Зрелый / средний возраст (1 период 20-21 — 35 лет, 2 период 35 — 55-60 лет)

Многим приходилось слышать о так называемом – среднем возрасте. Частые упоминания в глянцевых журналах и рекламе медицинских препаратов, невольно заставляют задуматься над тем, женщина средних лет — это какой возраст и чем он отличается от любого другого? Чтобы ответить на вопрос, необходимо рассмотреть в комплексе.

Определение среднего возраста

Понятие среднего возраста – весьма размытое. Согласно энциклопедическим изданиям, так называют период, предшествующий старости или пожилому возрасту. Границы меняются в зависимости от страны, ее уровня и продолжительности жизни и прочих факторов. То есть точных данных, с какого года жизни он наступает – нет.

Принято считать, что средний возраст – это 30-60 лет. После начинается пожилой. Средним возраст называется, так как фактически равноудален от начала жизни, до окончания.

Согласно классификации ВОЗ, на данный момент средний возраст – это 44-60 лет.

Через время цифры могут существенно измениться. Несколько десятилетий назад 30-летние женщины назывались фактически пожилыми. При возникновении беременности их относили к старородящим, огромную отметку о чем ставили в медкарте. В наши годы 45-летней женщиной в роддоме мало кого можно удивить. К пожилым дамы себя причисляют по достижении 70-80-летнего возраста. В более ранние годы они полны сил и энергии, что не устают подтверждать.

Мужчины, по статистике, имеют меньшую продолжительность жизни, для них показатели старости и среднего возраста могут быть иными. Многие и в пятьдесят лет чувствуют себя юными. В результате ряд из представителей сильного пола в эти годы рушат старые семьи, после чего создают новые с молодыми девушками.

Рейтинг стран с самым пожилым населением

Чем выше средний возраст населения, тем выше уровень жизни и развития страны. Высокий показатель свидетельствует о благополучии, хорошей системе здравоохранения и отлично налаженной системе социального обеспечения.

Таблица: топ-10 стран с самым высоким показателем среднего возраста населения в 2019-2020 году

ГосударствоСредний возраст (выражено в годах)
Королевство Монако53.8
Япония47.6
Федеративная Республика Германия47.4
Франция45.8
Италия45.8
Греция44.9
Андорра44.9
Республика Сан-Марино44.7
Австрия44.3
Виргинские острова (входят в состав Соединённых Штатов Америки)44.3
Словения44.2

Показатели стран Евросоюза

Таблица: среднего возраста жизни в странах ЕС

Государствосредний возраст (выражено в годах)
Австрийская Республика44.3
Бельгия41.4
Болгария42.1
Венгрия41.4
Великобритания40.4
Греция44.9
Германия47.4
Итальянская Республика45.8
Ирландия36.1
Королевство Испания42.0
Кипр36.1
Великое Герцогство Люксембург39.2
Латвийская Республика42.9
Литовская Республика43.1
Мальта41.2
Польша39.9
Румыния40.2
Словакия39.6
Франция44.6
Финляндия42.4
Хорватия42.7
Чехия41.3
Эстония42.0

СВН в других странах мира в 2020 году:

  • Австралия — 38,4 .
  • Азербайджан — 30,5.
  • Албания — 32.
  • Алжир — 27,5.
  • Американское Самоа — 28,8.
  • Ангилья — 34,3.
  • Ангола — 18.
  • Андорра — 44.9.
  • Антигуа и Барбуда — 31,4.
  • Аргентина — 31,4.
  • Армения — 34,2.
  • Аруба —
  • Афганистан — 18,4.
  • Багамские Острова — 31,5.
  • Бангладеш — 24,7.
  • Барбадос — 38.
  • Бахрейн — 31,8.
  • Беларусь — 39,6.
  • Белиз -22,1.
  • Бенин — 17,9.
  • Бирма — 28,3.
  • Боливия — 23,7.
  • Ботсвана — 23,1.
  • Бразилия — 31,1.
  • Бруней — 29,6.
  • Бутан — 26,7.
  • Вануату — 21,4.
  • Венесуэла — 27,2.
  • Восточный Тимор — 18,6.
  • Вьетнам — 29,6.
  • Габон — 18,6.
  • Гайана — 25,4.
  • Гаити — 22,5.
  • Гамбия — 20,5.
  • Гватемала — 21,4.
  • Гвинея — 18,8.
  • Гвинея-Бисау — 19,9.
  • Гибралтар — 34,2.
  • Гондурас — 22,3.
  • Гонконг – 43.7.
  • Гренада — 30,4.
  • Гренландия — 33,7.
  • Грузия — 37,9.
  • Гуам — 30,1.
  • Джерси — 39.
  • Джибути — 23,2.
  • Доминика — 32,6.
  • Доминиканская Республика — 27,4.
  • Египет — 25,3.
  • Западная Сахара — 20,9.
  • Йемен — 18,9.
  • Израиль — 29,6.
  • Индия -27,3.
  • Индонезия — 29,6.
  • Иордания — 22.
  • Ирак — 19,7.
  • Иран — 28,8.
  • Исландия —
  • Кабо-Верде — 24,5.
  • Казахстан — 30.
  • Каймановы острова — 39,7.
  • Камбоджа — 24,5.
  • Камерун — 18,4.
  • Катар — 32,8.
  • Кения -19,3.
  • Кыргызстан — 26.
  • Кирибати — 23,9.
  • Колумбия — 29,3.
  • Коморские острова — 19,4.
  • Конго- 18,1.
  • Южная Корея – 40.9.
  • КНДР — 33,6.
  • Косово — 28,2.
  • Коста-Рика — 30,4.
  • Кувейт- 29.
  • Кюрасо — 36,1.
  • Лаос — 22,3.
  • Лесото — 23,8.
  • Либерия — 18,1.
  • Ливан — 29,4.
  • Ливия — 28.
  • Маврикий — 34,4.
  • Мавритания — 20,1.
  • Мадагаскар — 19,4.
  • Макао — 38,2.
  • Македония — 37,2.
  • Малайзия — 27,9.
  • Мальдивы — 27,4.
  • Марокко — 28,5.
  • Маршалловы острова — 22,6.
  • Мексика — 27,6.
  • Монголия — 27,5.
  • Монсеррат — 31,9.
  • Мэн – 43.6.
  • Намибия — 23,1.
  • Науру — 25,7.
  • Непал — 23,4.
  • Нигерия — 18,2.
  • Никарагуа -24,7.
  • Новая Зеландия — 37,7.
  • Новая Каледония — 31,4.
  • Объединенные Арабские Эмираты — 30,3.
  • Оман — 25,1.
  • Острова Кука — 35,3.
  • Пакистан — 23.
  • Палау — 33,2.
  • Панама — 28,6.
  • Папуа — Новая Гвинея — 22,6.
  • Парагвай — 27,3.
  • Перу -27,3.
  • Португалия – 41.6.
  • Руанда — 18,8.
  • Сальвадор — 26,1.
  • Самоа — 23,5.
  • Саудовская Аравия — 26,8.
  • Свазиленд — 21,2.
  • Святой Винсент и Гренадины — 32,5.
  • Северные Марианские острова — 32,1.
  • Сейшельские острова — 34,4.
  • Сингапур — 34.
  • Сирия — 23,8.
  • Соединенные Штаты Америки — 37,8.
  • Соломоновы острова — 21,9.
  • Сомали — 17,8.
  • Таджикистан — 23,9.
  • Таиланд — 36,7.
  • Танзания — 17,5.
  • Тувалу — 25,2.
  • Тунис — 31,9.
  • Турецкая Республика – 43.3.
  • Филиппины — 23,2.
  • Французская Полинезия – 31.
  • Центрально-Африканская Республика -19,5.
  • Чили — 33,7.
  • Шри-Ланка — 32,1.
  • Эквадор – 27.
  • Экваториальная Гвинея — 19,5.
  • Эритрея — 19,3.
  • Эфиопия — 17,7.
  • Южная Африка — 26,5.
  • Ямайка — 25,3.

Физиология

Средний возраст характеризуется определенными физиологическими изменениями:

  • увядание кожных покровов;
  • снижение выработки меланина;
  • потеря волосами естественного оттенка и их истончение;
  • уменьшение роста;
  • изменение веса тела за счет соотношения жировой массы к мышечной;
  • снижение способности к деторождению у женщин.

Физиологическое состояние организма может меняться в зависимости от питания, генетических факторов, страны проживания, образа жизни и т.д. Все индивидуальны. Сколько людей, столько и отличий.

Возрастные периоды у детей

Наиболее динамичные и качественно новые изменения происходят в детском и юношеском возрастных периодах. Для периода детства характерна закономерная непрерывность процессов развития и роста (см.). Органы и функциональные системы ребенка с момента его рождения. изменяются соответственно известным периодам детского В.

Детскому В. предшествует период внутриутробного развития, в к-ром различают стадию эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития (А. Ф. Тур).

Внеутробный период развития подразделяют на следующие периоды:

I. Новорожденность (до 4 нед.).

II. Грудной, или младший ясельный, В. (первый год жизни).

III. Период молочных зубов (от 1 года до 6—7 лет):

1. Преддошкольный, или старший ясельный, В. (от 1 года до 3 лет).

2. Дошкольный В. (от 3 до 7 лет).

IV. Младший школьный В. (7 — 12 —13 лет). Возрастной этап от 10 до 12—13 лет иногда называют препубертатным периодом; у девочек он начинается в 8—9 лет.

V. Период полового созревания (старший школьный, подростковый, пубертатный В.) — у девочек с 12 до 16, у мальчиков — с 13 до 17 — 18 лет.

Длительность периода новорожденности, имея индивидуально различные сроки, отражает период адаптации к внеутробным условиям жизни (см. Новорожденный). Для него характерны изменения морфол, и физ.-хим. показателей крови, закономерное колебание активности внутриклеточных ферментов и других биохим, показателей. Вследствие незаконченности морфол, строения многих органов и их функционального несовершенства могут наблюдаться так наз. физиол, альбуминурия, мочекислые инфаркты, транзиторная лихорадка, физиол, переходная диспепсия. Для новорожденного характерна устойчивость ко многим инфекциям (скарлатина, корь, краснуха, дифтерия, тифы, оспа и др.), связываемая с пассивным иммунитетом, полученным от матери в период внутриутробного развития или с грудным молоком. Одновременно отмечается повышенная чувствительность к гноеродным микробам и патогенным штаммам кишечной палочки.

Длительность грудного В. определяется сроком грудного вскармливания. К концу первого года жизни организм доношенного и нормально развивающегося ребенка достигает определенной функциональной зрелости, позволяющей перейти на так наз. общую диету. Вместе с тем основные функции грудного ребенка еще не устойчивы: нет способности к ограничению патологического процесса в пределах того или иного органа или ткани, имеется склонность к диффузным реакциям и септическим процессам; ц. н. с. ребенка быстро истощаема, поэтому он нуждается в продолжительном сне (см. Грудной ребенок).

В период молочных зубов постепенно совершенствуются все функции ребенка. Его организм весьма пластичен и на нем очень отчетливо отражаются все воздействия окружающей среды, в т. ч. и социальные. Первоначальный пассивный иммунитет ослабевает, уменьшается склонность к диффузным реакциям при заболеваниях, учащаются заболевания так наз. детскими инфекциями, инфицированность туберкулезом; проявляются аномалии конституции, в ряде случаев — лимфатическая, реже — нервно-артритическая и геморрагическая форма диатеза. Учащаются различные формы эндокринных расстройств.

В препубертатном, младшем школьном В. многие органы достигают полного развития, заканчивается морфол. дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей .

Пубертатный, старший школьный период (лат. pubertas возмужалость) начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением биологической половой зрелости. Начало и продолжительность периода зависят от генетических особенностей индивида, климата, питания и т. д. Пубертатный период не связан жестко с календарным возрастом, конец пубертатного периода сливается с юношеским В., в к-ром заканчивается развитие изменений, начавшихся в предыдущем периоде.

В связи с акцелерацией возрастные изменения смещаются в сторону более младших возрастных периодов (см. Акцелерация). Могут быть отклонения в виде запаздывания или раннего наступления полового созревания, преждевременного развития молочных желез, гинекомастии у мальчиков и т. д.

В пубертатном периоде могут иметь место явления, пограничные между нормой и патологией. Они связаны с конституциональными вариациями функций гормональных желез и рядом экзогенных воздействий, временно нарушающих гармоничное развитие организма. Наблюдаются акромегалоидные изменения конечностей, повышенный рост, похудание или ожирение, аналогичное клинике псевдоадипозогенитальной дистрофии или адипозогигантизму, нейро-вегетативная дистония, чрезмерная подвижность и неустойчивость вегетативной нервной системы, психики и поведения, отклонения со стороны эндокринных желез — пубертатный зоб, тенденция к спонтанным гипо- и гипергликемии, лабильность в минеральном обмене и т. д. Нередки случаи нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (ювенильная гипертония, акроцианоз, юношеское сердце и т. д.), изменения со стороны кожи (угри, себорея, гипергидроз), увеличение или резкое снижение аппетита. Возможны нарушения опорно-двигательной системы (сколиозы, плоскостопие, Х-образные ноги и т. д.).

Пубертатному периоду присущи две группы заболеваний: 1) патология половой и эндокринной систем (ненормально раннее или позднее половое созревание, полное или частичное его отсутствие, интерсексуализм, гермафродитизм, трансвертизм и др.); 2) заболевания, встречающиеся и в других возрастных периодах, но имеющие специфическую для данного В. клинику и повышенную частоту встречаемости (сахарный диабет, туберкулез, ревматизм и др.).

В пубертатном периоде ускорен рост — средний прирост равен 10 см в год, что соответствует интенсивности роста 2-летнего ребенка. Максимальное нарастание длины тела приходится на начало поллюций и менструации. У девушек рост и вес в 11 — 15 лет в среднем больше, чем у мальчиков. В этот период окончательно развиваются признаки полового диморфизма, индивидуальные и типологические особенности внешности и пропорции тела. Предельное нарастание длины туловища наступает на год позже, чем нижних конечностей. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки; у мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, затем окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского В. является становление ц. н. с. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психо-моторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) — в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о к-рых спрашивают, — 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки — в 11 мес. и т. д.

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес.) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200— 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так наз. рефлексов обратного развития (примитивных, физиол, рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса — Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, «заходящего солнца», «кукольных глаз», хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, ужо практически идентичный взрослому.

В дошкольном В. происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (напр., частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохим. величин крови (остаточного азота, мочевой к-ты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

С возрастом изменяются потребности ребенка в пище. Потребность в белке ввиду интенсивного роста значительно выше, чем у взрослых. Так, до 3 лет ребенку необходимо 2—4,0 г, а взрослым 1,1 —1,3 г белка на 1 кг веса тела. Потребность в раннем возрасте в углеводах составляет 12—14 г, а у детей более старшего возраста — 10—12 г на 1 кг веса тела. Повышена интенсивность углеводного обмена (у новорожденных преобладает гликолитический путь обмена глюкозы).

С возрастом изменяется специфическая и неспецифическая реактивность организма. Установлено, что иммунологическая толерантность, т. е. неспособность плода и новорожденного к синтезу иммуноглобулинов, уже не считается бесспорной. Доказано, что плод синтезирует макро-глобулины. В процессе иммунологического созревания у здоровых новорожденных меняется последовательность синтеза разных классов иммуноглобулинов (см.).

В конце юношеского и зрелого В. завершается морфо-функциональное развитие организма; на выраженность показателей морфо-функционального развития в значительной мере влияют конституциональные особенности организма (см. Конституция), причем различие в показателях у крайних конституциональных типов может быть довольно резким. В зависимости от конституциональной принадлежности значительно варьирует и В., в к-ром морфо-функциональные признаки получают окончательную, присущую зрелому состоянию выраженность. Это определяет расхождение сроков хронологического и биол. В.

Увеличение продолжительности жизни человека, достижения геронтологии, возрастной физиологии и других наук о биологии человека внесли в классификацию поздних возрастных периодов существенные изменения.

Психология

Средний возраст большинства людей зачастую сопровождается соответствующими психологическими проблемами. Такой период называется — кризисом. Он проявляется частыми депрессивными состояниями, апатией, переосмыслением ценностей, отношения к окружающим и т.д.

Человек начинает понимать — лучшие годы жизни позади, приближается неизменный закат, исправить или вернуть ничего нельзя.

Не всем удается справиться с состоянием самостоятельно, некоторым требуется помощь квалифицированного психолога. Для этого необходимо записаться к специалисту на прием. Психология – тонкая наука. Для ее постижения требуется специализированное образование. Чтением соответствующих книг – вопрос не решить.

Получить ответы на свои вопросы и сделать выводы поможет видео о проблеме и психологии:

Чтобы самостоятельно справиться с кризисом и не допустить ухудшения эмоционального состояния, стоит отыскать новый смысл жизни. Это может быть хобби, благотворительность, забота о других.

Рекомендуется посещать компьютерные курсы, занятия для фотографов и т.д. Это положительно влияет на психологическое состояние. Человек не испытывает дискомфорта, у него не возникает комплекса неполноценности при столкновении с современной техникой. Некоторые находят таким образом новое увлечение или работу.

Психологии и ее аспектам требуется уделить особое внимание не только после сорока, а с юности.

Кризис тридцати или кризис смысла жизни

Кризис тридцати лет, конечно, понятие условное. Он может наступить чуть раньше или чуть позже. Кризис проявляется в том, что человек чувствует потребность что-то кардинально поменять в своей жизни, происходит переоценка ценностей. У мужчин и женщин этот кризис тоже протекает по-разному. У женщин часто меняются приоритеты в сфере семьи и карьеры. Те, кто все силы до тридцати вкладывал в карьеру, начинают задумываться о важности брака и воспитания детей. А те, кто уже создал семью, направляют свою энергию на продвижение по карьерной лестнице.

Мужчины в период кризиса меняют образ жизни и работу, часто задумываются о смене профессии.

Острота переживания кризиса тоже может быть разной – он легкого чувства, что чего-то не хватает, до хронической тревожности и депрессии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]