Понятие представления. Свойства и виды образа представления.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 31Следующая ⇒
В быту представление часто смешивают с воображением.
Представление – это психический процесс, заключающийся в воссоздании образов объектов, которые в данный момент не действуют на наши органы чувств, но ранее когда-то действовали. В воображении же мы создаем такой образ, который никогда ранее не воздействовал на наши органы чувств. Правильнее сказать: вообразите себя лауреатом Нобелевской премии, а не представьте, если вы на самом деле не лауреат Нобелевской премии. Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов или явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.
От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.
Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами. С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.
Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоятельство сближает их с процессами познания. Опознание предполагает наличие, по крайней мере, двух объектов – реального, воспринимаемого, и эталонного. В представлениях такая раздвоенность отсутствует.
Представление – это вторичные образы. Это восстановление уже виденного образа. Мы видим доску и цветы, представление о них появится тогда, когда мы закроем глаза. Услышали мелодию, а потом вспомнили и представили ее, звучащей в том же регистре и исполняемой теми же музыкальными инструментами. Итак, представление – это воссозданный образ на основе прошлого опыта. Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же помимо прошлого может отражаться настоящее и будущее. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представлении как о самостоятельном психическом процессе.
Свойства и виды образа представления
Представление имеет следующиесвойства:
1. Панорамность – образ может выходить за границы поля зрения, быть развернутым, шире поля.
2. Фон, на котором видим предмет, может меняться в представлении.
3. Нет константности образа, есть нарушения, образ меняется по абсолютной величине, может быть больше или меньше реального объекта.
4. В образе идет сокращение, обобщение. Может быть временная панорамность: объединение, сжимаемость событий с нарушением последовательности, можно услышать симфонию в одну минуту. Возможны сдвиги в изображении длительности: событие тянется в памяти, а было всего лишь минуту, годы могут в представлении сжиматься, а один день – растянуться.
5. В представлении может происходить смещение окраски в сторону основных цветов либо обесцвечивание вообще. Чаще образы в памяти бледнеют, интенсивность их снижается, реже – наоборот.
6. Фрагментарность образов представления: запоминается лучше то, что произвело большее впечатление, но образ остается целостным.
7. Обобщенность – представляется не конкретный стул, а вообще; образы схематизируются.
Виды представлений
В зависимости от особенностей предмета представления выделяют два
основных
вида
:
визуальные
, за которыми стоит конкретный образ, и
абстрактно-логические
, за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.
Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку
(Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, обонятельные, слуховые, осязательные, вкусовые, кинестетические, органические представления.
Последние – представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации используется вид анализатора.
Отдельным видом представления можно выделить идеомоторные представления
– представления движения. Особенно актуальны они для спортсменов, артистов балета, танцоров, музыкантов, когда непосредственно перед действием они должны представить его в мельчайших подробностях, опираясь на прошлый опыт.
В соответствии с двумя основными формами существования материи
выделяют такие
два вида представлений
, как
представления о пространстве и времени
. И те, и другие являются полимодальными, но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.
На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные
и
антиципирующие
(предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь каждый из них может быть: а) статическим (представления о неподвижном объекте); б) кинетическим (представления о разных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов – от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния – в конечное).
Образами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мыслительное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование составных частей представляемого объекта, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение.
Особую группу составляют операции перекодирования информации, связанные с изменением объекта. Например, составить представление о рельефе местности по карте или представить объемный предмет в виде проекции на плоскости.
Понимание представления как процесса оперирования образами-представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций.
Все мыслительные операции
можно разбить на
три группы
(И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представления положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представления структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлении мерности объектов, группировка объектов); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование).
Представление как процесс активно функционирует в таком психическом явлении, как проекция. Проекция (от лат. рrojection – выбрасывание вперед) – психическое явление постижения и порождения значений, механизм психологической защиты, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; наделении других людей особенностями своего характера и поведения; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по её проекции используется в проективном методе. Пристрастность отражения мира, обеспечиваемая проекцией, может иметь как защитный, патологический, так и творческий, созидательный характер.
⇐ Предыдущая10Следующая ⇒
Литература
- Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб: «Питер», 2008.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Представление (психология)» в других словарях:
- — (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия
— (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Психология с эмпирической точки зрения
— «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… …
психология памяти
— ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
психология гуманистическая
— одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …
ПСИХОЛОГИЯ
— ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …
психология искусства
— отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
— ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия
психология и философия
— психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Психология типов тела. Психология человеческих возможностей. Теория сознательной гармонии (количество томов: 3) , Успенский Петр Демьянович. В комплект входят следующие книги. «Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход» . Знаете ли вы, что гормоны напрямую влияют на внешность и характер человека? А…
Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формирования образа; продолжительности сохранения образов и др.
По виду анализаторов , включенных в процесс формирования образа, выделяют зрительные, слуховые и двигательные представления.
Зрительные представления воспроизводят форму, габариты, цвет объекта. Вместе с тем в зрительных представлениях обычно выделяется какой-нибудь один параметр объекта, чаще всего связанный с постоянным занятием индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры будут привлекать больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению. Соответственно, все это отразится и на содержании образов представления этих людей. В образах представления у архитектора будут лучше и больше представлены детали, имеющие отношение к архитектуре.
Рисунок 8.1 – Классификация представлений
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество и содержание этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления воспроизводят движение какой-либо части тела. Такие представления вызывают сокращения соответствующих
групп мышц. Экспериментально установлено, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в области гортани.
Единичные представления – это образы определенных конкретных объектов, в то время как общие представления – это обобщенный образ целой группы однородных объектов. Например, образ легкового автомобиля
– это обобщенный образ представление, образ своего собственного автомобиля – это единичный образ представления.
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, что возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Например, направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся у него информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча и др. Сформированное в результате представление будет произвольным. А вот образ представления о состоявшейся встрече, возникший в сознании человека помимо его желания при отходе к ночному сну – это непроизвольное представление.
По продолжительности существования выделяют кратковременные и долговременные представления.
Кратковременные представления обеспечивают текущую деятельность, они существуют в течение долей секунд. Например, в процессе произнесения фразы возникает кратковременное представление, помогающее построить эту фразу.
Оперативные представления существуют до конца решения задачи.
Долговременные представления сохраняются в долговременной памяти, периодически используются. Они являются, как правило, профессиональными представлениями. Например, у специалиста по ITтехнологиям такими представлениями будут: программа, алгоритм, интерфейс, принтер, компьютер и др.
Индивидуальные особенности представлений .
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:
– слуховые представления , то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (например, при подготовке к экзамену студенту-аудиалисту существенную помощь окажут возникающие у него звуковые образы представления в виде фрагментов лекций, воспроизводимых голосом лектора);
– зрительные представления , то при воспроизведении материала предмета к нему на помощь приходят наглядные картины (фрагменты страниц конспекта или учебника);
– двигательные представления , то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты (мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.).
У человека может быть и несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в процессе индивидуального развития
человека еще не изучена в достаточной степени. Накопленные к настоящему времени экспериментальные данные показывают, что:
— первые представления у человека появляются примерно в возрасте полутора лет;
— к двум годам быстро развивается слухо-двигательные и речевые представления. Обеспечивающее быстрое освоение речи;
К 5-6 годам должное развитие получают зрительные представления (ребенок познает мир больше через наглядные образы).
Представления можно развивать. Для этого необходимо накапливать перцептивную информацию в определенной области. Нельзя, к примеру, вызвать представление о возможной причине неисправности телевизора, если человек никогда не изучал его устройство и принцип действия.