Созависимость: формирование личности, склонной к психологической зависимости

Далеко не каждый знает о существовании такого заболевания, как зависимое расстройство личности. В своей жизни нам приходится встречаться с различными характерами, агрессивными и робкими, активными и пассивными, доминирующими и пассивными. В большинстве случаев – это индивидуальные особенности личности, но иногда такие особенности характера приобретают болезненный характер и перетекают в стадию психического заболевания. Зависимое расстройство личности – это один из таких случаев, когда сложно проложить грань между особенностями личности и болезнью.

Что такое зависимое расстройство личности?

Зависимое расстройство личности – это психическое заболевание, связанное с расстройством личности, которое проявляется в виде:

  • постоянной и добровольной зависимости больного от другого человека или группы лиц,
  • неспособности к самостоятельной деятельности,
  • чувства собственной неполноценности и некомпетентности
  • беспомощности при необходимости принимать решения
  • постоянной потребности в одобрении, поддержке, защите.

Все перечисленные чувства и состояния могут наблюдаться у любого человека, но в нормальном состоянии они носят временный характер и зависят от возникшей ситуации. Если же они носят постоянный характер и человек стремится сохранить их в дальнейшем – это свидетельство о болезненном расстройстве личности.

Особенности зависимой личности

Для аддиктивных личностей характерными являются такие психологические особенности:

Высокая внушаемость

Человек легко принимает побуждения, стремления, желания, установки, формы и стили поведения из вне, восприимчив к психическому влиянию другого человека. При этом он критически не осмысливает реальность и никак не пытается противиться влиянию. Легко верит на слово, не анализируя и не осмысливая информацию. Зависимая личность оказывается конформной, некритичной, «мягкотелой». Некритичность проявляется и по отношению к собственному заболеванию – пациент считает, что у него нет проблем и болезни.

Неспособность полноценно делать прогноз и строить планы на своё будущее

Зависимые личности обычно не учитывают свои действия из прошлого, опыт для действия в настоящем. Нередко не в состоянии дать ответ на вопрос о собственных желаниях – не знают. Их способы достижения цели однотипны, а по достижении цели действия часто носят непоследовательный характер: они могут говорить одно, а делать совсем другое. Зависимые личности крайне редко берут на себя ответственность за свои действия в ситуации и пытаются переложить ее на других людей. Такие люди обычно нацелены только на один прогноз развития событий, который для них является значимым, при этом полностью игнорируя все другие.

Эгоцентризм

Зависимые личности всецело сконцентрированы лишь на себе, на собственных интересах, желаниях, ощущениях. Им нет дела до других людей, но вместе с тем другие должны «кружить» вокруг них.

Мечтательность

У аддиктивных личностей ярко выражена склонность к фантазированию, жизни в собственном придуманном мире с придуманными людьми вокруг, они легко и просто отрешаются от реальности. Именно по этой причине аддиктивная личность быстро и просто вживается, например, в образ порядочного человека, при этом являясь на самом деле лгуном. Такие люди верят собственной неправде и нередко им самим нелегко понять, где реальность, а где плод их воображения.

Нетерпеливость и максимализм

Зависимая личность желает побыстрее разрешить собственные проблемы, при этом прикладывая минимальное количество усилий. Максимализм подразумевает крайность в суждениях, эмоциях, требованиях. Для таких людей мир часто делится лишь на черное и белое – без полутонов и компромиссов.

Алекситимия

Это невозможность выразить собственные чувства словами. Для аддиктивных личностей трудно определить и описать словами свои чувства и чувства других людей, нелегко различить эмоций и телесные ощущения. Они сконцентрированы в основном на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям, склонны к конкретному мышлению и нехватке эмоциональных реакций.

Ригидность

Это означает «негибкость» психической деятельности, установок, стилей поведения. Аддиктивным личностям довольно сложно изменить отношение к чему-либо или кому-либо и свои действия.

Основные симптомы и поведенческие реакции

О наличии зависимого расстройства личности можно судить по целому ряду симптомов, которые выражаются в поведении человека в повседневной жизни.

Все признаки можно разделить на две группы, выражающиеся в отношении к себе и взаимоотношениях с другими людьми.

По отношению к собственной личности больной испытывает:

  • заниженную самооценку
  • беспомощность
  • некомпетентность
  • невозможность самостоятельно принимать решения
  • боязнь оказаться отвергнутым
  • пессимистическое отношение к настоящему и будущему
  • отказ от принятия на себя обязанностей взрослого

По отношению к другим людям, в том числе к доминирующему партнеру:

  • чувство подчиненности
  • постоянную потребность в заботе, защите и поддержке
  • ожидание решения всех проблем
  • желание соответствовать ожиданиям окружающих
  • готовность к выполнению второстепенных ролей
  • эмоциональную зависимость, т.е. чувства и настроения возникают не сами по себе, а в ответ на поведение других людей
  • исполнение чужих пожеланий в ущерб собственным интересам
  • сознательное ограничение отношений с посторонними, так называемых социальных контактов

Согласно американскому диагностическому руководству по психическим расстройствам (DSM-IV) основные признаки заключаются в следующем:

  1. регулярные затруднения во время принятия простейших ежедневных решений и невозможность принять их без рекомендаций, советов и подтверждения другими лицами
  2. потребность в постоянном присутствии человека, который возьмет на себя ответственность за принятие решений во всех жизненных вопросах
  3. невозможность или значительные трудности при попытках выразить несогласие с партнерами, связанное не с боязнью наказания, а с возможностью потерять поддержку и хорошее отношение
  4. неумение выполнять самостоятельную работу из-за постоянных сомнений в собственных силах и неуверенности в принимаемых решениях
  5. готовность выполнять все указания, даже если это неприятные или унизительные вещи, лишь бы не лишиться поддержки
  6. при мыслях о том, что не станет человека или людей, которые о нем заботятся, появляется чувство дискомфорта, страха и беспомощности
  7. возникновение сильного, до неадекватности, чувства страха при перспективе самостоятельного существования без посторонней заботы
  8. упорное стремление при потере существующих отношений вступить в новую связь в поисках помощи и заботы.

Внешне заболевание проявляется в общей «нервной слабости», быстрой утомляемости, острой впечатлительности, привычке к самонаблюдению и постоянным переживаниям. Больному свойственна тревожность, боязнь возможных трудностей и ожидание неприятностей.

Данные проявления становятся очевидными при экстремальных ситуациях, при которых человек не принимает никаких решений, не действует, и даже не ищет покровителя, а пассивно ждет того, кто сможет о нем позаботиться.

  • В семейных отношениях такой больной независимо от возраста остается на положении ребенка, который полностью подчиняется членам семьи и не стремится к самостоятельности, получая в обмен заботу и опеку.
  • На работе полностью зависит от руководителя, нуждается в постоянной опеке, руководстве, одобрительных или критических замечаниях. Старается угодить окружающим, смиренно относится к оскорблениям, обидам, лишь бы оставаться в коллективе.
  • Женщины в семье добровольно остаются в зависимом положении, многие годы терпят жестокость, пьянство, пренебрежительное отношение со стороны супруга из боязни разрушить отношения и потерять человека, который над ними доминирует, и от которого они зависят.
  • Мужчины при аналогичных психологических расстройствах могут проявлять гиперкомпенсаторные стереотипы поведения, т.е. развивают противоположные качества. В данном случае, испытывая потребность в поддержке и заботе, скрывают это из-за боязни неодобрения обществом и внешне стремятся к доминированию, что приводит к глубокому конфликту между внутренними ощущениями и внешним поведением.
  • При отношениях с врачами проявляют готовность к подчинению и выполнению всех рекомендаций и указаний, но собственной инициативы не проявляют.

В медицине существует понятие — паттерн (т.е. устойчивое повторение одинакового поведения) тревожной зависимости. Это один из основных симптомов зависимого расстройства личности, который выражается в том, что больной постоянно сомневается в своем партнере, его взаимности, доступности. Чтобы избавиться от этих сомнений больные стремятся проявлять еще большую услужливость и покорность, чтобы избежать любой возможности разрыва отношений.

Психологический портрет зависимой личности

 С древних времен по настоящее время мы встречаем определенный тип людей, которые интенсивно увлечены какой-либо деятельностью. Это может быть спорт, игры различного характера, увлечение социальными сетями, употребление чрезмерно или систематически алкоголя или наркотических средств, которые в дальнейшем меняют картину жизни человека. Все перечисленное выше мы можем назвать зависимым поведением или пристрастием.

В словаре Ожегова слово пристрастие определяется, как сильная склонность к чему-либо, страстное влечение. Это образ жизни, сопутствующий компульсивному поведению, которое не поддается волевому контролю [1, с. 12].

В психологии термин «Пристрастие» используется как синоним к слову — зависимость или аддикция [2, с. 102].

За рубежом людей, с влечением, пристрастием, зависимых, обозначают как «аддиктов». Аддикт — это зависимый человек, который не в состоянии контролировать свое влечение к тому или иному поведению.

Доктор Д. Р. Меерс определяла аддикцию как следствие извращения нормальности [3, с. 25].

Исследователь Л. М. Доддсу утверждал, что аддикция — это компульсивно побуждаемая активность, которая характеризуется интенсивностью, неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго [4].

Исходя из этого, термин «аддикция» можно охарактеризовать как систематическое влечение, не соответствующее норме.

На наш взгляд, зависимость, в какой то, мере является изменением нормальности, изменением своего привычного уклада жизни, но также это и является непреодолимым желанием к употреблению.

Изначально термин «аддиктивное поведение» был введен М.Ландри и В. Миллером, которые понимали под аддиктивным поведением — период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние человека до того, как от них сформируется зависимость [5, с. 295].

Большинство зарубежных ученых исследователей считают аддикцию, формой зависимости, а аддиктивное поведение — зависимым поведением.

Понимание аддикции В. Миллером и M.Ландри близко к пониманию аддикции отечественного исследователя С. А. Кулакова, который объясняет аддиктивное поведение как, некое нарушение поведения в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости [6, с. 40].

Большинство отечественных исследователей такие как С. А. Кулаков, Н. П. Фетискин, Е. В. Змановская, В. С. Донских, Е. П. Ильин, Ц. П. Короленко, А. Е. Личко, Ю. В. Попов, и др. считают аддиктивное поведение необходимо применять к химическим веществам, как состояние не просто употребления, а пристрастием к употреблению, но еще не в стадии системной зависимости, а также как отклоняющееся поведение. Такое же понимание, как одну из форм отклоняющегося, устремленного к искусственному повышению своего эмоционального состояния, специальное изменение своего психического состояния посредством употребления химических веществ, или как заострение внимания на определенной деятельности, как метод и способ ухода от реальности. Данное определение мы можем увидеть в работах К. В. Судакова, Б. Д. Карвасарского, П. И. Сидорова.

Доктор медицинских наук, профессор А. О. Бухановский видит сущность аддикции в возможности какой-либо деятельности вызывать развитие интенсивных положительных эмоций, что ведет к потребности в намеренном изменении своего эмоционального состояния. Приобретая системный и постоянный характер, аддиктивное поведение ведет аддикта к отказу существующей реальности, поведение становится девиантным [7, с. 60].

Исследователи Т. А. Донских, Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко, Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарёва, которые исследуют проблемы аддикции, приобщают данное поведение к одной из форм деструкции, которое заключается в постоянном желании ухода от реальности путем изменения своего психического состояния путем употребления психоактивных веществ, лекарственных препаратов, либо одержимость определенной деятельностью.

В психологическом словаре аддиктивное поведение определяется, как форма деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности при помощи изменения своего психического состояния [8, с. 470].

Например, профессор психологии Вашингтонского университета Г. Марлатт на ряду с российским психотерапевтом, наркологом В. Д. Менделевичем считают, что аддиктивное поведение — это «пагубная привычка» [9, с. 223].

Отечественные исследователи определяют аддикцию как болезнь, а зависимость как форму нарушенного поведения. Большинство исследователей понимают под аддикцией способ приспособления к сложившимся сложным ситуациям, условиям работоспособности, а также общению, искусственному повышению своего эмоционального состояния, снятия напряжения.

Переход от аддикции к зависимости определяется несколькими факторами, а именно, социальными, биологическими и психологическими.

Зависимость в самом начале своего истока была медицинским термином, и ее определяли как бесконтрольное поведение, которая перетекала в увеличение толерантности и выражалась различными симптомами.

Изначально происхождение зависимости определялась как возникновение напряжения, и соответственно желание вытеснить это напряжение при помощи употребления наркотиков или алкоголя.

Аддикция может развиваться в виде деструктивных форм деятельности — сексоголизм, шопоголизм, лудомания, также в эгоцентричном поведении. Но при систематическом вовлечение в зависимое поведение параллельно с психологической зависимостью наступает физическая форма зависимости, боли в мышцах, спазмы, подавленность и разбитость — состояние, которое сложнее всего преодолеть.

Два вида зависимостей психологическая и ситуационная выделяет доктор психологических наук Е. В. Змановская. Ситуационная носит характер непостоянства, то есть временное явление, которое не вызывает изменения в личности человека. Психологическое же представляет собой личностное образование, которое начинает проявляться в поведении индивида и характеризуется определенными устойчивыми признаками [10, с. 288].

Какой бы не была зависимость постоянной или временной это все же проблема. Не бывает такого, чтобы временная зависимость, не перерастала в психологическую, рано или поздно это произойдет. Наше мнение, если в поведении личности усматривается зависимое поведение, хоть и не постоянная, это серьезный повод задуматься и обратиться к специалистам.

Во всех формах химической зависимости присутствует психологическая привязанность к объекту или субъекту зависимости. Большинство отечественных исследователей считают проявления любого вида зависимостей, будь то это химическая или не химическая, абсолютно одинаковой.

Таким образом, следует что, образование зависимого поведения связывают с образом жизни человека, которая помогает не замечать проблемы в реальной жизни. Проведенный нами теоретический анализ отдельных исследований отечественных и зарубежных ученых позволяет отметить неоднозначное толкование понятий «аддикция» и «зависимость». Как было показано, одни авторы рассматривают аддикцию как сходную по значению с термином зависимость. Другие авторы выделяют аддикцию как первичный этап формирования зависимости, третьи авторы относят аддикцию к одной из форм девиантного поведения, но без образования зависимости. Некоторые исследователи разграничивают аддикцию и зависимость и определяют их как самостоятельные понятия, имеющие собственное смысловое содержание.

На мой взгляд, аддикция является первым шагом от познания «приятных ощущений» к формированию симптомов зависимости. Постоянный прием химических препаратов, осуществление деструктивных моделей поведения переходит в негативное поведение индивида, в результате которого образуется зависимость. Следовательно, аддикция является основой для развития зависимости или зависимого поведения личности.

Зависимость — это состояние, в корне которого находится непреодолимое желание, физиологическая и эмоциональная потребность человека к определенному набору действий. Которая, обуславливает полную вовлеченность. Доставляет быстрый эмоциональный комфорт, снимает негативные чувства и напряжение и выражается в негативном (деструктивном) поведении. Человек, находящийся под влиянием зависимости, утрачивает основное качество — свободу воли.

Большинство исследователей, говоря о аддикции или зависимости, считают их абсолютно схожими синонимами, обозначая, возможность восстановление от пагубного воздействия без негативных последствий. Но аддикция или зависимость это не просто «слабость», которую можно побороть, это гораздо сильнее, так как невозможно предугадать поведение зависимого человека.

Все это вызывает значительную нестабильность в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах. А также к нестабильному поведению. В итоге человек становится «заложником своей привычки» он больше не управляет своим поведением.

Для различных форм зависимости разрабатываются различные коррекции, которые используются в диагностике зависимости от начала курса коррекции до восстановления человека в социуме с иным образом мышления.

Литература:

  1. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. // Соц. исслед. 2001 № 4.
  2. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age/ Питирим Сорокин. — М.: ИСПИ РАН, 2020. -102 с.
  3. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р. К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл (ред.). — М.: Прогресс, 1965. — с.25–67.
  4. Daniëlle, A. I. Unhealthy Lifestyles Do Not Mediate the Relationship Between Socioeconomic Status and Incident Depressive Symptoms: The Health ABC study Original Research Article –The American Journal of Geriatric Psychiatry, In Press, Corrected Proof. — Available online 6 February 2013. — Access mode: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/
  5. Козер, Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. — М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. — 295 с.
  6. Сборник информационно-методических материалов Республиканского обучающего семинара «Подростковые девиации, проблемы социализации и ресоциализации среди несовершеннолетних»/ Сост.: О. М. Иванова, В. Л. Юлдашев, И. А. Степанов, Л. М. Билалова, С. Д. Галиуллина, Г. А. Зайнетдинова. — Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2013. — С.40.
  7. Бухановский, А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика.Ростов-на-Дону,2002.60с.
  8. Кулаков, С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М. — СПб.: Гардарика, 2003. 470 с.
  9. Marlatt G. A., Baer J. S., Donovan D. M., Kivlahan, D. R. Addictive behaviors: etiology and treatment // Annual Review of Psychology. 2008. V. 39.P.223–252
  10. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский , 2003. 288 с.

Заболевания с аналогичной симптоматикой

Зависимое расстройство личности – это заболевание, которое необходимо дифференцировать от других диагнозов с подобными симптомами.

Наиболее близкие заболевания – это:

  • Астенический тип психопатии, для которого характерны симптомы нерешительности, робости, собственной неполноценности, повышенной впечатлительности. Отличие в том, что нет привязки и зависимости от конкретной доминирующей личности
  • Драматическое расстройство личности, выражающееся в ярких нестабильных эмоциях, интенсивных отношениях с другими людьми. Отличие в том, что все эмоции и отношения имеют поверхностный характер и больше рассчитаны на реакцию публики
  • Шизоидная психопатия, которая проявляется в замкнутости, необщительности, сниженной потребностью в социальных контактах, отсутствием сочувствия.
  • Фобические расстройства – наличие постоянных, ничем не обоснованных страхов, которые возникают по поводу обстоятельств, явлений, ситуаций, предметов, живых существ. Сопровождаются постоянной тревожностью.
  • Пограничное расстройство личности, при котором человек находится в состоянии нестабильности, испытывает частые изменения настроения, самооценки, чувств и отношений с другими людьми.

Несмотря на совпадение целого ряда симптомов, у каждого из этих заболеваний свои побудительные причины, которые влияют на манеру поведения и взаимоотношения с окружающими людьми.

Так, для лиц с драматическим или пограничным расстройствами характерны регулярные разрывы с окружающими людьми, а также попытки манипулировать окружающими с помощью чувств. Для «зависимых» такое поведение невозможно, так как они испытывают зависимость не только физическую и экономическую, но и эмоциональную, т.е. дорожат своим партнером, подчиняются ему и боятся разрывов отношений.

Больные с диагнозом шизоидная психопатия не только избегают расширения социальных контактов, но и всячески их избегают, вплоть до полной самоизоляции.

Фобические расстройства проявляются повышенной тревожностью и страхами, также как и при зависимом расстройстве, но отсутствует стремление к подчиненному и зависимому положению.

Формирование зависимого типа личности в деструктивной организации

Каждый человек обладает определённой системой психологической защиты, оберегающей его от деструктивных влияний как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности.

Разрушить психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в религиозном культе организуется специальная ситуация, в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны [1].

Американские психиатры М.Т. Сингер и Р.Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь деструктивной общины:

1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления) практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение.

2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в том, что с ними делают.

3. Создание жёстко контролируемой директивными лидерами системы, отступников от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные.

4. Создание у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения — удобного группе.

5. Подавление прежнего социального поведения и за счёт манипулирования наградами и наказаниями достижение нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки).

6. Использование методик, тормозящих процесс мышления (медитация, трансы) [8].

Контроль над временем может сформировать так называемую «выученную беспомощность», характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже не зависит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самым незначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который может восприниматься личностью как положительный — человек теряет экзистенциальный страх перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненного времени. Будущее кажется стабильным и предопределённым [10]. Тотальный контроль над временем и деятельностью также выполняет роль нового перцептивного фильтра, отбирающего из внешней социальной среды только те нормы и ценности, которые наиболее значимы для принявшей их группы. Медленно, поступенчато культ стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них она может проявлять свою автономность. Цель деструктивных культов — сформировать зависимый тип личности [9]. Человеку приходится принимать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестёр и братьев». Человеку присваивается новый социальный статус и формируется новое социальное окружение, по сути дела — полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по-другому, а всем явлениям жизни предписывается новый «культовый» смысл.

Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Как было сказано выше, внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при котором полное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при внушении происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении, присущ навязчивый характер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции [6]. К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления, повышенная впечатлительность. Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время физических и психических перегрузок, когда происходит сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление [6]. Сигналы, элементы программ и циклы поведенческих реакций, введённых при внушении, подобны совокупности операций, находящейся в состоянии постоянной готовности. Какое-то время они могут оставаться на периферии сознания, но стоит человеку воспринять нужный стимул (знакомую интонацию, особый жест и т. п.), как в памяти возникают целые блоки информации, раннее подготовленные формулами внушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа или совершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышав голос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд [6]. Практика внушения характерна для всех деструктивных культов.

Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний. Заражение представляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональных состояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами. Мощным заражающим эффектом обладает громкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое практикуется в некоторых деструктивных культах, обладает ещё и самовнушающим характером, что служит причиной нарушения чувства реальности.

В деструктивных культах как способ воздействия на личность практикуется массированная сенсорная депривация. Известно, каким влиянием на человека обладает депривация какой-либо анализаторной системы. «Отключение» каналов восприятия может привести к дезориентации, перегрузке компенсаторных анализаторных систем, галлюцинациям, трансоподобным состояниям. Сенсорная депривация активизирует один из видов психологической защиты — регрессию, которая выражается в явлениях деперсонализации и формировании растущей зависимости от значимого лица. Регрессия характеризуется негативными изменениями в интеллектуальной сфере, проявлением примитивной логики, опирающейся на представление о человечестве, разделённым на две группы: «посвящённых» и «нечистых». На этой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления «или-или». Одновременно происходит активная выработка иммунитета против иных, новых способов видения мира, за счёт сокрытия значимой информации. Процессу регрессии сопутствуют такие явления, как потеря чувства юмора и спонтанности [6].

Изоляция от внешних источников информации и однообразие предоставляемой информации вызывает стойкое торможение. Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянные повторения каких-то слов, во время культовых обрядов или в повседневной жизни, формируют у человека ощущение безразличия, потери интереса к окружающему и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усиления звука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все области мозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так и временную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. Могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полёта, освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т.п.). В культе данным процессам приписывается особый смысл, они интерпретируются как прогресс личности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира («третий глаз») и т. п.

Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются. В этот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушённых форм поведения [5].

Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим для человека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Ритуал перехода личности в новое состояние характеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себя в новом статусе [7]. В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных [6].

Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в культах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т. п., программирующие на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение — совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм [11].

С помощью такого психологического механизма защиты как рационализация прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: «Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо». Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями [11].

Таким образом, в деструктивном культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам общины и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь — измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации

Выдающийся русский психиатр С.С. Корсаков подчеркнул, что «… принадлежность к некоторым религиозным организациям, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует развитию душевных заболеваний» [5, с.44]. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в культе могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении).

При постановке судебно-психиатрического вопроса о последствиях пребывания потерпевшего от деятельности культа все эти состояния должны оцениваться как следствия причиненного вреда психическому здоровью. Например конфликтная психотравмирующая ситуация в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в культ способно быть источником развития невротических реакций, т.е. обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов психики, обострения упомянутых форм скрыто протекающей психопатологии. Кроме того, наблюдаются случаи, когда лицо, порвавшее с культом и находящееся в состоянии реадаптации после полученных психических расстройств, подвергается попыткам активистов культа вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью [5].

В связи с причинением вреда психическому здоровью человека наблюдается крайнее нарушение идентичности, диссоциирующие состояния «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни), «плавание» описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще «кадетами пространства» («Space Cadei») из-за потери четкости ощущения повседневной реальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистов возникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа с непроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться в прошлое культовое состояние. «Плавание» может также принять форму неадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховыми галлюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, что приводит к необходимости госпитализации. Приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом. Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших сайентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Бывшие члены сообщают о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» — отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось научных исследований [3]. Возникают психосоматические симптомы: головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна: кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы, проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств.

Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие адепты предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в их подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств [11]. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме [4].

Таким образом, последствиями длительного нахождения человека в деструктивном культе является психическое расстройство с пониженным эмоциональным фоном, искаженном восприятием мира, деформация Я — образа и создание нового зависимого типа личности. При попадании человека в культ формируется новый образ с присущими ему чертами и взглядом на мир, длительное время человек проводит в этом образе, а, следовательно, закрепляется в нем. Когда же он выходит, происходит обратный процесс — расщепление старого и создание нового образа Я, что также сопровождается психическими и личностными расстройствами, такими как было указано выше. В целом последствия причиненного ущерба для человека, попавшего в культ и длительное время там находившегося, разрушительны для его личности.

Литература

1. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков. // Психологический журнал. — М., 1998. № 3.

2. Волков, Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструк­тивных культов и контроля сознания (введение в проблему) / Е.Н. Волков // Журнал прак­тического психолога. — 1996. № 2.

3. Дворкин, А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным / А. Дворкин. — М.,1 996.

4. Зимбардо, Ф. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психо­логические манипуляции / Ф. Зимбардо, С. Андерсен // Журнал Практического Психолога. — Обнинск: Принтер, 2000. № 1-2.

5. Кондратьев, Ф. Современные культовые новообразования («секты») как психо­лого-психиатрическая проблема / Ф. Кондратьев. — М., 1999.

6. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмит­риева. — Новосибирск, 1999.

7. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты / Н.В. Кривельская. — М.: Фонд

«Благовест», 1999.

8. Лифтон, Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма / Р. Лифтон. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

9. Полищук, Ю. И. Об отрицательном влиянии деструктивных сект на психическое здоровье и личность человек / Ю.И. Полищук. — М., 1995.

10. Скородумов, А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных теченй) / А.А. Скородумов. Дис…. канд. психол. наук. — СПб., 1997.

11. Хассен, С. Освобождение от психологического насилия / С. Хассен. — СПб.: Прайм-еврознак, 2001.

Причины возникновения

Медицина до настоящего времени точно не установила причины возникновения зависимого расстройства личности. Принято считать, что болезнь формируется под воздействием особенностей личности при наложении внешних факторов.

Среди наиболее вероятных причин называют:

  • особенности темперамента, такие, как нерешительность, высокая эмоциональная чувствительность, повышенная восприимчивость к стрессам
  • чрезмерная опека со стороны взрослых в детстве
  • лишение возможности удовлетворять свои потребности в младшем возрасте
  • подавляющий авторитарный стиль воспитания
  • преобладание социальных стереотипов о подчиненном положении женщин в семье и обществе.

Все перечисленные причины налагаются на личные жизненные обстоятельства, например, возникновение взаимоотношений с подавляющим доминантом, и приводят к возникновению зависимого расстройства личности.

Классификация в медицинской науке

Различные школы психологов по своему относятся к классификации психических расстройств различного характера.

Так, в старой российской и советской психиатрии заболевание «зависимое расстройство личности» не упоминается.

Не диагностировали его и немецкие основатели классической психиатрии.

В отдельный вид заболевания данное расстройство было выделено в США и включено в диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM), которое выпускалось с 1994 по 2000 год.

Данное несоответствие ученые объясняют тем, что симптомы зависимого расстройства могут в течение всей жизни проявляться только как черты характера и не доходят до болезненных проявлений. Это наиболее вероятно в случаях:

  • когда склонный к зависимости человек находится в стабильных отношениях с социально адекватным человеком, понимающим и поддерживающим своего партнера;
  • при наличии семьи патриархального типа, когда мужчина берет на себя роль защитника, а женщина традиционно занимает подчиненное положение
  • при тоталитарных режимах с жестко установленным жизненным порядком.

Поскольку Россия и Германия очень долго существовали именно на подобных принципах, не было факторов для перехода зависимого положения в болезненное состояние, т.е. не существовало опасности и страха распадения пар и ухода партнеров.

Психологическая зависимость и химическая зависимость: мужчины и женщины

У мужчин дальнейшее развитие происходит чаще так: сначала мужчина пытается отделиться от родителей и стать самостоятельным. Но начинает чувствовать подспудную неудовлетворенность и тревогу: ведь «спасателей», «контролеров», тех, кто тревожится, и чье внимание постоянно приковано к нему, уже нет.

И тогда в его жизнь порой приходят алкоголь, наркотики, игра или еще какая-то виртуальная реальность, захватывающая его целиком. Так он снова может опуститься в состояние глубокого детства – когда его снова спасают, «вытягивают» и пекутся о нем.

К этому возрасту некоторые матери даже готовы опустить своего ребенка, удивляясь тому, что он никак не хочет взрослеть. Но чаще всего он уже не и может без профессиональной помощи. Ведь любовь накрепко ассоциирована у него с психологической зависимостью от матери, а чувство безопасности ассоциировано с постоянным присутствием контролирующего и заботящегося о нем человека.

Некоторые сыновья порой не в состоянии расстаться с матерью, и часто именно созависимые с ней отношения мешают таки сыновьям построить свою семью. Некоторые находят в себе силы уйти из родительского дома и найти постоянную спутницу, но в партнерши выбирают такую женщину, которая была бы заменой матери. А именно – вела бы себя так, как всегда вела себя мама.

Чаще всего, к моменту взросления у таких мужчин есть полный набор – и зависимость, и созависимость. Потребность употреблять психоактивные вещества, уходить от реальности и потребность строить с женщиной отношения, подобные его отношениям с матерью.

При этом игра, наркотики или алкоголь помогают ему снять внутреннюю тревогу, унаследованную от матери, точнее – временно подавить ее, сделать для себя невидимой, прекратить на ней концентрироваться.

Все это, конечно, происходит неосознанно. На сознательном уровне, как правило, это обозначается фразой «мне необходимо расслабиться» или «мне скучно жить» или «жизнь не имеет смысла».

Но при всех попытках предложить человеку смыслы, решения для расслабления или получения новых эмоций, зависимый протестует: ведь если он перейдет на самообеспечение, он лишится своего ощущения целостности, которое пока для него достижимо только через слияние с другим, с тем, кто будет к нему накрепко привязан страхами и тревогой, кто будет полностью сосредоточен на нем.

У женщин чаще происходит попадание в ловушку психологической зависимости. Ей часто нужен не просто мужчина, а тот, кто не сможет без нее обойтись, кто будет постоянно подтверждать ей ее нужность. И, как правило, такими оказываются мужчины, склонные к зависимости. Ведь они «без нее пропадут», «без нее не справятся» и т.д.

Схема здесь та же: женщина пытается хотя бы временно устранить внедренную матерью тревогу, и чаще всего актуализирует ее через «спасательство» мужчины. И тем самым создает себе ощущение целостности, которое раньше проживалось в отношениях с тревожной матерью.

Зависимость и созависимость дополняют друг друга в этой системе: зависимость мужчины делает его беспомощным, недостаточно самостоятельным и нуждающимся в «присмотре» со стороны женщины.

А склонная к психологической зависимости женщина не мыслит себе отношений с независимым и самостоятельным мужчиной – ведь тогда она не будет себя чувствовать настолько нужной, не о чем будет постоянно тревожиться и переживать. А именно так она привыкла воспринимать и проявлять любовь.

Бывает, конечно, и наоборот, когда женщина становится зависимой, а мужчина принимает на себя роль спасателя. Но в нашей стране чаще актуальна классическая схема, в которой женщина «спасает» зависимого мужчину.

Возможные последствия и осложнения

Зависимое расстройство личности может в течение жизни не проявляться, если этому не способствуют внешние факторы. При «благоприятных» обстоятельствах возможны следующие последствия:

  • Многолетнее проживание с жестоким человеком с постоянными оскорблениями и побоями не приводит к желанию изменить ситуацию. В результате большинство зависимых участников таких взаимоотношений оказываются в больнице с травмами как жертвы семейной жестокости.
  • При нормальных взаимоотношениях разрыв с партнером приводит к возникновению тяжелого депрессивного состояния.
  • Возможно развитие соматофорных расстройств, при которых психологические проблемы становятся источником соматических (телесных, физических в отличие от психических) симптомов. Человек может испытывать затруднения в дыхании, болезненные ощущения, слабость при отсутствии явных причин.
  • На фоне зависимых расстройств возникает тяга к нездоровым привычкам, т.е. человек пытается спрятаться от проблем с помощью еды, курения, лекарственных препаратов, алкоголизма.
  • Зависимые расстройства создают базу для возникновения различных фобий, на первый взгляд не связанных с состоянием человека.

Основная задача лечения — не излечить от основного заболевания, что практически не возможно, а не допустить его дальнейшего развития и перехода в более тяжелые стадии.

Группы риска

Существуют определенные категории населения, наиболее уязвимые к психическим заболеваниям, в том числе и к зависимому расстройству личности.

Прежде всего, учитывается возраст. Ученые называют наиболее уязвимые возрастные периоды, такие как:

  • Оральный период развития (от рождения до 1,5 лет), в условиях полной зависимости ребенка от окружающих. Чаще страдают дети с хроническими соматическими заболеваниями, не имеющие сил для развития активного отношения к окружающей действительности.
  • Младший школьный возраст, когда ребенок попадает в условия жесткой дисциплины и постоянного напряжения. Первые признаки – рост утомляемости, потеря уверенности в себе, снижение успеваемости, появление застенчивости и чувства своей неполноценности.
  • Следующая стадия – пубертатный период, в который происходит ломка психики, смена авторитетов и изменение взаимоотношений с окружающими.

Среди лиц, у которых диагностированы зависимые расстройства, большинство составляют женщины. У мужчин подобное заболевание выявляется редко.

Среди общего количества психических заболеваний 2,5 процента приходится на зависимое расстройство психики.

Способы диагностики

Диагностика заболевания проводится в ходе беседы с пациентом, специальных тестов и анамнеза его жизни.

Постановка диагноза производится при наличии нескольких основных критериев:

  • осознанное или подсознательное желание переложить на других принятие каких-либо решений;
  • подчиненное положение и постоянные уступки в личных отношениях;
  • отсутствие требований к окружающим или неспособность их высказать;
  • боязнь одиночества из-за того, что отсутствует способность к самостоятельной жизни;
  • преувеличенный страх потери партнера;
  • неумение принимать самостоятельные решения даже в обычных повседневных вопросах без посторонних указаний или советов.

Если присутствуют хотя бы 4 из перечисленных признаков, то можно говорить о сформировавшемся зависимом расстройстве личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]