Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Социометрия (трактуется как теория и метод одновременно) – это одно из современных направлений социальной психологии, которое сыграло важную роль в исследовании малых групп, в том числе и школьных. Она сформировалась и широко применялась в первой половине ХХ в.

Сам термин «социометрия» имеет латинскую этимологию и происходит от сочетания двух слов: «socius», что переводится как компаньон, и «metrum», то есть «мера». «Социометрия» (как термин) уже упоминается в 1916 г. в тексте письма, направленного в МВД Австро-Венгерской империи. Но серьезные исследования и публикации по этому вопросу появились только 1931–1936 гг.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Определение социометрии

Социометрия – это качественный метод измерения социальных отношений и основан на изучении поведения отдельного человека в составе группы.

Впервые он был разработан психотерапевтом Якобом Леви Морено (в последствии адаптирована Элен Дженнингс), исследования которого были направлены на установление взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием и предназначались для нужд групповой психотерапии.

Свое первое долгосрочное социометрическое исследование Морено провел в 1932–1938 г. в государственной школе для девочек в Гудзоне (штат Нью-Йорк).

Социометрия (как система) включает три составляющие, которые являются объектом изучения:

  • socius, что в переводе с латинского значит «союзник», «друг»;
  • измерение;
  • драму, то есть действие.

Наивысшей стадии развития социометрия (ее «старая школа», основоположником которой является Якоб Морено) достигла приблизительно к середине 1950-х гг., а с 1956 г. начинается формирование «новой социометрии», которая в основном придерживается «старого» направления.

Учение Якоба Морено получило развитие в работах его последователей, например, таких западных социологов, как Л. Д. Зелени, X. Р. Бекли, А. Бнейрштедт, С. Энгельмейер, которые рассматривали исследования ученого применительно к другим проблемам, которые возникают в обществе. В связи с этим стали выделять политическую, семейную, военную социометрию и так далее.

В России о социометрии заговорили только в середине прошлого века. Однако слово «социометрия» в тот период заменялось другими терминами: «групповая терапия», «малая группа», «групповой статус». Но к 2000 г. по данной теме появляются первые публикации таких российских психологов, как Я. Л. Коломинский, А. И. Розов, И. П. Волоков, Г. М. Андреева.

Социометрия (методика для школьников, дошкольников, производственных групп) как метод исследования, применяемый российскими учеными, ограничивалась в основном социометрическим анкетированием.

Основные отечественные школы были основаны Яковом Львовичем Коломинским в Минске и Игорем Павловичем Волковым в Ленинграде. Также к ведущим можно отнести эстонскую школу социометрии.

В настоящее время социометрия рассматривается российскими учеными как отрасль психологии, исследованиями которой занимались такие психологи, как Е. В. Андриенко, Р. С. Немов, Б. А. Сосновский, Н. Лутошкин, В. С. Авеносов, Е. И. Рогов и другие.

Различные психологи, исходя из своего видения вопроса, дают социометрии различные определения. Однако главным объектом исследования всегда остаются межличностные отношения, характерные для исследуемой группы.

  • Например, Якоб Морено определял социометрию как » исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них». По его мнению, социометрические исследования выявляют скрытые структуры, которые придают группе ее форму: альянсы, подгруппы, выявляют скрытые убеждения, идеологические соглашения.
  • Элен Дженнингс, одна из пионеров в области социометрических исследований, описала социометрию как «устройство для графического и прямого отображения общей конфигурации отношений между членами группы в определенный момент времени».
  • Александер Франц (психоаналитик, основатель «Чикагской школы» психоанализа) трактовал социометрию как «метод, используемый для обнаружения и манипулирования социальной конфигурацией путем измерения притяжений и отталкиваний между индивидами в группе».
  • Ури Бронфенбреннер (крупный специалист в области детской психологии) определял социометрию как «метод выявления, описания и оценки социального статуса индивидов, структуры и развития (групп) путем измерения степени принятия или отвержения индивидов в группах».

В словарях чаще всего приведено обобщающее определение: социометрия – это измерение взаимоотношений, доминирующих среди членов группы.

Социометрическая карточка

ТипКритерииВыборы
1Работа а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2Досуг а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов группСоциометрическое ограничение dВероятность случайного выбора P(A)
5-710,20-0,14
8-1120,25-0,18
12-1630,23-0,19
17-2140,22-0,19
22-2650,22-0,19
27-3160,22-0,19
31-3670,21-0,19

Результаты социометрии. Обработка данных

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия12345678910
1Иванов+1+2+3-1
2Петров+1+3+2
3Сидоров-1+1+2+3
4Данилова+2+1+3
5Александрова+2+1+3-3-2
6Адаменко
7Петренко+1+3
8Козаченко+1+3+2
9Яковлева+2+1+3-1
10Шумская+2+1+3-1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социометрические методы

Термин «социометрические методы» относится к большому классу методов, которые оценивают положительные и отрицательные связи между людьми внутри группы.

Болгарский психолог Любен Десев методы социометрии разделил по трем направлениям:

  • динамическое – это методы, изучающие группы в действии (к исследователям данной области он относит самого Якоба Морено, Дженнингс и Инфельда);
  • диагностическое, направленное на изучение и систематизацию социальных групп (в этом направлении работали Джордж Эндрю Лундберг, Ури Бронфенореннер, Френсис Чэпин, Дж. X. Крисуэлл, Л. Д. Зелени, Эмори Богардус и другие).
  • математическое (исследователи Пол Лазарсфельд, Чарльз Додд, Д. Стюарт).

Социометрический метод Якоба Морено – это метод сбора первичной социальной информации о взаимоотношениях индивидов в малых социальных группах.

Он включает:

  • социометрию (то есть опрос, позволяющий выявить взаимоотношения в группе, и фиксацию полученных данных);
  • социодраму (проигрывание различных социальных ситуаций) и психодраму (проигрывание ситуаций, возникающих при межличностном общении);
  • групповую терапию, или моренотерапию (действие, предполагающее активизацию у участников группы чувства ответственности за себя и за группу в целом).

Основной принцип мореновского метода состоит в том, что каждый участник группы может оценивать другого члена группы по одному или нескольким критериям в циклическом порядке.

Социограмма

Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

——> позитивный односторонний выбор, <�——> позитивный обоюдный выбор, ——> негативный односторонний выбор, <——> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Функции и роль

Социометрия имеет две основные отрасли: исследовательскую и прикладную:

  • Исследовательская социометрия занимается изучением социально-эмоциональных взаимоотношений в группах с использованием определенных критериев, например, определение лидера внутри коллектива.
  • Исследования прикладной социометрии направлены на оказание помощи группам и отдельным индивидам в расширении и развитии их уже существующих психосоциальных взаимоотношений.

Сейчас социометрия является одним из самых популярных методов анализа социальных сетей. Ее цель состоит в том, чтобы отобразить все отношения и разделить их на положительные и отрицательные выборы (или на отношения положительного, отрицательного или нулевого направления).

Для этого разрабатываются специальные программные обеспечения, направленные на анализ групп и их структур. Например, международная социальная сеть «Facebook» во многом опирается на социометрию своих пользователей.

Социометрические методы, основанные на оценке социального выбора и межличностной привлекательности, также используются:

  • в социальной психологии;
  • социологии;
  • психиатрии;
  • социальной антропологии.

«Главной методологической задачей социометрии (по определению Морено) является пересмотр экспериментального метода с тем, чтобы он мог эффективно применяться к социальным явлениям.» Исходя из того, что социометрия определяет симпатии и антипатии в группе, ее методы применимы для изучения этнических отношений и способов идентификации индивидов с этническими группами.

Например, используя социометрические исследования, Джоан Крисуэлл изучала бело-черные отношения в американских классах, Габриэль Вейманн исследовал этнические отношения в Израиле, а Джеймс Пейдж изучал внутриэтническую и межэтническую идентификацию в пределах Тихого океана.

Несмотря на феноменальные успехи, достигнутые за последние несколько десятилетий в анализе социометрических данных, полученных в результате исследования различных групп (школьных, дошкольных, студенческих, профессиональных), характерные недостатки все еще сохраняются.

Наиболее серьезным из них является «тенденция к использованию случайных вариаций» и трактовка таковых как социально значимых.

Автор: Ирина Журавка

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]