Лидерство, построенное на харизме — не редкость. История знает множество подобных примеров. Вооружившись своим особым умением воздействовать на других, независимостью и притягивающими к себе взгляд чертами, выходит в массы харизматический лидер. Черты его особого характера всегда видны с самого детства, и вовремя обратив на них внимание, можно направить человека в правильное русло.
Понятие
Харизматическое лидерство является особой формой исключительного и одаренного влияния на других людей при помощи своей личной привлекательности. С красивой внешностью эта привлекательность редко имеет что-то общее. Харизматический лидер может иметь слишком низкий рост, большой нос или даже быть горбатым. Но даже при всем этом он привлекает людей, чем-то особенным, тем, чего нет ни в ком другом, это и есть та самая харизма, о которой мы говорим. Благодаря ей он получает всеобщую поддержку и признание.
Качества харизматического лидера
В погоне за лидерством люди нередко прибегают к мыслям открыть в себе задатки харизмы. Тогда же и возникает вопрос о том, какие харизматический лидер черты имеет.
Во-первых, это полная уверенность в том, что он говорит и думает. Суждения его могут быть абсурдны, неверны, но он искренне верит в них, что и заставляет верить в них же и всех вокруг. Такие люди говорят уверенно даже о том, что земля на самом деле плоская.
Во-вторых, это виденье перспектив. Там, где другие не видят возможности реализоваться или одержать победу, харизматический лидер видит. Без этого виденья не было бы множества военных побег. Яркий пример тому, Наполеон Бонапарт, он четко понимал, когда и на кого нападать. Но уверенность в его безграничной силе в итоге привела его к поражению.
В-третьих, это умение увлечь своими идеями остальных. Для этих целей лидеры используют ораторское искусство, убеждение и разъяснения. После этого многие и вовсе начинают принимать идеи такого лидера за свои собственные.
В-четвертых, это преданность своему делу и идее. Такие люди не бегут, даже когда корабль тонет. Они не боятся рисковать, а даже если в итоге корабль уйдет в морскую пучину, всю ответственность они, как лидеры, возьмут исключительно на себя.
В-пятых, это нестандартное поведение. Иногда они ведут себя так, как запрещают общественные нормы. Они реформаторы, первооткрыватели. Среди таких лидеров можно выделить знаменитую женщину-модельера Коко Шанель. Когда все вокруг носили пышные платья и утягивали себя в неудобные корсеты, она не побоялась одеться, как мужчина. Над ней смеялись, ей пророчили провал, но вместо него, она обрела успех, популярность и вечную славу.
В-шестых, это способность заряжать энергией. Не важно, позитивная она или негативная, они излучают ее, питают ею все вокруг. Находясь рядом с тем или иным человеком, порой ощущаешь, что он действительно помогает взбодриться одним только своим присутствием. Это яркий признак наличия у человека харизмы.
Помимо этого, у таких личностей нередко отмечают особую завораживающую внешность. Она может не отвечать эталонам красоты этого времени, но признается всеми безукоризненно. В каком-то смысле они актеры, умеющие развеселить публику, а когда надо, даже заставить заплакать. Не обладай они этими навыками, они были бы лишь очередной серой единицей общества.
Психологические типы лидеров
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.
Социальные психологи (Р. Зиллер и др.) разработали следующую психологическую типологию личности лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я – концепции:
1) Аполитичные лидеры — это деятели с высокой самооценкой и высокой сложностью Я — концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я — концепции.
2) Лидеры — прагматики. Это лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я — концепции, способные прислушиваться к мнениям других людей и модифицировать свое поведение на основе обратной связи.
3) Лидеры-идеологи. Лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я — концепции, слабо реагирующие или не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна («упертые»).
4) Недетерминированные лидеры — это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я — концепции, интенсивно реагирующие на узкий круг социальных стимулов.[16]
Широко известен и активно используется в психологической практике подход Д. Кейрсич пониманию психологических типов. Основываясь на знании особенностей темперамента, он выделяет следующие четыре типа лидера:
1) Интуитивно-эмоциональный тип
Его основной, чертой является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. Это самый демократичный из лидеров. Он внимателен к личным проблемам и интересам сотрудников и занимается прежде всего решением этих проблем, реализацией потенциала каждого члена команды, а уж потом думает о документации и архитектуре системы. В возглавляемой им организации — атмосфера свободы, самостоятельности и инициативы, которую он постоянно культивирует и поддерживает. Он гибок в общении, перевоплощении и преуспевает в создании атмосферы взаимопонимания. Он оптимист по природе, неутомим в стремлении развивать и совершенствовать способности своих сотрудников, умеет отмечать лучшие стороны их профессиональных и личностных качеств, оценивать их по заслугам. Вместе с тем он очень чувствителен к непониманию, болезненно реагирует на отсутствие обратной связи, бывает по этому поводу обескуражен и расстроен. Он не в состоянии понять, почему «слишком свободные» или недисциплинированные его сотрудники надлежащим образом не исполняют своих обязанностей. Негативные отзывы о работе всей системы он принимает на свой счет, что приводит его к разочарованию и ощущению дезинтеграции. Его сила — в способности убеждать и сотрудничать. Его слабость — в чрезмерном личностном подходе к проблемам и порой в нежелании идти навстречу.
2) Интуитивно-логический тип
Этому лидеру свойственно стремление разрабатывать концепции развития руководимой им организации: набрасывать основные положения проекта, составлять идейный скелет предстоящей программы действий, проявлять изобретательность в области интеллектуального творчества и прогнозировать эффективное использование ресурсов. Все это доставляет ему огромное удовольствие. Сложности его не пугают, он всегда готов отстаивать верность принципов своей системы против оппонентов любого ранга. Он обладает способностью планировать будущее своей организации (но не вдаваясь в ненужные ему детали) и движется вперед так быстро, что за ним буквально не успевают его последователи. Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок вещей, отказ от рутины и опора на собственные интеллектуальные способности — вот гарантия его успеха.
Вместе с тем он не способен и принципиально не желает общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми. Он недостаточно внимателен к чувствам окружающих и чрезмерно погружен в работу. Не способен расслабляться. Быстро теряет интерес к уже созданному в концептуальном плане проекту и меньше всего желает тратить свое время на претворение его в жизнь. Его сила — в умении рассуждать логически и стратегически. Его слабость — представлять вещи сложнее, чем они есть на самом деле, а также нетерпимо относиться к некомпетентности. Он не боится остаться «один против толпы».
3) Сенсорно-решающий тип
Исключительно жесткий и надежный партнер. Его слово — закон, и все действия будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности. Он способен учесть многочисленные существенные подробности и детали операции или технологии, крайне серьезно относится к сохранению материальных ресурсов, а также традиций и обычаев, заведенных в его системе. Устоявшийся за многие годы проверенный порядок на предприятии представляет для него самостоятельную ценность, особенно в сравнении с сомнительными и всегда рискованными перспективами изменений и реформ. Он гарант стабильности предприятия. Он прекрасно вписывается в деятельность силовых структур, систему образования и медицины, производство, сферу услуг.
Этот тип лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации, когда каждое вводимое новшество будет наталкиваться на его жесткое сопротивление. Его преимущество — в сильном чувстве ответственности. Его слабость — в жесткости и узком взгляде на выполнение правил и инструкций.
4) Сенсорно-воспринимающий тип
Наиболее яркая черта этого типа лидера — способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас». Такой лидер незаменим в ситуации, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения; в момент риска и опасности, когда успех предприятия висит на волоске и все зависит от безупречной точности действий; в атмосфере усложнившихся межличностных отношений, мешающих эффективно работать. Лишенные сентиментального романтизма, практичные, здравомыслящие лидеры такого типа ориентируются на критерий целесообразности и доверяют только собственным импульсам, Области, где они прекрасно реализуют свои способности, — силовые структуры, профессиональный спорт, поисково-спасательные службы.
Вместе с тем рутинная обыденная деятельность — не для них, пунктуальное следование детально проработанному плану — не их амплуа. Они могут быть невнимательны к букве закона, неважно, к чему этот закон относится — к природе или социуму. Будучи немногословными, ориентированными на четкие действия, они не вникают в сложную и нередко противоречивую область духовной жизни своих последователей — у них просто нет на это времени. Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко.[17]
Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими. Таким образом, К. Левин (1938 г.) выделял три стиля лидерства:
• авторитарный – характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
• либеральный – отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий;
• демократический – опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения.
Можно видеть, что демократичный лидер исходит из представлений о мотивированности людей потребностями более высокого уровня — в социальном взаимодействии, в успехе, в самовыражении. Он старается создать такую ситуацию, при которой люди могли бы самоактуализировать себя, а работа как таковая являлась бы для них мотиватором, т.е. обеспечить внутреннюю мотивацию деятельности.
Различия трех стилей проявляются во всех основных компонентах организации управленческой деятельности.
К. Левин показал, что авторитарное руководство приводит, как правило, к выполнению большего объема работ, чем демократическое. При этом, однако, уменьшается мотивация, снижается качество и особенно — оригинальность исполнения; возникает напряженность и агрессивные формы поведения (как между руководителем и исполнителями, так и между самими исполнителями). При либеральном руководстве значительно снижается и объем, и качество работы по сравнению с демократическим. Исполнители сами, как правило, начинают выражать неудовлетворенность таким стилем.[18]
Таким образом, Исследование К. Левина дало основу для поисков стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей. [19]
Заключение
Вопросы лидерства занимают важное место в современной психологии. Большое количество исследований и публикаций посвящено этой теме.
Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров. Ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения[20]
В тоже время, всем известно, что человек, желающий стать лидером, может приобрести все необходимые качества для достижения успеха. Личность, обладающая лидерскими качествами, приобретает в обществе и в профессиональной сфере авторитет.
Основные проблемы, с которыми может столкнуться лидер в процессе работы — это утверждение и развитие определенного типа организационной культуры, формирование рабочих групп и управление ими, проблемы коммуникабельности из-за большого различия в уровнях интеллектуального и творческого развития, управление конфликтами, развитие партнерских отношений, своевременное реагирование на изменения внешней среды.
Эффективным является управление, связанное со способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (с ориентацией на новые достижения) и с разумным использованием ресурсов организации в случае решения насущных проблем.
Менеджмент обеспечивает эффективное функционирование организации без учета отношений лидерства. Однако в случае нестабильной ситуации, которая требует от компании постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми запросами, эффективность организационной деятельности напрямую зависит от потенциала лидерства.
Психология лидерства — одна из самых актуальных дисциплин психологии, к которой обращаются современные исследователи.
[1] Шалагинова, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007. – С.5
[2] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С. 548
[3] Мокшанцев, Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 162
4 Шалагинова, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007. – С. 12
[5] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 164
[6] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 166
[7] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С. 567
[8] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С. 470
[9] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С.166-168
[10] Мокшанцев Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 169-171
[11] Морозов, А. В. Деловая психология: учебник/ А.В. Морозов.- СПб Союз, 2007.- С.548
[12] Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе/ В. А. Хащенко [и др.].- Дубна: Феникс, 2006.- С. 49
[13] Кравченко, А.И.Социология управления: фундаментальныйкурс: учеб. пособие/ А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. —М.: Академический Проект, 2005. – С. 530
[14] Кравченко, А.И.Социология управления: фундаментальныйкурс: учеб. пособие/ А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. —М.: Академический Проект, 2005. – С. 559
[15] Мокшанцев, Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. – С. 175-177
[16] https://azps.ru/polpsy/lib/image.html
[17] Мокшанцев, Р. Социальная психология : учеб. пособие/ Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. — С. 178-179
[18] Карпов, А.В.Психология менеджмента: учеб. пособие/ А. В. Карпов. — М.: Гардарики,
2005. – С. 509
[19] Захарова, Т.И.
Организационное поведение: учебно-методический комплекс/ Т. И.. Захарова – М.: центр ЕАОИ, 2008. – С. 148
[20] Захарова Т.И.
Организационное поведение: учебно-методический комплекс/ Т. И.. Захарова – М.: центр ЕАОИ, 2008. – с.138
⇐ Предыдущая3
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Типы харизматических лидеров
Всех лидеров условно можно разделить на несколько типов:
- Лидер-исполнитель. Он не приносит в массы какую-то идею и не доказывает свою правоту. Он берется за выполнение уже заданных программ и успешно с этим справляется. Это и обеспечивает ему такое признание общества.
- Лидер-вдохновитель. Тут речь идет уже об идее. Он предлагает массам новую программу поведения, которую лично разработал. Благодаря своему умению убеждать он получает то, чего хочет.
- Лидер-авторитет. Массы он берет при помощи всеобщего уважения. Люди находят в нем то, что заслуживает этого самого уважения, и следуют за ним. При этом сам он может быть как исполнителем, так и вдохновителем.
Типы лидерства (психоаналитический подход).
Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства:
«Соверен», или «патриархальный повелитель».
Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
«Вожак».
В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Его выдвигают на основе любви и почитают.
«Тиран».
Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются ему.
«Организатор».
Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
«Соблазнитель».
Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.
«Герой».
Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.
«Дурной пример».
Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
«Кумир».
Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.
«Изгой».
«Козел отпущения».
Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.
Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.
«Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».
С «деловым лидером» (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Наилучшим лидером будет руководитель, сочетающий все три компонента.
Теории лидерства.
Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека:
· поведенческий,
· ситуационный подходы.
Поведенческий подход.
Обосновывает лидерство с позиции поведения человека в зависимости от его личностных качеств.
Концепция физических качеств.
Объяснение лидерских качеств обладанием высокого роста, веса, физической силы и т.д. не подтвердилось. Наоборот, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.
Концепция интеллигентности.
Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:
· интеллигентность в вербальном и символическом плане;
· инициативность, способность направлять активность, желания в новом направлении;
· уверенность в себе – благоприятная самооценка;
· привязанность к сотрудникам;
· решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
· зрелость;
· мотивационные способности, т.е. способность мотивировать людей на выполнение управленческого решения.
Ситуационный подход.
Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный, деловой лидер и т.п.
Доверие к лидеру — это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутренне согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками.
Стили управления
Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.
Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства:
1. руководитель принимает решение сам и его объявляет;
2. руководитель предлагает решение сотрудникам;
3. руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;
4. руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;
5. руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение;
6. руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение;
7. руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.
На основе континуума, где одна крайность – руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность – руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.
Система 1 | Система 2 | Система 3 | Система 4 |
Эксплуататор-скоавторитарная | Благосклонно-авторитарная | Консультативно демократическая | Основана на участии в управлении подчиненных |
Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):
· авторитарный (директивный),
· демократический (коллегиальный),
· либерально-анархический (попустительский).
Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную:
· непоследовательный стиль – непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому;
· ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива);
· «управленческая матрица» (Р.Блейк, Д.Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: «либерал», «организатор», «манипулятор», «пессимист», «диктатор»;
· в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) – 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический.
Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.
Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора:
· отношения между руководителем и подчиненными,
· объем законной власти,
· структура групповой задачи.
Теория Митчел-Хауса: «путь-цель» выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.
Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений.
Характерная модель правления
Особого внимания заслуживают харизматические политические лидеры. Словно по классике жанра, харизма ведет людей к власти, и в итоге они становятся правителями. Но тут уместнее сказать о том, что многие правители имеют харизму, но не все. Истории известны правители, которые не только не получили уважения и признания, но даже и не оставили после себя хотя бы какой-то памяти.
Предположим, что государство Z возглавляет харизматический лидер. Такое государство всегда сплоченное. При этом правитель не прибегает к военной силе и своему положению. Народ идет за ним сам, добровольно. Для такой страны характерно будет то, что население её не устраивает революций, протестов, не мигрирует в другие государства.
Александр Македонский
Александр Македонский, великий царь и полководец, родившийся в 356 году — самый настоящий харизматический лидер. Сложно сказать, что именно сделало его харизму такой вдохновляющей, то, что было дано ему еще от рождения, или же учеба у таких великих учителей, как Лисимах и Аристотель. В 16-летнем возрасте он уже взошел на престол и, несмотря на юный возраст, быстро заслужил уважение народа и своих воинов. Как полководец, он завоевал почти всю Малую Азию и даже Египет, где и основан Александрию.
Иосиф Сталин
Харизматический лидер Советского Союза при всей своей суровости, жесткости и вспыльчивости смог возвести свое правление в ранг настоящего культа. Ум его, наряду с манерами, восхищал всех вокруг настолько, что мало кто хотел бунтовать против его безжалостных расстрелов. Власть свою он получил, не взойдя на важную государственную должность, он получил ее благодаря авторитету, которым пользовался у народа.
Общие черты
Говоря о лидерах, неосознанно возникает образ решительного, успешного, уверенного человека, причем, не обязательно занимающего руководящую должность. Он вызывает уважение окружающих и желание следовать за ним. Некоторые люди с самого раннего возраста являются лидерами (например, в детском саду или школе), другие – становятся лидерами чуть позже, а есть и такие, которые за всю жизнь лидерами стать не могут.
Всех этих людей отличает наличие у них лидерских качеств, которые могут быть врожденными (как в первом примере) или приобретенными (как во втором примере). Лидерские качества – это способности из различных жизненных сфер, а также знания, умения, которые позволяют их обладателю собирать вокруг себя людей, создавать из них команду и эффективно ею управлять.
Адольф Гитлер
Гитлер, в противовес Сталину, имел свою харизму, и пополнил копилку, именуемую «не самые лучшие примеры харизматических лидеров». Но, тем не менее, он сумел так далеко зайти в реализации своих амбиций, что получил в награду целую нацию помощников, последователей и марионеток. Секрет его успеха в том, что он свято верил в идею своих сверхчеловеческих лидерских способностей.
Можно ли взрастить харизму?
Многие наивно полагают, что харизматическими лидерами рождаются. На самом же деле многие из таких людей в детстве имели плохую дикцию, терпели насмешки со стороны сверстников. Никто и подумать не мог, как из некогда тихих и совершенно серых людей могут в итоге получиться люди, ослепляющие всех вокруг. Способствует этому неблагоприятная среда или просто желание раз и навсегда изменить свою жизнь. Если вы как раз из таких, возьмите на вооружение несколько советов:
- Никогда не слушайте мнение других людей. Нельзя ничего добиться, если слушать, как кто-то кричит в спину, что у вас ничего не получится. Ставьте цели и идите к ним, пусть даже никто в вас не верит. Но при этом не стоит перегибать палку и становиться вместо лидера «бараном».
- Не бойтесь терпеть поражения. Их терпели даже самые известные победители. Поражение — это лишь опыт, и не более того.
- Не стойте на месте, постоянно развивайтесь. Мозг должен всегда находиться в движении. Занимайтесь изучением иностранных языков, живописью, историей, химией.
- Помогайте людям. Всеобщее уважение зарабатывают именно так. Но все должно идти от доброго сердца, а не из корыстных побуждений.
Подробности
Эти качества условно можно разделить на три группы
- Личностные – связанные с личностью человека, которые его характеризуют. К ним можно отнести:
- инициативность,
- уверенность в себе,
- рискованность,
- ответственность,
- честность.
- Организационные (управленческие) – отражающие умение человека собрать команду и повести ее за собой.
Ими являются:
- дипломатичность,
- готовность поддержать,
- гибкость,
- умение создать слаженный коллектив.
- Социальные (психологические) – отражают умение человека строить отношения внутри своей команды:
- коммуникабельность,
- отстаивание общих интересов,
- справедливость.
Авторитарный и харизматический
Рассмотрим самые распространенные типы лидерства по отношению к коллективу: авторитарный и харизматический.
- Авторитарный тип предполагает сосредоточение власти в руках одного человека, который единолично ставит цели и определяет способы их достижения. Такой лидер никому не доверяет и контролирует все самостоятельно. Большое внимание он уделяет инструктированию с указанием, как и когда нужно что-то делать. Авторитарные личности ни к кому не прислушиваются, требуют абсолютного подчинения, поэтому их действия полностью подавляют инициативу окружающих.
Авторитарный стиль руководства предполагает мотивирование сотрудников через принуждения и приказы. При этом основным инструментом воздействия являются угроза наказания и чувство страха. Довольно часто такого лидера в коллективе не любят. Свою должность они получают назначением, а авторитет зарабатывают в процессе своей работы.
- Харизматический лидер понимает силу его влияния на окружающих – он всегда уверен в своих силах и знает, что его поддержат в любой ситуации. В психологии слово «харизма» подразумевает способность, особый дар, позволяющий человеку воздействовать на других людей. Люди, наделенные этим даром, вызывают доверие и даже преклонение перед своей персоной; в них не видят недостатков. Такие личности заряжают своей энергией окружающих. Наиболее яркими качествами харизматического лидера являются:
— уверенность в себе,
— высокая самооценка,
— активная жизненная позиция,
— готовность к риску,
— неординарное поведение.
Лидеры харизматического типа нуждаются во власти и внимании к своей персоне, они слишком сосредоточены на своей личности и на своем «Я». При этом, такие люди могут принимать неординарные способы решения различных вопросов.
Выделяют два направления харизматического лидерства:
— внутреннее – развитие личных качеств, притягивающих внимание окружающих (например, создание образа),
— внешнее – построение связей с окружающими.
Считается, что проявляется истинная харизматичность в способности ощущать потребности людей, вести их к прогрессу, корректировать линию поведения. Причем, такой человек может не только помочь окружающим, но и наоборот, навредить. В нашей истории имеются примеры, когда харизматичный лидер превращается в диктатора.
Исходя из целей, которыми руководствуется лидер, и его модели поведения, он может быть светлым или темным. Среди известных личностей яркими представителями являются Адольф Гитлер, Наполеон Бонапарт, Коко Шанель, Фидель Кастро, Муссолини.