Культура речи. Нормы русского литературного языка план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему


Зачем нужна речь

Ученые выделяют несколько главных функций речи, о которых должен знать каждый.

  1. Речь является типичным инвентарем, с помощью которого люди обмениваются вместе эмоциями, идеями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, скопленного населением земли. Средством языка люди узнаютт мир, в каком живут.
  3. Для заслуги результатов деятельности человек должен ее организовать и спланировать. Этот процесс вероятен только тогда, когда он обладает языковыми способностями.
  4. С помощью речи человек способен повлиять на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции полностью открывают значение языка в жизни населения земли.

Понятие функционального стиля

Функциональный стиль (языковой жанр, функциональная разновидность языка) — это употребление литературного языка в определенной сфере человеческой деятельности. Стили можно отличить между собой по характерным приемам речи, языковым, морфологическим и синтаксическим особенностям. Функциональный стиль организован несколькими уровнями языковых средств.

В классической классификации присутствует 5 функциональных стилей речи:

Разговорный стиль являет собой обособленный вид, не имеющий подвидов. Остальные 4 разновидности объединяются в книжно-письменный стиль.

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма либо чтения работает письменная речь. Какая устная форма употребляется человеком? Слушание и говорение – это разновидности устной речи.

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической либо монологической. Перевод с греческого позволяет осознать, что диалог – это разговор 2-ух либо нескольких лиц, а монолог – это выражение 1-го человека.

Исходя из убеждений дефектологов, речь бывает верная либо некорректная. Схожую же оценку языку дают языковеды. По их воззрению, верная – это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную расцветку. Некорректная же (малограмотная) содержит огромное количество языковых ошибок.

Публицистический стиль

Публицистический стиль речи известен по языку СМИ. Его применяют для описания и подачи информации в журналах, газетах, на телевидении и радио, а также при публичных выступлениях. Основное предназначение публицистики — донести информацию понятным языком до широких масс.

Особенности публицистического стиля:

  1. Неоднородность стилистических средств.
  2. Сочетание особой терминологии и эмоционально окрашенных высказываний.
  3. Применение при необходимости терминов из всех сфер знаний (наука, технологии, медицина) вместе с разговорной речью.
  4. Использование для освещения любой темы.
  5. Использование особых грамматических форм: применение единственного числа в значении множественного (“Как человек овладел огнем?”), использование множественного числа слов, которые в таком виде не употребляются (власти, поиски, свободы), глаголов настоящего времени.
  6. Использование производных предлогов (с учетом, в свете, по причине).
  7. Допустим обратный порядок слов для вынесения темы на первое место (“Политика: что мы еще не знаем о власти?”).
  8. Обилие риторических вопросов.

Публицистический стиль включает три жанра: аналитический (статья, обзор, рецензия), информационный (репортаж, интервью, отчет), художественно-публицистический (очерк, эссе).

Принципиально ли умение гласить хорошо

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде появляется достаточно нередко. Эта неувязка тревожит и юное поколение, и старшее. Большая часть людей все-же склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, другими словами прекрасным.

Умение гласить верно не рождается совместно с человеком. Этому навыку необходимо учиться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и длится в течение всей жизни. Для заслуги результата недостаточно 1-го только желания. Будет нужно приложить определенные усилия и затратить много времени.

Человек, освоивший искусство гласить, всегда производит не плохое воспоминание, он прибыльно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий держать под контролем поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным прекрасным языком с положительной его расцветкой – это большущее достоинство человека.

Функционально-смысловые типы речи

Функционально смысловыми типами речи называют способы, схемы и словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и ее смысла. Традиционно принято выделять 3 типа речи:

Текст-описание используется при перечислении свойств, признаков, характеристик предмета или явления. В начале текста, как правило, автор указывает на предмет, а затем подробно его описывает, применяя эпитеты, сравнительные обороты, противопоставления. Характерной особенностью этого типа речи является возможность при желании значительно сократить текст, не потеряв при этом смысловую нагрузку.

Повествовательный текст имеет главную функцию рассказать о каком-то событии, детально перечисляя ход его развития. Для текста характерны глаголы и явный динамизм, а также наличие завязки, кульминации и развязки.

Задача текста-рассуждения — рассказать о некоторых событиях и явлениях путем установки взаимосвязи или причинно-следственной связи между ними. В тексте всегда есть тезис, размышления и умозаключения, а также вывод.

Какие бывают недостатки речи

Проблемы в работе артикуляционного аппарата являются показателями неверной речи. Косноязычие доставляет массу проблем, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, дела окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий трудности в работе речевых органов, непременно будет иметь трудности с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неверной работе соответственных органов?

  1. Нечеткое проговаривание либо искаженное произношение отдельных звуков – ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове – их взаимозамена.
  4. Бедный словарный припас.
  5. Неумение строить связные выражения.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный либо резвый), заикание.

Предпосылки нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неверной работе артикуляционного аппарата, стоит направить внимание на предпосылки, которые могли воздействовать на возникшие задачи. А истоки нарушений бывают самые различные.

Одна из обстоятельств, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это различного рода травмы, которые были бы получены ребенком во время родов либо в 1-ые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории более томных. Более серьезна и та, которая относится к наследной расположенности.

Не считая того, речевые нарушения могут появиться при недостающем развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности малыша принимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже значительно оказывает влияние на уровень развития языка.

Огромное значение на формирование возможности малыша гласить, слушать, читать либо писать могут оказывать его предки и близкое окружение. К примеру, подмена живого общения просмотром телепередач обязательно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые недостатки, считая, что неувязка устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где избавляют недостатки речи

До того как заниматься исправлением недочетов, спец, к которому обратился пациент, должен установить предпосылки появившихся затруднений. Конкретно от их зависят способы и приемы, которые будут применены в работе.

Если на развитие речи оказывают влияние отличия неврологического нрава либо они связаны с неверным строением артикуляционных органов, то, не считая логопеда, будет нужно хирург либо невролог. Полный подход к работе с людьми, имеющими отличия в развитии речи, дает больший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться спецами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских больницах либо в центрах развития малыша. Логопед ведет занятия, используя бессчетные методики, приемы и техники. Упражнения ориентированы на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения малыша следить, ассоциировать, рассматривать, выражать свои эмоции.

Гигантскую помощь в преодолении речевых проблем малыша оказывают предки, занимаясь с ним дома. Докторы и преподаватели, объяснив взрослым, какая может быть речь малыша при постоянных упражнениях, дают определенные задания. Все советы в неотклонимом порядке должны производиться. Только при таком подходе можно получить устойчивый хороший результат.

Стили речи и их особенности

Стиль речи — это устойчивая общность определенных речевых приемов и языковых элементов, которая будет уместна при подаче той или иной формы информации. Человек может общаться неформально с другом, поддерживать деловой разговор с коллегами или начальством, рассказывать сказку ребенку.

Стиль речи подбирается исходя из условий и задач общения и зависит от того, где, с кем и о чем идет разговор.

Всего выделяют 5 стилей речи: 4 книжных и 1 разговорный. Каждый из них обладает своими особенностями — приемами речи. Отличаются слова, словосочетания, типы предложений, возможность применения нейтральных выражений, эмоциональных высказываний, эпитетов и так далее.

Стили проявляются и при разговоре, и при письме.

Где учят правильной прекрасной речи

Если у человека возникает желание улучшать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный припас, то для этого прекрасно подойдут особые речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия необходимы только для овладения зарубежными языками, но это не так. Изучается на их также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с наслаждением показывают люди, прошедшие курс.

Для развития прекрасной грамотной речи у школьников ведутся особые факультативные занятия, предусмотренные учебной программкой.

Официально-деловой стиль

Официально-деловое общение ассоциируется с бизнесом и деловыми коммуникациями. Этот стиль речи уместен в экономике, международных отношениях, юриспруденции, в официальных учреждениях, политике и других сферах, где требуется поддержание официозного характера общения.

Классическим примером применения официально-делового стиля является составление официальных документов: международных договоров, заявлений, объяснительных, деловых бумаг, судебных исков и других.

Признаки официально-делового стиля:

  1. Устойчивость и замкнутость.
  2. Использование речевых стандартов, характерных для определенной ситуации, и шаблонов.
  3. Лаконичность и стандартное изложение.
  4. Преобладание повествовательных предложений.
  5. Использование канцеляризмов, аббревиатур, сложных предложений.
  6. Прямой порядок слов.
  7. Отсутствие или минимальное количество оценочных и эмоциональных высказываний.

Официально-деловой стиль подразделяется на документально-официальный и обиходно-деловой. Первый применяется при составлении законодательных документов и различных актов в международной практике. Обиходно-деловой характерен для общения внутри предприятия или между разными учреждениями, служебных коммуникаций.

Общение в официально-деловом стиле является частью делового этикета.

Примеры речевых упражнений

  1. Вспомните заглавие не так давно просмотренного кинофильма либо прочитанной книжки. Изложите содержание в 4 предложениях, которые можно записать либо задерживать в памяти. Задумайтесь, какое из этих предложений является не таким принципиальным, исключите его. Аналогично поступите с остальными предложениями, оставив только одно. Произнесите его пару раз, отредактируйте, если вам кажется, что оно звучит некорректно. Такое упражнение, выполняемое часто, обучит вас лаконически излагать мысли.
  2. Скороговорки обожают многие – это забавно и полезно. А вот что такое медленноговорки, понятно не многим. Упражнение помогает избавиться от сбивчивой непонятной речи. Задачка заключается в том, чтоб фраза была произнесена медлительно, понятно, с соблюдением пауз. Но неоправданные остановки и затягивание звуков должны исключаться. Постарайтесь услаждаться звучащей речью. Фразы для упражнения можно подбирать без помощи других либо использовать рекомендованные.

Недлинные советы

  1. Всегда помните о том, какая бывает речь.
  2. Знайте, что по манере гласить можно выяснить нрав человека.
  3. Непонятная речь показывает на отсутствие культуры либо познаний.
  4. Заместо слов-паразитов используйте недлинные паузы.
  5. Слушайте, как молвят люди.

Полезные статьи:

  1. Дневная норма калорий – какой она должна быть. Тема нашей беседы сейчас – дневная норма калорий. Сходу заметим,…
  2. Какой должна быть свадьба? Все дама имеют свои планы по поводу того, какой у…
  3. Какой должна быть свадьба? Все дама имеют свои планы по поводу того, какой у…
  4. Верхняя одежда для девочки: какой она должна быть Фактически все малыши не обожают, когда их одевают, и потому…
  5. Какая мебель должна быть в комнате, где живет девочка подросток Комната, где живет девченка ребенок, отличается личным дизайном и нравом,…

Как работает синтез речи?

Науке, бизнесу и медицине интересны роботы и машины, которые не просто озвучивают текстовые фрагменты, но и синтезируют собственные кусочки текста. С этим, хотя и не очень хорошо, справляются даже электронные книги. Речь идет о полноценном общении, когда человек что-то спрашивает у машины, та понимает и дает адекватный ответ. И здесь все еще сложнее, чем в случае с распознаванием речи.

В этом случае на сцену выходят нейросети. Для создания полноценной системы синтеза речи обычно требуется большая команда специалистов из разных областей, причем не только IT-экспертов, но и лингвистов, специалистов по фонетике, акустике, просодике и другим специальностям. Так, программа, которая синтезирует речь, должна уметь правильно расставлять ударения, различать слова-омографы вроде «замОк» и «зАмок», правильно расставлять и выдерживать паузы, корректно формировать интонацию и даже понимать эмоции. Все это очень сложно, особенно если учесть, что для разных языков нужны по-разному обученные системы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]