Основные отрасли психологии

Человек воспринимает окружающий мир не хаотично, а пытаясь систематизировать отдельные явления и предметы, сформулировать о них своё представление, определить, насколько увиденное или услышанное может быть полезным или опасным, используемым для определённой цели.

В психологии это именуется восприятием, , так называется отражение в человеческом сознании окружающих предметов и явлений.

Это активный процесс, при котором используются не только органы чувств, но и двигательные функции: положение рук, движение глаз, перемещение в пространстве для улучшения восприятия.

Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.

Примеры восприятия

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

  • момент обнаружения , наши органы чувств принимают определённый сигнал,
  • различение , человек определяет природу этого сигнала,
  • идентификация , происходит попытка определить, на что это похоже,
  • опознание , полученный сигнал относится к той или иной категории.

Существует и несколько категорий восприятия:

  • зрительное , создаётся видимый образ явления или предмета,
  • слуховое , определяется структура и громкость возможных звуков,
  • восприятие с помощью осязания,
  • вкусовое ощущение тоже может смоделировать образ.

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Есть ещё ложные, ошибочные виды , иллюзии и галлюцинации. Но это уже элементы патологии.

Становление психологии индивидуальных различий

В рамках психологии по традиции для обозначения особенностей людей чаще всего используют категории:

  • Индивидуальные различия и особенности,
  • Психологические особенности,
  • Индивидуально-психологические особенности,
  • Типологические (индивидуально-типологические) особенности.

Одно из противоречий в процессе формулирования каждого понятия представлено тем, что сложно определить компонентный состав той сферы, которую призвано определять каждое из них. Трудность связана, в первую очередь, с тем, что в большинстве ситуаций не только единичные характеристики, но и их группы можно отнести как к одному, так и к другому понятию. Все это препятствует определению уникальности отдельного понятия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психология индивидуальных различий 490 руб.
  • Реферат Психология индивидуальных различий 240 руб.
  • Контрольная работа Психология индивидуальных различий 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Интерес к индивидуальности проявился уже в самых первых трудах по психологии. В трактате «Этические характеры» ученик Аристотеля Теофраст набросал живые и меткие описания различных типов людей.

В работах Галена и Гиппократа была дана попытка формирования первой типологии темперамента через преобладание тех или иных соков в организме. Наблюдения за разными характерами и моральными установками людей были характерны для трудов Локка, Монтеня, Дидро и других мыслителей того времени.

Систематическое изучение индивидуальных различий отличается от широко распространённых ранее представлений об индивидуальных различиях, которые были сформированы в ходе приспособления к повседневной жизни. Оно появляется в психологии относительно недавно.

Основа научного подхода к проблеме индивидуальности была заложена Вивесом, Уарте, Гельвецием. Тем не менее, объективное исследование различий между людьми происходило только с помощью их экспериментального исследования.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

У Вундта, например, не было трудов, сконцентрированных на выявлении вариативности, но у его первых учеников (Крепелин, Кеттелл) уже формируется установка на переориентацию эксперимента в данном направлении. Таким образом, происходит зарождение новой сферы психологической науки – дифференциальной психологии. На ее развитие повлияли запросы педагогической, медицинской и индустриальной практики.

Что им не является?

Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.

Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.

Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.

Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.

Основные свойства

Константность

Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.

Константность восприятия , свойство человека воспринимать предметы в постоянной их величине или цвете, несмотря на их разную отдалённость или освещённость.

Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.

Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.

Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.

Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.

Если бы этого свойства восприятия не было, человеку пришлось бы постоянно менять своё поведение по отношению к тем или иным объектам. Ведь далеко идущие по дороги люди будут казаться гномами, а дома , кубиками из детских игрушек, но этого, разумеется, не происходит.

Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.

Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.

А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.

Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.

Предметность

Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.

Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.

И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.

Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:

  • движение рук, в особенности, пальцев,
  • движение глаз для определения контуров предмета,
  • движение головы и иные перемещения.

Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.

Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.

Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.

Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.

Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.

Целостность

Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.

Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.

Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.

Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.

Любопытно, что иногда это дорисовывание может несколько искажать целостное восприятие, особенно у ребёнка. Если, скажем, отец ребёнка , высокий человек и носит усы, усатые люди будут сразу казаться его маленькому сыну несколько выше остальных людей.

Осмысленность

Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.

Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.

Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.

Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.

Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.

Структурность

Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:

  1. При прослушивании какой-нибудь новой мелодии человеческий слух не сразу воспринимает отдельные её ноты и фрагменты, их узнавание происходит постепенно, вместе с тем, наиболее полное ощущение этой музыки, восприятие её придёт именно с распознаванием этих фрагментов.
  2. Нередко познание каких-либо сложных механизмов приходит лишь с изучением их строения, иногда большой объект в целом без изучения его структуры сложно воспринимать вообще.
  3. Структурное восприятие особенно присуще маленьким детям, знакомясь с новыми игрушками, они нередко их разбирают.

Апперцепция

Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.

В чем это проявляется:

  1. Обычно любой новый предмет мы автоматически сравниваем с тем, что уже когда-то видели, например, напоминает он круг, треугольник или ещё какую-нибудь геометрическую фигуру, дети многие деревья или кусты связывают с каким-нибудь животным или игрушкой.
  2. Апперцепция напрямую зависит от возраста и уровня знаний: ребёнок любую окружность кругом и воспринимает, взрослый человек может тут же отметить центр окружности, возможный диаметр и пр.
  3. Большое значение имеет опыт или склонности, та же окружность любителю цирка напомнит, скорее всего, арену, а школьнику она напомнит уроки геометрии.
  4. Большое значение имеет настроение человека, его ролевое значение в семье, профессиональные склонности , повар, например, быстро определит рецепт блюда, а обычный любитель покушать наскоро некоторые ингредиенты, скорее всего, и не заметит.

Психология индивидуальных различий

Психология способностей, темперамента, характера, типологии индивидуальности, структура индивидуальности.

Близкие разделы (1): Персона » Дифференциальная психология и психометрика (14) похожие разделы (5): Библиотека » Учебная литература » Хрестоматия » Введение в общую психологию » Психология как наука (20) Мастерская » Прикладная психология » Педагогическая психология (17) Мастерская » Прикладная психология » Психология и работа (12) Персона » Гуманистическая психология (7) Персона » Психология развития (3)

Дж. Гилфорд. Три стороны интеллекта

  • 0/5

J. P. GuiIfогd, Three faces of intellect, «The American Psychologist», 1959, 14, № 8. Лекция, прочитанная в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г.

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

Джеффри Х. Бродбент. О творческой способности (креативности)

  • 0/5

Неотъемлемой трудностью эвристики, изучения метода конструирования, является то, что она, скорее всего, зачаровывает средствами, нежели конечными результатами. Кое-кто в таком случае более склонен думать о «разрешении проблем» вместо «конструирования» и концентрировать внимание на рациональных процедурах вместо творческих решений. Любой процесс конструирования обязательно основан на научном методе. Теперь уже некоторое время наблюдаются попытки выработки рациональных процедур, схожих с математическими алгоритмами, наборов инструкций для решения специфических проблем, не нуждающихся ни в каком обращении к творческому мышлению как таковому. [Опубликовано в The Design method ed. S.A. Gregory, London, 1966]

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

И.П. Павлов. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека

  • 0/5

Отрывок из работы И.П. Павлова . Описываются результаты исследования типов высшей нервной деятельности и свойств нервной системы, а также прослеживаются соотношения между типом высшей нервной деятельности и типами темперамента.

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

И.С. Кон. Психология половых различий

  • 93.4/5

Статья И.С. Кона исследует проблему гендерных различий. Описываются психологические составляющие феминного и маскулинного поведения и факторы, их определяющие.

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

К. М. Гуревич. Проблема социального и биологического в дифференциальной психофизиологии

  • 0/5

Дифференциальная психофизиология, точнее, тот ее раздел, в котором изучаются индивидуально-психологические различия, зависящие от основных свойств нервной системы, обладает некоторыми специальными преимуществами по сравнению с другими областями психологии для разработки в конкретно-научном плане проблемы социального и биологического. [Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1999. С. 194-199]

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

К.-Г. Юнг. Интровертный тип

  • 0/5

Отрывок из монографии К.-Г. Юнга «Психологические типы». Описывается интровертный тип личности.

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

К.-Г. Юнг. Мышление у экстраверта и интроверта

  • 60/5

Публикуемые выдержки из книги К.-Г. Юнга «Психологические типы» (Цюрих, 1924) посвящены описанию особенностей мышления экстравертов и интровертов. [Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1982]

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

К.-Г. Юнг. Общее описание типов

  • 0/5

Отрывок из монографии К.-Г. Юнга «Психологические типы». Определяются общие подходы к выделению и описанию личностных типов.

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

К.-Г. Юнг. Экстравертный тип

  • 0/5

Отрывок из монографии К.-Г. Юнга «Психологические типы». Описываются особенности экстравертого типа личности.

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности

  • 0/5

Отрывок из работы Е.А. Климова, описывающая основные представления об индивидуальном стиле деятельности.

Подробности Оценить Жалоба Комментарии

Действия

  • Добавить публикацию
  • Характеристики раздела

Статистика категории

Статьи: 51 обычная: 51 Последнее добавление: 02.05.2012

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]