Социально-педагогические проблемы социализацииАнатолий Мудрик, 2020

Каждый человек существует в условиях социума, являясь личностью и представляя единение индивидуальных особенностей. В процессе жизни каждого человека важна социализация. В нашей статье мы расскажем, что представляет собой этот процесс и какие он имеет особенности.

Социализация является таким процессом, без которого невозможно жить в обществе. Каждый человек имеет определенные качества, которые он получает в процессе жизни. Они как раз и помогают ему жить в социуме. Мы решили разобраться, что представляет собой процесс социализации, а также какими он обладает особенностями.

Что такое социализация человека: понятие


Социализация
Социализация человека представляет собой процесс получения набора качеств характера, без которых невозможно полноценное существование в социуме. Она проходит при взаимодействии человека с внешней средой, а также другими членами общества.

Результатом процесса становится превращение человека в полноценную личность. Так, в течение жизни человек накапливает опыт и знания, которые заставляют его меняться и вырабатывать собственные черты и манеры поведения и общения. При этом, нельзя сказать, что социализация является процессом, имеющим какое-то завершение. Дело в том, что она проходит в течение жизни. Более того, независимо от возраста люди склонны переоценивать свои взгляды.

Учитывать нужно и то, что социализация является двухсторонней. То есть, человек не просто накапливает определенные знания и опыт, но еще и обеспечивает формирование отношений между людьми. В процессе общения у людей начинают формироваться личные пристрастия и предпочтения. При этом, индивид всегда на себя примеряет функции, характерные для социума.

Так как люди очень редко оказываются одиноки и проживают в условиях коллективной жизни, вопрос о вхождении человека в социум никогда не теряет актуальности. И именно социализация является тем процессом, который позволяет влиться в существующие социальные группы.

Этапы

Социализация — процесс поэтапный. На каждом этапе вышеупомянутые трансляторы работают по разному, также включаются особые механизмы, способствующие лучшему освоению социальной действительности.

В отечественной литературе, в частности, в учебниках по социальной психологии Андреевой Г. М., выделяются три стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. На каждом этапе меняются акценты, и прежде всего соотношение двух сторон социализации — в смысле освоения опыта и в смысле передачи опыта.

Дотрудовая стадия социализации соответствует периоду жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Она подразделяется еще на два самостоятельных периода:

  • Ранняя социализация — присуща отрезку времени от рождения до поступления в школу. В возрастной психологии это период раннего детства. Для данной стадии характерно некритическое усвоение опыта, подражание взрослым.
  • Стадия обучения — охватывает весь период юности в широком понимании. Она однозначно включает в себя время обучения в школе. А вот вопрос о том, к какому этапу отнести студенческие годы, стал предметом дискуссий. Ведь многие учащиеся вузов и техникумов уже начинают работать.

Трудовая стадия социализации соответствует периоду зрелости человека, хотя следует отметить, что демографические границы зрелого возраста весьма условны. Она охватывает весь период активной трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации подразумевает период жизни человека после окончания основной трудовой деятельности. Она соответствует пенсионному возрасту.

Где производится первичная и вторичная социализация человека?

Формы социализации

Существует такое понятие, как первичная и вторичная социализация человека.

  • Первичную социализацию, как правило, еще называют детской. Этот процесс происходит неосознанно. Просто на ребенка оказывают влияние различные факторы и он уже с их помощью усваивает определенные нормы поведения. При этом помощниками в этом деле выступают родители, воспитатели и родственники. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее он становится. В итоге, после достижения определенного возраста он может отвергать какие-то нормы поведения и вести себя иначе, чем остальные. Так, он получает право выбора собственной линии поведения. При этом, самым первым местом, где формируются первые социальные качества, является семья.
  • Что касается вторичной социализации, то это уже происходит при взрослении ребенка. Он в любом случае продолжает усваивать общественные нормы поведения. И вот тут уже начинается вторичная социализация, когда приходится привыкать к разным коллективам. К примеру, ребенок поступает в университет, где уже другое общество и новые нормы поведения. Им приходится соответствовать. Гораздо сложнее, когда человек переезжает в другую страну, потому что в данном случае приходится менять привычки и принимать новые традиции, а это довольно тяжело. Нередко люди не справляются без профессиональной помощи.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Как проходит социализация человека: этапы

Стадии социализации
Социализация человека не проходит сразу. Это достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала должна пройти социальная адаптация. Другими словами, человеку надо еще приспособиться к условиям социальной среды, в которой он находится. Вообще, считается, что адаптация проходит в три уровня — физиологический, психологический и непосредственно социальный.

  • Физиологический. На этом этапе человек присматривается к новой обстановке, начинает вступать в какие-то связи и оценивать собственные возможности. Это все ему в будущем поможет самореализоваться. В это время человек активно общается и привыкает к новым для себя правилам, ну а потом уже начинает прилагать некоторые усилия, принимаемые в данном коллективе.
  • Индивидуализация. На этом этапе человек уже принимает себя как часть общества. Собственно, в это время уже формируется личность. У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее.
  • Интеграция. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки.

Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет. В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается.

Социально-педагогические проблемы социализацииАнатолий Мудрик, 2020

Универсальные характеристики процесса социализации

Стадии социализации

Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Поскольку до 60-х годов XX века считалось, что процесс социализации завершается в юности, то одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три стадии:

— первичная — социализация ребенка;

— маргинальная — социализация в подростковом возрасте;

— устойчивая или концептуальная (целостная) — социализация в период с 17–18 лет до 23–25 лет.

Одним из первых в том, что социализация заканчивается в молодости, усомнился американский ученый Орвиль Г. Брим-младший, который в 1966 году не только выступил с утверждением о том, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следующие различия между социализацией детей и взрослых.

Во-первых, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует (а правильнее — формирует. — А.М.)

базовые ценностные ориентации.

Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и своего окружения; дети способны только усваивать их (что довольно спорно. — А.М.).

В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают (что также неоднозначно. — А.М.).

В-четвертых, социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и так далее (у детей дело обстоит аналогично, но роли другие. —
А.М
.).

В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения (что тоже не совсем так. — А.М

.).

Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О.Г. Бримом-младшим, ценно, в первую очередь, тем, что впервые фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Однако конкретное содержание этих различий явно свидетельствует о том, что О.Г. Брим-младший рассматривает социализацию как субъект-объектный процесс. Поэтому все названные им различия имеют крен в объектную характеристику и детей, и взрослых в процессе социализации.

Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации ее стадий. Так, ряд исследователей стал различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации — дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже (она предложена мною) является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

В соответствии с этой периодизацией человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет).

Стадия отрочества — младший подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (12–14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский (15–17 лет) и юношеский (18–23 года) возраст, молодость (23–30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30–40 лет), позднюю зрелость (40–55 лет) и пожилой возраст (55–65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, несколько иначе складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются средства и механизмы социализации.

Факторы социализации

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит. Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

Условия или факторы социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы.

Первая — мегафакторы

(мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая — макрофакторы

(макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами факторов).

Третья — мезофакторы

(мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют — семья и семейное воспитание, соседство, группы сверстников, воспитательные организации и социальное воспитание, религиозные организации и религиозное воспитание, различные общественные, государственные, частные, контркультурные организации, микросоциум.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизирующие один из факторов, игнорирующие или отрицающие роль многих факторов. Так, теологи старого образца единственным социализирующим фактором признавали религиозные общности. Марксизм утверждает в качестве такового класс. Ортодоксальные фрейдисты рассматривают принадлежность человека к тому или другому полу как определяющий фактор его социализации, а шовинисты всех мастей — нацию.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных — далеко не все изучены. Выделенные выше факторы социализации также изучены в разной мере. Но и имеющиеся данные о каждом из них позволяют дать их характеристику в следующем разделе учебника.

Агенты социализации

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Г. Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния — опекуны, то есть лица, осуществляющие уход за ребенком, авторитеты, дисциплинаторы и учителя-наставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а могут и расходиться. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (деды и бабки, тетки и дядья, братья и сестры, другие родственники и домочадцы), а также не родственники (соседи, компаньоны по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнерами (сиблингами, товарищами и пр.).

В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Многочисленные исследования не выявили какой-либо иерархии степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящей от общественного строя, системы родства и структуры семьи (И.С. Кон).

Средства социализации

Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

— способы вскармливания младенца и ухода за ним;

— язык и речь агентов социализации;

— формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

— окружающие человека продукты материальной культуры;

— элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

— стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;

— методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

— последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая или малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций — способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, систем способов выражения признания, отличия, наград.

Так, формальные негативные санкции — это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т. п. Неформальные негативные санкции — это выражение удивления, насмешки, отказ подать руку, означающие моральное порицание, отказ поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательные сплетни и т. п. (Я. Щепаньский).

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.

Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер — прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. Нейл Смелзер (США) считает важнейшими четыре психологических механизма — имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как позитивные, а два других как негативные. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский — закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизмов социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

1. Импринтинг

(запечатление, впечатывание) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Так, травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) — унижения, жестокое обращение и прочее, оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т. п. Другой пример — запечатленный в подростковом или юношеском возрасте (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

2. Экзистенциальный нажим

(от лат.
ex(s)istentia
— существование) — влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

3. Подражание

— произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемым средствами массовой коммуникации.

4. Идентификация

(отождествление) — эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

5. Рефлексия

— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие охарактеризованные мною в конце 70-х гг. XX в.

Традиционный механизм

социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этно-конфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т. д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, па неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (то есть действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVII века Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм

социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния, как тонко подметил еще в XVIII веке реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, определяется тем, что «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Таким образом, в русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализации.

Стилизованный механизм

социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и любой другой группы. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

То есть в русле стилизованного механизма действуют, в первую очередь, подражание и идентификация.

Межличностный механизм

социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно и порой — существенно.

Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах большую роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (то есть обращенных внутрь себя, повышено тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

* * *

Из вышесказанного следует, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обуславливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т. п.

В заключение заметим, что тем, кто работает с людьми, очень полезно иметь в виду мысль Антуана де Сент-Экзюпери: «Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал. Жить — значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко — брать уже готовые души».

Какой бывает социализация человека: формы

Важно знать, в каких формах бывает социализация человека. Вообще, выделяется две основные.

  • Ненаправленная. Формирование личности осуществляется стихийно, когда на человека воздействует ближайшая социальная среда. Тогда у человека появляются определенные качества. Потому она и является стихийной. При этом окружением являются родственники, друзья и коллеги.
  • Направленная. В этом случае предусматривается специальная методика воздействия, то есть людям специально привязываются какие-то ценности и качества, которые важны для общества. В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе.

Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека.

Цели и задачи

Цель социализации — формирование ответственного и социально активного поколения, действия которого регулируются социальными нормами и общественными интересами. Она решает три основные задачи:

  • интегрирует индивида в общество;
  • способствует взаимодействию людей через усвоение ими социальных ролей;
  • сохраняет общество благодаря производству и передаче культуры от поколения к поколению.

Социализированность — это результат освоения и активного применения личностью традиционного социокультурного наследия при сохранении и развитии своей индивидуальности.

Какие факторы социализации человека известны?

Факторы социализации
Существуют определенные факторы, с помощью которых проходит социализация человека. Они делятся на несколько больших групп. Давайте поговорим о каждой подробно.

  • Макрофакторы

Они оказывают влияние либо на все человечество, либо на какую-то его большую часть. К примеру, это общество в пределах одной страны. То есть, макрофакторами можно назвать Вселенную, космос, планету, все человеческое общество и, конечно, страну. Например, отдельное государство имеет свои законы, моральные нормы и устои. У каждого из них они отличаются.

Кроме того, на общество в целом могут влиять экологические, демографические, экономические и военно-политические проблемы.

  • Мезофакторы

В данном случае имеются ввиду условия внутри групп, которые объединены, например, по национальности, месту проживания, объединенные посредством определенного средства коммуникации.

Этнические особенности, касающиеся социализации, могут быть ментальными или духовными, а также жизненно важными и касаться, к примеру, здоровья или физического развития.

Что касается места проживания, то это может быть отдельный город или село. То есть, в пределах одного населенного пункта проживает конкретное общества.

Потребность в общении заставляет нас пользоваться средствами массовой коммуникации. С их помощью люди образовывают конкретные группы, которые помогают развиваться и вливаться в общество.

  • Микрофакторы

К таковым относятся небольшие группы людей, например, это может быть семья, рабочий коллектив или класс в школе.

Так, в процессе жизни человеку приходится проходить через несколько различных институтов социализации.

Макрофакторы социализации

Макрофакторы влияют на всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола. Например, равенство полов в Европе и патриархат в ряде обществ Азии и Африки.

Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно. Ценности и стиль жизни тех или иных слоев, в том числе и криминальных, могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья.

Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.

Как фобии мешают социализации человека?

Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен. При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия. Это ничто иное, как боязнь общества. Соответственно, когда человек попадает в любой коллектив, то ему становится дискомфортно. Есть и другие фобии. К примеру, демофобия является боязнью толпы, а антрофобия является общим понятием боязни людей. В последнем случае человеку плохо даже не то что в обществе нескольких людей, но даже один человек уже вызывает не лучшие эмоции.

Каждая из этих фобий может привести к тому, что социализация человека будет проходить с проблемами. Он закроется и постепенно растеряет все навыки общения. Для него любой выход в общественное место будет считаться большой проблемой, но вот только без общения полноценно жить не получается.

Так, каждый человек не должен бояться выражать собственное мнение и негатив, который может быть в итоге на него оказан. Кроме того, важно не бояться приходить на встречи и не избегать общения по телефону. Возможно, поначалу будет очень сложно, но важно не отказываться и стараться с этим бороться. Когда люди долгое время ни с кем не общаются, то у них не просто теряются навыки общения, но и меняется дикция. Людям сложно грамотно выстраивать речь. Чтобы это не было проблемой, требуется постоянное общение.

Как государство влияет на социализацию человека: примеры

Государство и социализация
Государство является агентом, который помогает в социализации человека. Оно обладает большими возможностями и оказывает влияние на приобщение личности к требованиям общества. Более того, государство регулирует данный процесс.

Способами регулирования являются:

  • Идеология. В рамках этого метода человек переосмысливает историю своей нации, ее место в современном обществе, а также проблемы и перспективы. Кроме того, у человека формируются такие ценности, которые важны для консолидации нации и одобряются на определенных этапах развития. При этом, для каждого члена социума является обязательной система ценностей. Их ориентируют базовые институты, такие как СМИ, семья, образование. Так что, человек, чтобы стать частью общества, должен все это принять как свое.
  • Институциональные. В данном случае государством регулируется деятельность базовых институтов. То есть, системы образования, партий, СМИ. Особенно это важно при переходе от традиционного общества к современному. Если интенсивность процессов слишком высокая, то человек просто не успевает адаптироваться.

Таким образом государство имеет приоритетную роль в процессе управления социализацией. Это проявляется на двух этих уровнях. Государство формирует общественные ценности и развивает базовые институты, которые позволяют людям усваивать эти самые ценности.

Виды

Для понимания видов социализации необходимо рассмотреть социальные институты, соответствующие каждому этапу развития. На дотрудовой стадии институты способствуют вхождению индивида в социальный мир и освоению им этого мира, его особенностей и законов. В период раннего детства самый первый институт, в рамках которого человек начинает осваивать социальный опыт, — это семья. Далее следуют различные детские учреждения.

В период обучения индивид начинает взаимодействовать с первым более-менее официальным представителем общества — школой. Именно здесь он впервые знакомится с основами социализации. Институты, соответствующие этому периоду, снабжают необходимыми знаниями об окружающем мире. Также в этот период огромную роль играет группа сверстников.

Институты трудовой стадии — это предприятия и трудовые коллективы. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос остается пока открытым.

Исходя из институционального контекста, различают два вида социализации: первичную, связанную с приобретением опыта из непосредственного окружения человека, и вторичную, связанную уже с формальным окружением, воздействием учреждений и институтов.

Функции семьи в социализации человека: особенности

Семья и социализация
Социализация человека начинается с семьи. Она сильно влияет на физические и психические качества личности. Семья является одним из основных институтов воспитания. В частности, она закладывает будущие качества личности.

Семья представляет собой группу людей, которая объединена родственными узами. В ней всегда есть какие-то свои традиции и устои. Она является основным институтом, который формирует у ребенка жизненные принципы и нравственные начала.

Так, семья способствует развитию личности, укреплению психического здоровья, развивает у детей надежность и уверенность, а также помогает в самореализации и безопасности. Кроме того, в семье дети учатся проявлять свою индивидуальность.

Успех социализации ребенка зависит от структуры его семьи, то есть, полная она или нет, а также воспитанием ребенка могут заниматься родственники. Когда семья неполная, то наблюдается снижение воспитательных способностей. В частности, ребенок начинает испытывать нехватку эмоций, либо к нему проявляется слишком много чувств. При этом в неблагополучных семьях социализация затруднена и даже нарушена. В данном случае происходит игнорирование основных семейных функций, есть недостатки в воспитании. Отсюда и появляются «трудные» дети.

Особенности социализации молодежи

Молодежь — наиболее подвижная часть общества. Это та группа, которая наиболее восприимчива к новым веяниям, явлениям, знаниям и представлениям о мире. Но она недостаточно адаптирована к новым для себя социальным условиям, и потому легче поддается воздействиям и манипуляциям. В ней еще не сформированы устойчивые взгляды и убеждения, затруднена и политическая, и социальная ориентация.

От других групп общества молодежь отличается еще и тем, что является вовлеченной практически во все социальные процессы или непосредственно, или опосредованно, например, через свою семью.

К данной социально-демографической группе относятся люди в возрасте от 16 до 30 лет. На эти годы приходятся такие важные события, как получение среднего и высшего образования, выбор и освоение профессии, создание собственной семьи и рождение детей. В этот период остро ощущаются серьезные трудности на этапе жизненного старта. В первую очередь это касается вопросов трудоустройства, жилищных и материальных проблем.

На современном этапе отмечается усложнение проблем психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы ее вовлечения в систему социальных взаимосвязей. Поэтому помимо общеобразовательных учреждений создаются специальные центры социализации молодежи (ЦСМ). Основные направления их деятельности, как правило, связаны с организацией социально-культурных и досуговых мероприятий, оказанием информационных и консультационных услуг, пропагандой здорового образа жизни. Молодежь является главным ресурсом общества, его будущим. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик и жизненная устойчивость очень важны.

В каких случаях человека называют жертвой социализации?

Жертвы социализации
Бывает, что социализация человека заходит достаточно далеко и он становится ее жертвой. Конечно, каждый способен творить свою жизнь сам и ставить перед собой определенные цели, а потому человека можно рассматривать в качестве субъекта социализации.

Когда человек становится жертвой социализации, то он имеет внутренние противоречия. То есть, успешной социализация является, когда человек эффективно адаптировался в обществе, а также способен ему в какой-то степени противостоять. Точнее, бороться с теми коллизиями, которые не позволяют нормально развиваться и самоутверждаться. Однако этот конфликт должен быть сбалансированным. Тогда адаптация считается успешной.

Если же человек полностью принимает общество как есть и у него нет никакого конфликта, то есть он является конформистом, то он вполне может считаться жертвой. Таковым можно назвать и диссидента или инакомыслящего, который никак не адаптирован к обществу. То есть, он постоянно уклоняется от принятых в обществе норм.

В каждом обществе встречаются такие жертвы. К примеру, демократическое общество вопреки своим установкам чаще всего продуцирует жертв. В то же время тоталитарное общество заставляет появляться конформистов.

Социализация людей с инвалидностью: особенности

Социализация ребенка инвалида
Социализация человека с инвалидностью является сложным процессом, при котором ему приходится осваивать принятые нормы поведения и стереотипы. Сложность заключается именно в положении человека, потому что инвалидом является человек, имеющий определенные отклонения в физическом или психологическом плане. Соответственно, ему требуется особый уход. Кроме того, ему требуется поддержка от государства и общества в целом.

Кроме всего прочего, социализация предполагает получение определенных навыков и знаний, а также ценностей, которые инвалидам достаточно сложно усваивать. Так, у инвалидов одной из форм социализации является постоянное обучение. С его помощью инвалид может участвовать в таких процессах как:

  • Компенсация психологических дефектов. К примеру, человек имеет какие-то проблемы с психикой, которые заставляют его в некотором плане отличаться от остальных
  • Формирование положительных установок
  • Развитие других способностей, которые были утрачены, к примеру, человек потерял способность ходить из-за аварии. Тогда надо ему помочь научиться ходить заново, если это возможно

Обучение всегда касается освоения поведения и окружающей обстановки. Нередко, когда к инвалидам относятся не так, как к другим, то им становится не очень комфортно. В таком случае требуется помощь психолога, и обучение человека таким образом, чтобы он мог взаимодействовать с другими и не было заметно, что он не такой. Кроме того, инвалидам важна адаптация и участие в общественной или социальной деятельности.

Конечно, социализация человека-инвалида имеет определенные особенности. В данном случае все зависит от самой патологии, к примеру, отставания в развитии или утраты каких-то функций. Кроме того, важен пол и возраст, а также начальное положение в обществе, семья, государство. Есть такие люди, которых просто не замечают и никому не важна их социализация. Им намного сложнее, потому что они кроме своей особенности изолированы от общества.

К примеру, инвалидам, имеющим умственную отсталость, можно достичь самостоятельности, но для этого надо постоянно работать и заучивать каждое действие. Сегодня даже есть специальные тренинги.

Инвалиды в возрасте 16-25 лет, кроме того, что они имеют ограничения жизнедеятельности, могут испытывать сложности в общении со сверстниками. Это усугубляет ситуацию. Однако в некоторых случаях инвалидность является главным препятствием и даже не для самого человека, а для окружающих. Это может привести к тому, что человек закроется или начнет вести себя асоциально. Так что программы обучения должны обязательно учесть все ограничения инвалида.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Социализация пожилых людей: особенности

Социализация пожилых
Социализация человека пожилого является на данный момент одной из наиболее актуальных проблем. Дело в том, что пожилым людям сложно сохранять взаимодействие с социумом и самореализоваться.

Как и в других периодах жизни, период позднего взросления определяется по-разному. Большинство ученых придерживается мнения, что оно наступает в 60 лет, но на самом деле, у женщин он может наступать и раньше, примерно в 58 лет. Изменение психосоциального статуса отличается тем, что возможности уже ограничены. Процесс проходит в две стадии — наступление старости и выход на пенсию.

Как правило, удовлетворение от жизни и успешное приспособление, во многом определяется здоровьем. Как правило, негативный эффект уменьшается путем сравнения. Кроме того, немаловажно материальное положение и принятие самой перемены. Когда человек выходит на пенсию, то ему хочется бросить работу. Однако воспринимать этот процесс надо как возможность заниматься чем-то интересным, на что раньше времени не хватало. Каждому человеку в старшем возрасте важно не терять социальную активность. Для пенсионеров есть много интересного — они могут посещать специальные клубы, общества.

Часто у пожилых возникает такая проблема, когда люди как бы выпадают из общения. Так что им нужно стараться не терять его. Так, например, нередко сильно сужается круг общения и возникает потребность в дружеских связях и приятельских контактах. Появляется тревога и озабоченность. Соответственно, отсутствие общения может привести к развитию депрессии.

Еще важно учесть, что ценности, эталоны и традиции нельзя рассматривать по отдельности для пожилых, потому что они все параллельны и зависят друг от друга.

При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают. Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются.

Поэтому важно понимать, что социализация пожилых людей зависит от того, насколько человек вовлечен в процесс общения и как он взаимодействует с определенными социальными и возрастными группами.

Сферы

Основные сферы, в которых происходит освоение индивидом социальных связей, — это деятельность, общение и самосознание.

В процессе деятельности у человека расширяется кругозор относительно различных видов деятельности. Далее эта новая информация структурируется, и затем человек центрируется на каком-то определенном виде деятельности как главном, основном на данном этапе. То есть выстраивается иерархия, происходит осмысление и определяется центральный вид деятельности.

Общение расширяет и обогащает связи человека с общественностью. Во первых, происходит углубление форм общения, то есть переход от монологического к диалогическому общению. Что это значит? То, что человек научается децентрироваться, принимать в расчет точку зрения другого как равного партнера по общению. Примером монологического общения может выступать крылатое и полушутливое выражение: «По этому поводу есть две точки зрения — моя и неправильная». Во-вторых, увеличивается круг общения. Например, с переходом из школы в институт запускается процесс освоения нового окружения.

По мере освоения новых видов деятельности и новых форм общения человек развивает собственное самосознание, которое понимается как умение человека в общем отличить себя от других, умение осознать себя как «Я» и по мере этого развернуть какую-то систему представлений о жизни, о людях, об окружающем мире. Самосознание состоит из трех основных компонентов:

  • Когнитивное Я — знание каких-то своих собственных характеристик и представлений.
  • Эмоциональное Я — связано с общей оценкой себя.
  • Поведенческое Я — это осмысление того, какой стиль поведения, какие способы поведения для человека характерны и какие он избирает.

По мере социализации происходит рост самосознания, то есть осмысление себя самого в этом мире, своих возможностей, своих предпочитаемых стратегий поведения. Здесь очень важно отметить, что по мере роста самосознания человек научается принимать решения, делать выбор.

Принимать решения — это очень важный момент социализации, потому что только адекватные решения позволяют человеку впоследствии совершать достаточно адекватные действия в этом окружающем его мире.

В совокупности деятельность, общение и развитие самосознания представляют собой процесс, в ходе которого человек осваивает расширяющуюся вокруг него действительность. Она начинает развертываться перед ним во всем своем многообразии и во всех своих сложностях.

Различия в социализации растущего и взрослого человека: особенности

Социализация человека взрослого и растущего отличается. Это проявляется в нескольких факторах:

  • У взрослых социализация заключается в изменении внешнего поведения. При этом у детей корректируются базовые ценностные ориентации
  • У детей нередко существует только два понятия — хорошо и плохо. Что касается взрослых, то они всегда понимают, что между этими двумя понятиями существует немало «оттенков серого»
  • Социализация взрослого состоит в том, чтобы он овладел определенными навыками. При этом, у детей социализация формирует по большей части мотивацию их поведения

Именно этим и отличается социализация взрослого от ребенка.

https://youtu.be/JeXOpHT3elc

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]