15 ноября 2020
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что есть сознание человека?
Возможно, это голос души, и тогда мы не перестанем существовать даже после смерти тела. Конечно, при условии, что душа существует.
А если оно живет благодаря деятельности мозга, то вместе с прекращением жизни последнего исчезает и сознание. Этот феномен вызывает интерес у представителей различных научных направлений. Что известно о нем человечеству на сегодняшний день?
Свойства сознания
Сознание – это отражение предметной реальности в голове человека. Каждый из нас мыслит образами, которые рождаются в уме.
Чем выше уровень сознания, тем больше личность способна анализировать собственные поступки и действия.
Сознание позволяет человеку прибегать к глубокой рефлексии, мыслить аналитически и синтетически. Человек с развитым сознанием – это всегда личность с высоким интеллектом. Способность анализировать ситуацию, принимать ответственные решения характеризует сильную личность, которая умеет признавать даже собственные поражения.
Свойства сознания – это его значимые характеристики, которые проявляются в процессе отражения предметов материального мира. Рассмотрим, в чем эти свойства выражаются.
Основные свойства сознания личности
Активность
Одним из главных свойств сознания можно считать активность. У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств. Если цель желаемая, то личность часто готова прикладывать даже неимоверные усилия для ее осуществления. Сознание управляет поведением человека и старается таким образом все рассчитать, чтобы это было максимально выгодно самому человеку. Наша способность прогнозировать ситуацию, видеть собственные перспективы являются заслугой сознания. Такое свойство как активность позволяет сознанию оставаться в рабочем состоянии постоянно. При каких обстоятельствах человек готов совершать активные шаги? В том случае, когда он понимает необходимость в предпринимаемых действиях.
Динамичность
Под динамичностью понимают такую направленность на объект или явление окружающей действительности, при котором сознание обнаруживает способность к непрерывному развитию. Свойство динамичности заключается в том, что внимание человека всегда меняется. Мы способны концентрироваться по большей части только на том, что для нас является по-настоящему значимым и интересным. Обращенность к какому – то предмету вызывает различные эмоции, мы подключаем чувства к тому, что слышим и видим вокруг себя, за чем наблюдаем. Такое свойство сознания как динамичность направлено всегда на погружение в сущность явления или объекта, о котором идет речь.
Постоянная рефлексия
Надо сказать, что умение анализировать собственные поступки и действия является неотъемлемой и значимой характеристикой сознания. Свойство под названием «рефлексия» помогает в нужный момент обратиться к истоку своего «я», своей внутренней сущности и поговорить с ней максимально откровенно. В таких внутренних диалогах человек часто обнаруживает, что жил и поступал неправильно, был невнимателен к близким и родным. Постоянная рефлексия – это свойство сознания, которое позволяет осуществлять эффективное самонаблюдение за самим собой в разные промежутки жизни. Человек почти всегда сравнивает себя настоящего с тем, каким был раньше. Такое свойство сознания как рефлексия легко позволяет это сделать. Сознание само по себе способно расширяться и расширять представления человека о мире.
Ценности и мотивы
Другим свойством сознания является ориентированность на внутренние источники значимости. Речь идет о ценностях, ради которых и предпринимаются конкретные действия. Сознание человека носит мотивационно-ценностный характер. Человеку иногда приходится совершать над собой невероятные усилия для того, чтобы суметь договариваться со своей внутренней совестью. Ценности и мотивы приводят в движение его мыслительную деятельность.
Таким образом, свойства сознания всегда отражают сущность конкретной личности, ее внутреннюю природу и возможности. Каждый человек сугубо индивидуален и у каждого имеются свои предпочтения.
Что говорят философы
Деятели философии считали, что сознание не существует в отрыве от реальности. Оно есть соотношение себя с реальностью.
Мы видим окружающий мир и что-то чувствуем, ощущаем, думаем, фантазируем в связи с этим.
Разные направления философии по-своему трактовали данное понятие:
- дуализму свойственно делить человека на сознание и материю, где первое есть дух, второе – тело. Сознание вечно, так как продолжает жить даже после физической смерти тела;
- согласно идеализму, сначала идет сознание, затем окружающий мир. Материи не существует, если она неосознанна;
- материалисты писали, что сознанием обладает только высокоорганизованная материя, которая способна созидать (я понимаю, что речь идет о человеке).
Сознание, его свойства, характеристики
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Первая его характеристика. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.
С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека .
В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.
четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
Основные функции сознания человека
Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств.
Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т.д.
Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению.
Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Свойства сознания:
Активность — Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.
Избирательный характер — Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность — Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность — Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью.
Основные понятия
Сознание , это высшая функция человеческого мозга.
Она позволяет отражать окружающую действительность, трактовать все происходящие явления и события, планировать предстоящие действия и предвидеть их результаты.
Сознание помогает контролировать свое поведение, регулировать деятельность.
Основными его компонентами являются: внимание, память, воля, эмоции и чувства.
Внимание , способность к восприятию окружающей обстановки и концентрации на отдельных предметах. Внимание помогает человеку в познавательной деятельности.
Память , это способность фиксировать усвоенные образы и воспроизводить их при необходимости в будущем.
Воля направляет все действия и поступки индивида. Она является побуждающей силой, которая заставляет действовать целенаправленно.
Эмоции и чувства , высшие ступени развития сознания, благодаря которым становится возможным построение межличностных отношений, проявление испытываемых внутренних ощущений.
Особым явлением с точки зрения психологии является способность отключения сознания.
После того, как необходимые навыки и умения усвоены, они могут осуществляться автоматически.
В этом случае контроль над своим поведением уже не нужен, так как организм сам делает привычные действия, отработанные во время приобретения навыка.
Так, опытный пианист не думает о движениях своих рук во время игры, а водитель со стажем не анализирует совершаемые им манипуляции во время управления транспортом.
Самосознание , это высшая ступень сознания, которая отражает восприятие человеком себя как личности. Оно формирует представления о своем теле, о характере, о взаимоотношениях с людьми, о месте в обществе, о достижениях и т.д.
Существует три основных уровня самосознания:
- Первый. Представления о теле и его месте в окружающем пространстве. На этом уровне складывается понимание того, что наше тело , отдельное самостоятельное явление, которое в определенной степени включено в существующий порядок вещей.
- Второй. Отношение себя к определенной социальной группе, сообществу, социальному институту. На этом уровне индивид воспринимает себя через призму его социальной жизни.
- Третий. Самый сложный и важный уровень, который позволяет выявить собственное «,Я»,. Человек воспринимает себя как полноценную личность с набором качеств, эмоций, чувств, способностей. Он полностью понимает свои душевные, эмоциональные и интеллектуальные потребности и способности. Он несет ответственность за собственные поступки, желания и за свое будущее.
Основные свойства сознания
В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов.
Константность — Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью.
Константность сознания обусловливается свойствами личности.
Динамичность — Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность — Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)
Индивидуальный характер — Сознание каждого человека отличается от сознания других людей.
Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии — Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
Свойства сознания
Термин «сознание» (со-знание) к настоящему моменту обобщений, напрашивающихся исходя из развития философии, антропологии, психологии и других областей знания гуманитарного и естественного направления, можно понимать как высший уровень психического отражения и совместного действия.
Некоторые наивные антропоцентристы считают такой уровень развития возможным только у представителей человеческого социума. Между тем, ученые, ближе знакомые с естественными науками, не стали бы так утверждать.
В наиболее общей форме с системно-прагматической точки зрения сознание представляет собой совокупность перманентно меняющихся ощущений, чувственных и умственных образов, появляющихся пред внутренним взором осознающего субъекта и предопределяющих его практическую и мыслительную деятельность.
Свойства сознания изучаются в некоторых разделах психологии, а также в других областях знания.
Свойства сознания в психологии
Можно выделить несколько основных психологических свойств человеческого сознания:
- Сознание личности (как осознающего субъекта) обязательно отличает активность, более всего обусловленная конкретной спецификой внутреннего состояния субъекта на момент действия. В большинстве случаев можно говорить о наличии у субъекта определенной цели и последовательных векторах деятельностью для достижения цели.
- Сознанию субъекта присуща интенциональность, то есть направленность на какой-либо (не обязательно предмет материального мира, не обязательно конкретный).Сознание – это всегда осознание (или осознавание, а в момент коммуникации с другим субъектом или группой даже со-осознавание) какого-либо факта или мысли.
- Сознание характеризуется постоянной рефлексией, то есть у субъекта идет процесс непрерывного самонаблюдения. Субъект может осознавать само наличие у себя сознания и опознавания.
- Сознание в основном имеет мотивационно-ценностный характер (по крайней мере, у европейцев). Конечно же, к настоящему моменту развития знаний о человеке наивно, грубо и плоско, напрасно было бы думать, что сознание всегда мотивированно. Эта замшелая мысль из середины прошлого века.Однако определенно можно утверждать, что реальный субъект в нашем мире всегда стремится к цели (даже если цель – это отсутствие цели), его понуждает к этому привязанность к вполне материальному живому организму.
Среди других важных свойств сознания можно выделить такие как: целостность, отвлеченность, обобщенность, избирательность, динамичность, искаженность, уникальность и индивидуальность.
Вообще, следует понимать, что хотя сознание возникает в нашем мире только у реальных живых мыслящих субъектов, его относят к сфере идеального, поскольку образы, ощущения и смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Свойства
Можно выделить следующие основные свойства, присущие сознанию индивида с психологической точки зрения:
- Активность. Только в условиях активной мозговой деятельности становится возможным достижение поставленных целей, получение желаемых результатов. Мозг постоянно находится в состоянии готовности. Любая ситуация анализируется, любая возможность рассматривается и используется для достижения целей.
Каждый человек понимает, чего он хочет, к чему стремится. Также он объективно понимает, что для получения желаемого ему необходимо предпринимать соответствующие шаги.В стремлении получить необходимую вещь, достичь заветного результата обычно человек способен на многое и не останавливается перед трудностями.
- Динамичность. Внимание всегда меняется и переключается. Когда возникает необходимость сконцентрироваться на каком-либо объекте или воспринять важную информацию, индивид полностью мобилизует свои ресурсы и направляет на конкретный объект. Если ситуация изменяется и возникает необходимость в проявлении внимания к другому объекту, сознание тут же перестраивается. Такая динамичность позволяет гарантированно погружаться в сущность явлений и процессов, имеющих актуальность на текущий момент времени.
- Рефлексия. Под рефлексией понимается склонность к постоянному самоанализу, к размышлениям о собственной жизни. Каждый индивид периодически задумывается о собственных удачах и неудачах, о достижениях и провалах. Он анализирует себя в прошлом и в настоящем, предъявляет себе претензии и намечает план дальнейшего развития. Рефлексия позволяет эффективно наблюдать за собой и своими переживаниями в течение всей жизни, делать важные выводы и стремиться поменять ситуацию в лучшую сторону.
Постоянная работа над собой , эффективный инструмент развития. - Ценностная ориентированность. Нравственные установки и принципы, которые свойственны людям, преимущественно определяют их поведение. Человек редко действует несообразно своим внутренним установкам, поскольку это приводит к серьезным внутриличностным конфликтам и психологическим проблемам в будущем. Как правило, любая мыслительная деятельность формируется именно на основании анализа существующих ценностных установок.
СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ.
Понимание сознания, возникшее в древности и просуществовавшее столетиями, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека.
Все, что связано с душой человека, все, в чем она проявляется, древние ученые относили к содержанию сознания, поскольку психика – это и есть, в сущности, сознание и другой психики (несознаваемой) не существует.
Благодаря трудам Рене Декарта и Джон Локка, основанным на данном утверждении, психология надолго превратилась в науку сознания (хотя бессознательное в психике также признается, но все же эта тема мало затрагивается).
Существует точка зрения, связывающая сознание человека с переживаниями, образами, мыслями, которые он в состоянии описать каким-либо способом и о которых так или иначе способен сообщить другим людям.
Сознание в этом определении – совместное, всеобщее знание людей, знание, разделяемое людьми, которое в состоянии передавать от человека к человеку и в результате стать всеобщим или коллективным знанием. Многие ученые соотносят сознание исключительно с языком и речью, т. е. в сознание входит и может существовать в нем лишь то, что передается с помощью слов.
Психологическая структура сознания
Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, — они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, развитое сознание человека характеризуется психологической многомерностью, при этом имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии, существенными аспектами которого являются человеческая деятельность и общение, они опредмечиваются в действиях и языке. Говоря о структуре сознания, Л.С. Выготский, отталкиваясь от идеи Л. Фейербаха, выделял в нем две составляющих: сознание для бытия и сознание для сознания, образующих два слоя — бытийный и рефлексивный.
Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Бытийный слой сознания представлен миром реальных представлений, воображения, культурных символов и знаков, производственной, предметно-практической деятельности. Бытийный слой является истоком рефлексивного слоя, ибо значения и смыслы рождаются в бытийном слое, и наоборот — испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, т.к. смысловая оценка присутствует в чувственной ткани образа и биодинамической ткани действия.
А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются:
— Чувственная ткань образа.
— Значение.
— Личностный смысл.
Чувственная ткань — это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида.
Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действительности. У человека чувственные образы приобретают новое качество — собственную означенность.
Значения — следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.
Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как:
— операциональные (связанные с биодинамической тканью);
— предметные (связанные с чувственной тканью);
— вербальные (связанные со смыслом).
Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл.
Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.
Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно .отметить, что -значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в. равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются, означения смыслов и осмысление значений (В.П. Зинченко). При подобных взаимопереходах возможны элементы недопонимания, вызванные недосказанностью или сложностью постигаемых значений. При этом подобное непонимание не следует расценивать только негативно, оно может стать и позитивным моментом в развитии уровня познания человека, в его творчестве.
В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биодинамической ткани живого движения и действия, и рефлексивным — куда входят значение и смысл.
Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых.
Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассматриваться как накопленное движение» (И. Мандельштам). И пространственный образ может развернуться в динамичный.
Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный — является условием включения рефлексивного.
В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания.
В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты.
Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, — одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).
Самосознание
Формирование личности осуществляется по трем основным направлениям: деятельность, общение, самосознание.
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием, многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по B.C. Мерлину):
сознание отличия себя от остального мира;
— сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
— сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
— социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
По мнению Л.Д. Столяренко, в современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом геле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.
Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Несознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.
Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).
Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым полушарием.
Критерии самосознания:
1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2) осознание своей активности — «Я управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.
Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.
Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.
В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
— самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
— самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень — форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».
Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я» — субъекта и «Я» — объекта, все же необходимо их различать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать — и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.
Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.
Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:
— непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
— целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоакгуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
— рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
— целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются рёгулятивно- поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
1) отношение к себе;
2) отношение к другим людям;
3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Осознание отношения к другим людям бывает качественно различным:
1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);
2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);
3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).
Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.
Иначе говоря, в сознание входит только общее знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, которые отражены в языке.
Существует трактовка сознания как особого состояния психики человека, в котором он находится, когда правильно воспринимает происходящее с ним и вокруг него в отдельно взятый момент и не спит. Эта точка зрения предполагает появление и исчезновение сознания у человека, а также переход его к бессознательному состоянию, т. е. возможность нахождения человека и психики вне сознания.
О наличии у человека сознания можно судить по тому, есть или нет в данный момент признаки, свидетельствующие о нахождении человека в данном состоянии.
Таких признаков несколько: возможность описать его словами и представить с помощью определенных образов; возможность сообщить о собственных ощущениях и мыслях другим людям, возможность отграничения себя от происходящего вокруг и определения того, что происходит внутри.
В связи с тем что это состояние психики человека, мы воспринимаем его как динамическое, так как оно время от времени может изменяться.
Отсюда следует, что возможно изменение и самого состояния сознания. Оно может усиливаться и ослабляться, оно имеет свою меру, т. е. бывает сильным и слабым.
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “ общественный продукт ” , сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Какова же структура
сознания, его важнейшие психологические характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание
.
Человеческое сознание включает в себя совокупность
знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это —
знание
”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения
и
восприятия, память, воображение
и
мышление
. С помощью
ощущений
и
восприятий
при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память
позволяет возобновить в сознании образы прошлого,
воображение
— строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.
Мышление
обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта,
т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие.
Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание
, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.
Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания
человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека
. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.
Функции
Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.
Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.
Основные функции сознания:
- Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие , все это приводит к постоянному познанию действительности.
Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития. - Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было.
Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей. - Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами.
Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением. - Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.
Самосознание выполняет следующие функции:
- Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
- Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
- Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни. - Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
- Защитная. Осознавая собственное «,Я»,, индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.