Презентация по психологии «Особенности общения младенца со взрослыми» презентация к уроку по теме


Как часто нужно общаться

Согласно статистике, взрослые дети и родители созваниваются два-три раза в неделю. Конечно, такой показатель похож на «среднюю температуру по больнице», ведь все очень индивидуально.

Кто-то звонит каждый день, кто-то всего раз в неделю или даже через месяц, но в целом картина именно такова.

Примеры и рассказы родителей

  • «Сыну звоню всего раз в неделю, поздним утром субботы. Все неделю он занят, работает, стараемся не мешать ему. А вот по выходным звонки обязательны. Живем в одном городе, поэтому зачастую приглашаем детей на субботний ужин или воскресный завтрак. Или они просят забрать детей с ночевкой. Никогда не оказываем — нам внуки в радость, а молодым хочется побыть вдвоем».
  • «С дочкой общаемся ежедневно. Она в декрете и может позвонить просто так, пожаловаться на малыша, который отказался есть кашу. Или посоветоваться, что же быстренько приготовить мужу на ужин. А вот сын звонит редко, мы привыкли и не обижаемся».
  • «У нас общение разделено. Жена звонит детям часто, я даже останавливаю ее, что ты переживаешь, не трогай их! Я же звоню только по делу, не понимаю звонков просто: «Как дела?». Захотят сыновья — позвонят сами».

Примеры и рассказы детей

  • «Всегда звоню маме, когда гуляю с собакой. Просто узнать, как их дела и здоровье, как спалось и что новенького. Все равно у меня это время свободное, я ведь гуляю, почему не пообщаться и не сделать родителям приятное».
  • «С мамой общаюсь через день, а с отцом раз в неделю или даже месяц. Мы оба не разговорчивые, а мама все равно передаст ему привет и расскажет новости».
  • «Ежедневное общение с родителями — перебор. Бывает, что и рассказать нечего, все по-старому. А папа начинает пересказывать новости, которые он смотрел вечером. Зачем мне это? Поэтому стараюсь ограничиваться общением по выходным, а в будни могу прервать разговор, сказав, что сильно занят или еду в маршрутке».

Важно

По словам психологов, в общении со взрослыми детьми нужно найти «золотую середину». Если звонить каждый день, это будет похоже на контроль, начнет вызывать раздражение. Если не звонить вообще, ждать, пока дети сами отзовутся — им может показаться, что их не ждут и не рады общению. Поэтому каждая семья выбирает свою частоту созвонов и встреч, в зависимости от желания общаться, наличия новостей и общих тем для разговоров.

Развитие навыков общения у детей 1-го года жизни.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым.

Первая половина года называется периодом эмоциональ­ного общения ребенка со взрослым

. Первое полугодие жизни — совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержа­ний между ними нет. Поэтому такое общение называют
непосред­ственным
. Единственным содержанием этого общения является
выражение отношения к другому.
Причем это отношение является
абсолютно положительным и бескорыстным.
Хотя уход за ребен­ком связан с многочисленными предметными действиями, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он любит ее не за то, что она для него что-то сделала, а за то, что она есть. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот пери­од, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ни­чего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. Любовь, кото­рую С. Л. Рубинштейн определил как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бы­тия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ре­бенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает про­тест, — это против своей «незамеченности». Он изо всех сил стре­мится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отноше­ние. Это отношение он выражает
экспрессивно-мимическими
средствами, т. е. средствами комплекса оживления (других у него еще нет).

В этот период младенец еще не реагирует на содержание об­ращений взрослого. В первом полугодии младенец еще не раз­личает положительных и отрицательных воздействий взросло­го: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) ребенок отвечает яркими положительными эмоциями. Главная комму­никативная потребность в этом возрасте — это потребность во внимании

взрослого.

Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, не­зависимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной роли. Он выделяет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким-либо частичным, предметным атрибутам. Именно личностные

моти­вы побуждают его к общению. Поэтому М. И. Лисина назвала эту форму общения ситуативно-личностной.

Таким образом, первой формой общения ребенка со взрос­лым является ситуативно-личностная, для которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы об­щения и экспрессивно-мимические средства.

Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым

Умеющий действовать с предметами малыш становится в но­вую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуатив­но-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7—8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улы­баться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодви­нет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступ­ные для манипулирования предметы — волосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращен­ные к нему ласковые речи. Постепенно малыш все настойчи­вее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с использованием движений, например «в козу» или «по ровнень­кой дорожке». От этих игр дети 7—10 месяцев приходят в восторг. Но простого «сюсюканья» ребенку уже недостаточно. Ему нуж­но что-то делать вместе со взрослым: Это означает, что, обща­ясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить уже не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотруд­ничестве

со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются
деловые
мотивы: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий и за­ботящийся о не» человек, но и как партнер по совместным действиям.

Основными средствами общения ребенка, помимо экспрес­сивно-мимических, становятся предметные действия и локомоции:

позы, жест, используемые для целей общения (приближе­ние или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).

Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая была названа М. И. Лиси­ной ситуативно-деловой.

Ситуативно-деловое общение проис­ходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрос­лым, деловые мотивы общения и предметно-действенные сред­ства. Появление у детей потребности в сотрудничестве не сле­дует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой по­требности. Одним из важных условий возникновения потреб­ности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрос­лого, которое достигается на этапе ситуативно-личностного об­щения. Дефицит ситуативно-личностного общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.

Другим, также необходимым условием является организа­ция взрослым реального взаимодействия с предметами. Иссле­дования показали, что усвоение предметных действий и фор­мирование потребности в сотрудничестве протекают успешнее, если они происходят в условиях личностного контакта с ребен­ком на фоне предметной деятельности.

Характер общения взрослого с ребенком играет большую роль в формировании привязанности. В работе СВ. Корницкой изучалось влияние общения с младенцем на его отношение к взрослому. В этом исследовании взрослый предлагал детям первого и второго полугодия жизни различные варианты обще­ния: 1) ситуативно-личностное; 2) ситуативно-деловое; 3) рече­вое, познавательное общение. Оказалось, что младенцев перво­го полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной об­ращенностью к нему. К концу первого года дети явно предпо­читали ситуативно-деловое общение со взрослым. Это исследо­вание позволяет говорить о том, что основой привязанности ко взрослому является степень удовлетворения потребности в об­щении, соответствующей возрасту ребенка.

Появление и развитие ситуативно-делового общения суще­ственно отражается на отношении к взрослому и на чувстви­тельности к его воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воз­действия взрослого,

в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина резко меняется.

В работе А. И. Сорокиной, выполненной под руковод­ством С. Ю. Мещеряковой, изучалось развитие эмоцио­нального отношения к взрослому на первом году жизни. К исследованию были привлечены дети с разным опытом общения: младенцы из семьи и из домов ребенка. Ме­тодика исследования заключалась в регистрации эмо­циональных проявлений младенцев при восприятии ими _ положительных (доброжелательный взгляд, улыбка, ласко­вый разговор), отрицательных (укор, неприятное удивле­ние) и индифферентных воздействий взрослого. В первой серии экспериментов эти воздействия были адресованы непосредственно ребенку, а во второй находящемуся ря­дом, но невидимому для малыша другому человеку. По­лученные результаты заключались в следующем.

Во-первых, негативные проявления при отрицатель­ных воздействиях взрослого начинают преобладать только во втором полугодии жизни. Дети до 5-6 меся­цев радостно встречают любые обращения взрослого. Во-вторых, выявилась зависимость сроков появления дифференцированного отношения к отрицательным и по­ложительным воздействиям oт условий воспитания де­тей.

Младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, продолжают проявлять положительные эмоции при негативных воздействиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно. Опыт общения сказыва­ется также в интенсивности и разнообразии эмоциональ­ных проявлений младенцев. В первом полугодии у се­мейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявлений двигатель­ного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрица­тельные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков не­довольства, смущения, «кокетства»; сироты же преиму­щественно проявляют скованность, испуг и слабое недо­вольство.

Качественный анализ данных показал, что чем старше ста­новятся дети, тем большие различия наблюдаются в их эмоцио­нальных проявлениях при адресованных и неадресованных воз­действиях. Если в первом полугодии эти различия проявляются лишь в интенсивности эмоциональных проявлений, то во вто­ром полугодии дети совершенно по-разному реагируют на эти воздействия. Например, если адресованный им укор они вос­принимают отрицательно (сердятся, обижаются), то неадресованный укор встречают радостными эмоциями.

Очень интересны различия эмоциональных проявлений детей в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении. Оказа­лось, что в ситуативно-личностном общении положительные эмо­ции выражены значительно ярче, нем отрицательные, а в ситуа­тивно-деловом, наоборот, отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положительные.

Таким образом, результаты данной работы свидетельствуют о том, что переход к ситуативно-деловому общению во втором
полугодии связан с существенной перестройкой в отношении де­тей к взрослому.
У младенцев появляются не только положи­тельные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним. После 5—6 месяцев
возникают качественные различия в от­ношении детей к знакомым и незнакомым взрослым.
В работе Г. X. Мазитовой исследовался феномен узнавания младенцами взрослых. В ее экспериментах младенцы от 16 дней до 12 меся­цев общались с близкими, знакомыми и незнакомыми взрос­лыми. Выяснилась следующая картина развития взаимоотно­шений младенца с окружающими взрослыми.

На первой стадии (первый месяц жизни) у детей отсутству­ют устойчивые реакции на любые воздействия всех взрослых. На втором месяце младенцы хорошо различают внимание и не­внимание взрослых, но еще никак не различают самих взрос­лых — они радостно встречают всех взрослых без исключения. В 3 месяца начинает устанавливаться дифференцированное от­ношение к окружающим людям, которое окончательно форми­руется примерно к 5 месяцам. Причем сначала узнавание осу­ществляется в рамках общего положительного отношения ко всем окружающим — дети проявляют положительные эмоции ко всем взрослым, но близкому человеку они радуются больше, чем незнакомому. Только после 5 месяцев появляются каче­ственные различия в эмоциональных проявлениях детей, на­правленных на разных взрослых, — незнакомые люди начина­ют вызывать смущение, страх, напряжение, а близкие — яркие положительные эмоции. Если у младенцев первого полугодия эти различия заключались в различной интенсивности поло­жительных эмоциональных проявлений (дети больше радуются близким, чем чужим людям), то во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различается качественно — при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, ско­ванность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спо­койно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций — восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах. Знакомые взрослые чаще всего вызывают ровное, спокойно-положительное отношение. Таким образом, дети четко различают близких, знакомых и не­знакомых взрослых и проявляют к ним различное отношение. Причем к близкому взрослому они испытывают ярко выражен­ную привязанность, которая формируется только к концу пер­вого полугодия жизни. Подтверждением этого может служить тот факт, что дети до 6 месяцев легко и безболезненно адаптируются к новым взрослым и новым условиям при усыновлении. После 7 месяцев младенцы очень тяжело и болезненно пережи­вают разлуку с матерью и с большим трудом привыкают к но­вым взрослым.

Таким образом, можно видеть, что на протяжении первого года жизни общение и отношения со взрослым существенно меняются. Вместе с тем на протяжении всего младенческого воз­раста общение остается решающим фактором, определяющим все линии психического развития ребенка.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

В каком формате может происходить общение

В современном обществе общение отнюдь не ограничивается телефонными звонками и личными встречами, ведь появились новые возможности. И многие пожилые родители освоили мессенджеры и видеосвязь, перейдя на новые форматы.

Примеры и рассказы родителей

  • «Сын отдал мне свой старый смартфон. Установил на него Viber, Skype, Telegram… Освоила отправку сообщений, смайликов, открыток, гифок. Теперь каждое утро шлю сыну виртуальный привет и пожелания хорошего дня. Он отвечает тем же, и мы знаем, что друг у друга все в порядке. Это занимает секунды, зато задает хорошее настроение на целый день».
  • «WhatsApp стал нашим новым «посредником» при общении с семьей дочери. Постоянно пересылаем друг другу фото — я фотографирую свои грядки, котов, нас с отцом, она — наших любимых внуков. Прежде, чем созвониться, теперь предварительно списываемся, чтобы точно знать — все свободны и могут пообщаться».
  • «Помогаю внуку делать уроки по Skype. Сын с невесткой на работе, он сам приходит со школы и старается сделать домашнее задание до того, как вернутся родители. Я помню и английский, и физику, да и по геометрии за 7-й класс могу помочь. Вместе нам веселее, внук говорит спасибо, рассказывает новости, в процессе можем просто поболтать. Мы с ним стали намного ближе, он говорит: «Дед, какой ты у меня продвинутый», а мне это очень приятно».

Примеры и рассказы детей

  • «Живем далеко от родителей, видимся лично раз в год, летом, когда у нас отпуск и у старшей дочери каникулы. Решили подарить им ноутбук, чтобы общаться по видеосвязи. Сначала родители переживали, что ничего не поймут, не смогут включить… Пароли записал им большими печатными буквами, все показал. Теперь раз в неделю у нас обязательно сеанс связи. Мама с папой просто в восторге, когда старшая внучка показывает им дневник с пятерками, а младшая — рисунки из детского сада».
  • «Организовали с сестрой чат с родителями в Telegram. Очень удобно, мы всегда в курсе новостей друг друга, обмениваемся фотографиями и короткими сообщениями. Такой формат, конечно, личные встречи не заменяет, но помогает быть всегда на связи. Причем без пустой болтовни и поучений».
  • «Сначала родители были против гаджетов, говорили: «Да вы просто звоните почаще». Но когда мы были у них в гостях, набрали по видеосвязи тетю Валю из Сыктывкара и дали им пообщаться, увидеть друг друга — оценили. Теперь у них свой планшет и они регулярно звонят не только нам, но и остальным родственникам, даже показывают свои клумбы и гордо демонстрируют мамин торт».

Важно

Связь должна идти с двух сторон. Проявлять инициативу в общении должны и дети, и родители. Не нужно стесняться напомнить о себе или спросить, все ли в порядке. Это важно — чувствовать себя нужным и любимым.

По словам психологов, для нормального общения взрослых детей и родителей важны близость и наличие общих тем для бесед. Современные средства связи позволяют выбирать разные форматы общения, делиться и фото, и видео. Но личное общение не заменит ничто, ведь только так можно прикоснуться друг к другу, обняться, не зависеть от качества интернета и связи.

Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка

Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.

Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.

Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:

  1. Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
  2. Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.

Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.

Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.

Ситуативно-личностная форма общения

Дети не рождаются с готовой потребностью в общении, они не видят в первые 2-3 недели взрослого и не воспринимает его. Несмотря на это, мать и отец постоянно разговаривают с ребенком, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд.

Благодаря любви близкого взрослого, выражаемой в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, для конца первого месяца жизни характерно то, что младенец начинает видеть взрослого человека, начиная своеобразное общение с ним.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Общение ребенка со взрослым 460 руб.
  • Реферат Общение ребенка со взрослым 250 руб.
  • Контрольная работа Общение ребенка со взрослым 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Первоначально данное общение будет выглядеть как ответ на воздействия взрослого. Например, мать может смотреть на ребенка, улыбаться, разговаривать с ним. Он в ответ может тоже улыбаться, махать руками и ногами. Далее, при наступлении 3-4 месячного возраста при виде знакомого человека ребенок проявляет радость, начиная активно двигаться, издавать звуки, привлекая к себе внимание взрослого. Если же родители не обращают на ребенка никакого внимания или уходят по своим делам, то он может проявить реакцию в виде громкого и обиженного плача.

Замечание 1

Потребность получать внимание взрослого человека является первой и основной потребностью в общении. Она способна оставаться у ребенка на всю жизнь. Позже к ней могут присоединяться другие потребности.

Есть родители, считающие данные воздействия ненужными и даже вредными. Они стремятся не баловать своих детей, приучая их к излишнему вниманию, сухо и формально исполняя родительские обязанности. При этом нет выражения никаких родительских чувств.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Подобное строго-формальное воспитание в младенчестве очень вредно. Дело в том, что в положительном эмоциональном контакте с взрослыми людьми происходит удовлетворение уже существующих потребностей ребенка во внимании и доброжелательности, а также формирование основ будущего развития личности, включая активное и деятельное отношение к окружающим, предметный интерес, видение и восприятие мира, уверенность в себе.

Зародыши перечисленных качеств способны появляться в самом простом и примитивном на первый взгляд общении матери и младенца. Если же в первый год жизни ребенок по определенным причинам не получил необходимого внимания и поддержки со стороны близких взрослых (например, в случае оторванности от матери или занятости родителей), то данный факт в любом случае даст о себе знать в перспективе.

Дети, не общающиеся с родителями должным образом, могут стать скованными, пассивными, неуверенными в себе. Для некоторых из них, напротив, характерна излишняя жестокость и агрессивность. Компенсация их неудовлетворенной потребности во внимании и доброжелательности взрослых людей в более позднем возрасте затруднена и практически невозможна.

Ситуативно-личностная форма общения представляет собой главную и единственную форму, которая характерна для периода от рождения до полугода жизни. В это время общение между младенцем и взрослым человеком может протекать вне какой-либо другой деятельности. Оно само способно составлять ведущую деятельность детей.

Значение общения взрослых и детей

Значение общения для психического развития ребенка нельзя недооценивать, поскольку оно огромно. Его роль состоит в следующем:

  • Овладение предметными действиями, навыками использовать бытовые предметы (ложку, расческу, горшок, игрушки, одежду и др.);
  • Проявление активности и самостоятельности ребенка;
  • Появление первых слов, развитие речи.

Ребенок, манипулируя предметами, впервые может почувствовать себя независимым от взрослых людей и свободным в своих действиях, становясь субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером в сфере общения.

Важнейшим результатом общения взрослого и ребенка является развитие речи, ведь чтобы попросить необходимую вещь, ребенок должен назвать ее (произнести слово). Эта задача ставится перед ребенком только взрослым человеком. Сам ребенок, не имея побуждения и поддержки взрослого, не способен начать говорить.

В рамках ситуативно-делового общения взрослый постоянно ставит перед ребенком речевую задачу, он показывает новый предмет, предлагая назвать его, т. е. произнести вслед за ним новое слово. Таким образом, происходит развитие главного специфически человеческого средства общения, мышления и саморегуляции — речи.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]