Развитие самоценности. Как восстановить самоуважение в сложной ситуации?


Самопринятие. Самоуважение, Самоодобрение

Теперь вернемся от этого весьма возвышенного стиля к нашим будничным занятиям. Прежде чем я дам вам некото­рые упражнения, которые рекомендуются для повышения уров­ня самопринятия (с некоторыми вы уже знакомы; подумайте с какими), мне бы хотелось представить вам перечень свойств, характерных для людей с высоким уровнем самопринятия. Я заимствовала его из книги И. Атватера»Я Вас слушаю», по­священной тому, как правильно слушать собеседника. Прав­да, автор пользуется несколько иным термином — «самоодоб­рение» и говорит об «оптимальном уровне самоодобрения». Вот что он пишет:
«Следующие навыки и способности свойственны людям с оптимальным уровнем самоодобрения. Прочитайте их внима­тельно и оцените, насколько хорошо владеете самоодобрени­ем вы сами.

1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мне­ния других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изме­нить свое мнение, если оно ошибочно.

2. Способность действовать по своему усмотрению, не испы­тывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны дру­гих.

3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.

4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмот­ря на временные неудачи и трудности.

5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его по­лезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способ­ностей и занимаемым положением.

6. Относительная непринужденность в общении, умение как от­стаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.

8. Умение оказывать сопротивление.

9. Способность понимать свои и чужие чувства, умение подав­лять свои порывы.

10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной Стельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.

11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых со-циальных норм.

12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки»*.

Как вы видите, перечень весьма обширен. Но особенность его, на мой взгляд, в том, что в отличие от многочисленных «моральных кодексов» и призывов он вполне конкретен. В нем в основном (за некоторым небольшим исключением) опи­сываются совершенно конкретные формы поведения и на­выки, которыми может овладеть каждый, если, конечно, за­хочет.

И это мое первое задание по развитию самоодобрения, самопринятия, самоуважения — проще, любви к себе. Если вам удалось упражнение с зеркалом или вы считаете, что лю­бите себя и так, все равно выполняйте это упражнение, по­скольку оно позволит вам развить соответствующие «соци­альные навыки», правильно, говоря другими словами, выра­жать эту любовь для того, чтобы самому жить полноценной жизнью и чтобы рядом с вами лучше жилось другим. Задание такое.

Проанализируйте свое поведение с точки зрения соот­ветствия «принципам самоодобрения». Причем поведе­ние в совершенно конкретных ситуациях. Лучше всего если в течение нескольких дней по вечерам вы будете описывать два-три эпизода из прошедшего дня и анали­зировать их по приведенным И. Атватером критериям Естественно, что не все критерии вы сможете каждый раз использовать но старайтесь подобрать ситуации так, чтобы были, как любят говорить наши бюрократы, «задействованы» все. Хорошо, если вы занимаетесь вдвоем или втроем и можете спросить мнение другого. Если у вас есть кто-то (все равно — ваш сверстник или совсем взрослый человек), кому вы доверяете и на кого не обидитесь, спросите его мнение. Ваша зада­ча — определить уровень владения перечисленными навыками, как бы «расставить» их по порядку — от того, которым вы наиболее владеете, до того, которым не владеете вовсе. Это называется «проранжировать». Сле­дующий этап: вы выбираете два навыка — из начала и конца списка и сознательно реализуете их в своем повседневном поведении, каждый день давая себе отчет, как у вас это получается. И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически. Затем следую­щие два и т. д.

Это довольно длительная и, конечно, несколько нудная работа, но, если вы хотите изменить отношение к себе, я очень рекомендую ею заняться, поскольку известно, что способы нашего поведения оказывают такое же влияние на наш внут­ренний мир, как и он на них.Если вы будете вести себя, как человек с высоким уровнем самопринятия, даже вопреки ощу­щению собственной никчемности и ненужности, то вы до­статочно скоро почувствуете, что действительно стали боль­ше любить себя. Я не призываю вас играть — я предлагаю вам на самом деле овладеть этими навыками, примерно так же, как вы в свое время научились ходить, потом читать, по­том писать, лазить по канату или решать сложные задачи. Еще одно задание. И тоже на длительное время.

Ежедневное! Составляйте уже знакомый нам список удач.

А сейчас задайте себе вопрос: из чего складывается наше пе­реживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из со­отношения полученного результата и того, чего мы хотели до­стичь. По известной формуле классика психологии У. Джемса:

Самооценка = Успех/ Притязания.

Другими словами, самооценку можно повысить, либо по­вышая уровень успеха, либо снижая притязания.

Выполняя задание, помните эту формулу и, когда будете составлять список удач, каждый раз давайте себе отчет, почему тот или иной результат вы считаете своим достижением.

Поиграйте с результатами и притязаниями. Представьте себе, что вы хотите каких-то других достижений — более высоких или более низких. Что в этом случае будет в спис­ке? Составляйте такие списки не менее двух недель. За­тем, когда вы начнете чувствовать, что вам это надоело, усложните задание. Составляя список удач сегодняшне­го дня, обязательно находите в каждой то, что она может дать для буду­щего.

И здесь мы переходим к другому важному моменту, свя­занному с успехом, неудачами и любовью к себе. Это явление носит названиежизненного сценария. Лучше всего оно опи­сано в книге Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»*. Сценарий — это своего рода план и одновременно стиль жизни, который мы часто реализуем, не задумываясь и не зная об этом. Это своеобразная программа жизни, которая закладывается в нас с детства. Но сказанное вовсе не означает, что сценарий мы не можем осознать и из­менить. Для нас с вами сейчас важны сценарии победителя и побежденного, неудачника, поскольку они непосредственно связаны с понятиями «успех», «притязания». Лучше всего это можно понять, проанализировав собственное отношение к сво­им успехам и неудачам, но не сиюминутным, а отсроченным, т. е. связанным с достижением цели. Следующее наше задание таково.

Представьте себе, что вы поставили и добиваетесь цели, где может быть успех или неудача (например, поступле­ние в институт). Подумайте и запишите, выбрав один из возможных исходов, ваши действия в пределах одного-двух месяцев. Затем — то же со вторым исходом.

Теперь сравните ваши результаты с такими данными. Че­ловек, реализующий сценарий «победителя» при выполнении подобного задания, как это ни странно, анализирует то, что он будет делать в случае неудачи. Именно эта часть задания оказывается у него выполненной наиболее подробно. У «не­удачника» — все наоборот. Он подробно описывает свои дей­ствия, точнее, переживания в случае успеха и лишь очень крат­ко, явно по необходимости, говорит о неудаче. Еще один ха­рактерный штрих: «победитель» говорит в утвердительной форме, пользуясь выражениями: «Я буду», «Я сделаю», «не­удачник» пользуется косвенными высказываниями типа: «Мо­жет быть, если бы мне помогли…», «Мне надо было бы…», «Не следовало бы…».

Берн приводит множество данных о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев и они доходят до своего логического конца. Но сценарии можно изменить. Он указывает на три основных разрушителя сценариев: 1) мировые катаклизмы — войны, революции; 2) психотерапевтическая и иная работа, специально направленная на изменение личнос­ти и, следовательно, ее сценария, и, наконец, 3) самостоя­тельное, сознательное решение изменить свой сценарий.

В последнем случае важно прежде всего подумать о целях своей жизни. Целях главных, смыслообразующих. Это про­стой вопрос, который в той или иной форме, более или ме­нее отчетливо, но задает себе каждый: чего я хочу добиться в жизни?

Самоодобрение как качество личности – способность одобрять, положительно подкреплять своё поведение, ход мыслей и рассуждений.

Одобряю себя. Купил собаку. Суку. Назвал Тещей. Дрессирую во дворе. Мужики из дома висят в окнах и завидуют. Теща, сидеть! Теща, стоять! Теща, фу! Теща, голос! Соседи по подъезду при встрече пользуются командой «-Теща, дай денег». Дает лапу. Жена не одобряет, теща далеко, ей не говорит. Обещает завести кобеля и назвать Костей (так меня зовут). Думаю, что удерживает только мысль о неизбежных поползновениях Кости на Тещу. Семейная жизнь стала веселей.

Самоодобрение – положительное подкрепление самого себя. Человек нуждается в одобрении не только со стороны своего окружения, но и от самого себя. Глубокая потребность быть замеченным распространяется не только на поиск одобрения у других людей, но и в большой степени от самого себя. Поэтому уважающий себя человек старается вести себя так, чтобы вызвать одобрительное отношения к своим словам и поступкам.

Положительное подкрепление решает следующие задачи:

— формирование нового стереотипа поведения;

— усиление уже имеющегося желательного стереотипа поведения;

— ослабление нежелательного стереотипа поведения;

— поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях. Обычно на практике решаются, по крайней мере, две задачи (вторая и четвертая или третья и четвертая), чаще же работа с пациентом направлена на реализацию второй, третьей и четвертой задачи.

Возьмем один из многочисленных примеров дейст­венности положительного самоподкрепления, приве­денных Прайор. Страстный любитель игры в сквош (нечто вроде тенниса) решил проверить на опыте эффективность самовознаграждения за хорошие удары. Сначала, го­ворил он, я чувствовал себя жутким дураком, приго­варивая при каждом удачном ударе: «Хорошо, Пит, молодец». Но потом моя игра начала улучшаться. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И я получаю гораздо больше удовольст­вия. Я не ору на себя все время, не злюсь и не рас­страиваюсь. Если удар не получился, ничего страшно­го, следующие будут хорошими. Мне теперь просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бе­сится, бросает ракетку. Я знаю — это его игру не улуч­шит.

Самоодобрение – признательность самому себе за проявление добродетелей. То есть человек проявляет высокую утончённость чувств, возвышенное мышление и сердечное благоволение за оказанное им самим благодеяние. Кто познал одобрение собственного сердца, тот знает, насколько оно сильнее всяческих похвал и комплиментов.

Человек, обладающий чистым сознанием, поддерживает неразрывную связь с совестью – представительством Бога в каждом человеке. Получить одобрение от собственной совести – наивысшая форма самоодобрения личности.

Самоодобрение никак не умаляет роль духовного наставника. Брайан Трейси в статье «Самоуважение» пишет: «Вы никогда не можете искренне испытывать симпатию к самому себе до тех пор, пока не одобрили себя полностью, пока не согласились со своими и сильными чертами, и слабостями. А ключ к одобрению самого себя — в том, чтобы быть безусловно одобренным по крайней мере еще одним человеком, которого вы уважаете и которым восхищаетесь и даже, более того, — которого любите. Только тогда, когда кто-то другой принимает вас «без прикрас и полностью», вы можете расслабиться и принять самого себя как значительную и стоящую личность».

Самоодобрение не мешает человеку быть самокритичным, не сводится к надеванию шор на глаза, чтоб не видеть собственные пороки.

Американский психолог И. Атватер выделил ряд психологических установок и качеств личности, само-формирование которых в себе, по его мнению, подни­мает уровень самоодобрения, способствует жизненной устойчивости личности, так как поддерживает ее спо­собность удерживать инициативу, оборачивать склады­вающиеся ситуации в свою пользу. Приведем эти ус­тановки и качества:

— Верность своим принципам, несмотря на противо­положные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.

— Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и сожаления в случае неодоб­рения со стороны других.

— Способность не тратить время на чрезмерное бес­покойство о завтрашнем и вчерашнем дне.

— Умение сохранять уверенность в своих способно­стях, несмотря на временные неудачи и трудности.

-Умение ценить в каждом человеке личность и чув­ство его полезности для других, как бы он ни отли­чался уровнем своих способностей и занимаемым по­ложением.

— Относительная непринужденность в общении, уме­ние как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

— Умение принимать комплименты и похвалу без при­творной скромности.

— Умение оказывать сопротивление.

— Способность понимать свои и чужие чувства, уме­ние подавлять свои порывы.

— Способность находить удовольствие в самой разно­образной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм.

— Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

Чтобы добиться успехов во всех сферах жизни, человеку необходима достаточная уверенность в себе и своих возможностях. Низкая самооценка – барьер, который не позволяет стать счастливым, ведь человек переполнен сомнениями и не способен в полной мере наслаждаться жизнью и чувствовать себя счастливым. Подумайте – пока вы не уверены в своих силах, мимо вас проходят лучшие моменты и, конечно, кто-то другой воспользуется ими. Давайте подумаем, как повысить самооценку и уверенность в себе. Психологами разработаны специальные методики и способы повышения самооценки.

Что вызывает разочарование?

Разочарование возникает, когда результаты (цели), которых вы ожидаете, не соответствуют прилагаемым вами усилиям и действиям. Разочарование может возникать и когда ваши действия приносят меньше результатов, чем вы предполагаете.

Фрустрацию, которую мы испытываем, можно рассматривать как результат двух типов блокировки цели: внутренних и внешних источников фрустрации.

  • Внутренние источники фрустрации обычно включают разочарование, возникающее, когда мы не можем получить то, что хотим, в результате личных реальных или воображаемых недостатков, таких как отсутствие уверенности или страх перед социальными ситуациями.

Другой тип внутренней фрустрации возникает, когда у человека есть конкурирующие цели, которые мешают друг другу.

  • Второй тип фрустрации возникает из-за внешних причин, включающих внешние условия — физические препятствия, с которыми мы сталкиваемся в жизни: другие люди и вещи, которые мешают нашим целям.

Одним из самых больших источников разочарования в современном мире является ощущение потери времени. Вы стоите в очереди или в пробке, выслушиваете кого-то по телефону, наблюдая, как проходит день, когда у вас так много дел. Это большое разочарование.

Часто мы можем попытаться что-то исправить. Например, найти другой маршрут, если мы застряли в пробке, или выбрать другой ресторан, если первый выбранный нами закрыт. Но иногда мы просто ничего не можем с этим поделать. Просто такова жизнь.

Мудрость взаимодействия с внешними источниками разочарования звучит так: «Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить; мужество, чтобы изменить то, что я могу; и мудрость, чтобы знать разницу.»

Можно понять, что хотя сама ситуация может быть неприятной и разочаровывающей, вам не нужно расстраиваться. Принятие жизни — один из секретов избегания разочарования.

Что такое самооценка

В психологи трактуют этот термин следующим образом – понимание человеком собственной важности, объективная оценка индивидуальных качеств, преимуществ и недостатков. По мнению психологов, именно в этом заключается успешная социализация человека, его способность принимать решения в разных сферах.

Функции самооценки

  • защита – автономность человека от общественного мнения придает ощущение стабильности и уверенности в себе;
  • регуляция – человек с большей легкостью принимает решения и делает выбор;
  • развитие – человек получает стимул для саморазвития и самосовершенствования.

Идеальная самооценка базируется исключительно на индивидуальном мнении человека о себе. Но в реальности на него влияет множество факторов – мнения родителей, друзей, сверстников и коллег. Именно поэтому психологи используют понятие «Адекватная самооценка» — максимально объективное оценивание собственных способностей и навыков.

Последствия неадекватной самооценки

  • постоянные сомнения;
  • чрезмерный самоанализ;
  • сознательный отказ от достижения целей.

Однако следует понимать, что завышенная самооценка неизбежно приводит к поспешным поступкам и множеству ошибок. Задача специалиста объяснить человеку – как понизить самооценку без ущерба для качества его жизни.

Это важно! Психологам чаще приходится работать с людьми с заниженной самооценкой. В этом случае специалист помогает человеку полюбить себя и раскрыть собственный потенциал, а в сложных ситуациях – избавиться от комплекса неполноценности.

Что такое фрустрация?

Фрустрация — это эмоция, возникающая в ситуациях, когда человеку не удается достичь желаемого результата.

Всякий раз, когда мы достигаем каких-то целей, мы чувствуем себя довольными, и всякий раз, когда что-либо мешает их достижению, мы можем поддаться разочарованию, почувствовать раздражение и гнев.

Как правило, чем важнее цель, тем сильнее разочарование и, как следствие, гнев или потеря уверенности в себе.

Фрустрация — это не обязательно что-то плохое. Она может быть хорошим индикатором проблем в жизни человека и, как следствие, может выступать в качестве мотиватора к изменениям.

Однако, когда это приводит к гневу, раздражительности, стрессу, обиде или депрессии разочарование может быть разрушительным.

Причины низкой самооценки

Даже специалисту сложно определить все критерии, которые влияют на формирование самовосприятия. Психологи выделяют врожденные факторы, внешние и положение человека в обществе. Существует четыре наиболее распространенные причины низкого самовосприятия.

Особенности воспитания в семье.

Утверждение «все проблемы родом из детства» — самая распространенная причина заниженного самовосприятия. В детстве присутствует прямая зависимость самооценки ребенка от принципов воспитания и отношения родителей к малышу.

Это важно! Если постоянно сравнивать ребенка со сверстниками и указывать на ошибки, он вырастет неуверенным в себе. Семья для ребенка – это Вселенная, где формируются черты характера.

Неудачи в детстве.

Если ребенок в детстве постоянно испытывает чувство вины, в будущем это превратится в неуверенность в собственных силах и нежелание самостоятельно принимать решения.

Это важно! Важно рассказать ребенку – как поднять самооценку и уверенность в себе и научить правильно реагировать на неудачи, чтобы малыш не опускал рук, а двигался дальше.

Несоответствующее окружение.

Сформировать адекватную оценку можно только в той среде, где искренне ценят успех и достижения. Если человек попадает в пассивное окружение, где отсутствует инициатива, он становится таким же. Низкая самооценка и неуверенность в себе характеризуют людей в таком обществе.

Внешний вид и состояние здоровья.

В большей степени низкая самооценка формируется у детей и подростков с нестандартной внешностью и врожденными патологиями. Как правило, окружающие люди достаточно жесткие и прямолинейные в своих суждениях. Прежде всего, в помощи нуждаются дети с избыточным весом. Им нужно рассказать, как полюбить себя и повысить самооценку. Сильнее от внешнего вида зависит самооценка женщины.

Эффективные методы повышения самооценки

Первый шаг к формированию уверенности в себе – осознание проблемы. Вот несколько наиболее эффективных методик, которые подскажут – как повысить самооценку и уверенность в себе.

Смена окружения.

Откажитесь от общения с людьми, которые настроены негативно, постоянно чем-то недовольны. Стремитесь к успешным личностям, которые уверены в себе, позитивно настроены. Общение с такими людьми постепенно вернет человеку уверенность и самоуважение.

Никакого самобичевания.

Если вы постоянно будете ругать себя за ошибки и неудачи, вряд ли у вас получится повысить самовосприятие. Не используйте отрицательные оценки в отношении собственной жизни, внешности, карьеры, финансов.

Избегайте сравнений.

Поймите, что вы – единственный человек и второго такого в мире не существует. Воспринимайте себя, как уникальную и неповторимую личность, даже с недостатками.

Это важно! Единственно приемлемое сравнение – с человеком, более успешным, ориентируясь на его достижения.

Аффирмации для повышения самовосприятия.

Аффирмации – короткие мотивирующие формулы, направленные на формирование уверенности в себе. Повторять их лучше утром и перед сном. Можно создать плейлист с такими аффирмациями.

Совершите непривычные поступки.

Гораздо проще скрыться от проблемы за бокалом вина, десертами или слезами. Попробуйте встретиться с проблемой и проверьте, кто одержит победу.

Посетите тренинг о том, как придать себе уверенность.

Если посетить тренинг нет возможности, используйте специальную, психологическую литературу или документальные и художественные фильмы.

Занимайтесь спортом.

Это лучший способ повысить самооценку. Регулярные тренировки позволяют менее критично оценивать свою внешность. Кроме этого, во время физической нагрузки вырабатываются гормоны счастья и хорошего настроения.

Ведите дневник достижений.

Записывайте в дневник личные успехи и достижения. Обязательно записывайте каждый успех, даже самый незначительный с вашей точки зрения. Поставьте перед собой цель записывать 3-5 незначительных достижений. Низкая самооценка у мужчин особенно зависит от низкой самореализации

Как полюбить себя – практические рекомендации

Есть ряд общих рекомендаций:

  • Используйте письменную технику прощения. В одной записке опишите собственные неудачи и ошибки, а во второй – утешьте себя, постарайтесь себя простить.
  • Используйте медитацию. Не нужно недооценивать технику медитации. С ее помощью можно расслабиться, впитать положительную энергию. В специальной литературе описано много техник медитаций.

Но факторы влияющие на самооценку у представителей сильного и слабого пола различные. Различаются и способы борьбы с неадекватной самооценкой у мужчин и женщин.

Как повысить самооценку женщине

Для самовосприятия женщины наиболее важна её привлекательность и внимание со стороны мужчин. Также важным критерием является отношение других людей в целом.

Склонность девочек видеть себя более интроспективными и чувствительными подтверждается и другими данными, например сравнением дневников юношей и девушек. Не говоря о том, что девочки раньше начинают вести дневники и делают это гораздо чаще и систематичнее мальчиков, девичьи дневники отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание и анализ собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплош­ной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более раз­нообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуаль­ные увлечения и интересы авторов, их практическая деятель­ность; эмоциональные переживания описываются юношами бо­лее скупо и сдержанно.

Существенно различаются и ретроспективные описания «трудного возраста» юношами и девушками. Юношеские само­описания более динамичны, акцент в них делается на появле­нии новых интересов, видов деятельности и т. п. Девичьи само­описания более субъективны и говорят в основном об испыты­ваемых чувствах, чаще отрицательных.

Однако самосознание и самооценки юношей и девушек силь­но зависят от стереотипных представлений о том, какими долж­ны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою оче­редь, производны от исторически сложившейся дифференциа­ции половых ролей. Без учета социальных условий половые различия в поведении и самосознании понять нельзя.

В исследованиях и тестах, основанных на самоотчетах, жен­щины обычно выглядят более тревожными и чаще испытываю­щими страх, чем мужчины. В то же время объективное (с по­мощью КГР) измерение эмоциональных реакций в стрессовых ситуациях показывает, что половые различия в этих случаях не­велики. Сопоставляя эти факты с тем, что традиционная муж­ская роль запрещает мальчику испытывать страх, психологи предполагают, что мальчики просто подавляют или утаивают часть своих не соответствующих идеалу «маскулинности» чувств и переживаний, тогда как девочки говорят о них открыто (не­даром мальчики имеют более высокие показатели по контроль­ным шкалам «лжи» и «психологической защиты»). Поэтому, хотя девушки считают себя более тревожными, чем юноши (это само по себе существенно — в конце концов, именно по­давляя страх, изгоняя его из своего сознания, юноша становит­ся смелым), объективная картина неясна.

Еще труднее делать широкие обобщения относительно уров­ня активности, соревновательности, доминантности и послушно­сти мальчиков и девочек. Многие психологи считают, что пер­вые три качества в большей мере свойственны мальчикам, а четвертое — девочкам. Однако очень многое зависит здесь от воз­раста, содержания деятельности, стиля воспитания и т. д. Пас­сивность и зависимость, которые раньше считались биологиче­скими свойствами женщины, не универсальны и соотносятся не столько с биологией, сколько с соответствующей системой со­циальных половых ролей. Тем не менее некоторые половые осо­бенности самосознания весьма устойчивы и обнаруживаются в разных социально-культурных средах. Так, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-под­ростки нередко переоценивают свои способности и свое положе­ние среди сверстников, не любят признавать свои слабости и не­достаточно прислушиваются к информации, которая противоре­чит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны и чувствительны. Такой защитный механизм (игнорируя инфор­мацию, противоречащую его образу «я», юноша защищает свое самоуважение) кажется иррациональным, но в какой-то мере он способствует формированию внутренней установки на самостоя­тельность. «Пробиваясь» сквозь эту линию защиты, убеждая старшеклассника, что он в чем-то себя переоценивает, воспита­тель ни в коем случае не должен подрывать юношескую систе­му самооценок, так как это сделало бы ученика беззащитным и зависимым. Характерно, что мальчики, притворяясь, в отличие от девочек, безразличными к реакции окружающих, в то же время значительно больше хвастаются, что-то «изображают», рисуются ради внешнего эффекта. Это свойство, усиливающее­ся от детства к отрочеству, наблюдается у мальчиков в различ­ных культурных средах.

Одна из самых важных дифференциально-психологических характеристик личности — ее самоуважение, т. е. обобщенное отношение личности к самой себе. Высокое самоуважение озна­чает, что человек «принимает», уважает себя, положительно от­носится к себе; низкое самоуважение означает острую неудов­летворенность собой, презрение к себе, отрицательную оценку собственной личности.

Самоуважение — весьма устойчивая и важная черта, тесно связанная с остальными свойствами личности. Люди с высоким самоуважением обычно более самостоятельны, меньше поддают­ся внушению; пониженное самоуважение часто коррелирует с конформностью. Имеются данные о наличии связи между само­уважением личности и отношением ее к другим людям: чело­век, положительно относящийся к себе, обычно «принимает» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе кор­релирует с неприязненным и недоверчивым отношением к дру­гим людям.

половые различия – предыдущая | следующая – пониженное самоуважение

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]