Психические познавательные процессы — краткое описание

Психи́ческие проце́ссы

— одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических явлений имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Что такое психические процессы и какими они бывают

Определение 1
Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

  • познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
  • эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
  • волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды психических процессов: мышление 440 руб.
  • Реферат Виды психических процессов: мышление 230 руб.
  • Контрольная работа Виды психических процессов: мышление 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Феноменология проявлений человеческой психики.

Психические процессы – центральный предмет исследования науки психологии, внутри которого накапливаются знания о том, как взаимодействуют, формируются, развиваются, функционируют разные проявления психики. Но, несмотря на нарастающее обилие фактов, единой общепризнанной классификации психических процессов нет.

Базовая классификация.

К общепринятому пониманию психики привели труды многих ученых. Это работы П. К. Анохина, И. М. Сеченова, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова. Одним из самых первых считается деление на разум, чувство, волю. Но сегодня наиболее полной признана типология, советско-американского психолога Льва Веккера. Он предложил различать две группы процессов:

  • Познавательные (ощущение, восприятие, мышление). С их помощью человек получает и обновляет необходимые знания. В свою очередь делятся на две ступени. Первая – это чувственное познание, которое человек получает при воздействии раздражителей на органы чувств. Вторая – это образы, возникающие после переработки первичной информации. Вторая ступень обеспечивает рациональное познание мира.
  • Сквозные (память, внимание, воображение). Связаны с нервными проявлениями, которые организуются на нейронном уровне, «пронизывают» сознание и образовывают ось психологического времени. Поэтому они называются сквозными.

Классификация по Веккеру описывает две оси психических процессов, которые взаимодействуя друг с другом, помогают человеку участвовать в познании, регулировать деятельность, приобретать и практически применять знания, навыки, привычки.

Пройти тест на психику

В некоторых классификациях добавляют еще две группы:

  • Регуляционно-волевые. Благодаря волевым усилиям человек сознательно управляет своими мыслями, чувствами, побуждениями, поведением, высказываниями для того, чтобы преодолевать внешние или внутренние трудности.
  • Коммуникативные. Обеспечивают взаимодействие людей при выполнении конкретных задач или во время общения.

Классификация психологических процессов выстраивается по восходящей иерархии, отображающей стадии знакомства личности с миром. Сначала ребенок непосредственно контактирует с окружением, с помощью органов восприятия познает объекты, природу, людей. Постепенно развивается чувствительность, формируются ощущения. Ощущения дают базовый материал для представлений, сложных образов. Далее результаты общения с миром записываются в памяти, развивается интеллект, речь. Без них человек не может взаимодействовать с другими людьми, играть, трудиться или обучаться. Зрелая психика оперирует старыми образами, создает новые через воображение, познает свойства мира через мышление, включает сознательную саморегуляцию. Иногда восприятие искажается, создавая иллюзии, фантазии, галлюцинации.

Составные элементы психики.

Деление психики на психические процессы – это условное разделение на составные элементы:

  • Ощущение. Психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды (зрение, слух, вкусовые, вестибулярные, двигательные и тактильные ощущения).
  • Восприятие. Формирование целостного образа внешних предметов или явлений.
  • Мышление. Высшая, наиболее сложная форма познания реального мира, построенная на двух принципиально различных механизмах: получение знаний и собственные умозаключения.
  • Сознание. Высший уровень развития психики и внутренний мир человека.
  • Речь. Инструмент вербального общения, который помогает передавать и усваивать информацию, общаться, думать, размышлять, фантазировать, развивать интеллект.
  • Внимание. Избирательная направленность на предмет, сосредоточенность на объекте познания.
  • Память. Способность запечатлеть, сохранить, воспроизводить опыт в нужный момент, умение накапливать впечатления, сведения, навыки, программы поведения.
  • Запоминание. Умение закрепить в памяти новую информацию, соотнести ее с уже полученным знанием (сюда же относят механизмы забывания).
  • Воображение. Способность преобразовывать полученные из прежнего опыта впечатления, создавать на их основе новые образы, представления, картины.
  • Сенсорная абстракция. Способность психики порождать чувственные образы из звукового потока (в зависимости от тембра, ритма, громкости голоса, проставленных акцентов, ударений).
  • Ассоциации. Умение формировать в сознании новые образы с учетом прошлого опыта, знаний, телесных ощущений.
  • Творчество. Деятельность, в результате которой человек создает новые идеи, предметы, духовные или материальные ценности.
  • Потребности. Ощущение физиологического или психологического недостатка в чем-либо, которое проявляется в зависимости от ситуации.
  • Эмоции. Особые состояния, проявляющиеся переживанием значимых ситуаций, явлений или событий в течение жизни.
  • Сила воли. Способность организовать свои психофизиологические ресурсы так, чтобы развить личность, аккумулировать энергию для достижения заметных результатов.

Пройти тест на тип личности

Мышление как познавательный психический процесс

Существует несколько определений понятия «мышление» в современной психологии. В общем смысле под мышлением понимают психический процесс, который построен на обобщении и отражении действительности при речевом участии.

Мышление – это одна из основных функций человека. Благодаря мышлению человечество обладает определенным набором знаний относительно устройства мира и может передавать эти знания последующим поколениям.

Мышления включает в себя сопоставление, сравнение, прогнозирование, анализ, поиск информации. Мышление является высшей формой познавательной деятельности. Мышление имеет мотив, цель, предполагает действия, осуществляет контроль, имеет результат.

Замечание 1

Особенностью и отличием мышления от других психологических процессов является то, что мышление отражает не только внешние характеристики предметов, но и внутренние связи и отношения. Обобщение – еще одна особенность процесса мышления. Иными словами, мышление носит знаковый характер и выражается речью.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Воля

Данные психические процессы являются самостоятельными, они принимают какие-то свойства и состояния, но выбор делается осознанно. В данном случае индивид сам контролирует свои чувства и поведение, делая выбор, который не всегда ему нравится, но который будет полезен для него или общества.

Классификация волевых психических процессов включает следующие типы:

1. Борьба мотивов. Это отсутствие одного конкретного выбора, который устроил бы человека. Такое состояние еще называют внутриличностным конфликтом. Оно означает присутствие абсолютно равноправных решений для какой-то ситуации, которая требует единственного ответа.

Конкретно к волевому процессу можно отнести именно осознанное предпочтение, так как логично правильная или нравственная альтернатива является ребенком разума. Стоит отметить, что это развивается с годами, поэтому у детей очень слабая сила воли.

Рекомендуем: Что такое психическое отражение в психологии?

2. Принятие решения. Этот процесс заключается в установлении какой-то определенности. Причем иногда выбор может быть элементарным (съесть котлету или плов, надеть желтую футболку или зеленую), а иногда очень трудным. Хотя даже в простых ситуациях мы часто используем силу воли.

Быстрое и осознанное принятие решений – это привычка успешных людей. В данном случае могут понадобиться не только разум, логика и смысл, но зачастую и те же эмоции с чувствами.

3. Постановка цели. Это четкое осознание и определение индивидуумом конкретных желаний, осуществления которых он хочет добиться. Подобный подход значительно продвигает личность к реализации мечты, ведь постановка цели является серьезным шагом.

Для большей части людей данный процесс зарождает некую мотивацию, которая очень важна для достижения любых задач. К тому же такое принятие решения предполагает осознанный выбор, который оказывает сильное влияние на психику.

Фазы мыслительной деятельности

Мышление представляет действие, которое направлено на разрешение какой-либо задачи. Действие — это процесс, как и любой процесс оно имеет определенные фазы в своей структуре. Мыслительный процесс состоит из следующих фаз:

  • возникновение проблемы
  • формирование примерного решения
  • умственная проверка этого решения (путем анализа, сопоставления и т.д.)
  • вывод

Первая фаза мыслительного процесса – это возникновение проблемы, иногда она вызывает удивление. Когда человек испытывает трудность в разрешении какого-то вопроса — этот и есть фаза возникновения проблемы. Далее индивид осознает наличие проблемы и приступает к мыслительным операциям, направленным на поиск решения. Каждое примерно подходящее решение человек анализирует, проверяет гипотезу. После этого человек делает заключение относительно того какое решение является наиболее подходящим. Разрешение задачи – это завершительный этап мыслительного процесса.

Формы мышления

Ученые выделяют три главные формы процесса мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Когда в сознании индивида происходит отражение специфических черт предметов и явлений, их общих и частных признаков, это значит, что в его сознании формируется некое «понятие». Понятие может быть выраженно одним или несколькими словами.

Форма мышления, которая имеет в своём концепте положительное или негативное отношение к окружающей действительности и взаимосвязях мира носит название суждение. Все суждения можно поделить на три группы:

  • общие (утверждения о всех предметах какой-то группы)
  • частные (утверждения о некоторых объектах группы)
  • единичные (утверждение об одном предмете группы)

Под умозаключение понимают вычленение нового суждения из нескольких других суждений, например, умозаключение может быть сделано на основе частного и общего суждения (силлогизм).

Факторы нервно-психических процессов

Существуют значимые факторы, которые влияют на нервно-психические процессы. Один из них связан с преобладанием памяти от следов внутренних раздражителей.

С момента рождения в организме накапливаются раздражения, идущие от внутренних органов, которые передаются посредством нервной системы. Импульсы, связанные с голодом, жаждой, неудовлетворенностью, пресыщением и подобными состояниями организма, раздражают нервные окончания тела и передают возбуждение к центрам, где хранятся следы данных возбуждений.

Внутреннее раздражение является основным возбудителем движения тела и отличается большой интенсивностью и взаимосвязью с удовлетворением основных потребностей человека. Поэтому следы, связанные с внутренними возбуждениями имеют значительность при сравнении со следами, накопленными нервной системы в процессе жизнедеятельности.

Внутренние раздражители и их следы служат важнейшими направляющими движений тела. В обычных рефлексивных действиях процесс нервных импульсов идет по конкретно определенному пути, связанному с нервными элементами.

Импульсы внутренних раздражений видоизменяются в зависимости от общего состояния организма человека. Так проявляется взаимосвязь нервно-психических процессов одними и теми же внешними раздражителями. Следы предыдущих внутренних раздражений влияют на характер двигательной реакции. Получается, что следы внешних раздражителей управляют движениями тела и определяют характер раздражения.

Нервно-психические процессы, подобные рефлекторным, отличаются сложностью протекания явлений.

Виды мышления

В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на: теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно действенное). Под понятием теоретическое мышление понимают мышление, которое направлено на поиск общих закономерностей, больше склонно для ученых. Оно в свою очередь подразделяется на понятийное мышление и образное. Для понятийного мышления характерно использование определенных понятий. При решении ментальной задачи индивид не занимается поиском новой информации, а использует готовые понятия, умозаключения других людей. Во время образного мышления индивид использует образы, которые извлекаются из памяти и воображения.

В противовес теоретическому мышлению, практическое мышление используется для решения практических задач. Она подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задач. Оно предполагает зрительное моделирование ситуации без выполнения практических действий. Наглядно-действенное мышление предполагает при решении задач действия с предметами. Этот вид мышления доминирует седи детей до 3 летнего возраста.

По степени развернутости и осознанности мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики. Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался.

По новизне и оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление. При репродуктивном мышление индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы, пример репродуктивного мышления – ремейк фильма. При продуктивном мышлении идёт воссоздание новой информации, предметов, явлений. Пример продуктивного мышления – создание нового фильма.

По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.

Психические процессы в нашей жизни

На протяжении всей жизни человек растет, развивается, осваивает новые области знаний, приобретает необходимые умения, строит отношения с другими. Каждый из нас неповторим и уникален. Но что лежит в основе нашей индивидуальности?

Из каких кирпичиков формируется наша личность? Ответ на эти вопросы может не только удовлетворить наше любопытство, но и помочь в повседневной жизни. Мы можем воздействовать на большинство психических процессов, например, тренировать внимание и память. Но такие тренировки нелегки и требуют сознательных волевых усилий. Гораздо легче организовывать свою жизнь, опираясь на знания об устройстве наших психических процессов. Например, владея информацией о свойствах памяти можно сократить время, затрачиваемое на усвоение нового материала и повысить эффективность запоминания.

А как насчет других процессов? При обучении скорость приобретения навыков зависит от свойств личности обучаемого

: внимания, памяти, мышления и воображения. Чтобы разбираться в выбранной области необходимо приобретать новые умения. Профессионал опирается на готовые решения, наработанные другими, в совершенстве разбирается во всем многообразии необходимых для работы методик, в курсе последних достижений в своей области. Мастер вырабатывает собственные способы и методы работы. На всех трех ступенях – обучение, профессионализм, мастерство – человек сталкивается с необходимостью осваивать новую информацию, вырабатывать новые умения, реагировать на изменения. Чтобы всегда оставаться «в форме» нужно заботиться о себе, использовать свои способности наиболее эффективно.

Что касается отношений с другими людьми – знание устройства психологических защит существенно бережет нервы при общении с окружающими и позволяет лучше понимать себя. Например, что это не «виноград кислый», а «я не могу дотянуться». Действие психологических защит основано на все тех же психических процессах, о которых речь пойдет далее.

К высшим психическим процессам относят

: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и речь. Все они имеют ряд общих черт. Самой главной из которых является то, что сам психический процесс и его результат отнесены к разным предметам: первый – к органу, в котором происходит; второй – к внешним объектам, никак с этим органом не связанным.

Например, результаты восприятия какого-либо предмета можно описать только через свойства этого предмета: цвет, величину, объем, твердость и т.п.; результаты мышления – в признаках объектов, связи между которыми оно отражает; эмоции – в отношении к событиям, их вызвавших.

Другая важная особенность – мы не ощущаем физиологические компоненты психических процессов. Т.е. нам доступен только результат деятельности психики – кофта зеленая, камень тяжелый, дождь холодный, а те изменения, которые произошли в работе центральной нервной системы для обеспечения нужного результата, нами совершенно не воспринимаются. Возникает противоречие: мы ощущаем свойства вещей, находящихся вовне, а то, что происходит внутри нас, в нашем мозгу, не чувствуем.

Однако самое удивительное свойство высших психических процессов – «спонтанная активность» (Л. М. Веккер). Начиная от самых простых действий и до проявлений разумности и нравственности, психическая активность напрямую не зависит ни от физиологии организма, ни от внешних влияний. Говоря проще, одно и то же событие вызовет у разных людей разную реакцию и сказать заранее, как отреагирует человек на что-то с полной уверенностью нельзя. В отсутствии жестко предзаданной во всех деталях и фиксированной программы действий и заключается принцип свободы высших психических процессов.

Однако и тут есть «ложка дегтя». Проводившиеся за однояйцевыми близнецами многолетние наблюдения показали, что судьба их во многом совпадала, даже если они были разделены в раннем детстве. Известна история жизни пары близнецов, разделенных при рождении – один из них остался с матерью во Франции, а другой уехал с отцом в Америку. О том, что у него есть брат, ни один из них не знал до 50 лет. При этом оба обнаружили способности к физике и математике, занимались похожими видами спорта, стали инженерами-электриками, всю жизнь увлекались коллекционированием марок. Женились оба в 24 года, в 25 лет каждый из них стал отцом, в 29 у обоих родилось по второму ребенку. В 49 заболели туберкулезом и умерли практически одновременно, когда им было по 59 лет.

Есть еще много подобных примеров. Отец Иоганна Себастьяна Баха не отличался от своего брата-близнеца даже в музыке – они могли сменить друг друга в антракте концерта и никто не замечал разницы. Однояйцевые близнецы часто видят одни и те же сны, делают одинаковые грамматические ошибки, если заболевает один, то скоро заболеет и другой, даже если они живут в разной местности. Сходство между разнояйцевыми близнецами гораздо менее выражено. Так, разница в продолжительности жизни у первых около 3-х лет, а у вторых – более 12-ти.

Эти и множество других наблюдений говорят в пользу существования врожденных задатков не только физических особенностей, но и психологических свойств

. Что ставит перед нами вопрос о том, развиваются ли вообще психические процессы в течение человеческой жизни или просто последовательно проявляются наследственно заданные качества? Существуют различные мнения. Представители гештальт-психологии считают, что психические процессы в течение жизни не развиваются, а последовательно проявляются. При такой точке зрения вопрос о формировании способностей у детей даже не ставится, речь идет только о выявлении того, что было унаследовано ребенком.

Учеными другого направления, основоположником которого является Жан Пиаже, было обосновано в ходе многочисленных экспериментов и наблюдений, что есть и прижизненное развитие высших психических функций, однако они ограничивают этот процесс подростковым возрастом, когда заканчивается морфологическое созревание организма. Однако отечественные ученые, продолжатели идей Л.С. Выготского, разработали другую концепцию, согласно которой развитие психических функций продолжается всю жизнь, не отрицая того, что оно связано и с наследственностью и с влиянием среды, в которой человек живет с рождения. Но каким образом такое возможно – продолжение развития, когда физиологически все уже завершено? А.А. Ухтомский ответил и на этот вопрос, предложив идею о функциональных органах, которые формируются при обучении. Когда навык нарабатывается, разные центры в нервной системе работают слаженно и между ними образуются связи. Чем больше тренировок, тем быстрее проходят нервные импульсы между этими центрами – скорость действий увеличивается. В итоге, образуются прочные и легко проходимые связи между всеми участниками системы, что позволяет ей функционировать как единому целому. Это сравнимо с постройкой дороги – представьте, с какой скоростью можно ездить по сельской дороге? А если переделать ее в скоростное шоссе? И даже если долго не пользоваться какими-то путями, то возможность «проехать» по ним остается в течение продолжительного времени. К примеру, люди, потерявшие зрение, не утрачивают способность представлять предметы, которые они ощупывают, зрительно долгие годы.

Отечественный подход позволяет нам не опускать руки в ситуации, когда у нас нет тех способностей, которые хотелось бы приобрести, даже если самый благоприятный возраст для их формирования упущен

. Но, конечно, не стоит забывать про наследуемые задатки. Также, будет уместно задуматься о том, что зачастую в нашем обществе несправедливо относятся к старости, как к возрасту, когда основной пик мыслительной активности уже позади.

Возвращаясь к высшим психическим процессам, обратимся к общим моментам в их развитии: погружению, свертыванию и произвольности

.

Лучше всего развитие высших психических функций видно, если понаблюдать за ребенком. Вначале он вынужден реализовывать каждое побуждение двигательно, чтобы решить стоящую перед ним задачу. Его действия развернуты и содержат большое количество видимых компонентов. Постепенно они видоизменяются: качественно преобразуются и действий становится меньше. Этот процесс называют свертыванием

. Если заглянуть в энциклопедию и прочитать статью про формирование зрения, то мы увидим, что глаз ребенка для распознавания увиденного совершает множество хаотичных микродвижений, глаз взрослого делает гораздо меньше микродвижений, ориентируя их, в основном, по контуру рассматриваемого предмета. А.В. Запорожец и его коллеги показали, что подобный путь развития характерен и для сознательно разучиваемых движений в любом возрасте. Вначале необходима развернутая последовательность действий, контроль над каждой мышцей. В результате свертывания движения постепенно становятся плавными и экономными, а контроль остается только общий.

Погружение

– исчезновение внешних действий и превращение их в мыслительные. Например, когда ребенок учится считать, он вначале использует палочки и пальцы рук, потом ему достаточно движения взгляда, и только затем он учится считать «в уме». Если ребенку, который умеет считать только на пальцах, запретить двигать руками, он не сможет ничего посчитать. Принцип погружения дает возможность действовать в воображении. Спортсменам давно известны т.н. «виртуальные тренировки» – мысленное выполнение реальных действий. Если спортсмен перед сложным упражнением выполнит его мысленно, то результат будет лучше. Многие спортсмены после воображаемых тренировок чувствуют практически такую же усталость, как если бы тренировались в реальности, что говорит о том, что внутренние усилия предполагают соответствующую активность и затраты сил и энергии. А переживания и страдания, вне зависимости от того, что их вызвало – вполне реальные переживания. Итак, протекающие открыто медленные действия постепенно преобразуются в молниеносные мыслительные операции.

Произвольность

– важная общая черта психических функций. Человек может управлять своим поведением благодаря умению разорвать связку стимул – реакция и вставить туда еще одно звено. Получается стимул – психологическое орудие – реакция. Применение психологических орудий позволило человеку перестраивать свою психическую деятельность так же, как применение орудий труда дало новые возможности для внешних действий. Примерами психологических орудий служат язык, счет, алгебраические символы. Овладение знаком осуществляется в несколько этапов. Вначале он нужен для понимания других и общения с ними. Затем он становится внешним средством управления своими психическими процессами. И только потом происходит превращение внешнего знака во внутреннюю структуру мышления. Возьмем речь. Даже если не обращаться к детскому опыту, можно вспомнить, как происходит обучение иностранному языку. Вначале идет заучивание слов, потом становится возможным общение, а в какой-то момент можно поймать себя на том, что начал думать на другом языке. Человек может использовать искусственно созданные стимулы, не имеющие прямой связи с ситуацией. Всем знакома такая простая вещь, как жребий – возможность определить свою реакцию, при помощи искусственного стимула, не имеющего отношения к ситуации. На определенном этапе развития человечества жребий стал началом активного изменения человеком ситуации. С тех же времен используется и узелковое письмо. Завязывая узелок на память, человек строит процесс запоминания, заставляя внешний предмет (узелок), напоминать себе о чем-то (например, не забыть взять ключи), как бы вынося процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность. При произвольном запоминании человек между объектом и реакцией на него вводит знак (тот же узелок), позволяющий изменять направление процесса. Мышление также носит опосредованный характер (промежуточное звено между событием и действием). Именно введение еще одного звена, знака позволяет человеку управлять своим поведением. Все высшие психические процессы развиваются из наследственных задатков и проходят стадии, начиная от развернутых внешних действий к погружению и свертыванию, помимо этого, они могут быть произвольными, в соответствии с желанием человека. Роль знака (речи) заключается не только в овладении своим поведением через произвольность, но и в приобщении к человеческой культуре. Благодаря знакам происходит качественная перестройка психических процессов, расширяя возможности человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]