Каковы основные принципы психологии, как науки?

Невозможно представить себе социальный механизм без принципов общения, на которых базируются определенные нормы, закономерности и правила. Если их не соблюдать, то все взаимодействие людей сведется к удовлетворению личных потребностей, что является безусловной деградацией общества. В этой статье подробно рассматриваются некоторые нюансы взаимоотношений между людьми.

Этика

Этические принципы общения можно определить культурой речи. По предписаниям данного понятия выдвигаются нравственные нормы, правилами оцениваются поведенческие манеры в конкретных ситуациях и различные формулы учтивости и вежливости. Человек, соблюдающий основные принципы общения, но нарушающий его этические нормы, зачастую обманчив и лицемерен. Высокоморальное поведение личности, которая не пользуется в своей жизни базовыми правилами приличия, никогда не вызовет доверия у окружающих.

Можно сделать вывод, что такие понятия, как этика общения и соблюдение хорошего тона, стоит изучать в совокупности. Самые распространенные принципы этикета и нормы морали зачастую идут бок о бок с конкретными алгоритмами ведения диалога: приветствием и прощанием, просьбой и благодарностью и т.д. В отличие от речевого этикета, используемого повсеместно (поздравление, благодарность, приветствие, сочувствие), о принципах и нормах приличия мы вспоминаем гораздо реже.

Этические принципы общения

ПринципобщенияСущность понятия
Принцип вежливости*Основной этический принцип, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе; предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета
Принцип кооперацииТребует установки на эффективное сотрудничество, для чего каждый из его участников должен внести свой вклад
Принцип паритетностиПредполагает равенство участников речевого взаимодействия и исключает доминирование одного из них. Даже при различии в социальном статусе, поле, возрасте и т. д. участники речевого взаимодействия должны взаимно уважать друг друга
Принцип правдивостиТребует неискаженной и, по возможности, полной информации по тому или иному вопросу
Принцип понятностиТребует, чтобы адресат не прилагал излишних усилий для восприятия, понимания и интерпретации** речи
Принцип последова-тельностиПредполагает развитие диалога по принципу «реплика-стимул» → ответная реплика. На вопрос, например, следует отвечать ответом, а не встречным вопросом. Ответная реплика на приветствие, благодарность, комплимент и т. д. также является обязательной

* Подробнее понятие вежливость
рассматривается в табл. 6.7.

** Подробнее понятия восприятие, понимание и интерпретация

рассматриваются в табл. 6.4.

Как мы видим, правила этики направлены прежде всего на предупреждение этических ошибок, то есть того, что недопустимо в общении. Так, согласно сложившейся веками традиции, в любом обществе считаются неприемлемыми притворство, обман, неискренность, грубость, озлобленность, зависть и т. п. Важно помнить, что несоблюдение этических норм может обидеть собеседника, уязвить его самолюбие, а это вызывает чувство неудовлетворенности и у самого говорящего, поскольку нравственный человек всегда (даже в случае невольного нарушения норм) чувствует себя неловко и даже может испытывать угрызения совести.

Таким образом, именно этика определяет мотивы, цели речи, средства ее реализации, оценку результата речи и пр. И в своих отношениях с людьми и в совершаемых нами поступках мы должны руководствоваться общим этическим принципом: Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой

.

В отличие от этических, коммуникативные нормы ориентируютнасна сам процесс общения, на его результативность. Они регулируют общение, позволяя его участникам грамотно выстраивать стратегию и тактику речи.

Что же означают эти термины?

К стратегическим элементам относится выбор предмета речи, цели и задач, ситуации общения, адресата и пр. А реализуется та или иная стратегия с помощью тактических компонентов:это проектирование процесса речевого взаимодействия, воплощение плана в речи, использование тех или иных вербальных и невербальных приемов и пр.

Очень важным свойством коммуникативных норм является то, что, опираясь на них, мы не только действуем в реально существующих обстоятельствах, но и имеем возможность мысленно «проигрывать ситуацию», моделировать взаимодействие заранее, выбирая нужные сценарии общения. Если, например, нам нужно позвонить по служебному вопросу коллеге, то прежде чем сделать звонок, мы продумываем, что именно скажем, какие слова и фразы будем использовать, представляем себе ответную реакцию собеседника и пр.

В основе коммуникативных норм лежат следующие принципы (табл. 6.2):

Таблица 6.2

Принципы этики в общении

Существует так называемое золотое правило, знакомое каждому с детства: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Оно применимо к абсолютно любым жизненным ситуациям. Можно сказать, что на этом правиле основаны многие этические принципы общения: альтруистические, нормы добродетели, требовательность к себе и окружающим, закон равенства и справедливости и т.д.

Благодаря принципам открытого и искреннего общения возникает высокая степень доверия, без которой контакт не представляется возможным. Доверительные близкие отношения не построятся без честности, правдивости, доброты и уважения к окружающим людям. Сюда же можно включить заботу, вежливость, воспитанность и т.д. Принципы правильного общения неразрывно связаны и с качеством самой речи. В ней должна присутствовать логика, целесообразность, грамотность, а также лаконичность и содержательность одновременно. Что же касается краткости, то тут все зависит от личных желаний и предпочтений. Кому-то слишком растянутые дифирамбы покажутся скучными, а кто-то не поймет мысль, которую старались донести в более сжатой форме.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635b2ad68b5c43b88421206d27_0.html для семинара посмотреть

1) компетентность – это общение, основанное на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах личности. Основные составляющие компетентности:

— этико-гуманистические убеждения и ценности;

— адекватная ориентированность в личностном потенциале общения;

— познавательно-общенческая компетентность, навыки ориентировки, обратной связи, наблюдения в общении, умения слушать и понимать партнёра;

— коммуникативная компетентность, навыки передачи информации, эффективное владение языком и речью;

— интерактивная компетентность, владение навыками установления психологического контакта;

— владение техниками и технологиями организации общения в различных ситуациях , умения целенаправленно строить, позиционировать и гибко перестраивать общение, умения ролевого общения;

— методически эффективное использование основных форм общения в управленческой деятельности (беседа, публичное выступление, совещание, переговоры);

-способность решать проблемы управления средствами общения.

2) гуманность – (человеколюбие) – позволяет удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистическое общение это больше интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, а иногда просто разговор в купе. Когда мы рассказываем своим собеседникам нечто из ряда вон выходящее, мы нередко восстанавливаем в нашем сознании картину происходивших с нами событий нашего рассказа. Такое внутреннее самосозерцание может быть настолько ярким, что оно уже способно вызвать у нас соответствующие обстоятельствам чувства. Поэтому когда мы видим, что собеседник сопереживает нам, мы воспринимаем его как человека, который понимает нас. Когда собеседник делится с нами своими чувствами это значит лишь, что он доверяет нам, поэтому никогда не стесняйтесь демонстрировать вашему собеседнику сочувствие и сопереживание его мыслям.

3) ортобиотичность — осознание самоценности жизни и жизни других людей, оптимизм, выработка технологии сбережения здоровья

4) инновационность – стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение предложений, не стандартность решений, вкус к поиску нового;

5) прагматизм — работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность.

ВАРИАНТ 2 О ПРИНЦИПАХ ОБЩЕНИЯ

1. Эмпатия — это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру” другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

2. Доброжелательность – это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.

3. Аутентичность – это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, жена, руководитель…Это способность быть Собой в любых контактах с окружающими.

4. Конкретность — это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях, а не о ком-то…, когда-то…, всегда…, все…, и т. д.

5. Инициативность — это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других.

6. Непосредственность — это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям. Противоположное качество – умение скрывать своё истинное отношение, которое замешано на лжи себе и людям.

7. Открытость и искренность — это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.

Здесь надо осознавать, что искренность не эквивалентна готовности обнародовать все свои секреты. Открытость нужна конкретно по теме, по ситуации, а не пытаться вывалить на человека интимные подробности.

8. Умение принимать чувства других — это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д. Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе. Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя… И внутри себя безусловно верить, что все может измениться в дальнейшем. Это только чувствование ситуации этим человеком, а не весь человек.

9. Самопознание — это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

10. Ответственность — это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное – но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки. Не окружающие ее формируют.

Это качество обычно нарабатывается в ситуациях, когда вас беспощадно критикуют значимые для вас люди. И тогда у вас есть выбор – поверить им и задавить себя или наработать позицию здравого наблюдателя – я вижу, слышу, спокойно реагирую и учту пожелания. Но это не основное в мое самооценке, а лишь мнение именно этого человека на данный момент времени.

Виды этических норм

Основные принципы общения делятся на обязательные и рекомендуемые. К первым можно отнести знаменитое медицинское понятие — «не навреди». Для того чтобы общение было обоюдно приятным и результативным, не следует переходить на оскорбления при различии точек зрения, унижать оппонента. Нужно исключить из межличностных связей такую тактику поведения, как резкость и грубость. Чтобы нормально контактировать с людьми, полезно сохранять чувство собственного достоинства, скромность и уважение по отношению к другим. Связь между этическими нормами и мотивами общения довольно очевидна:

  1. К эмоционально положительным побуждениям можно отнести доставление радости, удовлетворение потребности собеседника в уважении, понимании и любви, а также заинтересованности.
  2. Нейтральные мотивы — это зачастую цели передачи информации.
  3. К эмоционально негативным можно отнести возмущение неблагородным поступком, выражение гнева на несправедливый исход ситуации.

Все эти мотивы неразрывно связаны с высокими внутренними моральными нормами. Стоит отметить, что поступки, облаченные в этичную форму, но обусловленные низкими мотивами (обмануть, осудить и т.д.) этичными не являются.

32. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры общения,

которая взаимосвязана с
культурой поведения.
Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет

(от фр.
etiquette
– ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

Поведение бывает реальным

(практические действия и поступки) и
вербальным
(словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

К нормам культуры

поведения относятся:

• вежливость

– доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

• корректность

– умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

• тактичность

– чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

• деликатность

– умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

• скромность

– отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

• простота

– отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

• обязательность

– умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе

с перечисленными нормами и положениями.

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости:

вежливость – основной постулат и условие общения в социуме.

Оглавление

Этические нормы и чем чревато их несоблюдение

Когда этические принципы речевого общения отсутствуют или соблюдаются отчасти, это может проявиться в человеческой грубости, оскорблении, противопоставлении себя окружающим людям. Выражаются неприличные поведенческие манеры в осуждении неприемлемых для какого-либо индивида поступков, повсеместном навязывании собственного мнения. Это может привести к недопониманию и ущербу со стороны двух участвующих сторон. Примечательно то, что высоконравственный человек, движимый этическими мотивами, испытывает неудобство, не только когда сам по неволе делает что-то не так, но и когда видит негативные проявления вокруг себя. Несоблюдение основных норм поведения в общении может привести к недопониманию, конфликтам и даже разрыву взаимоотношений между участниками общения.

Деловое общение и этика

Наряду с общими принципами общения можно выделить этические нормы, относящиеся исключительно к деловому миру. Основная черта контактов в деловой среде — наличие множества формальностей. Что же касается норм морали, то они одинаковы для всех сфер общения.

Любой организации нужно стремиться к повышению поведенческих устоев: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по обучению и прививанию хорошего тона работникам. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

Несмотря на значимость культурного поведения, нет абсолютного критерия и человека, исполняющего роль высшего судьи и проповедника истины в последней инстанции. Если вы хотите жить в высокоморальном обществе, начните с себя: хвалите других, а претензии предъявляйте к себе. Не зацикливайтесь на неудачах сотрудников, а из своих промахов извлекайте урок.

Следите за своим поведением, и тогда вы увидите, как мир поменяется в лучшую сторону. Основные нормы и принципы общения в сфере деловых взаимоотношений охватывают не только межличностные связи, но и вертикаль офисных контактов, например, «подчиненный-руководитель». А также горизонталь — отношения двух сотрудников с одинаковой должностью.

Основы этических норм и правил необходимы в любых сферах жизни, будь то общение с друзьями, коллегами, родными. Эти простые правила взаимодействия помогают выстроить гармоничные отношения с людьми, всегда можно будет рассчитывать на поддержку извне, поскольку с воспитанным и тактичным человеком окружающие хотят иметь дело.

Чтобы воспитать в обществе черты духовности и сохранить нравственное наследие, следует прежде всего обратить внимание на себя. Если каждый человек внесет свой небольшой вклад в этическое развитие мира, то он непременно изменится к лучшему.

Этические психологические нормы общения

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция

и
обычай.
Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами иво имя морально оправданных целей.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит:
«Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».
Это правило применимо и к деловому общению.

В деловом общении в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Приведем нравственные эталоны

и
образцы поведения руководителя:
— Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.

— При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

— Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

— Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите самого сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

— Критикуйте действия и поступки, а не личность человека. Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» — спрячьте критику между двумя комплементами.

Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

— Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас ляжет вся ответственность.

— Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

— Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

— Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

— Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

— Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

— Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

— Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно так или иначе узнают о них. Но утаивание ошибок — проявление слабости и непорядочности.

— Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

— Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения

могут быть: приказ, просьба, запрос и обращение к так называемому «добровольцу».

Приказ.

Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба.

Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношения между руководителем и подчиненным основаны на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение о проблеме.

Вопрос.

«Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны выражать добрую волю и быть достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении подчиненных с руководителем:

— Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

— Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы …?» и т. д.

— Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

— Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет».

— Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

— Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

— Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

— Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Этика делового общения «по горизонтали».

Общий этический принцип общения «по горизонтали», т. е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:

— Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

— Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

— Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

— В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

— Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных — ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

— Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно — отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

— Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

— Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.

— Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

— Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более — проблемах.

— Старайтесь слушать не себя, а другого.

— Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу и встанет на свои места.

— Посылайте импульсы ваших симпатий — словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

— Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

Этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений.

⇐ Предыдущая4

Подробнее о деловом общении

Существует несколько принципов и правил общения в деловой среде, соблюдение которых сделает ваше взаимодействие с коллегами и партнерами более успешным:

  1. Умение сопереживать и ставить себя на место другого человека, то есть эмпатия.
  2. Принятие другого сотрудника вне зависимости от его целей и взглядов, проявление доброжелательности.
  3. Сохранение своей индивидуальности при общении с другими людьми, то есть аутентичность.
  4. Умение четко излагать свою мысль и честно отвечать на вопросы, быть конкретным.
  5. Смелость принимать решения, предлагать свои варианты выхода из ситуации — инициативность.
  6. Прямота в действиях и словах, то есть непосредственность.
  7. Уверенность в том, что искренние отношения улучшают взаимодействие между людьми — открытость.
  8. Умение выражать свои мысли и эмоции. Принятие эмоциональных проявлений от окружающих людей. Умение не задевать их чувства.
  9. Умение извлекать из различных жизненных ситуаций опыт, трезво воспринимать критику, но быть автором собственной оценки себя (самопознание).
  10. Готовность в любой момент оказать помощь, высокая степень включенности в ситуацию.
  11. Ответственность за свои решения и поступки.

психология общения план-конспект урока по теме

Содержание:

1. Какие правила надо соблюдать в диалогическом общении?

2. Что означает слово «этикет»? Сформулируйте основные принципы делового этикета.

3. Перечислите стратегии поведения в конфликте. Приведите примеры каждой.

4. Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необходимо учитывать:

а) этические нормы и правила;

б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;

в) начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы.

5. Дайте определения понятиям «кинесика», «проксемика», «такесика». Приведите примеры каждого понятия.

-1-

Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

• психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

• доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

• восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);

• общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

• разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций:

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

5. Внутриличностная функция общения — это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие:

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т.п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, если не нужен, мешает — «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т.д.

4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

-2-

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Родиной этикета считается Италия. Этикет предписывает нормы поведения на улице, в общественном транспорте, в гостях, в театре, на деловых и дипломатических приемах, на работе и т.д.

Это слово пришло к нам из средневековой Франции. Людовик ХIV обозначил им правила общения.

В дословном переводе на русский язык «etikuette» означает «ярлык». В “Советском энциклопедическом словаре”, изданном в1985г. дается такое определение: Этикет (франц. etiquette) — установленный порядок поведения где-либо.

Деловой этикет — это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.

Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этических норм не могут сложиться настоящие деловые отношения. Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет» отмечает, что каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических норм. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.

Джен Ягер сформулировала шесть основных заповедей делового этикета:

1. Делайте все вовремя. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип «вовремя» распространяется на отчеты и любые другие поручаемые вам задания.

2. Не болтайте лишнего. Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера. Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни.

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиенты, заказчики, покупатели, сослуживцы или подчиненные могут сколько угодно придираться к вам, это неважно: все равно вы обязаны вести себя вежливо, приветливо и доброжелательно.

4. Думайте о других, а не только о себе. Внимание должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется на сослуживцев, начальство и подчиненных. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Одевайтесь, как положено.

6. Говорите и пишите хорошим языком.

Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к собеседнику и невежливое — спиной к нему. Такой этикет называется невербальный (т.е. бессловесный). Однако самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет речь — это словесный этикет.

-3-

Деструктивные конфликты — это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

1. Соперничество — это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

2. Сотрудничество — это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.

Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

3. Компромисс — это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

4. Избегание — это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

5. Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания — сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Стратегия приспособления может применяться, если:

• вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

• вы осознаете, что правда на вашей стороне;

• вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.

Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.

-4-

Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необходимо учитывать:

а) этические нормы и правила;

Деловая беседа требует тщательной подготовки и базируется на этических нормах и правилах.

б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;

Большое значение имеет правильный выбор места для проведения беседы, при этом необходимо помнить, что в помещении не должны находиться посторонние лица, а интерьер помещения должен способствовать улучшению эмоционального состояния и снятию утомления и напряженности партнеров.

в) начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы.

Начало беседы влияет на весь ее дальнейший ход; задачами начального этапа являются установление контакта с партнером, создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, а также привлечение внимания и пробуждение интереса к проблеме.

— 5 —

1) Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела — осанка, походка, позы), жесты и взгляд.

1. Жесты-иллюстраторы — описательно-изобразительные и вырази тельные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе;

2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками;

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.);

5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции [28, с. 22].

Жесты являются неотъемлемой частью общения между людьми. С их помощью мы более ярко и эмоционально выражаем свои мысли.

2) Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).

Объятия,по характеру объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств.

Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл.

Такое средство невербального общения как объятия чаще встречаются у представителей сильной половины человечества, между женщинами они встречаются немного реже. Сейчас можно на улицах увидеть двух девчонок-подростков, бегущих друг к другу с распростертыми объятиями. В этом возрасте частота подобных контактов, как между мальчиками, так и между девочками носит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторга и восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно прохаживающиеся по тротуару в сплетенных объятиях, это невольно может навести на мысль о нетрадиционной ориентации.

Рукопожатия, как одно из средств невербального общения, тоже различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Но если вам протягивают неживую руку, словно дохлую рыбу, с вами не хотят контактировать.

Холодная рука в пожатии может сигнализировать о том, что ее владелец либо замерз, либо сильно волнуется. О нервном переживании говорят запотевшие ладони. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх — ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.

Похлопывания по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь.

Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить расшалившегося озорника, в случае с глухим человеком — обратить на себя его внимание. Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми, ранящими и т.д.

Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к конкретному объекту меняется характер поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью, между любящими людьми они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. Поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными

3) Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство и т.п.).

Каждый человек для нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение в его внутренний мир. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства.

Э. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

1. Интимной является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья, родственники, близкие люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра.

2. Личная зона — в среднем, от полуметра до метра. На таком расстоянии общаются хорошо знакомые друг с другом люди, а также люди, находящиеся в неформальных служебных отношениях.

3. Социальная зона — это расстояние между собеседниками, равное от метра до трех. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружеских отношениях, и малознакомые люди.

4. Общественная зона — расстояние между собеседниками, превышающее три метра. Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться или подойти друг к другу ближе, либо разойтись. Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении.

Выбор межличностного пространства — дело трудное. Расстояние, на которое Вы подходите к собеседнику, не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким.

Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда «нарушитель» является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда «нарушитель» проявляет враждебность и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.

Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека, с которым вы только что познакомились, то это может вызвать у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится.

Социальная зона — это то расстояние, на котором мы держимся при общении с незнакомыми людьми. Например, только что принятый на работу служащий первое время может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно, но они просто держат его на дистанции социальной зоны, потому что мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.

Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут быть компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, и интимную зону друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая неписанные, правила социальной стратификации.

Общественная зона — это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой людей, с массовой аудиторией.

Наиболее часто общественную зону коммуникации можно наблюдать во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или глава религиозного института находится на почтительном расстоянии от большинства людей

Список литературы:

1.Деловая культура и психология общения. Г.М.Шеламова.2007г.

2. Психология общения. Леонтьев А.2008г.

Основные качества делового человека

Также можно выделить основные принципы эффективного общения, которыми должен обладать каждый деловой человек. К ним относятся:

  • трудовая деятельность – творчество, инициативность, любовь к труду, усердие, умение принимать ответственность;
  • общительность, доброжелательность, чуткость и вежливость по отношению к людям;
  • по отношению к себе — скромность, самодисциплина и способность к самокритике.

К психологическим свойствам, важным для делового общения, можно отнести следующее:

  • высокая, но адекватная самооценка;
  • творческий потенциал;
  • умение быстро принимать адекватные и действенные решения;
  • способность говорить с людьми на их языке, проницательность;
  • умение заводить и поддерживать полезные деловые знакомства;
  • полезная привычка держать данное слово;
  • умение доводить до конца начатое дело;
  • способность находить общий язык с людьми, трудолюбие и жизнестойкость.

Для выживания в деловом мире необходимы также следующие социальные умения:

  • проницательность, которая поможет чувствовать ситуацию и, исходя из нее, налаживать контакт;
  • стимулировать речевую активность партнера;
  • умение психологически точно определить точку завершения общения;
  • верно составить прогноз на реакцию партнера;
  • держать инициативу разговора в своих руках, но при этом настраиваться на эмоциональный тон собеседника;
  • провоцировать у партнера нужные вам эмоциональные реакции;
  • уметь преодолевать психологические барьеры;
  • соответствовать эмоциональному состоянию собеседника или делового партнера;
  • ставить цели и достигать их с помощью мобилизации.

Виды: кратко

Выделяют следующие основные принципиальные постулаты в психологии:

  • детерминизма;
  • отражения;
  • активности;
  • развития;
  • взаимообусловленности;
  • системности;
  • индивидуального подхода;
  • единообразия.

Детерминизм

Принцип детерминизма был сформулирован выдающимся философом К. Марксом и гласит: психика есть продукт деятельности человека, который также и способен ее менять.

Особенности психического устройства личности имеют свои причины: физиологические, анатомические, генетические, социальные, бытовые.

Посредством развития в этих сферах психика приобретает свои определенные черты, некоторые из них заложены в личности изначально и предопределяют определенный вектор формирования психологического портрета.

Главным причинным фактором при этом являются социальные контакты и среда, начиная с раннего детского возраста. Общение в семье, учебном и трудовом коллективе видоизменяет даже некоторые природные характеристики.

Также справедливо и обратное: эти самые врожденные особенности способны изменять окружение личности. В том числе и социальную среду.

Качества лидера или ведомого выделят свою роль человека в коллективе, которая будет стимулироваться этим коллективом, а значит и развиваться. Таким образом все изменения в психике определены, но являются пластичными по отношению к окружающему миру.

Отражение

Психика является обширным полем деятельности окружающего мира, своеобразным зеркалом ситуаций и обстановки, в которой находится личность.

Поэтому все изменения окружающего мира так или иначе находят отражение в психике.

Эти изменения наблюдаются в человеке с рождения под влиянием всего, с чем он контактирует.

Личность воспринимает информацию при помощи органов чувств: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой чувствительности и перерабатывает при участии нервной системы.

Некоторые процессы реализуются осознанно, формируя волевое поведение, а некоторые воспринимаются без непосредственного контроля, развивая подсознательные реакции.

Своеобразным отражением реальности являются рефлексы, в особенности врожденные — они являются хранителями генетической памяти отражения определенных опасностей, с которыми человеческому виду пришлось столкнуться.

В процессе жизнедеятельности и обучения формируются новые реакции, они выражаются также при помощи уникальной в живом мире речевой системы и условных знаков письма.

Самоотражение личности находят в творчестве, выдавая переработанную информацию о мире в условных формах: литературе, живописи, искусстве.

Развитие

Этот принцип вытекает из предыдущих двух: всем формам психологического поведения свойственно развиваться.

Развитие отражает непостоянство всех психологических явлений, тем самым определить их можно только в конкретный период времени, по истечении которого может появиться новый феномен как следствие этого развития.

Принято выделять более и менее стационарные аспекты личности. Однако они находятся в подчинении у адаптационного механизма: даже мощные моральные установки могут измениться под влиянием длительных и тягостных обстоятельств.

Так происходит деформация личности. Развитие происходит как в положительном направлении, улучшая приспособительный потенциал психики, так и в отрицательном, что также принято называть деградацией. Этот путь приводит к распаду личности.

Активность

Принцип активности уточняет принцип отражения: все процессы вокруг человека не просто находят отражения в нем, но и избирательно сохраняются в зависимости от направленности деятельности и характера человека.

То есть проявляется избирательность отражения информации: из воспринимаемого многообразия данных в психологической структуре личности остаются только важные для конкретной личности аспекты.

Остальное же теряет свою актуальность и важность со временем, а иногда сразу после поступления в головной мозг. С процессами активности психических процессов тесно связаны особенности памяти и мышления человека.

Взаимообусловленность

Этот постулат относится к обширности связей психических особенностей и деятельности личности, а также окружающего мира.

Особенности поведения и характера складывают психологический портрет, который влияет на физическое состояние (депрессивные реакции на уровне соматических болезней) и психическое (подавленность или воодушевление).

Также происходит и наоборот: особенности психических реакций (сила воли, самоконтроль) могут обуславливать более низкий болевой порог или длительную физическую работу в сложных для организма условиях.

Это так называемая «внутренняя» обусловленность. Однако может быть и внешняя: она связана с взаимодействием личности и окружающей обстановки, которая может меняться сама и менять человека.

В этих случаях зачастую работает эффект маятника — за положительной реакцией, возбуждением или напряжением всегда следует расслабление, затем цикл повторяется.

Системность

Психическая деятельность построена на нескольких уровнях по аналогии с нервной деятельностью. Эти уровни включают в себя кратковременные реакции, модели и паттерны поведения, особенности характера и так далее.

Уровни находятся в иерархическом подчинении, а также формируются зависимо друг от друга. Также принцип системности отражает тесную взаимосвязь психологии как науки с другими отраслями знаний: философией, медициной.

Все эти науки действуют системно, объясняя те или иные психические процессы в организме человека.

В современной психологии был введен принцип изоморфизма, который применялся психологами для разъяснения единства в психологии.

Он означает что процессы в одной сфере деятельности или системе, к примеру в головном мозге равно влияют на деятельность как и процессы в самом организме, к примеру его физическое состояния: здоровье или болезнь.

Индивидуальность

Ключевая фигура психологии это личность. Каждая личность оригинальна и уникальна, поэтому психолог должен находить индивидуальный подход к каждому клиенту.

В рамках психологии данный подход приобретает главенствующее значение и направляет всю деятельность психолога. Также принцип индивидуальности объясняет отсутствие четких классификационных критериев, множество подходов и методик терапии.

Для чего нужна деловая этика?

Если говорить о деловой этике и об этике в целом, нельзя не обратить внимание и не раскрыть тему культуры речи.

Знание психологии и правил коммуникабельности играет существенную роль при построении деловых отношений, а также при взаимодействии коллег и партнеров по работе. Если вы имеете понятие о том, как вести себя в данной среде, то, скорее всего, избежите многих ошибок, которые свойственны предпринимателям. Для того чтобы ваше дело было успешным, необходимо хорошо изучить характеристику личных качеств, которые необходимы для управленческой деятельности. Закономерности поведения людей, возможности для развития предпринимательского потенциала, психологию рабочих отношений, а также технологию выживания делового человека в конкурентной среде.

Предметом изучения этики являются мотивы поступков, характера и действий человека. В деловой сфере — это отношения партнеров, а также причины успеха или его отсутствия в личной деятельности.

Паритетность

На первый взгляд может показаться, что в обычной жизни тщательное соблюдение норм приличия не столь важно, что с этикой и принципами общения, в частности, сталкиваются лишь деятельные люди. Но рано или поздно приходит понимание того, что успешный разговор и удовольствие от него невозможно без соблюдения азов этики. Ключевой момент при общении — соблюдение паритетности, то есть принятие интересов партнера, признание вашего равенства друг перед другом и поддержание непринужденной и легкой атмосферы. Как ни странно, правило паритетности каждый человек осознает не сразу — к кому-то осознание необходимости этого принципа приходит еще в детстве и закладывается родителями, а кому-то приходится доходить до всего своим умом. Морально-этические принципы, которые соблюдает личность — лакмусовая бумага ее уникальных качеств и уровня развития. Они являются основой для манеры речи, отношения к оппонентам и собеседникам и ключевых потребностей, которые присущи тому или иному человеку.

Компоненты нравственного здоровья и принципы педагогического общения

В формировании вышеуказанных принципов основную роль играют так называемые компоненты нравственного здоровья, а именно убеждения морали, черты, привычки, способности и действия. Если человек по каким-либо причинам имеет высокий культурный уровень, то с большей вероятностью он будет бороться со своими отрицательными склонностями, что непременно скажется на качестве его контактов с другими людьми. Гуманность — главный мотив, присущий человеку, соблюдающему этические нормы. Такой субъект сопереживает, сочувствует, проявляет доброту, милосердие и порядочность. Человек, который взаимодействует с гуманной личностью, чувствует свою значимость и важность для собеседника.

К основным правилам и принципам общения можно отнести:

  • проявление взаимного уважения друг к другу;
  • демократизацию и гуманизацию отношений;
  • толерантность, социальную справедливость и терпимость;
  • объективное и непредвзятое отношение к собеседнику;
  • соблюдение границ и признание личного достоинства каждого человека;
  • честность в отношениях;
  • принятие и понимание интересов собеседника.

Если вы станете регулярно использовать эти простые нормы и принципы общения с детьми и взрослыми, то вскоре заметите, как повысился ваш уровень межличностного взаимодействия. Также вы научитесь лучше понимать людей и проигрывать в голове сценарии возможного развития событий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]