Каждый человек на нашей планете — это отдельный мир со своими понятиями, правилами, убеждениями и правом выбирать самостоятельно как ему жить. Все такие разные, каждый интересен по-своему и может быть таким, каким сам захочет.
Говорят, характер человека формируется до пяти лет. Пока формировался мой характер, моим родителям здорово досталось от меня, ведь я была очень своенравным и самостоятельным ребёнком с самых малых лет. Сейчас мне 28, и мне весьма нравится то, какой я выросла благодаря воспитанию родителей и жизненным обстоятельствам.
Сегодня я хочу поделиться с читателями своими личными и важными определяющими моментами, которые делают мою жизнь счастливой.
Любовь к себе и к окружающему миру.
В этом же, и добро, и свет, и позитив. Мой личный принцип выражен словами «хорошо там, где я есть». Я много путешествую и меня часто спрашивают, где мне нравится больше всего. Мне всегда трудно ответить на этот вопрос, так как куда бы я ни поехала, я везде беру с собой себя. Я сама себе лучший друг и интереснейшая личность. Познавать себя можно сколько угодно и это не зависит от места моего нахождения. Каждый день я делаю выбор в том или ином вопросе, но в основе каждого решения — это любовь к себе, к миру и к окружающим людям.
Проблема жизни в философии статья на тему
Содержание
Введение 3
- Смысл жизни, как философская проблема 4
- Философские течение о смысле жизни 5
Заключение 7
Список используемой литературы 8
Введение
Актуальность темы заключается в том, что издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесло связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры – с призывом к самопознанию.
Проблема жизни в философии долгое время не являлась центральной. Речь идет о постановке проблемы в чистом виде, то есть философском осмыслении собственно понятия жизнь и всего, что напрямую связано именно с жизнью, живым; можно сказать и так: философия на удивление редко задавала вопрос: «Что такое жизнь?», предпочитая размышлять о вариациях на тему жизни: смысл жизни, происхождение жизни, жизнь и смерть, жизнь и бессмертие и тому подобное. Для большинства философов прошлого такая постановка вопроса казалась естественной. Схема была достаточно стандартной, если можно применить слово «стандарт» к истории человеческой мысли: тот или иной мыслитель задумывался о проблеме жизни и почти сразу же переходил к рассмотрению проблем смерти либо бессмертия, а то и смысла жизни.
Проблема жизни (живого) в философии и проблема поисков смысла жизни, установка цели существования должны различаться между собой. Отличие в нюансах, но это отличие есть.
Цель данной работы – исследовать проблемы жизни в философии.
Задача заключается в следующем:
— изучить смысл жизни, как философскую проблему;
— раскрыть философские течения о смысле жизни.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
- Смысл жизни как философская проблема
Смысл жизни, смысл бытия – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человека, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.*
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чем состоят жизненные ценности?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового), «Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чем состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл жизни в достижении счастья, благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.**
_________________
* Спиркин А.Г. Философия – М.: Юрайт, 2012. – 832с.
** Алексеев П.В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2012. – 592с.
- Философские течения о смысле жизни
Философия жизни – философское течение конца 19– начало 20 веков.
Жизнь – то, что возникает естественно, бытие – то, что возникает искусственно. Наиболее полно смысл человека раскрывается в историческом опыте общества.
Многие философы в разные времена рассуждали о смысле жизни:***
— в первом вере до нашей эры буддийское Хайннаяма утверждает, что человек должен спасти себя сам. Смысл жизни – попасть в Рай, избежать ада; Киренаики.
— Благо человека – это его наслаждение. В этом и смысл, и цель жизни Основатель этой ветви Гедонип ( 7 век до н.э.);
— в 4-3 веке до н.э. Китай – Даосизм. Дао Цзы – уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности;
— древнегреческий философ Сократ считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности;
— в 13 вере в Европе Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой формы, кроме одной лишь мыслительной души;
— итальянец 16 века Макеавелии считал, что желания человека ненасытна, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого;
— в России во второй половине 19 века возникает русский космизм. Философы И.Кириевский, В.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский. Человек – основная часть Природы и рассматривать их надо в единстве, человеческий Разум ответственен перед природой.
Програтизм – Смысл жизни – достижение успеха (Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джеймс). Экзистенциализм (философия существования) – возникла в конце первой мировой войны, основатели: Шестов, Бердяев. Затем в Германии ( Хайдеггер, Ясперс) после второй мировой войны во Франции (Камю, Сартр).
_________________________________
***Ильин В.В., Лебедев С.А. Философия – М.: Эксмо, 2011. – 336с.
Экзистенциализм религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр) смысл бытия – Бог; атеистический: жизнь в целом абсурдна (смысла нет), только человек может определять свою жизнь, если человек не свободен – он не личность.
Заключение
Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии.
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержания массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.
Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни – основное назначение человеческой жизни.
Великие философы : Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмыслена) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку.
В данный момент наука в состоянии ответить, с определенной доле вероятности, на конкретные вопросы, типа «Как именно…?», «При каких условиях..?», «Что будет, если…?». В то же время вопросы типа «В чем (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии.
Список используемой литературы
- Алексеев П..В., Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2012. – 592с.
- Батурин В.К. Философия науки – М.: Юнити-Дана, 2012. – 304с.
- Ильин В.В., Лебедев С.А. Философия – М.:Эксмо, 2011. – 336с.
- Садохин А.П. Концепции современного естествознания – М.:Омега-Л, 2012. – 240с.
- Спиркин А.Г. Философия – М.:Юрайт, 2012, 832с.
Никто никому ничего не должен и всем на всех все равно.
Этот пункт тоже о свободе, только не о моей личной, а о свободе выбора других людей. Я не люблю и не имею права критиковать кого-либо за их поступки. Хотя, должна признаться, что однажды в жизни я обижалась на поведение мужчины, с которым жила и даже выражала своё категоричное недовольство по поводу его поступков. Но это была особенная история, из которой я вынесла хороший урок и теперь очень благодарна жизни даже за это. Конечно, я живой человек, который испытывает разные эмоции, и иногда я могу злиться, быть резкой или даже прикрикнуть от души, но обижаться или осуждать кого-то за его поведение — ну уж нет…. это противоречит моему существу.
Жизненная философия
Жизненная философия — способ видение себя, мира и окружающих людей.
Сообразно видению жизни, жизненным ценностям и стратегиям, в связи с выбранной или привычной жизненной позицией у каждого есть своя философия жизни: система убеждений, что правильно и нет, как к чему следует относиться и стремиться. «Никто никому ничего не должен», «Побеждает сильнейший», «Все зависит от меня» или «Верить никому нельзя» — вариантов жизненной философии множество. В зависимости от продуманности философия жизни бывает эффективной и нет, способствующей развитию или стопорящей его.
Жизненная философия бывает позитивной и негативной, оптимистичной или пессимистичной, с акцентом на Я или на окружающих, с разной жизненной позицией (Творец, Потребитель, Паразит, Романтик), нацеленной на развитие или созданной с целью психологической защиты (см.).
Жизненных философий — много. Отличие между самыми известными из них можно проиллюстрировать на примере видения стакана. Да, Стакана. Попробуем?
- Буддизм: стакана на самом деле нет.
- Иудаизм: ну почему стакан наполовину пуст только у нас?
- Православие: стакан наполовину пуст за грехи наши.
- Католицизм: стакан наполовину пуст только у плохих людей.
- Ислам: нет стакана кроме стакана.
- Фрейдизм: в детстве вам недоливали.
- Реализм: Все верно, это стакан.
- Стоицизм: да, стакан наполовину пуст — так мне и надо.
- Коммунизм: каждый имеет право на полный стакан.
- Социализм: стакан пустой, зато у всех одинаково.
- Капитализм: продается стакан, недорого.
- Пофигизм: И че?
- Скептицизм: А стакан ли это?
- Конфуцианство: будь также безмятежен, как этот стакан
- Йоги: ты и есть стакан и его содержимое.
- И только физики знают: стакан всегда полон!
- Жизнь единственна или твое Я перемещается из жизни в жизнь, воплощаясь в разные тела;
- Жизнь — радость, или жизнь испытание, или жизнь как зебра.
Философия жизни хорошо отражается в Метафоре жизни.
Культурная интерпретация
Способ видения (восприятия) ситуации, заданный местной культурой или выбранный человеком самостоятельно.
Можно сказать, что это — Выбор наиболее подходящей Жизненной Сказки. Наверное, лучше всего позитивной и перспективной. Смотри Эмоции и видение
Элементы жизненной философии
Жизненная философия включает в себя:
1. Общие взгляды на жизнь, видение картины жизни.
2. Верования по поводу себя и окружающих.
- Я О-кей, Ты о-кей, или сильно по другому: Все враги, людям доверять нельзя.
- Я человек маленький, могу мало, претендовать мне не на что… — либо жизненная философия Победителя: «Мир принадлежит мне!»
3. Преимущественные жизненные стратегии, способы жизни и жизненные принципы.
- Позиция Жертвы или позиция Автора
Если вы почему-то думаете, что ваши проблемы должен решать за вас кто-то другой, а не вы — у вас неудачная жизненная философия, с нею трудно по жизни идти уверенно. Приучайте себя к позиции Автора: «Я задумал — я и сделаю!», после этого, кстати, вам гораздо проще будет с людьми дружить и сотрудничать. Люди могут помогать, это замечательно, и это можно использовать!
- Позиция Творца, Потребителя, Романтика или Паразита: «Умри ты, а я потом».
Изменение жизненной философии
Как менять свою философию жизни? Общаться с теми людьми, у которых привлекательная для вас философия, и перерисовать свою Метафору жизни. Это кажется удивительным, но свое видение мира можно менять, вживляя в свои картины мира новые картинки и видения. Через работу с Метафорой жизни можно эффективно менять не только свою философию жизни, но и философию жизни другого человека — конечно, если он сам не против.
Направление развития
Полезные упражнения и картинки, способные обогатить вашу жизненную философию:
- Упражнение «Хорошо»
- Мир принадлежит мне (развивает чувство уверенности в себе)
Быть свободным можно и в паре с любимым человеком.
Быть вместе, верными друг другу, честными, открытыми, обсуждать все что угодно и исполнять любые желания друг друга. При этом, уважать, поддерживать и полностью исключить любые проявления критики и унижения в отношениях. Только гармония, принятие, рост и движение вперёд без причинения боли и без отторжения друг к другу в итоге. Думаете, это сказка? Нет, это реальность и я была в таких отношениях пару лет назад. Прекратились они в то время из-за того, что у меня было шило в попе, а молодой человек был привязан серьезными обстоятельствами к городу, откуда я всей душой пыталась вырваться уже много лет. И даже предложение руки и сердца молодого красавчика не смогло меня удержать рядом с ним.
Понятие и виды деятельности
Деятельность представляет собой одну из центральных форм бытия человека. В отличии от животных, которые адаптируются к окружающей среде или действуют на основе инстинктивно заложенных программ, человек реализует субъектный, деятельный подход к миру.
Замечание 1
Деятельность в своей структуре предполагает наличие четко осознаваемой цели, программы действий, которая ведет к ее достижению, а также мотива, побуждающего личность к действию и основанного на существующих потребностях.
Человеческая деятельность имеет преобразующий потенциал, она меняет как объект деятельности, т.е. то на что направлены усилия, так и сам субъект деятельности, который в ходе деятельности реализует себя, приобретает практический опыт, совершенствует собственные навыки и т.д.
Принято выделять четыре основных вида деятельности:
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
- общение,
- учение,
- игра,
- труд.
Общение как деятельность можно рассматривать на двух уровнях – широком, в рамках которого общение рассматривается как процесс коммуникации, вербального и невербального взаимодействия между двумя людьми, с целью передачи информации или оказания воздействия, и более узком, специализированным. Общение в широком смысле слова, представляет собой наиболее распространенный и даже жизненно необходимый вид деятельности человека, и входит в состав других видов деятельности, поскольку обучение, игра, труд без общения (хотя бы опосредованного) невозможны.
Общение в узком смысле представляет собой специфический вид деятельности, цели, задачи и средства воздействия которого лежат исключительно в рамках коммуникативного процесса. Примером общения как профессиональной деятельности, может выступать деятельность психолога, который посредством специально организованных коммуникативных приемов оказывает воздействие на личность пациента, деятельность управленца, который с помощью коммуникации осуществляет руководство другими людьми, деятельность артиста который с помощью речи, мимики, жестов, заставляет людей переживать те или иные психоэмоциональные состояния и т.д.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Учение также включает в себя два взаимосвязанных вида деятельности. С одной стороны, это обучающая, преподавательская деятельность педагога, воспитателя, направленная на передачу знаний, умений, навыков собственным ученикам, а с другой стороны это учебная деятельность самих учеников, направленная на усвоение этого материала. Учение сопровождает человека на протяжении всей его жизни от самого рождения, до самой старости, поскольку столкновение с любым новым проявлением реальности (новая работа, новые навыки, новое оборудование, новый продукт) требует учения связанного с его освоением.
Специфической особенностью игры, является тот факт, что цели деятельности лежат не за ее пределами, а в рамках самого процесса деятельности. При этом традиционно выделяется детская, имитирующая игра, которая традиционно рассматривается с позиции усвоения детьми различных социальных ролей (учителя, продавца, родителя, военного и т.д.), а также самоценная игра, характерная как для детей, так и для взрослых. Можно выделить также профессиональные виды игры, такие как спортивная и киберспортивная деятельность.
Труд представляет собой преобразующую деятельность, направленную на получение социально полезного результата – материального или духовного продукта. Трудовая деятельность наиболее обширна и разнообразна, именно труд в первую очередь воспринимается как сфера самореализации личности. В тоже время монотонный, стереотипный, отчужденный труд индустриального рабочего или офисного клерка выступают одним из факторов деградации, дезадаптации личности.
У кого как, а у меня нет судьбы, придуманной кем-то там на небесах.
Есть только причинно-следственные связи, совершаемых поступков и немножко кармы с этой или прошлой жизни. События в моей жизни зависят от моего выбора и я сама несу ответственность за все, что со мной происходит. Это вовсе не значит, что я не верю в Бога. Конечно же, я верю в него, читаю молитвы, медитирую и часто обращаюсь к высшим силам в своём сердце. Иногда посещаю церкви и храмы, верю в силу святых и существование ангелов-хранителей, так как видела их ни раз в своих снах и чувствовала их силу и помощь мне в реальной жизни. Моя вселенная всегда заботится обо мне, а я её люблю и полностью ей доверяю.
Специфика профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность неизбежно включает в себя элементы всех четырех основных видов деятельности, но в то же время раскрывает их на более глубоком уровне, обусловленном спецификой той профессиональной среды, в которой эта деятельность осуществляется. Статус профессионала предполагает, что человек не просто выполняет некую деятельность, но сознательно выбирает ее в качестве своей зоны трудовой реализации, связывает с этой деятельностью определенные ожидания, ценности, убеждения, стремится к развитию в ее рамках, повышению собственного профессионализма и достигает в том числе личностного роста.
Так, например, деятельность по выкапыванию и закапыванию ямы, даже высоко оплачиваемая и выполняемая качественно, не может считаться профессиональной, поскольку выполняющий ее человек не способен считать данную деятельность собственным призванием. Она является просто физическим трудом.
Аналогично человека выполняющего трудовую деятельность в следствии экономического принуждения, исключительно ради заработка, к которой он испытывает преимущественно негативные эмоции, нельзя назвать профессионалом. Личностными результатами такой деятельности становится переживание отчуждения от результатов и процесса труда, профессиональные деформации и складывание синдрома эмоционального выгорания.
Всему своё время.
Я часто слышу от знакомых о том, что мне пора замуж или рожать детей «хотя бы для себя»…. Ох, от части, я даже немножко согласна с этим мнением по тем или иным причинам. В 28 лет у моей мамы было уже двое детей, а я все никак не могу «осесть» на одном месте и завести семью. Ну что же, у каждого свои сроки, и меньше всего на свете мне хочется быть похожим на кого-либо. Сейчас у меня другие жизненные цели и расстановка приоритетов такова, что муж и дети там не на первом месте. Но, как я уже писала выше в первом пункте, моя свобода выбора, и если мне захочется что-то изменить, то я смогу сделать это в любой момент времени.
Отсутствие запретных тем.
С любым человеком я могу поговорить о чем угодно и честно ответить на любой вопрос о себе, в личной беседе, если посчитаю нужным. Вообще, я очень люблю и стараюсь всегда быть открытой и откровенной с людьми, особенно, когда мной искренне интересуются. При всём при этом, я первая крайне редко спрашиваю своих знакомых о личной жизни, доходах или их мнение обо мне. Если человек захочет, он сам все расскажет. Не люблю, как говорится, «лезть кому-то под шкуру» или ставить собеседника в неловкое положение.