Логоневроз — что это такое, методы лечения у детей и взрослых


Особенности речевой патологии

Логоневроз — что это такое? Это заболевание, проявления которого непостоянны. Обычно они сопровождаются другими нарушениями, имеющими невротический характер.

При таком виде заикания у пациента отсутствуют стабильно труднопроизносимые звукосочетания. При этом сам логоневроз проявляется лишь в стрессовых ситуациях, когда больному психологически трудно общаться (в процессе важного выступления, на экзамене, в ситуации конфликта и прочее).

В некоторых источниках для обозначения этой болезни используются и такие медицинские термины, как логоклония и лалоневроз. Ввиду неврологических корней, логоневроз иногда связан и с таким явлением, как вербофобия или логофобия, то есть с боязнью (страхом) говорить.

Как лечить логоневроз у детей: профилактика и рекомендации

Очень важно, чтобы родители вовремя заметили отклонения в развитии речи ребенка. При первых же тревожных признаках следует обращаться к специалистам. Если ребенок изначально находится в группе риска, то желательно периодически проходить обследования у невролога.

По мере развития ребенка следует обращать внимание на то, выражены ли разного рода страхи. Возможно, уже есть какие-то опасения относительно сказочных персонажей либо каких-то событий. Со временем такие единичные переживания могут перерасти в неврозоподобные состояния.

Нельзя, чтобы дети часто смотрели телевизор либо находились за компьютером. Это может привести к тому, что нарушится общее развитие и речевой режим. Все игры должны быть в течение дня, перед сном же необходим щадящий режим, иначе ребенок будет перевозбужден.


Нельзя часто находились за компьютером

Особое внимание стоит уделить психологическому воспитанию детей, поскольку их нельзя слишком баловать. Если он не будет получать отказа на все свои просьбы, то при первом же невыполнении его прихотей придется столкнуться с истериками. В случае же наказания нельзя запугивать ребенка, особенно оставлять в закрытом либо темном помещении.

Если же заикание уже развилось, то педагоги должны постоянно поддерживать связь с родителями таких детей. Кроме того, в детском учреждении дети нуждаются в повышенном внимании, заботе, чуткости.

Очень важно, чтобы другие сверстники относились уважительно и ни в коем случае не дразнили.

Что же касается требовательности, то нужно ее не снижать, поскольку это также может стать причиной избалованности. При этом очень важен контакт с другими детьми, потому что благодаря этому ребенку будет легче научиться плавно говорить. Полезны будут хоровые речевые выступления.

Музыка и танцы окажут благотворное влияние на речевое развитие. Именно на таких занятиях у ребенка будет возможность сформировать правильное дыхание, а особенно темп и ритм речи. В некоторых случаях полезны будут индивидуальные занятия пением, поскольку они позволяют справиться с логоневрозом.

Уже при обучении в школе на занятиях таких детей нельзя спрашивать первыми. Если вдруг ребенок начал отвечать и запнулся, то учитель должен ему помочь. Возможно, для этого потребуется переключить внимание либо дополнить выступление. Нельзя допускать, чтобы дети с заиканием попадали в стрессовые ситуации.

Предпосылки к развитию заболевания

Чаще всего заикание (логоневроз) возникает вследствие следующих факторов:

  • в детском возрасте (2,5-6 лет), когда происходит активное накопление словарного запаса;
  • при других речевых нарушениях (например, при задержке развития речи, общего недоразвития речи, алалии, дислалии, ринолалии и т. д.);
  • в процессе патологического воспитания, нарушения семейных ролей;
  • при определенных свойствах нервной системы (вследствие повышенной возбудимости, впечатлительности, ранимости, эмоциональной лабильности);
  • при заикающихся родителях, а также характерологических черт, свойственных им;
  • в подростковом возрасте (14-17 лет), когда стрессовые нагрузки увеличиваются из-за потребности отстаивать свою значимость в социуме;
  • вследствие гормональных изменений в организме;
  • при инфекционном поражении ЦНС;
  • при детском церебральном параличе (иногда заикание проявляется при ДЦП в качестве сопутствующего заболевания);
  • при эндокринных нарушениях.

Следует также отметить, что заикание у взрослых возникает намного реже, нежели в детском возрасте. При этом такое патологическое состояние может быть спровоцировано какой-либо психотравмирующей ситуацией.

Причины заикания.

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Вот эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети довольно часто, воспринимая на слух различные звуки и слова, но не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию. В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут попросту перенять эту манеру разговора.

При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков. Замечено, что ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой. Также могут сыграть определенную роль и эти факторы:

  • Когда в семье нездоровый психологический климат, и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  • Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.

Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.

Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза. Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Логоневроз у взрослых (заикание) встречается намного реже, чем в детском возрасте. Так называется патология речи, при которой происходит частое повторение человеком отдельных звуков, слогов, или целых слов. Иногда происходит их пролонгация, и возникают паузы. Затрудненное общение приводит к психологическим проблемам, поэтому решать ее необходимо. Согласно статистике патология проявляется чаще у мужчин.

Причины, почему взрослый заикается?

Если логоневроз возникает в раннем детстве, то существует множество способов решения данной проблемы. Особенно эффективна работа специалистов с детьми от 2 до 6 лет, поскольку именно в это время и происходит формирование речи. Если заикание усугубляется или рецидивирует в 16 лет, то причины могут заключаться в высокой лабильности нервной системы или развитии невроза. Но бывают случаи, когда логоневроз не отмечается у ребенка в раннем возрасте, но внезапно появляется у него в период взросления. Вероятность такого события составляет около 1%.

В последнее время отмечается все большее количество взрослых людей, страдающих от логоневроза. Как у них, так и у детей во время заикания при разговоре возникают судороги речевого аппарата, что не может рассматриваться как обычный недостаток, поскольку их появление связано с психоневрологическими проблемами, из них выделяют:

  • Невротические. Физиологической патологии при этом не отмечается. Логоневроз развивается на фоне сильного эмоционального потрясения, шока, пережитого горя. В разговоре особенно сильно нарушение речи проявляется при высокой важности для больного тех фраз, которые он произносит.
  • Органические. Причиной являются заболевания (травмы, опухоль, контузия). Нарушения речи бывают временными и постоянными. Проходят только после устранения причины их возникновения.

Как это может проявляться?

Заикание может сопровождаться следующей симптоматикой:

  • Неврологические признаки (тревожность, нарушение сна и аппетита, ощущение собственной неполноценности, потливость);
  • Нарушения речи (затруднение, повтор, вынужденные паузы, судорожная артикуляция и спазм);
  • Тик мимических мышц, чувство нехватки воздуха, дрожание губ и верхних конечностей, судорожное дыхание.

В результате сильного гнева или испуга может наступить временное заикание, при этом совершенно необходимо своевременно оказать помощь, иначе патологическое состояние может закрепиться надолго.

Симптомы заболевания

Заикание у взрослых и детей проявляется одинаково. Как известно, такое явление вызывается спазмами речевого аппарата, в том числе спазмами мышц гортани, неба, языка или губ.

Спазмы мышечных тканей гортани являются голосовыми. Собственно отсюда и идет начало понятия «заикание», так как этот патологический процесс довольно сильно напоминает икоту. Что касается спазмов языка, неба и губ, то они представляют собой артикуляционные судороги. Также бывают судороги дыхательные. При их возникновении дыхание нарушается, и создается ощущение нехватки воздуха.

Профилактика неврозов

Если у ребенка диагностирован невроз, то следствием такого состояния может быть не только заикание. В дальнейшем это может перерасти в более серьёзные неврологические отклонения. В такой ситуации первое, что нужно сделать, – это уделить особое внимание климату в семье.

Очень важно еще в самом начале заболевания минимизировать проявление тревожно-мнительных черт. Для этого ребенка можно приобщать к участию в общественных мероприятиях, систематическому преодолению трудностей. Очень важен контакт с другими детьми, а также животными.

Кроме того, для каждого ребенка следует формировать индивидуальный подход, который позволит преодолеть психологические трудности. При этом также нужно не забывать о физическом здоровье ребенка, поэтому необходимы занятия спортом, повышение активности, частые прогулки.

При профилактике неврозов нужно не забывать, что ребенок не может знать абсолютно все и иметь постоянно хорошую успеваемость. По этой причине нужно постараться избегать информационных перегрузок и усиленных занятий. В дошкольном возрасте также все упражнения должны быть по силам ребенку и проходить без принуждения.

Основные признаки болезни

Логоневроз — что это такое? Это неврогенное заболевание, которое проявляется следующим образом:

  • Общие симптомы неврологические: чувство неполноценности, психическое напряжение, страхи, высокая тревожность, проблемы со сном, снижение аппетита, избыточная потливость.
  • Основные признаки логоневроза: повторение (многократное) отдельных звуков, затрудненность в произношении слогов или слов, артикуляционные судороги, непроизвольные паузы, возникающие в ходе речи и спазмы аппарата речевого.
  • Сопутствующие симптомы: напряжение мышц, лицевые тики, дрожание губ, моргание, дыхательные судороги, гримасы лица и ощущение нехватки кислорода.

Терапия для детей

Для избавления от проблемы существует масса методов. Их подберут невролог и логопед. Обычно для малыша 4 лет исцеление базируется на комплексе мероприятий:

  • коррекция речи логопедом;
  • контроль дыхания;
  • массаж;
  • использование компьютеризованных программ коррекции речи;
  • медикаментозное лечение;
  • работа родителей.

Логопедическая коррекция

Логопедическая работа с заикающимися детьми направлена на освобождение речи от напряжения. Этому способствует ежедневная артикуляционная гимнастика. Проводят ее перед небольшим зеркальцем. У малышей артикуляционный аппарат работает недостаточно слаженно. Им изначально сложно поднимать язык к небу, сворачивать его трубочкой, т. е. необходимо разработать мышечную систему. Цель заключается в постановке правильной уверенной артикуляции, плавной, ритмичной речи. После гимнастических упражнений можно переходить к более сложным заданиям — постановке звуков.

До 5 лет звуки детям не ставят. Логопедические методы лечения заикания больше направлены на работу с артикуляцией, разработку мелкой моторики, развитие дыхательной системы и познание окружающего мира. Особенно важно правильное дыхание, когда лечится заикание у трехлетних детей, в анамнезе которых просматривается раннее развитие связной речи. Для пятилетних малышей разрабатываются специальные упражнения, направленные на развитие устной речи, общение с окружающими. По мере возрастания речевой самостоятельности ребенка упражнения усложняют.

Логопедическая коррекция — эффективный способ лечения заикания

Дыхательные упражнения

Система упражнений подбирается по возрастным особенностям малыша. Цель — разработать диафрагму и ввести ее в процесс речеобразования, что позволит сделать подвижнее связки. В процессе речи, они будут полностью смыкаться. Дыхательные упражнения для ребенка часто дополняют различными методиками релаксации.

Малышам обычно предлагают надувать воздушные шары, мыльные пузыри. Хорошим вариантом будет посещение бассейна. Там учат правильному дыханию и различным упражнениям, развивающим диафрагму.

Точечный массаж

Физиолечение при заикании у детей базируется на массаже. Точечные виды позволяют воздействовать на плохо функционирующие нервные рецепторы посредством механического раздражения чувствительных точек на теле. Результат может быть заметен уже после первого сеанса массажа.

Компьютеризованные программы коррекции речи

Помочь ребенку быстрее справиться с заиканием способны специально разработанные программы, синхронизирующие центры речи и слуха. Произнося слова и фразы в микрофон, ребенок слышит свою речь через наушники уже измененной. Программа задерживает слова на доли секунды.

Со временем малыш подстраивает свою речь под машинную. При помощи этой программы можно прорабатывать реальные жизненные ситуации, в которых возникает яркая симптоматика логоневроза: гнев, сожаление, недовольство. Программа дает собственную оценку тому, как пациент справился, и подсказывает, что нужно откорректировать. Метод является прекрасным дополнением, когда логопедические занятия у школьников не дают желаемого эффекта.

Медикаментозная терапия

Лекарство от заикания у детей применяется в качестве дополнительного метода. Обычно используются препараты, улучшающие работу мозга, снижающие возбуждение ЦНС и повышающие иммунитет. Гомеопатические средства прописывают для улучшения сна и повышения общей сопротивляемости организма. Их подбирают в индивидуальном порядке, если у малыша нет аллергии на травы.

Гомеопатические средства назначаются детям для повышения иммунитета и улучшения сна

«Тенотен детский» при заикании эффективен, когда патология спровоцирована переутомлением, повышенными нагрузками. Улучшает работоспособность мозга, снижает восприимчивость к стресс-факторам психологического характера. Улучшает память. Показан при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, нарушении внимания и координации, расстройствах вегетососудистой системы.

«Фенибут» при заикании у детей оказывает положительное влияние на работоспособность мозговых центров. Относится к группе ноотропов, обладает умеренным эффектом транквилизатора. Препарат улучшает кровообращение в мозгу. Таблетки от заикания для детей «Фенибут» используют в серьезных случаях, когда патология речи сопровождается дополнительными симптомами невроза:

  • нарушения сна;
  • астения;
  • тики нервные;
  • энурез;
  • фобии.

Работа родителей

Коррекция заикания у детей младшего дошкольного возраста начинается с улучшения психогенной обстановки. Во многом это зависит от родителей. С них ребенок берет пример. Перед малышом нельзя ругаться. Категорически запрещается закрывать его в комнате, выключать свет на ночь, если он этого боится, и стыдить за речь, страх и др. недостатки.

Методика исправления заикания у детей будет неэффективной, если родители этому не будут способствовать.

Перед малышом говорить нужно правильно, четко и внятно. Никакого сюсюканья и уменьшительно-ласкательных названий предметов. Важно не только самим соблюдать эти правила, но и приучить к этому остальных взрослых, общающихся с ребенком. Работа с детьми на всех уровнях позволяет не дать болезни перейти в хроническую форму и избежать появления рецидивов в подростковом и взрослом возрасте.

Виды заболевания

Как видите, логоневроз у детей и взрослых диагностировать довольно просто. Это связано с тем, что его симптомы никак нельзя спутать с признаками других отклонений.

В зависимости от симптоматики рассматриваемого заболевания различают три разных вида логоневроза. Рассмотрим их прямо сейчас.

  • Клоническое заикание. Для такого состояния характерно частое, навязчивое и многократное повторение отдельных слогов, слов или звуков.
  • Тонический логоневроз. Для этого вида характерны непроизвольные речевые паузы и затяжное произношение слогов или слов.
  • Смешанный тип. При таком логоневрозе наблюдается симптоматика обоих вышеуказанных видов.

Клиническая картина

Логоневроз редко когда не имеет дополнительной симптоматики. Обычно у детей на фоне навязчивых движений могут появляться потливость, тремор рук, а также нарушение сна. Кроме этого, обычно присутствуют и другие признаки волнения и неврастении.

Что касается внешнего проявления заикания, то здесь главный признак – запинающаяся, прерывистая речь, которая может сопровождаться повторением отдельных звуков, задержкой произношения и речевыми судорогами. Что характерно, практически у всех больных независимо от возраста отмечается прерывистое и поверхностное дыхание.

Многие дети пытаются компенсировать длинные слова, которые не могут выговорить, другими более короткими. Наиболее часто судороги возникают при произношении гласных звуков. При этом выделяют три их разновидности – толчкообразные, смыкательные, вокальные. Дыхательные спазмы могут возникать как при вдохе, так и при выдохе. Наиболее сложными считаются последние, поскольку для них характерно мощное сокращение абдоминальных мышц из-за нехватки воздуха.

Отдельным и самым важным признаком логоневроза является судорожное сокращение речевого аппарата. При этом при постановке диагноза выделяют клонические, дыхательные и тонические судороги. От них часто зависит тяжесть состояния ребенка и дальнейший прогноз.

Клонические и дыхательные спазмы

Этот вид судорожных сокращений проявляется многократным сокращением мышц и отличается особой ритмичностью. В такой ситуации у больного отмечается частое повторение единичных звуков, отдельных слогов, звуков. Что характерно, судороги могут возникнуть как в артикуляционном, так и дыхательном аппарате. Они могут значительно отличаться между собой, но обычно имеют смешанный характер.

Классификация спазмов:

  1. Дыхательно-голосовые;
  2. Дыхательно-артикуляционные;
  3. Артикуляционно-голосовые.

Главные симптомы в таком случае заключаются в том, что судороги возникают практически всегда при попытке только начать речь. Довольно часто может быть ощущение, что произошло сильное сокращение мышц брюшного пресса, грудная клетка при этом сильно сжалась, а дефицит воздуха заметно выражен.

Тонические судороги

В данном случае отмечается резкое повышение тонуса артикуляционных мышечных сплетений, который проявляется одновременно в нескольких участках. При этом речь может быть выражена длительной вокализацией либо затяжной паузой. У больного при этом заметна скованность лица, сильное напряжение.

У многих заикающихся речь может сопровождаться непроизвольными движениями. Часто они имеют принужденный характер, поэтому характеризуются нарушением психики.

Считается, что такие больные относятся к тревожно-мнительному типу, и их поведение часто сопровождается ритуалами.

Поскольку деятельность ЦНС напрямую связана с вегетативной системой, то параллельно у больных отмечаются нарушения и в этой сфере. У детей с астеническим типом телосложения выражены приступы тахикардии, гипергидроз, появление пятен на коже. Психологи и неврологи рассматривают эти проявления как симпато-адреналовые.

Кроме разновидностей судорожных сокращений речевого аппарата важно учитывать и другие факторы, которые влияют на проявление клинической картины. Выделяют 2 вида заикания, так первое носит название эволюционного, и заметные признаки его появляются в возрасте 2-6 лет.

Другая же форма логоневроза симптоматическая и встречается намного реже. Она может развиться в любом возрасте на фоне серьезных повреждающих факторов. Это может быть эпилепсия, ЧМТ, менингит либо следствие реактивного состояния при истерии.

Симптоматическое заикание на фоне нейроинфекции

Поскольку при поражении нервной системы могут затрагиваться различные функции головного мозга, то особое значение стоит уделять состояниям, вызванным нейроинфекциями. Здесь многое будет зависеть от того, насколько далеко распространился патологический процесс.

Воспаление тканей головного мозга (энцефалит) либо его оболочек (менингит) всегда связано с попаданием возбудителя в орган. Также могут встречаться комбинированные патологии, когда затрагиваются все части головного мозга и даже спиной мог. Спровоцировать болезнь в таком случае могут как вирусы, так и бактерии, реже возбудителями становятся грибы.

Степень поражения нервной системы в таком случае будет зависеть от тяжести заболевания. Если иммунитет ребенка и медикаментозная терапия быстро подавили рост инфекции, то заикание может быть не слишком выражено, чаще всего оно будет носить неврозоподобный характер в сочетании с тиками.

Двигательное и речевое развитие в данном случае у ребенка может вполне соответствовать возрастным нормам, но при этом страдает физическая сторона.

У больных часто отмечаются клонические артикуляционные и дыхательные спазмы, усиливающиеся при стрессовых ситуациях. Все движения при этом могут не иметь четкой последовательности и организованности.

У многих детей с неврозоподобными заиканиями на фоне поражения ЦНС может отмечаться волнообразное течение заболевания. В таком случае могут наблюдаться улучшения, которые сменяются регрессами. Уже позднее формируется стойкое и монотонное течение. На практике же наиболее часто встречается смешанное течение логоневроза с различным проявлением симптомов.

Расстройство сна

Поскольку при заикании нарушаются многие функции ЦНС, то на фоне повышенной тревожности и беспокойства могут случаться приступы бессонницы. Особое значение при этом имеют психотравмирующие причины и внешние раздражители.

У детей за счет повышенной возбудимости могут отмечаться проблемы с засыпанием. При этом невротические расстройства проявляют себя по-разному. Ребенок ночью может просыпаться от страхов, испуга. Кроме того, часто могут быть устрашающие сновидения. Постепенно это приводит кому, что ребенок боится засыпать.

Большое значение при этом имеет окружающая обстановка и то, как часто случаются психотравмирующие обстоятельства. Наиболее часто это выражено в дошкольном возрасте.

Параллельно ребенок может на некоторое время вообще потерять речь. Такое состояние называется мутизмом и обычно через какое-то время проходит.

Выбор специалиста

При заикании пациенту следует обратиться к одному из следующих специалистов:

  • Психотерапевт. Сеансы у такого врача могут быть направлены на устранение тревожности. Также пациенту помогают выстроить новые привычки в процессе общения с другими людьми. Кроме того, его обучают способам релаксации. Одним из наиболее эффективных методов психотерапии при заикании считается гипноз.
  • Невролог. Такой специалист поможет не только в постановке диагноза, но и направит на обследование МРТ и ЭЭГ. Также при необходимости доктор может назначить курс мягких ноотропов или седативных препаратов.
  • Физиотерапевт, иглотерапевт, рефлексотерапевт и массажист. Такие врачи проводят сеансы терапии, направленные на нормализацию работы НС.
  • Логопед – это специалист, работающий непосредственно с дефектами речи.

Также следует отметить, что сам пациент может применять следующие методики: аромотерапию, фитотепарию, расслабляющие ванны, медитацию, техники дыхательной и мышечной релаксации.

Эмоционально-образная терапия при логоневрозе

Данный метод лечения является сравнительно новым. Это оригинальное направление в психиатрии, которое позволяет лечить различные психические расстройства и неврозы, при этом результат довольно быстрый. Особенно эффективна данная терапия при психосоматических расстройствах.

Разработана была эта методика в России в 90-х годах. Изначально ее цель была сохранить как можно дольше здоровье и психологическое развитие населения. Считалось, что применять его в семьях нужно комплексно.

Основная идея данного метода основана на том, что эмоциональное состояние может выражаться несколькими способами. Так, для этого используют звуковой, кинестетический и зрительный образы. Благодаря этому можно провести трансформацию первоначального психического состояния.

Эмоционально образная терапия при логоневрозе может быть эффективна тем, что устраняет те неврозоподобные проявления ребенка, которые не были в свое время реализованы. В итоге «застрявшие» эмоции выходят, трансформируются и застарелые хронические проблемы уходят. Некоторые школы используют метод психоанализа и нейролингвистического программирования для коррекции психотипа.

Как таковые точные данные относительно эффективности данного способа не регистрировались. Достоверно известно, что проводится точная диагностика повреждающих факторов. После этого составляется программа точного эмоционально-смыслового воздействия на ребенка, в результате чего решается исходный психодинамический конфликт, который и спровоцировал невроз.

Считается, что этот метод является также полезным при эмоциональном стрессе, психотравме, испуге, эмоциональной зависимости.

Некоторые исследования указывают на тот факт, что большинство болезней имеют психосоматическое происхождение. В таком случае данная терапия будет эффективна даже при хронических заболеваниях и застаревших патологиях.

Логоневроз: лечение

Лечение заикания следует начинать как можно раньше, пока симптомы заболевания не успели закрепиться.

Логоневроз у детей требует комплексной терапии. Заикающиеся пациенты должны обязательно проводить встречи с детским и семейным психологом, который поможет родителям больного ребенка выработать гармоничный и правильный стиль воспитания, а также создать комфортный микроклимат в семье.

В некоторых случаях для лечения такого заболевания используют народные средства. Существует очень много готовых травяных сборов, обладающих успокаивающим действием. К ним относят следующие:

  • Обыкновенная душица (1 большая ложка на 220 мл кипятка, готовить на водяной бане ¼ часа, а затем настаивать около 40 минут). После процеживания отвар принимают трижды в день, разделив его на 3 порции.
  • Рута пахучая (1 десертная ложка травы на 220 мл кипятка, держать на водяной бане около 5 минут). Подросткам и взрослым людям следует принимать по 1 большой ложке трижды в день. Маленьким детям достаточно полоскать отваром горло.
  • Ясенец белый или крапива глухая (1 большую ложку травы заливают 220 мл кипятка, укутывают и настаивают около получаса). Готовый отвар принимать по 1 большой ложке трижды в день. Маленьким детям достаточно полоскать горло.

Внешние факторы, провоцирующие логоневроз

Очень часто на психическое и речевое развитие ребенка влияет то, в какой окружающей среде он растет. Важную роль здесь играют условия жизни, уровень воспитания ребенка. К отдельным факторам стоит отнести нарушение графика питания и режима сна. Все родители должны понимать, что ребенок должен расти в комфортных условиях, как эмоциональных, так и физических.

Особое значение в формировании невроза имеют сильные внешние звуковые раздражители. Если в доме будет постоянно включен телевизор, компьютер, будет играть музыка, то звуковое восприятие будет нарушено. Если к этому еще добавить маленькое пространство и дефицит свежего воздуха, то ситуация будет более сложной.

Отдельное внимание также стоит уделить «спонтанным» факторам, которые вызывают у ребенка сильнейший эмоциональный и физический стресс. Это может быть авария, травма, нанесенная дикими животным или домашним питомцем, семейные скандалы, медицинские манипуляции, отравления.

Наибольшее же пагубное влияние на развитие речевого аппарата у ребенка оказывают различные психотравмирующие ситуации. Именно они чаще всего являются тем этиологическим фактором, который запускает болезнь. Причиной этому является нервный срыв, который провоцирует в работе нервной системы отклонение от нормы.

На сегодняшний день испытания в сфере нейрофизиологии и психологии подтверждают тот факт, что у детей, страдающих заиканием, в работе ЦНС над торможением преобладают процессы возбуждения. Ослабление тормозных функций часто обусловлено слабой конституцией ребенка либо перенесенными ранее болезнями или травмами.

Целый ряд нарушений, связанных с процессами торможения, приводит к тому, что в головном мозге формируются очаги застойного возбуждения. Они, в свою очередь, являются своего рода спусковым механизмом усиленного возбуждения, и формируют целую систему, которая становится причиной развития многих болезней ЦНС.

Все вышеуказанные факторы необходимо учитывать на этапе постановки диагноза. Такое многообразие причин как раз и формирует нарушение речи, а также развитие других расстройств.

Кроме того, точное выявление провоцирующего механизма позволит подобрать правильную тактику лечения и комплексную терапию.

Методы лечения заикания дома

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности. Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются. Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Часть коррекционной работы, направленная на упражнения для диафрагмы и голосовых связок. Такие упражнения позволяют стать голосу и речи свободнее. Тренировка диафрагмы помогает сделать голосовые связки становятся более эластичными, благодаря чему при разговоре плотно смыкаются. Комплекс дыхательных упражнений завершается заданиями для релаксации.

Методы нетрадиционной медицины в комплексе с другими путями коррекционного влияния, способны положительно влиять на логоневроз у ребенка. С помощью регулярных курсов точечного массажа, которые определяются особенностями протекания и сложность заикания, можно восстанавливать нервную регуляцию речи. Что помогает корректировать и устранить ее дефекты.

Специальный разработанный комплекс компьютерных программ позволяют добиться синхронизации работы слухового и речевого центров. Лечение логоневроза с помощью компьютера проводится следующим образом: пациент повторяет слова и предложения в микрофон, а программа задерживает его речь, воспроизведя чуть позже. Услышав свой голос, ребенок подстраивается под его звучание. Постоянные занятия с компьютерными программами способны улучшить темп речи, сделать ее плавной и непрерывной.,

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]