Пирамида Маслоу: изображение, структура и описание

Приветствую Вас, друзья!

Пирамида Маслоу – это наглядная модель, отображающая основные потребности человека в простой и понятной форме. Её автором является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 — 1970):

А. Маслоу посвятил значительную часть своей исследовательской деятельности изучению мотивации и иерархии человеческих потребностей. Он выпустил большое количество работ, написал несколько книг по данной теме. Но большинство людей знает его как автора «Пирамиды потребностей человека».

Главный тезис теории Маслоу заключается в том, что человек нуждается в удовлетворении не только физиологических, но и духовных потребностей. Интересно, что похожую мысль высказывал ещё древнегреческий мыслитель Фалес Милетский (VII-VI вв. до н.э.), считавший, что именно в этом заключается основное отличие человека от животных. Маслоу заметил, что в человеческих потребностях присутствует отчетливая иерархия, и на основании данных наблюдений создал свою модель.

Структура пирамиды Маслоу

Сегодня существует несколько уточненных вариаций пирамиды с разным количеством уровней, но в базовой модели Абрахама Маслоу таких уровней пять.

  1. Базовые физиологические потребности (низший уровень пирамиды);
  2. Безопасность и стабильность.
  3. Любовь, семья, принадлежность к социальной ячейке.
  4. Уважение и общественное признание.
  5. Самореализация (высший уровень пирамиды);

Схематично Пирамида выглядит следующим образом:

Первая ступень включает органические потребности, необходимые организму для осуществления собственной жизнедеятельности. Вторая ступень обеспечивает безопасность и выживание, третья – социализацию в обществе, возможность создавать семью, рождать и воспитывать детей. Четвертая ступень – это стремление к престижу, а пятая, высшая ступень – духовные, эстетические и познавательные потребности.

Первые три ступени присутствуют у большинства животных, четвертая также проявляется довольно часто (иерархия в стае), пятая свойственна только человеку.

Желание принадлежности и любви

Когда человек насытился, обогрелся, убедился в собственной безопасности, возникает более высокая степень потребностей – социальная. Человек без социума чувствует себя отрезанным от внешнего мира стеклянной стеной. Невозможно развиваться и улучшать свою жизнь, живя под куполом, без друзей, знакомых, пары. Так или иначе, ощущение неполноценности, страх одиночества настигнет человека.

Мужчина и девушка в постели

Третья ступень пирамиды Маслоу включает именно эти, более духовные, чем физические желаний: найти пару, завести семью, иметь друзей и знакомых, чувствовать себя частью какой-либо социальной группы. Когда человек ощущает себя нужным и желанным, чувствует тепло любовных ласк и ценность своего вклада в развитие группы, он задумывается о более высоких желаниях, но без их удовлетворения, дальнейшее развитие невозможно.

Описание ступеней пирамиды

Сам автор называл модель «Иерархия потребностей человека», а слово «пирамида» не использовал в работах ни разу. Термин «Пирамида Маслоу» появился позже и закрепился, поскольку подобная форма наглядно отображает концепцию данной теории. Итак, разберем каждую из ступеней подробнее.

Первая ступень – физиологические потребности

Все живые существа должны осуществлять действия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Для человека это еда, питьё, сон. Сложно получать удовольствие от прогулки, если сильно хочется в туалет, а при сильном голоде или жажде не очень думается о любви. Поэтому органические потребности являются основой пирамиды. Только удовлетворив их в достаточной мере, человек поднимается на следующую ступень.

Вторая ступень – безопасность

Если первая ступень обеспечивает жизнедеятельность, то вторая нужна для выживания. Ощущение безопасности (прочные двери, хороший замок) и стабильности (постоянная работа, наличие финансовых сбережений, страховка) необходимо каждому человеку. Только будучи уверенным в своей защищенности, он начинает думать о социализации и создании семьи.

Третья ступень – любовь и принадлежность

В эту категорию включены все социальные потребности. В каждом человеке заложено стремление любить и быть любимым, создавать семью и производить потомство. Также он стремится заводить новые знакомства, сближаться с интересными людьми, становиться частью группы. Войдя в коллектив, он испытывает потребность быть полезным, значимым и ценным в данном коллективе, постепенно переходя на следующую ступень.

Четвертая ступень – признание и уважение

Когда первые три потребности удовлетворены, человек начинает стремиться к признанию, уважению и престижу. Он старается проявить индивидуальность, продемонстрировать уникальные особенности и таланты, чтобы привлечь внимание и произвести впечатление на окружающих. Только убедившись, что социальная группа оценила его достижения, человек начинает стремиться к саморазвитию и по-настоящему воспринимать духовные ценности.

Пятая ступень – самореализация и самоактуализация

Достигнув пятой ступени, человек начинает искать способы реализовать собственный потенциал. На данном уровне наблюдается наибольшее разнообразие. Люди занимаются творческой деятельностью, стремятся к саморазвитию и просвещению, повышают квалификацию, формируют новые взгляды и убеждения, занимаются благотворительностью и меценатством, изучают окружающий мир и прикладывают усилия к тому, чтобы сделать его лучше.

Так описывает основные потребности человека пирамида Маслоу. Несмотря на то, что данная модель достаточно точно описывает действительность, многие исследователи отмечают наличие в ней спорных моментов, которые также заслуживают подробного рассмотрения. Давайте рассмотрим их подробнее.

Пирамида потребностей: из чего состоит

Пирамида потребностей включает пять основных блоков:

  1. физиология;
  2. безопасность;
  3. принадлежность;
  4. любовь;
  5. признание;
  6. самоактуализация.

По мере удовлетворения примитивных потребностей (таких, как желание есть, пить) у человека возникает необходимость в удовлетворении иных нужд – психологического, нравственного, социального характера.

Психологи сходятся во мнении, что практическое использование пирамиды, придуманной А. Маслоу, возможно лишь в ограниченных случаях. Нет никаких доказательств, что каждый человек нуждается в признании и уважении, многим неплохо живется и без этих потребностей. Есть люди, которые сознательно голодают – значит базовая потребность не удовлетворена, но им все равно хорошо.

Есть версия, что сам Маслоу впоследствии не признавал верной свою теорию, дорабатывал ее постулаты, но до идеала она так и не была доведена.

Критика

Современные психологи отмечают, что теория иерархии потребностей по Маслоу плохо подходит для практического применения, поскольку подразумевает некоторые некорректные обобщения. Основной смысл концепции заключается в том, что каждая последующая ступень пирамиды может существовать только при условии, что на предыдущей ступени наблюдается полное благополучие. Однако на практике данное правило соблюдается не всегда.

История знает множество случаев, когда выдающихся успехов в определенных сферах добивались люди, жившие буквально в нищете или столкнувшиеся с неудачами на любовном фронте. Великие поэты, художники, музыканты – все они проявляли свои таланты на высшей ступени пирамиды. Но многие из них всю жизнь голодали, страдали от неразделенной любви или были изгоями в своём обществе.

Сам Абрахам Маслоу со временем значительно доработал теорию мотивации, из-за чего модель иерархии потребностей сильно усложнилась. В частности, был добавлен такой фактор как возраст. Например, полуголодный студент, пребывающий на грани отчисления из вуза (минус первая и вторая ступень), всё равно думает о любви. А потребность в самоактуализации отсутствует у молодежи и появляется ближе к 50 годам (при этом сам автор утверждал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей).

Как следствие всего вышесказанного, пирамида Маслоу сегодня используется преимущественно маркетологами, но практически не рассматривается в психологии.

Иерархия потребностей и принципы мотивации человека по пирамиде А. Маслоу

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это неверно.

Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу (1943), выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побуждения (жажда и проч.), потребности в безопасности (жилище), аффективные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

Удовлетворение потребностей низшего порядка активизирует следующий, более высокий уровень потребностей, требуя от человека поведения по иным схемам.

Смысл понятия мотивация.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Современные теории мотивации.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Результаты этих исследований в основном рассматриваются в оставшейся части данной главы.

Мы разделяем различные теории мотивации на две категории: содержательные! процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, — это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

Важно понять, что хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации имело явно эволюционный, а не революционный характер. Как отмечалось выше, это не просто теории, подобные башням из слоновой кости. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду. Поэтому в каждом случае мы будем кратко указывать область применения данной теории в практике управления.

Чтобы понять смысл теории содержательной или процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Первичные и вторичные потребности.

Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности и мотивационное поведение. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.

Косна потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной работе, это может побудить вас попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, вы можете обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как вы предполагали. Это может заставить вас работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором ваша потребность будет удовлетворена.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Например, вспомним приведенное в гл. 3 описание ситуации, когда внедрение технологии разработки длинного пласта на угольных шахтах разрушило независимые рабочие группы и лишило шахтеров близких межличностных отношений. Это пример того, как характеристики производственной ситуации и соответствующих задач могут влиять на удовлетворение потребностей. Новая технология также не давала шахтерам ощущения завершенности и содержательности выполняемой работы, потому что при новом методе каждый шахтер выполнял лишь малую часть общего процесса добычи угля. Следовательно, люди не имели возможности проявить все свои способности. В результате ухудшилась производственная дисциплина, увеличились число прогулов и текучесть рабочей силы, снизилась производительность труда. Эти проблемы исчезли сами собой, когда администрация так видоизменила производственный процесс, что технология перестала вступать в конфликт с потребностями людей.

Вознаграждения.

В разговоре о мотивации слово «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Вот простой пример. Чемодан, полный стодолларовых банкнот, будет восприниматься большинством людей цивилизованных наций как весьма ценное вознаграждение, а для членов примитивного филиппинского племени Тасадей сам чемодан, вероятно, будет представлять большую ценность, чем находящиеся в нем деньги. Аналогично, весьма состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценными для себя, чем крупная сумма денег.

Внутренние и внешние вознаграждения. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. , например, упразднила часть линий конвейерной сборки на одном из экспериментальных заводов, заменив их сборочными бригадами, чтобы увеличить внутреннее вознаграждение для рабочих.

Внешние вознаграждения — это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово «вознаграждение». Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений — зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие, как угловой личный кабинет), похвалы и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки).

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить, каковы потребности ее работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации.

Иерархия потребностей А. Маслоу

Суть теории мотивации (пирамиды) Маслоу

В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии. С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений. Иерархия потребностей выстроена по принципу насущности их удолетворения для человека.

Физиологические потребности.

Физиологические потребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой так называемые физиологические влечения и желания. Физиологические потребности доминируют над всеми остальными a организме и являются основой мотивации человека. Таким образом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому состояние всего организма можно охарактеризовать, как человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно. Все силы организма начинают обслуживать удовлетворение потребности в пище, а возможности, которые нельзя задействовать для достижения этой цели отодвигаются на задний план. Т.е. желание купить новые туфли, или автомобиль, в экстремальной ситуации становятся второстепенными. Вместе с этим организм проявляет специфическую особенность, которая состоит в том, что во время, когда в человеке доминирует определяющая потребность, меняется философия его будущего. На нашем примере для хронически голодного человека утопия представляется местом, где полно еды. Он начинает думать, что при условии гарантированного наличия пищи до конца жизни он будет совершенно счастлив и никогда не пожелает ничего более. Свобода любовь уважение отодвинуто, как бесполезные безделушки. Но это чрезвычайные обстоятельства, которые, встречаются редко в нормальном мирном обществе и у большинства людей она удовлетворена. Когда физиологические потребности удовлетворены, появляются другие, более высокие по Маслоу следующая потребность в безопасности.

Потребности в безопасности.

Следующая группа потребностей, потребности в безопасности, защищенности, стабильности, покровителе, защите, отсутствии страха, тревоги и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях, покровителе. По Маслоу к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм может быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности. И вновь доминирующая цель – это определяющий фактор не только для видения мира и философии в настоящий момент, но и философии будущего и философии ценностей. Кстати физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, сейчас недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному. Стремление иметь религию или философию, которая организует вселенную и людей в логически содержательное целое. Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угроза закону, порядку, властям общества.

Но т.к. здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей частью удовлетворили свои стремления в безопасности, следовательно, вполне реально, что они не имеют больше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов. Соответственно далее вновь проявляются более высокие, в пирамиде Маслоу это потребности третьего уровня, потребности в любви.

Потребности в любви и принадлежности.

Если физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, появляются потребности в привязанности и принадлежности и все что сказано выше повторяется снова.

Потребность в любви предполагает, как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда они неудовлетворенны, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Теперь острая боль от одиночества, неприятия и недружелюбия сильнее всего остального и соответственно он будет думать, что был бы абсолютно счастлив, если в его жизни появилась любовь. Для человека очень важно чувствовать принадлежность, добрососедские отношения на одной территории, среди класса, компании, коллег, т.к. что их стремление сбиться в стаю держаться вместе, быть частью группы есть у них от природы.

Если же у человека есть любовь, он любит, и любим, начинает проявляться новая группа потребностей, еще более высокого уровня – это потребность в уважении.

Потребность в уважении.

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Эти потребности Маслоу разделяет на два класса.

К первому классу относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность пред лицом внешнего мира, независимость и свобода.

Ко второму Маслоу относит, то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа (определяя их как оценку или уважение со стороны других людей), а также статус, известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, силе, способностях и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствие на пути к удовлетворению ведут к появлению чувства неполноценности, слабости беспомощности. Эти чувства ведут за собой, подавленность или невротические склонности. Нужно учесть, что формирование самооценки на основе мнения других людей таит в себе опасность, т.к. она не учитывает реальные способности личности, ее компетентность. Наиболее стабильное и, следовательно, здоровое чувство самоуважения базируется на заслуженном уважении со стороны других людей, а не на показной славе и известности и неоправданной лести. Нужно уметь отличать действительные компетентность и достижения в основе, которой лежат исключительная сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естественным путем, без всякого труда, одними врожденными качествами конституцией и биологической судьбой.

Даже если все вышеперечисленные потребности удовлетворены человек часто, если не всегда, может ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, они возникают, если человек не занимается тем, для чего он создан.

Потребность в самоактуализации.

Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эта потребность и называется самоактуализацией. Она относиться к желанию людей реализовывать себя, проявлять в себе, то, что заложено в нем потенциально. Она может быть определена, как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. Конкретное воплощение отличается значительным разнообразием. У одного это может быть желание быть непревзойденным родителем, у другого спортсменом.

Заключение.

Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.

По данной работе можно сделать следующие выводы:

По Маслоу существуют следующие базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви (принадлежности), потребность в признании и потребность в самоактуализации. они расположены в иерархическом порядке (вершиной является потребность в самоактуализации, а основой являются физиологические потребности). Кроме того в расширенной иерархии рассматривается потребность в познании и эстетические потребности;

Потребности не возникают только лишь после 100% удовлетворения предыдущей. В настоящей жизни у человека постоянно существуют несколько нужд, но какая то из них доминирует и сильнее других влияет на мотивы поведения человека.

Чем ниже находится потребность в данной иерархии, тем больший ее процент должен удовлетворяться.

Самоактуализация является высшей в иерархии потребностей по Маслоу. Потребность в ее реализации возникает далеко не у всех людей. Люди сомневаются в своих способностях и своих силах, тем самым уменьшают шансы на самореализацию. Около 1% людей нашего общества становятся самоактуализированной личностью.

Плюсы и минусы теории

Несмотря на несовершенство модели, теория Маслоу по-прежнему остаётся наиболее удобной и наглядной формой представления взаимозависимости человеческих нужд. Её популярность обусловлена такими преимуществами как:

  • краткое, ёмкое и наглядное объяснение сложного психологического явления;
  • простая и лаконичная подача, понятная всем;
  • простая одномерная структура с очевидной закономерностью;
  • лучшая модель для понимания человеческих потребностей;
  • возможность использования в качестве инструмента для расстановки жизненных приоритетов.

Основным недостатком пирамиды потребностей по Маслоу (помимо исключений, описанных в разделе «Критика»), является устаревшее понимание человеческих нужд. Впервые автор изложил идею в 1943 году, а посвященную ей книгу «Мотивация и личность» написал в 1954-м. Даже в самых развитых странах мира условия жизни тогда сильно отличались от современных.

Физиологические потребности человека

Физиологические нужды не просто так стоят на первой ступеньке пирамиды. Они присущи каждому живому организму на планете, в том числе и людям и являются жизненно важными. Без их удовлетворения человеческий организм не сможет выжить, следовательно, этим потребностям нужно уделять наибольшее внимание.

Фото Claudia van Zyl on Unsplash

К ним относятся простые потребности живого организма: еда, вода, отдых, опорожнение. Говоря конкретно о человеческих нуждах, стоит также добавить необходимо в удовлетворении сексуальных нужд, без которой человек, хоть и может жить и работать, но все же его продуктивность значительно снижается.

Практическое применение теории

Знать, как устроена пирамида Маслоу, полезно любому человеку, даже если он не является психологом или маркетологом. Это удобная модель, позволяющая понимать собственные потребности и объяснять поведение окружающих. С её помощью можно подобрать для себя эффективные способы мотивации на данном жизненном этапе. Хоть теория Маслоу и не является идеальной с точки зрения современной психологии, она поможет найти «бреши» в собственной жизни и устранить их, чтобы стать более счастливым.

Стремление к безопасности

Когда человек сыт, здоров, обогрет, возникает другая острая необходимость – чувствовать себя в безопасности. Как вторая ступень эволюции потребностей, она влечет за собой целый ряд желаний: защитить себя и свою семью, иметь крышу над головой, избавиться от страха угрозы жизни.

Подобные желания вполне естественны и важны не только для дальнейшего перехода на более высокую ступень потребностей, но и для развития личности. Человек, постоянно испытывающий страх, боящийся за свою жизнь, не может влиться в социум, пока не удостоверится в собственной безопасности. Речь идет не обязательно о прямой угрозе смерти.

Фото Jose Fontano on Unsplash

Данный уровень на современном этапе выражается по-разному. Человек покупает бронированный автомобиль, устанавливает прочные двери с замком, страхует свою жизнь. Кроме того, указанный аспект охватывает также потребность в стабильности, желании избавиться от неудач и стрессов современной жизни.

Признание

После того как человек благополучно влился в социум, посеял початки социальной жизни, возникает потребность привнести в нее что-то особенное, что-то значимое, то, что помогло бы превознести личность над другими. Это естественная потребность, в этом нет ничего эгоистичного и аморального. Речь идет не о поклонении, а о хвале, одобрении, восхищении талантами и умениями другого человека, для развития которых он усердно трудился.

Фото John Price on Unsplash

На этой ступени развития личность остро нуждается в хвале и уважении, без получения которых не сможет дальше развивать свой личностный и творческий потенциал. Кроме того, получения одобрения и уважения за свои труды значительно повышает уверенность и самооценку человека, что благоприятно сказывается на других сферах его жизни.

Эстетическая потребность

Когда человек усовершенствует свои навыки, познания и потенциал, это способствует развитию эстетических потребностей. Неосознанно возникает желание окружить себя красивыми вещами, любоваться природой и произведениями искусства, слушать красивую музыку.

Фото Igor Miske on Unsplash

Эстетическое наслаждение ведет к просвещению и духовному росту, рождает новые знания и стремления человека, которые выливаются в творческой и карьерной отрасли.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]