Значение речи в жизни человека статья по логопедии


Красивая речь с движением

С самого детства большинство родителей приучают своих чад, соблюдать определённые правила хорошего тона, которые непосредственно связанны с речью. Прежде всего, с самого маленького возраста запрещается разговаривать за столом с полным ртом, тем более что это достаточно опасно ввиду возможности поперхнуться едой. Также существует запрет на использование в речи разнообразных простонародных «уличных» словоформ, способных указать на недостаточное воспитание каждого человека. Избавить от говора — одна из важнейших задач, по мнению многих родителей. Все эти правила хорошего тона придуманы не из-за стремления ограничить развитие человека, а так как воспитанный человек способен оказать положительное влияние на общество и это самое общество обязательно его примет. Кроме общепринятых правил хорошего тона существуют и достаточно недвусмысленные, которые ограничивают речь в движении, ведь разговор на бегу не может принести пользы не от общения, да и занятие спортом будет нарушено.

Ни один человек, бегущий и разговаривающий одновременно, не в состоянии сосредоточиться ни на физических упражнениях, ни на теме разговора. Речь и движение малосовместимы.

Каждый человек разговаривает во время движения, кто по мобильному, а кто со своим спутником. Но такое общение нельзя назвать конструктивным, ввиду того, что все важные решения принимаются не в ходе мимолётных слов во время движения, а в соответствующей обстановке в кабинетах или на рабочем месте.

Значение речи в жизни человека статья по логопедии

«Если человек не может грамотно, правильно

изложить свои мысли, значит, он и мыслит так же

бессмысленно, хаотично».

А. С. Яковлев.

Значение речи в жизни человека

Способность человека говорить является одной из ярких его особенностей. Чем богаче и правильней его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Этим объясняется большое внимание, которое уделяется проблеме речи в общей, специальной психологии и педагогике.

Речь играет исключительную роль в жизни человека. Она служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться знаниями, опытом, согласовывать действия. В этом заключается коммуникативная функция речи, которая лежит в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Слово, таким образом, как психологическая единица речи, с одной стороны, служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции. С другой стороны, необходимым условием развития речи ребенка является накопление представлений, понятий, знаний об окружающем мире, которые становятся содержанием для высказываний, суждений, умозаключений.

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

Вместе с тем речь является и средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет она и в формировании, протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих « ошибок», легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций.

Но кроме всего этого, речь является средством обучения. Вне речи сам процесс обучения становится невозможным, так как содержание его в конечном счете сводится к формированию у ребенка ясных и осмысленных понятий о предметах и явлениях окружающего мира, а они всегда выражаются в словах.

Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Но, как правило, нормально развивающийся ребенок овладевает речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими его людьми. К концу дошкольного периода он обычно полностью осваивает фонетику родного языка; их активный словарь достигает иногда до 5 тыс. слов; в основном завершено и практическое овладение грамматикой устной речи. Ребенок приходит в школу, как утверждает В.Г Петрова, с развитой разговорно-бытовой речью, легко общается с окружающими, свободно принимает участие в беседах на доступные ему темы, может рассказать о событиях, которые ему пришлось пережить, без труда выполняет несложные поручения и т.д. Таким образом, можно считать, что устная речь нормально развивающегося ребенка, приходящего в школу, в основном сформирована, хотя у нее есть свои своеобразные черты, которые отличают ее от речи взрослого.

Совсем иначе обстоит дело, когда имеются те или иные нарушения речевого развития ребенка. Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении человека. Л. Г. Парамонова указывает, что важнейшая роль речи в процессе обучения и в развитии человеческой личности становится особенно ясной, когда встречаются случаи тяжелой речевой патологии. Именно здесь наиболее отчетливо проявляется связь между развитием речи у ребенка и развитием его мышления. И связь эта настолько велика, что детей с резко выраженной задержкой речевого развития нередко относят к умственно отсталым, хотя у них интеллект первично сохранен. При этом необходимо помнить, что недостатки речи оказывают отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка. У него может возникнуть речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость. Особенно резко обнаруживается неуверенность в своих силах и знаниях. Это понижает интерес к окружающему, подавляет любознательность.

Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. В связи с этим становится понятным, какую огромную роль призваны выполнять специальные детские сады для детей с нарушениями речи.

Литература :

  1. Р. С. Немов «Психология». «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
  2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М. 1991.
  3. Л.Г.Парамонова « Говори и пиши правильно». «Дельта». 1996
  4. В.Г. Петрова «Развитие речи у уч-ся вспомогательной школы». М. 1977.

Контроль дыхания

Да, существуют профессии, в которых просто невозможно обойтись без речи в движении, и это связано прежде всего с необходимостью информировать коллег или общественность во время выполнения определённых действий, связанных с движением. Для таких людей воздействие словами очень важно. В этих случаях необходимо развивать дыхательные функции своего организма. Ведь речь с движением требуют соблюдения ритма, а достичь его возможно только при развитой дыхательной системе, которая способна обеспечить кислородом мышцы, требующие энергии при движении, и в то же время позволяет на одном ритме произносить обдуманные слова.

Достичь монотонного ритма разговора при выполнении двигательной функции может каждый, при этом необходимо иметь достаточно хорошую физическую форму и возможность контролировать своё дыхание.

Ведь при сбое ритма дыхательной системы нарушается как ритм речи, так и работа внутренних органов, которые напрямую связаны с объёмом поступления кислорода в кровь.

Да и действительно, практически каждый человек замечает, как трудно удержать ритм речи при быстрой ходьбе или беге, а ведь есть люди, которым тяжело говорить даже во время короткой прогулки.

Функции языка

  1. Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
  2. Средство общения (коммуникации); язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
  3. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Связь движения и речи

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Все мы, наверное, помним детские игры, в которых совершали оговоренные движения и одновременно хором декламировали простенькие стишки («У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для малышей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами. Так, широко распространено использование игры для обучения актерскому искусству.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.

Мысли определяют речь

Реальная история:

Ученик подходит к мастеру и спрашивает:

– Вы советуете жить с открытым умом (open mind). Но тогда весь ум может улететь, так?

– Ты просто крепко рот закрой. И все будет хорошо.

Мысли определяют речь, поэтому важно не думать плохо ни о ком. Чем больше у нас хаотичных мыслей в голове, тем больше они проявляются на языке и тем более будет беспорядочная речь. Тот, кто ясно мыслит, тот ясно говорит.

Есть еще один уровень — научиться принимать критику. Одно из качеств ума — то, что он способен оправдать себя в любом положении. Чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него слышите. Даже совершив самое гнусное преступление, такой человек не краснея оправдывает себя. Я проводил семинары в тюрьмах, в том числе для особо опасных преступников, меня очень удивляло, что практически никто себя не считал виноватым.

Один из главных показателей, человека, который находиться на высоком уровне развития, определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Литература

  • Выготский Л. С.
    Мышление и речь / Под редакцией и со вступительной статьей В. Колбаковского. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. — 326 с. — 10 000 экз.
  • Жинкин Н. И.
    Речь, как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 159 с. — 6000 экз.
  • Николаев А. И.
    Значение понятий «речь» и «язык» в литературе // Основы литературоведения / учебное пособие для студентов филологических специальностей. — Иваново: ЛИСТОС, 2011. — 255 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]