Базовые потребности
Природа тщательно отобрала базовые потребности для человека. Их всего три:
- дыхание;
- питание;
- секс.
Почему природа так поступила, трудно сказать. Видимо, у нее были какие-то соображения. Но человек — это единственное животное, которое может произвольно дышать, есть и заниматься сексом. А следовательно, задерживать дыхание, голодать и воздерживаться от секса.
Произвольное управление этими потребностями порождает самые различные варианты их удовлетворения.
Но на всякий случай ограничители этого поведения заложены в лимбической системе. Проще всего действие ограничителей проследить на примере чувства голода. При снижении в крови питательных веществ латеральные ядра гипоталамуса, которые часто называют «центром голода», начинают возбуждаться. Это возбуждение передается коре головного мозга. Если возбуждение коры в данный момент высокое, то голод не осознается. Но постепенно лимбическая система переключает внимание на центр голода все более широкие слои коры, пока все внимание человека не сосредоточится на чувстве голода.
В обычных условиях базовые потребности легко удовлетворяются, поэтому практически не влияют на поведение.
Иногда эти потребности называют потребностями выживания. Попытки объяснить все поведение человека только этими потребностями делаются постоянно. Самым известным примером является теория Фрейда о сведении всех побуждений человека к половому влечению.
Но проявления человеческой деятельности настолько разнообразны, что свести их к одному или двум биологическим факторам невозможно. Такая примитивизация человека лишена практического смысла.
Любопытно, что во время сновидений все базовые функции мозга достигают такой же интенсивности, как и во время бодрствования. Дыхание вместо глубокого и сонного вновь становится учащенным и неравномерным. Выделяется желудочный сок. И у мужчин, и у женщин наступают генитальные эрекции.
Неудивительно, что многие люди считают сон второй реальностью. Иногда во второй реальности человек чувствует себя даже лучше, чем в первой. Генитальные эрекции регистрировались даже у девяностолетних.
Базовые потребности влияют на мотивацию только в случае их неудовлетворения, тогда их сила возрастает колоссально. Но как только они удовлетворены, их мотивирующая сила исчезает.
Подлинные и мнимые потребности.
Подлинные потребности в отличие от мнимых не навязываются из вне. К подлинным потребностям каждый приходит самостоятельно. Мнимые потребности формируются под давлением общества и вызваны влиянием внешней среды. Поэтому мнимые потребности с годами меняются, как и общество, с подлинными потребностями человек будет существовать всю жизнь. И в основном меняется не потребность, а интересы человека через которые он реализует данную потребность.
Покупки, которые клиент совершает исходя из мнимых потребностей как правило носят импульсный характер. Скорей всего если не совершать покупку сразу, а подождать неделю или месяц, то желание отпадёт. От подлинных потребностей избавиться намного сложнее, человек к воплощению такой потребности может идти очень долго.
Еще подлинные потребности можно охарактеризовать словом «нужно», а мнимые потребности словом «хочу». К примеру, у меня трое детей и я понимаю, что мне нужна большая машина чтобы все помещались. Но я хочу спортивный автомобиль потому что он крутой.
Социальные потребности
В основе социальных потребностей все так же лежат биологические причины. Человек — животное стадное. Поэтому у него хорошо развиты чувства сопереживания и сострадания.
Посмеяться от души над веселой комедией можно и в одиночестве. Но в переполненном зале общий взрыв хохота воздействует гораздо сильнее. Находясь в спортивной команде, человек сливается с ней и чувствует объединенную силу как свою собственную. Всеобщее ликование по поводу радостного события в жизни страны заставляет людей выходить на улицы, чтобы ощутить сопричастность.
Насколько человек нуждается в других людях, показали эксперименты по добровольной изоляции. Испытуемые жили в полностью комфортных условиях, но при одном ограничении. Они не могли общаться с другими людьми. Через несколько месяцев они начинали испытывать серьезные эмоциональные трудности.
Поэтому общение необходимо человеку так же, как пища, но с важным отличием: общение не всякое, а в рамках культурных традиций. Если окружающие люди не вписываются в рамки социальных ожиданий человека, то возникает потребность избежать общения. Изолироваться от общества. Но тут же появляется желание найти лучшее общество, найти тех, кто тебя понимает, потому что социальные потребности требуют своего удовлетворения.
Социальных потребностей всего две:
- потребность в социальном статусе;
- потребность в душевной близости.
Социальный статус — это место, занимаемое человеком в социальной структуре общества. На статус влияют как не зависящие от личности факторы — пол, возраст, национальность, — так и достигаемые факторы: образование, профессионализм, духовные качества. Статус — это достаточно динамичная величина, которая во многом зависит от состояния общества в целом. В разное время более высокий статус могут получать военные, политики, ученые, бизнесмены. Все это вынуждает человека менять свое поведение, должность, профессию. Человеку хочется занять определенное место в социальной иерархии. И чем это место будет выше, тем лучше.
В каждой социальной группе человек должен ощущать свою полезность всему коллективу, испытывать чувство сопричастности к общему делу. Иначе он чувствует себя изгоем и по возможности покидает эту группу.
Человек входит во множество групп. В каждой он имеет свой статус. Число этих групп все время меняется, но существует самая важная группа, где человек прикладывает максимальные усилия для продвижения наверх, — профессиональная.
Главное в социальном статусе — это профессиональная состоятельность. Человек хочет выглядеть в глазах других людей мастером своего дела. И не просто мастером, а мастером, которому нет равных. Эта потребность вызывает стремление к овладению самыми тонкими приемами профессиональной деятельности.
Человеку нужно, чтобы его называли не просто генералом, а великим полководцем, не политиком, а лидером страны, не художником, а гениальным живописцем, не писателем, а духовным учителем.
Из этой потребности вытекает сильная мотивация быть лучше других: побеждать в соревнованиях, получать грамоты, ставить рекорды, быть в центре внимания. Но нередко мотивация становится ложной. Человек подменяет одно другим. Вместо того чтобы профессионально стать выше других, он пытается любыми путями получить знаки отличия: престижные вещи, красиво звучащие должности, интерес прессы. В этом случае получается эффект «голого короля». Дутая слава быстро проходит, а себя не обманешь. Поэтому этот путь приводит в тупик. Главная потребность не удовлетворяется, а энергия уже израсходована.
Тогда человек чувствует себя ничтожеством и неудачником. Как правило, такие люди опускаются и в быту. Перестают за собой следить, живут как придется и нередко спиваются.
Другая ошибка состоит в том, что человек начинает смешивать социальный статус и самооценку. В этом случае он начинает пилить сук, на котором сидит. Он мысленно говорит себе: «Я буду себя уважать в том случае, если буду считаться уважаемым человеком». Это приводит к тому, что человек становится рабом общественного мнения. Он постоянно оглядывается и прислушивается к тому, что о нем говорят другие. А потом пытается угадать, что они могут еще сказать или даже подумать о нем. Все это вызывает страх любой публичной оценки. Человек страшится выступать, показаться неполноценным, боится вызова к начальнику, экзамена. Но такое поведение быстро приводит к тому, что социальный статус снижается. А следом за ним снижается самооценка. И человек все больше боится людей и все меньше уважает себя.
Для выхода из порочного круга следует научиться отличать самооценку от внешней оценки. Это легко, если на этом сосредоточить свое внимание и сказать себе: «Какую бы ошибку я ни допустил, я все равно достойный член общества».
Потребность в социальном статусе — это обезличенная потребность. Сам человек здесь не участвует — участвует только его имя, и это имя должны знать миллионы.
А вот потребность в душевной близости прямо противоположна —человек хочет, чтобы его ценили независимо от его профессиональных заслуг. Чтобы ценили его самого. Отсюда идет потребность в любви, дружбе, семье, детях.
Удовлетворение этих потребностей требует от человека умения устанавливать и поддерживать душевные отношения с людьми. Если он не умеет этого делать, то очень скоро чувствует свое одиночество. Очень часто люди, взлетевшие по карьерной лестнице, замечают, что вокруг, включая собственную семью, остались только полезные люди. И не с кем поделиться своими мыслями, сомнениями, душевными переживаниями. В этом случае даже высокий социальный статус перестает приносить радость. Что это за радость, если ею нельзя ни с кем поделиться?
Удовлетворение социальных потребностей очень сложно по своей структуре. Достижение высокого социального статуса и успешное строительство личной жизни требуют очень больших усилий. Проблемы у человека возникают в том случае, если он считает, что все это ему кто-то должен обеспечить. В таком случае возникает комплекс «непризнанного гения». Человек думает, что его незаслуженно игнорируют, строят против него козни. В окружающих он видит ничтожных завистников и интриганов. Он запутывается в отношениях с другими людьми. Ему хочется, чтобы его уважали, но сам он не уважает никого. Эти противоречивые желания порождают многочисленные варианты душевных расстройств.
Выход в такой ситуации только один. Человек должен признать, что он не выше и не ниже других. И добиться уважения и любви можно только одним способом: сделать свою жизнь полезной и радостной для других людей.
презентация «психологические потребности» презентация к уроку по теме
Слайд 1
Понятие о потребностях Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых человек испытывает состояние дискомфорта .
Слайд 2
Особенности потребностей: 1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется . 2 . Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».) 3 . Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными. 4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза (процесс изменения психики как продукта эволюции) и онтогенеза (развитие психики от рождения до конца жизни). Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек. 5 . Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Слайд 3
Наши действия – это реализация наших личных целей, желаний и потребностей. Причем потребность – одна из важных составляющих нашего поведения, настроения и в целом жизни. Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостатка чего-либо. Потребности – это внутренние возбудители активности, проявляются по-разному и в зависимости от ситуации. Точной классификации потребностей в психологии нет, но есть несколько различных теорий. Одна из наиболее известных, так называемая пирамида Маслоу . В основе «пирамиды Маслоу » находятся физиологические потребности, связанные с обеспечением организма. Далее идут бытовые потребности, определяющие развитие человека в обществе. Это потребность в безопасности, принадлежности, любви, уважении и почитании. Верхушка пирамиды – это так называемые метапотребности . Они связаны с самопознанием, самореализацией и самосовершенствованием. Теперь давайте подробнее поговорим о психологических потребностях.
Слайд 4
Психологические потребности
Слайд 5
Разновидностью жизненно важных потребностей являются психологические потребности , без удовлетворения которых маленькие дети не получают полноценного развития. Не умирают, но как бы замирают, останавливаются в развитии и нередко подвержены заболеваниям, обходящих детей в более благополучной обстановке. Если не удовлетворяются базовые физиологические потребности, страдает тело (физическое здоровье). Если не удовлетворяются базовые психологические потребности, страдает душа, тело души (душевное здоровье).
Слайд 6
Психологические потребности — потребности, не сводимые к телесным, но не дотягивающие до уровня духовных. К психологическим потребностям обычно относят потребность в общении, принятии, стабильность, новизна, значимость, рост, аффилиации (потребность в эмоциональных контактах), желание помогать другим и многие другие .
Слайд 7
Потребность в любви, признании, принятии, одобрении Все мы родом из детства. Все мы в разной степени испытываем потребность в признании, любви, принятии такого, какой Я есть. Удовлетворение этой потребности поддерживает нас, помогает чувствовать силы, уверенность в себе, самостоятельность, целостность. Помогает строить отношения с людьми. Помогает быть искренними, отзывчивыми, заботливыми, понимающими, прощающими и принимающими. Способными любить, чувствовать себя и другого, считающимися со своими и чужими потребностями. Все мы родом из детства, а детство у всех разное. У каждого своя история; кого-то застало детство в войну, голод, нищету. У кого-то не было родителей, или был один из родителей, а кто вырос и воспитывался в полной семье. Есть те, которые выросли в материальном достатке, кто в бедности, или в среднем слое. Эти, и много других факторов, влияет на физическое и психологическое здоровье ребенка. Но самой важной потребностью для ребенка всегда была родительская любовь, принятие, признание и одобрение. Как важным для ребенка является утоление физиологической потребности, не менее важным является утоление эмоционального голода. Ребенок до 5 лет, воспринимает информацию в основном не вербально, всматриваясь в глаза своих родителей, как в сигнализаторы того, какой Я (ребенок). Любое действие родителей, ребенок пропускает через призму: Я хороший, или Я плохой! Ничто не остается не замеченным. Именно так и формируется личность ребенка, его дальнейшая судьба .
Слайд 8
Через призму отношений к себе формируется отношение к окружающим людям, целому миру. Тот, кто в полной мере не удовлетворил свою потребность в любви, признании и одобрении , сам в должной степени не способен любить, одобрять, поддерживать и принимать другого человека. Практически все чувства человека «зонтичные», т.е., это то, что я чувствую к себе, то я и чувствую к окружающим, и наоборот. То, как складывается представление о себе ребенка, можно увидеть из примера: ушел отец из семьи, ребенок не воспринимает это как то, что у отца появилась другая женщина, и у него уже своя жизнь, а воспринимает как Я (ребенок) плохой, и это от меня ушел отец. Или мама ушла в магазин, и оставила маленького ребенка одного дома. Ребенок бьется в истерики, так как воспринимает действие мамы, как отвержение (я плохой). Страх быть отвергнутым, и потребность в признании, побуждают ребенка быть более находчивым, ловким, чтоб получить внимание, любовь, одобрение. Как способ «выживания», ребенок играет свойственные игры и роли, одевает «маски», и все для того, чтобы получить от родителей внимание и признание.
Слайд 9
Потребность в принятии Если у нас есть значимые нам люди, нам не хочется быть для них — чужими. Нам хочется — принятия. Если человек чужой для всех, обычному человеку от этого плохо, и его желание быть для кого-то своим называют — потребностью в принятии. Впрочем, желание быть своим (потребность в принятии) нередко подталкивает людей к некритичному усвоению ненужных, неперспективных, а то и прямо антиобщественных норм, к ошибочному поведению.
Слайд 10
Стабильность — это базовая психологическая потребность человека . Ее можно обобщить простым предложением: вера в то, что хуже не будет. С табильность — это психологическое понятие, основывающееся на наших мыслях, а не на объективной реальности. Стабильность — это зеркальное отражение физического комфорта в нашем сознании, вера в то, что главная наша потребность, физический комфорт, будет продолжаться.
Слайд 11
Новизна — это постоянная потребность человека, которая, если не удовлетворена, причиняет нам серьезный дискомфорт в виде скуки. Мы любим учиться, смотреть разные фильмы, ездить в новые места, испытывать свежие ощущения и даже нервничаем, когда блюда на нашей тарелке повторяются в течение дня! Новизна это одна из сильнейших потребностей человека, которая, возрастает в важности сразу после того, как стабильность достигнута, и начинает с ней конфликтовать. В поисках стабильности люди женятся и обретают постоянство. \ Но следом за ней приходит потребность новизны и их совместное будущее уже не так предсказуемо. Мы часто не знаем чего мы хотим, не из-за глупости, а потому, что наши потребности противоречат друг другу. И в разные периоды времени, у нас меняются желания, балансируя между стабильностью и новизной. Это надо принять как нормальное явление, а не задавать себе вопрос: “что со мной не так?”. Кстати, чем старше мы становимся, тем больше мы познаем в этом мире, а значит, тем меньше нового нас окружает, и с годами, скука может стать серьезной проблемой. Взрослые, вместо возросшего с опытом самопознания, из-за появившейся скуки начинают все больше “искать себя”, в то время как на самом деле они ищут не себя, а новизны, которая стремительно убывает из их жизни с каждым новым испытанным ощущением.
Слайд 12
Значимость Человеческая потребность, которая является, пожалуй, самой ненасытной — это наша значимость, важность. Мы готовы простить человека, который случайно посадил нам синяк и при этом извинился, но можем вцепиться в горло тому, кто подумал про нас плохое. Глубоко в нашем сознании мы думаем, что соотношение нас ко всему человечеству не 1:5 000 000 000 (миллиардам), а 1:1. Я и мир . При этом надо понять, что наша значимость выполняет важнейшую функцию в эволюции человека. Психологическая потребность быть значительным ставит для нас высокий стандарт и мы стремимся быть лучше. Мы придумываем себе имидж и из кожи вон лезем, чтобы ему соответствовать. Мы стараемся заполучить уважение других и согласны платить за это высокую цену. Мы готовы работать, учиться по 12 часов в день, только чтобы быть лучше, чем другие или превзойти себя вчерашнего. С самого детства мы мечтаем стать фотомоделями, артистами, потому что мы думаем, что то, что мы будем делать, сделает нас значительными. Мы верим, что профессия нашей мечты придаст нам важности в глазах других людей. Вспомните себя в детстве. Сегодняшняя эволюция человека во многом обязана потребности человека в значительности .
Слайд 13
Рост Если вы соедините две человеческие потребности – значимость и новизну, вы получите рост. Личностный рост, рост банковского счета, улучшения. Эта нужда настолько сильна в нас, что существует обособленно от остальных. Мы хотим развиваться, думаем как изменять себя, стать лучше. Нам всегда всего мало. Нам все надо улучшать. Улучшение себя это отдельная потребность, которая существует в каждом из нас.
Слайд 14
Общение Потребность человека в общении объясняет огромное количество языков, которые сформировались на планете. Если вы проанализируете свою жизнь, то заметите что самые лучшие ощущения у вас в жизни связанны с другими людьми. Мы не можем стать счастливыми в одиночку. Люди боятся тюремного заключения не столько потому, что это ограничит их свободу движения, сколько из-за того, что они будем вырваны из своего привычного круга общения. Общение — это потребность человека, которая может или конфликтовать со всеми остальными нуждами или помогать удовлетворять их, если оно происходит с правильными людьми. Вот почему наши самые счастливые моменты и самые большие несчастья связанны с другими людьми — общение с ними переплетено сразу с несколькими главными потребностями человека.
Слайд 15
Потребность в общении у детей Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым : Потребность во внимании и доброжелательности взрослого . Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого . Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. Нужда в уважительном отношении взрослого . Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого . Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
Слайд 16
Потребность в общении у взрослых людей На сегодняшний день проявлениями потребности в общении у взрослых считаются следующие желания (потребности): Потребность в положительной оценке, одобрении Потребность в психологической защищенности Потребность во внимании Потребность в равенстве Потребность человека участвовать в решении всех касающихся его вопросов Потребность в информации Потребность в признании компетентности Потребность в благодарности Потребность в смехе (потребность в эмоциях от нейтрального юмора) Потребность в завершении общения
Слайд 17
Желание помогать другим Ещё одна человеческая потребность — это желание помогать другим. Желание помогать другим меньше всего связана с инстинктом самосохранения и поэтому работает слабее остальных психологических потребностей. Кроме того, мы не можем отдать другому, то чего у нас самих нет. Лишь, когда базовые нужды удовлетворены, мы обращаем взор на остальных и начинаем помогать им. Да это правда, мы вряд ли отдадим кому-то последний кусок хлеба, но можем поделиться, если у нас хлеба много. Желание помогать людям идет одним из последних в списке потребностей человека, но это не означает, что мы должны дожить до старости, чтобы заняться филантропизмом. Помощь другим развивает в нас множество других полезных для успеха качеств и проявляется в нашем поведении в разной степени с раннего возраста.
Слайд 18
Основные потребности подростка : потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых; потребность в интересных жизненных событиях. Интерес – это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения; потребность в удовольствии –подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремиться к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия – это наиболее переживаемые желания ; потребность в уважении и признании – когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложиться в основу успеха во всех сферах его жизни; потребность в общении и принятии сверстниками – подросток стремиться получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться , чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать все, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он бы хотел принадлежать ( референтная группа), признала его «своим», даже если при этом придется наступить на горло своему собственному «Я»; .
Слайд 19
потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение ( которое основано на общей уверенности в себе) – именно неумение это делать ведет ко многим проблемам в жизни подростка, которые ограничивают его саморегуляцию и развитие, — к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных успехов и т.д.; потребность в творческом самовыражении и самореализации –творческая самореализация – это сильнейшая струя в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные; творчески самореализуясь , подросток получает практический жизненный опыт – ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получает результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в четких границах своего творчества; потребность в постановке жизненных целей –не смотря на стремление подростка «жить сейчас», четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.
Слайд 21
Психологические потребности человека требуют большего внимания в современном мире, так как физиологические уже легко удовлетворены, благодаря достижениям человечества и возросшему уровню жизни.
Слайд 22
Спасибо за внимание!!!
Интеллектуальные потребности
Физиологические и социальные потребности присущи всем животным. Если человек удовлетворяет только эти потребности, то так и остается животным.
Он становится человеком только в момент использования своего интеллекта. В противном случае — это муляж человека.
Погоня за удовольствиями тела и символами социального статуса не дает счастья. Счастье может дать только интеллект.
Интеллектуальная потребность у человека только одна — это вдохновение. Вдохновение — это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает на пике своих возможностей, с максимальной отдачей.
Внутренне эта потребность осознается как стремление к познанию и успеху. Стремление к познанию выражается сначала в любознательности, а по мере накопления знаний — в желании проникнуть в самые глубокие тайны мироздания. Узнать самые потаенные подробности.
Стремление к успеху выражается в желании переделать этот мир. Разобрать каждое явление на винтики, а потом собрать в лучшей конфигурации.
У гармонично развитого человека познание и успех идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения.
Сферы применения вдохновения очень широки. Они включают и науку, и искусство, и политику, и спорт. Во всех случаях человек стремится познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя — тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 192798
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.