Конфликт интересов: понятие, виды и способы предотвращения или урегулирования.


Что это такое

Два законодательных акта устанавливают, что такое конфликт интересов на государственной службе:

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

По статье 10 закона № 273, под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Личной выгодой считается:

  • получение денег, имущества;
  • получение имущественных прав;
  • получение услуг, работ.

Такая выгода не обязательно относится к самому исполнителю, но и к его родственникам, друзьям, знакомым, организациям, с которыми служащий связан обязательствами. Произошедший конфликт интересов на государственной и муниципальной службе сам по себе не является коррупционным действием, но приводит к нему. В законе № 25 «О муниципальной службе» от 02.03.2007 понятие конфликта интересов взято за основу из закона № 273, а сокрытие информации об этом признается правонарушением.

Причины и последствия конфликта интересов

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 26Следующая ⇒

Несмотря на то, что в ‘теории термин «конфликт интересов» имеет

четкое определение, на практике его чрезвычайно трудно охарактеризовать, поскольку границы между государственными и личными интересами не всегда четко определены. Следует также различать реальный потенциальный и мнимый конфликт интересов.

Реальный конфликт интересов.

Возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами должностного лица, при котором частные интересы должностного лица могут негативно повлиять на исполнение им своих служебных обязанностей.

Потенциальный конфликт интересов.

Представитель органа власти имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей

Мнимый конфликт интересов.

Ситуация, когда у граждан может сложиться достаточно обоснованное впечатление, что в деятельности должностного лица присутствует конфликт интересов. При этом реального конфликта интересов может и не быть.

В результате, нормативные акты разных стран, касающиеся характера и состава конфликта интересов, существенно отличаются друг от друга.

С конфликтом интересов теснейшим образом связаны такие негативные явления, как злоупотребление служебным положением, фаворитизм и непотизм (кумовство) и развивающаяся на их основе коррупция.

Негативными последствиями фаворитизма и непотизма, соответственно, терпимости к конфликтам интересов, являются:

— создание односторонних преимуществ;

— нарушение равных условий конкуренции или доступа к государственным ресурсам и услугам.

Терпимость к конфликтам интересов способствует формированию под государственной крышей кланов (монопольных или доминирующих групп), обеспечивающих выгодные для себя условия в ущерб государству, конкурентам и третьим лицам.

Возможность принимать предусмотренные должностью решения (совершать действия) в своих интересах, то есть существующий конфликт интересов — это механизм извлечения ненадлежащей выгоды (получения неосновательного обогащения) гораздо более выгодный и безопасный, чем взятка за благосклонность к посторонним: третьим лицам.

Низкая (в условиях терпимости к конфликту интересов) эффективность государственного управления, расходования государственных ресурсов,

В условиях распространенности конфликтов интересов любые объемы выделяемых ресурсов будут уходить «сквозь пальцы», в направлении интересов не государства и его граждан, а в интересах распорядителя этих ресурсов.

Причинение ущерба престижу государства и конкретному государственному органу или органу местного самоуправления.

Можно предположить, что большая часть недоверия к государственным органам и органам местного самоуправления значительной части россиян порождена именно распространенностью конфликтов интересов и терпимостью к ним. Трудно доверять органам, должностные лица которых, не скрывая существующих конфликтов интересов, демонстрируют приоритет собственных интересов над общественными. Тем более, использование служебное поведение в личных целях трудно доказуемое для следствия, очевидно окружающим.

Это может даже не обсуждаться, но доверия к государственным органам и органам местного самоуправления не добавляет.

Особенно важным является тот факт, что часто о возникшем конфликте знает только сам служащий. И здесь особую роль играет развитость его позитивных нравственных качеств.

«Моральный выбор» — важный этап в человеческой деятельности любого рода и одновременно серьезное испытание для личности, исповедуемых ею принципов. Он заключается в том, что индивид по внутреннему убеждению, порой автоматически, самоопределяется в отношении системы ценностей, идеала и способов его реализации в конкретном поступке или во всей линии поведения». Наиболее от­четливо это проявляется как раз в конфликтной ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы, вступают в противоречие различные моральные требования. Процесс выхода из ситуации морального конфликта сопровождается борьбой мотивов. Например, принимая решение выполнять или не выполнять незаконные распоряжения руководителя, служащий руководствуется субъективными мотивами, побуждающими его поступить так или иначе.

Состояние морального конфликта на государственной и муниципальной службе имеет эмпирически регистрируемые проявления. Можно выделить ряд индикаторов прохождения служащим состояния морального конфликта. К их числу относятся:

— снижение качества и интенсивности деятельности, удовлетворенности профессиональной деятельностью;

— усиление психоэмоционального напряжения и стресса;

— снижение самооценки, нарушение механизма адаптации, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение нестабильности, социальной неустойчивости, пессимизм.

О наличии моральных конфликтов, вызванных у служащего своим социально-ролевым статусом, можно судить по степени их удовлетворенности:

— работой;

— заработной платой;

— соответствием профессиональной подготовки содержанию должностных обязанностей.

Специальные исследования показали, что каждый пятый из опрошенных государственных служащих заявляет о своей неудовлетворенности работой.

Конфликтная ситуация в системе государственной и муниципальной службы должна регулироваться в немалой степени нравственными средствами и способами, путем формирования соответствующих кодексов и создания реальных механизмов их внедрения в повседневную деятельность государственных и муниципальных служащих. Последние должны принимать подлинно моральные решения.

Следует подчеркнуть то, что руководители практически не используют моральные регуляторы в практике управления персоналом государственной и муниципальной службы.

Таким образом, ситуация «конфликта интересов» имеет помимо других факторов и моральную составляющую, ибо во многом зависит от уровня нравственной культуры служащих, от их умения принимать должные моральные решения. Моральные усилия г служащего должны быть подкреплены четкой правовой регламентацией его деятельности, комплексом мер по предупреждению подобных ситуации, их выявлению, недопущению или минимизации вредных для личности, общества и государства последствий.

Конфликт интересов проявляется в причинении имущественного ущерба третьим лицам, в том числе в результате нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным ресурсам или услугам. Причинение имущественного ущерба государству (в том числе в виде упущенной выгоды).

В системе государственной и муниципальной службы ситуация конфликта интересов может возникать не только на индивидуальном/персональном уровне (у физического лица), но и на уровне организации в целом. В связи с этим конфликт интересов можно четко разделить на «личностный» и «корпоративный». Эти виды конфликта интересов различаются как по предпосылкам возникновения, так и по их проявлениям.

Среди предпосылок возникновения «личностного» конфликта интересов можно выделяют:

• невысокий моральный уровень конкретного государственного или муниципального служащего;

• наличие в служебной деятельности (должностных функциях) областей подразумевающих принятие решений на основе субъективных оценок;

• несовершенство системы отчетности, контроля и аудита деятельности;

• отсутствие норм и правил разрешения возникшего «личностного» конфликта интересов.

В свою очередь предпосылками возникновения «корпоративного» конфликта интересов являются:

• различие целей ведомства и государства в целом, в силу неправильного понимания ведомственных задач или их неточной/нечеткой формулировки;

• превалирование краткосрочных планов организации над долгосрочными;

• несовершенство законодательства и системы контроля и аудита деятельности.

Примеры проявления «личностных» конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе:

• использование служебного положения для лоббирования чьих- либо интересов;

• использование конфиденциальной информации;

• работа по совместительству;

• использование ресурсов организации в личных интересах;

• использование служебного положения для целей развития личного бизнеса;

• деятельность после увольнения со службы (ухода на пенсию);

• конфликты интересов, связанные с подарками и взяточничеством.

Проявлениями «корпоративного» конфликта интересов может стать:

• неэффективное и неэкономное расходование выделенных государством средств;

• лоббирование конкретных поставщиков или их групп.

В международной практике вопрос управления либо предотвращения конфликта интересов рассматривается как один из ключевых элементов стратегии противодействии коррупции на государственной службе.

⇐ Предыдущая15Следующая ⇒

Виды конфликтов

Точное определение приводится в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. В соответствии с ним, общее понятие конфликта интересов на государственной службе не делится на какие-то виды, но если теоретизировать, то условно выделяется следующая классификация:

  • реальный — ситуация уже возникла, и ее необходимо предотвратить;
  • потенциальный — ситуация может возникнуть, и ее необходимо предупредить;
  • мнимый — ситуация не возникла, но в общественном сознании поведение лица оценивается как получение личной выгоды.

Поскольку речь идет о ситуациях, связанных с личной выгодой, то чаще всего конфликт интересов на государственной службе встречается при осуществлении следующей деятельности:

  • приватизация;
  • предпринимательство;
  • проведение торгов, госзакупок;
  • поступление и увольнение с должности.

Понять, что такое конфликт интересов на муниципальной службе, помогут примеры:

  • государственный служащий нанимает на работу или назначает на должность родственника, является членом конкурсной или аттестационной комиссии, которая проводит проверку в отношении знакомого, друга, члена семьи;
  • сам гражданин, его родные и близкие намереваются выполнять работу для организации, где работает госслужащий, и он участвует в принятии решения о привлечении их к работам;
  • гражданин или его родственники участвуют в выполнении оплачиваемой работы для филиала организации, в отношении которой госслужащий выносит решения, собирает и обрабатывает информацию или осуществляет другие функции госуправления;
  • владение вкладами, ценными бумагами в организации, на деятельность которой госслужащий влияет в связи с должностным положением;
  • участие в судебных разбирательствах в качестве судьи, если в конфликте замешаны родственники и знакомые, организации, которыми владеют близкие или в которых занимают должности;
  • выполнение служебных обязанности в отношении организации, где служащий работал до поступления на службу или куда собирается трудоустроиться;
  • использование информации, полученной в ходе работы, для получение денег, имущественных прав, выгод.

Способы разрешения

При возникновении подозрений или явном существовании риска служащий обязан уведомить руководителя или его заместителя в письменной форме. По ст. 11 закона № 273, существуют такие способы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе:

  • изменение служебного положения лица;
  • самоотвод служащего от исполнения обязанностей;
  • отвод служащего;
  • отказ от выгоды;
  • передать ценные бумаги в доверительное управление.

За несообщение сведений о возможном или реальном конфликте интересов на государственной службе закон предписывает дисциплинарное наказание:

  • увольнение;
  • предупреждение;
  • выговор;
  • замечание.

Комиссия

К участию в урегулировании конфликта интересов на государственной службе обязательно привлекается специальная комиссия, которую организовывают по ст. 19 закона № 79 «О госслужбе…» для соблюдения требований к служебному поведению. Деятельность комиссии регулируется положением о комиссиях по урегулированию конфликтов, утвержденным указом президента РФ от 01.07.2010 № 821. В соответствии с документом, перед комиссиями стоят 2 задачи:

  • контроль за соблюдением служащими ограничений, требований и запретов, наложенных в соответствии с занимаемой должностью (подробнее см. указ президента от 21.09.2009 № 1065);
  • предупреждение коррупции.

Комиссия образуется нормативно-правовым актом ведомства и формируется так, чтобы исключалась любая возможность возникновения спора интересов при принятии ими решения. Ведомство определяет и состав комиссии, и порядок ее работы.

Состав комиссии:

  • заместитель руководителя госоргана, руководитель или иной работник кадровой службы;
  • представитель управления президента РФ по противодействию коррупции;
  • представитель научной или образовательной организации, которая связана с государственной гражданской службой;
  • представитель общественной организации или профсоюза.

Состав комиссии не менее чем на четверть состоит из граждан, не занимающих должности на государственной службе. Для проведения заседания комиссии необходимо основание:

  • предоставление руководителем результатов служебной проверки о несоблюдении госслужащим запретов и требований или о предоставлении им неполных, неверных сведений;
  • поступившее в кадровый отдел сообщение от бывшего работника о намерении трудоустроиться в коммерческой или некоммерческой организации либо о намерении выполнять оплачиваемую работу;
  • заявление госслужащего о невозможности предоставить необходимые сведения или выполнить требования и соблюсти запреты;
  • уведомление о личной заинтересованности от служащего.

Положения о комиссии разрабатываются каждым госорганом отдельно.

Личностные факторы возникновения конфликтов.

Социально-психологические причины возникновения конфликтов

Организационно-управленческие причины конфликтов

Объективные факторы возникновения конфликтов.

Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.

Причина — явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое яв­ление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть следствием. Причины бывают:

  • внешними и внутренними;
  • всœеобщими и единичными;
  • материальными и идеальными;
  • объективными и субъективными и т. д.

Их классификация может проводиться по разным основаниям и не должна считаться законченной.

Следует также отметить, что крайне важно отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необхо­димостью. В отличие от причины повод возникает случайно и мо­жет создаваться совершенно искусственно, как говорят, ʼʼна пустом местеʼʼ. Причина же отражает закономерную связь вещей.

В общем смысле причина конфликта — это то явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предопределяет его появление, то или иное явление только тогда является причиной конфликта͵ ког­да оно выступает для его субъектов как потребность.

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо крайне важно м для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социаль­ной группы или всœего общества.

Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес.

Конечная причина всякого социального конфликта — это противоре­чие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.

Классификация противоречий

Не менее многообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт.

В общем смысле противоречие есть взаимо­действие противоположно направленных тенденций, стремлений и действий, находящихся вместе с тем в единстве. По своему характеру они бывают:

1. внутренними и внешними;

2. антагонистическими и неантагонистическими;

3. основными и неосновными;

4. объективными и субъективными и т.д.

Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, организации, общности или общества в целом. К таковым, к примеру, относятся противоречия, возникающие между начальником и подчинœенным внутри организации.

Внешние противоречия возникают между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами. При этом следует иметь в виду, что внешние и внутренние противоречия воздействуют друг на друга.

Антагонистические противоречия — выражаются в таком кон­фликте, участники которого имеют непримиримо враждебные инте­ресы.

Неантагонистические противоречия между интересами участни­ков конфликта — ᴛ.ᴇ. , которые допускают согласование, ʼʼпримире­ниеʼʼ интересов оппонентов. Главная особенность состоит в воз­можности компромиссов.

Основные противоречия играют решающую роль в возникнове­нии и развитии конфликта и характеризуют взаимодействие между основными его участниками.

Неосновные противоре­чия лишь сопутствуют конфликту.

Объективные противоречия обусловлены объективными факто­рами, то есть такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. По этой причине избежать объективных противоречий нельзя. Οʜᴎ будут возникать до тех пор, пока не ликвидирована сама причина такого противоречия, которая также носит объективный характер.

Субъективные противоречия обусловлены такими факторами, которые, напротив, зависят от воли и сознания людей. Это проти­воречия, вызванные несовместимостью характеров, различием в ма­нерах поведения, мировоззрениях, ценностных ориентациях.

Кроме названных можно выделить: 1) главные и второстепенные; 2) постоянные и временные; 3) всœеобщие, осо­бенные и единичные; 4) коренные и некоренные противоречия.

Противоречия интересов как фундаментальная причина кон­фликтов не возникают на пустом месте. Οʜᴎ складываются по по­воду самых различных факторов, которые можно подразделить на: 1) объективные и 2) межличностные.

Возникновения и развития конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:

1. собственно объективных;

2. организационно-управлнеческих;

3. социально-психологических;

4. личностных.

Первые две группы носят в основном объективный характер, третья и четвертая- субъективный характер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]