6 типов личных потребностей и как их использовать в переписке


Потребности в общении

Какие потребности удовлетворяются в общении и через общение? Каковы движущие силы общения, его внутренние причины? Ради чего люди вступают в контакт друг с другом? Если в каждом отдельном случае ответить на поставленные вопросы конкретно (Какую потребное удовлетворяет этот человек? Какова его цель? Чего он хо­чет от меня?), это поможет устранить многие ошибки. Мотивов, побуждаю­щих человека задавать тот или иной вопрос, может быть много. Результат общения зависит от того, насколько мо­тивы собеседника совпадают с вашими, и от того, наско­лько точно вы «уловили» его мотив.

Среди множества мотивов (делающих общение сред­ством удовлетворения потребностей) можно выделить не­сколько основных. К ним относятся:

1. Потребность в престиже (признании). Когда человек, вступая в общение, надеется или стремится выразить свои личностные качества через признание, восхищение, по­ложительные оценки со стороны других, он удовлетворя­ет именно потребность в престиже. В этом нет ничего удивительного: общаясь, мы ищем признания наших спо­собностей и, не найдя его, бываем огорчены, разочарова­ны и даже агрессивны. Если в процессе общения мы не можем удовлетворить потребность в престиже, будет ли общение (да и сам собеседник) интересно для нас? Обще­ние с людьми, склонными оценивать нас положительно, всегда привлекательно.

2. Потребность в доминировании. Это стремление ока­зывать активное влияние на образ мыслей и действий, вкусы, установки другого человека. В мягкой форме она выглядит следующим образом: если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, значит, мы удовлетворяем потребность в доминировании. В жесткой форме, в гипертрофированном виде эта потребность вы­ражается в стремлении оказывать влияние на другого ради самого этого влияния.

3.Потребность в аффилиации. Аффилиация означает потребность в общении ради самого общения (поддержа­ния теплых отношений, устранения дискомфорта или оди­ночества). Некоторые люди не переносят одиночества, так сильна их потребность в аффилиации. Оказавшись в комнате один, человек с ярко выраженной потребностью в аффилиации стремится немедленно вос­становить общение (даже с помощью телефона).

4.Потребность в безопасности. Это одна из базовых, или, как говорят психологи, «витальных», потребностей. Так вот, свою базовую жизненную потребность человек удовлетворяет разнообразными спо­собами (бегство, нападение, притворство, конформизм и даже неврозы). Но если, по тем или иным причинам, ка­кие-то из этих реакций блокируются, то почти всегда по­требность в безопасности удовлетворяется в общении. Даже совсем незнакомые люди становятся более общите­льными в ситуации тревожного ожидания (например, в очереди у кабинета врача).

5.Потребность в сохранении индивидуальности. Эта потребность проявляется в стремлении к такому общению, при котором или в результате которого мы могли бы прочитать в лице и речи другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Она зарождается в раннем детстве, когда родители общаются с ребенком как с единственным и неповторимым существом. Для того, чтобы сохранять индивидуальность, человеку приходится сопротивляться нивелирующему влиянию социальной среды, которая каждого из нас относит к определенной категории людей с готовыми программами реагирования на ту или иную ситуацию. Сопротивление и является основой потребности в сохранении индивидуальности.

6.Потребность в покровительстве.

7.Потребность в познании.

8.Потребность в красоте.

1. 3. Общение как главный способ деятельности социального работника.

В обстановке исторических потрясений огромное значение имеет деятельность социального работника, его гуманность, готовность прийти на помощь, умение слушать и понимать, общаться с различными группами людей и через это общение решать практические задачи, стоящие перед индивидом и обществом; т.е. овладение искусством общения является важнейшим и важнейшим навыком, которым должен обладать человек, по роду деятельности непосредственно занятый работой с людьми.

Условно общение можно разделить на два блока: первый — стихийное общение в процессе жизнедеятельности человека, без которого невозможно существование самого общества, второй — целенаправленный процесс, осуществляемый специальными учреждениями, организациями и отдельными лицами, в том числе и непосредственно в социальной работе.

Правомерность специального рассмотрения проблемы целенаправленного общения в системе социальной работы вызывается следующими причинами.

Во-первых, универсальным характером воздействия. Во-вторых, определяющим характером целенаправленного непосредственного общения по сравнению со стихийным, осуществляющимся во всех видах человеческой деятельности. В-третьих, это обусловлено масштабностью его действия: повсеместно, целенаправленно охватывается по существу значительная часть населения; поэтому анализ содержания общения, характера возникающих взаимоотношений, их влияние на настроение людей — вопрос крайне важный, но пока не нашедший должного отражения в литературе.

В-четвертых, непосредственное общение создает значительно большие возможности не только для убеждения, но и для переубеждения, т.к. есть условия для диалога, выявления различных точек зрения для обсуждения. Внимание к этой проблеме вызывается также и диалектические противоречивым характером развития самого процесса общения.

В-пятых, практика последних лет свидетельствует о том, что социальные работники не владеют должной культурой общения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]