ДРАЙЗЕР (ЭСИ) и НАПОЛЕОН (СЭЭ): подход к людям базовой и творческой «белой этики» в Гамма-квадре

Соционика выделяет 16 типов личности и все эти типы поделены на 4 дихотомии:

  1. Логика — этика;
  2. Интуиция — сенсорика;
  3. Рациональность — иррациональность;
  4. Экстраверсия — интроверсия.

С помощью этих дихотомий определяется ярко выраженные характеристики людей. Представленные дихотомии распределяются по квадрам. В каждой квадре преобладает своя атмосфера. Например, доверчивость, чувство юмора и сексуальность. Ну а теперь, рассмотрим подробно каждый тип личности.

Соционика и другие типологии

Габен

1. Сенсорный подтип: Оформитель.

Внешность: Скромен и недемонстративен, сдержан и вежлив, упрям и бескомпромиссен в отстаивании своих интересов. Аргументирует свою позицию логикой и фактами, а не надуманными причинами. Временами задумчив, уходит в себя, дистанцируется от окружающих, погружаясь в свои проблемы. Несколько скован в общении, немногословен, но порой старается располагающе улыбаться, если чувствует, что возникает напряженность в разговоре. Одевается со вкусом, любит оригинальные, качественные, но скромные вещи, следит за здоровьем, фигурой, наружностью. Эстет, любит ручную работу. Тщателен, терпелив и упорен. Если дело его увлекает, неутомимо совершенствует свою продукцию — материальную или интеллектуальную. Иногда нуждается в перемене занятий, но старается все доводить до конца. Обычно имеет грациозно-ленивые жесты, плавные и при этом уверенные и точные движения. Походка несколько расслабленная, пружинистая. Не любит спешить, но и не медлителен. Кажется немного высокомерным.

Характер: Самобытная личность с ярко выраженной индивидуальностью, но из-за скромности и нерешительности часто остается в тени. Совмещает трезвый реализм и практичность с тягой к саморазвитию. Довольно подвижен, дорожит внутренним комфортом и свободой действий. Если найдет свое призвание, может долго заниматься этим делом. Со временем достигает в нем высокого мастерства, так как никогда не удовлетворяется сделанным и постоянно его совершенствует, придавая содержанию наилучшую форму. Любознателен, попутно интересуется иными способами проявления своих способностей, пробует себя в разных направлениях. Однако плохо видит перспективы дел в будущем, из-за чего может упустить важный шанс. Часто грустит о потерянных возможностях.

Бескомпромиссен в принципиальных для него вопросах, не любит уступать однажды завоеванных позиций, хотя умеет считаться с нормами и правилами своего окружения. Имеет склонность к обеспеченной жизни и это стимулирует его к труду. Не любит абстрактных разговоров, предпочитает действия. Больше всего любит ручную творческую работу, будь то игра на музыкальных инструментах, вязание, вышивание или изготовление поделок.

Тяжело переносит рутину, однообразие и скуку. Впадает в апатию, если приходится долго заниматься одним делом. Не может длительно заниматься бумажной или чисто интеллектуальной работой. Нуждается в конкретной, практической деятельности, активном отдыхе и частой смене впечатлений. За бесполезную работу браться не будет, но, если увлечен делом, развивает огромную работоспособность. Предпочитает готовиться к делам заранее, продумывая детали предстоящей работы, чтобы потом работать слаженно, четко и быстро. В работе тщателен и добросовестен. Делает все качественно. Знает себе цену и гордится результатами своей работой.

Умело решает бытовые проблемы. Иногда отвлекается на другие занятия и создает дома или на работе художественный беспорядок, но потом мобилизуется и быстро наводит порядок. Не любит подчиняться чьей-то воле или графику. Может медлить с принятием решений, нуждается в поддержке и вдохновении. Если выбор сделан, несмотря на кажущуюся инертность и расслабленность, проявляет завидное упорство в достижении цели. В процесс своего труда никого не посвящает. Его результаты всегда являются сюрпризом для окружающих.

Сдержан в общении и в проявлении эмоций. Со скепсисом относится к бурным чувствам, но очень чувствителен к комплиментам. Порой кажется неприступным и официальным, хотя старается создавать атмосферу простоты и непринужденности. Внутренне эмоционален и раним, но умеет уходить от конфликтов, проявляя рассудительность и дипломатичность. Критичен и насмешлив, но старается щадить чувства других, поэтому о недостатках обычно говорит лишь в подходящее время и в необидной форме. Не интересуется личной жизнью других и о своей рассказывает неохотно. Верен в отношениях и всегда сдерживает свои обещания.

Обладает чувством юмора с оттенком иронии. Подмечает все до мелочей. Очень впечатлителен. Нетерпим к грубости и хамству, безвкусице и вульгарности. Не любит пафоса, демонстративных призывов, а также чванства и самомнения. Страдает от перепадов настроения, отражающихся на его работоспособности. Усилий над собой делать не любит. Если окружающие грубо нарушают его внутренний комфорт или ограничивают независимость, может вспылить, о чем потом очень сожалеет. В остальных случаях старается быть выдержанным и лояльным.

Это человек с обостренной чувствительностью: плохо реагирует на духоту, неприятные запахи, неудобную одежду и обувь, неэстетичный вид людей или пищи. Не выносит пьянства, грязи, плохих манер. Тяжело воспринимает малейший дискомфорт, как внешний, так и внутренний. Боится болезней, старости, поэтому следит за собой. Бережно относится к своему здоровью и очень заботится о близких.

Эстет, любит комфорт, уют, природу, охотно путешествует и затем делится с близкими или симпатичными ему людьми своими впечатлениями и ощущения от окружающего мира. Ценит в одежде и в интерьере помещения своеобразие и оригинальность, не любит стандартов, придает большое внимание качеству. Старается элегантно и со вкусом одеваться. Держится уверенно, со спокойным достоинством.

Склонен все устраивать так, как удобно ему, хотя и старается считаться с интересами других.

Иногда ему бывает интересно испытывать себя в сложных ситуациях, преодолевать трудности, что способствует его самоутверждению. Тем не менее, не любит лишнего риска и опрометчивости в поступках. Ему импонируют смелые, искренние, доброжелательные и открытые люди, вселяющие веру в успех и поднимающие ему настроение. Непредсказуемый и независимый по натуре партнер вызывает у него чувство любопытства и желание его удержать.

2. Логический подтип: Рационализатор.

Внешность: Логический подтип держится на дистанции, замкнут, порой резок и прямолинеен. Очень независим и горд, поступает так, как ему удобно. В разговоре колюч и ироничен, но становится приветливым и заинтересованным, если испытывает к собеседнику симпатию и уважение. Заметив, что обидел человека, сожалеет об этом, смягчается, превращает все в шутку или начинает извиняться, успокаивать. За внешней неприступностью скрывается ранимость и впечатлительность. Нетерпелив и подвижен, любит постоянные перемены и новые впечатления. Деятелен, работоспособен и очень заботлив. Не любит дискомфорта в любых проявлениях. Поэтому старается исправить все, отремонтировать и приспособить для удобства. Обязателен, надежен и пунктуален. Требователен к себе и другим. Ведет себя с холодным достоинством, но бывает и эмоциональным. Поведение непредсказуемо: неожиданные переходы от холодной созерцательности к активным действиям. Жесты импульсивные, решительные. Походка быстрая, размеренная.

Характер: Человек творческий, с практическим уклоном. Технологичен, рационален и сообразителен в делах. Не выносит шаблонов и примитивизма в способах работы. Ищет новые методы усовершенствования труда. Скептичен и недоверчив к новым идеям, настроен на быстрый, конкретный результат. Не может мириться со старыми подходами и рискует проверить нестандартные решения на практике.

Убедившись в эффективности новых способов, развивает и совершенствует их, проявляя находчивость и упорство. Умеет выжать из идеи все. Трудолюбив и энергичен, но не выносит напрасной траты времени и сил. Любит работать с полной отдачей, быстро и качественно, с высокой продуктивностью. Очень ценит комфорт и хорошие условия работы.

Это индивидуалист, которому трудно что-либо навязать. Предпочитает свои проблемы решать самостоятельно, имеющимися в его распоряжении средствами. Не любит просить о помощи или одалживать что-нибудь. Предпочитает иметь в своем распоряжении все необходимое, чтобы ни от кого не зависеть. Все, нужное для дела, приобретает заранее. Старается иметь весь инвентарь для рационального труда и полноценного активного отдыха.

Приспособления и инструменты для своей работы содержит в идеальном порядке, что позволяет экономить время в работе, когда они понадобятся. Очень переживает, если забудет положить что-то на место и потом приходится долго искать. Не любит бумажной волокиты и находит возможности сокращать ее до минимума. Всю документацию содержит в порядке, чтобы избежать в дальнейшем лишней траты времени.

Обычно достигает высокого мастерства в своем деле, но несколько неуверен в себе, склонен к сомнениям и колебаниям. Нуждается в моральных и материальных стимулах. Не демонстративен, но очень чувствителен к оценке своих способностей и обижается, если сделанное им не заметили и не похвалили. Вместе с тем не любит незаслуженных комплиментов. Уважает способных и талантливых людей; по возможности старается создавать все условия для развития их способностей.

Контрастен в своем поведении: то расслаблен и спокойно созерцателен, то активен и подвижен. Не может долго быть на одном месте или заниматься одним делом. Нетерпелив и не любит, когда долго развивают одну и ту же тему. Сам обычно молчалив и немногословен. Хорошо распределяет свои мероприятия: если есть время, не торопит событий, но, почувствовав, что пришла пора действовать, становится очень мобильным, подгоняя себя и других. Обычно укладывается в сроки, несмотря на то, что часто отвлекается на другие занятия. Очень расторопен в бытовых и хозяйственных вопросах. Охотно занимается физическим трудом, ремонтом вещей, помещения и техники. Многое умеет делать своими руками.

Стремится быть эрудированным в различных областях знаний. Очень любознателен, много читает. Имеет разносторонние интересы, легко обучается новому. Это хороший лектор, так как умеет просто и доходчиво объяснять сложные вещи. Не выносит критики и подсказок в вопросах, в которых считает себя компетентным. В разговоре убеждает логикой и фактами. Его трудно переубедить в споре. В том, что считает верным, настойчив до упрямства: не идет на компромиссы даже в самых критических ситуациях. Доказывая свою правоту, горячится, бывает импульсивен и несдержан.

Очень скрытен и недоверчив, не любит быть в центре внимания. Ему трудно вписаться в непривычное общество. Неохотно идет на контакт с незнакомыми людьми, предпочитает общаться с единомышленниками. Не приемлет фамильярности, умеет взглядом или жестом поставить человека на место. Обостренно чувствует недоброжелательность, наигранность и фальшь. Не может заставить себя общаться с нужными, но не симпатичными ему людьми. Поссорившись с кем-либо, мириться первым не идет, даже если осознает свою неправоту.

Если его не понимают, замыкается в себе, становится холодным, резким, неприступным. Не умеет устранять натянутость в общении, предпочитает уйти или отгородиться от собеседника стеной молчания. Отзывчив только на доброту и искренность. Не выносит лицемерия. Сам честен в отношениях, добросовестен, обязателен и пунктуален. На него всегда можно положиться: надежен в дружбе, любви и в делах. Охотно приходит на помощь по первому зову, сочувствует чужому горю. Однако может навсегда отвернуться от человека, который потерял его доверие и уважение.

Устает от однообразия и рутины, охотно путешествует, общение с природой его успокаивает. Новые занятия и увлечения поднимают его жизненный тонус и помогают преодолеть апатию. Любит спорт, азартен в соревнованиях. Не прочь испытать острые ощущения, но без риска для жизни и здоровья. Бережно и осторожно относится ко всему живому: людям, природе, животным, даже насекомым. Не играет ни своей, ни чужой жизнью. Не приемлет насилия и сам не умеет оказывать давления на других. Ему крайне трудно ударить кого-либо. Но он очень независим. Поэтому не всегда считается с интересами других, если они не совпадают с его собственными. Когда кто-то пытается ограничить его свободу, может даже пойти на разрыв отношений.

Тяжело переносит физический и душевный дискомфорт и старается сделать все возможное для его устранения. По этой же причине избегает вредных привычек. Внимательно следит за своим здоровьем и внешней формой. Ценит во всем красоту и гармонию, хотя внутреннее равновесие дается ему с трудом. Очень впечатлителен, склонен впадать в депрессию даже по незначительному поводу. Фаталист в душе, верит в неизбежность, не пытаясь насильно изменить ход событий. Ему часто не хватает решимости.

Мнителен и горд. Боясь проявить неуместные эмоции или показаться навязчивым, скрывает свои проблемы от посторонних, предпочитая переживать их в одиночестве. Ему трудно выразить свои чувства в словах, и он не любит их демонстрировать при посторонних. Старается говорить о любви в шутливой форме, рискуя быть неправильно понятым. Не сентиментален, проявления нежности даются ему с трудом. Свою любовь доказывает делами, а не словами. Очень внимателен, заботлив и предан. Если случаются недоразумения, не любит оправдываться. Чувствует себя внутренне одиноким, если рядом нет чуткого, тактичного человека, способного все понять без лишних слов и ободрить в периоды пессимизма и меланхолии.

Этот тип личности встречается довольно редко, и мы заметили, что по этой причине он дает наибольшее число ошибок при типировании не только у наших, но и у зарубежных специалистов. Чаще всего этот тип личности путают при тестировании с типом Лидера (по причине скрытности и недоверчивости последнего, ложно принимаемых за интроверсию), и Критика, который часто переоценивает свою практичность и считает себя реалистом из-за аналитического склада ума и развитой деловой логики), а также с другими типами.

Разработанная нами теория акцентов типов, описывающая визуальные и характерологические проявления относительного усиления любого из 12-и признаков типа в рамках каждого типа личности, а точнее – подтипа, поможет избежать многих ошибок при тестировании.

Новые статьи:

  • Мегедь В.В., Овчаров А.А., 1989-2002 г.г. Концепция энергообмена в модели «А» и построение двух основных вертикальных подтипов. Подтипная профорие…

    «>Концепция вертикальных подтипов

  • Совместимость подтипов
  • О создании авторской концепции вариативности типов личности
  • Подтипы: эмпирические портреты

Введение

В самом узком и прикладном смысле, соционика – это направление в психологии, изучающее отношения между психологическими типами. Она основывается на видоизменённой системе психологических типов, предложенной швейцарским психологом и психиатром Карлом Густавом Юнгом в серии работ под общим названием «Психологические типы» (1916, 1920 и др.) и в его же «Тэвистокских лекциях» (1935). Автором соционики является литовский социолог и экономист Аушра Аугустинавичюте (псевдоним – Аугуста).
Вам уже, наверное, известна ещё одна типология, основанная на юнговских типах – это типология Майерс и Бриггс (далее – ТМБ), известная также как «типоведение» (Typewatching ®). Основной данной типологии является опросник «Индикатор типов Майерс и Бриггс» (MBTI ®). Данная система хорошо известна в США, а в последнее время получает распространение и в странах Европы.

Нередко ТМБ путают с соционикой, хотя между ними есть ряд ключевых различий. Вкратце они состоят в следующем:

  1. Различные методы определения типов. ТМБ почти полностью полагается на опросники, в то время как соционика с самого начала основывалась на альтернативных методах – определение типа путём интервью, наблюдения и др. Словесное тестирование (опросники) считается в соционике вспомогательным, а не основным методом, поскольку ничего не говорит о природе соционических типов. Это не значит, что тесты в соционике неизвестны. В частности, нами, авторами курса, разработан соционический многофакторный опросник (известен под сокращённым наименованием МТ), который мы рассмотрим ниже. В последние годы в соционике поднимается проблема биологических параметров типов.
  2. Различия в терминологии и/или её содержании. Согласно ТМБ, тип определяется как 4 основных выбора (choices) : экстраверсия (E) или интроверсия (I), сенсорика (S) или интуиция (N), мышление (T) или чувство (F), суждение (J) или восприятие (P). В соционике используются термины логика/этика вместо мышления/чувства, и рациональность/иррациональность – вместо суждения/восприятия. Некоторые различия есть и в понимании данных терминов. Различия существуют также и в ряде других ключевых терминов – таких, как психические функции и их содержание, модель типа и др.
  3. Интертипные отношения. Хотя некоторые сторонники ТМБ и высказывали свои соображения о совместимости между майерс-бриггсовскими типами, в данной типологии не существует подробной, а тем более признанной большинством сторонников ТМБ теории интертипных отношений. Напротив, соционика с самого начала создавалась как теория, описывающая и объясняющая некоторые закономерности отношений между людьми через их типы.

С другой стороны, между соционикой и ТМБ есть и много общего. К примеру, общими являются основные сферы их практического применения: семейное консультирование, бизнес-консультирование, коучинг, сфера образования и др. Когда в бывшем СССР появились первые публикации с упоминанием ТМБ (очень краткий обзорный материал был опубликован в 1984 г., и затем лишь через десять лет были переведены несколько популярных книг), соционики обнаружили в них немало интересного для себя. Мы верим, что плодотворное сотрудничество между двумя направлениями юнговской типологии вполне возможно; нельзя игнорировать разногласия, но мы уверены, что их можно разрешить.

Происхождение типологии К.Г.Юнга

Даже тем, кто никогда не слышал о Юнге, известны термины «экстраверт» и «интроверт». Проблема, однако, в том, что Юнг в течение многих лет дорабатывал и переосмысливал содержание данных терминов, представления о природе данных явлений. Единственное, в чём он был уверен с самого начала – что различие между экстравертами и интровертами (если точнее – между людьми с экстравертированной или интровертированной установкой) тесно связаны с предрасположенностью различных людей к различным психическим заболеваниям.

В основу типологии были положены несколько принципов.

1. Юнг изучал, как правило, душевно нездоровых людей – ведь он был в первую очередь психиатром. Однако из своей практики он вынес убеждение, что даже психически вполне здоровые люди имеют предрасположенность к определённым душевным заболеваниям, причём разные люди – к разным заболеваниям. В частности, интроверсию он изначально рассматривал как склонность к шизофрении. Следует обратить внимание на то, что сама по себе предрасположенность ещё вовсе не означает заболевания – она может «дремать» в психике да так и не проснуться; чтобы её пробудить, нужны определённые стимулы.

2. Критерии типов не являются «объективно положительными» или «объективно отрицательными». Практически любое человеческое качество можно описать как в положительных, так и в отрицательных красках.

3. Существуют взаимоисключающие параметры психики: развитие одного из них возможно только за счёт ослабления другого. Вопрос о том, можно ли не принадлежать ни к одному из полюсов, Юнг оставлял открытым, хотя примеры дискретных признаков, для которых промежуточные варианты невозможны или ненормальны, в природе известны (например, пол).

Изначально Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию именно как такую пару взаимоисключающих характеристик. Однако его первоначальное определение данного критерия было уж чересчур расплывчатым: как направленность психики на “внешний мир” (экстраверсия) или на “внутренний мир” (интроверсия). Поначалу Юнг даже пытался уместить в этих двух терминах всё многообразие человеческих различий. Например, вначале он считал интровертов «мыслителями», а экстравертов «чувствующими». Позднее, однако, он продолжил выделять другие пары взаимно вытесняющих психологических качеств. В результате в 1920 г. он опубликовал свою фундаментальную работу под названием «Психологические типы», в которой он переосмыслил экстраверсию и интроверсию. Теперь он рассматривал их не как типы, а как установки 4 психологических типов. Два типа (Мыслящие и Чувствующие) он назвал Рациональными (Судящими, Оценивающими), а ещё два (Сенсорные и Интуитивные) он назвал Иррациональными (Воспринимающими). Каждый из этих типов, в свою очередь, мог быть экстравертированным или интровертированным.

Таким образом, в этой работе речь шла о 8 типах и, соответственно, 8 психических функциях, которые доминировали в психике данных типов:

  • экстравертная и интровертная интуиция,
  • экстравертная и интровертная сенсорика (ощущение),
  • экстравертное и интровертное мышление,
  • экстравертное и интровертное чувство.

В последующие 15 лет Юнг дополнил и усовершенствовал свою типологию. Он заметил, что у иррациональных типов можно наблюдать некоторые рациональные свойства, и наоборот. Поэтому он предложил считать, что у каждого рационального (мыслящего или чувствующего) типа, помимо доминантной рациональной (мыслящей или чуствующей) психической функции, есть также вспомогательная, менее «сильная», или «менее дифференцированная» вторичная функция (сенсорная или интуитивная), и наоборот. Отсюда следовал вывод, что типы в его типологии можно было анализировать с точки зрения двухполюсных критериев (дихотомий), которые и представляли собой базис его типологии. В «Тэвистокских лекциях» описаны 4 критерия психологических типов:

  • рациональность (суждение, J) или иррациональность (восприятие, P)
  • мышление (T) или чувство (F);
  • сенсорика (ощущение) (S) или интуиция (N);
  • экстраверсия (E) или интроверсия (I).

Прим. Буквенные символы – J/P, T/F и т.д. – изобрёл не Юнг, они были предложены Изабел Б. Майерс и используются в ТМБ. Менее известны другие системы обозначений – так, в тесте Грея – Уилрайтов интуиция обозначается как U.

На основе данных двоичных критериев можно образовать систему из 2 x 2 x 2 x 2 = 16 типов. Обратите внимание, что у Юнга (в отличие от его последователей) данные критерии были неравноправны и играли в принципе различную роль. Так, например, если Юнг писал о «сенсорном» типе, то он имел в виду только и исключительно тип с доминантной сенсорной функций, но не с вспомогательной. Кроме того, Юнг писал не об «экстравертах» или «интровертах», но о типах, у которых доминантная функция имеет экстравертную и интровертную установку.

В то же время, практика применения типологии Юнгом и его учениками была далека от теоретической строгости, и в этой практике уже были посеяны семена противоречий между «функциональным» и «признаковым» подходами, которые в дальнейшем проявились в типологии Майерс и Бриггс (ТМБ) и отчасти в соционике. Например, о типируемом могли говорить «интуитивный интроверт с вспомогательным чувством, или же чувствующий интроверт с вспомогательной интуицией» – такой подход не имел смысла с точки зрения теории, изложенной в «Психологических типах», но имел смысл с точки зрения разбивки типа на отдельные составляющие признаки.

В последующие годы Юнг очень редко обращался к своей теории типов в новых работах и письмах. Как видно из его «Тэвистокских лекций», Юнг прекрасно осознавал, что его определения данных 4-х дихотомий были расплывчатыми и в принципе допускали множественность толкований. Более того, в его время просто не было возможности улучшить, уточнить эти определения! А невозможно это было по причине тогда ещё недостаточного знания о человеческой природе, о природе многих функций высшей нервной деятельности. Отсюда и негативное отношение Юнга к тем, кто хотел популяризовать и распространить его типологию, а тем более – создать на её основе тесты – Юнг считал это преждевременным.

О своей типологии Юнг оставил ряд важных высказываний.

1. Хотя «типные» характеристики хорошо проявлялись в сознании, Юнг не считал типы лишь сознательно наработанными моделями поведения. Сознательные проявления типа компенсировались бессознательными проявлениями, которые человек контролировать не мог. Юнг не считал сознание проявлением свободной воли – напротив, сознание человека во многом предопределялось его доминантной функцией. Однако, по мнению Юнга, продукты доминирующей психической функции человека с большей частотой воплощаются в его поступках, высказываниях, решениях и т.п.

2. По-видимому, Юнг полагал, что типы являются врождёнными и относительно устойчивыми, поскольку писал о «естественной предрасположенности» человека к тому или иному типу (например, интровертному), и «неестественной» для него маске другого типа (в данном случае – экстравертного). На примере своих пациентов Юнг утверждал, что если человек играет «не естественную» для него роль другого типа, это неизбежно приводит к неврозам. Вместе с тем, однако, Юнг полагал, что чрезмерное развитие только лишь доминантной функции в ущерб всем прочим также ненормально.

3. В «Психологических типах» имеется зародыш гипотезы об интертипных отношениях. В частности, Юнг пишет об «особом обаянии» так называемой подчинённой функции, которая компенсирует доминантную (например, для человека с доминирующей экстравертной интуицией подчинённой функцией будет интровертная сенсорика).

4. В этой же работе, а также в «Тэвистокских лекциях» имеется набросок функциональной модели типа, описывающей соотношение (баланс) различных функций в психике. Увы, это был именно набросок, поскольку различные последователи истолковывали его модель по-своему. Модель состояла из 4 функций:

1) доминантная,

2) вспомогательная (если 1-я – мышление или чувство, то 2-я – сенсорика или интуиция, и наоборот)

3) третичная (о ней Юнг почти ничего не писал, считал почти равной 2-й; теоретически – компенсирует 2-ю),

4) подчинённая (компенсирует 1-ю, доминантную).

Пример для типа «интуитивный экстраверт с вспомогательным мышлением»:

1) доминантная: экстравертная интуиция

2) вспомогательная: интровертное (?) мышление

3) третичная: экстравертное (?) чувство

4) подчинённая: интровертная сенсорика.

Примечания к таблице. В работах Юнга «вертность» имеют только 1-я и 4-я функции. «Вертность» 2-й и 3-й функции появляется только в работах его последователей, причём почему-то 2-ю функцию они единогласно считают имеющей иную «вертность», чем 1-я, а по поводу «вертности» 3-й между ними существуют разногласия. По-видимому, для Юнга «вертность» 2-й и 3-й функций не имела особого значения.

Обратите внимание, что модель не лишена логических огрехов. Например, куда деваются в таком случае ещё 4 функции – ведь всего их 8?

К какому же типу относился сам Юнг? По мнению некоторых юнгианцев (М.Л. фон Франц, Дж. Хиллман) – к интуитивному, интровертированному, мыслящему типу (по поводу того, что было доминирующим – интуиция или мышление, высказывались противоречивые точки зрения). Прямо об этом Юнг нигде не писал.

Следует ещё отметить, что термины «экстраверт» и «интроверт» получили популярность и зажили самостоятельной жизнью. Например, в популярной у психиатров классификации акцентуированных (т.е. психически ненормальных) типов К.Леонгарда эти термины используются в смысле, близком очень ранним работам Юнга (интроверт – мыслящий, упрямый, самоуверенный, педантичный, подозрительный; экстраверт – чувствительный, безвольный, внушаемый, поверхностный, доверчивый). В типологии психически нормальных людей Г.Ю.Айзенка эти термины по содержанию отождествляются с «общительностью» и «замкнутостью». По поводу того, что думал об этих терминах сам Юнг, мы отсылаем читателя к обзорной статье Ельяшевича и Лытова, а в данной работе мы ещё не раз будем к ним возвращаться.

Литература к разделу

  1. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм (1982) // СМиПЛ, 1995, № 2, повторно: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 25 – 32.
  2. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека (1983) // СМиПЛ, 1996, № 1-3; также под названием «Дуальная природа человека» работа опубликована в: Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. – СПб., Terra Fantastica, 1998, с. 103 – 193.
  3. Ельяшевич А.М., Лытов Д.А. Эволюция взглядов Юнга на типологию – 2004 // 1) (старая версия статьи) в сборнике «Знак, символ, архетип», СПБ., 2004, с. 212 – 237; 2) «Соционика, ментология и психология личности», 2005, № 3; 3) (новая, переработанная версия) «Психология в вузе», 2006, № 1, с. 98 – 126.
  4. Кречмер Э. Строение тела и характер – М., Л., 1924.
  5. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – Петроград, 1921. – (прочесть фрагмент).
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности – К., «Вища школа», 1981. – 390 с.
  7. Филиппов Л. Комментарии (к «соционике» А.Аугустинавичюте) // Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. Сост. Л. Филиппов. – СПб: Terra Fantastica, 1998. – с. 423 – 439.
  8. Юнг К. Г. Психологические типы. Глава Х. 1920.
  9. Юнг К. Г. Тавистокские лекции. 1935.

Новые статьи:

  • Типоведение: книги О.Крегер и Дж.М.Тьюсон
  • Разными путями к одной цели. Сопоставление соционики с американской теорией типа
  • Соционика и типоведение: экстравертный и интровертный пути развития теории К.Г.Юнга

Старые статьи:

«>Зарубежная типология Юнга сегодня: неизвестное об известном

  • Какой тип – подходящий? Типология личности в семейном консультировании
  • Выдвинута и подробно рассмотрена гипотеза о месте локализации в коре головного мозга психологических функций, или соционических функций информационн…

    «>Физиологическая основа для аналитической психологии К.Г. Юнга и соционики А. Аугустинавичюте

  • Психологические типы: итоги 32- летних исследований
  • Развитие соционики на Западе
  • Мама отравила нашего гостя! (фрагменты из книги)
  • Статья впервые опубликована в киевском журнале «Соционика, ментология и психология личности», 2003, № 3. В газете статья помещена с …

    «>Соционика и MBTI: коллеги или конкуренты?

  • Еще раз о Майерс-Бриггсовском определителе типов Юнга
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]