Я уже вскользь касался вопроса о вреде социальных сетей в других статьях, но теперь решил рассмотреть эту тему в отдельной статье. Здесь я расскажу о том, как увлечение социальными сетями вроде Контакта, Фейсбука, Одноклассников, Твиттера может негативно сказаться на психическом здоровье человека. Я дам несколько советов о том, как пользоваться социальными сетями с пользой, а не во вред. Также я составил рейтинг соц сетей, с которым вы можете ознакомиться в конце статьи.
Социальные сети обозначили тенденции развития интернета в сторону интеграции, объединения возможностей в рамках единых, многопользовательских веб-платформ. Эти платформы предоставили возможность пользователю общаться с друзьями, читать новости, смотреть фильмы, слушать музыку, делиться этим с другими участниками, принимать участие в обсуждениях, объединяться по интересам, создавать сообщества и все эти возможности сосредоточены на одном сайте!
Бесспорно, социальные сети — большое технологическое достижение, которое сулит много возможностей. Но вместе с этими возможностями приходят и беды… Нельзя сказать, что социальные сети это один сплошной вред, так же как нельзя сказать то же самое, например, про компьютер игры. При правильном, дисциплинированном подходе к этому чуду интернет технологий можно получить какую-то пользу и облегчить себе жизнь. Но всегда существует риск того, что работа с социальными сетями отразится вредными последствиями на нашей психике.
Какие это могут быть последствия? В чем заключается опасность социальных сетей? Об этом пойдет речь ниже.
Зависимость от социальных сетей
Социальные сети обладают большим аддиктивным потенциалом, то есть, значительным риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько причин. Первая причина заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, каждый раз, когда читаем доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв и т.д.
Желание повторного получения этих эмоций несет нас вновь на просторы соц сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени.
Вторая причина кроется в особенностях усвоения информации при работе в многопользовательских веб-платформах. Человек, который сидит, например, в контакте получает много разнородной информации мелкими порциями за маленький промежуток времени: прочитал коротенький комментарий, ответил, тут же открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, недочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашел на страничку этого друга посмотреть что там новенького.
К такому режиму работы мозг привыкает так же быстро, как руки и рот привыкают к «щелканью» семечек. Дело даже не только в самом удовольствии и особенностях усвоения информации, а в удобстве, быстроте и доступности соц сетей!
Чтобы получить удовольствие от мнения другого человека о твоей фотографии, не надо много мучиться: залогинился (хоть с телефона) и одним кликом просмотрел сколько человек «лайкнуло» твое фото на пляже! Чтобы занять свое внимание чем-то не напрягающим и увлекающим, не нужно искать интересную статью в поиске: открыл контакт и начал читать новости и смотреть обновления друзей. Все быстро и удобно.
Быстрота и доступность, на мой взгляд, — важные предпосылки формирования любой зависимости. Человек инстинктивно ищет самые легкие пути для достижения удовольствия, пусть эти пути неэффективны и приводят к вредным последствиям. Взять хотя бы привычку курить. Быстро и доступно.
Зависимость от времяпрепровождения в социальных сетях ведет к следующим проблемам.
Снижение продолжительности концентрации внимания
Выше я писал о том, каким образом может усваиваться информация пользователем в соц сетях: быстро, спонтанно и маленькими порциями. Как я уже говорил, мозг привыкает к такой работе с информацией и постепенно теряет способность длительное время удерживать внимание на чем-то. Развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это побочный эффект, порожденный философией интеграции информации: когда работа с единственным веб интерфейсом начинает объединять в себе множество функций таких как общение, прослушивание музыки, обсуждение встреч и т.д., у пользователя появляется соблазн преступить к всему сразу и совершать параллельно несколько процессов.
Это плохо сказывается на способностях нашего мышления. Становится трудно удерживать внимание долго, например, на чтении книги. Наш ум, следуя приобретенной привычке, начинает перескакивать с одного предмета на другой. Поэтому возникают сложности с тем, чтобы последовательно размышлять, обдумывать одну проблему: внимание постоянно «уплывает».
Особенно эта проблема остро стоит в контексте подрастающего поколения. Детское мышление намного более «пластично» чем взрослое и поэтому легче может перенять вредные стандарты мышления, которые формируют, в том числе, соц сети.
Информационная зависимость
Социальные сети могут превратиться в, своего рода, жвачку для мозга. Мы привыкаем постоянно получать какую-то информацию и если этого не происходит, начинаем испытывать информационную ломку. Она выражается в том, что нам становится трудно расслабиться в тех ситуациях, когда в мозг поступает мало данных, например, когда едем в метро или находимся на даче. Ведь наш мозг вечно обеспокоен тем, чтобы не переставать жевать эту жвачку и требует новых порций информации, так как привык каждый день получать ее из социальных сетей.
Отчуждение, снижение интеллекта
Когда вы много времени сидите в соц сетях, ваш мозг занят бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой. Вы просто занимаете его чем-то, чтобы он все время был занят, не думая о качестве поступающей информации. Вместо этого вы могли бы о чем-нибудь подумать, прийти к решению жизненных проблем, построить планы на будущее, придумать какую-нибудь полезную идею, прочитать хорошую книгу и т.д. Но это все невозможно пока ваш ум озадачен пережевыванием интернет-жвачки, превращая вас в бездумного и отчужденного зомби.
Из-за того, что информация поступает быстро и непрерывно, вы и ее не успеваете переварить, обдумать. Эмоции не получают развития в ответ на поступающие впечатления, так как для этого требуется время и покой, которых нет в условиях судорожного усвоения информации. Как будто вы закидываете в рот и не пережевывая глотаете пельмени, салат, огурцы, борщ, конфеты… Сочетая в одной кулинарной комбинации сладкое с соленым, холодное с горячим.
Вы даже не можете сказать, что вам больше всего понравилось, так как вы спешили проглотить все как можно быстрее и не было времени, чтобы сформировалась оценка, некий эмоциональный отклик. К тому же впереди вас ждет несварение желудка…
Сострадание, эмпатия, заинтересованность и увлеченность исчезают, не успевая толком оформиться в вашей психике, так как одна информация резко сменяет другую.
Должен отметить, что вышеназванные последствия вреда могут появится не только из-за зависимости от социальных сетей. Эти симптомы могут стать как результатами чрезмерного увлечения компьютерными играми и интернетом вообще, так и следствием многих проявлений современной жизни: интенсивной работы, стремительного темпа жизни, беспорядочного потребления информации, скуки…
Можно ли пользоваться социальными сетями без вреда?
Несмотря на страшные вещи, которые я описал выше, я уверен, что соц сети это не абсолютное зло, просто нужно пользоваться ими с умом и во всем знать меру, как и во многих других вещах. Я не вижу ничего дурного в возможности знакомиться с людьми по интересам, находить старых знакомых и реабилитировать прошлые связи, иметь удобный и доступный интерфейс для общения со своими друзьями, слушать музыку (и находить ее) и смотреть фильмы. Социальные сети имеют ряд полезных функций, которые очень облегчают жизнь и работу в интернете.
Это большой технологический и культурный прорыв в развитии интернета. Но, как и со многими прорывными технологиями, в работе с социальными платформами нужно быть осторожным, чтобы таковые не обратились во вред. Приведу совет о «гигиене» времяпрепровождения в соц. сетях.
Назначение соцсетей
В соцсетях можно не только общаться, но и слушать музыку, смотреть видео, делиться понравившимися цитами и мыслями. В социальных сетях создают сообщества по интересам – медицина, книги, мода, спорт, развитие, бизнес. Социальные сети предоставляют огромные возможности для собственного развития. Причем, эти возможности абсолютно бесплатные.
Но, тем не менее, большинство из любителей Вконтакте, Одноклассников и других популярных соцсетей используют их во вред психическому и в целом – физическому здоровью. Хотя изначально, если правильно поставить цели и настроить себя на эффективную работу и провождение времени в интернете, можно получить от него много пользы.
Но, прежде чем рассмотреть пользу социальных сетей, давайте объясним их вред и даже опасность.
Совет: Ограничьте время пребывания в соц сетях
Не нужно заходить и проверять обновления «вконтакте» каждый час, во время каждой свободной минуты на работе или дома. Ограничьте количество посещений страниц социальных сетей, скажем, до двух раз в день. Если вы привыкли посещать соц сети на работе в свободные минуты, то проведите такой эксперимент. Вместо того, чтобы, как только вы освободились от работы, судорожно открывать браузер и заходить в одноклассники/контакт, выйдите прогуляться или просто посидите минут 10 спокойно на стуле с выключенным монитором. Дайте своему мозгу отдохнуть от информации! В конце дня вы будете чувствовать себя намного менее уставшим, уверяю вас!
Если у вас на работе много свободного времени, то лучше потратить его на что-то более ценное и нужное, чем социальные сети. Читайте познавательные статьи, учитесь новому, ведь современный интернет предоставляет столько прекрасных возможностей по получению любой информации! Интернет это не только социальные сети!
Если вы последуете этому совету и будете меньше сидеть в контакте, например, не более получаса в день, тогда у вас просто не останется времени на всякую бестолковую активность, вроде той, которая заключается в том, чтобы прокомментировать каждую фотографию, лайкнуть любое видео, быть в курсе всех обновлений друзей. Используйте соц сети только по целевому назначению, то есть как интерфейс, позволяющий общаться, обмениватья мнениями, узнавать о событиях. Но не злоупотребляйте этими возможностями, избегайте ненужного и бессмысленного «трепа».
Когда вы сидите в соц сетях, вы убиваете свое время, которое могли бы потрать на что-то более ценное, что принесло бы пользу вам в будущем! Мозг, занятый пережевыванием интернет-жвачки, не способен генерировать никаких идей, никаких мыслей, он занят исключительно бестолковой активностью, работает в холостую. Человек, который тратит все свое время на интернет или телевизор — воплощение социального зомби из антиутопических романов про будущее. Он ни о чем не думает, лишен воображения, его мышление постоянно занято лайками, кликами и перевариванием медиа-помоев.
Волны искажаемой реальности
К обитателю Сети нужно знать коммуникативный код.
— «ВКонтакте» и «Инстаграме» чекинятся лузеры, отстой и пенсионеры, — объясняет принципы отбора в сообщества «Цифра»-Союзбек Нышанов. — Все юзеры давно в «Ютубе».
В переводе с интернет-русского на русский разговорный это означает, что Сеть неоднородна и дает доступ к себе через жесткий отбор. Пройти его — все равно что занять место в стае: «Инстаграм», «Телеграм» — это «павлины» Моа, «Фейсбук» — «шакалы» Табаки, «ВКонтакте», «Твиттер» — «рыжие собаки», все, кто вне групп или Сети, — «бандерлоги». И лишь обитатели «Ютуба», — разумеется, «братья». Популярный видеохостинг «Ютуб», куда оппозиционная повестка, вытесненная из офлайна, перетекла в онлайн, не просто «братство». Личность, сформированная там, повзрослев с «ютубными» ценностями, рано или поздно сталкивается с «бандерлогами».
— Мне взгляды маугли напоминают мем из «Твин Пикса»: «Совы не то, чем кажутся», — делится наблюдением социолог Агентства исследований «Столица» Галина Градосельская. — Сети тоже не то, что они декларируют. В жизни их посылы часто оборачиваются противоположностью: принцип свободы — легкостью манипуляции, декларируемый индивидуализм — стадностью, когда ведомые выбирают из ограниченного набора предлагаемое решение. Отсюда и цветные революции, и протесты групп любителей однотонных носков против групп любителей полосатых. Вместе они делают один выбор. Цель забывается, смыслом становится принцип стаи — против кого дружим? И запускается он вовсе не за счет их естественной реакции на то или иное событие, а с помощью информационных волн.
По данным Агентства социологических исследований «Столица», информационные волны, или на сленге пользователей гон, в Сети составляют от 65 до 80 процентов «мнений». И лишь 20-30 процентов информации социальных сетей — зерна живой реакции человека на то или иное событие. Причем искажение реальности зависит от финансовых вложений виртуальных игроков-ботов и числа лохов — тех, кто откликается на наживку. Проглатывает ее даже искушенная аудитория.
— Фейк, всеми ругаемый, — безотказный способ достижения цели, — говорит профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло. — И вроде бы уже все знают, как отличить факт от фейка: он анонимен, а если персонифицирован, призывает не к логике и фактам, а к эмоциям, что отключает сознание и способность анализировать. В этом сила фейка. Он как стихийное бедствие. Дальше вакуум заполняют слухи и домыслы. А когда человек «съел» фейк, информация, даже если она точна, уже может не работать. Поздно: вместо анализа транслируются мифы.
Сразу вспомнилось, как в «Фейсбуке» продвинутая оппозиция годами стебется, транслируя миф, что она грамотнее патриотов. Он вырос из вирусного фейка о том, что Геннадий Зюганов «в слове из пяти букв делает шесть ошибок». И не докажешь, что Зюганов — доктор философских наук, а реальность перпендикулярна: грамотнее тот, кто старше и получил хорошее образование. Однако гибрид воздействия через фейк, домыслы и мифы запущен, и переубедить через факт обитателей Сети еще и технически сложно.
— Сетевая реальность изменчива, — говорит Галина Градосельская. — В 2013 году «Фейсбук» насчитывал более 10 миллионов, сегодня — около 6 миллионов подписчиков. Так «плавает» каждая Сеть. Хотя цифровой отпечаток как глаз: можно поменять группу, айпи-адрес, а перебежчика без труда вычислят. Вопрос: кому это надо? Практика наших исследований показывает, что так технологические платформы направляют развитие соцсетей не в плоскость интеллектуального развития, а масскульта, а шоу-бизнес — это визионерство и извлечение из него прибыли. То есть все, как в шоу: тот, кто понравился большинству, тот и прав. Не до истины. Ловушка захлопнулась.
Так реальность многомерно искажается, «умная» толпа оборачивается групповой травлей, а люди попадают во все капканы, которые расставляет «цифра». И это не только проблема маугли — среда Сети для многих уже своя. Но большинство людей не понимают, кто и как ими манипулирует.
Социальные сети = контроль над интернетом?
Может быть, социальные сети и есть средство глобального контроля за интернетом. Ведь многие пользователи основную часть времени работы в сети проводят в социальных платформах. Для них интернет ограничивается пространством этих платформ. Сами социальные сети только стимулируют эту тенденцию, стремясь к большей интеграции, захватывая все новые и новые функции (просмотр фильмов, музыка, игры), ради которых мы выходим в интернет.
Один глобальный сайт намного легче контролировать, чем множество локальных, разрозненных доменов. Тем более, если на таком сайте существует модерация и требование к деанонимизации (регистрация строго под собственным ФИО). Вероятно, что идея контролируемого интернета уж получает свое развитие в реальности через массовое увлечение социальными медиа.
Конечно, это вовсе не значит, что социальные сети были придуманы именно для этого. Но, остается фактом то, что несмотря на то, что соц платформы хотят претендовать на полный охват возможностей, которые люди хотят получить от интернета, информация там сильно ограничена, как в количественном выражении, так и в возможности получить эту информацию, используя возможности движка. Короче, большинство социальных сетей не ориентированы на то, чтобы человек что-то изучал и получал нужную ему информацию в полном объеме.
Эти сайты не могут стать полноценной заменой всего интернета, как бы ни стремились к этому. Это основной вывод из мыслей, которые я изложил выше. Я не желаю породить в вас какую-то паранойю на почве идеи тотального контроля и слежки за вами через интернет. Я сам отношусь ко всяким параноидальным теориям и людям, которые на них помешаны с легкой иронией. Просто не злоупотребляйте социальными сетями и помните, что есть масса других полезных сайтов, например, википедия, сайты с научно-популярной информацией, сайты о саморазвитии, специализированные блоги… Интернет не исчерпывается социальными медиа.
Рекомендации
В заключение, следует сказать, что не стоит вычеркивать социальные платформы из своей жизни – ведь такой разрыв может быть весьма болезненным, просто используйте те, возможности, которые считаете наиболее полезными – отыскать одноклассника, узнать о новинке кинематографии или прослушать любимую музыкальную композицию. Каждый может найти для себя что-то хорошее, а от плохого влияния отказаться навсегда.
LiveJournal
- Похожие записи
- Культура общения
- Как пережить предательство друга
- Способы переубеждения человека
« Предыдущая запись
Мой личный рейтинг социальных сетей
Чтобы скрасить мрачные тона, которые стала приобретать эта статья под конец, давайте я расскажу вам о своих любимых социальных сетях, оказывается, некоторые сайты могут быть весьма полезными.
Полезные социальные сети
last.fm моя любимая социальная сеть . (И это не реклама) Она предназначена для поиска музыки и там это реализовано очень удобно, по крайней мере, мне очень нравится. Я очень люблю музыку, слушаю разные стили от электронных направлений до джаза и рока. Этот сайт предоставляет отличную возможность найти исполнителей себе по вкусу, опираясь на собственные музыкальные пристрастия. Сайт узнает о ваших вкусах, подключаясь к домашнему медиа плееру (winamp, foobar) или ipod’у и получая оттуда информацию о проигранных композициях.
Для поиска новых исполнителей можно пользоваться рекомендациями системы, можно самому искать похожих музыкантов на тех, которые тебе нравятся, можно осуществлять поиск по стилям или узнавать что слушают друзья. Система информирует пользователя о событиях в его городе, которые могут быть интересны ему. Например, если в вашей библиотеке прослушиваний есть исполнитель, Orbital, то система во во вкладке «события» оповестит вас о приезде этих музыкантов ваш город. Весьма полезная функция.
Короче, возможностей много. Но, как и c любой социальной сетью, на last.fm можно «зависнуть»: бесцельно бродить по страницам друзей, оставлять глупые комментарии, переходить с ссылки на ссылку и тратить время в пустую. Здесь тоже нужно знать меру и использовать сайт по целевому назначению. Тогда он может стать очень полезным.
imdb.com с этим сайтом выбор фильма для просмотра вечером перестал быть для меня долгим и трудоемким заданием. Мне уже не нужно читать громоздкие отзывы доморощенных кинокритиков, чтобы найти кино, которое подойдет под мой вкус. Способов поиска фильмов на этом сайте много: находите свой любимый фильм и система выводит список картин, которые понравились людям, которые любят ваш любый фильм. На самом деле, это очень хороший алгоритм. Таким образом я открыл для себя массу отличных кинокартин.
Можно искать по режиссеру, по актеру, по автору саундтрека. Можно самому выставлять оценки просмотренным кинолентам и система сама будет давать вам рекомендации. Рейтинг imdb уже давно стал авторитетным стандартом оценки фильмов, которым руководствуются миллионы любителей кино по всему миру при выборе фильмов.
StumbleUpon — Недавно обнаружил эту отличную социальную сеть. Идея в следующем, при регистрации вы указываете свои интересы, например, саморазвитие, физика, домашние животные и нажимаете волшебную кнопку «Stumble». Программа сайта ищет для вас страницы в интернете, соответствующие вашим интересам, например, «10 самых увлекательных физических экспериментов», если вы о в своих интересах. Страница показывается прямо в окне интерфейса, то есть страницу своего профиля покидать не приходится, вы смотрите другие сайты как бы через окно StumbleUpon.
При этом вам доступны все функции, которые есть на сайте, который вам показывает эта социальная сеть. Вы можете оставлять комментарии, совершать покупки и т.д.
Система показывает вам только те страницы, которые понравились другим пользователям. Отличная альтернатива ранжированию сайта в поисковиках. Эта система оказывается незаменимой в той ситуации, когда вы хотите провести время в интернете, но не знаете с чего начать. StumbeUpon сама предложит вам страницы, отвечающие вашим интересам.
Правда, в системе вроде есть только английский интерфейс и поиск по англоязычным сайтам (вроде бы). Добавляйтесь в друзья. Мой профиль stumbleupon.com/stumbler/nperovcom .
livelib.ru социальная сеть книг. Наткнулся на это сайт, когда пытался найти что-то аналогичное last.fm, только не по музыке, а по книгам. Хотелось почитать, но не знал какую именно книгу выбрать. Искал веб сервис, который бы облегчил мне поиск. Много времени на нем я не провел, так как обнаружил его совсем недавно, но, на первый взгляд, сайт хороший и интерфейс удобный. Можно найти литературу на любой вкус, читать оценки читателей, биографии авторов и т.д.
Этот сайт — яркий пример того, что социальная сеть это не только тысяча виртуальных друзей, бессмысленные комментарии и лайки. Это пример, во всех отношениях, полезного сайта, способствующего личному развитию пользователя.
Менее полезные социальные сети
vk.com хороший сайт, с точки зрения движка, возможностей и технологии (я хоть и не большой знаток веб-технологий, но, на мой взгляд, они весьма и весьма продвинутые в случае VK). Правда, при неумелом использовании возможны побочные эффекты, вроде зависимости и бессмысленной траты времени и все то, о чем я писал выше. Но, тем не менее, во многих отношениях сайт удобен.
Можно слушать практически любое музыкальное произведение, смотреть фильмы, и все это бесплатно. Существует возможность найти старых знакомых, по школе, по работе, по пионер-лагерю и т.д. Для меня контакт представляет удобство тем, что можно легко просматривать картинки по любой тематике: из путешествий, по живописи, старые фото и т.д. Все это представлено в соответствующих группах и находится очень легко.
Также вконтакте предоставляет удобный интерфейс для общения с другими пользователями.
facebook.com намного меньше нравится чем в контакте. Фильмы смотреть нельзя, также как слушать музыку. Движок не такой интуитивно понятный как у ВК. Вконтакте, первоначально был клоном FB, но сейчас, на мой взгляд, контакт превзошел facebook. Я даже чувствую какую-то приятную гордость за российских разработчиков и программистов.
Бесполезные платформы
twitter.com этот сайт является просто кастрированной версией facebook’a, урезанной до возможности писать короткие статусы, транслируя их в общий тред и получать на них ответы. Тем не менее, твиттер стал очень популярным. Конечно, на этом сайте можно прочитать хорошие цитаты, узнать о последних новостях, но в целом, я не вижу большого толка в этой соц сети. Хотя у меня есть там аккаунт (ссылка справа вверху страницы) =).
odnoklassniki.ru сайт повторяет многие возможности VK и FB, но их намного меньше. Многие полезные функции VK там не представлены. Весь интерфейс одноклассников как будто «заточен» под деятельность, выражающуюся в комментировании фотографий и выставлении оценок. Чтобы поставить высокую оценку, нужно заплатить. Сайт ориентирован на получение дивидендов и паразитирует на самых низших виртуальных потребностях пользователей. На мой взгляд, это пример плохой социальной сети, практически, полностью бестолковый.
Влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы проблемы общения подростков……………………………3
1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности………..3
1.2. Особенности виртуального общения подростков………………………………………..5
Глава II. Экспериментальное исследование влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире………………………………………………………….7
2.1. Характеристика базы исследования………………………………………………………..7
2.2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………………………………………..10
Приложение……………………………………………………………………………………..11
Введение
Актуальность:
В настоящее время человек тесно соприкасается с современными технологиями не только на научном, но и на бытовом уровне. Телефон, скайп, сотовый телефон, электронная почта, социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет.
Человечество стремительно шагает в модернизированный мир. Конечно, это большой плюс. Люди, находящиеся на далеком расстоянии, не лишены общения. В отличие от тех людей, которые непосредственно находятся вблизи и не могут встретиться с человеком, ведь в этом пропадает необходимость. Хорошо ли это?
Все чаще подростки не могут найти правильный тип общения в реальной среде, потому что не могут устно сформулировать то что, они с лёгкостью могли бы перенести в электронный текст. Возможность окрасить текст эмоционально и мимически правильно становится трудно решаемой задачей.
Актуальность исследованияобусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.
Цель исследования: изучить влияние общения в социальных сетях на особенность общения подростков в реальном мире.
Задачи исследования
:
— Изучить историю возникновения социальных сетей и общения в них;
— Изучить особенности общения подростков
— Определить влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире;
— Провести анкетирование и тестирование школьников с целью выявления факторов влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
Объект исследования
: общение в социальных сетях.
Предмет исследования
: влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
Г
ипотеза исследования: в основу исследования положено предположение о том, что общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.
Методы исследования
:
- Изучение литературных источников, материалов сети Интернет.
- Анкетирование
- Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского
Глава
I. Теоретические основы проблемы общения подростков.
1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности.
Термин «социальная сеть»
был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», которая вошла в сборник «Человеческие отношения». Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. Однако идею социальной сети как структуры, элементами которой являются действующие лица (индивидуумы или организации), ученые предвосхитили еще в конце восьмидесятых – французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм
и его немецкий коллега
Фердинанд Тённис
практически описали природу этого явления в своих теориях и исследованиях социальных групп.
Понимание социальной сети с того времени, безусловно, изменилось, немалую роль в этом сыграло развитие технологий, благодаря которым появились онлайн сети. В данной работе под социальной сетью мы будем понимать платформу (онлайн сервис или веб-сайт) для построения социальных сетей или социальных отношений между людьми, которые, например, имеют общие интересы, опыт, связи из реальной жизни или принадлежат к одной сфере деятельности. Социальная сеть состоит из персональных каналов каждого пользователя (обычно они называются профили), их социальных связей, а также ряда дополнительных сервисов. [4, 56]
Перво-наперво возникла теория социальных сетей. Основоположниками этой теории стали в 1951 году RaySolomonoff и AnatolRapoport. А через восемь лет стали появляться статьи венгерских математиков Поля Эрдоса (PaulErdos) и Альфреда Реньи (AlfredRenyi). Писали они во временном промежутке – 1959-1968 гг. В статьях были изложены принципы формирования социальных сетей как таковых. Сам же термин «социальная сеть» был введен в обиход в 1954 году Джеймсом Барнсом, социологом из «Манчестерской школы».
Одной из самых первых социальных сетей в 1971 году стала технология электронной, которая использовалась военными в сети ARPA Net.
1988 год подарил технологию «IRC», то есть — ретранслируемый интернет-чат, который соединил пользователей и позволим им общаться в реальном времени. Создателем IRC был 20-летний финский студент ЙарккоОйкаринен (JarkkoOikarinen).
В ноябре 1996 года появился интернет-пейджер ICQ
. Придуман и создан он был командой старшеклассников из Тель-Авива. Их имена — Арик Варди, ЯирГолдфингер, СефиВигисер и Амнон Амир. [1, 276]
В общем, мир был готов к рождению полноценной социальной сети. Из блога Google: «Основатель сети Эндрю Вейнрейх объяснил это тем, что сервис просто опередил свое время. В 2000 году доступ к интернету имели меньше половины жителей США. Иначе говоря, у зарегистрированных пользователей не было достаточного количества друзей и знакомых с доступом к интернету, чтобы общение на этом сайте было хотя бы интересным».
18 марта 1999 года американским студентом-программистом БрэдомФицпатриком был создан Livejournal
(Живой Журнал или, попросту, ЖЖ). В последствии сервис стал массовым хостингом блогов и приобрел громаднейшую популярность в странах СНГ. Именно Livejournal впервые предоставил возможность создавать сообщества и вести в них общение.
В декабре 2002 года создается LinkedIn
. В мае 2003 она запускается и занимает достойное место среди сетей для профессионалов.
В 2003 году была появилась и новая социальная сеть MySpace
. Тогда она покорила многих. Возможность создания персональных профилей, удобные настройки внешнего вида, сообщества по интересам, размещение фотографии, а также видео и ауди известных исполнителей, собственный блог. Всё это дало возможность MySpace в 2006 году стать самой популярной социальной сетью во всем мире. Сеть полюбилась рок-коллективам, да и многие музыканты стали использовать сеть длясамо презентации. А их поклонники — для общения со своими кумирами.
2004 год – один из самых знаковых и урожайных годов.
Появились:
- aSmallWorld — частная сеть с доступом только по приглашению
- Mixi — первый пользователь создает первую запись
- Multiply
В 2006 году Джек Дорси запустил проект Twitter
, который сразу же стал быстро растущим новым социально-сетевым проектом. [5, 154]
Для пространства СНГ 2006 год знаменателен возникновением Одноклассников и ВКонтакте.
Вывод:
социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.
1.2. Особенности виртуального общения подростков.
Подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами. Современная Интернет-среда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.
Говоря о гранях социальных сетей, подросток видит в первую очередь: возможность быть похожим на всех за счёт формы подачи информации (одинаковые для всех окошки аккаунтов «Вконтакте», «Одноклассники» и других социальных сетей); возможность отличаться от всех за счёт содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, аватарок, размера и цвета букв, текстового наполнения, игр). [9]
Особое место при общении в социальных сетях занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился.
В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.
Таким образом, подросток в социальной сети находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет шанс отличаться от своих сверстников. Ещё одна важная вещь, которая привлекает подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта — на сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто — открой его страничку. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте. [11]
Общение посредством интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:
1. Анонимность.
Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения. [7]
Вывод:
мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:
- психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)
- социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).
Глава
II. Экспериментальное исследование влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
2.1. Характеристика базы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы №1» в январе 2016 года в 8 классах. В исследовании приняло участие 40 человек.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Для изучения мнения подростков о социальных сетях было проведено анкетирование среди учащихся 8-х классов.
В результате анкетирования мы выяснили, что большинство учащихся 8-х классов зарегистрированы в социальных сетях (92% из числа опрошенных), не зарегистрированы всего 2 человека (8%) (Иллюстрация III).
Количество зарегистрированных в социальных сетях распределилось следующим образом:
- Друг Вокруг – 20 учащихся (83%);
- Вконтакте – 11 учащихся (46%);
- Одноклассники- 2 учащихся (8%);
- Мой мир@Mail – 1 учащийся (4%);
- Facebook – 2 учащихся (8%)
Причем многие из опрошенных подростков зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях.
Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 16 учащихся – 67%). 5 учащихся (21% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 1 учащийся (4%) делает через социальную сеть заказы. 2 человека (8%) ответили, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.
Большинство респондентов проводят в социальных сетях более 2 часов в день (34%), однако есть и те, которые общаются в он-лайн более 5 часов в день (8%), полдня (4%), почти весь день, если есть деньги на телефоне (25%) и на сколько хватит сил (4%).
Потребность в общении с себе подобными – одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Для определения уровня потребности в общении среди учащихся 8-х классов мы провели тест — методику изучения потребности в общении О.П.Елисеева
Результаты тестирования определились следующим образом:
- низкий уровень потребности в общении – 0%;
- уровень потребности в общении ниже среднего – 1 человек (4%);
- средний уровень потребности в общении- 7 человек (27%);
- выше среднего – 5 человек (19%);
- высокий уровень – 13 человек (50%) (Иллюстрация V)
Сопоставив результаты тестирования по методике изучения влияния социальных сетей на общении с данными, полученными из анкет учащихся, мы выявили следующее: чем выше показатель уровня потребности в общении у подростка, тем больше время, проводимое им в социальных сетях. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения подростками социальных сетей является потребность в общении, так как они не могут полноценно выразить словесно информацию, которую с легкостью могут озвучить через социальные сети. Можно сделать вывод, общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.
Заключение
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Гипотеза подтвердилась: у большинства учащихся 8-х классов, участвовавших в исследовании, что общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире. Общение подростков в социальных сетях имеет свои особенности. Общаясь в социальных сетях, подростки присоединяются к различным группам, субкультурам, знакомятся с разными людьми.
Проанализировав источники информации по данной теме, хочется отметить и негативное влияние общения в социальных сетях на подростков. Постоянное пребывание в сети может привести к информационной перегрузке мозга и отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье подростков. Кроме того, часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают трудности в завязывании реальных знакомств. Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения подростков понимать и читать невербальные признаки общения, сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности подростку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Часто конфликты, возникающие в общении он-лайн (например, из-за негативных комментариев фото, статусов и т.д.) переходят в реальную жизнь.
Можно выделить несколько путей решения данной проблемы: ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям); увеличение времени пребывания в компании друзей. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.
Список литературы
- Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в Интернете» -Казань, 2008
- Бурвикова Н.Д. «Ник в Интернете раскроет характер»- СПб., 2006
- Левина М.И. «Влияние интернета на изменение языка общения»- СПб., 2008
- Силаева В.Л. «Специфика общения в Сети».- М., 2010
- Чакрян Н.С. «Эволюция средств общения подростков в информационном пространстве» — «Урал» , 2009
- Жичкина А.Е. «Стратегия самопрезентации в Интернете» М., 2007
- Ru. Wikipedia.org/wiki/
- https://internet. strana.ru
- wwwpsychology.ru
- www.potomy.ru/world
- www.vkontakte.ru
Приложение
Анкета «Социальные сети в моей жизни»
- Посещаете ли вы социальные сети?
а) Да
б) Нет
- Как часто вы посещаете социальные сети?
а) несколько раз в день
б) ежедневно
в) несколько раз в неделю
г) раз в несколько недель
- Что является для вас основными мотивами использования соц. сетей?
а) поиск друзей, одноклассников и общение с ними
б) знакомство и общение с новыми людьми
в) помощь в поиске и организации учебы
г) группы по интересам
д) способ связи
е) Развлечения (игры, музыка, фильмы, фото)
ж) самовыражения (социальная сеть помогает мне заявить о себе, показать свое творчество)
- Помогает ли вам социальная сеть в организации личного досуга?
а) Да
б) Нет
5) Если у тебя друзья
а) Да
б) Нет
6) Использование социальной сети как-то повлияло на ваш образ жизни?
а) Помогло в учебе
б) Помогло в личной жизни и общении с друзьями
в) Помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам
г) никак не повлияло
д) Повлияло отрицательно на общение
е) Вызвало зависимость
ж) Другое ____________________________________________________
- Что для вас является приоритетом при использовании услуг, предоставляемых социальной сетью?
а) наличие способа связи, экономящей средство и время
б) Возможность найти интересующую для меня музыку, фото, фильм
в) Способ поиска и обмена информации
9) Где ты чаще всего общаешься с друзьями?
а) в социальных сетях
б) в школе
в) другое ____________________________
- Согласны ли вы с тем, что существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей?
а) Да
б) Нет
в) Затруднительный вопрос
- Согласны ли вы с тем, что социальные сети негативно влияют на ваше общение в реальном мире?
а) Да
б) Нет
12