Понятие и сущность профессионального самоопределения
В статье говорится о понятии и сущности профессионального самоопределения. Рассматриваются уровни и этапы профессионального самоопределения. К вопросам профессионального самоопределения психологи подходят по-разному. Одни считают, что вопросы принятия решения о выборе профессии, специальности и места работы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Отсюда профессиональное самоопределение на разных стадиях развития личности решается по-разному.
Развитие личности профессионала рассматривается как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода самоопределения до завершения активной трудовой деятельности). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития и классификации стадий развития человека.
Ключевые слова: профессинальное самоопределение, самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция.
Происходящие в казахстанском обществе сдвиги находят отражение в усложнении процессов социализации, противоречивых тенденциях в создании и поведении молодежи. С одной стороны, у молодежи доминирует стремление к богатству, а с другой − она ощущает невозможность его достижения легальными способами и через традиционную трудовую деятельность.
В этих условиях жизненные цели молодежи и планируемые средства их достижения являются важным фактором ее социальной активности и в то же время важным индикатором фундаментальных перемен, происходящих в казахстанском обществе. Критериями ее социального развития являются в первую очередь приобретение и изменение собственного социального статуса, что связано с профессиональным самоопределением формирование гражданской идентичности в процессе достижения социальной зрелости и социальной субъектности.
При трактовке понятия «самоопределение» некоторые исследователи исходят из содержания глагола «самоопределиться», что значит осознать себя, свои общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно. По другой трактовке, самоопределение − это центральный фактор становления зрелой личности, понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Следовательно, самоопределение свидетельствует о достижении личностью достаточно высокого уровня развития.
Термин самоопределение имеет множество определений. Давайте разберем несколько из них. Ниже представлены термины «самоопределения» в таблице 1.
Таблица 1
Значение термина «самоопределение»
Содержание | Характеристика |
Определить свое место в жизни, обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы. | Представлены три типа самоопределения человека: − к цели и смыслу своей жизни; − к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества; − к нормам профессиональной деятельности |
Самоопределение как процесс определения своего положения и в мире направлено во вне, но подразумевает и определённую внутреннею работу. | Направлено во вне означает, что человек определяет свой способ участия во внешней действительности. Определенная внутренняя работа, связанная с самоопределением, состоит в выработке приемлемого для себя, своего способа участия во внешних событиях. |
Человек не только находиться в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека. | Сознательное самоопределение человека возникает лишь в случае, когда человек определяет свое отношение к миру. Человек, не определяющий свое отношение к внешнему миру, становится либо рабом своих стихийных потребительских инстинктов, либо легкой жертвой манипуляторов. Формирующих нужное для них «отношение», либо объектом «силового» воздействия со стороны представителей социума, требующих от индивида принятия и соотнесения общественным нормам. |
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляется себя «через увлеченность значимой работой». К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий о. [1, с.6]
По К. А. Абульхановой — Славской, самоопределение понимается как осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. [2, с.9]
С. Н. Чистякова рассматривает самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам. [3, с.19−23]
С точки зрения психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), самоопределение рассматривается как процесс, в котором формируется личность, способная к самостоятельному, активному построению собственной жизнедеятельности. Внешние воздействия на личность реализуются лишь опосредованно через внутренние условия. В этом, по мнению ученых, состоит смысл принципа детерминизма, выраженного в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Авторы доказывают, что проблема самоопределения не может быть решена в отрыве от вопросов взаимоотношения человека с окружающим миром, так как отношение человека к самому себе, является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему. [4, с.65−67]
Самоопределение же П. П. Соболем считается стороной самореализации. В нем, по утверждению автора, главным является индивидуальный выбор цели и способов ее достижения на данном отрезке, этапе жизни субъекта и самоограничение, которое не является препятствием развития личности. Главной функцией самоопределения считается выбор направленности деятельности, на основе которой осуществляется самореализация. [2, с10]
Е. А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке человеком своих способностей и возможностей.
Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
1) гностический уровень (перестройка сознания и самосознания);
2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).
И. С. Кон рассматривает процесс профессионального самоопределения, связывая его с развитием возрастных особенностей личности. Он выделяет четыре основных этапа формирования процесса профессионального самоопределения.
Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения.
Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, предварительный выбор профессии.
Четвертый этап − практическое применение решения, собственно выбор профессии. [5, с.23−24]
Рассмотрев понятие и сущность профессионального самоопределения можно сделать следующий вывод:
- Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
- Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
- Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
- Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.
- Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Литература:
- Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. − М.: МГППИ, 1999. − 97 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский , 2004. 304 с.
- Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учеб.пособие/Сверд. пед. ин−т. Свердловск, 1986.−142 с.
- Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова// Педагогика. — 2005. — № 1.- С.19–26
- Шевкиева Н. Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения / Автореф. дисс. … канд. психологич. наук. — Ставрополь: 2006.
Методики диагностики самосознания, их достоинства и недостатки
В области диагностики самосознания используются следующие классы методик:
● стандартизированные самоотчеты (тест-опросники; контрольные списки; шкальные техники;
● нестандартизированные самоотчеты;
● идеографические методики;
● проективные методики (включая рефрактивные техники)
Название | Аннотация |
1) Шкала “Я-концепции” Теннеси 2) Шкала детской “Я-концепции” Пирса–Харриса 3) Шкала самоуважения Розенберга 4) Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) | К стандартизированным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся: 1) отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; 2) чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта; 3) поведенческих проявлений; 4) взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется от 2-х до 7-и альтернативного выбора, с вербальным и невербальным согласием. |
Тест 20 утверждений на самоотношение (Kuhn M., McPartland T., 1966) | Нестандартизированные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в котором так или иначе проявляется “Я-концепция”. Для обработки совокупности тестов применяют процедуру контент-анализа |
Техники репертуарных решеток Дж. Келли | Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при которых пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с нормами, а относительно других характеристик того же субъекта |
Методика рисования человека К. Матовер Символические задания на выявление “социального Я” (разработаны Б. Лонгом, Р. Циллером и Р. Хендерсоном) ТАТ | Проективные техники . Проективные показатели используются для анализа аспектов отношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета: 1) бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит); 2) “нежелательной самооценки”, т.е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности |
Рефрактивные техники
Это процедуры, в которых люди производят оценку каких-то своих атрибутов, не осознавая, что они оценивают себя. Например, Методика управляемой проекции.
Испытуемому предъявляют его собственный словесный портрет под именем портрета другого лица, а также портрет его вымышленной противоположности.
Контрольные списки – разновидность стандартизированного самоотчета
Краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных. Например, контрольный список прилагательных Г. Гоха содержит 300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном порядке. Испытуемый выбирает прилагательные, которые ему соответствуют.
Предусматривает измерение глобальной самооценки.
На русском языке также разработаны подобные списки (работы А.Г. Шмелева, 1983, название — “Личностный семантический дифференциал”).
Достоинства и недостатки контрольных списков
Достоинства | Недостатки |
Простота применения и обработки | Навязывают субъекту оценку по параметрам, которые возможно не являются значимыми для его “Я -концепции”; вынесение категорических суждений относительно значимых для субъекта личностных параметров на внутренне сопротивление (социальная норма скромности). Например, “добрый”, “правдивый” и т.д. |
Шкальная техника — разновидность стандартизированного самоотчета. Например, Семантический дифференциал Ч. Осгуда. Применяется при анализе “Я-концепции”.
Книга посвящена теории и методу Ч. Осгуда: Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование формы репрезентации в обыденном сознании. – М., 1983.- 176 с.
Методы измерения локуса контроля.
Интегральная характеристика самосознания, связывающая чувство ответственности, готовность к активности и переживание “Я”. Локализация контроля над значимыми для себя событиями: интернальный и экстернальный.
1) шкала Роттера;
2) в отечественной психологии:
а) оригинальная шкала Роттера;
б) (УСК) Опросник уровня субъективного контроля (Бажин Е.Ф.; Голынкина Е.А. и Эткинд А.М.);
в) (ОСЛК) Опросник субъективной локализации контроля (Пантилеев С.Р. и Столин В.В.).
Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания
Класс методик | Достоинства | Недостатки |
Стандартизирован-ные самоотчеты | Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход | Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий “самопрезентации”, кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений. |
Нестандартизиро-ванные самоотчеты | Снимают ограничения испытуемого заранее заданными рамками утверждений (самоотношение выражено языком субъекта). Богатство оттенков самоописания | Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемого. Стратегия самопрезентации. |
Идеографические методики | Пространство самоописания на языке испытуемого | Проблема дифференцирования системы диагностических заключений и их обоснованности. |
Проективные методы | Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации | Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания |