В мире существует множество заболеваний, которые связаны с нарушениями работы головного и спинного мозга, а также различных групп нервов. Эти болезни называются неврологическими нарушениями и одним из самых распространенных из них считается дислексия. Точная причина возникновения этой болезни до сих пор неизвестна, но в чем она проявляется все уже хорошо знают. Люди с дислексией тяжело осваивают навыки, связанные с письмом и чтением. Из-за трудностей со чтением и письмом, дислексики часто отстают в обучении, что негативно сказывается на качестве их взрослой жизни. Так как точная причина дислексии неизвестна, эффективного способа лечения болезни тоже не существует. Но недавно исследователи из Швейцарии стали на шаг ближе к созданию такой технологии — они облегчили пациентам чтение, воздействуя на их мозг небольшими электрическими разрядами.
От дислексии страдает примерно 10% населения нашей планеты
Понятие
Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?
Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития. Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются. В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста. Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда. Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней. Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью. Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.
Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,
на данный момент сложилась такая ситуация, что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.
Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.
Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы
Можно выделить несколько форм дислексии.
- Фонематическая
- Аналитико-синтетическая
- Оптическая
- Мнестическая
- Аграмматическая
- Семантическая
Стоит поговорить подробнее о признаках каждой из этих форм.
Историческая хроника
Впервые предположение об особом расстройстве – дислексии – высказал в 1887 году немецкий окулист Берлин. Через 9 лет в одном из английских изданий появилась сенсационная публикация «Врожденная словесная слепота».
Автор ее – терапевт Морган – описал уникальное психическое отклонение, которое проявлялось отсутствием навыка беглого чтения у 14-летнего подростка, преуспевавшего в математике.
Медицинское сообщество объяснило указанный феномен как результат дефекта зрительного восприятия. В 1925 году американский нейропсихолог Ортон связал дислексию с нарушением во взаимодействии мозговых полушарий.
В 70-е годы XX века виновником словесной слепоты было объявлено отклонение в фонологическом развитии, то есть способности к звукоразличению. Эта версия находит наибольшее число сторонников в современном ученом мире.
Симптомы дислексии и признаки присущие каждой форме у ребенка
Фонематическая при плохом распознавании слова ребенком
В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции). Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».
Аналитико-синтетическая форма у ребенка
Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы. Допустим, написано: «За домом», а ребенок читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.
Оптическая — трудности распознавании образов букв у ребенка при чтении
Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.
Мнестическая — проблемы запоминания букв у ребенка
Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Ребенок попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.
Тактильная — встречается у слепого ребенка
Выражается в проблемах распознавания азбуки Брайля слепыми детьми тактильно
Аграмматическая — неправильное чтение ребенком окончания слова
Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков. В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.
- Изменение падежа или числа в окончании.
- Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
- Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)
Семантическая при нарушении понимания ребенком чтения слова
Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.
- Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором символов.
- Недостаточный словарный запас.
- Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
- Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.
«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли,что я говорю…»
Я Сён Ко
Диагностика
Диагностика дислексии может включать в себя такие задания как:
- найти нужную букву;
- придумать как можно больше слов, начинающихся с определённого звука;
- выделить в заданном слове все гласные или согласные;
- сравнить по звуковому составу слова, отличающиеся одним звуком (кот- кит, мак-рак);
- посчитать количество букв в слове или слов в предложении;
- составить короткий рассказ по серии картинок.
Такое всестороннее обследование позволяет выяснить уровень речевого развития ребёнка, понять, в чём заключаются его основные затруднения, и составить индивидуальный план коррекционных занятий. Необходимо точно установить, какой формы у школьника дислексия, упражнения и их сложность будут зависеть именно от этого.
Причины дислексии у ребенка
Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения. Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку. Конечно, это непросто, потому что симптомы и причины могут быть разными. Некоторые из них зависят от формы дислексии.
Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение.
Умственная отсталость или задержка психического развития ребенка
Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда. В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность). У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество иных признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.
Системное недоразвитие речи ребенка
Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии. Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития. С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе. Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью. Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.
Наследственная предрасположенность у ребенка
Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям при понимании текста. Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%. Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.
Недостаточный речевой опыт ребенка может потянуть другие проблемы
Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим иным проблемам.
Ранний возраст обучения ребенка
Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.
Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.
Существуют ли меры профилактики?
Как любое другое расстройство, дислексию можно предотвратить или замедлить её развитие вовсе.
Необходимо быть внимательными к своим детям, чтобы не пропустить тот момент, когда речь должна развиваться быстрыми темпами.
Но по каким-либо причинам задержалась.
Мало кто знает, но развитие речи очень сильно зависит от сформированности моторики рук.
Так уж мы созданы, что через нервные окончания на пальчиках рук идут импульсы в мозговые области, отвечающие за речевую функцию человека.
Поэтому детям очень важно заниматься рисованием, лепкой, другими занятиями.
Это сейчас стали использоваться современные методы развития речи через песочную терапию, пластилиновые аппликации и т.п.
Занятия нужно усложнять время от времени, чтобы пальчики ребёнка не успели привыкнуть к однообразным действиям и не перестали развиваться.
Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы не утомить малыша.
Последствия для ребенка
Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.
Успеваемость ребенка в школе
Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники. Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.
Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?
Учебная мотивация ребенка к обучению чтения
Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки? А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика. Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон. Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.
Вполне возможно даже, что над ребенком подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).
При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.
Речь и словарный запас ребенка
Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе). Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.
Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность.
Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет
«впитывать в себя речевую грамотность».
Дислексия во взрослом возрасте
Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).
Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться. Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.
Церемония чтения
Речь и письмо сделали людей уникальными. Механизм приобретения навыков свободного чтения – это многогранный процесс, в котором начинающий читатель должен объединить визуальный элемент (букву) со слуховым элементом (речевым звуком) в новую аудиовизуальную единицу.
С точки зрения нейробиологии, грамотность поддерживается двумя эволюционно-развитыми нейронными системами, преимущественно расположенными в левом полушарии: одна для разговорного языка, а другая для распознавания визуальных объектов. Поскольку чтение является недавним культурным изобретением, эти системы должны адаптироваться к вновь полученному навыку.
Бороться с дислексией можно только познакомившись с ней!
Коррекция дислексии у ребенка
Обращение за помощью к специалисту
Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут понять причину трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)!
Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях. Да, процесс коррекции займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но собственное устранение,закрытие на проблему глаз или занятие самолечением – не лучшие выходы из ситуации. Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь легче пережить трудности.
Развитие мелкой моторики ребенка
Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.
Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики.
Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом.
Психологический комфорт и нужно ли заставлять ребенка читать текст много времени
Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы.
- Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что нарушение речевого развития не позволяет ему держать темп всего класса.
- Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится без ошибок как и у всех детей в классе
- Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте прерываться, отдыхать, разминать глаза и так далее.
- Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от неудач и ругательства оставьте – пользы от них не будет.
Упражнения для преодоления трудности чтения у ребенка
Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений,периодически проводя тест для контроля. Иногда можно прорабатывать такие упражнения и в домашних условиях (если ребенок от них не устает). Занятия могут быть самые разные.
- Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
- Поиск и дорисовывание букв и цифр.
- Складывание букв и цифр из палочек или лепка их из пластилина.
- Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к проблеме).
- Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие подходят, и вставить).
- Составление слов из перемешанных слогов или букв.
- Английский кроссворд.
- Дорисовывание к букве дополнительной (например, сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
- Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
- Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу (например, линейкой).
- Таблицы Шульте.
- Методика Пьерона – Рузера (с использованием букв и цифр) и многие-многие другие.
Демонстрация
Признаки расстройства чтения и правописания:
- Сниженная скорость. Дислексикам требуется в два-три раза больше времени, чем другим детям. Более медленное чтение приводит к большому затруднению понимания того, что было прочитано, особенно в длинных предложениях.
- Связывание отдельных букв с соответствующими звуками происходит очень медленно, и часто делаются ошибки. Вместо слов, которые трудно читать, дети склонны читать другие слова с похожими буквами.
- Некоторым детям удается выводить содержание предложения на основании других слов, которые он содержит, даже если отдельные слова читаются неправильно.
- Ограниченная скорость чтения также является основным симптомом расстройства чтения у взрослых. Это происходит со сложными, многосложными и редкими словами. В стрессовых ситуациях симптоматика усиливается. Может проявляться в подсчете (например, при чтении математических словесных задач) и при изучении иностранных языков.
- Значительно большим количеством орфографических ошибок. В свободном письме слова избегаются, когда дети подозревают, что они не могут правильно их написать. Это часто воспринимается как ограниченная лексика или отсутствие лингвистических способностей. Тем не менее, обычно это стратегия компенсации, чтобы избежать орфографических ошибок.
Визуальный стресс:
- Около трети детей с дислексией жалуются на напряжение глаз или зрительные искажения во время чтения. Эта субъективная симптоматика (синдром Марса-Ирлен) включает в себя: просмотр букв, перемещающихся по странице;
- размытие или формирование странных паттернов;
- пространственные искажения;
- частые мигания;
- потерю места на странице;
- головную боль.
Каждый ребенок с дислексией должен проходить тестирование зрения, и если какая-либо ошибка рефракции обнаруживается, следует использовать предписанные очки или линзы.
Негативные мысли:
- 40-60% детей и подростков с дислексией испытывает психологические проблемы – депрессии, мрачное настроение и беспокойства. Они чувствуют себя отверженными и не одобряемыми учителями.
- Частота попыток самоубийства у подростков с дислексией в три раза выше, чем у подростков одного возраста без дислексии.
Дислексия – болезнь гениев
Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.
Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями.
Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.
Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие.
Клиническое интервью
Диагностика чтения и орфографии
Должна учитывать способности к чтению: скорость, точность и понимание; способности к написанию. Для проверки необходима комбинация различных диагностических тестов. Это предполагает индивидуальное тестирование. Производительность ребенка сравнивается с показателями детей в том же учебном году.
Оценка интеллекта
Тест на лингвистические способности, логическое мышление, скорость обработки и память − позволяет дифференцировать диагноз слабости чтения и орфографии из-за более низкого интеллекта и дислексии с когнитивными способностями.
Дополнительный опросник:
- История школы: развитие чтения, орфографии и других предметов.
- Развитие навыков письменного языка (образцы диктанта).
- Оценка эмоционального состояния.
Траектории развития
Как и все другие поведенческие расстройства, этиология дислексии является многофакторной. Разработано несколько теорий для описания основных процессов, лежащих в основе расстройства.
Молекулярно-генетическая
Недавняя идентификация и клонирование генных мутаций, связанных с дислексией, позволяет исследователям добиваться более точного определения патогенеза заболевания.
Связанные с дислексией гены участвуют в контроле миграции некоторых нейронных линий, а также в регулировании роста аксонов. Существует некоторое соответствие между их дисфункцией и некоторыми структурными и функциональными аномалиями, обнаруженными у лиц, страдающих дислексией.
У ребенка с родителем, страдающим дислексией, риск развития расстройства составляет 40-60% и увеличивается, когда затрагиваются другие члены семьи. В относительном риске для брата наблюдается увеличение в 3-10 раз и встречается у 68% идентичных близнецов.
Фенотипические аспекты и нейрофизиологические теории
Предполагают нарушение обработки:
- Фонологической – связи между фонемами и графемами (звука с буквами).
- Слуховой – коротких или быстро меняющихся звуков. Аномальные нейрофизиологические реакции на звуковые раздражители.
- Визуальной – зрительных, быстро движущихся стимулов. Нарушена чувствительность клеток внутри «магноцеллюлярного зрительного пути».
- Работы мозжечка – расстроена автоматизация когнитивных процессов и моторного контроля.
Коморбидность – «друзья по несчастью»
Несмотря на сильную взаимную связь между расстройством чтения и психическими расстройствами, мнение, что дислексия − это психическое заболевание – ошибочное. Их совместное появление часто неправильно интерпретируется, что приводит к менее оптимальным результатам лечения. Тщательное рассмотрение возможности возникновения сопутствующих расстройств имеет решающее значение для дифференциальной диагностики.
Коморбидность патологических процессов между дислексией и сопутствующими психическими расстройствами:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (встречаются вместе в 30-50% случаев).
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Нарушения аутистического спектра.
- Генерализованное тревожное расстройство.
- Депрессии.
Признаки сопутствующей группы: слуховая и визуальная невнимательность; дефицит в скорости обработки (словесной рабочей и фонологической кратковременной памяти); ослабленное понимание прочитанного; внешнее поведение; низкая самооценка; плохой почерк.
Общие риски: гены (MRPL19 и DCDC2); структурные и функциональные нервные расстройства; недоразвитие устной обработки и языковых навыков; семейные факторы.
Дислексия не является феноменом «все или ничего», но подобно весу или росту, выражается в разной степени.