Тесты по теме «Человек» вариант 2. материал для подготовки к егэ (гиа, обществознание , 10 класс) по теме


Мотивы деятельности

Вы уже знаете о том, что деятельность

– это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение потребностей, достижение поставленных человеком целей.

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, например, если человек хочет есть, то он может приготовить себе пищу или сходить перекусить в кафе или ресторан.

Но что же непосредственно оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Почему и для чего он вообще совершает какие-либо поступки? Что его побуждает к тому или иному действию?

Психологи называют это мотивом, то есть тем, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определённой потребности.

Мотивы индивидуальны для каждого человека.

Однажды прохожий, идя мимо стройки Шартрского собора, спросил у каменщиков: «Что они здесь делают?»

– Мне нравится таскать камни, – ответил первый.

– Я зарабатываю на пропитание, – сказал второй.

– А я строю храм.

Как мы видим, в трёх ответах людей, занятых общим делом (постройкой собора), отражены совершенно разные мотивы.

Мотивы человека

– это важный фактор для достижения успеха в любой деятельности. Мотив заставляет человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил и избегать разочарования.

Иногда мотивы могут вступать в противоречие один с другим, и более сильный на данный момент мотив выталкивает более слабый. Например, мотив дочитать главу может стать слабее мотива поесть, если возникает чувство голода.

Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: «Для чего я это делаю?». «Я учусь для того, чтобы …» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Говоря простым языком, мотив

– это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.

Стоит отметить что мотив очень часто путают с такими понятиями, как потребность или цель.

Потребность

– это прежде всего желание человека восполнить нехватку чего-либо.

Цель

– это конечный результат, на достижение которого направлена деятельность человека.

Например, голод

– это потребность человека в еде,
желание поесть
– это мотив, ну а сама
еда
– это конечная цель.

Психологи выделяют следующие виды мотивов человека.

По мнению психологов, можно выделить следующие виды мотивов: внутренние и внешние, положительные и отрицательные, устойчивые и неустойчивые.

Внешние мотивы.

Это мотивы, которые не связаны с содержанием какой-то деятельности, а обусловлены внешними для человека обстоятельствами. Например, если у вашего друга появился новый сотовый телефон, то у вас может появиться мотив заработать денег и купить себе такой же или даже лучше.

Внутренние мотивы.

Связаны с деятельностью только самого человека. Например, вы занимаетесь спортом, потому что это доставляет вам положительные эмоции.

Причём если вы поделитесь своими соображениями со своими друзьями, то для кого-то ваш внутренний мотив может стать внешним.

Положительные мотивы

основаны на положительных стимулах. Например, если я буду хорошо учиться, то родители купят мне новую игровую приставку.

Отрицательные мотивы

основаны на отрицательных стимулах. Зачастую отрицательные мотивы связаны с угрозой наказания. Например, если я утром не встану вовремя, то опоздаю в школу и могу получить запись в дневнике.

Устойчивые мотивы.

Эти мотивы основаны на удовлетворении естественных потребностей человека. Жажда, голод, отсутствие боли и так далее.

Неустойчивые мотивы

постоянно требуют внешней поддержки. Например, желание похудеть, отказаться от вредных привычек и так далее.

Все эти виды мотивов выполняют три основные функции.

Во-первых, побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;

Во-вторых, направление деятельности. С помощью этой функции человек определяет, за счёт чего он сможет добиться поставленной цели и удовлетворить свою потребность.

В-третьих, контроль и поддержание поведения, направленного на достижение поставленной цели. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учётом её достижения.

Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит самомотивация

– это воздействие человека на своё состояние, когда мотивация извне перестаёт действовать на него должным образом.

Например, когда у вас что-то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется всё бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать стараться.

Самомотивация очень индивидуальна, так как каждый самостоятельно решает, как нужно себя мотивировать. Тем не менее, по мнению психологов, есть общие методы, которые оказывают положительное влияние на большинство людей.

Например, возьмите чистый лист бумаги и разделите его линией на две части.

С левой стороны напишите то, что, по вашему мнению, оказывает на вас отрицательное влияние, а с правой – положительное. Например, «Мне не нравится ходить в школу, там скучно» – в левом столбике, и «Я люблю ходить в школу, так как там я весело провожу время со своими друзьями» – в правом. Затем разрежьте лист и оставьте только часть с положительными фразами. Теперь вам останется только читать их сразу после пробуждения или перед сном. Сделайте такое чтение своей каждодневной практикой и через некоторое время вы станете замечать перемены в себе и своей жизни.

Также к общим методам самомотивации психологи относят самовнушение, развитие силы личности, знакомство с биографиями известных и успешных людей, добившихся выдающихся результатов в своей сфере деятельности, а также метод визуализации, который заключается в мысленном представлении желаемого.

Мотивы, их виды. Мотивация поведения человека

Мотив – вызванное удовлетворение потребностей, побуждение к деятельности.

Различают реализованные и нереализованные мотивы. Человек может иметь мотивы для выполнения какого-либо действия, но это не означает, что он всегда их реализует. Например, наличие потребности в музыке еще совсем не означает, что человек что-нибудь предпримет для ее удовлетворения. Может быть и так, что предмет потребности не вызывает никакой направленности личности.

Мотивы классифицируются по различным основаниям. Самая простая классификация по отношению к деятельности.

Мотивы, побуждающие деятельность, не связанные с ней, называют внешними, а мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, внутренними. Например, мотив ученья может быть связан с желанием получить хорошую оценку и похвалу, а может быть с желанием познать. В первом случае можем говорить о внешнем мотиве, во втором – о внутреннем.

Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Чем выше степень осознанности мотива, тем более активно действует личность. Осознанные мотивы определяют жизненные цели, которые направляют деятельность личности в течение длительного периода его жизни. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности.

Интересы представляют собой эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления. В интересах проявляется эмоциональная направленность личности (человек интересуется тем, что вызывает у него удовлетворение); познавательная (проявляющаяся в стремлении познать), волевая (связанная с необходимостью преодоления возникающих на пути к достижению целей трудностей).

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Наряду с понятием «мотив» употребляется термин «мотивация поведения». Под мотивацией обычно понимают совокупность мотивов, которые определяют поведение человека в целом.

На основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различной деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами. Таким образом, мотив отвечает на вопрос: ради чего человек выполняет данную деятельность. Поэтому, раскрывая личность, характеризуя отдельные действия и поступки, требуется учитывать мотивы, которые привели человека к тем или иным действиям.

14. Уровень притязаний и самооценка личности. Их виды, значение в жизни и профессиональной деятельности, методы определения.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

. С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет доволен человек собой или нет. Экспериментальные исследования показали, что многое зависит от его индивидуальных особенностей —в частности, от реакции на неуспех. Было обнаружено, что личность более озабочена бывает не столько тем, чтобы добиться успеха, тем, чтобы избежать неудач. И если приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то человек выбирает либо самые легкие задания, либо самые трудные. Одни – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален), другие потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. Уязвления «образа-Я» не будет.

Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).

Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.

При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам. Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.

Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими. Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех. В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.

Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.

Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенные притязания могут способствовать возникновению устойчивого отрицательного эмоционального состояния, получившего название «аффект неадекватности». Это состояние возникает чаще всего в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям – одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие – источник возникновения разных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности. Самооценка и притязания формируют определенные поведенческие реакции на те действия, которые могут быть вызваны «образом-Я». Это в значительной степени определяет и ожидания человека, т.е. его представление о том, что должно произойти.

1. Мотивы человеческой деятельности.

Чем руководствуется в своих поступках человек? Почему зачастую мы совершаем действия смысла, которых понять не можем? Руководствуется ли человек в своей деятельности только сознательными побуждениями или бессознательные мотивы играют в его жизни не меньшую роль? Попытаемся разобраться в этих нелегких вопросах и дать достойный современной марксистской мысли ответ.

Что же такоемотив? Без особого труда мне удалось отыскать определение мотива типичное для советской психологии, типичное, но не единственное в своем понимании побуждений, как мы увидим позднее.Однако пока остановимся на нем. «Мотив
это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека» [1]
.
Вот такое определение мотива мы находим в классической советской психологии. Однако было бы ошибкой предполагать, что советская психологическая наука ограничивала свое понимание мотивов только представлением их как осознанных побуждений. Мотивы могут носить как сознательный, так и бессознательный, характер, на это на примере побуждений у детей идти в школу указывает А.Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность». Ребенок, пишет Леонтьев, не осознает мотивов побуждающих его идти в школу: «Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития. Для совсем маленьких детей этой задачи просто не существует. Даже на этапе перехода к школьному возрасту, когда у ребенка появляется стремление пойти в школу, подлинный мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затрудняется в мотивировках, обычно воспроизводящих знаемое им. Выяснить этот подлинный мотив можно только объективно, «со стороны», изучая, например, игры детей «в ученика», так как в ролевой игре легко обнажается личностный смысл игровых действий и, соответственно, их мотив. Для осознания действительных мотивов своей деятельности субъект тоже вынужден идти по «обходному пути», с той, однако, разницей, что на этом пути его ориентируют сигналы-переживания, эмоциональные «метки» событий» [2]
.

Помимо выработанного в СССР деятельностным направлением психологии понимания мотивов как существующих сознательно, так и бессознательно, на Западе складывается другое, тоже претендующее на марксистскую основу понимание мотивов. Его основоположниками выступают ученые фрейдомарксисты, среди которых наиболее видными являются Эрих Фромм и Вильгельм Райх. Согласно их пониманию мотивы человеческой деятельности бывают рациональными
— познаваемые мышлением человека, и иррациональными— не постигаемые разумом, мышлением, не выразимые в логических понятиях, изначально присущие каждому индивиду.
Учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности было разработано Зигмундом Фрейдом, и не было воспринято советской психологической школой, встретившей во многом враждебно и попытки развития марксистской психологии на базе ряда разработанных Фрейдом постулатов, предпринятые фрейдо-марксистами.

Фрейдо-марксизм, выступив как, философски-психологическая попытка творческого соединения марксизма и фрейдизма, и взявшись выработать новое понимание человека, заимствовал во фрейдизме учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности. Во многом базируясь на марксистской материалистической концепции человека и общества, неофрейдизм добился определенных успехов в изучении вопроса побуждений человеческих поступков. Иррациональные мотивы

, согласно его учению, необходимо понимать не как особые противоразумные силы якобы лежащие в основе человеческого духа и даже самого бытия, а как мотивы, противоречащие сознательным побуждениям личности и своим вмешательством нарушающие ход рациональной деятельности человека, отклоняющие его от поставленных сознательно или даже бессознательно задач. Эти мотивы не есть плод непостижимых разумом сил, они происходят из подсознания человека и продиктованы с одной стороны физиологией человека, а с другой стороны его социальной природой. Иррациональные побуждения выражают противоречие интересов, стремлений и потребностей человека с социальной реальностью, зародившись и возникнув как таковые, не будучи еще мотивами, они подавляются, смещаясь в подсознательную сферу психики. Сознание утрачивает информацию о них, а они между тем не исчезают и не затухают, а переходя в новую форму периодически прорываются в сознание, побуждая человека на определенные, не логичные в общей цепи поведения, поступки. Примеры такого поведения мы можем видеть сплошь и рядом. Так желание рассказать нечто важное другому, мало знакомому, человеку может возникнуть у человека как раз в тот момент, когда этого как раз и не стоит делать, а стоит наоборот выстроить схематичную беседу. Причиной такого иррационального желания является подавленное сознанием желание найти настоящего друга и искреннего собеседника, подавленное не случайно, а под воздействием личного опыта приобретенного в буржуазном обществе. Такое иррациональное побуждение, вызванное положительными качествами собеседника, может привести к излишней откровенности и фактическому срыву деловых переговоров. Познакомившись с этим примером, читатель может легко вспомнить большое количество примеров влияния на его деятельность иррациональных мотивов.

Особое место среди иррациональных мотивов находят побуждения сексуального характера, вызываемые подавленной и прорывающейся в определенных условиях сексуальностью. Примером поступков вызванных такой мотивацией может служить случай, когда стареющая преподавательница ставит заниженные оценки красивым девушкам и завышает балы молодым студентам. Все это, данная женщина делает не потому, что считает это необходимым для более глубокого изучения ее предмета, хотя она, скорее всего именно так это поведение себе объясняет, а из-за того, что испытывает ревностную зависть к молодым женщинам и бессознательное желание сексуального контакта к юношам.

Иррациональная природа иррациональных мотивов выражается в практически полной невозможности индивида самостоятельно вникнуть в природу некоторых собственных желаний и поступков, мотивами которых выступают бессознательные иррациональные, то есть выходящие за границы логики мышления человека и являющиеся продуктом иной, уже утратившей прежнее значение логики, но сохраненной в подавленном виде в подсознании, мотивы. Иррациональные мотивы для самого человека выражаются в непонятных, но навязчивых желаниях совершить какой либо поступок, сделать что-либо выходящее из рамок стоящих задач и зачастую вредное. Психоанализ, как особая научная школа, а в особенности марксистский психоанализ уделяет особое внимание иррациональным мотивам деятельности людей, рассматривая их как выражение подсознательных психических процессов и в своей практике преследуя цель помощи человеку в разрешении подавленных психических противоречий. Как протекают процессы, о которых мы говорим? Подавленные психические противоречия, прорываясь в сознание, находят свое выражение в иррациональных мотивах деятельности человека. Подробно изучение зарождения, развития, разрешения рассмотрено мной в работе «Диалектическая психология», где так же отмечается, что психические противоречия выступают ничем иным, как отражением противоречий существующих в объективном мире.

Итак, подведем итог нашему исследованию. Что же представляют собой мотивы, какими они бывают, и какое определение им можно дать? Во-первых, определение мотивов, приведенное в начале, является неполным и нуждается в уточнении, во-вторых, мотивы подразделяются на сознательные

и
бессознательные
, причем сознательные мотивы существуют только в рациональном виде, в то время как бессознательные мотивы могут носить как рациональный, так и иррациональный характер. Вот как выглядит наше определение мотивов:
Мотивэто сознательное или бессознательное, рационально постигаемое или непостигаемое данным человеком побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.
Оглавление

Структура мотивационной сферы человека.

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационнопотребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества. В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут поразному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов. Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Иерархичность мотивации определяется на основании оценки «главенствования» различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, «присвоения», «принятия») потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:

· развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;

· достаточная сила мотивов;

· устойчивость мотивов;

· определенная структура мотивации;

· определенная иерархия мотивов.

Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны. Наряду с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную. Все они важны и взаимозависимы. Например, зависимость мотивационной сферы от интеллектуальной выражается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. Эмоциональная сфера влияет на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, ее динамика в процессе поведения и деятельности. От особенностей волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. В свою очередь, мотивационная сфера также влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную сферу проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. Мотивация влияет и на эмоции, задавая их характеристики. Например, одни и те же явления вызывают у одних людей радость, а у других — гнев и возмущение.

Воля как способность управлять своим поведением также пронизана мотивами, которые входят в волевое действие как одно из его важнейших составляющих. Таким образом, сохраняя самостоятельность, мотивация тесно связана с другими сферами личности.

Предыдущая14Следующая

Мотивы и цели — что это?

Мотив — это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, которая направлена на удовлетворение потребности в чем-то.

Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.

Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.

Мотив не всегда может быть объяснен сам по себе, он понятен только при рассмотрении факторов, составляющих общий психический строй человека — он является импульсом, заставляющим человека двигаться в направлении к какой-либо цели.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.

Цель — это то, к чему осознанно стремится человек, результат его деятельности, направленной на достижение определенного результата. Также это может быть сам процесс какой-либо деятельности, вовлеченность в нее.

Для того, чтобы поставить перед собой цель, прежде всего человек должен иметь мотивацию к ней — например, самоутверждение, материальные блага, самореализация. При этом часто цель бывает определена несколькими мотивами.

Цели также побуждают человека к деятельности.

При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.

Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.

МОТИВ КАК УСТОЙЧИВЫЕ СВОЙСТВА (ЛИЧНОСТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ)

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 34Следующая ⇒

Точка зрения, что мотив — это устойчивые характеристики лично­сти, в основном характерна для работ западных психологов, но имеет сторонников и в нашей стране.

В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мо­тивации (М. Мадсен [М. Madsen, 1959]), устойчивые и функциональные переменные (X. Мюррей [Н. Murrey, 1938]), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон [J. Atkinson, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотива и моти­вации. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеа­лы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.

Ряд отечественных психологов (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, М. Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояния­ми, могут выступать и свойства личности. Б. В. Зейгарник, опираясь на введенный Г. Олпортом для обозначения механизма развития личности термин «черта», счита­ет, что это не черта личности, а черта-мотив, черта-интерес.

Однако принятие свойств личности за мотив тоже не решает проблемы, тем бо­лее, что многие личностные свойства (диспозиции) скорее являются потребностя­ми, например стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впе­чатлениях, либидо, потребность в самосохранении, в знаниях, стремление к само­уважению, к творчеству, художественная потребность. В то же время устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрение) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения; т. е. свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека.

МОТИВ КАК СОСТОЯНИЕ

Такой подход (мотив как состояние) обозначен в «Философском эн­циклопедическом словаре» (1983) и в работе Р. А. Пилояна (1984), в которой он пи­шет, что мотивом называется особое состояние человека, заставляющее его действо­вать или бездействовать. Дж. Гилфорд (J. Guilford, 1956) тоже не исключает состоя­ния как фактора начала и поддержания активности, а Е. Р. Хилгард (Е. Hilgard, 1957) прямо пишет, что мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готовность к началу или продолжению определенного поведения К этим авторам можно добавить и тех, кто за мотивы принимает эмоции, ведь они по суще­ству тоже являются состояниями.

Конечно, нельзя отрицать, что побуждение к действию или поступку может быть обусловлено возникновением того или иного состояния. Ведь переживание нужды (как одного из компонентов потребности личности) тоже является состоянием, и именно это переживание дает толчок к проявлению человеком психической и фи­зической активности. Однако свести мотив только к состоянию так же неправомер­но, как и принять за мотив нужду. Поэтому трудно согласиться и с развиваемым А. М. Мейерович (1987) взглядом (самим по себе интересным), что мотивом дея­тельности является «модель потребного состояния».

Автор некритично воспринимает положение А. Н. Леонтьева о том, что по­требность, еще «не зная» своего предмета, не способна направлять и регулиро­вать деятельность; на этом основании он полагает, что образ не существующего в действительности предмета не может возникнуть на основе потребности. Отсю­да возникает, пишет А. М. Мейерович, проблема определения того звена, кото­рое опосредствует связь между потребностью и «незнаемым» предметом, способ­ным ее удовлетворить. Им, по его мнению, является отражение в сознании того состояния личности, которое возникает в ситуации удовлетворения потребнос­ти. Формированию образа предмета потребности предшествует предвосхищение, моделирование «потребного» состояния личности (т. е. предвкушения состояния удовлетворения). Эта «модель потребного состояния» и является, по мнению А. М. Мейеровича, мотивом деятельности, отражающим то, ради чего она совер­шается.

Можно согласиться с автором, что такое предвосхищение может иметь место и что оно обладает побудительной силой, но принять только его в качестве мотива трудно. Ведь по сути «модель потребностного состояния» является одним из видов цели (целевым состоянием).

МОТИВ КАК ФОРМУЛИРОВКА

Такое понимание мотива предложено польским психологом и пси­хотерапевтом К. Обуховским (1972). Оно весьма близко к пониманию другого польского психолога, А. Левицкого: «Мотив — это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия» (цит. по: К. Обуховский, 1972, с. 20-21). К. Обуховский заменил слово «процесс» словом «формулировка», считая, что мотив — это формулировка цели и средств. Он намеренно сужает понятие «мотив», не включая в него побудительные факторы, связанные с состоянием напряжения как следствием потребности; за мо­тивом оставляется только содержательная сторона (мотив как довод, аргумент, ко­торый может быть приведен и другим человеком, поэтому автор пишет, что мотив можно внушить). К. Обуховский (1972, с. 17) рассматривает мотив как фактор, ко­торый дает возможность человеку сформулировать решение о начале деятельности «Если человек не сформулировал мотива совершенного или совершаемого действия. Это практически означает только то, что он не имел мотива действия и, следователь­но, действие его было немотивированным», — пишет он. Таким образом, формули­ровка помогает человеку уяснить

цель действия и дает возможность принять реше­ние о начале действия.

Несомненным достоинством точки зрения К. Обуховского на мотив является то, что она акцентирует внимание на осознанности цели и средств ее достижения, и это сближает ее с пониманием В. Н. Мясищевым (1957), И. В. Имедадзе (1989) и други­ми авторами мотива как основания

своего действия и поступка. Однако нельзя не видеть и ограниченность такого понимания мотива только как толкования, объясне­ния причины действия, лишенного энергетического потенциала. Мотив, по К. Обуховскому, придает лишь характер разумности активности человека, возникшей как бы помимо его воли. Он прямо пишет, что фактор, динамизирующий действие, это что-то иное, а не мотив.

Во взглядах К. Обуховского остается непонятным, почему формулировка и вер­бализация цели и средств ее достижения (последнее он называет программой) дает возможность человеку начать действие.

Да и сам К. Обуховский понимает, что его трактовка мотива не позволяет полу­чить ответы на вопросы о причинах действий и поступков. Так, придавая определен­ное значение в формировании мотива установкам, он пишет, что они помогают по­нять, почему человек в данный момент и в данной ситуации выбирает тот, а не иной мотив поведения, но не объясняет, почему возникает сам процесс выбора, почему человек прилагает усилия, чтобы выполнить зачастую кропотливое и требующее нервного напряжения исключение мотивов (т. е. тех или иных аргументов, доводов). С его точки зрения, это объяснение дают потребности, которые в состав мотива им не включаются. Однако вольно или невольно этот психолог сам пришел к выводу, что без включения в рассмотрение потребностей понять причины поведения и дей­ствий человека невозможно и что формулировка цели и средств ее достижения не может полностью объяснить сознательную активность человека, т. е. такую актив­ность, которая направлена на достижение заранее запрограммированного резуль­тата.

Сходную с К. Обуховским позицию во взгляде на мотив занимает и П. И. Иванов (1967). Мотивами действий он называет все то, чем определяется степень приемле­мости целей и путей, ведущих к достижению этих целей. Мотив — это ответ на во­прос, почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, действует так, а не иначе. Поэтому все вышеуказанные замечания можно отнести и к его мнению по данному вопросу.

МОТИВ КАК УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Удовлетворенность в качестве мотива рассматривается В. Г. Асее­вым (1976), А. Г. Ковалевым (1969) и П. М. Якобсоном (1969). Наиболее подробно это понимание мотива изложено в работе последнего автора. Правда, он использует термин «удовлетворение». Эта, казалось бы, небольшая терминологическая неточ­ность существенно изменяет суть обсуждаемого вопроса. Дело в том, что удовлетворение является следствием достижения цели — удовлетворения потребности Удовлетворение — это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реали­зации мотива. Поэтому удовлетворение не может быть ни самим мотивом, ни вли­ять на его формирование, потому как следствие не может быть причиной самого себя.

Другое дело — удовлетворенность, понимаемая большинством психологов и со­циологов как отношение к

выполняемой деятельности, образу жизни (Т. А. Китвель, 1974; Н. Г. Крупное и И. Г. Столяр, 1972; А. А. Мурутар и П. А. Вихалем, 1972; Н. Ф. Наумова, 1970; К. Р. Хаав, 1978). Удовлетворенность выполняет долгосроч­ную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отно­шением, а неудовлетворенность — отрицательным. На основании положительного отношения к своей деятельности субъект имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Таким образом, удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности (в ос­новном профессиональной), но не более того. Удовлетворенность скорее усиливает мотив, а не является непосредственным побудителем. Она может служить основа­нием, т. е. содержательной стороной мотива, объяснять, почему человек занимает­ся данной деятельностью столь длительное время. Однако мотивирующее воздей­ствие удовлетворенность оказывает не всегда. Например, самоуспокоенность до­стигнутым результатом может снижать силу мотива.

Подведем кратко итоги. Есть психологи, которые за мотив принимают любой фак­тор, имеющий, с точки зрения самого человека, особое значение как стимул к какой-либо деятельности, определяя ее ход и результаты. К. Обуховский, справедливо кри­тикуя такой подход, отмечает, что в этом случае мотивом может быть и наличие алкоголя в крови, и боль, вызванная уколом булавки, и препятствие на пути к цели, т. е. — любые внешние стимулы. Детерминация поведения не всегда означает его мотивацию. Мотивация — это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окру­жающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.

Б. Ф. Ломов отмечает, что в исследовании психических явлений попытка искать одну-единственную детерминанту того или иного явления — это тупиковый путь. Любое явление определяется системой детерминант. Справедливость этой мысли видна из изложенного в данной главе.

Рассмотрим ряд равенств: мотив-потребность,

обладает побудительной си­лой, но не имеет направленности;
мотив=предмет удовлетворения потребнос­ти,
обладает направленностью, но не объясняет ее причину;
мотив=основание,
дает объяснение причины и смысл действия или поступка, но лишен побуждающей функции. Монистические подходы к рассмотрению сущности мотива, когда за него принимают то потребность, то цель, то намерение, то побуждение, то свойства лич­ности, то состояния, себя не оправдывают; нет единства взглядов и по другим вопро­сам. Например, существенно расходятся мнения о том, откуда берется побуждаю­щая действие или поступок сила. Одни считают, что она берется из потребности, другие — из предмета удовлетворения потребности, третьи — из личностного смыс­ла деятельности, четвертые — из эмоционального переживания потребности. Не­удивительно, что для многих авторов (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, Р. С. Немов) мотив является лишь одним из видов побуждений, наряду с потребностями, целями, стрем­лениями, интересами и намерениями.

Во многом это связано с тем, что нет четкого понимания самих этих феноменов: что такое потребность, что принимать за цель, каковы соотношения между потреб­ностью и нуждой, детерминацией и мотивацией, мотивацией и мотивом.

Принятие разными авторами за мотив различных психологических феноменов приводит одних к пессимизму и отказу изучать, мотивы как психологическое явле­ние, а других — к выбору наиболее «удобной» для той или иной научной дисципли­ны трактовки мотива. Так, один из педагогов (Л. П. Кичатинов, 1989), рассмотрев ряд подходов к пониманию сущности мотива, сделал заключение, что педагогиче­ским запросам в большей мере соответствует понимание мотива как личностного смысла деятельности субъекта. С его точки зрения, такая трактовка мотива педаго­гически перспективна, так как указывает главное направление по его формирова­нию: научить воспитанников гармонично сочетать личное и общественное в своей деятельности. Таким образом, автор на первый план поставил педагогическую целе­сообразность такой трактовки мотива, а соответствует ли эта трактовка реально­сти, его не очень волнует. Ведь легче желаемое принять за действительное.

МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

⇐ Предыдущая12Следующая ⇒

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]