Конфликты и способы их разрешения
Жизнь в современном обществе полна стрессов (см. «Как снять стресс и справиться с нервным напряжением»), а самой частой причиной стресса становятся конфликты, в которые вы вольно или невольно вовлекаетесь.
Оказавшись в противостоянии с кем-либо, многие задавали себе вопрос: как разрешить этот конфликт? Однако чаще приходится задумываться над тем, как выйти из трудной ситуации и сохранить при этом хорошие отношения или продолжить дальнейшее сотрудничество.
Психологи всё чаще твердят, что конфликт – вполне нормальное состояние личности. Что любой человек в течение всей свой жизни пребывает в конфликте с другими людьми, целыми группами или даже с самим собой. А умение найти взаимопонимание с конфликтующей стороной является чуть ли не самым важным жизненным навыком, который укрепляет личные и профессиональные взаимоотношения.
Однако постоянное нахождение в конфликтной ситуации может оказывать разрушающее действие на личность человека, ведь он может чувствовать себя угнетённо, потеряет уверенность, понизится его самооценка. Поэтому приходится обострять конфликт для окончательного разрешения.
Но чтобы правильно определить, что лучше: избежать конфликта или разрешить его, важно знать способы и стили разрешения конфликтов.
Часть 1. Что такое «хороший конфликт»?
Игроки всегда примерно представляют «что делать дальше», потому что у них всегда есть возможность взглянуть на своего персонажа со стороны и выбрать наиболее подходящую для него линию поведения, исходя из его характеристик и описания. Так вот, «хороший конфликт» — это та же самая вещь, но для ведущего игры. По сути, конфликт — это план, взглянув на который, вы можете проследить разные варианты развития ситуации на несколько шагов вперед.
Конфликт — ваш справочник «что случится затем?»
Конфликт — дает небывалые возможности для импровизации, причем не только для ведущего, но и для игроков. Он позволяет вам придумывать интересные ситуации и события, даже не относящиеся напрямую к сценарию основного приключения, буквально «на ходу». Если же конфликтная ситуация является центральным событием приключения, её грамотное планирование позволит вам создать по-настоящему захватывающий сценарий. Не торопитесь, тщательно всё продумайте заранее и затраченное время с лихвой окупит себя, когда «механизм конфликта» будет наконец запущен и игроки попадут в круговорот событий.
Что представляет из себя любой конфликт?
Конфликт — это, когда два человека или больше, не могут придти к согласию и вынуждены принять какие-то меры. Обычная завязка конфликта — стороны не могу достигнуть компромисса, по причине сложившейся ситуации или из-за своего нежелания. И самое главное — сами по себе, без вмешательства из вне, конфликтующие стороны не могут придти к решению, которое устроило бы всех.
Конфликт сделан из людей! Людей!
Конфликт — это всегда взаимодействие между людьми, он не существует «отдельно» от них. Всегда помните о том, что конфликтная ситуация всегда создается противопоставлением целей персонажей и существует только по их прихоти. И ещё одно — разные люди порождают разные конфликты, даже по одному и тому же поводу. Отсюда простой вывод — «интересность» конфликта, его изощренность, прямо пропорциональна «интересности» людей в нем участвующих. Козни которые плетут друг против друга два архимага — разительно отличаются по глубине и сложности от конфликта двух булочников. По этой причине, создавая конфликтную ситуацию, позаботьтесь о том, чтобы персонажи принимающие в нем участие, были по крайней мере настолько же интересны, как главные герои вашей игры. Особенно тщательно проработайте тот момент, по какой причине персонаж был вовлечен в конфликт.
Роль игрока в конфликте
Очень важное решение — как вводить игроков в курс событий. Будут ли игроки «по-умолчанию» находиться на чьей-либо стороне, ещё до того как игра начнется, или это решение будет только их выбором, который они смогут сделать уже войдя в игру и ознакомившись с расстановкой сил?
От ответа на этот вопрос, будет зависеть многое — первый вариант конечно намного проще, игрок хотя и незначительно, но «ограничен» сюжетом и далее движется по накатанной дорожке (этот вариант идеально подходит для приключений, в которых конфликт нужно решить совершенно конкретно — в пользу одного явного кандидата).
Второй вариант может быть намного более интересным и непредсказуемым — ведь он дает игрокам полную свободу действий, но одновременно с этим он и куда как более сложен в реализации. Взвесьте всё как следует, и по возможности обсудите оба варианта с игроками, причем до самой игры.
Варианты исхода
Существуют разные варианты разрешения конфликтных ситуаций:
- уход от него, когда одна из сторон не замечает или делает вид, что не замечает возникших разногласий;
- сглаживание противоречий, когда один из субъектов конфликта либо соглашается с предъявленными другой стороной претензиями, либо оправдывает себя;
- компромисс, когда обе стороны идут на взаимные уступки в целях разрешения разногласий;
- возрастание напряженности, когда начало конфликта носит особо резкий характер и переходит в серьезное противостояние, не ограниченное сроками;
- подавление конфликта силой, когда одну из сторон или обоих субъектов вынуждают принять определенную точку зрения.
Часть 2. Создаем Конфликт
Обычно я начинаю с простого — обрисовываю в общих чертах главные детали, а затем, по ходу действия, «раскрашиваю» их подробностями. Также поступим и здесь. Для начала создадим двух или трех персонажей, участвующих в конфликте, прикинем, почему между ними возникли противоречия, и что они делают (или могли бы сделать), чтобы изменить ситуацию. Например, идея, которая пришла мне на ум:
Дарум хочет, чтобы его дочь, Алена, вышла замуж за местного барона «по расчету», скрепив таким образом политический союз. Алена, в свою очередь, хочет тайно сбежать со своим настоящим возлюбленным. Дарум — глава клана, он всё ещё крепок, но годы уже не те, и этим браком, он надеется обеспечить надежное будущее для своих людей, с новым сильным лидером. Алена же унаследовала от отца сильный, пламенный характер и кроме того изворотливость, так присущую ему в юности. Итак, между этими двумя, назревает явный конфликт…
Если у вас нет вдохновения и ничего интересного не выдумывается, я поделюсь с вами одним секретом, состоящей из 4-х методов закрутки сюжета. Этого вполне хватит, чтоб получить надежную «платформу» которая будет лежать в основе нашего конфликта.
Метод №1: Баланс сил
Метод «баланса сил» состоит из трех следующих ситуаций, каждая из которых, разными путями ведет к неминуемому кризису и конечно конфликту.
А) Безвластие
Человек которому принадлежала власть, недавно исчез (убит, пропал, изгнан, ушел в отставку, уволен, болеет, обезумил, и т.д.) или напротив, только недавно появился (нашелся, родился и т.д.)
Б) Власть принадлежит недостойному
Кто бы ни был у власти, он или через чур злоупотребляет ей, либо не компетентен, либо не желает заниматься делами, либо просто не способен выполнять свои обязанности.
В) Кто-то желает власти, на которую не имеет прав
Этот человек или будет злоупотреблять властью, или некомпетентен или неспособен выполнять свои обязанности. Так как этот человек в силу каких-то причин не может открыто претендовать на власть, он не минуемо обратиться к неким не вполне честным методам игры. Для примера, данного выше, метод «борьба за власть» подходит вполне — отец решает, за кого пойдет замуж Алена, и пока свадьбы не произошло, и новый лидер не появился (а старый уже отошел от дел) в клане по сути царит безвластие.
Метод №2: Группы в конфликте
Придумайте две или больше группы, которые находятся в конфликте, по любой причине. Например:
- политические группы (официальная власть и мятежники)
- религиозные группы (религии, еретики, культы)
- военные группы (армия, милиция, частные гильдии)
- этнические группы (большинство, меньшинство)
- преступные группы (гильдии, мелкие шайки)
Если две или больше групп находятся в конфликте, то и персонажи — члены этих групп, тоже конфликтуют. Важно обратить внимание на то, какие группы сейчас у власти, какие находятся в опале, а какие появились или прибыли извне, чтоб также вступить в борьбу. Также придумайте несколько персонажей, которые работают на всех участников конфликта сразу и «засланных казачков», ведущих диверсионную деятельность изнутри группы.
Метод №3: Ничтожество
Это — один из самых легких способов создать конфликт. Ничтожества создают проблемы не только в реальном мире, но без сомнения и в любом другом. Просто создайте персонажа-”форменное ничтожество” и дайте ему силу любого рода.
Чаще всего, „ничтожество” наделено некой формой власти и по этой причине, оказывается «вне досягаемости» обычных средств возмездия. Этот персонаж может быть «идейным антагонистом» другого персонажа, или просто последним ублюдком „по жизни” (никаких трудностей с созданием таких образов нет — просто используйте «наработки», которые услужливо предоставила нам сама мать-природа