Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе

Роль материi

Именно эту роль могут перебирать на себя женщины в отношениях с мужчиной и причиной тому может быть ее внутреннее убеждение, что мужчина не способен …… погладить, убраться, сварить и так далее, вплоть до того, что заработать на семью деньги. Она ведет себя с ним как с ребенком – направляет его и подсказывает, что он должен, хвалить его, при этом берет на себя больше ответственности.

Но в чем может крыться еще причины такого поведения женщины?

Психологи выделяют следующие:

  1. Ее внутренняя готовность стать материнство – так на уровне подсознания женщина «практикуется» в будущей своей роли.
  2. Так она пытается заслужить его любовь, стать необходимой и незаменимой.
  3. Она верит в то, что мужчине это необходимо, он привык к этому.

Но в итоге это может привести к тому, что мужчину это станет раздражать и он просто уйдет от своей дамы сердца. Что с этим делать?

  1. Не делайте за своего мужчину то, что он может и должен делать сам.
  2. Относитесь к нему, общайтесь как с человеком компетентным, но когда нужна помощь – попросите.
  3. Не говорите с позиции матери, и доверьте ему роль защитника, кормильца,не осуждая за его ошибки.

Мужчина учится на своих ошибках, но не на мнении других.

Женские роли, которые надо сыграть, чтобы стать счастливой

Да, безусловно. Для этого нам нужно заглянуть в прошлое и посмотреть на то, что происходило в разные периоды.

1. Девочка от рождения до 6-8 лет

Спросите маму, что с вами было в первые часы после родов? Все ли было гладко и роды естественные и быстрые, или вы боролись за жизнь? Ответы на эти вопросы покажут вам, как вы побеждаете в жизни.

Первый опыт определяет, будет ли женщина в одиночку стремиться к успеху или ей будет нужно, чтобы вокруг были другие люди и технологии

Замечено, что дети, рожденные в результате кесарева сечения, менее мотивированы и заинтересованы любыми победами. Также опыт рождения будет бессознательно определять отношение женщины к беременности и материнству в целом.

Как проходил первый год жизни? Если в этот период были серьезные ссоры между родителями или сложные переезды, то у маленькой девочки могло сложиться недоверие миру и другим людям (в частности, к мужчинам). И значит, в более взрослом возрасте нужно будет заниматься этой темой.

Если же в первый год о ребенке заботились, кормили, прикасались, учили выражению эмоций и желаний, то в старшем возрасте такая женщина будет естественно женственной, открытой и принимающей.

С года до семи ребенок учится осознавать свою ценность, уверенность в вебе, свою «отдельность», выстраивает свои границы с в том числе посторонними. Как прошел этот этап у вас? Кто вам помогал в этом возрасте?

Я много раз слышала от детских психологов, что на развитии ребенка, особенно девочек, крайне плохо сказывается загрузка ребенка 3-5 лет изучением нескольких иностранных языков и чтением. С точки зрения архетипических циклов это объясняется просто:

наша уверенность и ценность будет напрямую связана с социальными достижениями и учебными успехами…

И значит, чуть что — и женщина 40 лет идет за очередным дипломом, надеясь таким способом почувствовать себя ценной.

Первый класс — это кризис (каждый из периодов будет заканчиваться кризисом, именно из него и будет переход на второй уровень). Как произошел у вас разрыв с «маминой юбкой»? Была ли школа желанной и одноклассники интересными? Что помогло встроиться в новую среду?

2. Девушка-подросток от 6-8 до 14-15 лет

Теневая сторона архетипа Дочери: от освоенной роли всеобщей любимицы нужно уйти в маленькую разбойницу. Начальная школа — это время социализации, когда девочка учит общаться в том числе с теми, кого не выбирала. Находит свое место в коллективе детей и понимает свою роль: отличница для списывания, девочка, в которую все влюблены или гроза района, отбирающая жвачки и карманные деньги.

Первая любовь, серьезная дружба, учителя, которые «не правы» — у девушки появляется свое мнение и отношение к тому, что ей предлагают.

Как был прожит у вас этот период? Как складывались отношения с детьми? Какую роль вы играли в классе? Если случилось в этом возрасте менять школу, то почему и исправили ли вы ошибки прошлой репутации в новой школе? К кому вы прислушивались? Принимали или оспаривали то, чему вас учили преподаватели?

В этот период девочке нужно научиться быть ответственной: видеть последствия своих действий и готовность принять за них награду или наказание.

Если в семье есть младшие дети, и девочку делают обязанной за ними следить, то могут чрезмерно рано «выдернуть» в архетип Матери.

Идеальный вариант: помогать маме, следить за младшими (тренировка ответственности), но иногда иметь возможность отказаться от этого и заняться своими делами. Если девочка сваливает разбитый цветочный горшок на собаку, а в плохой оценке винит учительницу, то этот период будет допрожит позже.

Кризис этого возраста — пубертатный период, первая менструация и понимание себя женщиной. В этот период девушка понимает, что мама не богиня, а одна из взрослых женщин: в чем-то она права, в чем-то нет — и происходит психологическая сепарация.

Бывает и так, что родители не дали бунтовать ребенку: наказывали за проявление непослушания, не давали ошибаться и видеть результаты своих проступков, не пускали самостоятельно гулять и так далее. Тогда девочка успокаивается и остается «маминой дочкой», принимая только светлую сторону этого архетипа, и отказываясь от мощных ресурсов темной стороны.

Во взрослом возрасте это проявляется как непонимание своих желаний: «скажите мне, чем заниматься / за кого выходить замуж / чего я хочу?»

Привязанность к маме и её мнению: от выбора одежды до занятий в свободное время. Непонимание своей силы и ценности: ведь девушка не оказалась в испытаниях и не поняла, что она на многое способна и вообще ого-го!

Интересно: в этот период дети начинают активно врать, с трех лет наши зеркальные нейроны позволяют это делать, но тут ложь многошаговая и изощренная. Как, кому и о чем вы врали в этот период? — Это то, из-за чего вы, возможно, и сегодня боитесь быть непринятыми. Посмотрите также, чем вы занимались и увлекались в эти годы: это самая лучшая профессия для вас.

3. Девушка от 14-15 до 21-23 лет

Светлая сторона архетипа Возлюбленной, ключевая тема этого периода — выбор. Умение рассматривать, оценивать, принимать решения, выбирать и принимать результаты — и все это самостоятельно.

В эти годы еще так мало опыта, но происходят важные события в жизни женщины: первые сексуальные отношения, заработанные деньги, выбор профессии. Как и с рождением, первый опыт будет влиять на дальнейшую жизнь, но его можно будет переосмыслить, если что-то случилось не так.

Например, если первые деньги были заработаны тяжело или наоборот, получены «на халяву», то потом нужно будет заняться психологией этого вопроса и поработать с своими установкам.

Самое лучшее, что могут дать взрослые в эти годы — это более широкий взгляд на мир (рассказ как бывает) и поощрение мелких ошибок.

Самое худшее — состояние финальности и «пройденного пути»: ты сделала выбор и держись за него; ты обещала — выполняй; ты согласилась — уже не можешь передумать; ты уже так много сделала — доделай.

Как в шахматах: тронул фигуру — ходи. И получается, что девушка после первого месяца свиданий с юношей разочаровывается, но боится обидеть его и не знает, как предложить расставание. Студентка на втором курсе понимает, что выбрала не тот вуз, но родители настаивают, что надо доучиться.

Если действительно поиска себя, как такового, не было и выборы мужчины или профессии оказались неидеальны (а чаще так и есть), то в более старшем возрасте женщина либо найдет свою стратегию проб, ошибок и решений. Либо будет стремится уходить от решений в принципе, перекладывать это на других, тянуть до последнего, пока ситуация не решится сама собой.

Кризис этого периода наступает в результате принятия ответственности на себя во всех сферах: от алкоголя и казино до решения, где работать и с кем жить. У девушки-бунтарки тоже была свобода, но скорее, «свобода от», здесь «свобода для», не просто делать что-то наоборот, а выражать через это свои желания. 3D-свобода: физическая, материальная и психологическая.

Если вы в этом возрасте в силу любых причин не стали свободны, то разрешите себе сейчас вернуться туда и переиграть выборы, которые возможно вас тяготят и неустраивают.

Кстати, именно в этот период заложенные приемы в стиле сопровождают женщину многие годы. Может быть их пора пересмотреть?

4. Молодая женщина от 21-23 до 28-30 лет

Темная сторона архетипа Возлюбленной. Тема испытаний и борьбы за совершенный выбор, первый большой жизненный кризис. На предыдущем этапе женщина искала, пробовала и выбирала, как будто трогая пальчиками ног воду в море, а сейчас пришло время проверить на прочность её решение. Через борьбу, трудности и конкуренцию она доказывает, прежде всего себе, а попутно другим людям, чего стоит.

Одна из ловушек этого периода сказать, что «мужчина должен» и далее по списку: зарабатывать деньги, защищать от недоброжелателей, добиваться женщины. Вернее, мужчина все это может делать, если у него сейчас эта же фаза, но что если он прошел её раньше? Или она только предстоит в будущем?

Этот период помогает молодой женщине стать зрелой, дает ей силу и агрессию тигрицы, учит её снова зарабатывать утраченное: потерянные деньги, порванное платье, запятнанная репутация.

Вторая ловушка псевдоженственности — решить «ну и ладно»: не возвращать любимого мужчину, не вкалывать на работе, хотеть, чтобы все получалось само собой, а если на второй день диеты хочется булочку, значит плохая диета.

В это время женщина оглядывается на своих подруг и задается вопросом смысла жизни: молодые мамы волнуются о недостроенной карьере; карьеристки о том, что не вышли замуж и не обзавелись детьми; творческие о нестабильности; материалистки о том, что надо научиться рисовать и музицировать. Поэтому третьим тупиком будет увлечься чужими мечтами и ценностями, а соблазн велик — ведь годы идут и так страшно не успеть главное.

Если у вас сейчас идет этот период, то «главное» можно подсмотреть у себя же в возрасте занятий-увлечений от 6-8 до 14-15 лет.

5. Женщина от 28-30 до 35-37 лет

Светлая сторона архетипа Матери: успокоиться, расслабиться, стать счастливой с тем, что есть. Вспомните темы, которые были в жизни женщины на более ранних стадиях. Она социализировалась, училась принимать решения, отстаивать выбранное и бороться до конца… и вот пришло время встретиться с женственностью.

Конечно, если личные отношения или профессия женщину не устраивают, она может их поменять, но мудрость этого этапа в том, чтобы во все будущие перемены брать с собой прежний опыт.

Не начинать с чистого листа, не гнаться за достижениями и не делать все самой, а позволять другим людям (у сказочных героинь это волшебные помощники) разделить твой опыт, научиться у вас и понять свою силу.

В архетипе Любовницы женщина тренировалась в создании парных отношений: я и мужчина, я и работа, я и ребенок. На этой стадии её взгляд расширяется, из луча фонарика он превращается в круглую лампу. Ей становится не столько важно разобраться в чем-то самой, как помочь другим в её свете увидеть себя. Она не помогает другим непосредственно, не тратит свое время и силы, чтобы кого-то вытащить из сложной ситуации — нет, она просто живет, идет по своему пути и светит для самой себя, что не мешает окружающим погреться или увидеть нечто.

Чем же именно она вдохновляет? Трудный вопрос. Если на ранних стадиях она стала мамой, то тут она осознает это событие и решит сделать бизнес-проект, решающий лично её задачу и способный помочь другим мамам. Если на уровне архетипа Любовницы результаты довольно быстрые, а проекты короткие, то тут развитие может идти несколько лет и нужно набраться терпения, чтобы мелкими и крупными корректировками получить то, что нужно.

Если женщина на ранних стадиях строила карьеру, то здесь она тоже захочет трансформировать свой опыт в творчество. Не столь важно, откроет ли она свое дело, или наоборот пойдет работать к кому-то, её отношение из «дай мне» станет материнским, заботливым и осознающим.

Мужчине такая женщина также помогает осмыслить его путь: вот он делает что-то, достигает, получает. А зачем? В чем его предназначение и уникальность? Такая женщина помогает ему найти смысл, а значит и получить вдохновение для нового похода, плавания или битвы, после которой он вернется в их дом с дарами.

Заботясь о других она заботится о себе, материнство раздвинула её личные границы до размеров семьи, компании или целого государства. Она счастлива, когда счастливы те, кто рядом, и она знает, как это сделать.

Кризис этого периода в том, что она, как хозяйка своих угодий, должна время от времени избавляться от сорняков: ненужных, но красивых вещей на чердаке; работников, которые хорошие люди, но не дают нужный результат; идей, которые увлекают, но грозятся сожрать все запасы на зиму… И это сложно, ведь на светлой стороне архетипа хочется быть хорошей и милой для всех.

6. Взрослая женщина от 35-37 до 42-44 лет

Женщина в этот период переживает темную сторону архетипа Матери, может быть, впервые в жизни обращает пристальное внимание на свой внутренний мир.

Если на предыдущем уровне были рождены дети, но здесь они становятся самостоятельными и даже взрослыми. Если был создан хороший бизнес, то он масштабируется из комнатки в подвале до большого офиса, из офиса в сеть, потом в другие города и страны. Приходит время отпустить то, что составляло суть тебя, но женщина в это время еще полна энергии и творческих сил. Ей нужно найти удовольствие в активном ожидании, приятном одиночестве.

Основной темой этого уровня становится понять, что твоя ценность — это не то, что ты умеешь делать, как заботишься и помогаешь другим, и не твоя красота тела и лица, а нечто совсем иное.

Умение удивляться? Отношение к жизни? Чувствовать людей? Пришло время освоить новый талант и присоединить его к прежнему опыту для обретения новой идентичности. Отношения с супругом, родителями, детьми и друзьями тоже меняются — это живой процесс, и для гармоничного проживания не нужно держаться за старые форматы, а творчески переосмыслить и создать что-то новое, возможно, неприемлемое и неприличное в раннем возрасте.

Если прежние этапы были не заполнены, то этот период может быть очень горьким.

Не получила тепла и доверия миру в архетипе Дочери? — может лихорадочно искать новую профессию, не используя для своего развития опыт прошлых занятий, соревноваться с молодыми девочками «на их поле» и горько страдать от несоответствия.

Женщина не освоила уроки Возлюбленной? — тут она будет страдать от морщин на лице и менящихся пропорций тела, делать пластические операции и покупать молодящую одежду, потому что кроме внешности не знает, как соблазнить другого человека, как быть интересной и яркой для самой себя.

Не прожила светлую сторону Матери — будет изо всех сил стремиться удержать детей рядом с собой, не давать им развиваться, взрослеть и жить своей жизнью (с бизнесом аналогично).

Кризис этого периода, который дает переход в следующий архетип, заключается в том, что женщина отвечает для себя на вопрос «кто я, чего хочу, что делаю и зачем?» и приступает к реализации настоящей мечты, так как все социальные задачи она уже выполнила и отговорок больше не осталось.

7. Зрелая женщина от 42-44 до 49-51

Светлая сторона архетипа Наставницы. У женщины снижается социальная активность, направленная на собственные успехи, но повышается вовлеченность в своё личное развитие. Путешествия, задушевные разговоры, новое ремесло для души. Как вы помните, на предыдущем этапе женщина задумалась о своей мечте, сейчас у неё уже есть время на это и еще много сил и вдохновения.

Женская мудрость и королевское достоинство, которые сформированы благодаря прожитым ранее архетипам делают эту женщину желанной гостьей во всех структурах, где важно взвешенное мнение и опыт: образование, медицина, политика, инвестиционные структуры. Даже если раньше она не управляла людьми, к ней начнут обращаться и прислушиваться к советам.

Если правильно оказалась прожита темная сторона Матери, то такая женщина избавилась от дружбы по привычке, отпустила детей во взрослую жизнь и достигла новой искренности с супругом. Она может вступить и в новые отношения, и на этом уровне будет неважна формальная сторона любви, штамп в паспорте и мнение подруг.

В этом же цикле у женщины умирают родители, и это шок оттого, что у жизни есть конец. Но важно принять то, что теперь именно ты «старшее поколение» и прожить свою жизнь без чужих проекций и оценок.

В этом же возрасте у женщины могут начаться первые серьезные болезни, и архетипы тут тоже могут быть подсказкой: гинекологическая сфера говорит о недопрожитой Любовнице, опухоли о Дочери.

И если принятие жизни в которой есть смерти и болезни произошло и уроки извлечены, то Светлая Наставница использует дары раннее прожитых архетипов: становится любопытной и веселой как Дочь; острой на язык и увлеченной, как Любовница; созидающей и помогающей, как Мать; и в к этому добавляется мудрость и цельный взгляд на мир Наставницы. Она переосмысляет цели жизни и свой ближний круг. Ежедневное ощущение бесценности каждого дня и людей, которые рядом — вот её мантра!

8. Мудрая женщина от 49-51 до бесконечности

Темная сторона архетипа Наставницы. Если женщина вовремя и гармонично прожила прежние периоды, то этот может стать самым длинным и наполненным в её жизни. Почему? Длительность — благодаря достижениям медицины, а наполненность оттого, что мы не забываем опыт и уроки прежнего архетипа, когда переходим в новый, поэтому накапливаются все качества и ресурсы ранних лет.

К сожалению, почти никому не удается дожить «отличницами» до этих лет, особенно часто женщина застревает в архетипе Матери: кормит, заботится, напоминает про надевание шапки, поддерживает деньгами и лишними советами своих детей…

Так происходит потому, что кроме редких книг и фильмов о женщинах в возрасте, на которых хочется ориентироваться, мы знаем очень мало, а роль Матери наглядна и социально поддерживается.

На этом этапе появляются внуки, если женщина не нашла себя, она стремится быть нужной и живет ради них и своих ставших взрослыми детей. Второй сценарий, если не были заполнены прежние архетипы — женщина начинает их проживать во всевозможной форме, в том числе через одежду, «отыгрываясь» за прошлое, пытаясь вернуть себе ушедшую молодость.

Если светлая сторона Наставницы была отвергнута и женщина оказалась не готова по-новому посмотреть на себя и отношения, то она может зациклиться на прошлом, начать обвинять других в ошибках своей жизни, стать мелочной, завистливой и жадной старухой.

В благополучном варианте этого периода происходит переосмысление и осознание жизни, выводы из которых помогают и дальше искать ответы на важные для себя вопросы в книгах и путешествиях. Ищет новые смыслы своей жизни и вселенной вообще. Все свободнее становится от социальных условностей, а значит, открывается для настоящего креатива и творчества.

В этом и есть сила и необъяснимое влечение Бабы Яги: инициация нового поколения, передача вкуса жизни и создание настоящих испытаний, пройдя через которые они учатся и готовятся к большой жизни. Она «заселяяет» ранее переосознанный мир новыми действиями и творчеством.

Оригинал статьи: annasharlay.com

Женщина в роли жертвы2

Она часто проносит свои интересы и желания в пользу желаний и мужчины – партнерша старается быть такой, какой хочет видеть ее избранник. Повадки и интересы, стиль поведения и даже гастрономические предпочтения. Если вы все это видите – браво, вы переведены на следующий уровень в статус жертвы. Что на это может указывать:

  1. Женским мнением пренебрегают, любят больше кого-то, родню, собаку или кота, но не вас.
  2. При завоевании любви мужчины – вы теряете саму себя.
  3. Отдавая всю себя – вы теряете собственное я, внутренний мир, в котором ранее было так комфортно.

Как решить проблему? Возможные пути решения есть – какой выбрать для себя сам.

Социализация против натуры

  • Все мы встречали таких людей. Это «женщины с мужским умом и мужским характером», «мужики в юбках». Это тихие, мягкие мужчины, «подкаблучники» и «рохли». И те и другие могут быть прекрасными людьми, отличными профессионалами, надежными друзьями, но они всегда будут получать неодобрение от общества за то, что не соответствуют образам настоящей женщины и настоящего мужчины. Они могли быть счастливы и добиться успеха во всех сферах жизни, если бы не этот постоянный прессинг, постоянный стресс от неодобрения, неприятия, несоответствия.
  • Мягкие, скромные, уступчивые женщины очень часто оказываются в ситуации домашнего насилия. Мужчины, долго давившие в себе эмоции, доводят себя до нервного срыва или сердечного приступа. Женщины, не умеющие настоять на своем, не могут добиться реализации своих идей, проявить себя. Мужчины, более всего в жизни боящиеся проиграть и оказаться презираемым неудачником, в результате не умеют отступить вовремя и теряют все.
  • Мы живем на сломе эпох, старый традиционный мир отживает свое. Видоизменяются все отношения между людьми – семейные, брачные, деловые, дружеские. От женщин требуется больше активных действий, от мужчин – быть гибче, сдержанней, терпеливей. Выходцам из семей с традиционным воспитанием становится все тяжелее и тяжелее. Все чаще можно столкнуться с растерянностью таких людей: «Вроде воспитывали правильно, родители так всю жизнь прожили, а я? А мне как? А почему у меня не выходит? Почему я неуспешен?»

Приведет ли отказ от навязывания традиционных женских и мужских качеств к улучшению существования всего общества, или, напротив, без четкого разделения наступит хаос? Будущее покажет.

Но мне по душе современный подход к воспитанию – развивать ребенка, исходя из его сильных и слабых сторон, его талантов и желаний, а не половой принадлежности. Лишь так можно вырастить свободного и счастливого человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, не стереотипных, а живых.

Пути решения3

  1. Не жертвуйте собой и своими желаниями, временем и силами – вы проживаете только одну жизнь, и второго шанса у вас нет. Если просят о чем-то – подумайте, есть ли силы сделать это, хотите ли вы этого.
  2. Составьте список того, чем вы жертвуете ради своего избранника, а также перечень того, что хотите вы сами – список людей, целей, желаний которые дороги вам.
  3. Старайтесь быть верными своим принципам идеалам, желаниям – это сохранит вас как личность и сделает, если не привлекательной для вашего мужчины, то для вашего окружения уж точно.

Роль женщины в отношениях – спасительница4

Нередко женщина влюблена не так в мужчину, как в образ, идеальный и неповторимый и не видит того, что сокрыто под маской добродетели. Нередко женщина берет шефство над фантазеров и поэтов, оторванных от мира сего, нищих и алкоголиков – так она возлагает на себя миссию по спасению. Спасению если не всего мира, то как минимум одного человека и в данном случае женщина руководствуется принципом, что любить стоит мужчину таким, какой он есть. Как решить такую проблему?

  1. Не стоит влюбляться в потенциальные способности и возможности мужчины –они могут не реализоваться. И если реализовать их не получилось, а жить с неудачником вы не хотите – расходитесь.
  2. Концентрируйте свой потенциал на своих целях и желаниях, но никак не вдела вашего мужа, тем более, если вы сомневаетесь, что они будут пусты.
  3. И, наконец, составьте список – от чего вы отказываетесь ради этого мужчины, стоят ли они того.

Социальные роли мужчин и женщин не очевидны

Как только контраст между мужчинами и женщинами был увеличен и акцентирован, стали выискивать дополнительные проявления биологических различий, которые подтверждают необходимость различных социальных ролей. Или, говоря другими словами, половые различия используются для создания гендерных различий, которые затем объясняют половые различия, в свою очередь, требуя гендерных различий, и так далее. Эта круговая аргументация социально действует очень эффективно.

Например, в нашем собственном обществе патриархального уклада, нам больше нравятся мужчины с социально доминирующим положением. Мужественность позволяет мальчикам приобретать и утверждать позиции. Девочки же учатся покорности и женственности. В результате, разница в мужских и женских персонажах выглядит как врожденная и используется для защиты существующего механизма власти. Только те, кто принимает эту норму, и только они могут рассчитывать на успех.

Мужская социальная роль предназначена для поощрения мужского в мужчине, а женская социальная роль предлагает свои относительные преимущества женского женщинам.

Активный мужчина будет много работать в бизнесе, а красивая, приятная женщина найдет богатого мужа.) Иными словами, мужественность и женственность являются гендерными качествами, которые разработаны в ответ на социальную дискриминацию. И как только они были разработаны, их оправдали и закрепили. Мужские и женские гендерные роли взаимно дополняют друг друга, и тем самым увековечивают неравенство, на котором они основаны.

Очевидно, что этот психологический механизм может работать только до тех пор, пока поведение мужчин и женщин не нарушит общепринятых границ. Каждое общество пытается, таким образом, предотвратить такие отклонения, называя социально определенные гендерные роли «естественными», вечными и неизменными. Любой человек, который отказывается принимать их, преследуется как преступник (не только против общества, но и против самой «природы»).

Стереотипы поведения Исторический пример такого отклонения в случае с Жанной Д’Арк — молодая девушка, не только привела французскую армию к победе над английской, но и носила мужскую одежду. В более поздних судах ее бы оправдали, но ее, как преступницу, обвинили в нарушении законов природы.

И четвертая программа – Рабыня – Падчерица – Золушка5

Нередко в доме женщина перебирает на себя роль падчерицы, покорной и не способной сказать свое нет, золушки, которая все и вся делает за мужчину. Они скрывают свои таланты, чутко реагируют на комплименты, но в любом случае – если такая ситуация давит на женщину стоит прекращать ее.

  1. Составьте список собственных достижений – таланты и заслуги, да и просто свои сильные, положительные качества натуры. На их основе – составьте презентацию о своей особе.
  2. Принимайте комплименты и не снижайте свои достоинства. Как? Просто спрашивайте у мужчин, знакомых и не очень, что они думают о вас, вашем наряде или работе.
  3. Постарайтесь найти того мужчину, который захочет, чтоб именно вы были рядом с ним.
  4. Не прощайте мужчине недостойное, пренебрежительное или халатное, хамское к себе отношение – нет боли, оскорблениям и тем более насилию.
  5. Выработайте для себя сценарий поведения, который не вкладывается в программы – рабыни, золушки и прислуги.

Все это поможет не просто сохранить свое я, а развиваться и расти над собой. Роль женщины в отношениях только так может быть полной и гармоничной.

Гендерные роли в России и западных странах

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 40Следующая ⇒

Гендерные роли, определяемые обществом, имеют чрезвычайно важные последствия в жизни мужчин и женщин. Это “основные статусы”, оказывающие первостепенное влияние на взаимодействия и взаимосвязи индивидов с другими людьми (см. гл. 2). Они отводят мужчинам и женщинам определенные места в социальной структуре, определяя их статус. Следовательно, тендерные роли образуют базисную структуру, в рамках которой мужчины и женщины идентифицируют себя, формулируют свои цели и готовятся к жизни. Кроме того, тендерные роли выступают основным источником социального неравенства. Подобно тому как общество фиксирует неравенство, основанное на принадлежности к определенной расовой или этнической группе, оно институционализирует неравенство и по половому признаку.

Семья. В значительной степени сексуальное неравенство исторически поддерживалось тем, что роль добытчика в семье отводилась мужчине, а роль воспитательницы детей – женщине. Разделение между общественной и домашней сферами жизни было непреодолимым. Труд в общественной сфере вознаграждался деньгами, престижем и властью, а домашний труд, как правило, был незаметным и недооценивался. Материнство традиционно занимало основное место в социальных определениях женской роли в российском обществе. От каждой женщины ожидалось, что она будет растить и воспитывать детей, рожденных ею от одного мужа, в своей семье, которая рассматривалась как личное жизненное пространство. Доминирующее положение мужчин подразумевало, что сексуальность женщин “принадлежит” мужчинам. Считалось, что женщины должны предоставлять мужчинам сексуальные и домашние услуги в обмен на финансовую поддержку с их стороны. В рамках этой структуры преобладал двойной сексуальный стандарт, предоставляющий мужчинам, но не женщинам, права на значительную сексуальную свободу. Законодательство рассматривало вступление женщины в брак как ее “гражданскую смерть”. После вступления в брак женщины теряли в глазах закона свой легальный статус и становились “едины со своими мужьями инеотделимы от них”. Жена не имела права на личную собственность, не могла подписывать договоры. А муж мог потребовать от своей жены, чтобы она жила там, где ему вздумается, имел право вступать с ней в половые отношения против ее воли.

Работа и профессиональная карьера. Карьера женщин в целом совершенно отличается от карьеры мужчин. В условиях современных семейных и профессиональных структур продвижению женщин по службе мешает необходимость ухода за детьми. Женщины, имеющие детей, сталкиваются со значительными неудобствами в плане карьеры. Возраст 25-35 лет для профессиональной карьеры является критическим. Тем не менее именно в этом возрасте женщина больше всего рискует на время выйти из числа работающих, если она хочет родить и воспитать ребенка. У женщин, имеющих детей, не всегда есть возможность получить необходимые профессиональные навыки и продвижение по службе. Даже если молодая мать возвращается к работе всего через несколько месяцев после рождения ребенка, руководители-мужчины часто считают, что такая женщина уже не в состоянии работать в полную силу и выполнять производственные задания, требующие значительных затрат времени, и перестают продвигать ее по служебной лестнице.

В России среди первых руководителей предприятий промышленности женщин – 11%, сельского хозяйства – 8%,

строительства – 1%. В промышленности на руководящих должностях в 1985 г. находилось 4,5% (всех женщин), а мужчин 9% (всех мужчин). В начале 1990-х гг. удельный вес женщин – руководителей предприятий и организаций не превышал в целом по отраслям 6-9%. В то же время в литературе, посвященной анализу проблем женской занятости, фигурирует почти постоянно одна и та же цифра: женщины – специалисты, работающие на руководящих должностях, составляют 60%. С перестройкой процесс вытеснения женщин из сферы принятия решений и руководства усилился. Процент женщин среди первых руководителей предприятий по сравнению с 1985 г. снизился с 11 до 5,6%.

Характерно, что и сами женщины не стремятся сделать карьеру: 25%женщин в России, 53%женщин Польши (в других странах несколько меньше) хотели бы сделать карьеру. При этом 8% российских женщин заявили, что они в большей степени идентифицируют себя с профессией, а не с семьей (в Венгрии – 0,1%, в Западной Германии – 4%). Самой важной ценностью профессию назвали 21% российских респонденток.

Согласно опросам социологов, треть замужних и более половины незамужних женщин ориентированы на профессию. На вопрос: “Желаете ли Вы делать карьеру?” – “Да” ответили 39,4% замужних женщин и 41,2% незамужних. “Может быть” ответили по 27%замужних и незамужних женщин.(Серегина И.Н.

Профессиональная карьера//Социологические исследования. 1999. № 4. С. 78.)

Женщина на рынке труда. Меньшинство руководителей (7%)поддерживают идею найма при равной квалификации женщин, а более 40%считают, что доля женщин среди занятых будет снижаться.

По данным Комитета труда и занятости Правительства Москвы, две трети всех безработных москвичей в 1996 г. составляли женщины, в основном в возрасте от 30 до 45 лет. Более половины из них имеют высшее образование, а около 30% – среднее специальное. Более трети всех безработных женщин имеют несовершеннолетних детей. Как показывает статистика, нынешняя безработная чаще всего уволена по инициативе администрации или оставила работу по собственному желанию.

Желанную работу получают лишь 8% опрошенных. Возможность переквалифицироваться, обрести другую специальность для повышения своей конкурентоспособности имеют еще 16% респондентов. Согласно данным Комитета труда и занятости, ядро предлагаемых для переобучения составляют специальности бухгалтера, водителя, пользователя ЭВМ, продавца-кассира, секретаря-референта. Можно предположить, что, даже обретая новую специальность и заработную плату, женщины чувствуют себя дискомфортно, поскольку утрачивают прежний социальный статус и среду общения. Самым популярным способом трудоустройства является поиск работы через друзей и знакомых (43,4%). На втором месте по частоте обращения – устройство на работу с помощью объявлений в газете (27,0%). Услугами службы занятости пользуются 22,2% опрошенных.(Тюрина И.О.

Московский рынок труда: тендерный аспект//Социологические исследования. 1998. № 8. С. 100.)

Преступления в отношении женщин. По данным МВД России, в 1996 г. зарегистрировано более 610 тыс. преступлений, жертвами которых стали женщины. Это почти 1/4 всех зарегистрированных преступлений в стране.

Преступления в отношении женщин совершались по следующим мотивам: корыстные побуждения –131 тыс.; хулиганские действия – 53 тыс.; ревность, ссоры и другие бытовые причины – 78 тыс.; сексуальные побуждения – 4 тыс.(Паленина В.А.

Реализация конституционного принципа равенства полов//Государство и право. 1998. № 6. С. 28, 31.)

Женщины-предприниматели. Предпринимательская деятельность женщин – новое явление в социально-экономическом развитии России. По оценкам экспертов, в настоящее время женщины составляют 8-12%от общего числа предпринимателей, возглавляющих предприятия различных форм собственности. Более 45%предприятий общего количества предприятий, возглавляемых женщинами, имеют строгую социальную направленность: на них создаются рабочие места, обучаются, трудоустраиваются безработные и многодетные родители, одинокие матери, женщины, имеющие малолетних детей, и т.п.

Деловые женщины США и России очень похожи: а) 79% женщин-предпринимателей России имеют высшее образование, в США это число составляет 71%; б) 2/3 владелиц собственного дела как в США, так и в России находятся в браке и имеют одного или двух детей; в) средний возраст женщин-предпринимателей России и США приблизительно одинаков: 24% российских женщин-предпринимателей моложе 35 лет, 37% находятся в возрасте от 35 до 40 лет, и только 35% – старше 45 лет; в США эти цифры составляют соответственно 10, 36 и 52%.

Около трети принадлежащих женщинам предприятий работают более 3 лет, 74% основаны 5 лет назад; в США 64% фирм существуют более 5 лет и только 16% – менее 3. Независимо от своего “долголетия” предприятия, принадлежащие женщинам России, предоставляют большее количество рабочих мест, чем таковые в США. Из 95% обследованных предприятий России 64% нанимают 10 работников и более, включая занятых на полставки, полную ставку и внештатных сотрудников. В США менее 84% аналогичных предприятий имеют нанятых работников, причем только 29% имеют в штате более 10 человек.

В России женщины-предприниматели достают деньги для своего бизнеса, используя собственные средства (сбережения, помощь членов семьи – 36%, доходы от бизнеса – 25%), либо не получают доступа к финансированию вообще (22%); 60% женщин-предпринимателей США для расширения бизнеса пользуются доходом, 32% (против 18% в России) – услугами банков или кредитными картами (51% против 1%вРоссии).(Бабева Л.В.

Российские и американские женщины-предприниматели//Социологические исследования. 1998. № 8. С. 134-135.)

Женщины в парламенте. Реформы в России не только не обеспечили доступ женщинам к системе государственного управления, но и сократили их представительство в органах власти. Если в 1980-1985 гг. в Верховном Совете РСФСР женщины составляли 35% депутатов, а в местных Советах – 50% депутатов, то в Государственной Думе созыва 1993 г.– 11,4%, а созыва 1996 г.– 12,7%. В других сферах профессиональная карьера женщин не менее сложна.(Серегина И.Н.

Профессиональная карьера//Социологические исследования. 1999. № 4. С. 78.)

НазадСодержаниеВперед

Глава 8. СЕМЬЯ

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.

СТРУКТУРА СЕМЬИ

Роль семьи

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что “семьи снова вошли в моду”, а другие социологи убеждены в том, что семья -является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить “золотой век семьи”. Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

Что такое семья? Хотя все мы пользуемся этим термином и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Поистине семья не поддается полному академическому определению. То, как мы определяем семью, влияет на то, какие типы семей считаются нормальными, а какие – девиантными, а также какие права и обязанности семьи признаются легально и социально значимыми.

Типы семьи

Не только на мировом уровне, но и в рамках нашего общества мы обнаруживаем множество различий в формах организации семьи. Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти.

Состав. Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений,– ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течение жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и(или) сестер (социологи называют такую семью семьей ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (такую семью социологи определяют как семью воспроизведения).

Расширенные семьи встречаются во всевозможных формах по всему миру. Иногда супружеские связи практически отсутствуют.

Например, так было в кастовой группе найяр, проживавшей в юго-восточной части Индии до ее колонизации Британией. Когда девушка достигала возраста половой зрелости, она проходила ритуальную церемонию “вступления в брак” с мужчиной, которого выбирало для нее общинное собрание. По прошествии трех церемониальных дней она проходила другой ритуал – “развода”, после чего становилась свободной и могла выбирать себе “приходящих мужей”, или любовников. Хотя любовники женщины регулярно дарили ей подарки по установленным случаям, никто из них не содержал ее. Когда у женщины рождался ребенок, один из ее мужчин – не обязательно биологический отец ребенка – выплачивал ей определенную сумму и тем самым подтверждал его законорожденность. Тем не менее этот мужчина не имел никаких экономических, социальных, юридических или ритуальных прав и обязанностей по отношению к ребенку. Ответственность за ребенка несли кровные родственники его матери.

В течение некоторого времени социологи полагали, что индустриализация подорвала расширенную семью, одновременно способствуя развитию нуклеарных семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзора состояния семей во многих странах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет расширенную семью за счет ряда факторов. Во-первых, индустриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между кровными родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-третьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение безопасности, образование, военная защита и денежное кредитование, социальными институтами. В-четвертых, в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.

Однако в последние годы многие социологи пришли к другому мнению и полагают, что индустриализация и расширенная семья не являются несовместимыми. В частности, исследователи, изучавшие семейную жизнь текстильных рабочих в Нью-Гемпшире в XIX в., обнаружили, что индустриализация способствовала усилению родственных связей. Разные поколения не только часто жили в одном доме и вели общее хозяйство, но и во многом помогали друг другу. В самом деле, экономические перемены и увеличение численности кровных родственников могли реально способствовать образованию расширенных семейных укладов в начальный период индустриализации западных стран.

Наследование. Общества фиксируют происхождение своих членов и передают собственность от одного поколения к другому одним из трех способов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Существуют также матрилинеальные структуры, когда родословная ведется и наследование осуществляется по материнской линии. В качестве примера можно привести племя найяр, о котором упоминалось выше. Ребенок считался наследником не своего отца, а брата

матери, т.е. собственность и привилегии переходили от дяди по материнской линии к племяннику. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность. Россияне, как правило, придерживаются билинеальной системы, прослеживая свою родословную и по отцовской, и по материнской линии (правда, фамилия передается по линии отца).

Место проживания. Общества также различаются в зависимости от того, какое место проживания выбирает молодая супружеская пара после свадьбы. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа. Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. К примеру, у юго-западных индейцев племени хопи муж после брачной церемонии перебирается в дом семьи жены, там он принимает пищу и спит. В России молодые пары чаще всего выбирают неолокальную модель – отделяются и живут независимо от своих родителей и прочих родственников.

Власть. Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщина в семейной жизни, значительно влияют их личные качества, тем не менее общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина в семье. В качестве исторических примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков и римлян, а также китайское и японское общества XIX в. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает в силу определенных обстоятельств – в результате смерти мужа или его ухода из семьи. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

Формы брака

Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающее влияние на структуру семьи. Действительно, сохранение и долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными связями, зависит от включения в такую группу представителей других групп в качестве супругов для неженатых или незамужних членов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохранении некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак. Следовательно, категория брака требует подробного рассмотрения. Брак


исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Эндогамия и экзогамия. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Родители, как правило, обеспокоены не просто желанием женить своих сыновей или выдать замуж дочерей. Они хотят, чтобы дети выбрали себе “подходящую” супругу или “подходящего” супруга, особенно если подобный брак влечет за собой важные последствия для более крупной группы родственников. Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия


правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп,
т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.
Экзогамия

правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы,
когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.

Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест


запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками,
которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата.

Запрет на инцест по-разному интерпретировался антропологами и социологами. Например, Клод Леви-Строс предположил, что табу на инцест способствует созданию союзов между различными семьями и укреплению их социальной взаимозависимости. Джордж Питер Мердок утверждает, что табу на инцест способствует освобождению членов семьи от разрушительных чувств сексуальной ревности и соперничества. Социолог Кингсли Дейвис заявляет, что кровосмесительные отношения запретны потому, что могут повлечь за собой безнадежное смешение семейных статусов (например, ребенок мужского пола, появившийся на свет в результате кровосмесительного союза между отцом и его дочерью, приходился бы сыном собственной сестре, пасынком своей бабушке и внуком собственному отцу). Социологи, отмечающие, что дети, выросшие вместе в израильских кибуцах, редко вступают в браки друг с другом, утверждают, что подобное поведение заложено генетически. По общему признанию, эти вопросы остаются нерешенными, и социологи продолжают ломать голову над реальным источником табу на инцест.

Типы брака. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырем различным принципам: моногамия – один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большее число жен; полиандрия – два или более мужей и одна жена; групповой брак – два или большее число мужей и две или большее число жен. Моногамия наблюдается во всех обществах, хотя другие формы могут быть не только допустимыми, но и предпочтительными. Моногамия считалась предпочтительным или идеальным типом брака в менее чем 20% из 862 обществ, включенных в выборку для сравнительного исследования культур. Полигиния получила широкое распространение в мире – в 83% из 862 обществ, включенных в выборку, мужьям разрешается иметь по две жены.

К примеру, в Ветхом Завете рассказывается о случаях полигинии у евреев: у Гидеона было много жен, родивших ему 70 сыновей; у царя Давида было несколько жен; у царя Соломона, по преданиям, было 700 жен и 300 наложниц; у сына царя Соломона, Ровоама, было 18 жен и 60 наложниц; в свою очередь, сыновья Ровоама тоже имели много жен.

Судьба мужей, имеющих нескольких жен, не похожа на голливудские представления об арабском шейхе, которого ждет гарем, в любой момент готовый исполнить каждое желание своего властелина. В действительности антрополог Ральф Линтон убежден в том, что такой муж достоин не зависти, а жалости:

“В редких обществах с принятой полигинией мужчина находится действительно в лучшем положении, чем в условиях моногамии. Если жены одного мужчины не ладят друг с другом, семья превращается в арену непрекращающейся борьбы, а мужу отводится неблагодарная роль посредника или громоотвода. Если жены живут в согласии друг с другом, то муж, вероятнее всего, становится объектом организованной женской оппозиции”.(Linton R.

The Study of Man: An introduction. N.Y., 1936. P. 183-184.)

Хотя Линтон переоценивает ситуацию, его точка зрения заслуживает рассмотрения. Как правило, только наиболее состоятельные мужчины могут позволить себе иметь больше одной жены (например, в Китае, Индии и исламских странах полигиния обычно являлась привилегией состоятельного меньшинства). Полигиния объясняется множеством других факторов, помимо секса; она тесно связана с соображениями экономического производства и экономического статуса. Такой семейный уклад поощряется тогда, когда крупные семьи имеют больше преимуществ, а женщины вносят значительный вклад в добывание средств существования.

Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, принцип полиандрии не предполагает свободы сексуального выбора для женщин; зачастую он означает лишь, что младшие братья мужа также получают право или возможность жить с женой своего старшего брата. Если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может найти жену только для старшего сына. Антрополог У.Г.Р. Риверз изучал полиандрические отношения у народности тодас, проживающей в Индии, и сделал следующие наблюдения:

“Тодас имеют четко организованную и определенную систему полиандрии. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата… Братья живут вместе, и мои собеседники посчитали странным мое предположение о том, что при таком семейном укладе возможны какие-то распри или проявления ревности… По мнению тодас, когда мужчина не хочет делиться своей женой с другими, это безнравственно”.

Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства того, что такая форма брака действительно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жителей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Иногда, как, например, в случае с тодас, полиандрия смещалась в сторону группового брака, при котором несколько братьев имели более одной общей жены.

⇐ Предыдущая25Следующая ⇒

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]