Всем привет! На связи Людмила. На что вы готовы пойти ради 1 000 000 $? Наверное, на многое! А впахивать как сивый мерин на протяжении 10 лет ради этих денег готовы? А если бы вы узнали, что как только заработаете первый миллион, у вас его украдут в этот же день и вы опять прежний человек, стали бы горбатиться годы? А если вы будете знать, что этот миллион станет причиной вашей гибели, стали бы его зарабатывать? Получается, уже не на многое вы готовы ради миллиона долларов! В жизни человека цель не всегда оправдывает средства и достижение цели зависит от обстоятельств. В этой статье поговорим, что такое целеполагание и для чего оно нам нужно.
ПОЛНЫЙ СПИСОК НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА
Что такое целеполагание
Что такое целеполагание простыми словами? Дадим определение понятию цели и целеполагания, охарактеризуем процесс.
Целеполагание – это осознанный выбор, постановка цели (главной задачи), выделение подзадач и поиск путей их достижения. Цель – это предмет, объект, состояние, для достижения которого человек прикладывает волевые усилия. В основе выбора и достижения целей лежат потребности личности. Они задают направление движения и определяют мотивацию. Если вы будете мечтать о «чем-нибудь» и думать, что вы получите это «как-нибудь» или сделаете «когда-нибудь», то вы никогда не добьетесь желаемого. Только конкретика и активные действия сделают вас счастливым человеком.
Целеполагание рассматривается в психологии, философии и обществознании. Его определяют как процесс выбора идей, средств, ресурсов и установления границ допустимых отклонений в реализации выбранной идеи. Это непрерывный процесс. Почему? Потому что еще в процессе достижения цели рождаются новые идеи.
Схема целеполагания включает в себя следующие блоки и уровни:
Важно! Говоря простыми словами, целеполагание – это сознательное определение человеком чего, когда и как он добьется. Это не только выбор цели, но и разработка пошагового плана ее достижения.
Цели и целеполагание
Цель – это то, что человек стремится достичь, предмет стремления, желаемый исход, то, что желательно реализовать, но необязательно достижимое.
Цель в философии означает представление, которое индивид стремится реализовать. Она представляется продуктом сознательной деятельности и воли, субъективной формой волевой мотивации, однако аналогично с внутренними психическими явлениями, понятие цели переносится на наружный объективный мир.
Цель является идеальным внутренним предвосхищением итогов деятельности и возможностей ее достижения при помощи определенных средств. Итак, цель взаимосвязана со стремлениями и желаниями личности, с намерениями, с представлениями будущего, с сознанием и волей. То есть она является базисом для любого действия, поступка, а также будет его конечным результатом.
Цели ранжируются по трём уровням:
- Первый уровень – оперативная цель. Это сиюминутные, обыденные цели, которые носят подчиненный характер в отношении тактики. Они довольно редко определяются сами по себе, скорее они являются конкретизацией деяний в достижении целей тактического характера.
- Второй уровень – тактические цели. Они выходят из стратегических ориентиров. Тактические цели конкретизируют такие компоненты, как их ценность. Они, по сути, являются шагами и задачами, которые направлены на осуществление целей стратегического характера.
- Третий уровень – стратегические цели. Они являются наиболее значимыми среди остальных жизненных целей. Они определяют путь жизненного прогресса человека, группы людей или организации в целом. Жизнь индивида во всех ее проявлениях и жизненных шагах обуславливают стратегические цели. Они являются направляющим фактором любой активности.
Характер формирования личности и ее изменчивость отражают свойства целей. К ним относят: глубину, их согласованность, пластичность, корректность.
Глубина целей заключается в их влиянии на разные области жизни и уровень такого влияния. Данное свойство характеризует стратегические цели. Степени взаимосвязанности и влияния на иные цели определяются таким свойством как согласованность.
С течением времени любые цели претерпевают трансформации – за это отвечает пластичность. В связи с тем, что ценности образуются постепенно, цели стратегического характера также претерпевают изменения.
Согласованность между целями тактического характера и стратегическими ценностями-целями обуславливаются таким свойством как корректность целей. Главной характерной чертой целей является их индивидуальность. Даже если они называются одинаково, каждая личность за своими целями имеет определенные персональные ценности и субъективные смыслы.
Целеполагание является процессом постановки целей. Данный процесс – это своеобразное творчество. И чем выше уровень цели, тем будет более творческим процесс. На оперативном и немного на тактическом уровнях процесс целеполагания больше связан с аналитическим мышлением и логикой, то на стратегическом уровне он связан с творчеством и синтетическим мышлением.
Для того чтобы процесс целеполагания проходил успешно, индивид должен хорошо знать себя, свои ведущие мотивы и ценности, должен быть креативным и волевым, иметь хорошее воображение. Огромную роль также играет и структурированность мышления, и логика.
В общем смысле целеполагание является навыком, который может поддаваться тренировке при соответственной практике.
Смыслом целеполагания является проявление экзистенциальной сущности индивида, т.е. это процесс активного вырабатывания реальности. Это одна из основных потребностей личности. Целеполагание направлено на увеличение уровня энергии. Это мощный самомотивирующий фактор. Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.
А вот отказ от целеполагания бывает связан с внутриличностными конфликтами, со страхами, которые обусловлены опытом постановки целей без их достижения, с недостатком сведений о персональном потенциале, ресурсах для их движения и достижения.
Принципы целеполагания, вырабатывания структуры целей лежат в согласованности и взаимосвязи.
Для чего оно необходимо
Для чего необходимо целеполагание? Без способности к целеполаганию невозможно добиться успеха в жизни и отдельных ее сферах: работе, учебе, любви. Последовательное определение целей и их достижение помогает личности уверенно двигаться вперед, покорять новые вершины, повышать качество и уровень жизни. Успешный человек всегда знает, чего он хочет, и как ему этого добиться.
Тот, у кого нет своих целей, живет для других. Он становится ведомым, управляемым. Он отдает свое время и силы другим людям, способствуя достижению их целей. Те люди, которые умеют ставить цели, становятся лидерами. Они ведущие, а не ведомые.
Представим в виде таблицы общий сравнительный анализ осознанной и неосознанной организации процесса целеполагания по основным критериям:
Осознанное (эффективное, активное) целеполагание | Неосознанное (бессознательное, неэффективное) целеполагание |
Возможности для роста | Проблемы, препятствия, сложности |
Осознанная мотивация и анализ возможностей | Неосознанные мотивы и движение на уровне бессознательного |
Представление идеального, но реалистичного будущего | Представление идеального, но часто нереалистичного будущего |
Поиск ресурсов и инструментов, развитие новых паттернов поведения | Повторение ошибок, действия по шаблону |
Контролируемое достижение цели и успех | Жизнь «по течению» и провал |
Таким образом, целеполагание повышает общую эффективность жизни и продуктивность человека, помогает управлять временем и деятельностью, развивает осознанность и системное мышление. Кроме этого, оно помогает найти цель и смысл жизни, избавляет от страхов и тревог. Важно! В психологии принято выделять два вида (типа) целеполагания: активное (осознанное) и пассивное (бессознательное).
В каких сферах используется
Как мы уже упомянули, целеполагание востребовано во всех сферах жизни. Разберем несколько частных направлений, где умение ставить цели и достигать их является основой успеха:
- Педагогика и психология. У любого субъект-субъектного взаимодействия есть главная цель, подзадачи и средства их решения. Существуют сотни психологических и педагогических теорий, десятки обучающих и воспитательных программ, тысячи техник обучения, воспитания и коррекции. Без планирования здесь не обойтись.
- Спорт. Тренировки нужны спортсменам для того, чтобы ставить новые рекорды, все выше поднимать личную планку достижений. А это невозможно без целеполагания. Оно помогает поэтапно развивать навыки, выбирать все более сложные цели.
- Бизнес. Возможно, вы слышали цитату Стива Джобса о том, что работать нужно не 12 часов в день, а головой. Здесь как раз имеется в виду важность целеполагания, планирования и аналитики. С чего начинается бизнес? С целеполагания проекта, а точнее с разработки бизнес-плана. Сначала человек ставит перед собой цель, а потом думает, какие шаги ему нужно пройти, какие инструменты добыть и т.д.
- Саморазвитие. Избавление от вредных привычек и выработка позитивных привычек, изменение образа мышления, отказ от деструктивных установок, избавление от обид и проработка травм – это и многое другое требует умения ставить цели и достигать их.
Для чего нужно целеполагание в жизни: примеры
Ни для кого не секрет, что успешный человек резко отличается от неудачника. Почему? Одна из первых причин – неумение последним ставить цели и добиваться их. Успешный всегда четко знает, чего хочет от жизни, и он делает все, чтобы этого достичь.
Есть одна народная мудрость: “Если у вас нет целей, вам придется работать на выполнение чужих”.
Целеполагание дает возможности добиться в жизни большего. Оно помогает упорядочить действия, эффективно добиваться результата и тратить на его достижение минимум усилий.
Объясню, почему минимум. Дело в том, что усердная работа не всегда залог успеха. Много работать – не значит загребать деньги руками. Люди, которые умеют ставить цели и достигать их, используют не все свои ресурсы, а только те, что нужны для выполнения конкретного дела. Они не распыляются на все и сразу.
Мы сейчас говорим с вами о характеристике лидера. Лидеры интуитивно справляются с задачей ставить цели и достигать их. Но как быть с обычным жителем нашей страны, который тоже хочет освоить этот процесс? Как пощупать это целеполагание, узнать его проявления? Чтобы узнать, для чего оно нужно, приведу несколько примеров.
Пример 1. Элементарно в образовательном процессе – изучение букв в первом классе. Цель: учимся писать прописную “Ж”. Суть целеполагания: узнать, из каких элементов состоит “ж” → понять, с какой стороны начинаем ее писать → выяснить, в чем сложность буквы → понять, как писать сложный элемент → запомнить все соединения с “ж” → научиться писать слова с “ж” → научиться использовать ее в предложениях.
Пример 2. Цель: бытовая ситуация – нужно отремонтировать компьютер. Алгоритм действий: посмотреть, все ли провода подключены → определить, смогу ли я справиться сама → вызвать мастера → договориться об оплате и сроках → забрать компьютер, заплатить за работу.
Пример 3. Нужно купить стиральную машинку. Организация маленьких шагов к достижению результата: определиться с требованиями к технике → определить подходящую модель → каждый месяц откладывать определенную сумму или взять кредит → забронировать, пока накапливаете или оформляете кредит → купить.
В управлении людьми этот процесс немного усложняется. Здесь уже иногда нужно трансформировать цели лидера в цели подчиненных. Нужно использовать определенные подходы и приемы менеджмента, чтобы достигать эффективных результатов.
Основы
Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.
Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):
- физиологические (пища, вода, сон, секс);
- потребность в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность, комфорт);
- социальные потребности (общение, внимание, забота, поддержка);
- потребность в уважении и признании (нужность, значимость);
- творческие потребности (созидание, познание, открытие);
- эстетические потребности (любовь, радость, гармония, красота);
- духовные потребности (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и другие «само»).
Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.
Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.
Мотивы бывают разных видов:
- внутренние (самоудовлетворение) и внешние (похвала от других людей);
- устойчивые (связаны с мировоззрением личности, ценностями, нуждами) и неустойчивые (связаны с окружающей средой);
- положительные (в основе лежат позитивные чувства и эмоции) и отрицательные (в основе лежат негативные чувства и эмоции).
Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.
Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:
- конкретность;
- измеримость;
- реальность;
- достижимость;
- гибкость;
- проверяемость;
- прозрачность;
- однозначность.
Это тоже относится к основам системы целеполагания.
Разложим цели по полочкам
Итак, начнем. Выделите для работы над своими целями время, когда вас никто не будет отвлекать. Времени понадобиться от двух дней до двух недель, в зависимости от того опыта, который есть у вас в рефлексии. Не обязательно работать непрерывно два дня, но каждый сеанс должен быть не менее 3-х часов. Это важно для концентрации. Приготовьте бумагу, ручку. А теперь сядьте удобно, расслабьтесь и загляните себе в душу. Кому-то лучше для этого закрыть глаза, мне, например, помогают бегущие по небу облака.
Представьте себе идеального себя и свою идеальную жизнь. В деталях и во всех значимых для вас областях жизни — здоровье (в т.ч. внешность); отношения в семье, с любимым человеком; ваше окружение, как материальное, так и люди, которые вас окружают; ваша карьера; ваше финансовое благополучие; уровень образования и личного развития и т.д. Представляйте все это в мельчайших деталях, в звуках, запахах, ощущениях. Без оглядки на реалистичность, так, чтобы аж дух захватывало от удовольствия. Мечтайте не менее 20 минут (это называется визуализация и такое упражнение вообще нужно делать не реже одного раза в день). Теперь подробно запишите все, что только что «увидели». По каждой из сфер жизни должно быть не менее 20 пунктов или минимум одна страница сплошного текста. Далее по каждому пункту напишите, для чего вам это надо, что это даст вам лично и что принесет наибольшую радость. Выберите в каждой сфере по 1-2 цели. Это и будут на данном этапе ваши стратегические цели. Если пунктов будет больше, вы перегрузите ваше ежедневное расписание и ничего не получите в итоге, кроме стресса. К остальному вы сможете вернуться позже. Отложите пока в сторону то, что написали. Возьмите отдельный лист бумаги и нарисуйте колесо с восьмью спицами (принято с восьмью, но вам никто не мешает сделать и 10, главное, чтобы были охвачены все сферы жизни и интересов).
Затем подпишите каждую спицу одной из значимых для вас сфер (здоровье, карьера, бизнес, семья, друзья, отдых (хобби, развлечения), личностное развитие, образование, финансовое благополучие и пр. — то, что важно именно для вас.
Например, А. Макурин приводит такой пример «Колеса жизни»:
Цифры на спицах означают степень вашего удовлетворения качеством той или иной сферы, от 1 до 10, где 1 — абсолютно недоволен и 10 — полностью доволен. Теперь на каждой спице надо поставить точку, соответствующую вашей оценке этой своей сферы. Далее соединяем эти точки дугами. И смотрим на то колесо, которое у нас получилось.
Например, вышло что-то похожее на это:
Хочу сразу обратить ваше внимание, что чем ближе к красному сектору, тем опаснее положение и это те сферы, которыми надо будет заняться в первую очередь. Не утешайте себя тем, что не все сферы одинаково важны, перекос в одной обязательно скажется самым негативным образом на всех остальных.
Методы целеполагания
Некоторые люди (особенно те, которые впервые слышат о целеполагании) не знают с чего начать. На самом деле все просто: в психологии уже придуманы универсальные способы целеполагания. Осталось воспользоваться ими.
Итак, разберем популярные методы целеполагания:
- SMART. Это аббревиатура английских названий пяти элементов: конкретика, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени. То есть вы определяете, чего хотите добиться и за какой период, в чем измерите результат и за счет чего достигнете цели. А также вы анализируете, насколько эта цель соотносится с вашими истинными желаниями, потребностями в настоящий момент.
- Метод Брайана Трейси. Напишите 10 целей на год. Но сформулируйте предложения так, словно вы уже достигли этих целей. Прочувствуйте каждую их них и выберите одну, которая по-настоящему изменит вашу жизнь. Напишите ее на другом листе и проанализируйте только эту цель по технике SMART.
- Дерево целей. Последовательно, упорядоченно и наглядно на листе бумаге составьте «портрет» своей цели в виде дерева. То есть сначала запишите или схематично определите главную цель, от нее пропишите задачи второго уровня, от них – третьего, четвертого и т.д. При этом к каждой цели и подзадаче вы сразу приписываете необходимые для достижения ресурсы.
- Метод Г. Архангельского. Эта техника помогает в планировании, когда условия достижения цели периодически меняются. То есть метод помогает адаптироваться к изменившимся внешним условиям и несмотря ни на что идти к цели. Процесс целеполагания по технике Архангельского подразумевает определение рамок, за которые вы не выйдете для достижения целей. Это сферы, ценности, приоритеты, с которыми взаимодействует цель. Вам нужно сформулировать цель так, чтобы она не конфликтовала с вашими жизненными ценностями и убеждениями. После этого разбейте цель не на подзадачи, как в технике SMART, а на уровни сложности. Кроме этого, определите мягкие и жесткие задачи. Первые могут быть выполнены в течение определенного периода времени, а вторые – к строго обозначенному времени. И, конечно, определите период реализации главной цели.
- Колесо баланса. Нарисуйте круг и произвольно разбейте его линиями на сектора. Один сектор – одна сфера вашей жизни. Сами определите, сколько их будет, что это за сферы. Оцените свои достижения в каждой сфере по 10-бальной шкале. Соедините все отметки линиями и закрасьте получившуюся фигуру. Свободное поле в каждой сфере – зона для вашего роста, постановки целей.
- Интеллект-карты. На листе бумаги вы составляете схему или рисунок, где определяете главную цель, а уже на ее базе фиксируете цели второго, третьего и последующих уровней. Продолжайте деление на уровни до тех пор, пока не дойдете до задач, которые можно сделать прямо сейчас.
Тренинг по целеполаганию
Нужно ли обучаться целеполаганию? Слушайте, вы даже не представляете себе, сколько классных, способных людей не достигают своих целей, топчутся на одном месте годы только из-за того, что их не научили азам целеполагания! Я тоже продолжаю учиться личной эффективности с помощью разных направлений психологии и коучинга.
Есть хороший курс Целеполагание от Викиум, который позволяет самостоятельно изучить и практиковать планирование времени и целеполагание. Он состоит из 6 уроков, практических рекомендаций, видеоматериалов, графических заданий и схем.
Курс позволит вам:
- Научиться ставить цели.
- Делать гораздо больше за минимум времени.
- Вооружиться позитивом на пути к цели.
- Мечтать и реализовывать мечты.
- Двигаться вперед.
- Вдохновляться.
Стоимость – 1 490 руб. Формат обучения – дистанционный, вы сможете заниматься в любое удобное время.
Этапы целеполагания
Разберем этапы и правила, или универсальный процесс целеполагания:
- Определение потребностей и мотивов. Выявите, что ценно и значимо для вас, что дает силы уверенно идти вперед. Поставьте перед собой одну конкретную цель.
- Выбор методик целеполагания. Можете попробовать все рассмотренные техники и взять себе на вооружение ту или те, которые максимально вам подходят.
- Переход к составлению пошагового плана достижения цели и его воплощению в жизнь.
Не забывайте всегда оставлять место для «маневров». Будьте готовы внести корректировки в план, держите в запасе несколько вспомогательных инструментов, выделяйте чуть больше времени, сил и финансов для реализации цели. Тогда никакие неудачи, сложности, непредвиденные обстоятельства не выбьют вас из колеи.
Технология целеполагания
Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.
SMART:
- S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
- M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
- A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
- R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
- T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.
перейти наверх
Распространенные ошибки в целеполагании
Обращаясь к целеполаганию, не совершайте чужих ошибок (проблемы целеполагания):
- Отсутствует конкретика. Либо сроки не определены, либо не установлены качественные, количественные характеристики измерения результата.
- Нереалистичные цели. Например, если человек ставит перед собой цель за неделю скинуть 10 кг, то, скорее всего, его ждет провал, а вместе с ним разочарование в себе и жизни в целом. А вот похудеть на 10 кг за два месяца – вполне реально. Ставьте реальные цели, не создавайте сами себе заведомо проигрышные условия.
- Не расставлены приоритеты. Хватаясь за все и сразу, человек, как правило, ничего не достигает. То же касается случаев, когда по ошибке несрочная и маловажная цель принимается за срочную и важную. Для расстановки приоритетов используйте матрицу Эйзенхауэра.
- Нет плана работы. Потратив час на разработку плана сейчас, вы сэкономите несколько часов в будущем. По плану работа идет быстрее и эффективнее.
- Нет контроля и анализа. Выявление и устранение ошибок, коррекция плана в связи с изменившимися условиями повышают эффективность всего процесса.
Целеполагание как один из компонентов учебной деятельности.
Целеполагание как один из компонентов учебной деятельности.
Н.В. Булашева, учитель географии, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кутарбитская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования у учащихся способности к целеобразованию. Автор сравнивает понятия: целеполагание и целеобразование. В статье выделены основные компоненты целеобразования и группы целей участников учебного процесса. Рассматриваются различные аспекты проблемы, связанной с процессом целеполагания на уроке. Предложены различные методические приёмы, позволяющие формировать у учащихся способность принимать цель учителя и ставить перед собой цели. Материалы данной статьи могут быть использованы педагогами при планировании современного урока с целью формирования способности у учащихся к целеобразованию.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. К регулятивным действиям относят целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Формирование учебной деятельности предполагает отработку у учащихся каждого из ее компонентов. На первом месте стоит понимание, принятие учебной цели учащимися, то есть процессы целеобразования, что создает готовность школьника к работе и самым тесным образом связано с формированием мотивов учения. Психологи отмечают, что мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Это означает, что цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебную деятельность. Мотив создает направленность к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивают реальное выполнение действия. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.
Логично выделить такие компоненты целеобразования: интеллектуальный (умение отличать практическую задачу от учебной), мотивационный (желание овладеть способами), эмоциональный (удовлетворение от планирования деятельности), волевой (проявление настойчивости в достижении цели). Психологический аспект целеобразования раскрывает две его особенности: 1) цели не изобретаются — они даны в объективных обстоятельствах, выделение и осознание целей представляет собой длительный процесс апробирования целей действием и их предметного наполнения; 2) конкретизация цели, выделение условий ее достижения.
Школьник, как правило, готов к принятию цели учителя, но не умеет подчинить себя цели взрослого на длительный срок. Далеко не каждый может сопоставить цель и свои возможности, поэтому многие неуспехи в учении обусловлены отсутствием этого умения. К тому же процессы целеобразования не всегда поспевают за усложняющимися задачами учебной деятельности. Важным компонентом механизма целеполагания является оценка, опирающаяся, в свою очередь, на действие контроля. Результаты специальных исследований показали, что у большинства, например, младших школьников контроль как особое действие отсутствует и осуществляется ими в форме непроизвольного внимания.
«Исследователи (В.В. Репкин, Е.В. Заика и др.) считают, что целеполагание имеет как минимум две формы: самостоятельное определение цели в ходе выполнения деятельности (целеобразование сливается с целеосуществлением); определение цели на основе выдвигаемых кем-то требований, задач. В реальном процессе второй случай является едва ли не ведущим. Школьник чаще всего переопределяет цель, заданную учителем, в зависимости от того, какие мотивы являются у него ведущими. Вот почему важно, чтобы такими мотивами оказались учебно-познавательные (познавательный интерес, желание самому открыть новый способ действия и др.) — тогда цель учителя станет его собственной целью.
Итак, понятие «целеобразование» включает в себя принятие, удержание целей, поставленных учителем, и самостоятельную постановку целей учащимися. «Целеполагание» — более узкое понятие, так как не предполагает самостоятельную постановку целей учащимися. Целеполагание является проблемой современного урока». [3]
В чем суть проблемы?
Часто осуществляется подмена цели средствами урока, формальный подход при постановке цели, завышение цели: традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Не продумывается диагностика цели, следовательно, нельзя проверить достижение цели.
Учителем осуществляется постановка собственной цели. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей — близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом — они должны быть реально достижимы.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.
Формированию у школьников умения принимать учебную задачу способствует использование учителем разнообразных заданий: 1) предлагаются задачи без вопросов; разбор подобных заданий убеждает детей в том, что деятельность может осуществляться лишь тогда, когда четко определена ее цель; 2) даются задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (составить таблицу, нанести на контурную карту); 3) подбираются упражнения, в которых учащимся предлагается переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной.
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Можно предложить использовать известные приёмы педагогической техники:
тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение ,домысливание, проблемная ситуация, группировка, подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. Также предлагается учащимся сформулировать свои личные цели. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Возможны следующие группы целей участников:
·личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;
·предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;
·креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины;
·когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;
·оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий.
Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Так, формулировки типа: «получить систематизированные сведения о дробях» или «формировать у учащегося историческое мышление» целями не являются, поскольку задают лишь направление деятельности, но не ее конечный результат – продукт образовательной деятельности. Наоборот, цели типа «разработать собственные версии происхождения дробей» или «предложить перечислить исторические события в их жизни и аргументировать их историчность» задают конечный продукт деятельности участников, который может быть продиагностирован и оценен. Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта – наиболее эффективный способ целеполагания.
Важным является вопрос о соотнесении индивидуальных целей учащихся (между собой) – «ученик-ученик», а так же с целями педагога «ученик-учитель».
Виды заданий на постановку учениками собственных целей.
-сформулируйте вопросы к двум цитатам.
-выберите из перечня целей те, которые отвечают Вам.
Список целей может выглядеть так:
1) изучить материал модулей;
2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте;
3) усвоить основные понятия и законы темы;
4) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу;
6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;
углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
10) проявить и развить свои способности (назвать их);
11) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
12) научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы;
13) доказывать и опровергать утверждения педагога;
14) свой вариант цели
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Список литературы:
1. АствацатуровГ.О. Технология целеполагания урока: Методическое пособие/ издательство «Учитель»- Волгоград, 2008.
2.Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- 5-е изд.- М.: Вита-Пресс,2003.- 88с.
3.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000.- 572 с.
Мой опыт целеполагания
В своей жизни я использую универсальный алгоритм целеполагания:
- Выбор главных целей.
- Определение ресурсов, которые нужны для их достижения. К этому относятся мои знания, способности, умения, возможности. На этом же этапе я разрабатываю план по добыче каких-то инструментов, если пока у меня их нет, но потенциально я могу ими обзавестись.
- Поиск мотивации, разработка системы поощрений и наказаний. Мне помогает ведение дневника (можно просто делать короткие пометки о том, что уже сделано). Удобно вернуться назад, посмотреть, сколько пройдено, и этим вдохновиться.
- Выявление частных проблем и подзадач. Это шаги на пути к достижению цели.
- Представление результата. Это же можно использовать как мотивацию. Представьте, как изменится ваша жизнь, что вы обретете, когда достигнете цели. Если вашу трансформацию можно как-то визуализировать на бумаге, то сделайте это. Например, если ваша цель – похудеть на 10 кг, то можно отредактировать свое фото в фотошопе и распечатать. Или если вы хотите вернуться к своему весу в прошлом, то можно держать на видном месте свою старую фотографию.
- Реализация планов. Это основной и самый долгий этап, на котором помогут мотивация и самоконтроль.
В своей жизни я руководствуюсь этим планом. Например, по нему я худела. Тогда пример алгоритма целеполагания выглядел так:
- сначала я определила, на сколько и за какой период времени хочу похудеть;
- потом определилась с планом коррекции (физическая активность и правильное питание);
- эти элементы разделила на еще более мелкие задачи (например, какая именно активность, сколько раз в неделю);
- определила инструменты контроля – в моем случае это была не столько цифра на весах, сколько объемы и субъективное восприятие своего отражения в зеркале, хотя и цифра на весах была в уме (без конкретики цели не ставятся);
- и т.д.
Эффективность целеполагания зависит от того, насколько вы готовы контролировать процесс, признавать ошибки и работать над ними, корректировать стратегию в зависимости от меняющихся условий.
Планирование и целеполагание
Самыми важными вещами для индивида, который стремится к тому, чтобы добиться успешности в жизни, является планирование и целеполагание. Ведь добиться цели – это означает победить. Успешные субъекты побеждают, неуспешные – пытаются победить. В этом и состоит существенное различие целенаправленных и нецеленаправленных действий. В первую очередь, целеполагание является целью, которую необходимо достичь. Она следует из потребностей, приобретает мотивацию, а затем происходит работа непосредственно над достижением.
Потребность в целеполагании и формировании планов осуществления такого целеполагания является базовой потребностью индивида, отличающей человека и социум от животных.
Счастье и удовлетворенность жизнью индивида имеют зависимость от грамотного целеполагания.
Удача – это процесс, характеризующийся закономерностью, и начинается она с составления плана. Успеха можно достичь гораздо быстрее, если существует стратегический план. В персональном стратегическом планировании целеполагание наиболее полно обнаруживает свой потенциал.
Стратегическое субъективное планирование способствует:
- определению важнейших направлений, нахождению цели и смысла жизни;
- принятию положительно заряженных решений и улучшению будущего;
- концентрации усилий на том, что действительно значимо;
- достижению наивысших результатов в максимально короткие сроки;
- значительному повышению уровня производительности собственных действий;
- получению удовольствия от более полного равновесия, свободы и денег;
- ликвидации страха, тревожности, неопределенности и сомнений;
- более эффективному употреблению собственных навыков и наработок;
- повышению общего спокойствия и качества жизни;
- большему производству, что в итоге приводит к большим результатам.
Стратегическое целеполагание базируется на том, что жизнь индивидов не сможет пойти в соответствии с планом, если самого плана не существует.
Процесс постановки целей неразрывно связан с иерархией потребностей. Иерархия потребностей Маслоу была создана без учета разбивки в соответствии с уровнями ее вероятностного осуществления. Сами потребности личности выражаются в общих формах и только лишь в конкретной внутренней взаимосвязи. Отсюда следует, что удовлетворение потребности какого-то одного уровня может полностью закрыть вопрос этой потребности. Это означает, что данная потребность в дальнейшем не получит никакого развития. Движение направлено от удовлетворения потребностей одного уровня к другому. То есть удовлетворение материальной потребности предшествует потребности в личностном развитии. Однако, как показывает практика, удовлетворение одной материальной потребности влечет за собой появление других материальных потребностей, а не обязательно порождает потребность в развитии.
Таким образом пирамиду Маслоу можно рассматривать с позиции двоякой направленности движения, т.е. удовлетворение потребности одного уровня в дальнейшем ведет к движению в двух направлениях: удовлетворению потребностей этого же уровня или удовлетворению потребностей следующего уровня.
Именно такое двунаправленное движение и находится в основании целеполагания – установление того, что следует сделать и планирование.
При этом целеполагание подразумевает под собой выполнение двух задач. Первая заключается в закрытии текущего уровня пирамиды и переход на последующий более высокий уровень. Вторая заключается в переходе на потребность, находящуюся на аналогическом уровне следующей пирамиды.
Такая же ситуация обстоит с планированием: что следует сделать для перехода на последующий уровень, и какие поступки необходимо совершить для того, чтобы перейти на такой же уровень следующей пирамиды.
Стратегическое планирование является процессом систематизированным, последовательным и логическим, который базируется на рациональном (разумном) мышлении. Наряду с этим оно представляет собой и искусство прогнозирования, выбора альтернативных решений и исследования.
Обобщенное целеполагание в зависимости от уровней пирамиды предполагает уточнение определенной личностью собственных задач по соответственным уровням. Для целеполагания реализуется конкретизация поступков индивидов и планирование движения.