Метод кнута и пряника
Метод «Кнута и пряника» является самой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную — наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты). Этот метод малоэффективен в современных условия, так как, во-первых, не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет терпетьморального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно устарел он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях в Советское время. В настоящее время метод «Кнута и пряника» можно проследить в следующей схеме оплаты труда: это оплата труда по принципу процент от продаж, продал товар — получил определенный процент от суммы сделки, не продал — денег не получаешь.Иерархия потребностей по Маслоу Иерархия потребностей Маслоу система классификации человеческих потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. В И.п.М. выделяются группы физиологических, социальных потребностей, потребностей в безопасности, уважении и самовыражении.
Рис. 21. Иерархия потребностей по Маслоу Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.1. Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции. 2. Потребность в безопасности. Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.4. Потребности в уважении. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая — это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма — потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворитьпотребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе. 5. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.Теория Герцберга Герцберг продолжил работу Маслоу и создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он провел широко освещавшееся исследование в области мотивации, в котором участвовали бухгалтеры и инженеры компаний города Питтсбурга и его окрестностей. Для получения данных он использовал метод критической ситуации. В то же время отрицательные ощущения были связаны главным образом с внешними условиями, в которых осуществляется работа, – ее контекстом. Расположив эти высказанные положительные и отрицательные ощущения в виде таблицы (см. табл. 1), Герцберг сделал заключение, что удовлетворенность связана с содержанием работы, а неудовлетворенность – с ее контекстом.
Таблица 1. Двухфакторная теория Герцберга
Гигиенические факторы | Мотиваторы |
Политика компании и ее администрирование | Достижения |
Технический надзор | Продвижение по службе |
Зарплата | Признание и одобрение результатов работы |
Межличностные отношения с начальником | Ответственность |
Условия работы | Возможность творческого и делового роста |
Герцберг назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение – гигиеническими факторами. Термин «гигиена» (так же, как в здравоохранении) относится к факторам, которые носят превентивный характер; в теории Герцберга к гигиеническим относятся факторы, предотвращающие неудовлетворенность. Вместе взятые мотиваторы и гигиенические факторы образовали основу двухфакторной теории мотивации Герцберга.
Таблица 2. Сопоставление теорий Маслоу и Герцберга
Теория Маслоу | Теория Герцберга |
1.Потребности делятся напервичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом. | 1.Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой. |
2.Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры | 2.Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу, активно воздействуют на поведение человека. |
3.После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается | 3. Для того, чтобы мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы |
Статья:
Объяснять своим детям, что такое хорошо, и что такое плохо рано или поздно приходится практически всем родителям. Очень часто при этом используется метод кнута и пряника, основанный на наказании и поощрении за соответствующие поступки. Насколько это эффективно, и каким должно быть соотношение «кнутов» и «пряников» при воспитании детей? Метод кнута и пряника: насколько это эффективно при воспитании детей Система наказаний и поощрений как одна из основ человеческой цивилизации Система наказаний и поощрений является одной из основ человеческой цивилизации. Всех нас в течение жизни поощряют за хорошую работу и хорошие поступки, и наказывают, если мы совершаем что-то плохое. Только если в детстве нас награждают похвалами, сладостями и походом в цирк, а наказывают временным лишением любимых игрушек или подзатыльниками, то во взрослой жизни для этого используются денежные премии, различные материальные и нематериальные ценности, полиция, судебная система и исправительно-трудовые учреждения.
Приучать к законам поощрения инаказания, действующим в человеческом обществе, нас начинают с самых ранних лет, объясняя в общих чертах и подробностях, что такое хорошо,и что такое плохо. Потом, когда мы вырастаем и становимся родителями, мы передаем это знание своим детям. Но так ли актуален метод «кнута» и «пряника» в современном мире?
Это больше похоже на дрессировку, чем на воспитание Метод кнута и пряника вряд ли можно назвать идеальным средством воспитания детей. Скорее, это похоже на некую дрессировку,в результате которой они приучаются делать что-то позитивное, и не делать негативное для того, чтобы получить «премию» или избежать наказания, а не в результате осознанного выбора. Реально ли воспитать гармоничную, независимую личность под страхом наказания, даже если оно чередуется с «сахарными пряниками»? Можно ли насильно сделать человека хорошим, или он должен сам все понять, и сделать свой выбор?
Если использовать только «кнут» К сожалению, подобное еще встречается в современном мире. Некоторые родители считают, что правильно воспитать детей можно только с помощью «кнута» (вернее, ремня), запугивания и физических наказаний.Естественно, превращение семьи в исправительно-трудовую колонию ничем хорошим не заканчивается. Ребенок, воспитанный под гнетом страха и физической болис большой долей вероятности вырастет озлобленным, как на родителей, так и на весь мир, забитым,агрессивным, замкнутым и жестоким.Это будет потенциальный преступник из числа «недолюбленных» детей.
Вряд ли он будет обладать способностью мыслить свободно и независимо, и отличаться особой креативностью, хотя, конечно, возможны исключения. В любом случае, ни о каком доверии и дружбе с родителями при использовании этого метода говорить не приходиться. Ребенок будет копить злость на родителей и, когда немного повзрослеет, может им и отомстить.
Когда все-таки нужно немного «кнута» Применять небольшие дозы «кнута» следует только в крайних случаях. Во всех остальных случаях достаточно ограничиться разъяснительными беседами. Если ребенок действительно совершит что-то плохое (например, обидит девочку в классе и т.д.) то можно подумать о введении против него определенных санкций. Это совсем не обязательно должны быть угрозы и «кнут».Гораздо более действенным методом наказания для современных детей, чем запугивания и подзатыльники, может стать лишение компьютера и Интернета на неделю, месяц и т.д.
Пусть это будет лишь легкая «приправа» к «пряникам» В любом случае сто раз подумайте, прежде чем взяться за ремень, «кнут» и другое орудие насилия над детьми. Так ли уж провинился ваш ребенок? И являетесь ли вы сами образцово-показательной личностью, чтобы кого-то наказывать? Или вы просто бьете своего ребенка по инерции, потому что вас самого в детстве колотили? Подумайте, можно ли с помощью страха, угроз и физического насилия воспитать полноценную личность.
Эффективность метода «кнута» весьма сомнительна, поскольку ребенок не будет совершать плохие поступки не потому, что будет осознавать их неправильность, а из-за страха получить физическое или моральное наказание. Для того, чтобы ребенок по-настоящему боялся что-то не сделать, в семье придется установить настоящий тоталитарный режим, что вряд ли скажется положительно на взаимоотношениях родителей и детей. Поэтому, если «кнут» и нужен в воспитании детей, то в минимальных дозах. Пусть это будет лишь легкая «приправа» к «пряникам».
Наказание за ошибки – это самая большая ошибка Ни в коем случае не нужно внедрять систему наказаний в процессе обучения ребенка чему-либо. Наказание за ошибки – это самая большая ошибка в воспитании детей. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения. Если их не совершать, невозможно создать что-то интересное и необычное. Именно из-за того, что сначала родители, а потом и школьная система воспитывают у детей страх перед ошибками, мир страдает от нехватки креативных людей с хорошо развитым творческим воображением.
Если использовать только «пряник» С помощью одних только «пряников» и «зефиров» тоже вряд ли получится воспитать полноценную, гармоничную личность, так же как и при диете, основанной на одних только сладостях, невозможно дать организму все необходимые для его жизнедеятельности питательные вещества.
При такой дрессировке ребенок приучиться совершать хорошие поступки только в том случае, если за этим последует определенное вознаграждение. Лучше уж дарить детям подарки без особого повода и на праздники, чем приучать их к товарно-денежным отношениям с родителями, при которых они будут «хорошими» только ради денег и различных семейных привилегий. Гораздо важнее материального поощрения за правильное поведение может оказаться поддержка ребенка во всех его позитивных начинаниях, даже если они очень далеки от жизненных интересов родителей.
Можно обойтись и без этого Естественно, метод «кнута» и «пряника» подходит не для всех детей. Каждый ребенок обладает сугубо индивидуальными особенностями, и кому-то действительно нужны наказания и поощрения, а кому-то — просветительские беседы. Кто-то окажется настолько умным, что при достижении сознательного возраста сам все поймет без какой-либо дрессировки.
Когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы осознавать то, что он делает, ему нужно предоставить свободу выбора, чтобы он совершал хорошие поступки, и старался избегать плохих по собственной воле без какого-либо принуждения со стороны системы «кнута» и «пряника».
Сделать эффективным процесс понимания ребенком того, что такое хорошо, и что такое плохо можно и без «кнута» и «пряника». Для этого нужно постоянно вести с ним большую культурно-просветительскую работу, используя собственный пример и лучшие образцы мировой литературы и кинематографа. Конечно, это гораздо сложнее, чем дать ребенку подзатыльник или вручить денежную премию за хороший поступок. Но кто сказал, что воспитание детей – это просто?
На примере лучших образцов мирового искусства, объясните ребенку, когда он достигнет сознательного возраста, что обижать слабых – это плохо, что помогать им,и защищать их – это хорошо, и т.д.Этот метод гораздо лучше будет способствовать воспитанию свободной, независимой, гармоничной личности, чем «кнуты», «пряники и другие орудия системы наказаний и поощрений.
Александр Герасименко
В этой статье я буду говорить о мотивации, а точнее о самом сложном виде мотивации – мотивации самого себя.
Кнут и пряник – это упрощенное, поверхностное видение мотивации. Этот примитивизм не работает в 21 веке, потому что сегодня кнут и пряник всегда подаются “в одном флаконе”.
Рассмотрим два человека – я и мой знакомый. Я ХОЖУ в спортзал 3 раза в неделю. Мой знакомый уже много лет твердит мне, как он ХОЧЕТ ходить в спортзал. Что нас отличает? Очевидно, мы с ним видим в походе в спортзал разные вещи, он – кнут, а я – пряник.
Пряник для меня это – хорошее самочувствие, привлекательный внешний вид, самодисциплина, которое питает мое уважение к себе, интересные аудио книги, которые я слушаю во время тренировки, приятный душ и прекрасное настроение по выходу из зала.
Кнут для него это – частое сердцебиение, боль в мышцах, пот, стекающий на глаза, менее чем восторженные взгляды развитых атлетов, и в конце всего этого “ада” еще и “общественная” раздевалка. Сплошные удары кнута, пряниками здесь и не пахнет.
Что же в наших головах подсказывает моему сознанию, что тренировка это пряник, а его сознанию, что тренировка это кнут?
На этот вопрос есть ответ. У нашего сознания есть один очень верный советчик. Именно этот советчик и подсказывает нашему разуму в принятии каждого решения. Наш разум особенно слушается его в вопросах “кнута и пряника”. Этот советчик самоимидж. Мое сознание и сознание моего друга видят в одном и том же кнут и пряник, потому что мы по-разному видим себя.
Мой самоимидж говорит мне – у тебя всегда хорошее настроение, ты дисциплинирован и за это ты себя уважаешь, ты хорошо сложен и все окружающие знают об этом и ожидают увидеть тебя именно таким. Как следствие, если у меня будет плохое настроение или я заплыву жиром, я буду изо всех сил стремиться привести себя в соответствие с моим самоимиджем. Боль несоответствия моему самоимиджу будет сильнее, чем боль похода в спортзал. Несоответствие самоимиджу будет настолько болезненно, что я даже не увижу пряника в аппетитном куске торта. Самоимидж распределяет “кнуты и пряники”, а мы лишь действуем в соответствии с его подсказками.
Самоимидж легко превращает любое занятие в привычку, постоянно преподнося его как пряник, и тот же самоимидж может вызвать у нас отвращение к чему угодно, если заставит нас видеть в нем кнут.
Мы часто слышим разговоры о самодисциплине. Но это поверхностное видение ситуации. Самодисциплина это лишь продолжение нашего самоимиджа. Полная картина выглядит так – кнуты и пряники, которые растут на дереве самодисциплины, которое питается от корней самоимиджа. Единственный способ самому назначать, что будет кнутом, а что пряником это поливать свой самоимидж правильными знаниями, посадить его в окружении правильных соседей и практиковать правильное мышление.
Только когда вы построите правильный самоимидж, вы сможете говорить о самомотивации и сможете направлять себя по жизни к вашим целям, разумно назначая должности “кнутов и пряников” самостоятельно.
Направляйте ваши усилия в правильное русло, занимайтесь вашим самоимиджем, и вы сможете достичь огромных высот!
Если ты такой умный, то почему не…
Следующая