История зарождения и развития когнитивной психологии


Борьба с собственным «я»

Когнитивный диссонанс возникает, когда человек испытывает дискомфорт из-за несоответствия между двумя когнитивными элементами. Чтобы ослабить этот дискомфорт и восстановить баланс, когниции необходимо каким-то образом откорректировать.

Для проверки своей теории Фестингер решил изучить поведение членов религиозной секты. Он наблюдал за людьми, которые верили в то, что наша планета обречена и в скором времени будет уничтожена мощным наводнением. Многие зашли в этой вере так далеко, что в ожидании предстоящей катастрофы продали свои дома и уволились с работы. Но великое наводнение так и не произошло. Фестингер же внимательно наблюдал за их реакцией.

Некоторые признали, что были ослеплены, и ушли из секты; но самые ярые приверженцы довольно скоро предложили новую интерпретацию событий, которая подтверждала их первоначальную идею. В частности, они стали утверждать, что Землю спасла их безграничная вера. Иными словами, при возникновении конфликта между когнициями члены секты старались изменить свои убеждения таким образом, чтобы восстановилась гармония.

Научное определение

Когниция — акт познания, выраженный в форме эмоции, поступка, идеи, убеждения, ценности или установки. Например, понимание, что вы поймали брошенный мяч, что какая-то песня вызывает у вас ощущение счастья, что вам нравится зеленый цвет, представляет собой когницию. Человек может воспринимать одновременно множество разных когниций, и все они находятся в диссонансных либо консонансных отношениях с другими когнициями.

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Выбрав термин «когнитивная..», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».

Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

  • Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
  • Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
  • Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
  • Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Эксперимент в области когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс возникает в случае, когда человек вынужден делать то, чего ему в глубине души делать не хочется. При этом диссонанс создается между когницией «Я не хочу этого делать» и реальным поведением. Действия человека, явно не согласующиеся с его убеждениями, называют вынужденной уступчивостью.

Поскольку никто не в силах изменить свои прошлые поступки, единственный способ уменьшить диссонанс заключается в изменении отношения к своим действиям. Чтобы наглядно продемонстрировать феномен вынужденной уступчивости, Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит провели следующий эксперимент.

Теории когнитивного подхода С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда

Данные теории в отличие от предыдущих теорий не находят опору для своих исследований в принципе соответствия, основой теорий данных авторов являются следующие положения:

  1. Особенности поведенческих реакций человека могут рассматриваться только в случае признания его целостности;
  2. Основным элементом целостной организации человеческого поведения является процесс познания;
  3. Перцепция в данном случае рассматривается как отношение между поступающими данными и когнитивной структурой личности, а процесс научения – как процесс когнитивной реорганизации.

В целом для когнитивного подхода в социальной психологии характерны следующие выводы:

  • основным источником информации и данных и определяющим фактором, влияющим на поведение человека, являются имеющиеся у него когнитивные процессы и образования, выражающиеся в знаниях, понимании, сформированных суждениях;
  • возможность качественной интерпретации состояний диссонанса и прогноза тех или иных проявлений поведения человека в большинстве случае связана с психологией человека, которая выступает одновременно и объяснительным принципом, и своеобразной нормой для сравнения с ней реального поведения испытуемых.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Классическое исследование когнитивного диссонанса

1. Испытуемых делят на две группы. Первой группе не сообщают о том, что ей предстоит делать; второй группе говорят, что занятие будет на редкость интересным и увлекательным.

2. Далее участники эксперимента выполняют ряд рутинных, невероятно скучных, однообразных заданий. например, первые полчаса они одной рукой поочередно перекладывают двенадцать ложек с подноса и обратно, следующие полчаса они снова одной рукой поворачивают фишки на доске на четверть оборота. По окончании цикла — повернув все сорок восемь фишек в одну сторону — они должны вернуть их в прежнее положение.

3. После завершения эксперимента испытуемых опрашивают, насколько интересно им было выполнять эти задания.

4. Здесь стоит отпустить примерно треть участников — это контрольная группа. Прежде чем распустить ее, люди обсуждают, что можно сделать для усовершенствования проекта будущих исследований.

5. Всем остальным предоставляется право самим стать экспериментаторами. Мм нужно будет рассказать следующей группе участников о задачах, которые тем предстоит выполнить, в исключительно позитивном свете. Половине группы за это обещают заплатить по одному доллару, а второй половине — по двадцать.

6. Затем испытуемых опрашивают еще раз, прося составить рейтинг четырех разных частей эксперимента и оценить: показались ли им выполняемые задания интересными и увлекательными (по шкале от -5 до +5 баллов); помог ли эксперимент больше узнать о собственных навыках (по шкале от 0 до 10 баллов); считают ли они, что эксперимент оценивает что-то действительно важное (по шкале от 0 до 10 баллов); хотелось бы им в будущем принять участие в подобном исследовании (по шкале от -5 до +5 баллов).

Когнитивная психология: теория дуального процесса мышления

В 1890 году философ, психолог и основатель функционализма Уильям Джеймс (William James) предположил, что нам свойственны два типа мышления — интуитивное понимание и логическое рассуждение. При анализе информации первое — подсознательное, автоматическое, непроизвольное — значительно превосходит второе по скорости, но уступает ему во внимании к деталям и способности к обучению.

В дальнейшем идея, согласно которой один и тот же феномен может протекать двумя разными способами или как результат двух разных процессов, получила название «теория дуального процесса» (dual process theory). В той или иной форме эта концепция нашла отражение в социальной, личностной, когнитивной и клинической психологии, а также была использована в теории принятия решений и поведенческой экономике.

  • Глубинный маркетинг: как проникать в подсознание потребителей

Немного истории

Американский прагматик и функционалист, Джеймс в своей работе «Принципы психологии» рассматривает сознание человека как смену состояний или индивидуальный поток, в котором большую роль занимают эмоции и инстинкты, а также ассоциации.

Мысли и образы, согласно ученому, поступают в сознание из прошлого опыта, рождая абстрактные идеи и аналогии с настоящим. Такое ассоциативное знание, будучи репродуктивным, т. е. основанным на известной информации, отличается от истинно логического мышления, которое применяется человеком в принципиально новых ситуациях и чем-то похоже на обращение к карте для преодоления препятствий на местности.

Модель дуального процесса получила широкое распространение среди исследователей, занимающихся изучением явлений социальной и когнитивной психологии, например, формированием общественного мнения, стереотипами, выборочным вниманием, рабочей памятью и др. Так, разработанная в 1986 году Ричардом Петти (Richard E. Petty) и Джоном Качиоппо (John Cacioppo) модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model) описывает два различных пути возникновения суждений и связанных с ними решений.

Первый, или основной — это путь внимательного размышления над ситуацией, тщательного анализа имеющейся информации и сознательной аргументации. Человек прибегает к этому методу, когда уровень его компетенции и мотивации достаточно высок для построения обоснованных и правильных выводов. Второй, или обходной путь заключается в небрежной спекуляции о проблеме и навешивании ярлыков в результате незаинтересованности в вопросе или недостатка знаний.

Еще один вариант трактовки теории дуального процесса принадлежит профессору когнитивной психологии Плимутского университета Джонатану Эвансу (Jonathan Evans).

По его мнению, в мышлении людей можно выделить два процесса — эвристический и аналитический: один служит для отбора информации, релевантной текущей ситуации, а второй — для формирования суждений на ее основе. Вся остальная, «неудобная» информация при этом отсеивается сознанием на первом этапе и не допускается к анализу.

  • 8 типичных ошибок мыслительного процесса

Дуальное мышление и рациональность

Вообще, интерпретация идеи Джеймса и непосредственное обозначение двух умственных процессов как интуитивное понимание (intuitive understanding) и логическое рассуждение (logical reasoning) принадлежат израильско-американскому психологу и основателю учения о поведенческой экономике Даниэлю Канеману (Daniel Kahneman).

Канеман, по аналогии с ассоциативным мышлением Джеймса определил понимание как быстрое, подсознательное, непроизвольное умозаключение, часто эмоционального характера, которое базируется на прошлом опыте и привычках, а значит трудно поддается корректировке или влиянию. В противовес ему он приводит рассуждение: медленный, последовательный и намного более гибкий процесс, находящийся под контролем сознания и отвечающий за формирование рациональных мнений и отношений.

Даниэль Канеман на конференции Digital-Life-Design в Мюнхене. Источник

Для подтверждения гипотезы, что понимание — это бессознательный акт, которым практически невозможно управлять, он приводит так называемый «мысленный эксперимент»: вы можете запретить себе думать о чем-либо, но заставить себя прекратить понимать, например, родную речь — намного сложнее.

В процессе анализа и обработки информации человек использует обе системы мышления. При этом роль рационального суждения серьезно переоценивается людьми: лишь малая часть воспринимаемой информации доходит до сознательного анализа, а остальные сведения так и остаются невостребованными.

Такая «слепота» связана с ограниченностью индивидуального прошлого опыта, а также с тем, в какой степени новые данные соотносятся с психической, или ментальной моделью (mental model) конкретного человека, например, его профессией или общими знаниями.

По сути, среди всех мыслительных процессов, происходящих в человеческом мозгу, контролируемое думание — это только верхушка айсберга, но так как бессознательное скрыто от нашего понимания и с трудом поддается изучению, именно логическое, рациональное мышление кажется нам определяющим несмотря на то, что в жизни люди ведут себя очень непоследовательно.

Особое внимание Канеман уделял формированию суждений и принятию людьми решений в условиях неопределенности, за что совместно с В. Смитом был удостоен Нобелевской премии по экономике в 2002 году. Им была разработана теория перспектив (prospect theory), в которой он проиллюстрировал, что суждение о положительном исходе некоторого выбора делается человеком на основе субъективного мнения о его правильности или полезности, без учета реальных фактов.

Данная склонность людей преувеличивать личные потери и недооценивать вероятно выгодные перспективы лежит в основе таких непоследовательных с точки зрения экономики явлений человеческой психики как «эффект владения» (endowment effect), «статус-кво отклонение» (status quo bias), неравная оценка рисков при заключении пари, различные азартные игры и т. д.

  • Психология принятия решений или Как мы делаем выбор?

Похожие теории

В 2004 году двое немецких ученых — Фриц Штрак (Fritz Strack) и Роланд Дойч (Roland Deutsch) — выделили два вида мышления, названные ими рефлективной и импульсивной системами, отличие которых состоит в опоре при принятии решений на разные вещи — знания и точные сведения или на готовые схемы, т. е. фактически без размышления.

Рон Сан (Ron Sun), профессор когнитивных наук Политехнического института Ренсселера, предложил модель дуального обучения CLARION. Главная идея данной концепции состоит в том, что в ходе познавательной деятельности человек впитывает знания на двух взаимосвязанных уровнях: внешнем (explicit learning), когда происходит быстрое, первичное усвоение нового материала, и внутреннем (implicit learning) — через постепенное закрепление полученной информации.

Немного иной подход в отношении обработки данных развивался канадским психологом Алланом Пайвиво (Allan Paivio). Он разработал теорию двойного кодирования (dual coding theory), в соответствии с которой процесс познания происходит с использованием двух независимых, но скоординированных систем — вербального и невербального восприятия.

Вербальная и невербальная информация создают различные «коды»: визуальный, отвечающий за задачи пространственного характера, и словесный, опирающийся на язык и абстрактную символику.

Основная гипотеза ученого заключается в том, что невербальная система имела более раннее развитие в эволюции, и в связи с этим зрительные образы и изображения намного эффективнее обрабатываются мозгом и откладываются в памяти. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать оба типа информации, чтобы увеличить запоминание пройденного материала.

  • Запомните все! 6 принципов эффективного обучения

Система 1 и Система 2

Несмотря на все многообразие теорий, суть дуального процесса сводится к тому, что в человеческом мозгу имеют место два отличных, но взаимосвязанных вида мышления, две когнитивные системы рассуждения, которые в ходе эволюции развивались раздельно, так как отвечали за принципиально разные задачи.

Эти системы все чаще разделяются учеными не по сознательному фактору, а по функциональной направленности. В итоге, все характеристики обеих функций мышления было принято объединить под собирательными терминами Система 1 и Система 2, предложенными авторами Становичем и Вестом в статье «Индивидуальные различия в мышлении: последствия для дискуссии о рациональности?» (Stanovich, K E., West, R F. «Individual difference in reasoning: implications for the rationality debate?», 2000)

Приведенная ниже таблица иллюстрирует основные отличия двух систем:

Система 1Система 2
Бессознательное мышлениеСознательное мышление
СкрытоеЯвное
АвтоматическоеКонтролируемое
Небольшие усилияЗначительные усилия
Большая вместимостьМалая вместимость
БыстроеМедленное
Процесс по умолчаниюПодавляющее действие
АссоциативноеОснованное на правилах
В рамках контекстаАбстрактное
УзкоеШирокое
Эволюционно староеЭволюционно новое
НевербальноеВербальное
Понимание, восприятие, ориентацияСледование правилам, сравнение, взвешивание вариантов
ШаблонноеГибкое, изменчивое
Независимо от рабочей памятиОграничено объемом рабочей памяти
НелогичноеЛогичное
ПараллельноеПоследовательное
  • Каким полушарием думают маркетологи?

Автоматизм процесса мышления

Непроизвольный, скрытый характер работы первой системы был подробно рассмотрен психологом Джоном Баргом (John Bargh), исследовавшим роль автоматизма и бессознательной обработки социальной информации при лаборатории Йельского университета.

Психический процесс, по мнению ученого, может быть назван термином «автоматический», только если он не выполняет ни одно из следующих условий:

  1. Осведомленность (awareness), т. е. человек не отдает себе отчета о происходящем в его собственном сознании. Это бывает по трем причинам — вы не распознаете наличие стимула (подкорковое восприятие); не знаете, как этот стимул воспринимается или интерпретируется вашим сознанием (активация стереотипного мышления); не видите, как стимул влияет на ваши суждения или действия (ложная атрибуция).
  2. Целенаправленность (intentionality), т. е. ментальный процесс начался без какого-либо сознательного намерения или желания.
  3. Управляемость (controllability), т. е. человек не способен остановить процесс до его полного завершения.

Еще одна характеристика автоматической системы — это высокая эффективность (efficiency) за счет низкого потребления ресурсов: для проведения автоматического анализа не требуется никаких когнитивных усилий, все совершается как бы само собой.

Именно поэтому теория дуального процесса также внесла значительный вклад в такие разделы социальной психологии как стереотипизация, категоризация и социальное суждение.

Дело в том, что непроизвольная, автоматическая природа одной стороны мышления имеет очень большое влияние на восприятие человеком других людей. Мы часто используем воспринимаемую нами информацию о внешности, возрасте, гендере, национальности или социальной роли окружающих для неосознанного разделения их на группы или категории и приписыванию им характерных черт — стереотипов.

Такая категоризация позволяет нам составлять мнение о других, не прилагая к этому значительных усилий: активация готовых паттернов социального отношения происходит без участия сознания. Единственный способ избежать стереотипного реагирования — это контролируемый когнитивный процесс, когда человек проявляет достаточно воли и желания для объективной оценки других людей.

  • 10 поразительных фактов о работе головного мозга

Решение задач и бессознательное

UTT, или теория бессознательной мысли (Unconscious thought theory), утверждающая, что наш мозг способен выполнять сложные мыслительные задачи без участия сознания и делает это даже лучше, чем под его контролем, была предложена голландскими учеными Апом Декстерхаусом (Ap Dijksterhuis) и Лораном Нордреном (Loran Nordgren) в 2006 году.

Согласно их концепции, осознанное размышление над проблемой (CT, conscious thought) эффективно только в тех случаях, когда в задаче содержится меньшее количество переменных или ее решение сводится к простейшим логическим операциям. В более важных вопросах, по мнению авторов, ответ всегда «всплывает» из подсознания, т. е. человек сам не понимает, как именно происходит его мыслительный процесс.

Это породило идею о том, что бессознательное превосходит сознание по своей значимости в процессе мышления, и учеными было выделено 6 принципов, отделяющих одно от другого:

1. Принцип бессознательной мысли

Этот принцип признает существование двух различных типов мышления: осознаваемого и не осознаваемого. Первый имеет место, когда «когнитивный или аффективный процесс направлен на объект или задачу, находящиеся в центре внимания», тогда как во втором случае объект или задача выходят за пределы фокуса размышляющего.

2. Принцип вместимости

Согласно утверждению когнитивного психолога Джорджа Миллера, человек не может хранить в своей рабочей памяти более, чем 7 +/- 2 элемента информации, а на бессознательное данное правило не распространяется.

3. Принцип «сверху вниз» vs «снизу вверх»

Из-за ограниченной вместимости рабочей памяти сознание вынуждено обрабатывать информацию системно — при помощи определений и схем, в то время как ничем не стесненное подсознательное впитывает данные целиком, после чего «выдает» готовое решение.

4. Принцип весомости

Бессознательное мышление эффективнее сознательного в более важных и сложных вопросах, так как люди принимают лучшие решения, когда они не слишком зацикливаются на взвешивании всех за и против, а немного отвлекаются от поставленной задачи.

5. Принцип правила

Тот факт, что при принятии решений сознание использует строгие формальные правила, а подсознание — это ассоциативный процесс, не исключает, что подсознательно найденный ответ не будет соответствовать законам логики. Внешне они даже бывают совершенно неотличимы.

6. Принцип сближения, или конвергенции

Этот принцип хорошо знаком лауреатам Нобелевских премий и деятелям искусства. На вопрос о том, в чем заключается секрет их гениальности, многие из них они отвечают, что им было достаточно понять суть проблемы и забыть о ней, как через какое время что-то подсказывало им правильное решение. Такое сотрудничество особенно заметно в экстремальных ситуациях: там, где сознательная мысль заходит в тупик, вступает в силу могучее бессознательное.

  • Психология продуктивности: решение проблем с помощью техники инверсии

Как это использовать в бизнесе?

Описанная теория находит свое отражение и в поведенческой экономике, так как двойственный характер мышления оказывает серьезное влияние на принятие людьми экономических решений.

Решение о покупке принимается с участием как непроизвольных, так и контролируемых ментальных процессов, но в зависимости от человека или ситуации, конечный вывод может отличаться. В связи с этим, нужно твердо представлять, к какой именно стороне мышления вы обращаетесь.

В качестве примера можно привести ситуацию, в которой продукт опирается либо на рациональное, эгоистическое поведение, либо на социальный мотив. Для разных людей каждый из этих стимулов окажется привлекательнее другого, причем данное предпочтение будет составлять автоматическую, импульсивную сторону их психики.

Однако, это не означает, что первоначальный выбор не может быть изменен: под контролем сознания, при воздействии дополнительных факторов — социального давления или денежной выгоды — человек может передумать и поступить «несвойственным» ему образом. Подобное разнообразие в покупательском поведении людей, в отличие от стандартного представления о различии вкусов и интересов, теория дуальности объясняет тем, какая именно сторона мышления была задействована при принятии решения.

Высоких вам конверсий!

По материалам wikipedia.orgimage source zinografie
07-08-2015

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]