Смысл семьи. Практики семейной логотерапии по Виктору ФранклуБерта Ландау, 2020


Раб инстинкта, властолюбец или кормчий корабля Судьбы

Заслуга традиционного психоанализа в том, что он сумел выделить и структурировать детерминированный характер определенных психических процессов. Но, рассматривая психологический феномен человека только лишь как продукт его инстинктов, психоанализ был вынужден признать предопределенность человеческой жизни как окончательную и не подлежащую сомнению истину. И не просто признать, но и сделать вывод: наши психологические реакции – не более чем результат работы этих структурированных и предсказуемых инстинктивных механизмов.
Главная опасность психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда, отводящего человеку пассивную роль раба инстинктов в том, что рано или поздно она неизбежно ведет к фатализму. Именно поэтому, замечает Франкл, абсолютное большинство невротических больных объединяет слепая вера в «дамоклов меч Судьбы». Он категорически отвергает концепцию Фрейда, безапелляционно причисляющую гениев к числу половых извращенцев, цитируя его самого: «Иногда сигара может оставаться обыкновенной сигарой и не чем иным».

Соглашаясь с Фрейдом в том, что жизненный путь человека в целом предопределен, Виктор Франкл, вместе с тем, делает важнейшую оговорку: наши инстинкты – не более чем предложения к выбору той или иной формы поведения, а окончательное решение, что делать с этими предложениями все же остается за нами. Именно оно, наше Я, свободно формировать наше отношение к происходящему. И от того, в какой эмоциональный оттенок будет окрашено это происходящее прямо зависит, превратится ли наша жизнь в нескончаемую бессмысленную борьбу и пытку или наполнится смыслом и яркими переживаниями даже на фоне трагических для нас событий.

Человек, уверен Франкл, выступает субъектом желания: «Я хочу», а не слепой игрушкой фатума. И именно такой алгоритм принятия решений, по его убеждению, срабатывает всегда, вне зависимости от того, к чему нас подталкивает в текущий момент сумма бессознательных побуждений. Таким образом, Я вечно противостоит инстинктам, отображающим стремления бессознательного Оно. Нуждаясь в их энергии, наше Я, вместе с тем, никогда не остается пассивно увлеченным ими.

Воля к смыслу в понимании Франкла противостоит как адлерианской концепции стремления человека к самоутверждению, превосходству и власти, компенсирующего комплекс неполноценности, так и принципу стремления к удовольствиям – квинтэссенции фрейдистского психоанализа. Концепция стремления к смыслу Виктора Франкла – фундаментальный «мотиватор» человека, побуждающий его не к поиску комфорта, а к осмысленному движению к некоторой цели, которую личность считает достойной себя.

«Плавать под парусом, не означает отдать корабль на волю ветра. Напротив, искусный рулевой, используя паруса и ветер, сумеет не просто направить корабль в нужном направлении, но и обеспечить ему максимальную скорость» – любил повторять Франкл.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни ДА» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Возвращение смысла – основная цель логотерапии

Мы не находим и не найдем себе покоя до тех пор, пока не отыщем смысла и цели своей жизни. Когда смысл утрачен, развиваются неврозы, которые становятся его «заменой» и лечатся только средствами логотерапии, возвращающей ощущение осмысленности происходящего.

Терапевтический эффект инструментов логотерапии, примененных корректно и по назначению, демонстрирует быстрый, выраженный и стабильный результат. По мнению Франкла, техники и принципы, используемые в традиционном психоанализе и психотерапии способны лишь проявить в сознании отголосок глубинных явлений, происходящих в душевной жизни, тогда как логотерапия обращает внимание и сознание человека к его подлинно духовной сущности. Принципы логотерапии приводят человека к осознанию его личной ответственности – альфе и омеге человеческого бытия.

Вопрос о смысле – краеугольный камень учения Франкла, в той или иной мере, сознательно или неосознанно заботит каждого из нас. Вместе с тем, отрицание смысла жизни, предупреждает Франк, нельзя рассматривать как признак психической патологии, поскольку за этими сомнениями кроются истинно человеческие волнения и переживания. Это признак «человека в человеке», поскольку только человеку свойственно размышлять о смысле своего существования и сомневаться в нем.

Франкл уверен: проблемы духовного плана отражают уровень достоинства человека – ту степень осмысленности, которую он достиг или к которой стремится. Особенно верно сказанное для людей, потерявших близких, которым они посвятили всю свою жизнь. Их смысл был утерян в одночасье вместе с духовным стержнем. В такие минуты, оказавшись один на один с бескомпромиссной судьбой они не видят смысла ей противостоять. Если человек не сумеет отыскать достаточно веские доводы в пользу того, чтобы продолжать жить, то естественным логическим исходом для него станет мысль о самоубийстве. И здесь возможности альтернативных логотерапии терапевтических практик чаще утрачивают свою актуальность.

Поиск смысла на некоторых жизненных этапах может полностью овладеть человеком, вырвав его из окружающей реальности. Но поскольку деятельность человека невозможна без исторического контекста, такие периоды самостоятельных поисков могут в перспективе завершиться нервным срывом. Тогда человек искажает действительность, а его поступки определяет не прошлое, настоящее или будущее, а абстрактное «вне-историческое» настоящее. Поэтому многие, страдающие неврозом, зачастую видят выход в том, чтобы оказаться в местах, где борьба за существование отсутствует или носит «символический» характер.

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

  • Вербализация переживаний

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

  • Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Ноогенный невроз – черная метка цивилизации

Изначально в человеке содержатся возможности стать святым или превратиться в свинью. Способности, инстинкты и окружение человека во многом влияют на его выбор, но окончательное решение, кем или чем становиться он принимает сам. Дилемма современного человека, по глубокому убеждению Виктора Франкла в том, что «инстинкты не в состоянии подсказать ему, что он должен делать, а духовные традиции общества больше не определяют, что следует и не следует делать».

Состояние человека, не видящего смысла в своей жизни и не стремящегося обрести этот смысл Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. В случае, если к тягостному состоянию пустоты и апатии подмешивается невротическая симптоматика может развиться ноогенный или экзистенциальный невроз. Клинические формы ноогеных неврозов могут быть различны, но общее для них – блокировка воли к смыслу. Согласно Б. Уолману ноогенный невроз проявляет себя в полной неспособности человека отыскать смысл жизни и сопровождается тягостным ощущением того, что жизнь, борьба и надежда абсолютно бессмысленны. Подверженный неврозу не в состоянии определить цель и направление дальнейшего развития с полным безразличием относится к тем успехам, которых достигает в социуме.

Логотерапия дает человеку возможность разорвать порочный круг, связанный с неразрешенными философскими и духовными проблемами и обозначить пути решения задач, которые поставила перед ним жизнь. Принципиально важно, что уже одно понимание того, что сверхсмысл существует, оказывает на человека положительное психотерапевтическое воздействие.

Концепции

За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:

  • учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогали людям постичь себя через осознание сущности окружающего мира,
  • философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — череда конфликтов и страданий, которые ведут к переосмыслению ценностей и развитию личности,
  • феноменология Гуссерля: страдания очищают человека,
  • непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — осмысление и изменение жизни, с полным принятием ответственности за выбор ценностей,
  • дазайн-анализ Медарда Босса: жизнь — настоящий момент без оглядки на прошлое.

Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.

Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.

Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).

Логоанализ. Основные тезисы и инструменты

Помощь человеку в поисках смысла была бы невозможна без эффективной стройной методики анализа, учитывающей все особенности и все сильные стороны логотерапии. Такой методикой стал логоанализ, предметом которого является изучение ценностной основы и индивидуальной «карты жизни» пациента. Автор логоанализа – один из учеников Виктора Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо, сумевший предложить практическую систему для «инвентаризации» жизни пациента.

Два основных приема логоанализа:

  1. Расширение поля сознания.
  2. Стимулирование творческого воображения.

Каждый из последовательно совершаемых на консультации шагов сопровождается подробным обсуждением с логотерапевтом. Правильно выстроенная схема общения позволяет пациенту закрепить навыки критической самооценки, достигнуть инсайта и не повторять своих главных жизненных ошибок в дальнейшем.

Ключевые тезисы логоанализа:

  1. Ответ на любой вопрос уже есть, даже если он не просматривается в настоящий момент.
  2. Решение наших проблем следует искать в нас самих. Конечная цель – глубокий духовный инсайт.
  3. Инсайт достигается благодаря глубокому проникающему взгляду на собственную жизнь (инвентаризации жизни) при подключении инструментов творческого воображения.

Методы дерефлексии и парадоксальной интенции

Основной причиной агрессии, депрессии, алкоголизма и наркомании, по мнению Виктора Франкла следует искать в экзистенциальном вакууме пациента. Но, основное внимание при построении терапевтической схемы логотерапия обращает не на прошлое, и настоящее, а на будущее пациента, если точнее – на те смыслы и задачи, которые ему предстоит осуществить в будущем. Важным оказывается также разрыв обратной связи и преодоление механизмов, удерживающих больного неврозом в замкнутом круге его ошибочных представлений. Это позволяет преодолеть типичную для невротика зацикленность на своих внутренних переживаниях и переключить внимание на жизнь, наполненную смыслами и ценностями, которые самым непосредственным образом связаны с его личными способностями. Метод логотерапии, позволяющий преодолевать навязчивую склонность к самонаблюдению и самоистязанию Франкл назвал дерефлексией.

Отдельный раздел логотерапии посвящен лечению фобий и обессивно-компульсивных расстройств. В свете теории смысла, предложенной Виктором Франклом им был разработан метод т. н. парадоксальных интенций, суть которого заключается в предложении пациенту противоречивой на первый взгляд попытки эмоционально пережить свою фобию. Таким переживанием может стать пугающая ситуация, действие или объект, ассоциирующийся у него с исключительно негативными чувствами и ощущениями.

Ключевое преимущество метода парадоксальных интенций является его универсальность: он остается эффективным вне зависимости характера, причины и стадии фобии, вопреки традиционным представлениям психотерапии, настаивающей на выявлении этиологии (причины) болезненной зависимости и выстраивания на ее основе уникальной схемы лечения.

Показания

  • Жизненный кризис,
  • семейные проблемы,
  • депрессивное или стрессовое состояние,
  • беспричинная тревога, панические атаки,
  • зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, игровая,
  • обсессивно-компульсивное расстройство,
  • фобии,
  • проблемы со сном,
  • сексуальная дисфункция,
  • жизненные ситуации, связанные с неизлечимыми болезнями, смертью близкого человека,
  • неудовлетворенность собой, скука, апатия, безучастность, разочарование.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]