Эффективный альтруизм
— философия и социальное движение, использующие факты и доказательства для определения наиболее эффективных способов сделать мир лучше. Эффективные альтруисты стремятся учесть все возможные причины и возможности и выбрать те пути решения, которые будут иметь наибольшее положительное влияние[1]. Этот широкий, научный подход отличает эффективный альтруизм от традиционного альтруизма или благотворительности. Хотя существенная часть эффективных альтруистов фокусируется на благотворительности, философия эффективного альтруизма имеет гораздо более широкое применение, например, приоритизация научных проектов, кампаний и политических инициатив, от которых ожидается наибольшее количество спасенных и улучшенных жизней[2]. К данному движению относятся такие известные люди, как философ Питер Сингер[3], со-основатель Facebook Дастин Московиц[4], философ из Оксфорда Вильям МакЭскилл[5] и исследователь Тоби Орд[6]. Движение состоит из многих подразделений[7] и организаций[8] по всему миру.
Что такое альтруизм
Альтруизм – это деятельность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других, а также чувство, предусматривающее такую деятельность. Альтруизм часто связывают с близким понятием «самоотверженность», которое означает отказ от своих личных выгод в пользу блага других людей.
Психологи часто рассматривают альтруизм как часть так называемого просоциального поведения, то есть такого, которое направлено на помощь другим людям. Также он обычно понимается как противоположность эгоизму.
Взгляды на альтруизм среди учёных были различны. Само по себе понятие ввёл О. Конт – французский философ, основавший социологию как отдельную науку. Он считал, что альтруизм подразумевает сознательный отказ от собственных выгод ради служения другим: собственный вклад в общественное благополучие оказывается больше, чем активность общества по обеспечению твоих личных благ.
Однако другие исследователи понимают это явление по-другому. По их мнению, альтруизм – это тоже стремление к личной выгоде, только стремление особого рода: личная польза осуществляется в долгосрочной перспективе, но она намного больше и обширнее, чем обычный эгоизм. Это можно сравнить с предпринимательством: большое и сложное предприятие требует значительных затрат сейчас и прибыль принесёт только в будущем, но эта прибыль будет огромной; наоборот, небольшая организация позволяет получить «лёгкие деньги» сразу, но эта сумма всегда будет маленькой.
Такой подход кажется достаточно обоснованным. Альтруизм, к примеру, может не приносить материальных выгод, но может способствовать поднятию репутации, служить средством саморекламы. В пример можно привести известный восточный обычай дарения подарков: человек что-то преподносит в дар своему знакомому (или какому-то влиятельному лицу) просто так, не подразумевая ответной услуги в данный момент; однако делается это всегда в том случае, если это лицо понадобится человеку в долгосрочной перспективе – например, если у тебя кончатся деньги, то знакомый, которого ты когда-то одарил, обязательно займёт тебе.
Есть и другое соображение. Человек по природе своей является существом социальным. Даже элементарное выживание человека почти невозможно без включённости его в общественные отношения. И даже если человек находит способ выживать в одиночку (например – купить землю на отшибе, обрабатывать землю и питаться со своего огорода), то чаще всего это подразумевает невозможность человеческого развития до более высокого уровня. Общественная жизнь в некотором смысле стала для человека побуждением, чем-то вроде инстинкта. Большинство людей боятся быть выброшенными за пределы общества, поэтому он вынужден, хочет он того или нет, проявлять альтруистическое поведение.
Таким образом, выходит, что альтруизм и эгоизм находятся в более сложных отношениях между собой, чем это обычно понимают. Это не всегда противоположности, они довольно близко связаны друг с другом.
Философия
Эффективный альтруизм берёт начало в личном обязательстве человека совершать перемены в мире, быть достаточно целеустремленным, чтобы оставаться вовлечённым в течение длительного времени, и фокусироваться на наиболее эффективных способах совершать перемены. Затем труд или ресурсы, которые выделяет человек, направляются на те активности, которые приводят к желаемым изменениям. Эффективный альтруизм отличается от других типов филантропии в том, что в конечном итоге стремится достичь максимального прироста социального блага. Обязательные пожертвования, такие, как Закят, ответная помощь, пожертвования, влияющие на жизнь конкретного человека и пожертвования по рекомендациям знаменитостей могут не иметь большого влияния, так как акцент таких пожертвований не имеет осознанной направленности на социальные результаты. Эффективный альтруизм фокусируется на результатах с каждого пожертвования, а также на других методах достижения положительного результата, таких, как карьера и волонтерская работа.
Приоритизация целей
Несмотря на растущую нацеленность благотворительных организаций на повышение эффективности и получению наглядных результатов, обычно их деятельность направлена на одну конкретную цель, такую, как обучение или климатические изменения[9]. Эффективный альтруизм стремится сравнить относительное влияние разных целей.
Эффективные альтруисты пытаются выбрать наиболее приоритетные цели основываясь на том, какие виды деятельности в каждой области могут дать наиболее значимый общий результат, такой как улучшение человеческого или животного благосостояния. Затем они фокусируют своё внимание на работах в высокоприоритетных направлениях. Некоторые организации осуществляют исследования по приоритизации целей[10][11].
Некоторые приоритеты эффективных альтруистов включают: бедность в развивающихся странах, страдания животных на мясокомбинатах и долгосрочные перспективы развития человечества.
Эффективность вложений
По возможности, эффективные альтруисты стараются выбрать те благотворительные акции, которые получают наибольшее количество пользы на единицу потраченных средств. Например, они выбирают медицинские организации по количеству спасённых жизней на единицу валюты, качественно-скорректированные годы жизни (QALY), полученные на единицу валюты или инвалидно-скорректированные годы жизни (DALY), предотвращённые на единицу валюты. DALY является ключевой метрикой, используемой Всемирной Организацией Здравоохранения ООН в таких публикациях, как Глобальное бремя болезней[12][13]. Эта метрика бремени болезней выражается как количество лет жизни, потерянных из-за болезней, инвалидности или ранней смерти.
Основным методом измерения влияния является рандомизированное контролируемое исследование (РКИ). РКИ считается надёжной формой научного подтверждения в сфере здравоохранения, так как РКИ уменьшает влияние паразитных причин и искажений. Некоторые виды медицинской деятельности, такие, как вакцинация, уже подтверждены высококачественными медицинскими исследованиями, поэтому доказательство эффективности для благотворительных организаций, направленных на такие виды деятельности, облегчается[14]. Другие научные группы ведут РКИ для других видов деятельности, например: Poverty Action Lab[15] и Innovations for Poverty Action[16].
Эффективные пожертвования являются важным компонентом эффективного альтруизма потому, что одни виды благотворительности гораздо более эффективны, чем другие[17]. Некоторые благотворительные организации просто не добиваются поставленных результатов. Для других благотворительных организаций, которые достигают успеха, GiveWell приводит статистику, что некоторые достигают гораздо большего успеха при меньших денежных вложениях[18]. Улучшение качества жизни и здоровья в высокоэффективных проектах может быть до 100 раз эффективнее, чем в проектах с низкой эффективностью[19].
Уменьшение приоритета организационных расходов
Традиционная оценка благотворительных организаций часто основывалась на предпочтении организаций с минимальными организационными затратами и высоким процентом средств, расходуемых непосредственно на проекты. Однако организации эффективных альтруистов отказываются от этого стандарта как от упрощённого и имеющего изъяны[20][21]. Дэн Паллотта[22] приводит аргумент, что благотворительные организации должны тратить больше на организацию сбора средств, если в дальнейшем это увеличит фонд, который будет направлен непосредственно на благотворительные акции. Дополнительно, исследование Дина Карлана «обнаружило, что наиболее эффективные благотворительные организации тратят большую часть своего бюджета на административные нужды, чем их менее эффективные конкуренты»[23], по-видимому из-за того, что административные затраты могут включать в себя анализ эффективности проводимых акций. Таким образом, дополнительные административные затраты приводят к тому, что ресурсы направляются на наиболее эффективные акции.
Пределы развития
Организация по оценке эффективности благотворительностей GiveWell подчёркивает важность оценки возможностей благотворительной организации по расширению в случае увеличения фондов[24]. В общем случае эффективные альтруисты придерживаются точки зрения, что выбор целей для поддержки должен быть направлен в первую очередь на те организации, которые смогут использовать эти средства на развитие, чем те, которые уже достигли пределов развития.
Беспристрастность
Эффективные альтруисты отрицают взгляд, что некоторые жизни по сути более ценны, чем другие. Например, они считают, что человек в развивающейся стране имеет одинаковую ценность жизни с человеком в их собственном социуме. Как отмечает Питер Сингер:
«Нет разницы, если человек, которого я могу спасти, это соседский ребёнок в 10 метрах от меня или бенгалец, чьего имени я никогда не узнаю, в 10000 километров от меня. […] С точки зрения морали мы должны смотреть дальше интересов нашего собственного общества. Прежде […] это могло быть невозможным, но это вполне возможно сейчас. С точки зрения морали, предотвращение голода среди миллионов людей вне нашего социума должно рассматриваться как минимум как защита правовых норм внутри нашего сообщества»[25].
В дополнение, многие эффективные альтруисты считают, что жизни будущих поколений имеют одинаковую ценность с жизнями ныне живущих, поэтому они направляют свою деятельность на уменьшение экзистенциальных рисков для человечества. Другие верят, что интересы животных должны также учитываться наравне с жизнями людей и работают на уменьшением страданий животных, например, на мясокомбинатах[26].
Сравнительное богатство
Многие эффективные альтруисты верят, что, как формулирует Питер Сингер, «если в наших силах предотвратить что-то плохое, не принося в жертву что-то со сравнимой моральной ценностью, мы обязаны, с точки зрения морали, сделать это»[25]. Любой, чей доход по паритету покупательной способности больше $52000 в год, богаче 99 % населения Земли[27]. По этой причине многие эффективные альтруисты жертвуют существенную часть их дохода на высокоэффективные виды благотворительности, так как это не вынуждает их отказаться от важных приобретений.
Контрафактивные обоснования
Эффективные альтруисты утверждают, что контрафактивные обоснования важны для определения вида деятельности, в котором действия человека принесут максимальную пользу. Многие люди предполагают, что лучшим способом помочь людям являются прямые методы, такие как волонтёрский труд в благотворительных организациях или предоставление социальных услуг[28][29]. Но так как благотворительные организации и организации социальной взаимопомощи обычно могут найти людей, желающих работать для них, эффективные альтруисты сравнивают возможную пользу от чьей-то работы с возможной пользой от работы следующего предполагаемого кандидата на эту должность. Следуя этой логике, влияние от выбора традиционной альтруистической карьеры может быть меньше, чем кажется[30].
Стратегия заработка для пожертвований была предложена как возможная стратегия для эффективных альтруистов. Эта стратегия подразумевает выбор высокооплачиваемой работы с явной целью жертвовать большие суммы денег на благотворительность. Бенджамин Тодд и Вильям МакЭскилл приводят аргумент, что влияние из-за возможных неэтичных действий человека в высокодоходных областях будет небольшим, так как кто-то ещё в любом случае совершит их, в то время как влияние от пожертвований будет велико[31][32].
Пример
Стоимость собаки-поводыря для слепого составляет $42000[33]. Как альтернатива, стоимость проведения операции для лечения трихиаза (последней стадии трахомы, приводящей к слепоте), стоит менее $40 в развивающихся странах[34]. Эта операция успешно восстанавливает зрение в 80 % случаев. Таким образом, зрение может быть восстановлено для 840 человек за стоимость одной собаки-поводыря, при этом собака-поводырь не является полноценным восстановлением зрения[35].
Виды альтруизма в психологии
Альтруизм – достаточно обширное явление.
Принято выделять несколько видов такого поведения:
- Моральный и нормативный альтруизм. В основе моральной разновидности лежат нравственные установки личности, его совесть, духовные потребности. Человек помогает другим из личных убеждений о всеобщем благе и необходимости служения ему; трудясь для общего блага, он получает удовлетворение и ощущение гармонии с окружающим миром. Нормативный альтруизм – разновидность морального; в данном случае человек стремится к справедливости, отстаивает правду.
- Родительский альтруизм. Он подразумевает бескорыстное отношение родителей к ребёнку. Ведь зачастую родители относятся к своим детям как к личной собственности и воспитывают их, стремясь к реализации собственных амбиций. Альтруистическое отношение, наоборот, подразумевает уважение к личности ребёнка, его свободе и благу; родители ради него отказываются от своих собственных амбиций. При этом они никогда не упрекают детей в том, что они своих родителей не уважают, хотя те потратили на их воспитание лучшие годы своей жизни.
- Социумный альтруизм. В этом случае человек оказывает бескорыстную помощь людям, которые входят в его ближнее окружение: родственникам, знакомым, друзьям, коллегам и др. Можно сказать, что такое поведение обеспечивает более комфортное существование в группе, а также является своеобразным социальным лифтом. Однако здесь следует отличать настоящий альтруизм от стратегических действий, когда помощь близким осуществляется с целью последующих манипуляций.
- Демонстративный альтруизм. В его основе лежит представление о неких «правилах приличия». В этом случае «добрые дела» совершаются с целью соответствовать социальным нормам. В этом есть определённые эгоистические черты: человек желает показать, что он является полноправным членом общества и вправе пользоваться всеми общественными благами.
- Сочувственный альтруизм. Он основан на чувстве эмпатии. Человек ставит себя на место другого, чувствует его проблему и помогает решить её. При этом человек всегда добивается определённого результата. Сочувственное альтруистическое поведение характерно для наиболее тесной связи между людьми, которая проявляется на самом глубоком уровне.
- Рациональный альтруизм. В этом случае человек совершает благо для другого, не допуская при этом ущерба собственному благу. В таком поведении задействован разум: человек тщательно обдумывает последствия своих действий. Рациональный альтруизм устанавливает разумный баланс между личными потребностями и нуждами других. В таком поведении заметна доля здравого эгоизма: человек не позволяет окружению эксплуатировать себя и садиться себе на шею. Действительно, примеры такой эксплуатации встречаются довольно часто: многие думают, что каждый конкретный человек что-то «должен» другим – обществу, близким, государству. Но об альтруизме в этом случае говорить нельзя: по-настоящему добрые дела нельзя творить по приказу или вынужденно. Альтруистическое поведение – это всегда свободное волеизъявление человека.
Обзор феномена альтруизма в ииссиидиологии и науке
В наше время тема альтруистического взаимодействия между людьми начинает привлекать к себе все больше внимания. Причин тому много. С одной стороны, это глобальный рост агрессивности, как личностной, вызванной непрерывным стрессом, в котором в последнее время живёт большинство людей, так и межгрупповой. С другой стороны, это перенаселение земного шара, вынуждающее искать альтернативные способы взаимодействия между людьми, народами и странами. С третьей стороны, это массовое распространение у ряда этнических групп и целых наций хронической алкоголизации, наркотизации и депрессий как различных способов суицидального поведения. К сказанному добавим, что значительный интерес представляет также рост эгоистических тенденций, который становится все более очевидным в наше время. Современная нравственность, обусловленная агонией культуры сверхпотребления, поставила эгоизм во главу угла. Эгоцентризм стал нормой, он вызывает симпатию, к нему стремятся, он является целью и средством достижения других целей. Такое мнение в настоящее время высказывают психоаналитики. [8]
Классические концепции альтруизма рассматривают его либо как биологический феномен, имеющий инстинктивную природу и наследуемый (этологический подход), либо как культурно-социальный феномен, уходящий своими корнями в более широкую плоскость нравственного поведения (философские, религиозные и часть социальных теорий происхождения альтруизма), либо как психологический феномен, связанный с направленностью личности, установками, особенностью переживаемых эмоций и спецификой взаимоотношений психических инстанций между собой (психологические и психоаналитические взгляды на альтруизм). Современные психологи убеждены в том, что альтруизм является биосоциопсихологическим феноменом, требующим междисциплинарного подхода для его изучения. [8]
Задумавшись над смыслом этого слова «Альтруизм», я решила поинтересоваться, а что об этом думают ученые: историки, психологи, социологи, педагоги, экономисты. При анализе различных современных исследований, я хочу коснуться вопроса коллективного труда, как формы проявления альтруизма, и непосредственно самих понятий альтруизма и эгоизма в обществе и их соотношения в нем.
Сейчас, изучая ииссиидиологию и осознавая необходимость следования ллууввумическому (человеческому) направлению развития, где полностью отсутствуют признаки личностного эгоизма, а есть только жизненно важная творческая потребность в Служении, я понимаю, что одной из форм проявления Служения является Альтруизм. Следовать ллууввумическому направлению развития – это значит синтезировать (соединять, сочетать, объединять) такие человеческие качества, как Альтруизм и Интеллект, в своем жизненном творчестве.
Процесс эволюции и гармоничности развития, как отдельной личности, так и человеческой цивилизации в целом состоит из абсолютной переориентации мышления личностей в сторону ллууввумического позитивизма, что достигается с помощью постоянного культивирования в Самосознаниях людей принципов человеческого направления развития – высокоинтеллектуального Альтруизма и высокочувственного Интеллекта. Жизненные приоритеты Альтруистично и Интеллектуально развитого человека состоят в безусловном Служении другим и культивировании в себе таких состояний, как ответственность, честность, открытость, душевная инициативность, оптимизм, милосердие, искренность, жертвенность, устремленность, упорство, добропорядочность и др.
Насколько созвучны понятие высокоинтеллектуального Альтруизма в ииссиидиологии и понятие безусловного, духовного альтруизма у ученых? Рассмотрим обе точки зрения. Согласно ииссиидиологических представлений высокоинтеллектуальный Альтруизм – Высочайшая Любовь (ВСЕ-Приятие, ВСЕ-Прощение, ВСЕ-Жертвенность) соединенная с Высочайшим Знанием (Понимание Универсальных Законов Мироздания с реализационной динамикой каждого их Принципа, — определение из 15 тома Ииссиидиологии). [1] В таком понимании необходимо рассматривать свою Жизнь с позиции приобретения еще больших возможностей для того, чтобы приносить пользу, как всей Вселенной, так и окружающим людям, не ожидая от них ни благодарности, ни реализации иной личной заинтересованности. Нужно испытывать в себе насущную потребность альтруистично нести Свет ииссиидиологического Знания всем людям и дарить его в Синтезе с Высочайшей Любовью во имя всеобщего блага и скорейшего процветания всей цивилизации. [1]
А теперь обратимся к мнению ученых.
Альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.).
Термин введен французским философом Огюстом Контом как антоним понятия «эгоизм». Основатель позитивизма философ Огюст Конт считал, что под влиянием альтруистических тенденций общество как целостный социальный организм будет развиваться в направлении все большей гуманизации ценностей. Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей. Это жизнь для других и ради других. Такое понимание альтруизма соответствует и первичному значению слова. Французское слово altruisme происходит от латинского корня alteri — другой. Индоевропейские истоки al- за пределами, на другой стороне. Английское alter – менять, делать другим.
Происхождение альтруизма не совсем понятно, так как на первый взгляд данное свойство личности противоречит основному биологическому закону – инстинкту самосохранения. Получается, что если бы данное явление приносило исключительный вред, то со временем исчезло бы в процессе эволюции. Однако люди, которые стремятся делать другим благо во вред себе, есть и всегда были во все времена у всех народов. В связи с этим, некоторые ученые полагают, что «ген альтруизма» вреден для отдельного человека, но полезен для общества в целом, и поэтому сохраняется естественным отбором. К этому нужно добавить влияние воспитания на культивирование альтруизма.
Единого определения понятия «альтруизм» нет. Анализ литературы представляет альтруизм и как особое нравственное качество личности, и как форму поведения человека, и как группу эмоций, побуждающие совершать поступки, приносящие пользу другим, и как основа всего живого.
Исторические эпохи поражают многообразием точек зрения и противоречивостью суждений о роли эгоизма и альтруизма в жизни человека и общества. Как в прошлом, так и в настоящем одни философы считают основным созидательным свойством человека эгоизм (Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Мандевиль, Кант, Бентам, Шопенгауэр, Штирнер, Ницше, Рэнд и др.), другие — альтруизм (Шефтс-Бери, Хатчесон, Юм, Смит, Конт, Кропоткин, Соловьев, советские философы), третьи признают в определенном соотношении и то и другое (Руссо, Милль, Спенсер, Сорокин, Рассел, Роллз и др.).
Современное естествознание (социобиология, психогенетика, этология) подтверждает традиционное мнение о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов и что эгоисты образуют подавляющее большинство. По данным популяционных исследований, существует определенное численное соотношение альтруистов и нескольких типов эгоистов (крайне жестких, жестких, умеренных и мягких), близкое известному в генетике отношению (1 : 4 : 6 : 4 : 1), которое свойственно комбинативной системе наследования из двух пар однонаправленных генов. Это значит, что, вероятнее всего, человеческое общество наследственно гетеротипно (количественное проявление признака между его значениями у родителей), причем наследственных альтруистов в нем не более 6%, мягких эгоистов, поддающихся альтруистическому воспитанию, примерно 25%, умеренных (отчасти поддающихся — отчасти не поддающихся) — около 40%, маловосприимчивых к нормам морали, жестких эгоистов — 25%, и чистые генетические эгоисты, подобно альтруистам, составляют не более 6%. [2, 7]
А вот, что думают о соотношении альтруистов и эгоистов философы и историки. Поступательное историческое движение не может быть случайным. Кроме смены цивилизационных эпох и экономических формаций (рабовладельчества, феодализма, капитализма и коммунизма, или социализма, постсоциализма и посткапитализма), оно включает и более мелкие фазы естественной цикличности: начало, юность, расцвет, зрелость, старение и разрушение социальной системы.
В разные периоды в соответствии с исторической необходимостью на передний план могут выдвигаться личности с разными генетическими задатками. Революционное начало, как правило, прокладывается героическими усилиями немногих альтруистов, способных жертвовать собой ради высшей идеи. В период юности системы выгоды новых отношений утверждаются с участием передовых, самых образованных и социально востребованных (мягких) эгоистов. В расцвет и зрелость система вступает, когда вокруг ее ценностей объединяется подавляющее большинство, т. е. когда к идеям альтруистов и мягких эгоистов присоединяют свое решающее мнение умеренные эгоисты. Таковы созидательные фазы развития общества. Жесткие и крайне жесткие эгоисты более всего склонны к нарушению общественного порядка, и их обычный удел — криминал, с которым общество в созидательный период своей истории так или иначе справляется. Но в эпоху старения общественной системы, особенно, когда она становится на путь войны, жесткие эгоисты могут выдвигаться на первую роль как агрессоры и завоеватели, сторонники силовой политики и террора. В эпоху старения системы большинство, представленное умеренными эгоистами, переживает разброд и из главной созидательной силы превращается в силу разрушительную. [7]
Далее наступает момент разрушения системы, когда гетеротипность людей, в особенности эгоистов, придает центробежный характер всем социальным процессам. Именно так происходило падение древних цивилизаций Египта, Рима, Византии, Киевской Руси, так же развивались события времен Великой Французской революции 1789-1799 гг., Октябрьской революции и Гражданской войны в России, фашизма в Германии, перестройки в СССР. Но любой разрушительный эгоистический этап истории сменяется созидательным этапом альтруизма.
Эксперименты в социальной психологии так же подтверждают похожее соотношение альтруистов и эгоистов. Эксперименты С.Милгрэма со студентами-добровольцами продемонстрировали, что структура человеческих обществ по оси «альтруизм − конформизм − эгоизм» находится в процентном соотношении 1:3:1. Более того, как выяснилось благодаря неоднократному повтору данного эксперимента, это соотношение стабильно для разных обществ, поколений и культур. Постоянный процент людей, склонных к альтруистическому поведению указывает на то, что оно имеет важный адаптивный смысл и наследуется из поколения в поколение. [2] Вот как это подтвердили генетики.
В 2009 г. израильским генетикам удалось обнаружить связь между некоторыми аллельными вариантами гена окситоцинового рецептора (OXTR) и склонностью людей проявлять бескорыстный альтруизм. Окситоциновый рецептор — белок, вырабатываемый некоторыми клетками мозга и отвечающий за их восприимчивость к окситоцину. Аналогичные свойства обнаружены также и у гена вазопрессинового рецептора (AVPR1a). В регуляторных областях этих генов имеются так называемые однонуклеотидные полиморфизмы (single nucleotide polimorphisms, SNP). Это такие нуклеотиды, которые могут быть разными у разных людей (большая часть каждого гена, естественно, одинакова у всех людей). Оказалось, что некоторые из аллелей этих генов обеспечивают меньшую, а другие – большую склонность к альтруизму. Было проведено тестирование групп людей на альтруистичные поступки, результаты которого затем сопоставлялись с результатами генетического анализа. Частота аллеля Т, который коррелирует с жадностью, среди участников эксперимента составила 29%; частота «щедрого» аллеля Г, соответственно, 71%. [2]
Все это говорит о том, что альтруизм у людей даже сегодня еще может развиваться под действием биологических механизмов, а не только социально-культурных факторов.
До настоящего времени мы очень мало знали о том, как происходит становление альтруизма в ходе развития детей. Недавно этот пробел начал восполняться благодаря специальным экспериментальным исследованиям психологов.
Выяснилось, что большинство трех- и четырехлетних детей ведут себя как абсолютные эгоисты. Принимая решения, маленький ребенок обращает внимание только на свою собственную выгоду; судьба других детей ему совершенно безразлична. В возрасте 5–6 лет ситуация начинает меняться, а в 7–8 лет уже четко выражена готовность помочь ближнему (например, поделиться конфетой). Однако, как показали специальные тесты, это поведение основано не на бескорыстном желании помочь, а на стремлении к равенству и справедливости: дети склонны отвергать нечестные, неравные варианты раздела конфет как в свою, так и в чужую пользу.
Среди детей есть около 5% добряков, беззаветных альтруистов, которые всегда заботятся о других, и доля таких детей не меняется с возрастом. Есть «вредины», которые пытаются все отобрать у других и никому ничего не дают. Их число снижается с возрастом. И есть «любители справедливости», которые стараются все поделить поровну, и доля таких детей стремительно растет с возрастом. [2]
Эти результаты заставляют задуматься. Какую роль играют в нашем обществе 5% добряков, не они ли дают нам моральные ориентиры? А если так, почему их всего 5%? Может быть, потому, что излишнее размножение беззаветных альтруистов создает слишком благоприятную среду для эгоистов, которые будут паразитировать на чужой доброте. С этих позиций становится понятной и ключевая роль «любителей справедливости»: они сдерживают развитие паразитизма.
А с других позиций видна огромная роль воспитания и социально-культурных факторов при развитии детей. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма является ведущим в педагогике. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко, которая по настоящий день остается актуальной.
В качестве трудового воспитания и воспитания альтруизма в педагогике используются трудовые акции (субботники). Смысл субботника состоит в добровольном совместном труде в свободное время, направленном на улучшение окружающей действительности. Воспитательный потенциал трудовой акции предполагает решение таких педагогических задач как формирование у школьников опыта совместного альтруистичного труда, преодоления трудностей, ответственности за порученное дело, самостоятельности в решении предметно-практических задач. Уже давно известно, что при трудовой деятельности интенсивно работает обогащенная связями лобная кора, главная зона разумности. [6]
Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, а также — основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Выполняемая учениками работа имеет общественное значение и носит коллективный характер. В коллективных формах трудового воспитания происходит эмоциональное обобщение детьми положительного опыта, формируется опыт нравственных чувств. Велика и коррекционная роль трудового воспитания: исправляется внимание, память, воля, речь, мышление. «Участие в коллективном труде, — говорил А. С. Макаренко, — позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся…» [5]
Анализ целого ряда литературных источников позволяет утверждать, что к праформе альтруизма можно отнести всевозможные процессы группирования. Например, Лоренц говорит о том, что «тенденции к группированию − это филогенетически наиболее ранние проявления силы альтруистического влечения». Утверждать это возможно ещё и потому, что в группе любому её члену приходится сдерживать ряд собственных эгоистических тенденций в ущерб групповым интересам. [13]
Группа всегда доминирует над индивидом. А жизнь в группе − это и есть преобладание альтруистических процессов, когда они систематически прерывают агрессивные влечения. Например, А.В.Петровский рассматривал альтруизм с точки зрения коллективизма − групповой нормы, регулирующей поведение людей в коллективе и выраженной в таких составляющих, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению «благ» в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных и пр. Быть в группе и принимать её правила − это уже определенная степень альтруизма. [16]
При воспитании, считал Макаренко, «должна быть серьезная система требований к человеку, и только это и сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе. Это самая трудная вещь — требование к себе». [5] Но именно с этого и начинается процесс совершенствования и самосовершенствования человека, перестройка самого себя. Эти слова, сказанные в 30-х годах прошлого века, прекрасно соотносятся с ииссиидиологическими представлениями о важности ежеминутного труда над собой при саморазвитии личности (БДК, том 15, раздел XIX). [1]
Подтверждение необходимости именно такой работы над собой для воспитания истинного альтруизма есть и у современных психологов. «Для того чтобы субъект становился способным к актам трансфинитного альтруизма, он должен сформировать у себя готовность к подлинному альтруистическому поведению, более того, он должен находиться в перманентном духовном росте. Только тогда он сможет осуществлять функцию самотрансцендирования и психическую интеграцию с миром». [8]
Готовность к подлинному альтруистическому поведению необходимо формировать у ребенка с детства, а во взрослом возрасте, её нужно самовоспитывать. Необходимо также повышать собственную осознанность, чувствительность к различным проявлениям Ид, формировать у себя способность противостоять давлению СуперЭго. В таком случае Эго субъекта становится более зрелым и проницаемым для импульсов бессознательного и директив нормативной инстанции. Подобный процесс духовного роста обеспечит готовность к формированию зрелого альтруизма, без каких-либо невротических проявлений и без крайних степеней принудительности». [8]
Небольшое пояснение психологических терминов:
- Эго, Супер-Эго, Ид – понятия, используемые в психоаналитической литературе для обозначения частей или инстанций психики, структуры личности (модель которой была предложена Фрейдом в 1923г.).
- Эго — Я, можно употреблять термин Самость вместо термина Я. Эго служит посредником между индивидом и внешней реальностью, его важной задачей является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений с одновременным сохранением «добрых отношений» с внешним миром.
- В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи.
- В широком смысле слово «Ид» включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей.
- Эго (наше Я), пытающееся следовать принципу реальности, оказывается между молотом и наковальней, раздираемое противоречиями между требованиями Супер-Эго (которое представляется нам совестью) и Ид (руководствующееся исключительно принципом удовольствия).
Современные психологи пришли в выводу, что Альтруизм личности − это системный феномен, состоящий из трех уровней:
- неосознанного (природного)
- осознанного (личностного)
- духовного (трансфинитного)
Только последний уровень можно рассматривать как высшую степень альтруистического отношения личности к миру. [8]
К первому, низшему уровню психологической модели, относится природный альтруизм, составленный родственным/родительским (помогая родственникам, способствуешь распространению своих же генов), реципрокным (прямой — принцип «ты мне — я тебе» и не прямой реципрокности — альтруистические поступки как средство повышения собственной репутации и социального статуса ), ранговым/коалиционным, половым и принудительным (иерархичность, постоянное «самопожертвование» низов в пользу верхов) видами. Отличительной особенностью данного уровня является то, что все перечисленные виды имеют значительный принуждающий характер и содержат агрессивную составляющую, связанную с контролем и доминированием над объектом альтруистического акта. Данный уровень альтруизма наследуется, носит инстинктивный характер имеет низкую осознанность.
Второй, средний уровень модели альтруизма — личностный составляет подлинный/морально-нравственный вид альтруистического поведения. Данный уровень базируется на низшем уровне и во многом является продуктом его культурной и социальной переработок, посредством которых альтруизм получает новые формы воплощения. То есть личностными могут быть все виды, относящиеся к природному альтруизму. При этом они совершаются с помощью культурных способов их реализации и происходят более осознанно. Данный уровень также не свободен от агрессивной компоненты, которая может быть скрыта в бессознательном взаимодействии интрапсихических инстанций (Ид, Эго и СуперЭго), в динамическом соотнесении которых и рождается альтруистическая мотивация личности. Данный вид альтруизма приобретается в процессе воспитания и социализации; затем становится следствием личностного роста. Подлинное альтруистическое поведение осуществляется от избытка внутренних сил, оно связано с получением морального удовольствия от акта альтруизма. Если подлинное альтруистическое поведение имеет про-общественную направленность, то его можно охарактеризовать как морально-нравственное. Подлинный альтруизм не предусматривает обязательного взаимного поведения. Личностный альтруизм гораздо более осознан, но еще содержит бессознательные компоненты.
Наконец, третий, высший уровень модели альтруистического поведения, венчает трансфинитный альтруизм. Отражает максимальную степень развития данного феномена, может сформироваться только у духовно зрелого человека, и выступает, как высший уровень альтруистического отношения личности к миру. Последний вид альтруизма свободен от каких бы то ни было проявлений агрессии, доминирования и контроля и состоит в подлинно духовном самотрансцендировании (выход за свои пределы) себя в мир, при котором субъект переживает себя и мир, как части единого целого. Трансфинитный альтруизм исключительно осознан и всегда осмыслен. (Трансцензус — это проникновение в запредельное, выход за пределы реальностей нашего мира). Основан трансфинитный альтруизм на свободе внутреннего выбора и на связанной с ним ответственности; а сам он состоит в бескорыстном отдавании миру любви и добра. Данный вид альтруизма является приобретенным в процессе самовоспитания и духовного роста и не предусматривает обязательного взаимного поведения. [8]
Классические эволюционные модели рассматривают целый ряд механизмов, обеспечивающих распространение в популяции «генов альтруизма», то есть таких генов, которые склоняют их носителей к поведению, вредному для них самих, но полезному для других особей. Интересные исследования о процветании альтруистов в популяциях микробов проведены американскими микробиологами, которые создали интересную живую модель из двух штаммов генетически модифицированных кишечных палочек. [3]
Могут ли быть в природе такие ситуации, когда ни один из перечисленных в первой модели механизмов не работает, и альтруисты ни прямо, ни косвенно не получают никакой выгоды от своего альтруизма, но альтруизм тем не менее развивается и процветает? Теоретически это вполне возможно, о чём в свое время говорили такие выдающиеся эволюционисты-теоретики, как Джон Холдейн и Уильям Гамильтон. Проверить эти теоретические построения на практике довольно трудно, потому что в каждом конкретном случае, когда мы наблюдаем распространение «генов альтруизма» в природных популяциях, очень нелегко доказать, что здесь не замешан ни родственный отбор, ни реципрокность, ни какие-то другие, неизвестные нам выгоды, сопряженные с альтруизмом у данного вида живых организмов. Для чистоты эксперимента ученые учли это. Поскольку оба штамма были искусственно созданы самими учеными и не имели никакой эволюционной истории, экспериментаторы знали наверняка, что никаких «тайных хитростей» во взаимоотношениях альтруистов с эгоистами в их модели нет, и альтруисты не получают от своего альтруизма никаких дополнительных выгод.
Американские микробиологи создали из живых бактерий модельную систему, в которой микробы-альтруисты, производящие с ущербом для себя полезное всей популяции вещество, оказываются, в конечном счете, в выигрыше несмотря на то, что в каждой отдельной популяции они проигрывают соревнование микробам-эгоистам. Процветание альтруистов обеспечивается благодаря статистическому эффекту, известному под названием «парадокс Симпсона». Таким образом, естественный отбор, действуя параллельно на двух уровнях — индивидуальном и популяционном, при соблюдении определенных условий, может обеспечивать развитие альтруизма даже тогда, когда в каждой отдельно взятой популяции он благоприятствует эгоистам, а альтруистов обрекает на постепенное вымирание. [3]
Экономисты тоже не остались в стороне от изучения феномена альтруизма. Результаты исследований швейцарских ученых-экономистов предоставили антропологам дополнительный аргумент в пользу того, что человеческой природе изначально присуща не только тяга к материальным интересам, но и стремление к справедливости и сотрудничеству с другими людьми. Во многих случаях люди стремятся за свой собственный счет награждать тех, кто действует с ними заодно, и наоборот — наказывать «инакомыслящих». [4]
Влияет ли пол человека при проявлении альтруизма? Исследователями Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, при рассмотрении феномена альтруизма, был затронут гендерный аспект анализа альтруизма. Исследования показали, что альтруистов в популяции людей в 16 раз меньше, чем эгоистов, и существуют значимые различия проявления альтруизма у мужчин и у женщин, среди женщин их в 3 раза больше, чем среди мужчин. Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны в межличностных отношениях к проявлению отзывчивости, бескорыстия, заботы о других, щедрости, прощения, сочувствия, великодушия, терпимости, снисходительности, а также заботе о других в ущерб себе. [10]
Кроме этого, японскими психологами было установлено, что альтруистическое поведение людей сильно зависит от степени анонимности ситуации: любой намек на то, что за человеком кто-то наблюдает, повышает вероятность альтруистических поступков. Эксперименты, проведенные японскими психологами, показали, что этот эффект часто связан не со страхом наказания, а с надеждой на «награду», то есть на улучшение своей репутации [9].
Прослеживается выгодность альтруистических выборов даже в понятии теории игр, как раздела математики, предмет которого — анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта, теория игр так же включает стратегии альтруистичные и эгоистичные.
В книге «Эволюция кооперации» Роберт Аксельрод исследовал расширение сценария Дилемма Заключенного (Теория Игр), которое он назвал повторяющаяся дилемма заключённого (ПДЗ). Аксельрод пригласил академических коллег со всего мира, чтобы разработать компьютерные стратегии, для соревнований в чемпионате по ПДЗ. Программы, вошедшие в него, различались по алгоритмической сложности, начальной враждебности, способности к прощению, альтруизму и так далее. Аксельрод открыл, что если игра повторялась долго среди множества игроков, каждый раз с разными стратегиями, «жадные» стратегии давали плохие результаты в долгосрочном периоде, тогда как более «альтруистические» стратегии работали лучше, с точки зрения собственного интереса. Он использовал это соревнование, чтобы показать возможный механизм эволюции альтруистического поведения.
Теория естественного отбора подтверждает альтруизм, как механизм выживания вида в целом, то есть заботу о себе подобных даже в ущерб самому себе. Тому есть множество примеров среди живых организмов – забота родителей о своем потомстве и потомстве своего вида даже ценой собственной жизни. Так же наблюдается альтруизм и между видами: спасение бегемотом антилопы от крокодила на водопое, помощь тонущим людям дельфинами, а недавно я прочитала о том, как бродячая собака защитила маленькую девочку от педофила и т.д.
Многие эксперименты современных ученых имеют дело только с первым уровнем психологической модели альтруизма. По мнению современных психологов, виды альтруизма входящие в первый уровень модели альтруизма представляют лишь низшую ступень в развитии духовного или трансфинитного альтруизма. Это мнение очень созвучно с понятиями ииссиидиологии: «…Любая «человеческая личность» с многоуровневой структурой «личностного» Самосознания состоит из Энергии и Информации». [1]
В представлении ииссиидиологии Самосознание определяется как универсальная способность любой «человеческой личности» к осознанию самой себя как в низших, так и высших Формах своего творческого выражения. Самосознательные тонкоматериальные структуры образуют психо-космические Центры Совокупного Сознания человека (ИИССИИДИ-центры). ИИССИИДИ-система в форме специфической волновой динамики особых вихревых конструкций обеспечивает все возможности силовых, творческих взаимосвязей между мыслями, чувствами и желаниями. Каждый ИИССИИДИ-центр имеет свое название и состоит из 12 уровней. Реализация Форм Самосознаний на энергиях 2-х низших центров и нижних уровнях 2-ой пары следующих центров может продуцировать в мир только альтруизм первого и, иногда, второго уровней психологической модели альтруизма. Не всегда данные виды альтруизма несут добро, как самому альтруисту, так и Форме Самосознания, на которое он направлен. Эта интересная и многогранная тема будет освещена в следующей статье.
Наиболее близким к понятию высокоинтеллектуального Альтруизма ииссиидиологии является по определению трансфинитный альтруизм у психологов, к сожалению, определение не учитывает необходимость присутствия высокого Интеллекта (достаточно глубоких знаний) в Самосознании альтруиста, что является необходимым условием для продвижения Самосознания личности по человеческому пути развития.
«Трансфинитный альтруизм − это высший, духовный вид альтруистического поведения; он подлинно гуманен … Этот вид альтруизма напрямую не связан с культурными и ценностными нормами конкретного времени, он имеет непреходящую ценность, его ориентирами выступают базовые общечеловеческие нормы, и он характеризуется высшей степенью любви в каждом своем акте. Основан трансфинитный альтруизм на свободе внутреннего выбора и на связанной с ним ответственности; а сам он состоит в бескорыстной отдаче миру любви и добра. При этом субъект альтруистического поведения − это внутренне наполненная счастьем личность, которая трансцендирует себя в мир и становится с миром единым целым, сливаясь с ним в осознанном контакте. При этом особенность личности, способной к трансфинитному альтруизму, состоит ещё и в том, что её собственное Эго в некоторой степени растворено, психологические границы с миром проницаемы, а наиболее насыщенные части личности экстериоризированы в мир. Такая личность свободна от любых проявлений эгоизма, так как внешний мир является в то же самое время и ей самой, а она сама − всем миром…». [8]
Трансфинитный альтруизм − это творение добра в чистом виде, когда личность переживает единение с миром, берёт на себя ответственность за него, передает ему энергию и любой доступный ей ресурс как самой себе. Особенность данного вида альтруистического поведения состоит ещё и в том, что оно свободно от каких бы то ни было проявлений агрессии, доминирования и контроля и состоит в подлинно духовном самопроявлении. [8]
Отсутствие высокочувственного Интеллекта в Самосознании, как и высокоинтеллектуального Альтруизма, приводит к различным перекосам в развитии личности, к образованию различных деструкций в организме и, как следствие, – к болезням.
Итак, «ген альтруизма» может быть наследован при рождении, альтруизм должен воспитываться в человеке с детского возраста и развиваться с возрастом постоянной работой над собой. Совершая каждый свой альтруистичный поступок, ты меняешь, хоть чуть-чуть, свою судьбу в лучшую сторону. Ведь хорошее притягивает хорошее. Более того, оказалось (по исследованиям психологов Мак-Фарленда, Майерса), что люди, которые склонны чаще оказывать помощь, сами достоверно чаще начинают ее получать. [14,15] Отдавая, ты приобретаешь!
Ученый-психоаналитик М.В.Савчин высказывается так: «Человек является моральным за счёт его способностей к симпатии, к сопереживанию, к эмпатии… Человек, чтобы быть по-настоящему счастливым, должен видеть вокруг себя счастье». [17] Истинный альтруизм способствует развитию человека, делает его духовно богаче и сильнее.
Закончить хочется словами из айфааровской песни «Светом любви озаряющая»:
Каждый день Добротой просветляя, Я живу каждый миг торопя, Чтобы жить, Свет Души не теряя, Для других не жалея себя!..
Характеристика альтруиста
Есть ли у альтруистов отличительные черты? Можно ли их выделить из общего множества людей?
Такие признаки существуют, и психологи знают, как выявить истинного альтруиста по его поступкам:
- Они должны быть безвозмездны. Человек, совершая свои действия, не требует какой-либо выгоды для себя и даже благодарности.
- Они должны осуществляться с ответственностью. Альтруист понимает последствия своих действий и готов отвечать за них.
- Потребности окружающих у альтруиста всегда стоят на первом месте, отодвигая личные нужды на второй план.
- Альтруистом руководит жертвенность; это означает, что он готов тратить своё время, средства, физические и моральные силы ради деятельности в интересах других людей.
- Альтруист чувствует удовлетворение, отказываясь от части личных благ и действуя в интересах других людей; он не считает себя обделённым и даже уверен, что только приобретает от бескорыстной помощи другим.
Люди, для которых характерен альтруизм, имеют небольшие личные потребности в плане материального благополучия, известности, карьеры. Для них помощь другим является самоцелью и смыслом существования. Они часто не умеют сравнивать своё состояние с состоянием других: не замечают, к примеру, что ходят в непрестижной, немодной и дешёвой одежде, не обращают особого внимания на свои жилищные условия и т. д.
Эгоизм и альтруизм: основные различия
Как уже говорилось, эти понятия имеют достаточно тесную связь. Различными и даже противоположными друг другу могут быть лишь крайние проявления этих типов поведения. Но бывает, что с первого взгляда трудно понять, какими мотивами руководствуется человек в каком-то конкретном случае: альтруистическими или эгоистическими.
Но выявить истинные намерения человека всё-таки можно. Прежде всего следует помнить, что миропонимание альтруиста направлено «от себя», а эгоиста – «на себя», это и является основным мотивом поступков.
Нередко эгоист проявляет «человеколюбие» в рамках какого-то влиятельного общества, либо перед оказанием помощи интересуется общественным положением или материальным достатком человека. Внешне он может это и не показывать, но можно выявить определённые закономерности в его действиях.
Эгоист при оказании помощи не способен на жертвенность, даже частичную. Он проявляет участие к другому человеку только тогда, когда уверен, что его интересы вообще не будут задеты, и это как минимум. Если, к примеру, у человека есть миллион долларов, то обычный альтруист (скажем, моральный) готов отдать все свои деньги, если это нужно, чтобы помочь человеку в беде. «Рациональный» альтруист твёрдо готов отдать из этой суммы половину или чуть больше, оставив себе немного, чтобы «держаться на плаву». А вот эгоист с трудом принуждает себя выделить сотню-другую долларов, нередко – только убедившись, что будущая прибыль компенсирует эти расходы.
Показательны действия человека после оказания помощи. Если альтруизм настоящий, то человек быстро забудет о том, что он что-то кому-то сделал хорошее. А вот эгоист будет помнить свой «хороший поступок» долго, возможно – всю жизнь; напоминая об этом другим, он пытается их этим шантажировать, чтобы манипулировать ими. Их показательный альтруизм быстро превращается в полную противоположность – желание принести ближнему человеку вред ли использовать его для своей выгоды. Таким образом, эгоист постепенно раскрывает карты и обнажает свою истинную сущность.
Крайние проявления эгоизма и альтруизма обществом воспринимаются обычно негативно. Крайних эгоистов считают циничными, бездушными, жестокими и злобными; а ревностных альтруистов считают неразумными, наивными, «лохами». К крайним альтруистам общество относится с недоверием; и для этого есть определённые соображения: человек, напрочь отказавшийся от собственных интересов, может быть не способен по-настоящему понять интересы других людей, прочувствовать их. Такой альтруист может действительно от всей души помогать другому, но при этом он ошибся в определении его проблемы: он будет помогать там, где особая помощь не требуется, и не будет замечать действительной проблемы другого человека. Этакая машина, штампующая добродетели по однообразному алгоритму.
Деятельность
Выбор карьеры
От выбора карьерного пути сильно зависит то, сколько пользы человек принесёт миру — напрямую (оказывая профессиональные услуги) и не напрямую (тратя заработанные деньги). Существует англоязычный сайт 80000 Hours, помогающий людям с эффективно-альтруистическими целями советами о выборе карьеры, которая позволит им принести максимальную пользу миру. 80000 Hours
считают, что профессию нужно выбирать, учитывая как положительное воздействие на мир прямо сейчас (включая деньги, которые можно жертвовать), так и развитие себя как специалиста, приобретение связей, улучшение резюме, потому что это даст больше возможностей потом[36].
Денежные пожертвования
В первую очередь эффективный альтруизм — это жертвование денег тем образом, который принесёт больше всего пользы. Сюда включаются два вопроса: куда жертвовать деньги и сколько жертвовать. Мета-благотворительная организация GiveWell занимается вопросом куда жертвовать
, публикуя свои исследования о том, куда лучше полезнее всего делать пожертвования. Сообщество Giving What We Can берет со своих участников клятву жертвовать 10 % дохода, а также у них есть список рекомендуемых благотворительных организаций.
Многие эффективные альтруисты жертвуют значительно больше денег, чем принято в обществе. Некоторые из них считают своим моральным долгом облегчать страдания других с помощью пожертвований, если эти пожертвования не принесут сравнимого уровня страданий самому себе[37]. На сайте Giving What We Can можно, введя доход своей семьи, страну и количество её членов, рассчитать, сколько процентов населения земли живут богаче вас. Так как живя в более-менее развитых странах, можно зарабатывать, даже делая поправку на уровень жизни, во много раз больше, чем в самых бедных странах, некоторые эффективные альтруисты стараются жить скромно, чтобы у них была возможность жертвовать больше денег. Например, Джефф Кауфман, Джулия Вайз, Питер Сингер жертвуют половину своего дохода[38][39]. На сайте Effective Altruism Hub[39] многие люди отмечают, сколько они собираются жертвовать и сколько они уже пожертвовали, чтобы это вдохновляло других.
Можно ли развить в себе альтруизм
Есть одно мудрое изречение: не каждому дано совершать добро, но каждый в силах не совершать зла. Однако не стоит понимать это изречение слишком категорично. Альтруизм вполне можно развить в себе, если, конечно, этого сильно захотеть. Требуется некоторая сила воли, чтобы суметь отказаться хотя бы от небольшой части личных благ в пользу интересов других людей (альтруизм может распространяться и на другие природные объекты, в частности – на животных).
Для развития альтруистического поведения можно участвовать в волонтёрской деятельности – ухаживать за тяжелобольными, детьми-сиротами, животными, работать в больницах, домах престарелых и др. Можно заниматься правозащитной деятельностью, решая проблемы других людей, борясь с несправедливостью.
В старину, да и сейчас в традиционных обществах для развития альтруистического поведения люди уходили в монастыри. При этом они «отказывались от мира», то есть от личных благ, и посвящали себя «служению богу» — под этим понималось жертвенное и бескорыстное служение всему окружающему миру, в частности – помощь больным, неимущим и прочим нуждающимся. Однако очень часто альтруистическая деятельность в монастырях уступала место чисто ритуальной практике: это молитвы, обряды, бесплодные проповеди, чтение «священной литературы». Вера в сверхъестественное искажает и притупляет понимание истинных проблем других людей и резко снижает готовность помогать нуждающимся. У многих народов священники, жрецы и монахи часто изображались надменными, алчными, эгоистичными, бесчувственными и жестокими, хотя религиозные нравственные предписания настойчиво призывали к противоположному поведению.
Содержание
- 1 Философия 1.1 Приоритизация целей
- 1.2 Эффективность вложений
- 1.3 Уменьшение приоритета организационных расходов
- 1.4 Пределы развития
- 1.5 Беспристрастность
- 1.6 Сравнительное богатство
- 1.7 Контрафактивные обоснования
- 1.8 Пример
- 2.1 Выбор карьеры
- 3.1 Помощь бедным