Почему? Зачем? Или для чего?
Мы совершаем поступки, принимаем решения, совершаем какие-либо действия — и у всех у них есть причина.
А всегда ли мы ее осознаем? Истинную причину?
Порой железобетонная уверенность в понимании оказывается далека от истины. Поэтому мой ответ: — Скорее нет, чем да.
Я бы даже назвала это не причиной, а личной выгодой, потому как любое, абсолютно любое решение в первую очередь продиктовано личной выгодой. Эгоистичной в какой-то мере, если хотите.
Как ее понять?
Существует несколько вопросов, которые мы себе задаем в поисках ответа. И вот как они работают.
Вопрос «Почему?». В первую очередь это отсыл к прошлому, то есть к тому, что мы не в силах изменить. Ответ будет «Потому что» — человек ставит себя в пассивную, ведомую позицию. Я так сделал не потому, что так захотел — а потому, что кто-то или что-то меня спровоцировали: позиция «виноват кто-то, но не я». Весьма деструктивное мышление, которое стопорит собственное развитие. Уход от ответственности.
Вопрос «Зачем?». Это уже отсыл к истинной первопричине поступка. Однако сама формулировка вопроса настолько в обиходе, что зачастую он воспринимается как одно и тоже с вопросом «Почему?». И на этот вопрос я чаще слышу ответ: «Потому что». Сохраняется путаница в поиске конструктивной информации.
Вопрос «Для чего?». Это просто МЕГА вопрос. Это вопрос, который заставляет начать мыслить иначе, чем обычно. Который обязывает взять ответственность за свои поступки, действия и решения на себя. И вот это уже конструктив. Во-первых, потому что он отсылает нас к будущему, а на него мы имеем возможность влиять и менять его. А во-вторых, других мы не имеем возможности изменить, а себя — можем.
Теперь на примере из консультаций.
Задаю вопрос (эксперимент): — Почему Вы хотите сохранить семью? Ответ: — Потому что я люблю свою семью. Мы много лет вместе. У нас дети. Я хочу, что бы у детей была полная семья и здоровая атмосфера.
Задаю другой вопрос: — Зачем Вы хотите сохранить семью? Ответ (распространенный): — Ну я же говорю: потому что я люблю свою семью. Мы много лет вместе. У нас дети. Я хочу, что бы у детей была полная семья и здоровая атмосфера.
И задаю ключевой вопрос: — Для чего Вы хотите сохранить семью? Ответ: — Для того, чтобы я чувствовал себя хорошо и спокойно. — Хорошо и спокойно — это как? — Развод — это плохо. Я не могу позволить себе поступить плохо — тогда мне будет плохо. — А сейчас Вам в семье хорошо и спокойно? — Нет. — Тем не менее, Вы хотите сохранить семью. Для чего? — Для меня важно быть нужным, заботливым. Я не хочу, что бы дети думали, что я их бросил, отказался от них. — То есть, если я Вас правильно понимаю, сохранить семью Вы хотите для того, чтобы чувствовать себя заботливым и нужным, для того, чтобы дети не думали о Вас плохо?
Чувствуете разницу? Не буду уходить в объяснение клиентской ситуации. Не эта была главная мысль статьи.
Предлагаю поэкспериментировать тем, кто еще не пользуется этим шикарным инструментом — «для чего?»
- Не почему мы ругаемся — а для чего я ругаюсь?
- Не почему меня не понимают — а для чего мне нужно, что бы меня не понимали?
- Не почему мне не повышают зарплату — а для чего мне не повышают зарплату?
- Не почему меня не слушается ребенок — а для чего мне нужно, чтобы мой ребенок меня не слушался?
Для чего — это Ваш призыв к Вашим же действиям в Вашей собственной жизни и в Вашем собственном счастье, когда Вы её хозяин и легко берете ответственность на себя.
Причины для путешествий
Причин для путешествий может быть много, у каждого человека что-то личное. Кто-то посещает разные страны из-за работы, кто-то отдыхает от повседневной рутины, другие ищут адреналин, которого не хватает в будничной жизни.
Можно выделить несколько причин для путешествий, которые часто называют люди. Итак, что дают путешествия?
Карьерные дела и бессмысленные занятия
Долгая учеба, сомнительные курсы, повышения квалификации и ненавистная работа. В один момент жизни понимаешь, что все, что делал ранее, не имело смысла вообще. Зачем корочка этого университета, если занимаешься совсем другим? Зачем эта специальность? Зачем тратишь время на работе, где нет перспектив, денег и шансов?
А зачем мне это? Однажды я задал себе данный вопрос. Но после этого уволился с работы и укатил за тридевять земель. Стоит задать себе один подобный вопрос, как вся мишура осыпается ненужным хламом. У тебя нет достойного ответа? Тогда не делай то, что собираешься. Не трать свои ресурсы на бессмысленные вещи. Найди применение своим силам с большей пользой.
Общее правило
Важно разделять части речи, чтобы понимать, как пишется «зачем» — раздельно или вместе. Торопиться не стоит, лучше разобраться, на какой вопрос отвечает слово. А также определить часть речи, к которой оно принадлежит.
Наречия не изменяются по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего они выступают обстоятельствами. Лексема «зачем» обычно используется в вопросительных фразах, она уточняет причину действий. Грамматические признаки указывают, что это именно наречие.
Оно образовано от местоимения. Есть и отрицательный вариант — незачем. В его основе находится местоименное наречие и приставка не-. Лексема используется в предложениях с негативной окраской: ему незачем сюда приезжать.
Раздельно пишется местоимение с предлогом. Слово «что» стоит в творительном падеже, а звучит конструкция так же, как и наречие. Но написание всегда раздельно, как и отрицательный вариант «не за чем». Эту словоформу можно сравнить с другой — «за что». В предложении на местоимение падает ударение, то есть его выделяют интонацией.
Омоформ в русском языке множество. Они совпадают в нескольких грамматических формах, но отличаются по лексическому значению. Именно поэтому нужно хорошо разбираться в разнице между местоимениями и омономичными наречиями. Примеры таких слов:
- затем он начал спрашивать — за тем поворотом;
- почему он возвращается — по чему ходить;
- зачем спорить — за чем прятаться;
- отчего волноваться — от чего капли.
С такими конструкциями легко запутаться. Лучше запомнить их отличия и правописание. Не стоит путать местоимения и наречия, а также нужно выделять имена существительные, которые образовались от последней части речи. Совершенно разное написание у таких лексем, так как у них отличается и значение. Но достаточно один раз запомнить правило, чтобы больше не думать долго на тем, как пишутся подобные слова.
Местоимение с предлогом
Нужно запомнить, что в русском языке местоимения и предлоги всегда пишутся отдельно. Исключений в этом случае нет, хотя многие допускают ошибки. Самостоятельная часть речи с помощью признака или количества указывает на предмет и объект, но не называет их. Местоимениями в предложениях заменяют имена существительные, числительные и прилагательные.
Они могут выступать в косвенных падежах вместе с предлогами:
- за чем;
- у него;
- без кого-нибудь;
- к чему-либо.
В этом случае не должно возникать сомнений в правописании слов. Если это местоимение с предлогом, значит, нужно писать отдельно. Но у некоторых форм есть свои особенности.
Если в предложении фигурирует личное местоимение «я» в именительном или косвенном падежах, то в конце некоторых предлогов необходимо написать беглую гласную букву «о»: «надо мной», «обо мне», «со мной».
Изменяются и местоимения третьего лица, которые стоят в единственном и множественном числе. Все они при склонении по падежам и связи с предлогами начинаются с буквы «н»: к нему, над ней, с ними.
Притяжательными становятся местоимения «их», «его» и «ее». Но при этом предлог относится не к впереди стоящему слову, а следующему за ним существительному. Буква «н» в начале лексем не нужна. Примеры таких фраз: идти с ее дочерью, шутить над их машиной, горевать о его друге.
Притяжательные местоимения также пишутся без «н» в конце предлогов. Производные последних соединяются со словами без каких-либо изменений. К таким предлогам относят несколько лексем: вопреки, вне, согласно, наперекор, навстречу. Не пишут «н» и после сравнительной степени наречия или имени прилагательного: оказаться моложе его, сказать громче него.
Отрицательные и неопределенные местоимения тоже пишутся отдельно. Между ними и предлогом стоит частица «кое», «ни» и «не»: кое о чем, ни с кем, не у кого, кое о чем. Но вместе нужно писать слова, если предлога между частицей и местоимением нет: никого, ничем. Когда гласная в начале лексемы находится под ударением, пишется «е»: нечем, некого. Благодаря этому становится понятно, как писать — «за чем» или «зачем». Правило касается не только местоимений, но и наречий. Но в нем есть свои нюансы, поэтому вторую часть речи лучше изучать отдельно.
Период сна
Сон обычно ассоциируется с положением лежа и закрытыми глазами. Процесс, при котором вы менее восприимчивы к внешним стимулам. Состояние сознания, из которого легко выбраться (в отличие от других состояний сознания, таких как спячка или кома).
Независимо от слов, используемых для его описания, суть в том, что нам нужен сон, чтобы функционировать, говорит доктор Пелайо. Это критический процесс, который позволяет организму функционировать и оставаться здоровым — и это особенно важно для мозга.
«Все тело пользуется сном», — объясняет Пелайо. Например, почки замедляют выработку мочи, а пищеварение в кишечнике. «Но сон — это действительно то, как мозг восстанавливается на следующий день». «Сон восстанавливает мозг».
Это означает, что недостаточный сон или плохой сон вредит многим системам организма и со временем может способствовать риску хронических заболеваний и проблем со здоровьем, но самые непосредственные последствия бессонницы, которые вы заметите, те, которые влияют на ваш разум и мышление.
Почему наши тела нуждаются в сне — сегодня вечером и для хорошего здоровья позже. Мы интуитивно знаем, что нам нужно поспать. Когда вы плохо спите всю ночь, вы, скорее всего, почувствуете сонливость, не сможете четко мыслить, как обычно, и будете капризными и раздражительными. Потому что одной из ключевых функций сна является восстановление мозга.
Зачем телу нужен сон
Конечно, не только нашему разуму нужен сон. Другие системы организма тоже не очень хорошо работают, когда они слишком устали.
Сразу же после плохого сна вы можете заметить, что вы голоднее и, как правило, жаждете и едите больше, и люди также подвержены более высокому риску простуды или гриппа. Исследователи полагают, что это связано с тем, что было доказано, что лишение сна мешает функционированию иммунной системы.
Со временем хроническое нарушение сна также оказалось связано с повышенным риском хронических заболеваний, включая следующие:
- Ожирение
- Диабет второго типа
- Заболевания сердца и гипертония
- Депрессия, тревога и другие расстройства настроения
- Плохая иммунная функция
- Ранняя смерть
Возможно, вы не помните всего, что происходит каждую ночь, когда спите, но если вы делаете это правильно, то многое происходит в вашем мозгу и вашем теле, говорит Пелайо.
«Существуют различия между сном и бодрствованием для каждой отдельной системы организма, но нет ничего более романтичного, чем изменения сознания во время сна, функции мозга», — объясняет он.
Возможные примеры
Оба варианта слов встречаются в литературной и разговорной речи. Но в художественных произведениях авторы чаще используют наречия, а не местоимения. Многие русские и зарубежные писатели применяли лексему в своих текстах:
- Булгаков «Мастер и Маргарита»;
- Дефо «Робинзон Крузо»;
- Лермонтов «Герой нашего времени»;
- Стивенсон «Остров сокровищ»;
- Каверин «Два капитана»;
- Рид «Всадник без головы»;
- Толкиен «Властелин колец.
В романе Булгакова слово встречается в одном из предложений: «Зачем, зачем он отпустил туда его одного!» Наречие можно увидеть и в рассуждениях литературного героя Даниеля Дефо: «Значит, я совершенно напрасно мучил себя бесплодными сожалениями о том, зачем буря меня выбросила именно сюда, а не в какое-нибудь другое место». Так размышлял Робинзон Крузо о своем плохом, но увлекательном путешествии.
Персонаж «Героя нашего времени» также известен особенностью долго думать и размышлять над своей жизнью: «И зачем судьбе было кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» Есть это наречие и в книге Стивенсона. Звучит оно так: «Впоследствии я часто думал, зачем капитан, живший такой непоседливой и опасной, преступной жизнью, таскал с собой эти раковины».
В произведении Каверина фраза довольно простая: «Вдруг он начнет спрашивать: зачем да почему?» А в книге Рида предложение длинное: «Один или два раза до этого в ее воображении уже вставал образ той искусной наездницы, и не раз она задумывалась над тем, зачем молодая мексиканка собирается ехать в эту сторону». Толкиен тоже использовал это наречие: «Правда, надевал он его редко — зачем в кромешной-то тьме?» Это говорилось о кольце Всевластия, которое хоббит носил при себе.
Можно и самостоятельно составить несколько фраз с разным значением. Это поможет быстрее запомнить написание слов. Возможные варианты: зачем беспокоиться и врать, если лучше извиняться; за чем же сегодня пойти в лес — за грибами или ягодами; если не получиться встретиться, то зачем тогда спешить; выезжать так рано не за чем и не за кем, ведь все магазины и офисы еще закрыты.
Наречия и местоимение упрощают речь, но в то же время делают ее более красочной и эмоциональной. Нужно разобраться с тем, как они правильно пишутся. Иногда они одинаково звучат, но нужно научиться их различать. Тогда получится использовать такие лексемы грамотно и составлять с ними предложения в письменном и устном виде.
Положительные стороны волонтерства
О людях, занимающихся волонтерской деятельностью, мы слышим все чаще. Определенно, они нашли для себя ответ на вопрос, зачем нужно помогать людям. И иногда мы сталкиваемся с призывами посвятить этому часть своего времени. Однако хотелось бы более осмысленного подхода к этому занятию, четкого понимания, кто и как способен оказывать нужную помощь, а также уяснить, каковы польза и преимущества волонтерства.
Польза для самого волонтера
Волонтерской деятельностью в основном занимаются люди, обладающие определенными чертами характера, психологическими особенностями. Способность глубоко сопереживать, искреннее желание разделять и облегчать чужую боль — следствия развитой чувственности и умения направить эмоции наружу — в сторону сострадания.
Такими качествами обладают люди со зрительным вектором психики. Реализация чувственного потенциала путем выстраивания эмоциональных связей с окружающими, помощи нуждающимся, доверительного общения, добрых взаимоотношений — их желание, их природная задача. Именно для этого они наделены значительно большей по сравнению с другими эмоциональностью.
Такие люди находят себя не только в волонтерстве, но и в таких областях, как медицина, преподавание, искусство, общественная деятельность — там, где они способны помогать окружающим, нести культурные ценности. В этом они осмысливают свою жизнь.
Когда мы не используем заданные нам свойства по назначению, это причиняет нам страдания. А мы часто даже не понимаем, что делает нас несчастными.
У обладателей зрительного вектора неизрасходованная необходимым образом эмоциональность может проявляться в виде страхов, тревожных состояний, перепадов настроения, истерик, накручивания по пустякам, склонности безосновательно додумывать и т. п.
Не каждый человек со зрительным вектором пойдет в волонтеры — к этому нужно быть внутренне готовым. Кому-то может быть достаточно реализации в повседневной жизни — возможностей проявлять сочувствие много. Однако волонтерская деятельность позволяет максимально применять эмоциональный объем. Способность помогать тому, кому заведомо хуже, чем тебе, не ожидая ничего взамен, дает в итоге намного больше:
- избавление от страхов, эмоциональных расстройств и других негативных состояний благодаря ориентированности на чувства более высокого порядка;
- новые знакомства, много общения — то, что требуется обладателю зрительного вектора;
- возможность наиболее полно реализовать внутренний потенциал, тем самым осознав свою нужность, востребованность, обретя смысл отдавать силы и время ради значимой цели.
Это можно рассматривать как возможность сделать общество и окружающий мир чуть лучше и осмысленнее, преобразовать их в сторону того, какими они должны когда-нибудь стать. Весомая причина того, почему нужно помогать людям?