Развитие личности ребенка в раннем дошкольном возрасте

Во время роста организм человека претерпевает множество изменений, в определенные периоды – кризисные. Значение слова «кризис» с медицинской точки зрения, отличается от общепринятого в социуме. Для экономики это крайне неблагоприятное время, после которого сложно ожидать немедленных положительных сдвигов. В медицине используется первоначальное значение греческого слова «krinein» – «разделяю». То есть кризисом является резкий переход из одного состояния в иное, качественно измененное. В педиатрии этапы развития ребенка разделяются между собой критическими периодами. Это наиболее уязвимое время для организма, но вслед за кризисом организм приобретает новые качества, выходит на совершенно другой уровень существования. Изменяются анатомо-физиологические показатели, ребенок растет и приближается к взрослому уровню жизни.

Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:

  • Педагогической;
  • Юридической;
  • Психологической;
  • Медицинской.

Педагоги определяют возрастные возможности для обучения детей, степень их интеллектуального развития. Большое значение имеют этапы развития речи ребенка как второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.

Юридическая классификация определяет степень ответственности перед законом и обеспечивает имущественные и другие права несовершеннолетних.

Психология рассматривает этапы развития ребенка в плане формирования личности, с учетом наследственных и приобретенных навыков общения в социуме.

Медицинская классификация рассматривает период детства как начальный отрезок жизни, в котором дети определенных возрастных групп имеют собственные анатомо-физиологические особенности. С точки зрения генетики, этапы развития ребенка включают самый начальный период существования, с момента образования зиготы. Это и есть первый кризис в жизни человека. Завершение детского возраста с точки зрения медицины заканчивается половым созреванием.

Возрастные этапы развития ребенка

Соответственно возрасту человека детские годы жизни подразделяются на определенные отрезки времени. Медицинская классификация учитывает анатомо-физиологические особенности организма, применительно к медицинским методам диагностики и лечения. Многие разделы кажутся не приемлемыми для общества, педагогики, юрисдикции, но возрастные этапы развития ребенка, так или иначе, начинаются с первой минуты после зачатия и подразделяются на следующие периоды:

  • Эмбриональный;
  • Перинатальный;
  • Грудной;
  • Преддошкольный;
  • Дошкольный;
  • Школьный: младший и старший (пубертатный).

Внутриутробный этап развития ребенка продолжается в течение 280 дней, что составляет 10 лунных месяцев. В этот период жизни определяются три кризисных точки развития плода:

  • Образование зиготы;
  • Формирование плаценты;
  • Роды.

На каждом отрезке внутриутробной жизни человека происходят процессы закладки и формирования внутренних органов. Это имеет громадное значение для профилактики врожденных заболеваний. Исключаются вредные факторы, подбираются необходимые и безопасные медикаменты для будущей матери.

Неонатальный этап развития ребенка охватывает первые четыре недели жизни человека. Это период новорожденности, который характеризуется адаптацией к жизни после внутриутробного пребывания. В это время организм ребенка находится в непрерывной борьбе с агрессивными факторами внешней среды.

В грудном возрасте происходит дальнейшая адаптация. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более устойчивы к инфекциям, поскольку находятся под защитой иммунитета матери. Тем не менее, многие процессы в организме малыша в это время склонны к генерализации. Так, лихорадочная реакция почти у всех детей сопровождается судорожным синдромом. К одному году жизни грудной этап развития ребенка заканчивается. Ребенок полностью адаптируется к окружающей среде.

Преддошкольный период развития продолжается от одного до трёх лет. Дети подвержены возрастным инфекциям за счет увеличения контактов со сверстниками. За столь короткий период времени проходят все этапы развития речи ребенка, поэтому дети подлежат обязательному обследованию логопеда. Это время детских инфекций: ветряной оспы, кори, скарлатины, инфекционного паротита и др.

Дошкольный этап развития ребенка продолжается от трёх до семи лет. Происходит заметное снижение роста массы тела, но продолжается рост конечностей. В шесть лет начинается замена молочных зубов постоянными. Патологические процессы теряют системный характер, и заболевания ограничиваются поражением отдельных органов.

В младшем школьном периоде детства наибольшей нагрузке подвергается костная система, проводится профилактика искривления позвоночника. Изменение питания на этом этапе развития ребенка провоцирует развитие патологии желудочно-кишечного тракта. Дети страдают из-за несоблюдения правил гигиены, что проявляется болезнями «грязных рук»: кишечными инфекциями, гельминтозами, острыми гепатитами.

Пубертатный период, то есть, завершающий этап развития ребенка, характеризуется развитием вторичных половых органов, начинающимся с 12 лет. К 16 годам клинические проявления всех заболеваний подростков протекают так же, как и у взрослых людей.

Стадии развития личности — этапы развития, психология

Человеческая личность развивается в течение всей жизни. Иногда это развитие наносит негативный урон самолюбию, но, если постараться, все всегда можно исправить, главное знать, какая стадия развития происходит на данном жизненном этапе.

Этап № 1 – Первый год жизни

Кроме того, что маленький человек начинает расти и изучать окружающий мир, именно на данном жизненном этапе он учится доверительно относится к окружающим. Если мама дарит своему чаду любовь и заботу, выросший человек в дальнейшем будет верить миру, который его окружает. Если же мама не слишком торопиться подарить своему ребенку свою любовь, скорее всего, он вырастет неуверенным в себе и замкнутым человеком.

Этап № 2 – От 1 года до 3 лет

Именно в этот жизненный период ребенок учится самостоятельности. Если родители дают своему ребенку свободу, он начинает понимать, что многое в жизни может сделать сам, у него развивается уверенность в себе. Если же родители стараются выполнить все сами за ребенка, у него развивается чувство неуверенности в себе, стыдливости и не самостоятельности. Но пока это не приговор и отношение к жизни, и к самому себе человек еще может поменять, если захочет.

Этап № 3 От 3 до 6 лет

В этот период дети часто задают различные вопросы, фантазируют и ждут поощрения от близких людей. Если они получают ответы на вопросы и уверенны в том, что их похвалят за хорошие поступки, они становятся предприимчивыми.

Если же родителям совершенно не хочется проводить время с ребенком, это может пагубно сказаться в дальнейшем на его личности. Ребенок не только становится в итоге закрытым человеком, у него могут развиваться и патологии различного рода. Которые в дальнейшем приводят к пассивности, фригидности и импотенции.

Этап № 4 От 6 до 12 лет

Это очень важный период развития в жизни каждого человека, ведь именно в этом возрасте формируется первое устойчивое отношение к жизни. От того, как воспитывали родители ребенка в этот период времени, от эмоций, которые у него возникали и оттого, что он видел, зависит то, насколько он будет полноценным.

Этап № 5 От 20 до 25 лет

Это первый важный взрослый жизненный этап развития личности. Человек вырос, получил профессию, казалось бы, выбрал свой жизненный путь. И на самом деле, все, то ему необходимо в данный период – это иметь близость, как духовную, так и физическую с человеком, которого он любит.

Как показывает практика в этом возрасте далеко не все находят свою вторую половинку и зависит это, оказывается, от того, как были пройдены детские жизненные этапы. Если они были не столь успешными, как хотелось бы, значит, самое время брать себя в руки и менять свою личность.

Этап № 6 От 25 лет до 65 лет

Психологи считают, что в этот период можно выбрать два направления. Первое – это продуктивность, а именно умение выбирать правильную профессию, которая будет приносить пользу, умение сопереживать и заботиться о ком-то другом. Второе – инертность, умение заботиться только о самом себе, создавая комфорт исключительно для себя.

В 21 веке все больше людей выбирают второе направление, и это уже никого не удивляет, но, возможно именно поэтому все больше людей чувствуют себя несчастными, даже если имеют бесконечное богатство?

Это интересно:

Какие этапы самопознания можно выделить? Их различия Личное пространство в отношениях — основа их развития Психология отношений между мужчиной и женщиной — развитие отношений Раздвоение личности — симптомы и признаки, методы профилактики Цирроз печени — симптомы, причины, стадии, лечение и диеты

Основные этапы развития ребенка

Критические периоды определяют переходы от одного состояния детского организма к другому. Поэтому основные этапы развития ребенка разделяются следующими кризисами:

  • Новорожденности;
  • Первого года жизни;
  • Трехлетнего возраста;
  • Семилетнего возраста;
  • Семнадцати лет.

В некоторых странах законодательно определяют возраст совершеннолетия в 21 год, основываясь на уровне развития высшей нервной деятельности. С точки зрения физиологии окончательное формирование личности завершается к 25 годам.

Развитие личности ребенка в раннем дошкольном возрасте

1 этап: 1-1,5 года — ребенок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года — жесткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Речь становиться полноценным средством общения. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

3. Проявление личности в раннем возрасте

Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

К трем годам, появляется местоимение «я».

4. Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них — негативизм.

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

Воспитание личности ребенка дошкольного возраста

Личность дошкольника наиболее зависима от внутрисемейных отношений. И многие взрослые совершают грубые ошибки в воспитательном процессе своего чада, проявляющиеся проблемами в его взрослой жизни. Советы по воспитанию качеств личности ребенка до 7 лет:

  • Никаких криков

Разбитая посуда, вещи с пола во рту и другие, неприемлемые ситуации — лишь способ малыша познать окружающих мир. Запаситесь терпением и разъясняйте своей крохе, почему так не стоит делать.

  • Научитесь правильно говорить «нельзя» и «нет»

Истерики у детей — зачастую результат сюсюканья. Запреты нужно проговаривать спокойно, с выражением обеспокоенности. Реакция на «неправильное» действие малыша должна быть постоянной: нельзя сегодня запрещать, а завтра разрешить, лишь от вас оставили в покое. При этом следует также разъяснить причину вашего «нет». Постоянные запреты, равно как и вседозволенность, формируют неправильную самооценку (безынициативность, нездоровый эгоизм) и чреваты тяжелой адаптацией в обществе.

  • Совместная деятельность

К посильной работе малыша следует приучать с 3-летнего возраста. Совместная деятельность дает необходимые навыки, развивает его ощущение самостоятельности и ответственность. Делайте уборку, мойте посуду, учите буквы в виде игры, с улыбкой и жестами.

  • Спокойная атмосфера в семье

Хотя жизнь взрослых полна стрессов, не стоит показывать свою напряженность дома. При отсутствии сил играть с малышом после тяжелого дня, найдите для него спокойное занятие. Неприемлемо выяснение супружеских отношений и крики при крохе. Это же ребенок будет демонстрировать и в своей взрослой жизни.

  • Любите ребенка таким, какой есть

Дети очень болезненно воспринимают сравнение себя со сверстниками. Вместо этого возьмите в привычку просто хвалить других детей (какой молодец Саша, сам завязывает ботинки), чтобы ваш ребенок тоже захотел делать, как они. Поддерживайте его в любых начинаниях.

  • Хочешь что-то изменить в поведении ребенка — измени себя

Дети являются отражением родителей. Не лгите в присутствии ребенка, и он не будет врать вам. Сами проявляйте заботу к животным, и эта черта появится у вашего чада.

  • Социальное воспитание личности ребенка

Учите своих детей общаться на своем примере, не ограничивайте круг его общения. Современный мир не состоит только из хороших людей. Обучайте малыша контактировать с разными людьми, учитывая их особенности.

Основные направления развития личности

В процессе общего развития человека красной нитью проходят два направления – биологическое и социальное развитие.
В момент рождения ребенка происходит рождение человека как биологического существа, но рождение личности происходит много позднее. Имеющиеся у ребенка биологические задатки получают свое развитие, активно идет функциональное созревание и формирование человека. Процесс созревания биологического тесно связан и проявляется в возрастных этапах его развития.

Параллельно с процессом созревания человека как биологического существа идет процесс формирования социальной структуры личности. Идет процесс овладения речью, прямохождение, формируются навыки обращения с предметами, усваиваются правила и нормы поведения в обществе.

Замечание 1

Таким образом, человек, являясь изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности приобретает и формирует у себя множество социальных свойств и качеств, характеризующих его как общественную единицу, которая рассматривается в психологической науке как биосоциальное существо.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности развития личности у ребенка и подростка 420 руб.
  • Реферат Особенности развития личности у ребенка и подростка 220 руб.
  • Контрольная работа Особенности развития личности у ребенка и подростка 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принятие

Теперь вы знаете, чего вы хотите достичь в жизни, и вы можете знать, сколько усилий и времени требуется,чтобы начать меняться к лучшему.Ты знаешь свои слабости и готов принять их. Ведь никто не совершенен, и не нужно винить себя в том, кто ты есть. Самопринятие помогает вам ценить себя, даже если вы можете критиковать себя.Если вы знаете, что хотите улучшить, закатайте рукава.

Сравнение

Не стоит сравнивать себя с другими людьми.Это процесс деградации и ни к какому развитию он не приведет.Вы можете сравнивать себя только с самим собой в прошлом и делать выводы. Большинство из нас ревнует, когда видит чей-то успех. И тут вы начинаете сравнивать себя с другими людьми. Хотя все люди разные, и мы получаем разные возможности в жизни, все мы знаем, что есть некоторые навыки общения, которые помогают нам быстрее достичь успеха.

Если ты можешь учиться у других людей и начинать работать над новыми навыками, это здорово! Но ключ к успеху в том,чтобы сравнить себя с самим собой, чтобы проанализировать победы и проигрыши. Когда ты знаешь свои слабые места, ты можешь работать над ними и становиться лучше.

Основные признаки личности

Понятие «личность» включает в себя именно социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, благодаря которым человек может считаться общественным существом. Именно понятие личности дает характеристику общественной сущности человека и раскрывает содержание выработанных у него социальных характеристик и признаков. Можно выделить следующие из признаков личности:

  • способность к сознательному управлению собственными поведением и деятельностью;
  • осознание ответственности за свои поступки;
  • автономная и независимая деятельность.

Как мы видим из вышеуказанных фактов процесс развития личности тесно связан с формированием возрастной и психической зрелости. Личность характеризуется в первую очередь своей индивидуальностью, способностью принимать, перерабатывать и переводить во внутренний план достижения человечества и прогресс. Тем самым обеспечивается гармоничное развитие личности.

Процессы биологического, психологического созревания и социального формирования личности человека находит свое проявление в возрастных этапах развития. Для выявления определенных возрастных особенностей человека обязателен учет анатомических показателей, особенностей протекания физиологических особенностей, процессы качественного изменения роста, развития психики, эмоционально – волевых и действенно – практических сфер развития личности, духовное развитие, моральная зрелость.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Учитывая все вышеперечисленные показатели, строится возрастная периодизация развития личности человека в целом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]