Потребности в общении
Какие потребности удовлетворяются в общении и через общение? Каковы движущие силы общения, его внутренние причины? Ради чего люди вступают в контакт друг с другом? Если в каждом отдельном случае ответить на поставленные вопросы конкретно (Какую потребное удовлетворяет этот человек? Какова его цель? Чего он хочет от меня?), это поможет устранить многие ошибки. Мотивов, побуждающих человека задавать тот или иной вопрос, может быть много. Результат общения зависит от того, насколько мотивы собеседника совпадают с вашими, и от того, насколько точно вы «уловили» его мотив.
Среди множества мотивов (делающих общение средством удовлетворения потребностей) можно выделить несколько основных. К ним относятся:
1. Потребность в престиже (признании). Когда человек, вступая в общение, надеется или стремится выразить свои личностные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны других, он удовлетворяет именно потребность в престиже. В этом нет ничего удивительного: общаясь, мы ищем признания наших способностей и, не найдя его, бываем огорчены, разочарованы и даже агрессивны. Если в процессе общения мы не можем удовлетворить потребность в престиже, будет ли общение (да и сам собеседник) интересно для нас? Общение с людьми, склонными оценивать нас положительно, всегда привлекательно.
2. Потребность в доминировании. Это стремление оказывать активное влияние на образ мыслей и действий, вкусы, установки другого человека. В мягкой форме она выглядит следующим образом: если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, значит, мы удовлетворяем потребность в доминировании. В жесткой форме, в гипертрофированном виде эта потребность выражается в стремлении оказывать влияние на другого ради самого этого влияния.
3.Потребность в аффилиации. Аффилиация означает потребность в общении ради самого общения (поддержания теплых отношений, устранения дискомфорта или одиночества). Некоторые люди не переносят одиночества, так сильна их потребность в аффилиации. Оказавшись в комнате один, человек с ярко выраженной потребностью в аффилиации стремится немедленно восстановить общение (даже с помощью телефона).
4.Потребность в безопасности. Это одна из базовых, или, как говорят психологи, «витальных», потребностей. Так вот, свою базовую жизненную потребность человек удовлетворяет разнообразными способами (бегство, нападение, притворство, конформизм и даже неврозы). Но если, по тем или иным причинам, какие-то из этих реакций блокируются, то почти всегда потребность в безопасности удовлетворяется в общении. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания (например, в очереди у кабинета врача).
5.Потребность в сохранении индивидуальности. Эта потребность проявляется в стремлении к такому общению, при котором или в результате которого мы могли бы прочитать в лице и речи другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Она зарождается в раннем детстве, когда родители общаются с ребенком как с единственным и неповторимым существом. Для того, чтобы сохранять индивидуальность, человеку приходится сопротивляться нивелирующему влиянию социальной среды, которая каждого из нас относит к определенной категории людей с готовыми программами реагирования на ту или иную ситуацию. Сопротивление и является основой потребности в сохранении индивидуальности.
6.Потребность в покровительстве.
7.Потребность в познании.
8.Потребность в красоте.
1. 3. Общение как главный способ деятельности социального работника.
В обстановке исторических потрясений огромное значение имеет деятельность социального работника, его гуманность, готовность прийти на помощь, умение слушать и понимать, общаться с различными группами людей и через это общение решать практические задачи, стоящие перед индивидом и обществом; т.е. овладение искусством общения является важнейшим и важнейшим навыком, которым должен обладать человек, по роду деятельности непосредственно занятый работой с людьми.
Условно общение можно разделить на два блока: первый — стихийное общение в процессе жизнедеятельности человека, без которого невозможно существование самого общества, второй — целенаправленный процесс, осуществляемый специальными учреждениями, организациями и отдельными лицами, в том числе и непосредственно в социальной работе.
Правомерность специального рассмотрения проблемы целенаправленного общения в системе социальной работы вызывается следующими причинами.
Во-первых, универсальным характером воздействия. Во-вторых, определяющим характером целенаправленного непосредственного общения по сравнению со стихийным, осуществляющимся во всех видах человеческой деятельности. В-третьих, это обусловлено масштабностью его действия: повсеместно, целенаправленно охватывается по существу значительная часть населения; поэтому анализ содержания общения, характера возникающих взаимоотношений, их влияние на настроение людей — вопрос крайне важный, но пока не нашедший должного отражения в литературе.
В-четвертых, непосредственное общение создает значительно большие возможности не только для убеждения, но и для переубеждения, т.к. есть условия для диалога, выявления различных точек зрения для обсуждения. Внимание к этой проблеме вызывается также и диалектические противоречивым характером развития самого процесса общения.
В-пятых, практика последних лет свидетельствует о том, что социальные работники не владеют должной культурой общения.