Что такое самоэффективность? Самоэффективность в психологии

Самоэффективность – это вера индивидуума в собственные способности и усилия, убеждение в том, что они обязательно позволят добиться поставленной цели.

Следует отметить, что понятие самоэффективности является основным в теории специалиста Бандуры.

В частности, он полагал, что массовая или коллективная самоэффективность представляет собой совокупность ряда индивидуальных самоэффективностей, каждая из которых может проявляться в разных сферах деятельности индивидуума.

Уровень или состояние самоэффективности определяет субъективное отношение человека к качеству и производительности его деятельности. При чем это самое отношение определяется рядом факторов: существующие возможности развития, внутренние резервы личности, выбор конкретных решений, постройка дальнейших планов и стратегии деятельности.

Роль самоэффективности

Практически все люди могут определить цели, которые они хотят достичь, вещи, которые они хотели бы изменить или события, которые они хотели бы пережить. Однако большинство людей также понимают, что воплощение этих планов в действительности не совсем так просто. Бандура и другие обнаружили, что самоэффективность человека играет важную роль в подходе к целям, задачам и проблемам.

Люди с развитым чувством самоэффективности:

  • Видят сложные проблемы в качестве задач, которые нужно освоить.
  • Развивают интерес к деятельности, в которой они участвуют.
  • Формируют сильное чувство обязательства перед своими интересами и деятельностью.
  • Быстро восстанавливаются от поражений и разочарований.

Люди со слабым чувством самоэффективности:

  • Избегают сложных задач.
  • Полагают, что сложные задачи и ситуации выходят за рамки их способностей.
  • Фокусируются на личных неудачах и отрицательных результатах.
  • Быстро теряют уверенность в личных способностях.

Как развивается самоэффективность? Эти убеждения начинают формироваться в раннем детстве, поскольку дети имеют дело с большим разнообразием опыта, задач и ситуаций. Однако рост самоэффективности не заканчивается в молодости, а продолжает развиваться на протяжении всей жизни, когда люди приобретают новые навыки, опыт и знания.

Самоэффективность и ее проявление у одаренных студентов

Самоэффективность и ее проявление у одаренных студентов

В современном мире для молодого поколения не секрет тот факт, что наше будущее зависит от того, насколько мы уверены в себе. Чем выше наша уверенность в себе, тем выше шанс построить гармоничные взаимоотношения с окружающими нас людьми, реализовать себя в карьере, получить признание и моральное удовлетворение.

Каждый из нас ежедневно тратит свое время, силы, ресурсы ради одного – достижения целей. Но даже одну и ту же цель разные люди достигают с разными затратами. Другими словами, говоря о самоэффективности, мы говорим о восприятии себя как эффективного, способного добиться успеха, пройти через любые трудности, чтобы получить нужный нам результат. Наша эффективность зависит от опыта, накапливаемого в процессе личностного развития.

Концепция самоэффективности, впервые предложенная профессором Стэндфордского университета (США) А. Бандурой в конце 1970-х годов и активно развивается на протяжении последних 25 лет. По мнению самого Альберта Бандуры «самоэффективность» — это вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Т.О. Гордеева определяет понятие самоэффективность следующим образом: «Самоэффективность заключается в том, насколько компетентным чувствует себя человек, выполняя то или иное дело» [2].

Бандура (Bandura, 1997) выделяет четыре процесса, посредством которых представления об эффективности влияют на поведение, что обуславливает формирование самоэффективности:

1. Способность выстроить поведение. А.Бандура утверждает, что наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач. То есть, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи — низкие ожидания.

2. Косвенный опыт. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими свое поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность.

3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели.

4. Эмоциональный подъем. Так как люди сверяют уровень эффективности с уровнем эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях, любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности.

Самоэффективность человека обеспечивается его умением осознавать свои способности и выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Существует два вида самоэффективности – это общая самоэффективность и специальная (частная) самоэффективность. Общая самоэффективность складывается из специальных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности [1]. Специальная самоэффективность – это самоэффективность в какой-то определенной области знания (литературе, музыке, математике). У человека существуют множество самоэффективностей, которые связаны с различными содержательными областями [2].

Гордеева Т.О. рассматривает самоэффективность как одну из составных частей интегративной структурно-динамической мотивационной модели одаренности, и понимает под одаренностью феномен, проявляющийся в успешной деятельности. Главными функциями самоэффективности являются обеспечение ощущения компетентности, ожидание успеха в выбранном деле и уверенность, необходимая для выдвижения смелых идей и гипотез, выбора трудных целей и настойчивости в их достижении [3].

Рассмотрим несколько жизненных картин, которые наиболее четко иллюстрируют одаренных молодых людей с различными уровнями самоэффективности.

Одаренный студент, не обладающий высоким уровнем собственной эффективности. Современный мир жестко диктует свои правила и, можно предположить, неуверенные в себе молодые люди будут испытывать трудности в адаптации ко всем реалиям общественной жизни. Их личность постоянно будет угнетена тем, что они «ни на что не способны». Они могут написать прекрасную картину или пьесу, однако, чтобы заявить свой творческий продукт необходимо реализовать свой творческий потенциал. Работать и развиваться. Учиться и набираться опыта у маститых коллег. Но таким молодым людям будет постоянно казаться, что они могли бы сделать лучше, что творчество их – посредственно, и никому не интересно. Постепенно пропадает вера в собственные силы, вера в то, что созданный творческий продукт – это нечто креативное и уникальное, не похожее на то, что создавали ранее. Молодой человек живет в постоянном напряжении, в неуверенности, связанной с ожиданием неудачи, и это не даёт его личности развиваться дальше, подрывает его самооценку, самоуважение, а, значит, и отношение к нему окружающих. И, в конечном счете, он может забыть о своих врожденных способностях, стать одним из тех, кто опустил руки, остановился и не прошел препятствия на пути своего творческого развития. Так пьеса может быть отложена в стол «до лучших времен», а картина повешена на стену в собственной гостиной. Талант не будет развиваться, находясь в состоянии росточка, не сможет превратиться в цветок.

Одаренный студент, ощущающий свою эффективность.

Он стремится развиваться в творчестве и двигаться вперед. Он уверен в себе и своих силах, считает, что создает самое лучшее. Однако подверженность молодых людей критике и чужому мнению так же играет не последнюю роль в формировании самоэфективности. Чем большая критика, в особенности неконструктивная, поступает со стороны, тем больше вероятность того, что творческий потенциал будет реализован не полностью, либо не реализуется вовсе. Сколько мир знал непризнанных гениев в различных областях знаний, которые были не поняты обществом.

Сильная личность, вне всяких сомнений, будет совершенствоваться, оттачивать свои навыки и умения, утолять жажду творчества. Она будет делать то, что ей нравится для себя, не важно, узнает ли о нем кто-нибудь еще. Личность менее слабая замкнется в себе, критика со стороны превратиться в самокритику чрезмерную, не приносящую пользы, имеющую разрушительный эффект. И произойдет то же, что и в первом случае – молодой человек, не ощущая важности своего творчества, погасит в себе огонек одаренности.

Таким образом:

1. Одаренному студенту, не обладающему высоким уровнем собственной эффективности необходимо повышать её уровень, чтобы добиться успеха в творчестве и реализовать свой потенциал в полной мере. Для этого следует, прежде всего, повысить уровень самооценки, самоуважения. И не прекращать работать, учиться, набираться опыта, предлагать новые, креативные идеи. Как говорил Томас Эдисон: «Гений – это 1% вдохновения и 99% пота».

2. Одаренного студента, ощущающего свою эффективность, могут порой не понять окружающие, что угрожает ему стать непризнанным гением, погубившим свою индивидуальность. Здесь так же важна работа над собой, отношением к своей уникальности. И, один из наиболее важных пунктов – это воспитание в себе здоровой восприимчивости критики. Конструктивная критика, так же, как и самокритика— продуктивна, потому что в ней, как правило, содержится указание на реальные ошибки, и, иногда, рекомендации по тому, как эти ошибки исправить. К ней следует прислушиваться. Чего нельзя сказать о критике неконструктивной, которая отнимает всякое желание двигаться вперед в творчестве.

Литература:

  1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000
  2. Гордеева Т. О, «Психология мотивации достижения»
  3. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 1(15). URL: https://psystudy.ru (дата обращения: 14.11.2012)

Четыре основных источника самоэффективности:

Опыт мастерства

«Самый эффективный способ развития сильного чувства эффективности – через опыт мастерства», – пояснил Бандура. Успешное выполнение задачи укрепляет наше чувство самоэффективности. Однако неспособность адекватно решить ту или иную проблему или задачу может подорвать и ослабить самоэффективность.

Социальное моделирование

Видеть других людей, успешно выполнивших задания, является еще одним важным источником самоэффективности. По словам Бандуры, «видя людей, которые добиваются успеха благодаря постоянным усилиям, вызывает убеждение у наблюдателя о том, что он тоже обладает возможностями освоить мастерство для достижения успеха.»

Социальные убеждения

Бандура также заявил, что людей можно убедить, что они имеют необходимые навыки и возможности для достижения успеха. Вспомните время, когда кто-то сказал вам положительные и обнадеживающие слова, что помогли вам достичь цели. Получение словесного поощрения от других помогает людям преодолеть неуверенность в себе и сосредоточить максимум усилий на поставленной задачи.

Психологические ответы

Наши собственные эмоциональные реакции на ситуации также играют важную роль в самоэффективности. Настроения, эмоциональные состояния, физические реакции и уровни стресса могут влиять на то, как человек чувствует свои способности в конкретной ситуации. Человек, который становится чрезвычайно нервным перед выступлением на публике, может развить слабое чувство самоэффективности в этих ситуациях.

Однако Бандура также о. Изучая, как минимизировать стресс и поднять настроение, сталкиваясь с трудными или сложными задачами, люди могут улучшить свое чувство самоэффективности.

Исследователи нашли прочную связь между самоэффективностью и успехом. Если вы верите, что вы сможете достичь цели, то больше шансов, что вы достигните её. Ваши отрицательные или положительные верования о своём стремлении могут предсказать ваш успех.

Может показаться, что самоэффективность это уверенность в себе. Эти два понятия взаимосвязаны, но они не одно и то же. Самоэффективность относится к конкретной цели, как отказаться от десерта или участие в тренировке. Уверенность в себе относится к вашим чувствам о себе в целом. Повышение самоэффективности может помочь вам достичь целей и повысить уверенность.

Теория самоэффективности А. Бандуры

Самоэффективность – это ощущение себя компетентным в конкретной деятельности.

Как человек оценивает насколько он успешен в психологии, в решении задач по алгебре, в фигурном катании? Этот параметр не является чертой личности, это когнитивное образование, которое влияет на мотивацию достижения, как бы вносит свой вклад в мотивацию и соответственно в поведение.

Как формируется самоэффективность:

1) Из опыта собственных успехов

. Если человек видел позитивный результат в какой-то деятельности, то опыт успешности в этой деятельности накапливается, и самоэффективность формируется.

2) Наблюдение за чужими достижениями

тоже вносит вклад. Если он будет видеть, как другие в этой деятельности неуспешны, это понизит его самоэффективность.

3) Вербальные убеждения

– это ещё один компонент, который вносит вклад в самоэффективность. Мать может убедить ребёнка перед контрольной по математике (важен
статус говорящего — авторитет
), что он успешен, но это убеждение, чтобы оно сработало должно опираться на предшествующие результаты (у него должны должны быть не только двойки за предшествующие контры). Он понимает, что мама его любит – может обмануть в данном случае, а говорит просто, чтобы его подбодрить и т.д.

4) Это должно быть в границах реальных возможностей

. Когда ребёнок понимает, что что-то ему не по силам, то и убеждение не подействует.

5) Обратная связь от эмоционального и физиологического состояния тоже формирует самоэффективность.Сейчас, например, если человек ощущает себя спокойным или, наоборот, в состоянии подъёма, с жаждой деятельности – это повысит самоэффективность. Если он ощущает себя слабым, больным и усталым, то понизит. Эмоциональное напряжение и др. тревоги и страхи приводят к снижению самоэффективности.

Самоэффективность измеряется до выполнения деятельности. Для самоэффективности важно не сравнение с другими, а использование критерия мастерства и компетентности по отношению к другому человеку – это частная характеристика. Она зависит от конкретного вида деятельности. Человек может иметь много эффективности в разных областях и ощущать себя весьма эффективным в одной области и весьма неэффективным в другой. Я знаю геометрию, но не знаю географию – говорит себе человек. Это не личностная черта, а конкретный конструкт, который повлияет на конкретную мотивацию и конкретное поведение. Самые уверенные студенты хуже готовятся к экзаменам, чем их более тревожные и не менее способные сверстники. Если уравнять группу по знаниям и уровню интеллекта, то этот показатель самоэффективности, то он будет предиктором – поможет предсказать успех или неуспех на экзамене. Лучше всего иметь умеренную, но не чрезмерно высокую самоэффективность и не чрезмерно низкую. Исследования чрезмерно низкой, как она плохо влияет на психическое здоровье и на успехи в конкретных видах понятны и очевидны

Четыре способа повысить уверенность в себе

Ставить и достигать маленькие цели.

Устанавливать маленькие и краткосрочные цели для того, чтобы становиться более уверенным, когда вы успешно достигаете эти цели. Затем, по мере выполнения каждой задачи, она выступает в качестве ступеньки для достижения большой цели.

Например, ваша конечная цель может быть, потеря веса в размере 20 килограммов. Но вы можете разбить её на несколько более малых целей. Вы можете решить пропускать десерт, чтобы сократить количество потребляемых калорий. Каждый день, что вы пропустите десерт, вы строите уверенность в своей способности достичь своей цели. Повышение самоэффективности помогает держать вас на пути, чтобы достичь вашей цели.

Окружите себя позитивными сообщениями.

Если окружающие вас люди успешно достигают цель, которую вы хотите достичь, вы, скорее всего, верите, что вы тоже сможете сделать это. Найдите друзей, у которых есть привычки, которыми вы восхищаетесь.

Если вы хотите похудеть, то проведите свой обеденный перерыв с людьми, которые едят здоровую пищу. Ходите с друзьями в спортзал.

Вы также можете окружить себя позитивными сообщениями в электронном виде. Подписаться на информационные рассылки от тренеров, о потере веса и успешных диетах, ориентированных на здоровье.

Получить социальную поддержку.

Обратитесь за помощью к людям, которые имеют наибольшее значение для вас. Расскажите им о цели, которую вы стараетесь достичь, и дайте им знать, что их поощрение и положительные сообщения имеют значение. Сделайте привычкой осознавать и принимать комплименты, которые вы получаете от них.

Ваши друзья и семья могут поддерживать вас. Исследования обнаружили, что положительные сообщения, отправленные в электронном виде, так же могут помочь людям в достижении их цели.

Научиться расслабляться.

Если у вас есть интенсивные эмоциональные реакции на ситуации, ваша самоэффективность касаемо ваших способностей справиться с этой ситуацией, вероятно, будет низкой. Потребуется некоторое время, чтобы определить ситуации, которые вызывают у вас сильную реакцию. Затем, освойте методы релаксации, которые помогут вам возвращаться в спокойное эмоциональное состояние.

Повышение самоэффективности для построения уверенности – это процесс, который занимает время. Но вы можете выполнять небольшие шаги каждый день. Как вы становитесь всё более осведомленным о своих мыслях и убеждениях, процесс будет проще и станет легче достигать свою цель и становиться более сильным и более уверенным.

Записаться на консультацию Вы сможете, перейдя на страницу с моими контактными данными, заполнив форму обратной связи или другим удобным способом.

Самоэффективность – понятие, личностная, самоконтроль, в психологии

Самоэффективность – это вера индивидуума в собственные способности и усилия, убеждение в том, что они обязательно позволят добиться поставленной цели.
Следует отметить, что понятие самоэффективности является основным в теории специалиста Бандуры.

В частности, он полагал, что массовая или коллективная самоэффективность представляет собой совокупность ряда индивидуальных самоэффективностей, каждая из которых может проявляться в разных сферах деятельности индивидуума.

Уровень или состояние самоэффективности определяет субъективное отношение человека к качеству и производительности его деятельности. При чем это самое отношение определяется рядом факторов: существующие возможности развития, внутренние резервы личности, выбор конкретных решений, постройка дальнейших планов и стратегии деятельности.

Личностная самоэффективность

Вера конкретного индивидуума в собственные возможности, а также способности справляться с тем или иным видом деятельности представляют собой характеристику, которая в психологии приобрела термин «личностная самоэффективность». Из всех существующих возможных классификаций широкое распространение получило разделение данной характеристики на самоэффективность в общении или самоэффективность в деятельности.

Во время общения данная личностная черта проявляется в виде убеждения субъекта в своей достаточной компетенции относительно темы разговора.

То есть подразумевается уверенность человека в том, что он может выступать более чем адекватным и подходящим коммуникатором во время разговора, сможет выслушать собеседника и на должном уровне поддержать диалог.

Соответственно, самостоятельная эффективность в деятельности – это убеждение индивидуума в своей способности проявить должные навыки и опыт в конкретном предполагаемом виде деятельности.

Примечательным является то, что такая форма убеждения в своем личном успехе никогда не лишена объективности, поскольку происходит из внутренних «источников» сознания.

К ним относится, среди числа прочих, достижения различного уровня и в любой сфере жизни, которых индивидуум уже добился.

Говоря иными словами, самоэффективность базируется на реально существующем прогрессе человека в самореализации и самосовершенствования.

Также значительным методом создания самоэффективности может стать социальной моделирование.

Суть заключается в том, что мотивацией для роста самостоятельной эффективности может стать наблюдение за деятельностью других субъектов, которые напоминают чем-то индивидууму его самого.

Созерцания чужого успеха в предстоящей деятельности может стать подоплекой для убеждения в реализации собственных сил.

перейти наверх

Самоэффективность с точки зрения психологии

Самоэффективность с точки зрения психологии – это устойчивое чувство субъективной эффективности и компетенции в конкретно возникающем вопросе или сфере жизни, деятельности.

Впервые данный термин разработал и ввел Американский специалист А.

Банудра, обозначая им способность человека к ощущению личностных навыков, умения совладать с конкретным набором условий и возникающих задач, ситуаций, развивающихся в течение всей жизни.

В настоящий момент, теория Бандуры широко распространена среди других специалистов. В ее основе лежит концепция отсутствия веры индивидуума в эффективность и какую-либо действенность своих навыков. Отсутствие такой веры приводило бы к серьезным нарушениям поведения.

Данная теория поднимает вопрос о объемности понятия самоэффективности, подчеркивая тот факт, что она представляет собой поведенческую компетентность субъекта в целом.

Иными словами – это убежденность человека в своей способности продемонстрировать в любой сложной ситуации максимально оптимальное поведение.

Тем не менее, следует понимать, что вероятность успеха в той или иной деятельности зависит не только от личностной компетенции человека. Так индивид, который располагает высокой самостоятельной эффективностью и осознал действенность своих методов, прикладывает гораздо больше усилий и концентрации к выполняемым задачам.

Если же самоэффективность недостаточна, а то и вовсе отсутствует, наблюдается противоположная картина – действительно низкая активность и производительность, упадок мотивации, которые вызываются недоверием к своим собственным возможностям и умениям.

Человек располагающий высокой самоэффективность изменяется и в индивидуальном плане, воспринимая возникающие перед ним преграды или даже неудачи как вызов или испытание.

То есть самостоятельная эффективность также является основным источником устойчивой и постоянной мотивацией.

Помимо этого, существуют различные источники роста и развития самоэффективности. Разумеется, основным и, пожалуй, наиболее важным, является факт личной успешности и достижений в уже пережитом прошлом. Любой опыт успешного достижения цели должен рассматриваться как фундамент самоэффективности.

Поставить перед собой цель, сделать все возможное и невозможное, добиться своего – вот что позволяет ощущать себя успешным и максимально уверенным в своих собственных силах.

Такой рост возможен только при условии активной деятельности и целеустремленности, когда убеждения в своих силах не только зарождаются, но и обретают устойчивость.

перейти наверх

Самоконтроль

Широко распространено мнение, что именно самоконтроль является показателем сильной индивидуальности. Тем не менее, данное мнение ошибочно.

К примеру, если такой человек намерен продемонстрировать контроль над собой и проявить эмоции, чувства которых он совершенно не испытывает (или же подавить негативные эмоции), то он только затратит ряд своих внутренних сил.

Если рассматривать самоконтроль именно с данной позиции, то он становится показателем субъекта с невысокой выносливостью.

В то же время вера в собственные умения и силы способствует развитию самоконтроля, что в дальнейшем повышает показатель самоэффективности.

В этом заключается тот факт, что самоконтроль и самоэффективность, несмотря на очевидное различие между собой, все же имеют общие черты.

Если упростить данную взаимосвязь, то можно сказать, что развитие самоконтроля ведет к увеличению собственной эффективности, так как создает у индивидуума чувство не только контроля над собой, но и веры в то. Что он может взять под контроль ситуацию вокруг себя.

Следует не забывать, что оптимистическое отношение к себе, как к компетентной и вполне способной к успеху личности – это не только залог вполне реального успеха, но также и личного здоровья, чувства удовлетворенности и счастья. Такой человек в значительно меньшей степени подвержен риску развития апатии или депрессивных расстройств, менее тревожны и более настойчивы в плане реализации своих планов и продумывания стратегии успеха.

Источник: //PsyTheater.com/ponyatie-samoeffektivnosti.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]