Пирамида Маслоу на нашем теле


Абрахам Маслоу
Abraham Maslow
Дата рождения:1 апреля 1908(1908-04-01)
Место рождения: Бруклин, Нью-Йорк
Дата смерти: 8 июня 1970(1970-06-08) (62 года)
Место смерти: Менло-Парк, Калифорния
Страна: США США
Научная сфера: психология, основатель гуманистической психологии
Учёная степень: доктор наук

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Маслоу.
А́брахам Ма́слоу

[1] (англ.
Abraham Maslow
; 1 апреля 1908(19080401), Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу»

— диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нетК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[
источник не указан 3544 дня
], напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год)[2].

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века.[3] Родился он в еврейском районе Бруклина. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жёстким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.[4]

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

— [5]

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже 1-го курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнельском университете (Cornell University, Ithaca), где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет[5].

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934)[6]. Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов[4].

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями[5].

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств .

— [5]

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей[7].

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

— [5]

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы[7]. В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 года. Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление, гуманистическая психология[7]. В 60-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого[4].

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии — революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

— [5]

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет[8][9].

Сестра — антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916—2008), жена антрополога Оскара Льюиса[3].

Кто такой Маслоу, придумавший пирамиду потребностей?

Абрахам Маслоу появился на свет в 1908 году в еврейском районе Бруклина в семье бедных эмигрантов. Он был старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые переехали в США из Киевской губернии. В детстве Абрахам был очень одиноким и застенчивым ребенком, поэтому проводил много времени в библиотеках за чтением книг и хорошо учился. В итоге увлекся психологией и в 20 лет начал учебу в Висконсинском университете, где получил бихевиористкое образование, утверждавшее, что поведение людей и животных состоит из рефлексов и реакций на определённые импульсы — его первая научная работа была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.


Абрахам Маслоу

Постепенно Абрахам Маслоу стал увлекаться и другими психологическими идеями. В 1943 году он опубликовал работу под названием «Теория человеческой мотивации», в которой структурировал желания и нужды людей в зависимости от того, что для нас первостепенно, а что вторично. Грубо говоря, пока базовые потребности не удовлетворены, человеку сложно думать о высоком. Более подробно идеи были изложены в книге 1954 года «Мотивация и личность». Пирамида Маслоу в том виде, в котором мы ее знаем сегодня, — упрощённое изложение идей психолога. Маслоу разделил потребности на пять категорий:

  1. Физиология: еда, вода, воздух, сон, секс.
  2. Безопасность: семья, работа, комфорт, здоровье, жилье, одежда.
  3. Любовь и стремление быть принятым: дружба, семейные отношения, социальные связи, привязанность, забота о другом и внимание к себе.
  4. Престиж и репутация: самоуважение, признание, уважение со стороны других, успех, служебный рост.
  5. Раскрытие личного духовного потенциала: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Позже в пирамиду были добавлены еще две ступени — потребности в обучении (получение знаний, исследования) и эстетике (порядок, красота). Ученый разделял потребности на врожденные (1 и 2 ступени) и приобретенные (начиная со второй и выше), а также на низшие (которые нужно обязательно удовлетворять, иначе не выживем) и высшие (утолить которые непросто). Интересно, что до вершины пирамиды добираются лишь 2% людей.

Идеальное счастливое общество по Маслоу — это общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в признании или любви. Но влюбленный человек все равно нуждается в пище. Абрахам Маслоу был уверен, что лишь только тогда, когда желудок полон, у человека появляются более высокие потребности, и именно они, а не голод, управляют нами. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них.

Научные воззрения Маслоу

Основная статья: Самоактуализация

Основная статья: Пирамида потребностей по Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.[4]

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны.[4] Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации.[7]

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.[10]

Развивая эти идеи, Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии.[4]

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.[7][10] Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма вернаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1930 дней

], бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.[11]

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
  2. Принятие (себя, других, природы).
  3. Непосредственность; простота; естественность.
  4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
  5. Способность обособиться; потребность в уединении.
  6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
  7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
  8. Мистический и вершинный опыт.
  9. Чувство общности с другими (нем. Gemeinschaftsgefühl)
  10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  11. Демократичность.
  12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
  13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
  14. Креативность.
  15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.[4]

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Абрахам Маслоу

Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии.

Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей и др. В противовес господствующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу полагал, что сущность человека исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. В этом случае цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено», помочь его самоактуализации. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (Пирамида потребностей Маслоу), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение человека лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Его идеи послужили созданию гуманистической психологии, предметом которой является целостный человек в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода, ответственность и др.

Оценка деятельности

Вклад А. Маслоу в современную ему психологию огромен. Психологи должны быть благодарны ему за переориентацию внимания с изучения неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. С другой стороны, представление о «саморазвивающемся семечке» стало догмой для огромного количества специалистов-психологов на многие десятки лет. См.

Биография А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка. См.

Публикации

  • «Дальние пределы человеческой психики»
  • «Мотивация и личность»
  • «Психология Бытия»
  • «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья»
  • «Новые рубежи человеческой природы»

Примечания

  1. [www.oxforddictionaries.com/definition/english/Maslow-Abraham Maslow, Abraham]. Oxford US English dictionary
    . Проверено 14 января 2014. [www.webcitation.org/6McCO7i1H Архивировано из первоисточника 14 января 2014].
  2. История проблемы, или Почему Маслоу не строил пирамиду потребностей? // Генкин Б. М.
    [www.socioline.ru/node/673 Экономика и социология труда : учебник для ВУЗов.] — М. : НОРМА, 2007. — ISBN 978-5-468-00061-8. — Гл. 3.1.
  3. 12
    [www.news-gazette.com/obituaries/2008-06-21/ruth-lewis.html Ruth Lewis]
  4. 1234567Фрейджер, Роберт; Фейдимен, Джеймс.
    Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — Прайм-Еврознак, 2004.
  5. 123456Маслоу А.
    Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.
  6. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология // Теории личности и личностный рост / Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. — Гл. 15.
  7. 12345Шульц Д. П., Шульц С. Э.
    История современной психологии. — СПб.: Евразия, 2003.
  8. [www.muskingum.edu/~psych/psycweb/history/maslow.htm Psychology History]
  9. [select.nytimes.com/gst/abstract.html?res=F40910FD3955127B93C2A8178DD85F448785F9 Dr. Abraham Maslow, Founder Of Humanistic Psychology, Dies], New York Times
    (June 10, 1970). Проверено 26 сентября 2010. «Dr. Abraham Maslow, professor of psychology at Brandeis University in Waltham, Mass., and founder of what has come to be known as humanistic psychology, died of a heart attack. He was 62 years old.».
  10. 12Леонтьев Д. А.
    Современная психология мотивации. Сборник. — Смысл, 2002. — С. 29-37.
  11. [poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm Теория человеческой мотивации] // Маслоу А.
    Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004. — Гл. 4.

Ссылки

  • [maslow.com/ Official Abraham Maslow Publications Site] (англ.)
  • [maslow.hpsy.ru/ Абрахам Маслоу] на сайте [hpsy.ru Экзистенциальной и гуманистической психологии HPSY.ru]
  • [flogiston.ru/library/maslow А. Маслоу «Теория человеческой мотивации» (цитируется по Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77-105 (с сокращ.))]
  • [workroom.com.ua/articles/post/74_Abraham-Maslou-i-teoriya-samoaktualizacii- Абрахам Маслоу и теория самоактуализации] // [workroom.com.ua/about Мастерская гармоничной личности.] — 2010.

Пирамида Маслоу на нашем теле

Пирамида Маслоу на нашем теле.

Помните, как градируются потребности человека? Самый нижний уровень пирамиды — базовые потребности: голод, жажда, половое влечение. Дальше потребность в безопасности, уважении и прочее. И наконец, последние три уровня: познавательный, эстетический и потребность в самоактуализации объединяют в понятие потребности в самовыражении.

Нам не до саморазвития, если мы не чувствуем себя в безопасности или голодны. Есть мнение, что украшения в жизни человека отражают также все семь ступеней его мотивационной сферы.

✔️Украшение — выживание. Первая ступень — физиологические потребности. Украшения иногда спасали жизнь: и сегодня золотое кольцо можно было обменять на еду, сдав его в ломбард. Изучите свои шкатулки — много ли в них валюты на черный день? Обилие таких украшений может говорить о том, что вы тревожитесь, не уверены в будущем. Для вас сейчас действительно актуальна не красота, а стоимость и ликвидность украшений? Может быть, пора сменить фокус и перейти на более высокие этажи пирамиды?

✔️Украшение — безопасность. Потребность в крыше над головой, тепле, комфорте. И тут тоже украшения могут послужить платежным средством.

✔️Украшение — любовь. Нам необходимо любить и быть любимыми, быть частью какой-то общности, иметь единомышленников. Понаблюдайте за собой: что покупаете, когда планируете выход в свет, — то, что вам нравится или то, что нужно, чтобы стать «одним из…»?

✔️Украшение — признание. Кольцо на свадьбу, брошь по случаю рождения ребенка, серьги на совершеннолетие.

✔️Украшение — познание. Носите ли вы украшения осознанно, вкладывая в них определенный смысл… Ведь в нашем выборе все не просто так.

✔️Украшения — эстетика. Нам хочется гармонии, красоты. Разве украшение — это не прекрасно? Однозначно! Многое ли из вашей шкатулки доставляет вам удовольствие от соприкосновения с красотой? Может быть, пора приобрести что-то подходящее текущему или желаемому состоянию? Или новое платье требует другого аксессуара?

✔️Украшение — самореализация. Это высшая ступень в иерархии потребностей. Постоянное духовное развитие, применение способностей, открытие талантов. Подобные украшения уникальны, как и личности, которые их носят.

Такую удивительную градацию приводит психолог Римма Ефимкина в своей книге «Психология украшений». Прямо 100% попадание в описание бренда моих изделий из натуральных камней.

Vrublev Style — украшения с особым смыслом. Бренд для тех, кто осознанно выбирает только эксклюзив, близкий, понятный и личный.

Я давно на последней ступени. А вы?

Отрывок, характеризующий Маслоу, Абрахам Харольд

Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг, и к удивлению своему замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди, в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике, далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне. Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений. Весною 1809 года, князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном. Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам. Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое где по березнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес и виднее запотели. Лакей Петр что то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину. – Ваше сиятельство, лёгко как! – сказал он, почтительно улыбаясь. – Что! – Лёгко, ваше сиятельство. «Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб». На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая. По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему. Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться. Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад. Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей. Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать. В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!». Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался. Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе. Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор. – Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей. – Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос. – Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз… Два женские голоса запели какую то музыкальную фразу, составлявшую конец чего то. – Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец. – Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия. – Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Соня неохотно что то отвечала. – Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так! – Полно, ты упадешь. Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час». – Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди. Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи. – Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно. «И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул. На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой. Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. «Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.

Карьера ученого

Маслоу показывал большие успехи в работе, и уже в 1930 году стал бакалавром. А через четыре года стал доктором наук.

Молодой ученый мечтал продолжить свои исследования, хотел заниматься наукой. Поэтому он отправился в Нью-Йорк, который в то время был настоящим центром науки. Туда съезжались ученые, которых преследовали нацисты, и в городе было много великих умов современности.

Именно в тот период Маслоу познакомился с такими знаменитостями, как Альфред Адлер, Эрик Фромм, Карен Хорни. Больше всего ему довелось пообщаться с Максом Вертхаймером, одним из создателей гештальт-психологии, и Рутом Бенедиктом, замечательным специалистом по культурной антропологии.

В Нью-Йорке Абрахам пошел на испытания в Колумбийский университет, к психологу Эдварду Торндайку. У него был особый тест для испытания умственных способностей претендентов, и молодой ученый прошел его просто блестяще – такого до сих пор еще не было. Конечно, Торндайк был рад взять такого специалиста в свои помощники.

И скоро Маслоу начал работать преподавателем в Бруклинском колледже. В этом учебном заведении он проработал четырнадцать лет и получил огромный материал для своих научных работ.

В студенческие годы будущий ученый занимался бихевиоризмом, и этот интерес у него остался на всю жизнь. Когда он познакомился с трудами Фрейда, то согласился с тем, что тот обращал особое внимание на сексуальность. И поэтому свою диссертацию он посвятил сексуальному поведению у приматов. А получив профильное образование и научную степень, он часть времени посвятил исследованию сексуального поведения людей. И верил, что если каждый поймет влияние сексуальности на свою жизнь – жить станет проще.

Когда началась Вторая мировая война, ученый понял, что психология бессильна, если речь идет о международных конфликтах. Тогда все его внимание перешло на социальную и персональную психологию. Он решил изучить проблему ведения переговоров и направления их в мирное русло.

Чем бы ни занимался ученый – он все переводил в область исследований. Так, однажды он сильно заболел и вынужден был оставить работу. В это время он помогал отцу в его работе – изготовлении бочек. В этот время он сделал гениальные выводы о производственном менеджменте, которыми пользуются до сих пор.

С 1951 года Маслоу начал работать в Университете Брандеса. Его пригласили в качестве заведующего кафедрой первого психологического факультета. В истории университета записано, что он внес большой вклад в развитие всего университета.

Скончался ученый от инфаркта миокарда, когда ему было шестьдесят два года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]