Что такое буллинг – знает в нашей стране большинство её жителей, хотя само это слово слышали пока что немногие. Буллингом называют травлю, организованную одними членами общества в отношении других. Проявляется это явление в самых разных социальных группах: в школе, на работе, в коллективе сверстников и, конечно же, в армии, где буллинг именуется дедовщиной. Чем же объясняется это явление и можно ли с ним бороться?
Что такое буллинг
Тра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. wikipedia
Понятие «буллинг» появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% — агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.
А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.
Простыми словами буллинг это — запугивание, издевательство, травля — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Виды буллинга
- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
- экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
Кто участвует в травле
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
- с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.). Страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
- неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
- с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
- с низким интеллектом и проблемами в учебе, двоечники;
- «любимчики» учителей или наоборот изгои.
- круглые отличники;
- физически слабые дети;
- дети, гиперопекаемые родителями;
- ябеды;
- дети учителей;
- не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
- вундеркинды;
- дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
- дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
- представители национальных меньшинств;
- представители сексуальных меньшинств.
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер – это человек:
- с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
- стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
- агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
- чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.
- Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
- Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
- И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
Участники ситуации травли
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.
Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Среди взрослых
Буллинг в психологии — это не только проблема детских коллективов. Чаще всего издевательства проявляются в рабочих коллективах. Жертвами буллинга чаще становятся взрослые, которые в детском возрасте подвергались издевательствам со стороны родителей или школы.
Признаками «взрослого» буллинга можно назвать:
- Насмешки.
- Распространение слухов.
- Клевета.
- Умалчивание информации.
- Необоснованная жесткая критика.
- Унижение.
- Социальная изоляция.
Жертва подвергается издевательствам в разных ситуациях со стороны руководителя или со стороны коллектива.
Причины травли:
- Агрессор неосознанно выбрал жертву из-за его качеств – робость, стеснительность, зажатость.
- Намеренный террор работников случается из-за желания снять с должности и ослабить профессиональное влияние в коллективе.
- Агрессор-начальник травит работника для увеличения своего авторитета среди подчиненных.
Травля на рабочем месте может развиваться поэтапно.
Этапы развития буллинга в коллективе:
- Формирование напряженной обстановки. Можно заметить плохой эмоциональный настрой в коллективе. В нем имеются неразрешенные конфликты.
- Агрессор ищет жертву для снятия напряжения. Он неосознанно или осознанно выбирать из коллег самого чувствительного. Начинается проявление эмоционального насилия. Появляются насмешки, излишняя критика, обвинения.
- Фаза активного насилия. В рабочих коллективах чаще всего присутствует 2 вида буллинга – эмоциональный и кибербуллинг. Агрессор на регулярной основе совершает выпады в сторону жертвы. Они не зависят от его профессиональных достижений и реальных поступков. Жертва ощущает постоянное давление и стресс.
- Изоляция жертвы. Жертва сторонится коллектива, в особенности агрессора, избегает мест скопления коллег.
- Последней стадией буллинга может стать увольнение. Жертва по своему желанию или из-за давления агрессора уходит с работы. Не всегда жертва доходит до такого решения. Иногда люди терпят издевательства в коллективе годами.
Часто взрослые становятся жертвами буллинга из-за своего отношения к ЛГБТ. Само внимание к нетрадиционной ориентации вызывает большой негатив у большой части общества, особенно в постсоветском пространстве.
Нетрадиционная ориентация, положительное отношение ЛГБТ часто становится причин издевательств. В России большое количество гомофобов. Также в стране активно поощряет неравенство и дискриминацию по этому признаку.
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.
- У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
- Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
- И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.
Какую несет опасность?
Последствие буллинга — сильный стресс. В такие моменты кортикальная система мозга уменьшает свою работу и увеличивается работа лимбической системы.
Лимбическая система отвечает за инстинкты человека, а кортикальная – за мышление. Момент сильного стресса означат опасность для организма, поэтому появляется условная реакция лимбической системы, которая сформирована у человека в эволюции: бей, беги или умри.
У жертвы буллинга появляется желание «бежать» — уйти от ситуации. Также возникает желание «умри» — то есть человек просто замирает и не двигается с места.
Отличительная черта буллинга — регулярность действий агрессора к жертве. Организм жертвы находится в стрессе постоянно. В это время выделяется большое количество гормона адреналина. Возникает постоянная тревожность, напряженность, головные боли. Адреналин блокирует пищеварительные процессы, у человека пропадает аппетит. Учащается сердцебиение. Возможно нарушение работы иммунной системы.
Регулярные процессы в организме, возникающие из-за стресса, вызывают ряд проблем:
- Психологические.
- Физические.
- Социальные.
Буллинг в психологии – это причина низкой самооценки, неуверенности в себе, замкнутости для жертвы. Увеличивается риск возникновения депрессии. Появляется хроническая тревожность, возможны панические атаки. Жертвы (особенно, дети и подростки) задумываются о самоубийстве.
При отсутствии помощи со стороны, жертвы теряют надежду на позитивное решение проблемы. Поэтому суицид для них – избавление от страданий.
Физическими последствиями являются:
- Регулярные головные боли.
- Подавленное состояние.
- Нарушение аппетита.
- Проблемы со сном.
- Социальная изоляция.
Агрессор часто сам подвергается буллингу в семье. Поэтому его самооценка может быть тоже низкой. Он ощущает чувство постоянной тревожности, возникает непреодолимая агрессия, злость, с которой человек не может справиться.
Наблюдатели тоже ощущают негативные последствия буллинга. Очевидцы, которые не помогают жертве, ощущают страх и беспомощность.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.
- Беспричинные боли в животе и груди;
- Нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
- Нервный тик, энурез;
- Печальный вид, беспокойство, тревожность;
- Нарушенный сон, кошмары;
- Длительное подавленное состояние;
- Участившиеся простуды и другие заболевания;
- Склонность к уединению, нежелание общаться;
- Проблемы с аппетитом;
- Излишняя уступчивость и осторожность;
- Быстро устает и не может сконцентрироваться;
- Замыкается в себе, становится обидчивым, часто повторяет «ты меня не понимаешь!»…;
- Часто идет на поводу у других детей, боится выражать собственное мнение;
- Синяки, порванная одежда и портфель, «потерянные» вещи – частое явление;
- Ребенок избегает толпы, групповых игр, кружков;
- У ребенка нет друзей;
- На переменах ребенок старается оставаться вблизи взрослых людей;
- Боится выходить к доске;
- Нет желания идти в школу или на внеклассные занятия;
- Не ходит в гости к друзьям;
- Постоянно ищет предлоги не ходить в школу и стал часто болеть;
- В школу ребенок ходит разными маршрутами;
- Карманные деньги часто пропадают;
- Возвращается из школы подавленным;
- Никогда не упоминает никого из одноклассников;
- Очень мало говорит о своей школьной жизни;
- Не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- Одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Что делать ребёнку – жертве травли
Теперь хочется обратиться к детям:
- Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
- Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
- Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
- Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
Как НЕ НАДО делать
- Агрессивно спорить или отвечать тем же;
- Угрожать буллеру;
- Делать вид, что тебе всё равно или что тебе смешно, когда это не так;
- Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.
Как НАДО делать
- Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
- Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
- Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»);
- Разрешить так думать («Это твоё мнение»).
Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.
Видео: Как остановить травлю
Как бороться с ненавистниками?
- Игнорируйте их. Уходите. Не реагируйте и не отвечайте на негативные комментарии. Если это продолжается, есть и другие действия, которые можно предпринять. Если кто-то угрожает Вам, сообщите об этом родителю, учителю или другому взрослому.
- Блокируйте онлайн ненавистников. Если кто-то делает отрицательные или ненавистные комментарии к вашим сообщениям или аккаунту, заблокируйте их. Если они угрожают Вам, сообщите об этом родителям, сообщите администратору платформы, сделав скриншоты.
- Будьте добры и почтительны даже к ненавистникам. Это показывает, что Вы контролируете свои эмоции и не позволяете негативу сломить Вас.
- Будьте с товарищами. Наличие рядом друга, когда Вы думаете, что можете столкнуться с ненавистником, не только снижает вероятность инцидента, но также означает, что у вас будет поддержка.
- Напомните себе, что комментарии от ненавистников являются отражением их самих — на самом деле это не о Вас. Людям, которые чувствуют себя хорошо, не нужно подавлять других.
- Поток критики может быть признаком боли. Люди иногда набрасываются, потому что у них другие жизненные трудности. Отрицательные комментарии могут не иметь никакого отношения лично к Вам.
- Откройте свои чувства. Поговорите с доверенным взрослым или другом и получите поддержку.
- Продолжайте быть собой. Продолжайте двигаться вперед, преследуя свои интересы и быть тем, кто Вы есть.
Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе
А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.
Первый и самый главный пункт — снять с ребенка чувство вины!
Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.
- Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
- Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
- Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
- Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
- Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
- В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.
Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Педагог-психолог Ольга Ткачук рассказала, как своевременно распознать проблему и правильно с ней разобраться.
– Буллинг – очень модное ныне слово. Им часто называют любой конфликт, происходящий в детском коллективе, когда кто-то кого-то оскорбил, обозвал, ударил. Но не любая ссора является буллингом.
Да, буллинг начинается с отдельных эпизодов психологического или физического насилия. Но примут ли эти единичные или даже повторяющиеся случаи характер постоянный, длительный и систематический (а именно это и отличает буллинг от конфликта), зависит от того, как долго жертва будет терпеть и скрывать свои переживания и как на это отреагирует окружение.
Признаками буллинга являются неравенство сил участников, агрессия, умышленный характер со стороны зачинщиков и острая эмоциональная реакция жертвы (человек страдает от происходящего).
В своей работе школьного психолога я сталкивалась с отдельными эпизодами нападения на личность ребенка, но эта тема купировалась в самом начале, подхватывалась родителями и/или классными руководителями, администрацией, психологом, и до буллинга не доходило. Здесь важно, чтобы в самой школе во главе угла стояло четкое правило: у нас насилие и травля недопустимы и пресекаются сразу. Это правило должны разделять все взрослые – от директора до учителей.
Обращение к учителю
Поговорите с психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО. Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не предъявлять претензии.
Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).
При физическом насилии необходимо:
- Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
- Собирать доказательства (справки о здоровье, испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
- Написать заявление в полицию прокуратуру;
- Обратиться к чиновникам (местное Управление образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
- Привлечь внимание общественности.
Последствия травли
Буллинг в психологии — это моральное или физическое насилие агрессора над жертвой. Действия несут регулярный характер. Травля имеет серьезные последствия для всех участников.
Жертва в дальнейшем избегает общества. Человеку сложно заводить новые знакомства, тяжело адаптироваться в новом коллективе. Жертвы чаще подвержены депрессии, им знакомы хроническая тревожность и панические атаки.
Дети-жертвы без проработки полученной травмы со специалистом переносят такой сценарий во взрослую жизнь. Есть большая вероятность того, что буллинг повторится в дальнейшем.
Существует отдельный тип жертв, которые долго терпят издевательства, не могут справиться, не получают нужной помощи. Впоследствии такие люди сами становятся агрессорами. Они порождают новую агрессию, новую травлю для других людей.
Буллинг в детской среде порождает стресс во всем коллективе. Дети ощущают страх, тревожность. Из-за этого истощается детская психика, увеличивается заболеваемость детей простудными заболеваниями, так как нарушается работа иммунной системы. Возможно возникновение заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системой.
Из-за буллинга у человека теряется сосредоточенность, он становится рассеянным. У детей ухудшается успеваемость.
Что делать учителю
Проблема буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Помочь жертве буллинга
Детский психолог Регина Беседа
1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду – составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.
– Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»
– Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…
Персональное видеопоздравление от Деда Мороза:
– Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная»…
Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
Памятка для родителей: как остановить травлю
Как остановить травлю ребенка памятка для родителей
Из личного опыта
«Старшеклассники напали на моего сына»
Регина Беседа, мать троих детей, поделилась историей, когда ей самой пришлось вступиться за сына.
– Я узнала из общего школьного родительского чата в соцсети, что моего мальчика (он учился в 8-м классе) побили 10-классники. Старшие решили наказать младших за то, что слишком шумели. Достали ремень, ударили мальчика. Им оказался мой сын.
Классная сказала мне: сами разберутся. Как?! 10-й и 8-й класс не могут сами разобраться – у них разные интересы, физические параметры. Поэтому была назначена встреча, там была вся компания старшеклассников, учителя обоих классов и представители родительского комитета 10-го класса, которые… пришли воевать с 8-классниками! Пытались обвинить ребят: мол, те чуть не сами себя побили. Из чего я в очередной раз сделала вывод, что проблема поведения детей – это проблема поведения родителей.
Тогда я сказала, что буду писать заявление – сразу в прокуратуру – о моральном и физическом насилии. И что там будет сказано про учителя, который допускает такое поведение класса. И про родителей, которые поощряют такое поведение своих детей. Разговор сразу принял другое русло. То есть, как только мы заикаемся о юридической стороне буллинга (а буллинг на Западе – юридический термин, предполагающий наказание), вопрос исчерпывается. Родители стали искать варианты – как взаимодействовать, как сдружить детей…
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Причины травли
Буллинг – асоциальная попытка самоутвердиться.
К причинам можно отнести:
- Желание привлечь внимание.
- Демонстрация своей силы.
- Скрытие своей неуверенности и страхов.
- Желание доминировать и властвовать. Стремление к индивидуализированной власти.
- Психологическая травма. Часто агрессорами в будущем становятся бывшие жертвы.
- Страх. Агрессор боится оказаться на месте жертвы, поэтому использует свою жестокость.
- Завышенная самооценка.
Агрессия является защитной реакции психики человека. Она возникает на фоне хронической тревожности, страха, ощущения беспомощности.
Почему дети часто боятся рассказывать об этом взрослым
Здесь несколько причин. Это может быть и несформированное или нарушенное доверие между родителями и ребенком, и нежелание ребенка «травмировать» родителей своими проблемами, и собственные негативные переживания, которые просто парализуют (страх, стыд, вина).
Еще в нашем социуме есть такой миф, что просить о помощи – это слабость. Ты со всем должен справиться сам, просить помощи – унижение.
Нередко сами дети, которых травили, разделяют это правило. «Мама, не лезь, сам справлюсь», «надо мной будут смеяться, если я кому-то пожалуюсь». А возможно, у них уже был негативный опыт, когда они доверились, а взрослые «все испортили» – например, обесценили, не учли переживания подростка или отмахнулись.
Доверие – очень хрупкая вещь. И важно, чтобы в ближайшем окружении ребенка был хотя бы один взрослый, которому он доверяет.
Юридическая ответственность за буллинг
Тему буллинга можно рассмотреть также и с юридической точки зрения. Не все знают, но существуют законы и статьи, запрещающие буллинг.
До 14 лет за детей несут ответственность их родители и государственные учреждения, где они находятся (школа).
С 14 лет наступает личная ответственность человека по НЕКОТОРЫМ пунктам УК РФ, то есть он сам начинает отвечать за свои поступки.
УК РФ Статья 111.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психологическое расстройство также относится)
С 16 лет наступает ПОЛНАЯ ответственность.
УК РФ Статья 110.1
Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства
УК РФ Статья 117
Истязание
Профилактика школьного буллинга
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде.
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматриваете личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!
Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.
Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.
И напоследок
Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.
Если вы столкнулись с буллингом в школе, вам нужно обратиться за помощью. Каждый день под гнетом страха и унижения ухудшает ваше душевное состояние, забирает силы и подрывает базовое доверие к людям. Вы в силах остановить это. Вы можете. Если вам плохо — не терпите.
И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….
Читаем также: Ребенка травят в школе: 6 способов сделать все еще хуже
Привлечение внимания к проблеме буллинга
Далее я изучила способы привлечения людей к данной проблеме и способы борьбы с буллингом.
Многие люди, которые заинтересованы в проблеме травли, пытаются сообщить о её масштабе обществу.
Проявление проблемы показывают в кинофильмах и сериалах про подростков. Режиссеры пытаются донести до зрителей последствия буллинга, до чего он может довести и как избежать негативных последствий.
Примеры фильмов и сериалов:
- Говори (2004г.)
- Класс (2007г.)
- Телекинез (2013г.)
- 13 причин почему (2017г.)
Родители, чьи дети подвергнуты или были подвергнуты травли, выходят на митинги.
Волонтёры, обратившие внимание на проблему, проводят игровые занятия с подростками. Занятия направленны на изменение их ситуации в классе.
Писатели создают книги, которые стоит прочесть каждому и сделать выводы. Примеры книг:
- «Верочка» А. Н. Богословский
- «Девятнадцать минут» Джоди Пиколт
- «Мыши» Гордон Рис
- «Правда или последствия» Анника Тор
В школах проводят лекции на данную тему. Слушая лекцию, подросток может узнать себя и осознать свои ошибки, или человек найдёт выход из ситуации.
Реальные истории буллинга в школе и борьбы с ним
Мы создали небольшой опрос и удивились, насколько распространён буллинг. Почитайте истории школьников – возможно, одна из них поможет вам прекратить травлю!
Ася:
Травили из-за большого лба! Выход – изменение своего восприятия красоты, работа с самооценкой и выработка умения не тратить эмоциональный ресурс на глупых людей. А вообще, самое лучшее средство от «глупой» травли – взросление, потому что у обеих сторон прибавляется ума.
Кстати, если нужно бороться с травлей здесь и сейчас в определенной ситуации, то лично для меня самый лучший способ такой: вместо того, чтобы проявлять стеснительность/обиду/молчать, или нападать в ответ, или, как советуют некоторые, смеяться вместе с агрессором, можно попробовать прямо и спокойно сказать человеку: «Это обидно/это меня задевает/мне неприятно такое слышать/не говори так, пожалуйста, это меня расстраивает».
Короче, фишка в том, что этих чувств агрессор и добивается, поэтому такой ответ может поставить его в тупик.
Дима А.:
Я бы не сказал, что мне сильно досталось от буллинга — обходилось без рукоприкладства. Но всё равно рану оставило — издевки, подколы и подобное. Боролся, просто начав гуглить ответы на свои вопросы.
Именно это помогло мне обрести уверенность и противостоять обидам. Через пару лет, перестав реагировать на оскорбления и шутить над ними, я получил авторитет в классе, и позже моё слово стало иметь вес. Возможно, мне удалось преодолеть травлю потому, что люди сами выросли.
Ольга К.:
В седьмом классе на лабораторной работе по физике разбила мерный цилиндр. И то потому, что подставка была деформирована. Учитель сказал, что я бездарная, бестолковая и безрукая. При всем классе заставил все убирать. Сказал принести два цилиндра в качестве наказания.
Я гордо и молча принесла четыре на следующий день. Он извинился, но тихо и на перемене. Осадок и всплывающие «бездарная, бестолковая, безрукая» во время неудач остались до сих пор, а ведь давно не школьница… В такие моменты я сдерживаю себя от самобичевания. Говорю себе, что жестокость и непедагогичное поведение этого человека – следствие узости мышления и тупости, и не имеет ко мне никакого отношения, уж тем более не говорит о моих профессиональных качествах и «безрукости».
Владислав К.:
Начал рофлить тех, кто рофлил меня, и перестал реагировать на их шутки сердечно.
Таня К.:
В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников. Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.
Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.
Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?». После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ. Если инцидент повторится, поступить стоит так же. Со временем человек поймёт, что вы уверены в себе, и перестанет самоутверждаться за ваш счёт.
Даниил М.:
Были хамство и угрозы со стороны учителя. Примерно такие: «Да откуда ты такой взялся? Будешь рот открывать, выгонят за оценки».
Видимо, она чувствовала свою безнаказанность. Помогла запись диктофона. Ситуацию решили беседой с директором и администрацией школы.
Татьяна Я. (мама):
Третий год подряд в начале изучаемого курса детям в первой же четверти выставляют четвертные двойки. Потом дети только и слышат со всех сторон, что они двоечники и им ничего не светит.
В результате один ребенок, тихий и спокойный, перестал учиться вообще, а второй, гордый, стал по отношению к учителям резким и агрессивным настолько, что они предпочитают уже его не задевать и мирно ставить тройку. Вот, кстати, и примеры удачного и неудачного сопротивления.
Мне пришлось обратиться к директору и в районный отдел образования. Кажется, что-то начало меняться. Но, возможно, это только кажется
Поскольку мы в силу некоторых причин не можем поменять школу, некоторые советуют пригрозить действиями по постановке под вопрос профессиональных качеств учителей.
Различия в травле детей и взрослых
Главным отличием детского и взрослого буллинга – опыт. Любой взрослый из участников буллинга имеет больший жизненный опыт. Он имеет больше возможностей для выхода из сложившейся ситуации.
Взрослый понимает, как реагировать на оскорбления, насмешки. Взрослый самостоятельно принимает решение посетить психолога или уйти с работы, где происходит травля. Дети впервые сталкиваются с буллингом, поэтому они более уязвимы. Для выхода из ситуации им в 100% необходима помощь взрослого.
Другим отличием становится то, что детям легче сменить пространство, в котором происходит травля. Сюда можно отнести смену школы, секции. Взрослым тяжелее сменить обстановку из-за большой ответственности. Часто взрослые не уходят из коллектива, где они подвергаются буллингу, из-за материальной необходимости.
Детским и подростковым коллективом управляет всегда взрослый. Родители, педагоги, воспитатели могут вмешаться в ситуацию.