Заикание – это нарушение ритма и плавности речи, которое возникает на фоне мышечного судорожного синдрома. При этом изменяется естественное дыхание, высота и сила звука. Заболеванию подвержены как дети, так и взрослые. У детей патология встречается гораздо чаще и, в основном, в возрастной рамке – 2-5 лет. Это можно объяснить активным формированием фразовой речи в данный период, которая может нарушаться под воздействием определенных факторов (стрессы, психические нарушения и др.).
Причины и механизм развития заболевания
Многие люди связывают появление такого заболевания с реакцией на испуг и психотравмами. Но это не так, ведь не всегда заикание появляется после сильного испуга, и не всегда он сопровождается запинанием речи. Почвой к возникновению нарушения речи считается наследственная предрасположенность. Иными словами, заболевание может быть врожденным, а определенный предрасполагающий фактор лишь запускает его.
Механизм развития патологии достаточно сложный. Во время изменений в нервных процессах головного мозга нарушается и процесс передачи нервных импульсов, включая те, которые отходят в отдел, отвечающий за воспроизведение речи. При этом возникает судорожный синдром в речевом аппарате (в гортани, глотке и др.), вызывая раннее срабатывание одних компонентов и более позднее – других. Нарушается темп и плавность речевых движений за счет плотного смыкания и размыкания голосовых связок. Речь становится невнятной.
Одной из причин развития заболевания выступает ослабление нервной системы за счет развития инфекционной патологии или при обострении хронической болезни. Это может быть осложнение после развития таких заболеваний, как корь, менингит, скарлатина, энцефалит или же ревматизм, пневмония и др.
Определенное значение имеет психосоматика. Развитие логоневроза происходит за счет таких психологических проблем:
- Человек не способен высказывать свои желания, он боится это делать, испытывает волнение. Как правило, это исходит еще с детских лет, когда родители внушают ребенку, что он не в состоянии чего-то достичь и мешают высказывать малышу свое мнение. За счет подавления энергии не происходит ее нормальный выход, что и вызывает нарушение речи.
- Человек не способен отстаивать свои права. Большинство детей считают, что родители – это авторитет, и спорить с ними, что-то доказывать и отстаивать свою точку зрения они бояться. Если же родители злоупотребляют таким правом, это выливается в страх у ребенка, нервное напряжение, что и последует за собой развитие логоневроза.
- Человек постоянно чувствует неправоту. Это так же касается родителей, когда они на постоянной основе опровергают какие-либо слова, свободное мнение, желания своего чада, критикуют ребенка в действиях, подавляют побуждения. Родители считают, что это нормальный способ воспитания ребенка, а ведь это неправильно, и часто выливается в неврологические заболевания.
Итак, можно выделить наиболее распространенные причины развития заболевания в детском и подростковом возрасте:
- повышение тонуса и судороги в двигательных окончаниях речевого центра в головном мозге;
- острый и хронический стресс, который перенес или переносит ребенок;
- наследственные предпосылки к развитию заболевания (если в семье ребенка близкий родственник страдает такой патологией, риск развития заикания повышен и у него);
- перинатальное поражение центральной нервной системы;
- склонность организма к судорожным припадкам;
- патологии, протекающие в головном мозге;
- травмирование головного мозга;
- заикание, как последствие инфекционного или эндокринного заболевания;
- задержка психомоторного развития или наоборот – раннее развитие речевого аппарата;
- вредная привычка постоянно передразнивать заикающегося ребенка, что впоследствии перерастает в устойчивый дефект;
- недостаточное внимание со стороны родителей.
Среди провоцирующих врожденную патологию факторов можно выделить систематическое переутомление, простуду, нарушение режима труда и отдыха.
Заикание у взрослых женщин и мужчин чаще всего развивается на фоне сильного нервного перенапряжения. Среди взрослого населения заболеванием страдает лишь 1%.
Заикание — симптомы и лечение
Заикание — это болезнь, при которой человек не может своими волевыми качествами характера контролировать или «сглаживать» судорожно расстроенную речь, из-за чего повторяет или продлевает слова, слоги, фразы [1][21].
Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу «э-э-э») и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения [1][14][17][24][37].
Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста [36][37].
Среди взрослых заикание встречается у 0,73 % людей, охватывая более 70 миллионов человек во всём мире. А в недавнем исследовании американские учёные выявили, что из 135 взрослых людей заикается примерно один человек [34][36][37].
Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).
Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни [2][12][24][28][30][32][34].
Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность, что оно будет недолгим [1]. Так, ребёнок, который начинает заикаться до 3,5 лет, реже заикается в дальнейшей жизни.
Причины заикания делятся на две группы:
- Предрасполагающие причины — связаны с генетикой или патологическими процессами, которые произошли во младенчестве. На них практически невозможно повлиять.
- Провоцирующие причины — на них может повлиять как сам заикающийся, так и его окружение путём изменения образа жизни, воспитания, здорового питания, закаливания, создания психологически комфортного окружения и др. [27].
Предрасполагающие причины заикания:
- Наследственность — невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии (родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные» черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих людей, ночные страхи, недоверие, зацикленность на собственных переживаниях, непереносимость критики, неуверенность в себе и т. д. [6][15].
- Невротические особенности заикающегося (ночные и дневные страхи, дневное или ночное недержание мочи, повышенная импульсивность, эмоциональная несдержанность).
- Наследственная отягощённость по подкорковой недостаточности, т. е. наследственные заболевания, которые связаны с нарушением работы отделов мозга, участвующих в координации двигательной активности (таламический синдром Дежерина — Русси, гипоталамический синдром, болезнь Паркинсона, повышение постуральных (статических) рефлексов, паллидарный тремор, гипотонически-гиперкинетический синдром, гемибаллизм).
- Патология, развившаяся у ребёнка ещё в утробе матери или сразу после рождения (гипоксия, ишемия и внутрижелудочковые кровоизлияния).
- Соматоневрологические заболевания с энцефалопатическими последствиями (нехватка кислорода плоду, инфекция во время беременности; резус-конфликт и конфликт по АВО системе; удушье новорождённого; травма при родах; врождённый порок сердца; последствия черепно-мозговых травм; интоксикация этиловым спиртом, свинцом, хлороформом, наркотиками и бактериальными токсинами — дифтерией, столбняком).
- Ослабление или исчерпание возможностей нервной системы компенсировать нарушения в результате инфекционных и соматических заболеваний, а также при наличии трудностей социальной адаптации [5][6][7][8][9][15].
Провоцирующие причины заикания:
- однократная травмирующая ситуация (испуг, страх и др.);
- общение с ребёнком в семье на двух и более языках;
- быстрый темп речи (тахилалия);
- неправильное проговаривание звуков, букв, фраз;
- подражание окружающим, у которых есть патология речи.
В настоящее время проводится много исследований по изучению распространённости заикания в двуязычных семьях. Например, одно исследование показало, что дети, говорящие по-английски и ещё на другом языке, имеют повышенный риск заикания и более низкие шансы на избавление от него, чем одноязычные дети. Другое исследование, хотя и методологически слабое, показало относительно неразличимые проценты одноязычных и двуязычных заикающихся [28]. Из-за такого количества противоречивых данных связь между двуязычием и заиканием была названа «загадочной» [35].
К неблагоприятным условиям относятся:
- «ослабленность» ребёнка иммунодефицитом, соматической и неврологической болезнью;
- возрастные особенности деятельности мозга (повышенная судорожная готовность и др.);
- ускоренное развитие речи с быстрым темпом и распадом плавности и внятности;
- повышенная реактивность психических процессов из-за «неправильных» отношений с близкими людьми, социальной дезадаптации, частичной или полной утраты способности приспосабливаться к условиям общества;
- нехватка общения с позитивно настроенными людьми;
- недостаток динамики развития мелкой и крупной моторики и чувства ритма [16][33].
Как проявляется
При заикании возникают разнообразные симптомы. Основным из таковых выступает нарушение дыхательной функции за счет расстройства сопротивления в области артикуляции. Это вызывает инспираторно-гласные или проторные звуки, издаваемые больным.
Напряжение голосовых рецепторов вызывает судорогоподобное замыкание голосовой щели, что способствует препятствию издавания звука. Во время приступа наблюдается быстрое и резкое движение гортани кверху, книзу. За счет неспособности делать это плавно человек произносит гласные звуки твердо.
Происходит ухудшение и соматической системы, в частности, наблюдается отклонение высунутого языка в сторону, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин.
Как только человек начинает нервничать во время разговора, он непроизвольно совершает определенные движения (руками, головой или другими частями тела), принимая их за сознательные. Это может быть, например, откидывание головы назад, ее наклоны в стороны, закрытие глаз, сжатие кулака. Каждое движение специалисты рассматривают в качестве тонических или клонических судорог.
Беспокойство в отношении такой проблемы выливается в психические расстройства. За счет страха перед произношением определенных букв или слогов человек выкидывает их из своей речи, стараясь заменять на иные. В тяжелых случаях больной перестает полностью разговаривать, что впоследствии может вызвать даже комплекс неполноценности.
Формы заикания и характерные признаки
Дефект речи классифицируют по двум признакам: течению патологии и характеристике судорог мышц. По первому признаку выделяют:
- Постоянное невротическое заикание – нарушение непрерывно присутствует в любых ситуациях.
- Волнообразное – дефект периодически исчезает, затем появляется снова в пределах 1–3 суток. Это связано с колебаниями эмоционального фона человека.
- Рецидивирующее (возвратное) – дефект исчезает на длительный период (до нескольких лет), после чего появляется вновь.
По характеристике судорог различают:
- Клонические – множественные спазмы мускулатуры речевого аппарата идут один за другим, вызывают непроизвольный повтор согласных звуков, запинки при произнесении слогов или слов при разговоре.
- Тонические – следствие длительного сильного сокращение мышц рта или горла, что приводит к задержке речи, длинным паузам между словами, повторению гласных звуков.
- Смешанные – проявляется симптоматика клонического и тонического логоневроза.
Статья в тему: Возбудитель туберкулеза: виды бактерий и пути заражения
Фазы развития патологии
Все симптомы патологии можно разделить по фазам развития. Нижняя фаза (последняя) указывает на полный разлад речи и редко поддается полному излечению. При диагностировании заболевания, протекающего в верхней фазе (первой), еще можно добиться выздоровления, но лишь при определенных обстоятельствах (например, болезнь протекает у ребенка).
1 фаза
На данном этапе заикание эпизодично, то есть наблюдается не на постоянной основе, а время от времени. С течением развития заболевания признаки патологии нарастают и возникают все чаще и более выражено. Запинание наблюдается в начале речи человека и, в основном, затрагивает краткие части – предлоги, союзы и др.
Интенсивность заикания увеличивается при повышении возбуждения, во время спешки и при ином «коммуникативном давлении». На данном этапе ребенок еще не понимает своего дефекта. В процессе речи у малыша не возникает эмоциональный дискомфорт и переживание по этому поводу.
2 фаза
Наблюдается постоянное заикание. Лишь время от времени судорожность в голосе исчезает и спадает интенсивность нарушения речи. Патологическая речь возникает при эмоциональном возбуждении и в многословных словах, тогда как местоимения и односложные слова не изменяются.
Ребенок начинает понимать, что у него есть дефект, но разговаривает свободно, не стесняясь этого. Больной может «контролировать» свою речь, предотвращать запинки путем замедления темпа разговора.
3 фаза
Ребенок четко понимает, что он заикается. Это становится преградой в общении с друзьями, сверстниками. Определенные звуки и слова ребенку не даются на постоянной основе. Страх речи и выраженное эмоциональное переживание на данной стадии не возникают.
4 фаза
Заболевание сопровождается выраженным эмоциональным расстройством: ребенок (взрослый), понимая свою проблему, избегает любых разговоров с окружающими людьми, испытывает страх.
Причины возникновения заикания у взрослых
Принято различать невротическое заикание (логоневроз) и органическое, или неврозоподобное.
В беседе с пациентом врач выясняет, являются ли симптомы постоянными или их проявление зависит от обстоятельств речевого акта. Больному назначается исследование мозга в виде электроэнцефалограммы.
Если энцефалографическое обследование выявляет наличие отклонений в функционировании мозговых структур, ответственных за речевые функции, то заикание классифицируется как органическое.
Для него характерны постоянные симптомы, имеющие место даже в спокойной и привычной для больного обстановке:
- У взрослых пациентов органическое заикание возникает как осложнение после перенесённых инсультов, черепно-мозговых травм, иных заболеваний с поражением моторной сферы.
- опухолевые процессы в мозгу могут механически препятствовать прохождению нервных импульсов и быть причинами речевых нарушений.
Логоневрозы у взрослых имеют в качестве причины стрессовые ситуации и глубокие нервные потрясения. В этих случаях заикание не закреплено физиологически и в значительной мере зависит от уровня эмоционального напряжения человека.
Невротическое заикание усиливается при необходимости говорить в непривычной обстановке или перед несколькими людьми. Известны случаи временного заикания, которое появляется сразу после сильного испуга, аффекта, гнева и проходит по истечении некоторого времени, вместе со снижением напряжённости ситуации. Для эффективной помощи человеку бывает достаточно горячего питья или небольшой дозы алкоголя.
Своевременная квалифицированная помощь при стрессовом логоневрозе особенно важна. В противном случае формируется патологический стереотип, заикание переходит в хроническую форму, к внешним речевым проблемам присоединяются судорожные синдромы, нервные тики и подёргивания. Психологический дискомфорт нарастает, общение с другими людьми становится утомительным до изнеможения.
Наиболее многочисленной является группа людей, страдающих заиканием с раннего возраста. Первичные причины нарушений могут быть органическими или невротическими, но главная особенность пациентов этой группы состоит в том, что заболевание имеет укоренившийся, устойчивый характер.
Картина осложняется наследственной предрасположенностью и уже сформированными речевыми привычками. Курсы лечения таких пациентов могут длиться несколько лет.
На видео врач рассказывает, что является истинной причиной, а что пусковым механизмом заикания:
Диагностика
Прежде чем начинать терапию заикания, врач должен подтвердить диагноз. Данным вопросом занимаются такие специалисты, как логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Важное значение имеет анамнез заболевания, наследственная отягощенность, уровень психоречевого и моторного развития ребенка. Также выясняют, какие ситуации или факторы предшествовали нарушению речи.
Диагностируя ребенка, выясняют локализацию, форму и частоту речевых судорог, темп разговора, дыхание, голос, определяют, какие сопутствующие нарушения речи и движений имеются. Проводят диагностические мероприятия, исследуемые фонематический слух, звукопроизношение, лексико-грамматическую сторону речи.
Дифференциальный анализ заикания проводится с такими патологиями, как дизартрия, спотыкание, тахилалия. Выявить органические поражения центральной нервной системы можно с помощью реоэнцефалографии, ЭхоЭГ, ЭЭГ.
Особенности терапии
Если в разговоре у ребенка удалось заметить запинки, следует сразу посетить специалиста. Можно ли вылечить заикание? На начальном этапе развития патологии ее еще можно излечить, и вернуть ребенка к нормальному общению.
Сразу ограничивают любое общение с друзьями, сверстниками, не водят ребенка в учебное заведение и любые кружки. Все члены семьи должны придерживаться замедленного темпа речи. Это поможет ребенку начать говорить в таком же ритме, что впоследствии вызовет полное исчезновение дефекта.
Если есть возможность, дитя нужно отправить в специализированный санаторий, или же просто сменить обстановку на более благоприятную, посетив море, дачу и др. Рекомендуется обогатить рацион полезными продуктами, в которых содержится достаточное количество витаминов и полезных микроэлементов. Фаст-фуд, консервацию и другую вредную пищу лучше исключить.
Основное условие для скорейшего выздоровления – использование нескольких методов терапии. На сегодняшний день существует много лечебных техник, используемых при заикании. Это может быть прием специальных лекарств, выполнение лечебных упражнений, гипноз, гомеопатия, физиотерапия (например, иглоукалывание) и др. Дополнить основное, назначенное врачом лечение можно народными средствами.
Медикаменты
Медикаментозная методика терапии заболевания считается вспомогательной и направлена на устранение неприятных симптомов, таких, как тревога, выраженный страх, депрессивное проявление. Это могут быть:
- Успокаивающие (седативные) таблетки. Обладают общим успокаивающим действием на ЦНС, способствуют снижению реакции на любой внешний раздражитель. Такие препараты участвуют в усилении процессов торможения и ослабления возбуждения. Имеют мягкое воздействие на организм, в отличие от транквилизаторов и противотревожных средств. Сюда можно отнести Новопассит, Седасен, Корвалол и др.
- Транквилизаторы. Такие психотропные препараты – хорошее средство для уменьшения тревожности, страха, успокоения. Несмотря на их эффективность, применять таковые нужно с осторожностью, ведь транквилизаторы имеют мощное действие и могут вызвать привыкание. В данную группу входят Афобазол, Феназепам, Тенотен и др.
- Общеукрепляющие препараты. Их действие способствует повышению устойчивости организма к тому или иному неблагоприятному фактору. При этом наблюдается коррекция физического и психоэмоционального состояния, повышение работоспособности. Сюда можно отнести препараты валерианы, пустырника, витамины группы В, Магнелис и др.
- Спазмолитики. Считаются эффективными при спастической форме заболевания. Спастическое действие обусловлено вмешательством в механизм мышечного сокращения. Купируется боль посредством воздействия на клетки гладких мышц или вследствие блокировки нервных проходящих к мышцам импульсов. В данную группу лекарств входят Мидокалм, Диафен, Сирдалуд и др.
Лечение от заикания клонической формы проводится с помощью препарата Пантогам в суточной дозировке 0,25-0,75 до 3 г в день. Примерная продолжительность терапии колеблется в пределах одного-четырех месяцев.
Физиотерапия
В лечебную систему при заикании включены и физиотерапевтические процедуры. Такая терапия успешно борется с нарушениями в центральной нервной системе, способствует успокоению и улучшению психоэмоционального состояния.
Седативным воздействием на организм обладают следующие методики:
- электрофорез с лекарственными веществами из группы успокоительных препаратов (проводится на воротниковой зоне);
- иглорефлексотерапия;
- франклинизация;
- аэротерапия;
- вибромассаж;
- ванны с добавлением азота, йода, брома.
Нормализовать деятельность артикуляционных мышц можно с помощью диадинамотерапии и дарсонвализации.
Лечебная гимнастика
Убрать дефект речи можно с помощью дыхательной гимнастики, которая проводится при активных движениях больного (при ходьбе, беге, прыжках), при полном покое туловища (стоя, лежа, сидя). Такой способ лечения заикания у взрослых и детей помогает достичь следующих целей:
- нормализовать активность брюшных мышц и диафрагмальное дыхание;
- научиться регулировать дыхательный ритм;
- научиться правильно расстанавливать выдохи при речевых отрезках.
Первые тренировки включают проведение легких дыхательных упражнений, со временем переходя на звуки, словосочетания, вербальные проявления. На протяжении следующих занятий уровень сложности заданий будет повышаться. Переставать выполнять упражнения при первых положительных изменениях не стоит. Больной должен пройти полный курс терапии.
В домашних условиях рекомендуется проговаривать специальные скороговорки, с помощью которых можно выработать нормальную речь и уменьшить симптомы заикания.
Как бороться с заиканием у взрослого и ребенка
Основная трудность, с которой придется встретиться в борьбе с заиканием взрослому человеку, состоит в уже сформировавшихся представлениях о жизни и установках на внешние отношения с миром. Необходимо твердо уяснить, что детские проблемы и страхи остались позади, и в настоящий момент смотреть на мир нужно реально. Какие подходы можно для этого использовать?
- Обеспечить исполнение детских желаний. Например, если ребенку не разрешали заниматься пением, фигурным катанием или игрой на музыкальном инструменте, сейчас самое время реализовать несбывшиеся мечты.
- Взращивать в себе ощущение взрослого и самодостаточного человека. Необходимо понять, что никто не может запретить высказывать свое мнение и действовать в выбранном направлении. Взрослый человек сам решает, куда и с кем ему идти, на какую работу устраиваться, с кем жить и так далее. Нужно избавиться от страха сделать что-то не так, ошибиться.
- Научиться говорить «нет». Обязательным пунктом в лечении заикания является научение возражению. Отказы сложно даются людям, воспитанным в авторитарном режиме под давлением родителей и других лиц. Необходимо научиться твердо проявлять свою позицию, без возврата назад. Такой подход применим к ситуациям, когда человек рад бы отказать, но не может. Если уступки идут от души, и внутреннего конфликта не возникает, возражать специально не требуется.
В борьбе с заиканием у ребенка основная роль отводится родителям. Доброе отношение, проявление любви и внимания к его проблемам и желаниям, поддержка в любых начинаниях или неудачах – залог быстрого восстановления речевой функции. Следует наладить сон ребенка, вместе посещать психолога, разнообразить его досуг (например, записать его в спортивную секцию), оградить от стрессовых ситуаций.
Компьютерные программы
Современная медицина располагает рядом компьютерных программ, которые помогают избавить человека от заикания. Одной из таковых выступает программа «Speech corrector». Ее цель – синхронизировать речевой и слуховой центры.
Работает программа таким образом:
- человек произносит слова в микрофон;
- программа автоматически задерживает речь на секунду;
- человек, услышав свой голом с задержкой, пытается под него подстроиться.
По данным исследований такая программа способствует уменьшению дефекта речи примерно в 80% случаев терапии заболевания, а регулярное ее применение помогает полностью избавиться от заикания.
Психотерапия
Помочь выздороветь могут психотерапевтические сеансы. На сегодняшний день существует много подобных воздействий на больного. Это – гипноз, внушение в состоянии бодрствования, самовнушение, аутогенная тренировка. Сеансы могут быть индивидуальными или групповыми.
Нормализовать эмоциональное состояние помогает музыкотерапия. Эффективной будет такая методика, как внушение. Систематическая терапия внушением способствует быстрому устранению всех клинических проявлений патологии. Практикуется словесное, шепотное, ментальное, психоэнергетическое внушение.
Методики коррекции заикания у подростков и взрослых учебно-методический материал по логопедии
Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10 — 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.
На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых » эталонов » и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15 — 20 дней) проводится сеанс внушения в состоянии бодрствования. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.
Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся, как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В. М. Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются:
1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;
2) выработка правильного ритма и темпа речи;
3) овладение » эталонами «, » формулами » речи;
4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение «эталонами» — все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.
Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.
В общей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3 — 4 часов (каждое занятие по 10 — 15 минут речевой тренировки).
Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.
Гипнотерапия начинается на 3 — 4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7 — 10 дней: Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.
Внушение в бодрствующем состоянии — психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в состоянии бодрствования с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6 — 8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, т. к. он является переломным этапом в лечении.
Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2 — 3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.
На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.
В. М. Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.
Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями.
Гомеопатия
Как вылечить заикание у взрослого и у ребенка, помимо вышеперечисленных методик? На помощь придет гомеопатия, особенно, если традиционная терапия не приносит желаемого выздоровления. Например, можно принимать один из таких препаратов:
- Игнация Амара: лечит заикание, вызванное психологической травмой или сильным стрессом;
- Датура Страмониум: помогает человеку разъединять слова и повышает четкость произношения;
- Бовиста: лечит повышенное возбуждение – одну из причин заикания;
- Папавер Сомниферум: лечит заикание, как следствие испуга, повышенную возбудимость;
- Гиоспиамус Нигер: снижает тревогу, страх, устраняет последствия испуга;
- Вератум Альбум: устраняет медлительность и заторможенность, которые часто сопровождают логоневроз.
Почему взрослый человек заикается
Основные причины заикания у взрослых подразделяют на две группы:
- Невротические (логоневроз) – появляется при стрессовых ситуациях, испуге, психотравмах, фобиях. Логоневроз имеет постоянный или временный характер. Симптомы дефекта усиливаются при стрессе, волнении и проходят в покое. Невротический тип заикания хорошо поддается коррекции.
- Невроподобные (органические) – как следствие органического поражения головного мозга (кислородное голодание, инсульты, опухолевые процессы и т. д.). Симптомы стабильны, не зависят от эмоционального состояния. Нарушение речи часто сопровождается судорогами или подергиванием мышц лица (тиком), дополнительными движениями головы, затруднением дыхания. Органическое заикание лечится с трудом, требует постоянного контроля специалистов.
Передается ли заикание по наследству
Дефект речи передается по наследству только тогда, когда заикание – симптом какого-либо генетического заболевания. Существует невысокий процент наличия предрасположенности к органическим поражениям центра речи в головном мозге.
Авторские методики
Способов, как можно лечить заикание, достаточно много. Некоторые больные, излечившиеся от такой патологии, предлагают свои эффективные методики, благодаря которым им удалось победить болезнь.
Одним из таковых является профессор Андронова-Арутюнян. По ее методу заикание можно устранить путем синхронизации речи и движениями пальцев руки. Это легко выполнять, ведь каждый второй человек при разговоре жестикулирует. По данной методике конечность не мешает разговору, а наоборот, выступает в роли опоры. Тем самым рука предотвращает заикание, продвигая нормальную речь.
Целесообразно пройти такую терапию под наблюдением специалиста. Если допускать ошибки, достигнуть выздоровления будет невозможно. Как правильно выполнять манипуляцию, подскажет только врач-логопед.
Народные средства
Как избавиться от заикания самостоятельно? В домашних условиях можно использовать народные средства. Это могут быть сборы из лекарственных трав:
- ромашка, валериана, крапива, мята: 0,5 ст.л. сбора залить 250 мл кипятка, настоять в течение получаса, принимать внутрь по 100 мл за раз 2 раза в день;
- мелисса, солодка, календула, донник, березовые листья: 1 ст.л. сбора залить кипятком в объеме стакана, настоять в течение 2 часов, принимать внутрь по 100 мл 5 раз в день;
- шиповник, тмин, хмель, одуванчик, мята, полынь, сушеница: 7 г сырья залить 400 мл кипятка, настоять на протяжении 6 часов, принимать внутрь по 70 мл трижды в день;
- мята, малина (побеги), крапива, тмин: 7 г сырья залить 375 мл кипятка, настоять на протяжении полутора часов, принимать внутрь по 50 мл трижды в день;
- зверобой, мелисса, пустырник, ромашка, душица: 70 г сырья залить 400 мл кипятка, настоять на протяжении 3 часов, принимать внутрь по 100 мл перед едой трижды в день.
Самостоятельная терапия предполагает и проведение ароматерапии, которая обладает успокаивающим действием, расслабляющим, снимающим напряжение с центральной нервной системы. В таком случае эффективными будут такие масла, как лавандовое, сандаловое, розмариновое, сосновое, из розы, базилика, чабреца. Рецепт таков: любое из масел необходимо нанести на платок или сухую салфетку и прикладывать к переносице до 4 раз в день.
Ароматические масла можно добавлять в ванны. Например, масло можно растворить в кефире (пару капель на 100 мл кисломолочного продукта) и добавить в воду. Ее температура должна быть в пределах 37 градусов. Такую терапию рекомендуется проводить ежедневно в течение недели.
Эффективны при заикании продукты пчеловодства, например, мед (1 ч.л.), который разбавляют с мумие (1 таблетка) и яйцом. Готовое средство не нужно глотать, а лишь держать во рту как можно дольше. Процедура проводится в утреннее и вечернее время. Период лечения – 4-6 месяцев.
Некоторые придерживаются мнения, что вылечить заикание можно с помощью молитв и заговоров. В любом случае, стоит испробовать все методы.
Последствия
Ни одно заболевание не исчезает бесследно. Нарушенное речевое развитие сопровождается неприятными психологическими последствиями, которые способствуют подавлению личности и мешают ведению нормального образа жизни. Если не начать лечение заболевания на начальной стадии, впоследствии полностью избавиться от него будет достаточно сложно.
Ребенок, который страдает заиканием, может быть замкнутым, необщительным, у него появляется страх перед новыми знакомствами, он плохо адаптируется в коллективе. В школе ребенку даются больше те предметы, которые не требуют устной подготовки.
В некоторой степени серьезность последствий заикания у чада касается и его родителей. Они должны поддерживать малыша, внушать ему, что проблему можно решить. Несмотря на это, риск возникновения негативных последствий все же повышен. Среди них:
- развитие неврологических расстройств;
- затяжная депрессия;
- потеря желания к новым знакомствам и общению с окружающими людьми;
- комплекс неполноценности.
Чтобы избежать таких последствий, стоит заранее позаботиться о профилактике заикания.
Лечится ли заикание у детей и взрослых?
Если взрослый или ребенок заикается и тянет слова, нужно
Как победить заикание у ребенка? пройти лечение у логопеда. При своевременном обращении к врачу речь можно улучшить или вовсе избавиться от проблемы (зависит от диагноза). У маленьких детей после определения причины заикания врач обязательно дает оценку запинок в речи: кратковременные или долговременные. В большинстве случаев для оценки заикания используют серию тестов, наблюдений и интервью.
Оценка детей старшего возраста и взрослых больше нацелена на определение степени тяжести расстройства и того, какое влияние расстройство речи оказывает на способность человека общаться и надлежащим образом выполнять повседневные действия.
Часто заикание характеризуется нарушениями речевой моторики (например, сенсорной и моторной координации). В этом случае дети и взрослые, которые заикаются, могут получить пользу от методов лечения, как логопедия, использование электронных устройств для улучшения беглости речи или когнитивно-поведенческая терапия.