Суггестивный подход: две тактики – одна стратегия

Внушаемая функция называемая так же суггестивная (от латинского suggestio — внушение) в Модели А это слабая бессознательная часть психики, отвечающая за усвоение ребенком накопленных обществом знаний. «Просто делай так и не думай»

По внушаемой функции человек нуждается в помощи и советах, воспринимает поступающую информацию некритично и с благодарностью, причем охотно верит любой такой информации. Если вы хотите «навешать лапши на уши» кому-то, делайте это именно этой слабой функции.

У всех типов личности есть такие области, где человек безоговорочно верит всему, что ему говорят. Причем верит сразу и не делает попыток проверить эту информацию.

Информационная модель психики в соционике определяет, какой именно аспект наполняет суггестивную функцию у каждого типа личности.

Рассмотрим проявления базовой для всех возможных аспектов:

Внушаемая интровертная интуиция, она же Белая Интуиция (БИ) или «интуиция времени»

Интуиция времени является суггестивной у Жукова и Наполеона, которые своевременности совсем не чувствуют и часто не понимают что именно в данный момент от них что-то требуется.

Оба уважают точность и пунктуальность, поэтому часто прислушиваются к советам касающихся сроков и продолжительности действий. Верят в приметы и различные предсказания и могут на этом проколоться, особенно если у советчика с интуицией времени не очень.

Постоянно ощущают потребность предвидеть будущее и нуждаются в помощниках для составления планов, который правильно подскажет когда нужно начать и как долго это будет продолжаться.

Кто легко подвергается внушению?

Невозможно просто навязать человеку какое-либо утверждение, не подготовив его к принятию этого утверждения. Существует группа людей, которые легко могут подвергаться суггестии и принимать оказываемое влияние.

  1. Люди с плохо развитыми волевыми процессами – волевой акт мобилизует когнитивные процессы, становясь на страже психики и сознания человека. Волевой человек не может все принимать за чистую монету, склонен проверять утверждения на практике или логически обосновывать их. Люди со слабо развитой волей склонны быстро соглашаться с тем, что им навязывается.
  2. Низкая автономия и инфантильность человека не позволяет ему защищать свою психику от нежелательного влияния. Легко внушить что-то человеку, который зависит от чужого мнения. В психотерапевтической практике такие люди не готовы изменять свое поведение самостоятельно, они принимают то, что говорит им специалист. Но в лечении страхов и депрессий иногда именно психолог или психотерапевт должен быть инициатором изменений иррациональных представлений человека о себе или его окружении.
  3. Тревожные и неуверенные в себе люди также легко «внушаемые». Они ведомы в процессе терапии, так как по определенным психологическим причинам их эмоции, воля и некоторые когнитивные процессы не могут правильно функционировать.
  4. Дети и пожилые люди легко подвергаются внушению, так как их психика неустойчива.
  5. Умственно отсталые люди также легко поддаются суггестии по причине грубых дефектов когнитивной функции головного мозга.

Пациентов, не относящихся к вышеуказанным группам, также можно подготовить к внушению. Суггестия бывает успешной, если соблюдены некоторые правила:

  • располагающая обстановка – спокойные тона комнаты психотерапевта, минимум ярких предметов интерьера и диковинных вещичек, вместе с этим атмосфера должна быть дружеской, пациент должен ощущать себя спокойно и комфортно;
  • внешность и авторитет врача – специалист должен выглядеть опрятно, но не ярко, тон голоса спокойно твердый, никаких лишних аксессуаров в одежде;
  • эмоциональное состояние пациента – у человека для продуктивной работы должно сформироваться доверие;
  • правильно выбранная техника внушения, как способ коммуникации между врачом и пациентом.

Внушаемая интровертная этика, она же Белая Этика (БЭ) или «этика отношений»

Этика отношений является суггестивной у Штирлица и Джека.

Таким людям характерно стремление как можно больше получить информации о людях и их отношениях, чтобы знать как с ними общаться. Сами они в этом слабо разбираются, но их очень сильно волнует как к ним относятся окружающие.

Могут быть доверчивыми или излишне подозрительными. Поэтому ищут себе в партнеры людей с высокими моральными ценностями, которые дадут верный совет, как и где себя нужно вести, не обманут при этом и возьмут на себя часть моральной ответственности.

Без таких подсказок могут повести себя в незнакомой компании неправильно, поэтому привязываются к хорошо им знакомому коллективу, боясь потерять налаженные отношения.

Суггестия в психологии

Что такое суггестия в психологии — большинство специальных учебных пособий трактует как терапевтическое воздействие на психику затрагивающее эмоции, восприятие. Активно суггестию используют такие направления психологии:

  • психосоматика;
  • психоанализ;
  • НЛП.

Суггестивные установки, внушаемые психотерапевтом, глубоко проникают в подсознание пациента и достигаются положительные эффекты:

  • эффективное лечении фобий, неврозов, депрессий;
  • избавление от деструктивных привычек (курение, алкоголизм)
  • формирование новых паттернов.

Суггестивные техники в психотерапии

Для того, чтобы суггестивный метод, выбранный специально для определенного клиента или группы людей максимально сработал, необходим ряд условий:

  1. Психотерапевт, вызывающий доверие и обладающий авторитетностью.
  2. Внушаемая формула должна быть краткой, адресной, императивной.
  3. Учитываются: психологическое состояние, индивидуальные возрастные и характерологические параметры клиента.
  4. Соответствие формулы внушения целям терапии.

Суггестивные техники и методы подразделяются на:

  • вербальные;
  • невербальные.

Основным или ключевым в суггестии является — слово. В стихотворении В. Шефнера «Слова», есть строки, показывающие мощь и силу речевого воздействия: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!». К вербальным техникам в психотерапии относятся:

  1. Суггестия в бодрствующем состоянии. «Отцовский» метод предполагает императивность. Директивный, требовательный и авторитарный стиль внушения команд: «иди!», «действуй!», «ты это сделаешь!». «Материнский метод» — мягкий, обволакивающий пациента спокойствием: «расслабься!», «успокойся!».
  2. Суггестия во время сна. Терапевт производит подстройку под спящего: кладет руку на лоб и говорит фразы то в медленном, то в быстром темпе, при этом следит за дыханием пациента: если оно меняется, то человек готов к внушению.
  3. Гипносуггестивные техники. Терапевт вызывает у клиента особое сноподобное состояние, называемое гипнозом. Во время такого состояния снимается контроль, снижено внимание и становится возможным программировать лечебные программы в подсознание пациента.
  4. Аутосуггестия. Гипноаутогенная тренировка. Сознание человека направляется от внешних к внутренним процессам при помощи проговаривания формул.

Невербальные «бессловесные» техники суггестии:

  1. Маркирование. Выделение опорной фразы с добавлением жестов и манипуляций с предметами.
  2. Телепатия. Мысленная передача внушения. Техника основывается на сонастройке биоритмов суггестора и суггеренда, требует устойчивой концентрации и внимании на объекте, для этого важно вживание в образ.

Внушаемая экстравертная логика, она же Черная Логика (ЧЛ) или «деловая логика»

Деловая логика является внушаемой у Драйзера и Достоевского.

Люди такого типа личности любят собирать полезные советы. Оба достаточно легко перенимают стандартные технологические приемы и хорошо справляются с работой, где четко указаны методы и цели и стараются не выдумывать ничего нового там где и так все работает.

Поскольку к деловым советам относятся некритично, то могут выбрать неверный путь действий, рецепт или увлечься сомнительными предприятиями. Выбор из равнозначных вариантов не их сильная сторона, поэтому нуждаются в людях которые могут четко поставить задачу и указать пути ее решения.

Использование внушения в психотерапии

У человека, испытывающего панический страх, страдает эмоциональная сфера. При депрессии нарушения этой сферы также выходят на первый план. Это либо заторможенность, ступор, бедность эмоций, либо чрезмерная раздражительность, нервная активность, бессонница.

Применяют суггестию с терапевтической целью для воздействия на психоэмоциональную и психосоматическую сферу пациента. Она помогает сформировать адекватное отношение к высказанной проблеме, готовность к ее решению и коррекции поведения.

Также суггестия применяется при использовании медикаментозного или психотерапевтического эффекта «плацебо», когда человек принимает простые витамины как дорогостоящее эффективное средство от депрессии, невроза, или верит в конкретное ритуальное действие, как единственное решение его проблемы.

Суггестия применяется для избавления от вредных привычек, улучшения физического здоровья, когда психологические проблемы повлекли соматические нарушения.

Внушение активно используется шарлатанами, которые обладают сильной харизмой и знают некоторые особенности психики, как у человека вызвать сужение сознания для влияния на него.

Интровертная сенсорика, она же Белая Сенсорика (БС) или «сенсорика ощущений»

Сенсорика ощущений является суггестивной функцией у Дон Кихота и Гексли.

Любят получать информацию об уходе за собой, дизайне квартиры, здоровом образе жизни. Охотно рассуждают об этом и предлагают различные идеи для улучшения комфорта.

Главная их проблема в том, что они не всегда понимают причину своего плохого самочувствия. Оба могут забыть поесть, отдохнуть, перегреться на солнце или наоборот, посидев на сквозняке, заболеть. Поэтому все их накопленные в этой области знания ни к чему не ведут, если рядом нет того, кто создаст комфортную обстановку и вовремя подскажет как одеться по погоде и наладить быт.

Суггестивные психотехнологии в рекламе.

Суггестия (внушение) – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни анализа, ни оценки.

Профессиональные производители рекламы при ее создании придерживаются психоаналитических концепций, в которых акцент ставится на подсознательное восприятие информации:

1. Гипнотический подход. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум. Созерцая товар, человек близок к трансу, наблюдая сюжет рекламы, при удачном выборе персонажа, зритель подсознательно ставит себя на его место.

Опытные рекламисты широко применяют техники наведения трансового состояния в рекламном деле:

  • показ трансового состояния (как надо реагировать на внушение)
  • перегрузка сознания (беспорядочное мелькание картинок, сопровождающееся быстрой речью, одновременно говорящие персонажи)
  • трюизм – гипнотическая замена команды
  • иллюзия выбора – клиенту предлагается выбрать между тем, что нужно продавцу и тем, что продавцу нужно
  • команда, скрытая в вопросе.

К числу многочисленных приемов суггестии относятся: конкретность и образность слов и качеств, избегание отрицательных частиц «нет» и «ни», речевая динамика, воздействие звукосочетаниями.

2. Транзактный анализ. Разделяет личность на три части: внутренний ребенок, его функция – развлекаться, взрослый, родитель, его функция – следить за порядком и соблюдением традиций. На этом основаны многие рекламные сюжеты.

3. Каждый человек воспринимает окружающий мир посредством зрительных образов, звуков, ощущений, у каждого есть свой способ создания определенной формы реальности. Поэтому психологи рекомендуют использовать в производстве рекламы нейролингвистическое программирование, в котором необходимо использовать все три системы восприятия. Кроме того, данный подход подразумевает использование такого свойства слова, как двойное воздействие. Слова воспринимаются мозгом двояко: рационально-логическим и эмоционально-образным способом, т.к. многие из них несут скрытый оценочный эмоциональный компонент «хорошо» или «плохо». Умелое маневрирование словами позволяет создать у человека неосознаваемое им самим позитивное или негативное отношение к чему-либо.

4. Учитывая особенность человека, объясняя происходящее обращать свой взгляд в прошлое, производители рекламы часто практикуют различные мифотехнологии. Миф оказывает на человека двойственное воздействие: с одной стороны заставляет взглянуть в глубину веков, с другой стороны с позиции этого взгляда находит объяснение настоящего (например, борьба добра и зла). В рекламе используются следующие мифы:

  • Мифологема «звезды». Звезда символизирует харизматическую энергию, изливающую мощь некой личности.
  • Мифологема о сотворении мира.
  • Мифологема «американская мечта».
  • Солярные мифы, построенные на аналогии солнечного совершенства.
  • Архитектурные мифы (Колизей, сфинкс – символы вечности).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]