировал теорию структуры человеческой личности, развил психологические теории, касающиеся возбудимости, защитных механизмов, подавленности. Большое значение Фрейд придавал осмыслению внутреннего мира человека, выявлению тех движущих сил, которые изнутри задают направленность человеческого развития. Такими движущими силами в классическом психоанализе признаются влечения человека. На раскрытии их природы были сосредоточены все усилия Фрейда. Психоанализ как метод лечения

Понятие психоанализа

Первоначально данное понятие, введённое Фрейдом в 1896 г. в опубликованной на французском языке статье об этиологии неврозов, означало определённый терапевтический приём. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. В работах самого Фрейда содержатся многочисленные определения этого метода. Является ли психоанализ наукой, способной к объективному изучению и объяснению бессознательных влечений и желаний человека? Представляет ли он собой искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры? Или же психоанализ — это один из методов лечения, используемых в психотерапии? Ответы на эти вопросы зависят от того, под каким углом зрения рассматривается психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре. В различных работах Фрейда встречаются следующие определения психоанализа: 1. Психоанализ является частью психологии как науки. Он представляет собой незаменимое средство научного исследования. 2. Психоанализ — это орудие, которое даёт возможность «Я» овладеть «Оно». Любое исследование, признающее факты трансфера (переноса) и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом. Это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни. 3. Психоанализ не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический приём. Это один из видов самопознания. 4. Психоанализ — это искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний. Это нечто среднее между медициной и философией. 5. И, наконец, психоанализ — метод лечения нервнобольных. Таким образом, диапазон трактовок психоанализа у самого Фрейда довольно обширный, а среди различных исследователей до сих пор ведутся дискуссии по поводу того, что представляет собой психоанализ.

7 стр., 3211 слов

Психоанализ Фрейда 3

… клинической практики исследования и лечения неврозов, при этом психоанализ представляет собой философское учение о человеке, социальной философии. Многие моменты учения Фрейда взяты из его собственной … жизни. К основным методическим средствам в психоанализе …

О психоанализе как о методе лечения .

Что же представляет собой психоанализ как метод лечения? По словам Фрейда, психоанализ, являющийся и методом исследования, и методом лечения, возник как терапия. Можно сказать, что он наводит порядок в сознании и подсознании и восстанавливает между ними связь. С его помощью удаётся исправить печальные последствия психологических травм, которые люди получили в прошлом. Психоанализ проводится в определенных стандартных условиях, получивших название «психоаналитической ситуации». Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.).

26 стр., 12767 слов

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

… иные явления влияют на человека психологически. Я опишу развитие отношений между кино и психоанализом, психоаналитическую методологию кинокритики … препятствия и сопротивления, которое присутствует в каждом случае лечения. Фильм строился бы вокруг глубинной психологической ситуации, … Самюэлем Голдвином за сотрудничество в фильме. З. Фрейд отверг это предложение без колебаний. Однако, взгляды …

В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Однако Фрейд рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве психотерапии, сколько из-за содержащихся в нём разъяснений, которые психоанализ даёт о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности. Практикуя психоанализ как метод лечения, Фрейд не только убедился в решающей роли травмирующих воспоминаний в этиологии невротических заболеваний, но и сделал предположение о преимущественно сексуальном характере этих воспоминаний. Сначала Фрейд полагал, что такие пациенты в детстве подвергались сексуальному насилию, но потом пришёл к выводу, что речь должна идти о детских фантазиях на сексуальные темы. Задачей психоаналитика было довести до сознания пациента вытесненный материал, преодолевая сопротивления самого пациента. В процессе терапевтической практики Фрейд столкнулся с таким явлением, как «перенос» или «трансфер». Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. В этом отношении перенос — повторение в миниатюре невротического процесса.

Для того, чтобы понять откуда возник симптом, необходимо было обратиться к прошлому, а воспоминания о прошлом очень часто связаны с детством, взаимоотношениям с родителями, со сверстниками. Поэтому Фрейд пологал, что причину возникновения болезни надо искать именно в детстве. Перенос являлся важной составной частью психоаналитического лечения, поэтому изучению переноса Фрейд и его последователи традиционно уделяли много интереса. Фрейд обнаружил, что ассоциации в методе свободных ассоциаций далеко не всегда были столь уж свободными. Рано или поздно пациенты доходили до определённой точки, дальше которой не могли или не хотели пойти. По мнению Фрейда, подобное сопротивление свидетельствовало о том, что существуют такие воспоминания, которых пациент стыдится, или по отношению к которым испытывает отвращение. В этом случае сопротивление выступает как форма защиты сознания от слишком болезненных переживаний. Так появился феномен сопротивления (отказ от раскрытия слишком болезненных воспоминаний при использовании метода свободных ассоциаций).

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

Антидепрессанты Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (трициклические антидепрессанты и селективные ингибиторы): Механизм действия: повышают норадренергическую и серотонинергическую активность в результате подавления обратного захвата обоих нейротрансметтеров; обладают также антихолинергическим, антигистаминным действием и антагонизмом к альфа-адренорецепторам. Амитриптилин …

Открытие Фрейдом этого феномена привело его к формулировке одного из важнейших принципов психоанализа — принципа подавления (процесс блокирования и вытеснения из сознания неприемлемых по каким — либо показаниям идей, воспоминаний или желаний. При этом данные воспоминания и желания продолжают существовать, но на уровне бессознательного(бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается)).

По мнению Фрейда, принцип подавления является единственно приемлемым объяснением феномена сопротивления. Неприятные идеи или импульсы выталкиваются из сознания и насильно удерживаются вне его пределов. Задача врача в подобной ситуации состоит в том, чтобы помочь пациенту восстановить в сознании вытесненный материал. Это даёт человеку возможность встретиться с этими переживаниями лицом к лицу и научиться их контролировать. В клинической практике постоянно приходится сталкиваться с подобной ситуацией, когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется с внутренними конфликтами. На самом деле он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлетворяющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бегства в болезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов. Фрейд приводит такое сравнение: «Представьте себе,что по узкой тропинке, проложенной на крутом склоне скалы, едет на осле человек. Неожиданно на повороте появляется лев. Положение безвыходное: тропинка настолько узкая, а лев столь близко, что повернуть назад и убежать уже невозможно.

23 стр., 11342 слов

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры как сублимации эроса

… обобщение психоанализа — фрейдизм — стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии. Суть фрейдовского открытия состоит в том, что Фрейд открыл в человеке бессознательное. О …

Человек считает себя обречённым на неминуемую гибель. Ему не оостаётся ничего другого, как пассивно ожидать своей смерти или, собравшись с силами, вступить в схватку со львом, хотя шансы на выживание ничтожны. Иначе ведет себя осёл. Столкнувшись с опасностью, он вместе с сидящим на нём человеком бросается в пропасть. Лев остаётся что называется, с носом. Но и для человека исход оказывается губительным, так как он даже не успевает вступить в борьбу за свою жизнь». Этим сравнением Фрейд подчёркивает, что помощь, оказываемая неврозом, даёт ничуть не лучшие результаты для человека, чем попытки осла избежать гибели от разъярённого льва. Так что подобное разрешение внутриличностных конфликтов нельзя признать эффективным. Лучший выход из положения — это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешения возникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человеком своих бессознательных влечений. Психоанализ и является тем средством, благодаря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бессознательного в сознание. «Там, где было Оно, должно быть Я» — такова основная максима классического психоанализа.

Цель психоаналитической терапии — замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Проведение психоаналитической терапии даёт возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что — более зрелыми способами реагирования. В психоанализе работа ведётся на уровне бессознательного, т.е. пациенту помогают понять и осознать причину возникновения данного симптома или недуга. Если пациент сам осознаёт, из-за чего возникла проблема, в чём причина её возникновения, то, как обычно, симптом, как следствие данной проблемы уходит сам. По — этому отличительная особенность психоанализа или метода свободных ассоциаций от гипноза заключается в том, что если пациент сознательно приходит к истокам своей болезни и осознает причину возникновения своего недуга, то тот исчезает навсегда, в то время как гипноз является своего рода «насильственным» вмешательством в бессознательное. Иными словами сознание не принимает данную информацию и через некоторое время «защищается», возобновляя данный симптом или видоизменяя его в другой. Ещё одним существенным моментом лечебного метода во фрейдовском психоанализе является анализ сновидений.

По мнению Фрейда, сновидения представляют собой замаскированную форму удовлетворения подавленных желаний. Их суть состоит в том, чтобы служить своеобразным осуществлением желания. Сны имеют как явное, так и скрытое, латентное содержание. Явное содержание — это то, что человек рассказывает о своём сновидении, припоминая события, происходившие во сне. Однако, настоящий смысл сновидения заключён в его латентной части и вскрывается лишь в процессе символического истолкования. По убеждению Фрейда, пациенты могут выразить свои подавленные желания — латентное содержание сновидений — исключительно в символической форме. И хотя некоторая часть подобных символов имеет личностный характер и относится только к данному пациенту, тем не менее, значительная часть символов присуща всем людям. Вопрос об эффективности психоанализа как метода лечения психических расстройств остаётся открытым. Его сторонники убеждены, что психоанализ является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное лечение. Его противники считают, что психоанализ — дорогостоящее удовольствие, не приносящее реального выздоровления…. Конечно, бывает, что психоанализ не приводит к исцелению. Хотя чаще он приводит к огромным успехам.

До Фрейда в научных исследованиях поведения человека главное внимание уделялось либо физиологическим основам и факторам этого процесса, либо его зависимости от сознания. Сама психология, возникшая в качестве самостоятельной области знаний, отличной от философии и физиологии, понималась как наука о сознании, о тех явлениях внутреннего мира, которые индивид способен воспринять ясно и отчетливо и дать о них самоотчёт. На таких самоотчётах субъекта базировалась экспериментальная психология. Предполагалось, что никто не может установить психический факт с такой достоверностью, как тот, кто его непосредственно испытывает, кто сообщает о нём, направляя внутренний «взор» на происходящее в собственном сознании. Фрейд, преодолев такое понимание психики, выдвинул предположение о том, что наряду с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не изучив которую, невозможно понять природу этой активности. Заслуга Зигмунда Фрейда заключается в том, что он не побоялся посмотреть на психологию человека совершенно с другой стороны. И пусть многие гипотезы Фрейда были слишком смелыми, а некоторые — даже ошибочными, но, думаю, это и помогло Фрейду в создании его знаменитого метода свободных ассоциаций. Считаю, что разработанная Фрейдом методика лечения психоанализа является великим достижением медицины XX в. И, не смотря на то, что происхождение психоанализа связано с именами целого ряда выдающихся научных деятелей, главенствующую роль в происхождении и развитии новой психологической дисциплины принадлежит только одному человеку — Зигмунду Фрейду.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]