Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.


Роль родителей в формировании ответственности

Если вы желаете научить ребенка ответственности, для начала воспитайте в нем самостоятельность. В эпоху чрезмерной опеки (мир действительно стал опаснее, с этим не поспоришь), родители дают детям все меньше свободы воли.

Чадо привыкает, что уборку и осеннюю поделку за него делает мама, а проект в школу и задание по физике – папа. С уроков его заберут на автомобиле, дома – накормят вкусным готовым ужином.

А в случае конфликта со сверстниками родня мгновенно прибежит разбираться – кто обидел нашего крошку?

Едва ли такой попустительский и чрезмерно заботливый подход научит малыша ответственности.

В конце концов, чадо привыкнет сидеть у вас на шее: все мы видели взрослых мужчин, живущих с мамами, работающих из-под палки и совершенно не самостоятельных на личном фронте.

Ответственность за свои поступки рождается вместе с независимостью, свободой воли и самостоятельностью. Постоянный контроль и готовность снимать с ребенка любые обязанности – вот главные враги этого процесса. А лучшим другом становится личный пример.

Действия родителя должны быть последовательными. Если школьник пообещал, что сделает уборку после прогулки с приятелями, значит, вечером ему выдается веник и совок.

И пока порядок не наведен – никаких ужинов, мультфильмов и прочих развлечений. За свои слова, обещания, клятвы ребенок учится нести ответ делами.

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не с волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» — прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

Когда приучать детей к взрослой жизни

Границы, когда ребенку положено выпорхнуть из родительского гнезда и стать взрослым, размыты. Кто-то видит финал отношений «все для любимого дитятка» после достижения им 18 лет.

Другие готовы обеспечить учебу в университете и дождаться, пока студент найдет работу. Третьи, особенно, если речь о дочерях, ждут счастливого замужества и появления у них своей семьи.

Последний вариант самый печальный: фактически, несамостоятельная девушка передается из рук в руки, а ответственность за ее благополучие возлагается на супруга.

Приучение к ответственности не должно быть резким. Нельзя полностью обеспечивать, одаривать и обожать сына до 23 лет, а затем указать на дверь и сказать: «А теперь – все, иди сам зарабатывай».

Это приведет к конфликту и непониманию: а что вдруг поменялось? Готовить отпрыска к взрослой жизни нужно с подросткового периода, или даже раньше.

Порой дети даже не подозревают, какие суммы на них тратят мама с папой, и с каким трудом им достаются деньги. Обязательно проговаривайте с ребенком финансовые вопросы. Делайте это деликатно, так, чтобы у чада не возникла зависть к более обеспеченным товарищам.

Расскажите, на что в семье тратятся средства (питание, оплата счетов, электричество, одежда, поездки, бензин).

Ребенок способен понять, что телевизор и интернет не будут работать, если мама за них не заплатит. И поэтому от какой-то новой игрушки можно отказаться, чтобы в доме был свет и отопление.

Начинать никогда не рано. У моей знакомой, мамы рассеянного первоклассника, свой интересный метод. Она полагает, что ребенок обязан набить энное количество шишек, чтобы захотеть чему-то научиться. Поэтому каждый вечер она доверяет ему самостоятельно собирать портфель назавтра.

Он сам находит и кладет в рюкзак форму, учебники, рабочие тетради, краски – все, что пригодится ему на занятиях следующего дня. И, что парадоксально, мать не бежит ночью проверять, все ли он положил.

Если он что-то забудет или, заигравшись, пропустит половину учебников – это будут его проблемы. Которые он, опять же, будет сам решать с учителем, без родительских подсказок.

Родительское собрание » Как развивать чувство ответственности у детей»

Разработка родительского собрания для 7 класса «Как развивать чувство ответственности в детях»

Цель

: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

Задачи

: актуализировать значение своевременного развития чувства ответственности в детях; обозначить возможные пути развития ответственного поведения.

Форма проведения

: традиционное собрание.

Участники:

классный руководитель, родители учащихся.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы — в установлении постоянных обязанностей для Детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для девочек нет ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов, ребенок, вероятно, будет слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

II. Педагогическое просвещение по теме «Возможные пути развития ответственного поведения»

Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями — любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности, вернее, отсутствие его в более конкретных случаях: когда у ребенка в комнате беспорядок, домашние задания сделаны неряшливо, занятия музыкой заброшены, поведение оставляет желать лучшего.

С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда «велят» что-то сделать. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения.

Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все. От нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать «в лоб». Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.

Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике), который помог бы пробуждению у них чувства ответственности?

Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности. Вот такие утверждения только вредят делу.

Отрицание.

На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.

Непризнание

. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!

Подавление.

Скажешь еще хоть раз: «Ненавижу!» — не миновать тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят.

Приукрашивание

. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства.

Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить, их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Остается вопрос, какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?

Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных заданий. При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Первый шаг в выполнении долгосрочной программы — заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях — подчинении нам или сопротивлении.

Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и в позах. А наша задача — прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение».

Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы — ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде:

• Что это ты такой кислый?

• Что это за унылая гримаса?

• Что ты еще там натворил?

• Что у тебя опять стряслось?

Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в тартарары.

Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:

• Наверное, у тебя какие-то неприятности.

• У тебя был трудный день.

• Тебе нелегко пришлось сегодня.

• Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.

Такие вопросы — признак любопытства, утверждения — признак сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, — это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.

Если у родителей с детьми война из-за домашних дел (обязанностей по дому), а по сути — война за воспитание в детях чувства ответственности, взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы выиграем одно «сражение» и добьемся выполнения своих приказаний, ребенок в итоге может отбиться от рук. Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Эта задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребенком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.

1. Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.

2. Не дать созреть гроздьям гнева. Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти.

Оскорбления. Ты — позор для своей школы и семьи.

Ругательства. Хлюпик, дурак, идиот.

Пророчества. Кончишь ты тюрьмой, это точно.

Угрозы. Пока не будешь хорошо себя вести, советую тебе вообще забыть про карманные деньги!

Обвинения. Все ссоры ты всегда начинаешь первый.

Демонстрация власти. Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут.

3. Просим «без личностей». Если в воздухе запахло грозой, родителям лучше выражать свои чувства и мысли, щадя личность ребенка, его достоинство.

Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и в свою очередь подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.

Используя эти новые принципы и приемы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их зрелости.

Ответственность: право голоса и право выбора

Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки рождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Нужно провести четкую границу между правом голоса и правом выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам: тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время помогая ему принять эту неизбежность.

Рассмотрим теперь, по каким конкретным вопросам возникают разногласия между родителями и детьми из-за отсутствия ясной границы между двумя сферами ответственности.

Еда

Даже у двухгодовалого малыша можно спросить, стакан молока или полстакана он выпьет на полдник. А шестилетний вполне в состоянии решить, как сварить для него яйца на завтрак — всмятку или вкрутую.

Детям необходимо намеренно «преподносить» ситуации, в которых им приходится делать выбор. Родители определяют ситуации. Исходя из них, дети делают свой выбор.

У ребенка не спрашивают: «Что тебе приготовить на завтрак?» Зато его спрашивают: «Тебе сделать омлет или глазунью? Хлеб поджарить или не надо? Кашу будешь холодную или подогреть? Тебе что дать — молоко или апельсиновый сок?»

Мы даем понять ребенку, что в делах, его касающихся, он сам имеет право выбора. Он принимает решения, которые определяют его повседневную жизнь. Из поведения родителей он должен сделать именно этот четкий вывод.

Одежда

Покупая одежду для детей, мы сами выбираем, что им нужно и какую сумму денег можно на это потратить. В магазине мы выбираем несколько образцов, одинаково приемлемых по цене и по фасону, а ребенок выберет ту вещь, которая ему нравится. Таким образом, даже шестилетний малыш может сам выбрать себе по вкусу носки или рубашки (из тех, что мы отобрали предварительно). Правда, во многих семьях дети к этому не приучены. Есть и такие взрослые, что не могут купить себе костюм без помощи жены или матери.

Что же касается старших детей, то им особенно следует позволять покупать те вещи, которые наиболее близки по стилю к одежде, принятой среди их друзей и сверстников. Если мальчик носит коричневые кожаные ботинки, когда весь класс ходит в голубых замшевых, то он, естественно, подвергается многочисленным нападкам и насмешкам. Родители должны знать, что модно, а что нет. Границы ответственности в отношении одежды можно определить так: «Мы предлагаем детям образцы, они выбирают из них то, что им нравится».

Домашние задания

С первого же года обучения ребенка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нем. Взрослые не должны надоедать ребенку упреками по поводу домашних заданий. Они не должны следить, как ребенок делает уроки, или проверять сделанное, кроме тех случаев, когда дети сами об этом просят. Начни только отец или мать делать с сыном уроки, и бремя этой ответственности ляжет на их плечи навсегда. Домашние задания могут стать в руках детей оружием против родителей. Используя его, они будут мстить, шантажировать, эксплуатировать. Но можно избежать многих бед, если не проявлять интереса к мельчайшим подробностям домашних заданий, а четко подтвердить: «Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас — наша работа». Не стоит переоценивать значение домашних заданий в первые годы учебы. Есть много хороших школ, в которых учащиеся младших классов вообще не получают домашних заданий. Однако косвенная помощь может быть весьма полезной. Например, мы можем проверить, чтобы ребенку никто не мешал заниматься, чтобы у него были нужные книги, удобный стол и правильно выбранное время для выполнения домашних заданий.

Весной и осенью после обеда лучше погулять, пока светит солнце, а потом взяться за уроки. Зимой дни коротки, и сначала ребенок должен сделать уроки, если вечером хочет смотреть телевизор.

Некоторые дети любят заниматься с кем-нибудь из взрослых. Неплохо было бы позволить ребенку иногда заниматься за кухонным или обеденным столом. Не следует делать замечаний, которые могут помешать работе: «Не сутулься! Застегни рубашку! Не испачкай стол!».

Есть дети, которые любят покусывать карандаш, ерошить волосы, раскачиваться на стуле во время подготовки домашних заданий — это им помогает. Когда мы запрещаем детям так делать, они теряют уверенность, и занятия продвигаются у них медленно.

Не стоит отрывать ребенка от уроков вопросами, просьбами, если это не срочно. Мы должны оказывать ему общую моральную поддержку, скорее чем поучать и надзирать за ним. Лишь время от времени можно позволить себе пояснить что-либо непонятное. Однако следует избегать таких комментариев, как:

• Если бы ты не отвлекался все время, то уже давно кончил бы делать уроки.

• Если бы ты внимательно слушал учителя, ты бы знал, как ответить на этот вопрос.

Мы должны оказывать помощь избирательно, но с полным сочувствием. Нужно не поучать ребенка, но, прежде всего, уметь внимательно его выслушать. Мы указываем ему дорогу, но надеемся, что путешественник сам доберется до места назначения.

Отношение родителей к школе и к учителям оказывает влияние и на отношение ребенка к домашним заданиям. Если дома недовольны школой, недооценивают учителя, ребенок рано или поздно сделает соответствующие выводы. Родители должны поддерживать учителя, особенно в отношении домашних заданий, домашних работ.

Угрозы и постоянные напоминания об уроках — обычное «оружие» родителей. Зато так им спокойнее: они уверены, что это помогает поправить дело. В действительности такие методы приносят только вред.

Многие способные дети отстают в учебе (как на уроках, так и при выполнении домашних заданий), выражая свой бессознательный протест против родительских чаяний. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном табеле, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие Родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивает ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания.

Вполне очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление ему, тогда как невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Увы, решение здесь не представляется ни легким, ни быстро достижимым. Некоторым детям может понадобиться консультация психолога или человека, знакомого с практикой психологии. Недопустимо, чтобы этим занимались сами родители. Наша цель — дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Карманные деньги

В современной семье деньги на мелкие расходы детям (так же, как еда и одежда) — вещь сама собой разумеющаяся: ведь дети — тоже члены семьи. Карманные деньги — не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания детей, который имеет весьма четкую цель — научить ребенка тратить деньги, выбирая вещи для приобретения и неся ответственность за свой выбор. Таким образом, слишком строгий контроль трат уничтожит смысл обладания карманными деньгами.

Вряд ли можно сразу ожидать от детей разумной траты карманных денег. Многие, не умея еще регулировать свой бюджет, истратят все сразу. Надо обсудить эту проблему с ребенком по-деловому, чтобы прийти к взаимному соглашению. Если случаи немедленной траты всех карманных денег сразу повторяются, вероятно, стоит разделить общую сумму на более мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Недопустимо угрожать ребенку отказом давать карманные деньги тогда, когда он плохо себя ведет, не слушается, отстает в учебе. Не следует ограничивать сумму карманных денег в период ссоры с детьми или увеличивать в период «мирных» отношений.

Сколько давать детям денег? Однозначного ответа тут дать невозможно. Сумма карманных денег должна соответствовать нашему бюджету. Независимо оттого, как это заведено у соседей, не следует давать ребенку больше денег, чем мы в состоянии себе позволить. Если ребенок протестует, нужно ответить ему искренне, с сочувствием: «Жаль, что мы не можем давать тебе больше на твои расходы. Но мы ограничены в средствах». Это лучше, чем убеждать ребенка, что на самом-то деле ему вполне хватает тех денег, которые мы обычно выделяем.

Друзья и приятели

Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей, и не стремимся оказывать на них какое бы то ни было давление. Однако нередко ребенок приводит в дом друзей, которые кажутся нам отвратительными. Да, может быть, нам не нравятся задиры и хвастуны, трусы и хлюпики, но пока их поведение не задевает нас, взрослых, лучше всего спокойно изучить склонности и привязанности нашего ребенка, прежде чем открыто противостоять его выбору.

С какой меркой следует подходить к выбору друзей нашими детьми?

Друзья должны оказывать благотворное влияние друг на друга. Ребенку нужно общаться с человеком, противоположным (и как бы дополняющим его самого) по характеру, уму, интересам. Таким образом, замкнутому ребенку нужны более самостоятельные друзья, «маминому сыночку» — более независимые приятели, трусишке — кто похрабрей. Если ребенок живет в мире фантазий, ему полезно общаться с детьми, имеющими более прозаический взгляд на жизнь. Агрессивный ребенок должен будет сдерживать себя, оказавшись в кругу более спокойных товарищей. Наша задача — ориентировать ребенка на дружбу с теми, кто не похож на него самого.

Необходимо очень деликатно корректировать взгляды ребенка на друзей, которых он выбирает; он несет ответственность за свой выбор, а мы — ответственность за то, что поддерживаем его в этом.

Животные в доме

Если ребенок обещает заботиться о домашних животных, это лишь проявление его хороших намерений, а не доказательство того, что он и в самом деле на это способен. Ребенку и вправду нужна, скажем, собака, он ее полюбит, но только в очень редких случаях будет ухаживать за ней. Чтобы избежать ненужных упреков и разочарования, следует сразу признать, что уход за собакой ложится в основном на плечи родителей. Но ребенку общение с животным принесет огромную пользу — он научится нести свою долю забот о нем, поймет, что такое ответственность за жизнь другого.

Как сказать «да»

Хорошие родители, как и хорошие учителя, всегда рядом со своими детьми (учениками). Такие родители рады, если научили детей самостоятельно делать выбор, рассчитывать на свои собственные силы. Разговаривая с детьми, мы можем сознательно использовать выражения, которые передают нашу веру в их способности. Если мы полностью согласны с какой-либо просьбой ребенка, можно выразить это словами, которые подчеркнут независимость его как личности. Например:

• Если хочешь.

• Если тебе так хочется.

• Это решаешь ты, а не я.

• Как захочешь, так и будет.

• Пусть будет по-твоему.

• Как бы ты ни решил это дело, я согласен.

Конечно, бывает достаточно и простого «да», но важно помнить, что развернутые выражения нашего согласия дают ребенку наиболее полное удовлетворение: мы верим в него как самостоятельного человека.

III. Подведение итогов

Выступление на родительском собрании.

«Как развить чувство ответственности в детях»

Мы все понимаем, как важно развить у ребёнка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определённые обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее. Вместе с тем мы хотим, чтобы нас дети слушались и выполняли наши требования.

Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим только одну из сторон – что значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях.

Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. В чём их различие? Прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать ребёнку и почему нужно сделать, то есть какова мотивация.

В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребёнка требуется просто выполнение задания. Например, ребёнок сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере (это послушание).

В случае ответственности решение о выполнении задания ребёнок принимает сам, он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребёнок каждый день сам выполняет все домашние задания.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определённые правила. Представьте, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой стороне дороги ехать на машине.

Однако бездумное послушание может быть так же опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благе наших детей, если хотим защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача – научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании собственных убеждений.

Ответственность имеет несколько составляющих.

Прежде всего это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.

Для этого (понимания задачи) нужно, чтобы ребёнок и родитель всё чётко обсудили между собой. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок убрал в комнате, мы можем ему сказать: «Убери, пожалуйста, в комнате: протри пыль, пропылесось пол, убери вещи на место». Конечно, если ребёнок уже выполнял подобное задание раньше, можно обойтись краткой просьбой.

Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.

На практике чувство ответственности проявляется, если у ребёнка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание. Например, ребёнок сам принимает решение каждый день делать одно дополнительное задание по математике, причём никто не принуждает его к этому.

Конечно, всегда есть вероятность, что ребёнок откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы они могут и отказаться. Важно предоставлять ребёнку возможность выбора только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребёнок научился думать самостоятельно, ему важно научиться говорить «НЕТ». Прежде чем попросить ребёнка сделать что-либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать «Дочь, убели комнату».

Наконец, важная часть ответственности – умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Как же развить эту способность?

Прежде всего важно предоставлять ребёнку право выбора, причём возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую футболку купим: зелёную или красную?».

Когда ребёнок научился выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»

Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.

Часто оказывается, что дети при всём своём желании и стремлении к самостоятельности не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно.

Можно выделить три уровня ответственности.

На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. И на этом уровне очень важны участие и помощь взрослых. Например: когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых.

Второй уровень. Ребёнок нуждается в напоминании и контроле, хотя он уже знает все действия для выполнения какого- либо задания. Например, ребёнок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.

Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребёнок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий.

Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы ребёнок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого невозможно, ребёнок нуждается в помощи взрослого.

Уровни помощи соответствуют уровням ответственности:

1. помогать или делать вместе с ним (ребёнком);

2. контроль или напоминание;

3. радость достигнутой целее – ребёнок способен сделать что-то без посторонней помощи. В заключении хочу подвести итог.

Формирование ответственности – это длительный процесс, который проследить достаточно трудно. У всякого воспитательного воздействия есть два вида последствий: сиюминутные и отсроченные. Если сиюминутные последствия заметны сразу, то для того, чтобы проявились отсроченные, требуется много времени. Но если раз за разом родитель использует методы, направленные на воспитание ответственности, то постепенно количественные изменения происходят в качественные.

Заканчиваю своё выступление словами Антуана де Сент-Экзюпери:

«Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

«Как развивать чувство ответственности в детях?» Психологические возрастные особенности подростка. «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» И.Гете «Как развивать чувство ответственности в детях?» В чем разница? РЕШЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ ИСХОДЯТ ОТ ВЗРОСЛОГО,РЕБЕНОК ПРОСТО ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАНИЕ РЕШЕНИЕ РЕБЕНОК ПРИНИМАЕТ САМ,ОН СОГЛАСЕН ЭТО СДЕЛАТЬ, ПОНИМАЕТ ПОЧЕМУ ЭТО НУЖНО СДЕЛАТЬ Ответственность — это такое чувство, когда вы понимаете, что должны поступить определённым образом, потому что это ваша обязанность, долг, и вы будете виноваты, если что-либо случится. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 1. Понимание задачи(знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать)2. Согласие с поставленной задачей3. Умение самостоятельно мотивировать свои собственные действия Предоставлять ребенку право выбора.2. Спрашивать личное мнение ребенка.3.Обсуждать последствия тех или иных поступков. Как развивать способность ребенка самостоятельно мотивировать свою деятельность? Три уровня воспитания ответственности 1. Ребенок в качестве помощника.2. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.3. Ребенок выполняет задание самостоятельно. Психофизическое развитие подростков Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться функциональные отклонения со стороны сердечно- сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость. Что с ними происходит? Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я».Путь становления индивидуальности.Время обострения проблем, когда часто возникает взаимонепонимание детей и взрослых. Ничего особенного, просто они взрослеют Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена, что связано с гормональной и физиологической перестройкой организма, бурными психическими процессами, происходящими в головном мозге. Психическая неуравновешенность, резкая смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость — эти черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте, осложняют отношения с окружающими, ведут к конфликтам со сверстниками и родителями. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути. Критическое отношение к прежним авторитетам.Повышенные затраты ресурсов организмаЭмоциональная неустойчивость (неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму).Подростки противоречивы: в семье они стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему, а среди сверстников они соглашатели, проявляющие чрезмерную зависимость от чужого мнения.Интерес к противоположному полу, повышается внимание к своей внешности. Подростки могут страдать от заниженной самооценки, становиться застенчивыми, домоседами . Эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение у родителей. Личностные черты подростка Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни (если погасить эмоциональный порыв, то получите холодного, расчетливого человека).Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь романтическое, необычное.Множественность и непостоянство влечений (богатство желаний и ограниченность сил).В подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки( может быть…) Памятка для родителей Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.Если Вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку со стороны мам, а девочкам- со стороны пап.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.Не перегружайте ребенка опекой и контролем. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Ответственность и самостоятельность – как их развить

Важно понять, что такое ответственность. Многие видят в ней порядочность, повиновение, умение слушаться – но это неверные трактовки.

Если ребенок не спешит выполнять ваш приказ («Быстро прибери свой бардак!»), это не говорит о его безответственности.

Психологи полагают, что самостоятельность формируется раньше. Дошкольники охотно хватают веник с победным воплем «Я сам».

Эту вдохновляющую эпоху не следует игнорировать – позволяйте крохе выполнять действия без вашей помощи, но приглядывая за безопасностью.

Расцвет ответственности приходится на подростковый возраст, но базируется на той же самостоятельности.

Ответственный ребенок не просто умеет сам делать уроки, прибираться в комнате и готовить себе обед, но и делает это – вовремя, качественно, по собственному желанию, без напоминаний и контроля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]