Психологические свойства личности: направленность
Человек существо социальное, поэтому направленность деятельности неразрывно связано с обществом и окружающей средой, в которой находится индивид. Социум определяет жизненные установки, цели и мировоззрение, что характеризует направленность личности – психологическое свойство, выражающее потребности, мотивационные установки и мировоззрение.
Потребности выражаются в нужде, которые определяют цели и идеи человека. При этом направленность деятельности может иметь множественный и меняющийся характер, т.к. в течение всей жизни появляются новые потребности, интересы и желания.
Существует определенный комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и характеризующий эмоциональную направленность деятельности. К ним относят:
- влечение;
- желание;
- стремление;
- интерес;
- склонность;
- идеал;
- мировоззрение;
- убеждения.
В зависимости от особенностей потребности, побуждений и устойчивых волевых качеств индивида, данные характеристики становятся помощниками в достижении той или иной цели.
Характер и его место в структуре личности. Типология характера. Методы изучения характера.
Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты.
Личность — это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.
Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии отменяет характер. Личность преодолевает те черты характера, которые неприемлемы для ее развития. Описание зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Характер определяет, как
реализуется процесс взаимодействия человека с миром, а личность – то,
ради чего
живет человек. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой».
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела п профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Характеристика особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперакгивный)
– чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
2) дистимичный
– постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3) циклоидный
– общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
4) эмотивный (эмоциональный)
– чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5) демонстративный
– выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6) возбудимый
–повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7) застревающий
– “застревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;
педантичный
– выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9) тревожный (психастенический)
– пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
10) экзальтированный (лабильный)
– очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
11) интровертированный (шизоидный, аутистический)
– малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
12) экстравертированный (конформный)
– высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Методы изучения характера:
1. Наблюдение как объективный метод в психологии определяется как «преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» (словарь под ред. Петровского и Ярошевского).
Виды наблюдения
(по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко)
несистематическое и систематическое. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, здесь важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану;
сплошное и выборочное. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов(нужна схема протокола и предварительная подготовка;
включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс.
непроизвольное, вынужденное – отсутствует предварительная подготовка. При наблюдении появляется какой-то факт, который производит эффект неожиданности;
непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера);
естественное (полевое) и лабораторное;
открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают).
2. Эксперимент — метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
4 особенности по Рубинштейну:
— в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;
— экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
— возможно попеременное исключение отдельных условий;
— эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.
Лабораторный эксперимент
– эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.
Естественный эксперимент
, или полевой эксперимент, – вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.
3. Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: Терапевтическая беседа; Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез); Автобиографическая беседа; Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта); Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).
4. Самонаблюдение — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (ЛСВ). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю «сырой» эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.
5. Тесты — ряд заданий различного характера, выполнение которых испытуемым оценивается в количественных показателях; при этом устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам.
Относительно новые методики:
Типология Майерс-Бриггс – направление развития типологии Юнга, основанное на серии тестов, известных как Myers-Briggs Type Indicator (MBTI), широко распространенное в США.
Типология основывается на делении всех людей без исключения на четыре дихотомических признака: экстраверсия и интроверсия; ощущение и интуиция; мышление и чувство; оценка и восприятие; итого по четырем дихотомиям получается 16 типов.
Предыдущая11Следующая
Темперамент, как свойство личности
Темперамент, согласно теории И. П. Павлова, это врожденные свойства личности, которые определяются наследственностью и становятся важными факторами для последующих процессов в формировании характера, поведения и мировоззрения. Характеристики темперамента относят к базовым, т.е. предусматривается биологическое объяснение при развитии индивидуальности.
Многие ученые соглашаются с теорией И. П. Павлова о том, что индивидуальное проявление темперамента напрямую зависит от свойств центральной нервной системы человека и представляют три важнейшие характеристики:
- сила, заключенная в возможности выдерживать раздражающий фактор, т.е. насколько индивид вынослив в эмоциональном плане;
- уравновешенность – контроль над собственными эмоциями или соотношение процессов торможения и возбуждения;
- подвижность – степень скорости смены нервных процессов.
Эмоциональность и своеобразие личности приводят к тому, что еще в древности были выявлены четыре типа темперамента (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик) на основании, которых создается психологический портрет индивида. При этом главной характеристикой типажей является сочетание психических свойств и активности.
Индивидуальные свойства личности. Темперамент, характер, способности.
- регулируют динамику психической деятельности в целом;
- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
- имеют устойчивый и постоянный характер;
- находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;
- обусловлены общим типом нервной системы.
Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. Темперамент — это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У — IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат «сангве»), лимфы (по гречески «флегма»), желчи (по гречески «холе») и черной желчи (по гречески «мелана холе»). Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы. Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека:
- сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы);
- уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения;
- подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга.
Психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:
- флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;
- сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
- холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;
- меланхолик — слабый тип нервной системы.
К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:
- сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психические реакции личности и какова скорость этого реагирования;
- реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешние раздражители (критику, угрозу и т.д.);
- активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его умения преодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;
- соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности — от случайных внешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;
- темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;
- экстравертированность;
- интровертированность;
- пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;
- ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.
Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;
Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.
Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его никак не проявляются во вне.
В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется.
Характер — это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам. Отношения человека и характерологические черты формируются в течение жизни и поэтому характер, является приобретенным личностным образованием. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В зарубежной характерологии можно выделить три направления:
- конституционно — биологическое (Э. Кречмер — характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
- психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д). Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;
- идеологическое (психоэтическая теория Робека): Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд характер определяет социальным положением человека и т.д..
В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.. Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Структура характера. В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента:
- уравновешенность – неуравновешенность;
- сензитивность – агрессивность;
- широту – узость;
- глубину – поверхностность;
- богатство, содержательность – бедность;
- силу – слабость.
Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
- в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т.п.);
- в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);
- в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);
- в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);
- в отношении к вещам (добрый, жадный и т.д.).
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:
- Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.
- Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.
- Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развития способностей.
Характер, как психическое свойство личности
Характер указывает на приобретенные свойства, которые зарождаются и проявляются в процессе какой-либо деятельности, в системе взаимоотношений человека и социума. Именно через характерные качества и непохожесть на других проявляется уникальность или индивидные свойства.
Характер представляет собой совокупность и многообразие различных черт. В процессе общения с человеком мы можем судить о манере поведения, здесь проявляется воспитание и другие волевые качества.
Темперамент и характер очень сильно переплетаются между собой. При этом в структуре характерных черт находится:
- мировоззрение, которое формируется по мере общения и развития личности;
- волевые качества;
- отношение к себе, к коллективу и к выполняемой деятельности.
Характер определяется индивидуально независимо от сознания и в большей степени указывает на приобретенные черты в процессе образования и воспитания. Кроме того, данное свойство тесно связано с потребностями, желаниями и интересами, а также занимает центральное место при уточнении портрета личности.
Способности, как свойства личности
Способности человека определяются, как характером, так и темпераментом. Эти свойства влияют на успешность деятельности, на скорость обучения и легкость в выполнении заданий.
В психологии существуют несколько видов способностей, основные из них:
- Общие или врожденные способности характеризуются естественными или природными навыками и задатками. Такое свойство указывает на наличие задатков, которые в процессе обучения можно развить. Кроме того, коммуникативные свойства личности, влияющие на эффективность общения, также относятся к врожденным способностям и характеризуют темперамент.
- Специфические способности связаны с определенными навыками, которые сформировались вследствие существования определенной окружающей среды. Когда родители делятся особым опытом со своими детьми или, когда возникает необходимость для обучения особым способностям.
Отдельным свойством личности можно назвать внимательность, которая проявляется в концентрации или, наоборот, в рассеянности. Данная характеристика отзывается на абсолютно всех сторонах жизнедеятельности индивида. Внимательность – основное условие для последующего строения логического мышления, последовательности действий, а также отражения умственной деятельности.