Что нужно делать, чтобы речь была красноречивой или как овладеть ораторским искусством


Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Но, как показывает практика во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, все остальное – упорство и ежедневный труд. Развить красноречие нетрудно. Это хорошо изученный предмет, которому обучались и который преподавали еще в древней Греции и Риме. Можно с уверенностью выделить ряд качеств, присущих красноречивому человеку почти во всех случаях:

#1 хорошая память

#2 уверенность в себе

#3 способность к импровизации

#4 грамотная и хорошо поставленная речь

С помощью доступных и действенных методик саморазвития каждый человек может воспитать в себе все качества, присущие хорошему оратору.

Если рассмотреть эти качества по отдельности, вы убедитесь, что каждое из них можно выработать в себе самостоятельно, или посещая соответствующие курсы риторики. Существуют и комбинированные занятия, целью которых прямо или косвенно является развитие красноречия. К таковым можно отнести курсы ораторского искусства и актерского мастерства которые проводит театральная школа Бенефис.

Как овладеть базовыми актерскими и ораторскими навыками?

Ответьте на 4 коротких вопроса и мы подберем оптимальную учебную программу

Пройти тест

Преимущества красивой речи и области применения

Само слово «красноречие» имеет несколько значений. Во — первых, это грамотно построить речь, основанную на аргументах. Во — вторых, возможно разговаривать на абсолютно разные темы. В — третьих, умение четко высказывать сформулированные мысли, которые вполне могут заинтересовать оппонента. Существует наука, которая учит грамотно и четко высказывать мысли и называется она риторикой. Причем у нее имеются свои плюсы:

  1. Красноречие — это навыки и способы убеждения. Если человек умеет правильно подобрать нужные слова к определенной ситуации, то опровергнуть его точку зрения будет крайне сложно.
  2. При обучении риторики человек учится четко формулировать и высказывать мысли.
  3. Если человек владеет разговором, то о нем сложится впечатление, что размышления его достоверны. Многие люди думают, что если правильно мыслить, то изложить тоже смогут.

На красноречие оказывает влияние настрой и состояние души. Если человек может совладать страхом и нервозностью, то это проявится при разговоре. Конечно, уверенность придаст и предварительная репетиция выступления. Люди, которые владеют ораторским искусством четко планируют, каждый жест, каждую мимику и конечно же, сам доклад.

Риторика активно используется в образовательной области, в качестве академического красноречия. Также к ораторскому искусство относится и политическое красноречие, которое вполне доступно и просто в выражениях, но тем не менее может убедить и заразить идеей людей. Уметь вести переговоры очень пригодится в бизнесе. Ведение переговоров, презентации и подписание договоров считается составляющей в любых деловых отношений.

Эрудиция не равна интеллекту

Школьное обучение строится по принципу «должен знать от сих до сих», причем программа неостановимо пополняется новым материалом, новыми предметами, новой информацией, без которой немыслимо назвать человека грамотным.

Одновременно, формально ставя перед собой задачу развить в ребенке самостоятельность мышления и навыки самообразования, современная программа вынуждает учителя работать в директивном, авторитарном стиле, поскольку сильно ограничивает его и во времени, и в выборе тем. Отсюда расхожая фраза, до сих пор звучащая из уст школьных педагогов: «Я вам всё разжевала – вам осталось только проглотить». Кому-нибудь хочется проглатывать разжеванное другим человеком?

Школьная программа построена таким образом, чтобы сделать из человека эрудита, а не интеллектуала. Предлагаемый ею набор знаний – это прописные истины науки, выкристаллизовавшиеся, проверенные, утвержденные. Да, в каком-то смысле – это, безусловно, база для развития интеллекта. Усвоив разжеванные истины (заучив и научившись оперировать с ними и в их рамках) ученик школы становится отличником. Популяризация роли эрудита идет сейчас широким фронтом по каналам масс-медиа, начиная от самых простых вопросов в программе «Такси» (ТНТ) до самых «дорогих» в «Своей игре» (НТВ). Все эти вопросы проверяют эрудицию человека, при этом эрудированного человека называют умным, а подспудно проводится мысль о том, что эрудиция поможет заработать.

На наших глазах творится новая мифология информационного общества.

Во-первых, эрудиция в подавляющем большинстве случаев помогает не заработать, а произвести впечатление на собеседника. Иногда это впечатление выгодное.

Во-вторых, понятие эрудированный приравнивается к понятию умный. На самом деле, глупый человек (обладающий низким коэффициентом интеллекта) вполне может быть эрудитом! Наоборот тоже верно: человек с высоким уровнем интеллектуального потенциала может быть невеждой. И — моментально научиться тому, что от него потребуется.

В соответствии со школьной программой и государственными образовательными стандартами, ЕГЭ и вступительные экзамены любого российского вуза при выставлении оценки ориентируются на уровень эрудированности.

А потом начинается то, о чем не предупреждали. Если школьное обучение построено на заучивании, то обучение в вузе – на умении сопоставлять факты и делать выводы. От студента далеко не всегда требуется «знать» что-либо. Часто это просто невозможно из-за невероятного количества информации в любой конкретной области науки. От студента ожидается умение грамотно поставить перед собой цель, сформулировать гипотезу, наметить задачи исследования, найти информацию, провести критический анализ, сформулировать рабочее определение понятий и т. п. То есть – как раз интеллектуальная деятельность. А еще требуются навыки самоорганизации и самообразования – умение действовать не по указке, а по собственной инициативе, навыки пользования словарями, справочниками, каталогами, поиска книг и статей, организации большого объема собранной информации, умение логично изложить итог или свое мнение.

Основные правила создания красивой речи

Психологи и ораторы с опытом сумеют рассказать о том, как же овладеть красноречивостью. Нужно только соблюдать несложные правила:

  • Собеседник должен легко воспринимать речь, а для этого потребуется исключить слова — паразиты из речи;
  • Речь, которая богата эпитетами и прилагательными интересная и увлекательная;
  • Яркие метафоры придадут красок любой речи;
  • Желательно использовать в речи образы и примеры, которые сделают ее еще более интересной и наглядной.
  • Чтобы овладеть красноречием обязательно нужно тренировать голосовые связки, это для того чтобы тембр голоса был приятным. Также нужно расширять свой лексический запас, лучше если в речи не будет повторений.

Исходя из этого ответ на вопрос » как развивать красноречие?» достаточно прост: нужно украсить речь, избавится от слов -паразитов, общаться с удовольствием.

«Ученые доказали»

Самый распространенный ляп на экзамене – когда абитуриент говорит нечто, для специалиста звучащее примерно так: «Последние исследования ученых доказали, что дважды два будет четыре». Невольно у экзаменатора возникают слегка насмешливые вопросы:

В каком смысле «последние»? Вроде бы ученые, на которых Вы сослались, живы. Не могли бы Вы уточнить дату этого исследования? На какой базе, где и кем проводилось данное исследование? Каковы были исходные предпосылки исследования, ведь в недесятичных системах счисления это утверждение ложно?

Будьте предельно конкретны и корректны в своих ответах. Обратите внимание на год выпуска литературы, которой пользуетесь, поскольку со временем научные идеи претерпевают значительные изменения. Не поленитесь поискать современную точку зрения на вопрос, который задан в билете. Поинтересуйтесь и критикой этой современной точки зрения.

Виды красноречия

Любое выступление на публике имеет свою специфику в зависимости где и перед какой аудиторией выступает оратор. Естественно согласно данного распределения и делиться красноречие на определенные виды в соответствии с поставленной задачей перед выступающим человеком.

  1. Социально-политический. В данную категорию можно отнести публичные выступления политиков в парламенте или просто перед публикой. Даже поздравление президента на выборах можно считать социально-политическим видом красноречия. Человек должен говорить четко, убедительно и правдоподобно.
  2. Академический или научный. В данную категорию можно отнести различные научные доклады или конференции. Самый распространенный вид это естественно лекции в высших учебных заведениях. Именно в высших, так как в школе там немного другой вид изложения научного материала, хоть очень близкий но не такой.
  3. Судебный. К данному виду красноречия можно отнести выступление адвоката или судьи. Такие публичные выступления вы можете увидеть исключительно в зале суда или по телевизору.
  4. Социально-бытовой. Ну это самый распространенный вид. Просто общение двух людей между собой уже считается красноречием. Поздравления, стихи или просто рассказ в слух это все в данной категории.
  5. Богословско-духовный (церковный). Прекрасное пение церковного хора или просто служба все это относится к данной категории.
  6. Дипломатический. Правильный этикет, письмо или телефонный разговор представителей различных стран, организаций.
  7. Военный. В данную категорию можно отнести приказы, устав, мемуары военных.
  8. Педагогический. Преподавание в школе и в начальных учебных заведениях считают педагогическим красноречием.
  9. Диалоги с самим собой. Здесь не стоит понимать все буквально. Это могут быть мысли или тренировка определенного выступления. Да и вообще мне кажется, что скоро еще появится 10 раздел в данной категории к которому отнесем общение в социальных сетях или на просторах интернета.

«Сенсация!!!»

Существует закономерность: сенсационные, будоражащие воображение сведения запоминаются намного легче и быстрее, чем простое и логичное изложение фактов. Из десятка прочитанных по вопросу статей самая кричащая информация с наибольшей вероятностью отложится в памяти и придет на ум в стрессовой ситуации экзамена. Для специалиста такое «сенсационное» сообщение абитуриента звучит сродни заявлению: «В 1982 году Н. Н. выяснил, что коровы всё-таки могут летать! Он привязал корову на специальных подвесках к вертолету и доподлинно установил, что корова может летать при помощи вертолета!»

В процессе подготовки отнеситесь внимательно к отбору информации по вопросу. Исключите жареные факты, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение читателя.

Помните: несмотря на то, что сеть Интернет – неисчерпаемый кладезь научного материала и научной информации, однако любой вправе разместить там свое мнение, которое может быть, как просто ошибочным, так и намеренно вводящим в заблуждение.

Выясните для начала, мнение каких ученых в данной области считается авторитетным, и упоминайте в своем ответе именно их исследования.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Крайне редко люди имеют ораторские навыки от рождения, зачастую этому умению нужно долго и упорно учится. И чтобы тренироваться над красноречием требуется выполнять такие упражнения:

  1. Взять текст, причем не важно какой и зачеркнуть в нем разные слова. Потом взятый текст прочитать вслух и к зачеркнутым словам найти синонимы.
  2. Выбрать какую — нибудь тему и на протяжении 4-5 минут вести разговор только по этой теме. Рассказ должен быть без единой запинки, ровно и спокойно.
  3. Нужно по рассуждать на самые разные фантастические тем, к примеру, если бы электричество не существовало, сказочные герои вдруг бы все ожили или если сейчас люди жили вместе с динозаврами. Ответ должен быть четким, ясным, раскрытым. Желательно присустиве даже самых не значительных подробностей.
  4. Необходимо взять толковый словарь и к словам дать объяснение.
  5. Необходимо взять любое слово и подобрать пять прилагательных, которые соответствуют по смыслу, а затем назвать пять таких, которые не подходят по смыслу.

Опытные мастера ораторского искусства рекомендуют выполнять их ежедневно и желательно, каждый день менять тему, слова, ситуации. Также можно свои занятия записывать на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

Что касается ответа на данный вопрос, то он таков, необходимо читать соответствующую литературу. Не нужно изучать до потери пульса словарь, сейчас есть масса пособий.

Для самостоятельного изучения будут полезными такие книги:

  • Повысить грамотность и культуру речи, а также обрести выразительные речевые обороты можно с помощью книги Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию»;
  • Нужные советы, которые можно и нужно использовать на практике, возможно найти в книге Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора»;
  • Особым спромос пользуется книга О. Болсунова «Ораторское искусство для начинающих», здесь имеется анализ самых частых ошибок, которые допускаются при изучении;
  • По упражняться, узнать о приемах, которые помогут сделать речь убедительной и грамотно вести переговоры, аргументируя каждое слово возможно с помощью книги Карстена Бредемайера «Черная риторика».

Каждодневное использование специальной литературы поможет расширить словарный запас. А вот классическая литература будет полезна для стилистики изложения мыслей и перенимании ее красоты.

С помощью специальной литературы в сфере бизнеса поможет правильно и на профессиональном уровне общаться в этой сфере, приводить аргументы, которые смогут убедить партнеров.

При использовании литературы по психологии можно правильно поставить логику речи. В этой литературе имеется техника ведения переговоров, искусство общения и выступления на публике.

«Правда всегда одна»

Самый блестящий ответ превращается в невнятное лепетание после обычного вопроса: «Скажите, а какие еще концепции Вы знаете?» Привычка к одномерному мышлению, удовлетворяющемуся односторонне изложенной информацией, играет злую шутку не только с абитуриентами, но также со студентами.

Если при подготовке билета вам встретилось упоминание, что данная концепция – одна из нескольких, то стоит познакомиться и с другими. В крайнем случае, всегда можно будет привлечь информацию об альтернативных взглядах в свой ответ – и сделать его полнее, объемнее.

Прекрасное впечатление производит ответ абитуриента, когда тот сравнивает мнения нескольких ученых (пусть даже из двух разных учебных пособий). Ясно, что тут проявляется и ум, и критичность мышления, и активная исследовательская позиция.

Практические советы

Чтобы самостоятельно овладеть ораторским искусством нужно придерживаться таких советов:

  1. Важно следить за речью и правильно выбирать круг людей с которыми общаетесь;
  2. Читая книги, возможно, значительно расширить свой словарный запас, а соответственно повысить уровень знаний.
  3. Говорить нужно только по делу. Каждая изреченная фраза должна быть грамотной, яркой, полноценной.
  4. Если планируется публичное выступление, то речь необходимо приготовить заранее. Чтобы импровизировать нужно готовится морально.
  5. Речь должна быть громкой, отчетливой, связанной, ни в коем случае не кричать или перекрикивать.
  6. Читая доклад необходимо смотреть на людей, а не на листок бумаги, читать умеют все.
  7. Делая паузы, нужно выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход заключается в том, чтобы найти свой собственный стиль ораторского искусства. Грамотная и поставленная речь сможет убедить и оказать влияние на публику, но ни в коем случае не навязывать свое мнение. Это тонкая грань и ее нужно чувствовать. Убеждать нужно только ту аудитория, которая готова слушать и слышать.

Важно приобретать бесценный опыт, ведь только на практике возможно оттачивать мастерство. Тренироваться нужно ежедневно. Только каждодневный труд и упорство станет залогом успеха.

Еще одним не менее важным вопросом является: как сделать красноречивой речь ребенка. Это умение поможет не только ему грамотно и четко давать ответы у доски, но еще стать успешным и грамотным человеком. А для этого нужно читать книги, прослушивать сказки в аудио записях, устраивать представления дома. Нужно побуждать ребенка разговаривать с ним, задавать наводящие вопросы.

Если регулярно заниматься и трудится в развитии красноречия, то каждый человек сможет стать непревзойденным оратором.

«Это я открыл»

Еще один, не менее часто встречающийся, вариант: абитуриент и вовсе не ссылается на ученых, а сразу преподносит готовую «истину» так, как если бы он открыл ее сам. Понятно, что в школе альтернативные идеи не преподавались: на них просто не хватило бы времени – но специалист, принимающий экзамен, может быть представителем… иной концепции. Прекрасно зная о слабых сторонах преподнесенной «истины», он задаст пару вопросов – и от «истины» останется мокрое место. Зачем ему так делать? Может быть, просто из принципа, а может быть – чтобы в следующий раз абитуриент не занимался плагиатом и сослался на настоящего автора той идеи, которую оглашает.

Постарайтесь ссылаться если не на автора идеи, то хотя бы на автора книги, из которой вы брали информацию. Если вы говорите от своего имени, то тем самым открываете простор спорить именно с вами; а если вы только передаете то, что написал уже состоявшийся ученый, лишних вопросов к вам не возникнет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]