В чем различия фатализма и волюнтаризма в постановке проблемы свободы;Дж. К. Гелбрейт об основах индустриального общества


Некоторые понятия, которые рассматриваются в философии, могут иметь сразу по нескольку определений, в которой порой довольно трудно разобраться. Философия — наука, изучающая природу, общество, мышление. Столь обширная научная область, в которой трудилось очень много самых разных философов, которые формировали новые движения, учения, идеи. Многие философские термины нашли своё отражение в культуре, но далеко не каждый знает о том, что они означают.

В знаменитом фильме «Кавказская пленница» один из героев фильма, роль которого исполнил Юрий Никулин, в одной сцене произносит слово «волюнтаризм», чем вызывает шок у присутствующих в помещении. Над этой сценой смеялись все зрители, но в то же время не каждый находящийся у экрана полностью осознавал, что именно означает это слово.

В данной статье будет рассказано о том, что означает этот термин, будут раскрыты его основные определения, а также будет указано в каких областях может использоваться данное понятие.

Значение и перевод термина «волюнтаризм»

Волюнтаризм (от латинского voluntas – воля, желание, хотение)

– это такое поведение человека, при котором он принимает решения, пренебрегая объективными обстоятельствами и законами человеческого развития. Проявлением такого поведения является руководство следующим лозунгом «Моя жизнь – мои правила». В данном случае для человека нет ничего святого при выборе целей и средств их достижения. Этот термин ввел в обращение в 1883 году немецкий социолог Ф.Теннис и первоначально подразумевал под ним «произвольные решения». Антоним волюнтаризма –детерминизм (поведение, ограниченное определенными общественными рамками и нормами).

Значение слова

Волюнтаризм изначально обозначал идеалистическое философское направление. Мыслители, которые утверждали решающее значение воли человека и ее приоритет над обстоятельствами, стояли у истоков этого учения.

В политическом лексиконе советских времен слово приобрело ругательный смысл. Его употребляли по делу и без дела, зачастую не понимая его значения. В целом термин «волюнтаризм» служил для оценки человеческой деятельности, характеризующейся немотивированными решениями, принятыми под влиянием настроения.

Понятие «волюнтаризм»

Значение слова «волюнтаризм» зависит от того, к какой конкретной эпохе оно относится и в какой сфере жизни человека и общества применяется:

  • в философии
    – направление, которое первоосновой всего признает волю;
  • в политологии и социологии
    – поведение индивида, который в своих стремлениях и желаниях пренебрегает обдумыванием причин своих поступков и их последствий;
  • в психологии
    – утверждение воли в качестве первичной способности, которая определяет все другие психические процессы и явления. С точки зрения психологической науки, обоснованием волюнтаризма является следующее: воля сильнее всего в мире, она может изменить сам мир, воля сильнее разума, который способен только лишь подтвердить то, что диктует ему воля;
  • в экономике
    – человеческие действия, пренебрегающие всеми реальными законами природы и общественного развития, а также советами и рекомендациями специалистов-экспертов (пример последствий экономического волюнтаризма – изменение русла рек, загрязнение водоемов промышленными отходами, возведение электростанций и водохранилищ вызывают различного рода аномалии климата).

Происхождение термина

Слово «волюнтаризм» пришло в европейские языки из латыни. В Древнем Риме оно служило для описания поведения человека, который не хочет принимать во внимание объективные обстоятельства, нормы морали и обычаи. Такие люди предпочитают сами устанавливать себе правила, не ограничивая себя ничем для достижения выбранной цели.

В социологии – науке об обществе — термин «волюнтаризм» исходно подразумевал принятие произвольных необдуманных решений. Противоположностью такого образа действий является детерминизм – поведение индивида, который не имеет собственного мнения и руководствуется принципом «что люди скажут».

Применение в философии

Зачатки философского волюнтаризма прослеживаются в учении такого известного философа как Августин Блаженный. Он в своем христианском учении высказал мысль о том, что человек без воли Божьей не может совершить ни одного поступка, кроме греха. Следующими, кто обратился к изучению волюнтаризма с философской точки зрения, были Артур Шопенгауэр (главная идея: воля человека – первична, разум – вторичен, все существующее вокруг – воля к жизни) и Фридрих Ницше (новизна – ввел в обращение понятие «биологического волюнтаризма» – когда «воля к жизни» перерастает в «волю к власти»).

Обобщая идеи всех философов, которые обращались к изучению волюнтаризма, можно сказать, что это направление идеалистической философии считает превалирующим в развитии природы и общества божественную (сверхъестественную) или человеческую волю. Философский волюнтаризм включает следующие направления:

  • теологическое:
    Бог первичен, все живое подчиняется именно ему, а не разуму или познанию, он всесилен и всемогущ, поэтому его действия не поддаются рациональному объяснению (Августин Блаженный);
  • метафизическое:
    бессознательность и иррациональность господствуют над разумом (А.Шопенгауэр, З.Фрейд, Ф.Ницше);
  • гносеологическое:
    для воли вера стоит во главе угла по сравнению с познанием (Ф.Шеллинг, И.Фихте);
  • политическое:
    задача власти – руководствоваться потребностями и желаниями народа, а не правящей верхушки. Если правительственное кресло занимал жестокий тиран или человек с неуравновешенной психикой, жители страны имели право и возможности в тот же час его свергнуть (Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо).

Волюнтаризм

Волюнтари́зм

(от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Тённисом (См. Теннис) в 1883)

идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или Рационализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего интеллект, разум.

Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех других духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu — «воля выше мышления»). Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о примате практического разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практический разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравственный закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности Я — абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей немецкой классической философии — Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля (См. Гегель)) является разумной по своей природе, источником осуществления нравственного начала. В противоположность этому А. Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоятельное направление, даёт иррационалистическую трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе» Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознательную и слепую волю. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ф. Ницше. См. также Воля.

Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политической практики, не считающейся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. См. Субъективизм.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1969, с. 111—12; Knauer R., Der Voluntarismus, B., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Düsseldorf, 1918.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. волюнтаризм — Волюнтаризм, волюнтаризмы, волюнтаризма, волюнтаризмов, волюнтаризму, волюнтаризмам, волюнтаризм, волюнтаризмы, волюнтаризмом, волюнтаризмами, волюнтаризме, волюнтаризмах Грамматический словарь Зализняка
  2. волюнтаризм — ВОЛЮНТАР’ИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. voluntarius — волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.). Толковый словарь Ушакова
  3. ВОЛЮНТАРИЗМ — ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) — философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Новейший философский словарь
  4. Волюнтаризм — (лam. voluntas – воля). 1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу «душевной жизни» и поведения человека, высший принцип бытия. Толковый словарь психиатрических терминов
  5. волюнтаризм — Заимств. в начале XX в. из нем. яз., в котором Voluntarismus — суф. производное от лат. voluntas «воля» (исходное слово volo «хочу, желаю»). См. воля. Этимологический словарь Шанского
  6. ВОЛЮНТАРИЗМ — ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля) — англ. voluntarism; нем. VoZ-untarismus. 1. Направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. 2. В соц.-полит. Социологический словарь
  7. волюнтаризм — ВОЛЮНТАРИЗМ -а; м. [от лат. voluntarius — волевой] 1. Филос. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле решающую роль в развитии природы и общества. 2. Психол. Толковый словарь Кузнецова
  8. ВОЛЮНТАРИЗМ — (от лат. voluntas — воля) — течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму (интеллектуализм)… Большой психологический словарь
  9. волюнтаризм — Волюнтаризма, мн. нет, м. [от латин. voluntarius – волевой]. 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.). Большой словарь иностранных слов
  10. волюнтаризм — ВОЛЮНТАРИЗМ, а, м. 1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость. Толковый словарь Ожегова
  11. волюнтаризм — орф. волюнтаризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. волюнтаризм — Заимствование из немецкого языка, в котором Voluntarismus образовано от латинского voluntas – «воля» (значение существительного Voluntarismus и соответствующего русского слова – «субъективистские, произвольные решения»). Этимологический словарь Крылова
  13. волюнтаризм — волюнтаризм I м. 1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле решающую роль в развитии природы и общества. 2. Признание воли — а не разума — решающим фактором психической жизни (в психологии). II… Толковый словарь Ефремовой
  14. волюнтаризм — Волюнтар/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  15. ВОЛЮНТАРИЗМ — ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) — … 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Большой энциклопедический словарь
  16. Волюнтаризм — Учение, противоположное интеллектуализму. В. состоит в утверждении, что реальность в последней инстанции есть нечто тожественное или родственное с волею. Христианство способствовало возникновению этого учения, ценя волю выше интеллекта. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Применение волюнтаризма в психологии

Наука о поведении и психических процессах людей изучает волюнтаризм как направление, признающее волю человека основой всех психологических побуждений и действий. Основоположником этой идеи является немецкий ученый-теоретик Вильгельм Вундт, у которого сразу же появились критики и противники, основавшие свои направления в психологии, противоположные волюнтаризму – прагматизм и функционализм.

Основные идеи:

  • никогда с помощью самоанализа человек не объяснит причину своих поступков;
  • разум и желания нельзя объективно измерять;
  • чтобы понять природу человеческих поступков, не нужно останавливаться только на изучении человеческого общества, необходимо также обращаться к познанию поведения животных и сравнению их с поведением людей в похожих ситуациях;
  • применение теории на практике составляет очень трудную задачу, поэтому ценность таких теоретических разработок для выявления и решения проблем индивида является минимальной.

Волюнтаризм и психология

В среде психологов существует группа ученых, признающих нерациональные волевые импульсы как основу всех поступков человека. Их основные идеи:

  • аналитическим размышлением человек не в состоянии осмыслить причины своих действий;
  • рассудок и желания не подлежат измерению;
  • основа поведения человека лежит в области биологии и инстинктов;
  • психологическая наука не в состоянии помочь человеку в решении его иррациональных проблем.

Волюнтаризм Хрущева

Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.

Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:

  • безосновательное стремление «догнать и перегнать Америку», связанное с постоянными не подтвержденными экономическими расчетами вложениями инвестиций в промышленность, привело к дефициту бюджета страны;
  • возникновение «перегрева» экономики из-за постоянного расширения отрасли по изготовлению средств производства;
  • повышение темпов урбанизации привело к повышению уровня безработицы в городах и снижению общей квалификации работников из-за перенаселения и необразованности жителей глубинки;
  • снижение производства сельскохозяйственной продукции и падение уровня развития аграрного сектора.

Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».

Важно!

Во всех учебниках по истории СССР написано о том, что все решения и действия Хрущева, которые касались внешней и внутренней политики страны, были довольно агрессивными и непредсказуемыми. Во всех словарях понятие «волюнтаризм» объясняется на примере деятельности Хрущева.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]