Непосредственное общение, осуществление которого, у живых существ происходит с помощью органов, данных им природой, чаще всего визуальное. Именно его считают самой первой, исторической формой коммуникативного взаимодействия между людьми. Позже, с развитием человеческой цивилизации, появились и другие виды общения. В первую очередь опосредованное общение, при котором используют такие средства как радио, телефон, письменность, даже следы на песке, прочерченные тонкой палочкой.
Одна из особенностей человеческого существования — потребность в общении, являющаяся его главным условием.
Статьи по теме
Что делать если раздражает коллега по работе: как избежать конфронтации
06.12.2020
Как игнорировать человека, который тебя раздражает и оставаться спокойным
06.12.2020
Примитивное общение: как не поддаться давлению хама
14.11.2020
Важный шаг к успеху в жизни — эффективное общение
14.11.2020
С помощью непосредственного общения происходит процесс реализации отношения человека к окружающему миру, установление новых контактов между людьми и развитие старых.
Отличия непосредственного общения и опосредованного
Непосредственное общение также называют прямым, так как его участники не используют при этом каких-либо технических средств. Такая коммуникация очень удобна, так как человек, сообщивший определенную информацию способен сразу же увидеть реакцию своих собеседников на сказанные им слова. Любое несоответствие данным условиям означает лишь одно — общение будет опосредованным.
Влюбленные, сидящие в кафе за одним столиком, нежно держатся за руки и смотрят друг другу в глаза. Они переговариваются простыми короткими фразами, которые, тем не менее, говорят им о многом. Их общение, в этой ситуации, можно назвать непосредственным. Ведь они находятся в одном месте и видят, как реагирует на их речь тот, к кому они обращаются.
А вот если мужчину отправят в командировку и пара на некоторое время расстанется, вид их общения изменится. Они станут постоянно звонить любимому человеку и отправлять сообщения. Их разговор можно назвать опосредованным или косвенным, так как он будет происходить с помощью телефона.
В том случае, если непосредственного контакта нет, например, во время телевизионных мостов, различных теле- и радиопередач, когда зрители или слушатели звонят в студию или участвуют в СМС-голосовании, то общение все равно относится к опосредованному, несмотря на эмоциональную, доброжелательную атмосферу.
При непосредственном общении огромное значение имеют:
- Различные движения тела и жесты, которые могут нести определенный смысл. И являться каким-либо символом или знаком.
- Мимика лица и ее отражательная функция, соответствующая психическому и эмоциональному состоянию человека. А также взгляд, величина зрачка и блеск роговицы.
- Положение рук, особенность рукопожатия.
Во время непосредственного контакта получаемые визуальным путем данные позволяют понять уровень интереса у собеседника. Более точно регулировать продолжительность разговора.
Опосредованное общение таких возможностей не предоставляет, чувства и состояние собеседника, говорящий человек вынужден проверять словесно.
Виды и формы общения.
Общение может быть различных видов, каждый из которых имеет свои особенности и правила.
Различают межличностное (непосредственные контакты людей в малых группах) и массовое общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей (например, толпа), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное (обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами) и ролевое общение. В случае ролевого общения человек выступает как носитель определенной роли (ученик – учитель, покупатель – продавец, сын – отец и т.д.) и поступает так, как предписывает ему его роль.
Общение может быть личным и деловым. В личном общении проявляются непосредственные эмоциональные отношения людей друг к другу, осуществляется обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности, или включенных в одну и ту же деятельность.
Преобладавшее ранее прямое (непосредственное – «лицом к лицу») общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным (при помощи дополнительных средств: письма, аудио- и видеотехники и др.) и становится более массовым. Само же непосредственное общение отличается увеличением вынужденных контактов между людьми (в транспорте, на улицах, в магазинах и пр.). Общение может быть доверительным и конфликтным.
Многообразие общения может быть охарактеризовано и по иным основаниям. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и принуждения к определенным действиям или решениям. Можно назвать целую группу сфер деятельности и ситуаций, в которых использование императива оправдано.
Например, военные уставные отношения или работа в экстремальных условиях, чрезвычайных обстоятельствах. Применение императива неуместно и неэтично в сферах детско-родительских и педагогических отношений.
Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Символом такого типа общения в деловой сфере стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Манипуляция используется также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. Человек, выбравший эту форму общения как основную для себя, особенно в сфере отношений с друзьями, родителями, в итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Разрушаются близкие, доверительные отношения, формируются стереотипные формы поведения. Как отмечает Э. Шостром, один из критиков карнегианской школы общения, манипулятора характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к себе и другим.
Императивная и манипулятивная формы общения, по сути, являются разновидностями монологического общения. Можно сказать, что человек, рассматривающий другого лишь как объект своего воздействия для достижения собственных целей, общается сам с собой, не видя истинного собеседника.
Значительно больше возможностей для взаимопонимания, самораскрытия и взаимного обогащения содержит диалогическое общение – равноправное субъкт-субъектное взаимодействие. Такую форму общения еще называют гуманистическое общение. По мнению известного психотерапевта К. Роджерса, оно обладает психотерапевтическими свойствами и укрепляет психическое здоровье человека.
В этом смысле, мне понравились основные правиладиалогического (гуманистического) общения:
1. Восприятие партнера по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.
2. Безоценочное восприятие личности собеседника, доверие к нему.
3. Учет в общении чувств, желаний, физического состояния, которые общающиеся испытывают в данный момент встречи или разговора.
4. Вычленение и обсуждение проблем и нерешенных вопросов, всесторонний их анализ.
5. Обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты
Средства общения. Любое общение между людьми осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному или, можно сказать, словесному) и неречевому (невербальному, широко известному как «язык тела»).
Вы уже знаете, насколько значима грамотная и правильная устная и письменная речь для плодотворного взаимодействия с другими людьми. В общении важную роль играет не только точность употребления слов, правильность построения фразы и произношения, но и темп речи, ритм, тембр.
Наиболее привлекательна плавная, размеренная манера речи.
Невербальные средства общения – это наши жесты, поза, походка, мимика; контакт глазами; расстояние, на котором общаются собеседники. Они могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного словами. От 60% до 70% информации (особенно об отношении к собеседнику) передается с помощью невербальных средств. Хотя обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, мало осознают свое невербальное поведение – таким образом, даже ничего не говоря вслух, бывают чрезмерно «болтливы».
К сожалению, достаточно часто люди слушая, не слышат друг друга. Не только психологу, но любому человеку важно овладеть техникой эффективного слушания.
Психологи предлагают приемы, обеспечивающие умение слушать:
1. Не прерывайте собеседника.
2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к собеседнику. По возможности непрерывно и доброжелательно смотрите на него.
3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли.
4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца.
5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмоциональное поведение собеседника, пытайтесь услышать главное.
6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете, надо заставить себя действительно слушать внимательно.
7. Не отвлекайтесь.
8. Помните, что не вся информация содержится в словах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учетом невербальной информации.
9. Не «монополизируйте» разговор
Организационный аспект коммуникации
Процесс коммуникации стал объектом изучения для психологов, социологов, культурологов, лингвистов и других специалистов. На современном этапе исследования существует несколько классификаций форм общения. В основе наиболее удачной, по мнению ученых, попытки систематизации видов коммуникации лежит организационный аспект взаимодействия.
Основными формами общения, согласно данной классификации, являются:
- Индивидуальные беседы
- Групповые беседы
- Общение по телефону
- Проведение переговоров, собраний, совещаний, конференций
- Дискуссии, диспуты и др.
По мнению ведущих специалистов, самая распространенная форма общения между людьми – это беседа. Основная цель данного вида коммуникации – это передача вербального сообщения, а также обмен мыслями, эмоциями и др.
В зависимости от цели, беседы разделяют на:
- Ритуальные
: когда процесс коммуникации сопровождает какой – либо обряд или другое действо. Во время беседы участники общения должны придерживаться особых правил речевого этикета - Личностные
: общение между родственниками, друзьями и др., направленное на установку эмоционально – психологического контакта между субъектами коммуникации - Деловые
: обмен информацией между партнерами, коллегами по работе и др.
В индивидуальной беседе принимают участие два человека, в групповой – неограниченное количество. Многие исследователи считают, что беседа – это творческий процесс, поэтому вмешиваться в него со стороны, поправлять участников или давать какие – либо рекомендации не имеет смысла. Тем не менее, за время изучения данного аспекта было создано множество правил и советов, как сделать процесс коммуникации более эффективно, правда, в основном, они касаются деловой беседы.
Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца
- Первое полугодие жизни
- Ситуативно-личностное общение
Первое полугодие жизни — совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Этот возраст можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с матерью.
В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным содержанием этого общения является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Хотя уход за ребенком связан с многочисленными трудностями и заботами, эта бытовая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он радуется ей не потому, что она за ним ухаживает, а совершенно бескорыстно. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. И пусть уход за младенцем приносит множество хлопот и неприятностей — бессонные ночи, бесконечные испачканные вещи, крики по непонятным причинам, — нормальной матери не придет в голову осуждать, ругать, а тем более наказывать своего малютку. Любовь, которую можно определить как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме присутствия и внимания. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченное™». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение, которое выражает мимикой, вокализациями, движениями, то есть средствами комплекса оживления (других у него еще нет).
В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослых. В первом полугодии младенцы еще не различают положительных и отрицательных воздействий взрослых: на все их слова и интонации (даже гневные и грубые) они отвечают яркими положительными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте — это потребность во внимании взрослого.
Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной. Младенца совершенно не интересуют внешний вид взрослого, наличие предметов у него в руках, его материальное или социальное положение — для него просто не существует всех этих вещей. Он выделяет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким-либо частичным, предметным свойствам. Именно личностные мотивы побуждают его к общению. Поэтому эту форму общения называют ситуативно-личностной.
Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым является «ситуативно-личностная» или «непосредственно-эмоциональная», д ля которой характерны потребность во внимании взрослого, личностные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитивность, первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них — выделенность самого себя как начальная форма самосознания.
Эта первичная форма самосознания заключается в отделении себя от окружающего мира и проявляется в стремлении и способности младенца воспринимать окружающее и относиться к нему. Именно эмоциональное, заинтересованное отношение к окружающим людям и предметам говорит о том, что малыш выделяет себя из внешнего мира, что он воспринимает этот мир как нечто иное, не совпадающее с ним самим. Положительное эмоциональное самоощущение младенца, а значит его нормальное психическое развитие, отражается в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей активности.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дипломные
Контрольные
Курсовые
Рефераты
Однако самоощущение младенца зависит от качества общения взрослого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку, тем раньше и яснее он выделяет самого себя PI активнее он действует. Глядя на мать и выделяя ее действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он чувствует себя как самое любимое и уникальное существо, с которым общаются и к которому обращаются взрослые. Его присутствие в этом мире становится очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чувствует себя как то, на что направлены взгляд, улыбка, слова взрослого. Поэтому его самоощущение неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Его самоощущение отражает отношение взрослого. Взрослый является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя. Это становится возможным в силу того, что взрослый относится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику.
Одно из важнейших психологических новообразований данного возраста — появление привязанности к близкому взрослому. Это новообразование называют аффективно-личностными связями, которые способствуют тому, чтобы у младенца формировались чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и к самому себе.
Ситуативно-личностное общение оказывает также решающее влияние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру. Этот факт был доказан в исследовании М. И. Лисиной. Задача работы состояла в том, чтобы установить, какие сдвиги в познавательной активности младенца происходят в результате эмоционального общения. Эксперименты проводились с детьми из дома ребенка, которые, как известно, испытывают дефицит индивидуального, эмоционального общения со взрослым.
Младенцы двух и четырех месяцев были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную. С детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные «занятия», на которых взрослый осуществлял ситуативно-личностное общение. Он как бы давал им «дополнительную порцию» внимания и положительного эмоционального отношения. Дети контрольной группы такой «добавки» не получали.
До и после «занятий» проводились замеры познавательной активности младенцев: выяснялось количество и эмоциональная насыщенность обследования игрушек, участие в обследовании глаза и руки, количество эмоциональных проявлений в ответ па игрушку, общая продолжительность интереса к игрушке и пр.
Оказалось, что после занятий все эти показатели у детей экспериментальной группы резко опережали аналогичные проявления у детей контрольной.
Основной вывод из этого исследования состоит в том, что систематическое эмоциональное общение вызывает у детей первого полугодия жизни значительное повышение познавательной активности. Причем это влияние оказывается гораздо большим, если «занятия» начинаются уже в 2,5 месяца. С возрастом развивающее влияние эмоционального общения несколько снижается.
Ситуативно-личностное общение младенца с взрослым в первом полугодии оказывает решающее влияние на появление хватательных движений и предметных действий ребенка. В 4- 5 месяцев у большинства детей возникают первые целенаправленные хватательные движения — акт хватания. Эти движения первоначально организуются взрослым и рождаются как совместная деятельность ребенка со взрослым, хотя сами взрослые этого обычно не замечают.
Результаты работ, приведенные выше, убедительно показывают, что предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым: «добавка» такого общения приводит к существенному возрастанию интереса к предметам и к повышению познавательной и двигательной активности детей, направленной на предмет. Недостаток эмоционального, личностного общения, который обычно наблюдается у младенцев в доме ребенка, напротив, вызывает общую пассивность детей и отсутствие познавательных интересов.
Деловая беседа: составляем план
Специалисты рекомендуют перед началом коммуникации обязательно набросать план, в котором должна быть информация о том, что и с какой целью будет сказано. Именно поэтому деловая беседа довольно редко протекает в произвольной форме. На какие моменты нужно обратить внимание:
- Цель: каких результатов вы хотите достичь
- Средства: с помощью каких методов, приемов и др. можно добиться поставленной задачи
- Коммуникативная активность: подбор соответствующих средств воздействия на поведение собеседника
Кроме того, стоит спланировать беседу таким образом, чтобы она не была слишком растянутой. Учтите, что когда участники общения устанут, они не смогут сосредоточиться на серьезных моментах. Также продумайте ход разговора: важные темы лучше всего затронуть в начале или в середине диалога (или полилога).
· 27 мар, 2014
SocioDone
Таблица 1. Типология коммуникации (общения)
Основание разделения | Вид общения | Краткая характеристика |
изготовление на 3d принтере на заказ rodinlabs.ru/uslugi/3d-pechat 1. Используемые знаковые системы | Вербальная | Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков. |
Невербальная | Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором – пара- или экслингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными нализатором) бессловестные способы. общения | |
2. Характер связи общающихся | Непосредственное | Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу». |
Опосредованное | Контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками. | |
3. Количество участвующих в общении | Межперсональное | Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах. |
Массовое | Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации. | |
4. Значимость социальных ролей | Межличностное | Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны. |
Ролевое | Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны. | |
5. Отношение к другому человеку | Монологическое | Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями или правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию. |
Диалогическое | Субъет-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. | |
6. Направленность на задачу | Деловое | Общение направленно на дело, на результат. |
Личное | Общение направленно на удовлетворение личностных потребностей. |
Следует пояснить, почему императив и манипуляция объединены под общей рубрикой «монологическое общение». Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам собой. Он увлечен своими целями и задачами, он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, т.е. видит самого себя. Человек ведет монолог с самим собой, глядя на окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.
Страницы: 2
Другие материалы:
Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья Понятие «человек с ограниченными возможностями» Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельност …
Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприят …
Социализация индивида Формирование личности происходит в процессе социализации. Социализация — это сложный и многогранный процесс включения человека в социальную практику путем обучения и усвоения им на протяжении всей жизни социальных норм, культурных ценност …