«Самопознание и развитие личности». презентация к уроку по психологии (10 класс) по теме


Что такое самопознание?

Самопознание – это уникальный процесс, в ходе которого человек изучает себя самостоятельно – пытается заглянуть в глубины души, чтобы лучше оценить уровень физических и психических возможностей.
Подобная потребность свойственна всем людям, поэтому каждый человек и отличается от животных. Многие религиозные направления неразрывно связаны с самопознанием. Так, еще несколько тысяч лет назад мыслители считали, что самопознание – это отличный способ уединиться с Богом, которым может воспользоваться любой человек, чтобы найти в себе скрытые резервы, столь необходимые для дальнейшего развития.

Бытует мнение, что люди все основополагающие поступки в жизни делают самостоятельно: выбирают определенную цель, ошибаются (исправляют недочеты), выстраивают отношения с родственниками и друзьями. Если человек начинать свои сильные и слабые стороны, то у него сразу повышается самооценка, а значит, автоматически улучшается качество жизни.

Смотрите видео в тему от Алексея Толкачева:

Смотрите больше полезных видео в бесплатном курсе «Жизнь на полную мощность».

Самопознание и развитие личности — в чем отличия и сходства?

Самопознание и развитие личности – это процессы, которые влияют на успешность каждого человека. Как уже говорилось выше, самопознание – это способность индивида объективно оценивать свои возможности, а также желание отыскивать дополнительные резервы. В свою очередь, развитие – это умение человека постепенно совершенствоваться, возлагая надежды только на собственные силы, и достигать новых высот.

Психологами была представлена специальная концепция, которая гласит, что процесс самопознания во многом зависит от следующих факторов:

  1. Здоровье человека (физическое и психологическое).
  2. Наличие личностного потенциала (способность к его реализации).
  3. Умение достигать гармонии (прежде всего, в своем внутреннем мире).

Все вышеперечисленные факторы способны обеспечить высокую эффективность самопознания, если их грамотно совместить.

В целом, самопознание, как и развитие личности, достаточно продолжительные процессы, которые связаны между собой. Они могут продолжаться в течении всей человеческой жизни.

Рекомендуем посмотреть: Бесплатная программа «Жизнь на Полной Мощности»

Темная сторона личности

Потренировавшись в этих нехитрых способах концентрации внимания на себе, можно переходить к изучению своей личности. Знаменитый психолог Эрик Берн, автор книги «Люди, которые играют в игры» и основатель транзактного анализа, писал о том, что в течение своей жизни люди пребывают в трех типах состояний: ребенок, взрослый и родитель. Что же это за состояния?

  • Ребенок

Состояние ребенка содержит в себе все наши естественным образом возникающие желания и побуждения. Это самая творческая, веселая и непосредственная часть личности. Находясь в этом состоянии, мы начинаем вести себе как в детстве. Это связано с тем, что детская часть содержит в себе воспоминания о переживаниях, отношениях и действиях того времени. К огромному сожалению, очень часто цель человека – убить в себе ребенка. Не стоит этого делать, иначе жизнь станет слишком пресной.

  • Взрослый

Это рациональная и разумная часть личности. Именно находясь в состоянии взрослого, мы реально воспринимаем действительность и получаем о ней объективную информацию. На основании полученной информации взрослый, будучи спокойным и рассудительным, реально оценивает свои возможности и действует в соответствии с ними. Тоже необходимая составляющая личности и очень часто самопознание позволяет ей проявиться полностью.

  • Родитель

Самая консервативная и строгая часть личности. Содержит в себе установки и суждения, усвоенные извне от старших, чаще всего – от родителей. В поведении они выражаются в заботе и критике по отношению к окружающим. В небольших количествах очень даже полезная составляющая личности, цель которой – предотвратить необдуманные и импульсивные поступки. И, конечно же, помочь человеку принять правильное взвешенное решение.

Гештальт-психология тоже пытается найти ответ на вопрос: «как познать себя?». Гештальстисты считают, что здоровая личность – это целостная личность, которая спокойно принимает любые свои стороны. Такой человек умеет творчески приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру. Он многогранен и может по-разному вести себя в различных обстоятельствах.

Однако таким поведением может похвастаться далеко не каждый. Наоборот, в своей жизни мы чаще всего выбираем для себя одну черту характера, обладать которой стремимся, и отвергаем ту, которая является противоположной. Например, вы считаете, что нужно быть доброй и отзывчивой и поддерживаете эти качества в себе и других людях, отвергая грубость и нетактичность. И что в итоге? Все знакомые беззастенчиво пользуются вашей добротой и безотказностью, тем самым лишая вас нормальной жизни.

Подруги тащат вам своих отпрысков в любое время дня и ночи – сегодня свекровь приезжает, завтра – она уезжает, а послезавтра хочется устроить романтический вечер, в сценарий которого ребенок ну никак не вписывается. Друзья занимают у вас до получки и чаще всего забывают отдать долг, родительский комитет уверен, что никто лучше вас обои в классе не поклеит. Знакомо? Список можно продолжать бесконечно. Могут меняться ситуации, но цель у людей одна – воспользоваться вашей “правильной” стороной личности.

Однако здоровая личность позволяет себе быть и доброй, и грубой, свободно перемещаясь от одного к другому. Если вы разок – другой откажете своим эксплуататорам, осадите зарвавшегося хама – хуже вы от этого не станете. Разумеется, переходить все мыслимые и немыслимые грани тоже не стоит. Если только стать эгоисткой и грубиянкой – не ваша цель.

Познай себя и попытайся найти подобные зажимы, ведь у каждого из нас их достаточно много. Человек попадает в тупик, когда застревает в одной из подобных полярностей. Задача самопознания – найти их и вернуть гибкость поведения через разрешение себе быть любым. Это и есть главная цель, ради которой вообще имеет смысл постигать самопознание. В других случаях у вас вряд ли что-то получится.

Виды самопознания

Научная концепция, получившая название «Я», прекрасно характеризует способность человека осознавать свою роль в современном мире. Конечно, если представления индивида надуманы или недостаточно правдивы – неизбежно наступает противоречие с реальной жизнью. Разумеется, если оценка соответствует действительности, то человек продолжит развиваться до тех пор, пока не достигнет серьезного прогресса. В процессе совершенствования своих навыков индивид, как правило, проходит такие виды самопознания:

Первичное самопознание

Предполагает доверительное отношение индивида к другим людям, которые высказывают какое-либо мнение о нем.

Конфликт с первичным самопознанием

Приходит время, когда человек начинает осознавать, люди высказывают различные мнения, которые никак не состыковываются друг с другом. Именно поэтому индивид делает определенные выводы, полагаясь на личный опыт.

Вторичное самопознание

Этот процесс предполагает кардинальное изменение представлений человека о собственной жизни. В результате начинается активное развитие индивида – старые принципы полностью или частично отвергаются, поэтому человек меняет свою сущность. По сути, происходит явление, которое можно описать фразой «Я – не совсем такой, как вы представляли в своей голове».

Все вышеперечисленные этапы самопознания могут проходить по-разному, ведь каждый человек – это индивидуальность со своим характером и жизненными принципами.

Дорога длиною в жизнь

Самопознание – процесс практически бесконечный: его невозможно завершить. Точнее – возможно, но не потому, что некуда дальше идти, а потому, что не хочется или очень сложно. Такое состояние может наступить, если в процессе самопознания приблизиться к собственным комплексам, странным желаниям или темным сторонам собственной личности. Однако преодоление подобного барьера подразумевает под собой личностный рост, хотя и требует некоторых ресурсов.

А вообще с дороги к себе сворачивать ни в коем случае не нужно. Самопознание – это процесс, который может продолжаться всю вашу жизнь, делая ее незабываемой. Благодаря ему вы получаете возможность пережить контакт с самой собой, а также быть открытой во взаимоотношениях с миром.

Именно на такой основе и может быть выстроено твое маленькое личное счастье. Удачи и приятных открытий по пути! Теперь, когда вы знаете, что такое самопознание, этот орешек вам по зубам!

Этапы саморазвития

  • Самопознание. Еще в IV веке до нашей эры, семеро античных мудрецов сформулировали и начертали на храме бога Аполлона в Дельфах абсолютную и универсальную истину: «Познай самого себя». Человек, мыслящий, должен четко представлять свои жизненные приоритеты, идеалы, качества, которые позволят двигаться «вперед и вверх». Только дав ответ на вопрос: «Кто я в этом мире?», можно пытаться искать ориентиры и направление движения.
  • Постановка целей. Цели могут быть долгосрочными и краткосрочными, но в любом случае они должны быть гибкими и не должны противоречить друг другу. Кроме того, итогом целеполагания должен быть конкретный результат и процесс – систематические занятия. Сама по себе проблема постановки жизненных целей в аспекте саморазвития – это очень важная и емкая тема, которую мы обсудим в одной из следующих публикаций.
  • Способы достижения поставленных задач. Саморазвитие – это процесс очень индивидуальный. Поэтому универсальных советов по достижению вершин личностного роста просто не может быть. Ответ на вопрос о способе совершенствования себя (физического, ментального или духовного) можно долго искать в умных книгах, а можно получить, как говорится, «просто с неба». На ум приходит история о американском бизнесмене и азартном игроке МС Девисе. Случайно, из-за дорожного затора, попав на детскую лекцию об уничтожении живой природы, он вдруг обрел смысл своей жизни. За двадцать лет бизнесмен-меценат вложил в проект Nokuse, рассчитаный на триста лет, девяносто миллионов долларов. Благодаря чему на землях, выкупленных у деревоперерабатывающих компаний, высадили восемь миллионов саженцев болотной сосны.
  • Действие. Мое любимое выражение: «Дорогу осилит идущий». Ведь только начав действовать, сделав к мечте хотя бы один шаг, можно надеяться на достижения результата.

Программа саморазвития включает в себя различные направления, в том числе, совершенствование характера, формирование волевых качеств, развитие интеллекта, духовности, физической формы. В целом, саморазвитие является как мощным фактором делового успеха, так и успеха в личностной сфере жизни человека.

Наш удивительный и прекрасный внутренний мир

Самопознание лучше начать с внимания к собственному телу. Да-да, способы самопознания многочисленны и это – не худший из них. В безумном ритме современной жизни наше тело иногда напоминает загнанную лошадь, но когда оно пытается нам об этом сказать, мы его не слышим. И тогда наше тело начинает болеть – развиваются различные заболевания.

Установить со своим телом контакт вполне возможно – достаточно обращать внимание на то, как оно реагирует на все происходящее с нами. Сначала это будет сложно, но необходимо вновь и вновь смещать фокус внимания на свои внутренние ощущения – и тогда это станет делом привычки.

Другая зона, осознание которой является важным элементом самопознания – это зона чувств и эмоций. Невозможно пройти следующие этапы самопознания, минуя этот. В повседневной жизни мы часто руководствуемся разумом, не замечая, что некоторые рациональные решения вызывают у нас полное отторжение на эмоциональном уровне. Например, мы скрываем злость и обиду, считая их выражение глупым и бессмысленным, что приводит к сокрытию истинных эмоций от нас же самих. Цель – никому не показывать свое раздражение. А по сути – одни внутренние проблемы.

Именно с получения информации от этих двух зон и начинается самопознание. Уже через неделю вы узнаешь о себе много чего нового и интересного. Это может быть тот факт, что у вас болит голова каждый раз, когда твоя подруга Маша зовет тебя выпить кофе. При этом каждый раз, когда вы с Машей пьете кофе, ты начинаешь испытывать такие усталость и скуку, что зачастую просто «выключаешься» из общения с ней. Самопознание поможет исключить такие вот ситуации.

Еще одним важным пластом знания о себе является знание о своих потребностях. Казалось бы, очень просто ответить на вопрос: «чего я хочу?» Но это далеко не так – многие желания, которые, как нам кажется, мы испытываем, на самом деле не являются истинно нашими. Они могут быть навязаны извне или неправильно нами истолкованы. Бывает, что женщине часто хочется есть, соответственно, есть она много и толстеет. Хотя на самом деле в половине случаев ей хочется пить, и если бы она в эти разы выпивала по стакану воды, она бы гораздо лучше себя чувствовала и была бы стройнее.

Конечно же, этот пример самый примитивный, но самый наглядный. Вам кажется, что вы устали и не в силах даже приготовить ужин? Прилягте на 15 минут – только без ноутбука и телевизора. Если вы уснете – вы действительно устали. Но скорее всего, вашу усталость как рукой снимет уже через несколько минут – вероятно, вам хотелось немного тишины. Сложно назвать определенные методы, делающие самопознание проще – самое главное в этом деле прислушиваться к своему организму.

Когда вы научитесь понимать реальные потребности своего тела, можно поставить более сложную цель – самопознание своих эмоций. Не рассчитывайте на легкую победу – путь будет долог и тернист. Для начала научитесь разбираться со своим настроением. Не ставьте недостижимую цель – не надейтесь, что вам удастся все и сразу. Самопознание – процесс длительный и порой занимает не один год.

Поэтому первая ваша цель – научиться понимать истинную причину своего плохого настроения. Ведь большинство людей не умеют этого делать! Ну хандра, ну раздражение – с кем не бывает? И человеку невдомек, что причина плохого настроения кроется в недосыпе, или вчерашней перебранке с коллегами, или прочем пустяке.

Третья стадия самопознания – самоконтроль: без этого ничего не выйдет. Вы сможете разобраться в себе только в том случае, если научитесь себя контролировать. Причем речь сейчас идет не о гневе или раздражении – в данном случае как нельзя кстати подойдет так называемая методика “десятка. Как только почувствуете злость – медленно досчитайте до десяти, а потом отвечайте или предпринимайте какие бы то ни было меры.

Но контроля над гневом мало – учитесь контролировать свои эмоциональные порывы, свои желания. Причем это гораздо сложнее. Увидели понравившуюся вещь? Не спешите сразу же ее покупать, даже если необходимая сумма с собой. Постарайтесь хотя бы пару дней подождать. И так во всем – выдержка хорошо стимулирует самопознание. С каждым разом цель можно усложнять – сегодня это новая сумочка, а завтра путевка на отдых.

Способы саморазвития

  1. Выбрать приоритеты. Чтобы идти к вершине, не останавливаясь и не блуждая, человеку нужно четко представлять направление движения. Стивен Кови, известный коуч и бизнес консультант, акцентировал внимание на том, что большинство сегодня главной метафорой своей жизни выбирает часы, тогда как следовало бы ориентироваться, в первую очередь, на компас. Главная задача личности – найти свой истинный путь. Следует в центре внимания держать не скорость, планы и расписания, а приоритеты.
  2. Осознание полноты жизни. Часто в потоке жизни человек воспринимает мир либо как серую вязкую субстанцию, либо в виде пестрого хаотичного калейдоскопа. Чтобы воспринять полноту момента, гармонию мира и его многогранность стоит применить принцип «быть здесь и сейчас». В любой момент можно дать себе команду: «Стоп. Осознай. Почувствуй».
  3. Концентрация внимания. У индейцев есть история, что мозг человека – это маленькая обезьянка. Она постоянно куда-то лезет, чешется, что-то рассматривает, жует, но ее можно приручить. Так же нужно поступить и с сознанием. Когда ум скачет с мысли на мысль, с идеи на идею, скажите ему: «Вернись! Смотри сюда!» Кстати, хочу вас заверить, что этот прием действует безотказно. Я проверил на себе и пришёл к выводу, что с помощью самоконтроля можно полностью сфокусироваться на задаче, отбросив все остальное. Так я аккумулирую сознание и КПД в процессе стает в разы выше.
  4. Записывайте мысли.Чтобы сформировать и укрепить любое намерение, советую фиксировать все гениальные и не очень мысли всплывающие в вашем сознании по поводу той или иной проблемы. Используйте для этого блокнот, органайзер или диктофон. Дав установку своему подсознанию генерировать идеи в заданном направлении, вы вскоре получите очень много подсказок и поймете, что и как делать дальше. Кроме того, при разборе полетов мысли, обращайте внимание на повторяющиеся задачи. Замечено, что отложенная трижды задача не стоит потраченных на ее решение усилий.
  5. Время. Бережно относитесь к такому ценному ресурсу, как время. Используйте методики тайм-менеджмента. Стоит поучиться произвольной забывчивости, так как часть проблем решаются сами собой, и поработать над умением отслеживать и блокировать «пожирателей времени»: пустые разговоры, общение в сетях, поглощение и реакция на ненужную информацию.
  6. Окружение. Общение с людьми, которые могут вас чему-то научить, воодушевить, повести за собой. В то же время, советую ограничить взаимодействие с теми, кто тянет вас вниз, грузит нытьем и жалобами.
  7. Движение к цели. Освоив искусство маленьких шагов, вы будете неукоснительно продвигаться к поставленной цели. Малейшее движение в очерченном направлении уже является результатом.
  8. Многовекторность. Умение за одну единицу времени достигать нескольких результатов. Например, став на беговую дорожку, можно воткнуть в уши наушники с кислотной музыкой, а можно послушать аудиокнигу или повторить слова иностранного языка. Какой вариант эффективнее? Бесспорно – второй! Но тут нельзя увлекаться, если задача серьезная, лучше всецело сконцентрироваться на ней.
  9. Стресс. Автор книги «Как работать 4 часа в неделю» Тим Феррис советует научиться использовать стресс. Звучи парадоксально. Не правда ли? Но именно определенный уровень стресса формирует в вас достаточную мотивацию. Оказывается, есть, так называемый, «хороший» стресс – эмоциональные всплески (не всегда со знаком плюс), которые заставляют выйти из зоны комфорта.

Конечно, способы саморазвития этим списком не исчерпываются. Каждая духовная практика, каждый гуру психологии скорее всего предложит вашему вниманию еще много других способов. Описанные в этой статье, мне кажутся наиболее универсальными.

Теория самопознания: психоанализ.

Теория самопознания: психоанализ.
В конце 19-го начале 20-го веков молодой учёный — невропатолог Зигмунд Фрейд вместе со своим учителем Йозефом Брейером лечил истерию и неврозы. Зигмунд пытался понять причину их возникновений. Он внимательно наблюдал за своими пациентами, выслушивал их и анализировал собранную информацию. Фрейд заметил, что во время психотерапевтических сеансов, когда люди рассказывали о своих переживаниях, о своих чувствах и страданиях, они неосознанно переходили на воспоминания о душевных травмах, полученных в прошлом. После этого у них наступала эмоциональная разрядка и им становилось легче. Он сделал из этого вывод, что сам невроз является защитной реакцией сознания человека от болезненных воспоминаний, которые не контролируются осознанно. Зигмунд стоял на пороге своего великого открытия, что большая часть психической жизни человека бессознательна.

Фрейд постепенно отходит от катартического метода Брейера, в котором использовался гипноз, и разрабатывает новую методику глубинной психотерапии с техникой свободных ассоциаций, которая будет названа психоанализом.

Он описывает условную модель всего аппарата психики человека, основная часть которой заполнена бессознательным. В этой области властвуют наши инстинкты и возникают желания, которые требуют исполнения по принципу получения удовольствия. Бессознательное ограничивается предсознательным, которое является своеобразным кордоном, обуздывая неконтролируемые инстинкты. В данной области зарождаются наши фантазии, наполненные символическим значением, наши сны и мечты. Поверх всего расположено сознательное с помощью которого мы контролируем своё поведение во внешнем мире и желания внутри нас.

Психоанализ постепенно развивался и дополнялся. От него отошли различные методы психотерапии. Например, такие как индивидуальная психология Адлера, телесно — ориентированная психотерапия Райха и аналитическая психология Юнга. В рамках самого психоанализа появлялось много самостоятельных течений.

К 1923-му году Фрейд разрабатывает окончательную классическую модель психики человека. В ней бессознательное получает название «Оно», предсознательное — «Я» и сознательное — «Сверх — Я». «Я» играет роль в нахождении баланса между нашим внутренним и исполненным бескомпромиссных желаний «Оно» и внешним, ограниченным запретами и табу, «Сверх — Я». Его цель — поддерживать гармонию между потребностями и их реализацией в человеке. Когда она нарушается, то возникает замещение в виде неврозов и психических нарушений. Это попытка нашей психики самоизлечения.

Сама психика начинает формироваться у человека с младенчества и проходит несколько стадий. Самыми важными этапами в развитии являются периоды от 3-ёх до 5- ти лет, когда у ребёнка формируются понятия что можно делать, а что нельзя, формируется половая принадлежность, и от 5-ти до 7-ми лет, когда начинают возникать и преодолеваться комплексы Электры и Эдипа. Эти периоды играют огромную роль в последующей жизни человека.

Совсем маленький ребёнок свободен в проявлении своих желаний и делает всё, что ему захочется. По мере взросления и воспитания, ему прививаются общественные нормы поведения и морали, которые ограничивают его внутреннюю свободу. Далее уже его личное «Сверх — Я» играет роль строгого родителя, наказывающего за непослушание в виде неврозов.

Развитие сексуальности играет по Фрейду главенствующую роль. От правильного развития детской сексуальности зависит счастье в дальнейшем, во взрослой жизни. Загнанные в глухой угол нашей психики потаённые сексуальные желания и вожделения, вырываются наружу в виде извращений, депрессий и психозов.

Сеанс психоанализа проходит в обстановке взаимного доверия между пациентом и психоаналитиком. Они равны и пациент является непосредственным участником своего исцеления, что является непременным условием. Он находится в расслабленном состоянии и пытается сам себя анализировать и рассказывает вслух все ассоциации, которые всплывают в это время в его воображении. Он рассказывает свои сны. Это своеобразный язык, с помощью которого наше бессознательное говорит с нашим сознанием и даёт сигналы к пониманию проблемы и способам её разрешения. Психоаналитик помогает человеку понять этот символический язык. Цель пациента — осознать истоки своего психического расстройства, вернувшись в состояние младенца, что приведёт к облегчению и в конечном итоге избавлению от него.

Психоанализ называют иногда философско — психологическим методом лечения. Он предназначен для самопознания человеком себя и развития. Это долгий и трудный процесс, который ведёт к самосовершенствованию и обретению душевного равновесия. С философской стороны психоанализ неоднозначен. Наши разум и сознание — это дары и наказание одновременно. Некоторые неудовлетворённые сексуальные потребности, выражаются и находят выход в виде творчества, что называется сублимацией. И кто знает, так ли уж нуждались в лечении многие великие поэты, художники и писатели, которые страдали муками творчества? Человечество лишилось бы их прекрасных творений. Вопрос этот в плоскости философии и дискуссий.

Фрейд совершил революцию в головах людей. Он заставил посмотреть на самих себя с другой, с тёмной и неизведанной стороны. Человек понял неожиданно, что Господь оставил в нём чуточку звериного. Именно поэтому психоанализ воспринимался долгое время в штыки и запрещался. Тяжело признать в самом себе многие вещи.

Но психоанализ и предназначен как раз для того, чтобы человек познал себя сам и принял таким, как есть, обретя взамен счастье и психическое здоровье, избавившись от внутренних неразрешённых психологических проблем.

Автор: Виталий Нуждин

для сайта therapy.by

Значение самопознания в жизни человека

Многие религии, философские и психолого-педагогические школы и подходы в значительной степени построены на ценности, важности и значимости самопознания и саморазвития. Так, с точки зрения религий Древнего Востока именно с помощью самопознания и саморазвития возможно и реально постижение истинной сущности человека, достижение единения человека с Абсолютным Разумом, Вселенной; «в христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие — путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви». В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие». В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание даёт человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни.

Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены“ эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать её объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своём воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.

К средствам самопознания относятся:

  • Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
  • Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
  • Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
  • Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

  • индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
  • работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.

Душа и личность

Поговорим о взаимоотношениях личности и души. Личность — это программа, необходимая для проявления души в плотном физическом мире. Это очень важная часть системы, у неё своя роль и свои задачи. Личность не проходит уроков, уроки проходит душа. Личность лишь помогает получить душе эти уроки в миру. Когда вы это осознаете и примите внутренне, вам будет проще жить. Никто ничего для личности не делает, никаких «козней» для неё не строит. Всё, что делается вами как душой и вашими кураторами — это всегда уроки для души и только для души. Личность же выполняет чисто техническую роль. Эта та роль, которая для неё отведена изначально. Личность не есть душа. Личность — это программа, как и эго, но это две разные программы. Функции и задачи у них разные. Но обе они очень важны и необходимы душе для познания себя. Примите свою личность, как и своё эго. Поблагодарите их за то, что они для вас делают, а затем разотождествитесь с ними. Вы не они. Они лишь программы, необходимые вам как душам для роста и развития, познания себя.

Итак, личность — это программа, программа для проявления души в плотном физическом мире, для проявления и — внимание — выражения себя, своих намерений. Намерений души. Личность улавливает движения, желания, намерения души и проводит их на физический план, выражает их в конкретных решениях и действиях. В этом и состоит функция личности. Эго — это другая программа и задачи у неё иные. Эго — это программа, помогающая душе познать свой свет. Эго оттенят свет души, чтобы она могла чётче рассмотреть все свои световые грани. Но если эго расширяется и растёт, то через какое-то время оно перестаёт оттенять свет и начинает закрывать его. Полностью или частично зависит от величины эго. Это тоже опыт, необходимый для души. Душа должна понять, что говорит ей этот опыт, что несёт этот урок и выразить намерение через личность восстановить свой свет, гармонизировать эго, привести его в изначальное состояние. Работа с эго тоже идёт через личность. Личность — это «обслуживающий персонал» для души. Очень важная часть. Без личности душа не смогла бы развиваться и познавать себя на Земле, проявляться в социуме. Но личность не есть душа. Личность — это программа.

Когда душа просыпается в теле и начинает проводить Поток от Истока, Творца, то энергия Любви Творца проходит по душе и по личности как её программе, и последняя видоизменяется. Личность становится ближе по своей сути к душе, лучше слышит и понимает душу. Через какое-то время душа и личность гармонизируются настолько, что можно сказать «сращиваются». Сближение души и личности до полного их совпадения, когда душа проявляется полно через программу личности в этом мире без эманаций эго, и есть самость. Это очень важный момент в развитии души, в проявлении её на земном плане для получения необходимых ей уроков.

Самость — это как бы план служебной программы души на текущее её воплощение. То, какой душа хотела бы видеть личность в идеале, какие уроки получить, какой путь пройти, какой опыт наработать через эту программу. Но ничто не бывает идеально в этом бренном мире. Земля — планета свободного выбора, поэтому в процессе могут случаться всякие «непредвиденные обстоятельства» и отклонения от «генеральной линии партии» (задуманного плана). Отклонения могут быть существенные или не очень. Индивидуально. Иными словами, самость — это божественный план для личности — программы, создаваемой душой на текущее воплощение для познания и выражения себя в миру. Личность же — это то, что реально получилось по факту.

А теперь интересное. Развоплощается ли личность после окончания воплощения души на Земле? И да, и нет. Если личность совпадает с самостью (идёт, живёт по плану души), получает тот опыт, который душе нужен и реализует задуманное, то она является самостью, и они накладываются с душой друг на друга. После воплощения душа востребует этот опыт, самость в какой-то своей части становится частью души, ибо это именно тот опыт, который душа планировала в этом воплощении получить, он был ей нужен. Таким образом, личность не теряется, вернее, личность-то уходит, но самость остаётся. Когда самость и душа сливаются, самость встраивается в душу с полученным и нужным душе опытом.

Если же личность проживает не тот опыт, не тот, который был запланирован душой как желательный и сильно с ним расходится (т.е. не выполняет предписанный ранее план), то с окончанием воплощения души она полностью уходит. Этот опыт не нужен. Ну, мы можем по привычке в очередной раз из жизни в жизнь пытаться бегать по знакомому проторённому кругу, вместо того, чтобы идти и получать новый, иной опыт, а не повторять предыдущий, уже полученный. Если такое происходит, то личность с её опытом уходит полностью (причём может уйти досрочно, чтобы не генерить ненужный опыт). Что-то из полученного опыта может быть востребовано душой частично, если ей это надо, или не востребовано совсем, если жизнь была «пустая».

После чего планируется следующее воплощение с той же неотработанной программой обучения для души. Иными словами, невыполненный план по получению необходимого душе опыта (или карма) спускается на следующее воплощение. Он может быть дополнен и/или расширен на усмотрение души. И так до тех пор, пока необходимый опыт не будет получен, задача не будет выполнена. Карма — это сумма невыученных душой уроков или просто учебная программа для души.

Да, до следующей жизни, понятное дело, никто не ждёт, нас постоянно водят по кругу и тыкают носом в неусвоенные уроки уже в текущем воплощении, направляя ближе к задуманному плану. Если мы не желаем слышать и учиться, кураторы могут устроить несчастный случай, скоротекущую болезнь с летальным исходом и т.д. Там всё достаточно жёстко и чётко, никакого «божественного елея», про который рассказывают на многих эзотерических сайтах, там нет. Но это и есть любовь. Любовь Бога в том, чтобы мы росли и развивались, получали необходимый нам опыт, а не бегали от самих себя, не «плодили ненужный опыт» и «не генерили глюки в программе».

Земля — это особая игровая площадка, для отчаянных и смелых, которые готовы получать одновременно разнообразный опыт, прорабатывать сразу несколько уроков (гордость, ревность, зависть, робость, страх, неприятие себя и т.д.). И как следствие быстрее расти. Учиться слушать и слышать себя и идти, согласно даваемым нам подсказкам, а их даётся много. Самый лучший помощник на пути — это наш внутренний голос, интуиция или просто совесть, ибо мы всегда в глубине души знаем, когда мы поступаем не так и идём не туда. Ну, знаем же, верно?

Итак, когда личность гармонизируется возникает самость. Самость, как мы уже говорили — это план, идеальная программа личности. Программа, какой её задумывает душа до воплощения, без эманаций эго. Чаще всего самость и личность расходятся. Что имеется в виду: идеальная, задуманная душой программа личности и та программа, которая возникает и действует реально в миру, расходятся из-за эманаций эго. Чем больше эго, тем больше расхождения. Задача души гармонизировать эго и привести программу личности в соответствии с задуманным планом — самостью. Когда личность и самость сливаются, иными словами, когда эго гармонизируется, то программа личности начинает совпадать с самостью, изначальным планом. Это именно то, как оно должно быть, то, как и было задумано душой для проявления себя на земном плане и прохождения уроков по «оптимальной траектории» в том или ином воплощении.

Чем короче путь, тем быстрее душа пройдёт все намеченные ей уроки и быстрее сможет приступить к решению следующих задач, быстрее будет развиваться, познавать себя и расти. В этом смысл преобразования личности в самость. Более того, так как самость есть идеальная программа проявления души себя в физическом мире с целью самопознания, то она после ухода души с земного плана, по окончанию текущего воплощения, не стирается, как ложная личность (не совпадающая с самостью, задуманным планом программа), а встраивается в душу в виде полученного душой опыта.

В интересах личности слиться с самостью и войти в вечность. Поэтому работа с эго для личности — это первоочередная задача. Иначе личность по завершении воплощения души будет утрачена полностью или частично в зависимости от того, насколько ложная личность разошлась с задуманным планом — самостью. Работа с эго нужна как душе для прохождения ею уроков «по оптимально короткому пути», так и программе личности, если она хочет сохранить себя. Поскольку большинство душ живут именно через личность, поэтому именно для личности как программы и пишется этот пост.

Личность — это программа, личность душа творит сама. В каждом воплощении душа создаёт новую личность под текущие задачи конкретного воплощения для получения душой того или иного опыта. Думаю, это понятно. Личность не есть эго. Это две разные программы. Эго душа получает сразу автоматом, приходя на Землю или в другие миры эго познавать себя в рамках белого свето-спектра Творца. Про эго и его специфику поговорим позже. Сейчас продолжим разговор о личности. Итак, личность есть программа, которая необходима душе для проявления себя в физическом мире. Тело даётся душе для заземления (это «скафандр, вне которого душа не может существовать на земном плане, в плотном физическом мире), личность же необходима душе для других целей. И она нарабатывается, создаётся душой постепенно, как и тела низшего порядка — астральное, эмоциональное и ментальное. В психологии есть понятие «становление личности». Личность психологи подразделяют на зрелую и незрелую, что верно. То, какой будет личность, насколько зрелой, зависит от души и её способности к творению. Личность есть её творение, её детище.

Пока душа не осознанна и спит (не осознаёт себя как душу), она действует исключительно через своё творение — личность. Чтобы контактировать с внешним физическим миром, душе нужен посредник — личность. Напрямую душе контактировать с миром сложно, она плохо воспринимает и понимает физический мир. Личность — это коммутатор для души. Посредник. Это очень важная и нужная душе программа. Как только душа просыпается и начинает себя осознавать, потребность в личности постепенно отпадает. Постепенно душа научается ориентироваться и взаимодействовать с миром физической реальности, и личность перестаёт ей быть нужна. Личность как нянька для маленького ребёнка. Как только ребёнок вырастет, он перестаёт в ней нуждаться и дальше идёт сам. Душе очень важно научиться контактировать с миром напрямую, в противном случае она не сможет получать те уроки, ради которых пришла в этот мир. Как ребёнок никогда не научится ходить, если его всегда носить на руках. В идеале (по плану) после пробуждения души, личность, как добрая нянька, постепенно уходит на второй план и предоставляет душе (ребёнку) «стоять на своих ногах», а затем и «ходить» самостоятельно. Но это происходит в том случае, когда личность как программа не уходит далеко от идеального плана или самости, о чём мы уже говорили ранее. Она добровольно сначала отстраняется, оставляя за собой лишь технические функции (ходить, говорить, есть, спасть, передвигаться в транспорте, покупать продукты и т.д. — что и есть на самом деле самость), а затем растворяется в душе полностью, давая ей делать всё то, что ранее делала для души личность-самость, предоставляя душе возможность проживать опыт пребывания в физическом мире полнее, тотально. Именно за этим, за этим тотальным опытом, и приходит душа из воплощение в воплощение.

Однако из-за эманаций эго личность не всегда бывает готова уйти на второй план, а тем более полностью раствориться в душе, а продолжает сопротивляться и пытаться проживать жизнь за душу, не давая получить ей тот опыт, который душе необходим. То есть продолжать «ходить за нёё», не позволяя душе ходить самостоятельно. Если такое происходит, а такое случается из-за эманаций эго сплошь и рядом, когда эго и личность — эти две программы — фактически сливаются в одно, то душе очень сложно проявлять и познавать себя. Она становится заложницей в руках эго и ложной личности (эго+личность= ложная личность). Постепенно душа при помощи кураторов высвобождается от пут ложной личности, но процесс идёт долго и иногда болезненно (для личности и эго), так как ложная личность сопротивляется до последнего, ибо понимает (а у неё тоже есть сознание), что будет как программа стёрта, ибо она есть вирус. Вирус — это вредоносная программа. Так и ложная личность есть вредоносная программа для души. Мы уже говорили об этом. Если личность и самость расходятся, то личность стирается, а не встраивается в душу, не растворяется в ней. Поэтому многие духовные практики пишут и говорят о смерти. Смерти сверх-эго и ложной личности. Если эго подконтрольно душе, если личность есть самость, то они просто мягко трансформируются душой, встраиваются в нёё, становятся её частью, уходят на второй план сознания. Незаметно. Иногда, если душе нужен этот опыт, она может эти процессы проводить осознанно. Но здесь ещё всё зависит от строя её психики, насколько она устойчива.

Итак, что есть сознание личности. Личность как любое творение обладает сознанием. Оно более примитивно, эмоции и мысли высшего порядка ей не доступы. Пока душа спит, программа личности успешно выполняет свои задачи, давая душе время «созреть» и «подрасти». Как только душа готова, она просыпается и начинает свой путь. Душа «созревает» до самостоятельной жизни в теле небыстро. Иногда процесс «созревания» души занимает не одну жизнь, поэтому многие души из воплощения в воплощение продолжают спать и получать необходимый им опыт не напрямую, а через посредника — создаваемую или под каждое воплощение личность. Этот процесс познания души самой себя через посредника более длительный и менее эффективный, но более безопасный. Ходить за ручку гораздо проще, чем самостоятельно.

Теперь проясним, что есть эмоции высшего и низшего порядка. Для этого нам понадобятся чакры. Так будет проще проводить аналогии, доступнее для осознания поступающей информации. Если смотреть по чакрам, то эмоции низшего порядка это эмоции, локализованные в трёх нижних чакрах: муладхаре, свадхистане и манипуре. За что отвечают эти три чакры? За выживание и всё то, что с ним связано, продолжение рода и реализацию своих примитивных амбиций и желаний. Это и есть эмоции низшего порядка. Теперь проясним, что есть мысли низшего порядка. Любые мысли, связанные с этими эмоциями, потребностями и желаниями есть мысли низшего порядка. Это не хорошо и не плохо. Это очень важные и нужные мысли и эмоции. Они базовые. Они принадлежат личности, сознанию личности, которая занята задачами взаимодействия в социуме и выживания в плотном физическом мире.

Теперь давай разберёмся, что есть мысли и эмоции (или чувства) высшего порядка. Всё то, что идёт, начиная от сердечной чакры и выше, является мыслями и эмоциями высшего порядка. Чувства чистой и бескорыстной любви, жертвенности, желание творить новое, познавать красоту этого мира, обогащать его своим творчеством, желание изучать и познавать новое, совершать научные открытия, познавать себя и мир вокруг себя, осознавать и познавать, что есть Бог, что есть Творец, какая между вами с ним связь, и есть ли она, глобальные вопросы о смысле жизни и смысле бытия. Все эти мысли и чувства этого плана есть мысли и чувства самой души, не личности. Личности они не доступны. Зная это, вы сможете лучше осознавать, отслеживать, какие именно ваши мысли и эмоции идут от личности, а какие от души (через личность).

Примечания

  1. Лебедев А. В. Семь мудрецов // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. 1 2 Маралов, 2004, с. 3.
  3. Маралов, 2004, § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  4. 1 2 Маралов, 2004, § 3. Сферы и области самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  5. См.: Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
  6. Маралов, 2004, § 2. Структура самосознания / Глава 2. Самопознание как структурный компонент самосознания человека / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  7. Маралов, 2004, § 1. Общая характеристика самопознания как процесса / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  8. См.: Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава Развитие способностей и психических процессов.
  9. 1 2 3 Маралов, 2004, § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  10. Маралов, 2004, § 4. Результаты самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]