Многим приходилось слышать о так называемом – среднем возрасте. Частые упоминания в глянцевых журналах и рекламе медицинских препаратов, невольно заставляют задуматься над тем, женщина средних лет — это какой возраст и чем он отличается от любого другого? Чтобы ответить на вопрос, необходимо рассмотреть в комплексе.
Определение среднего возраста
Понятие среднего возраста – весьма размытое. Согласно энциклопедическим изданиям, так называют период, предшествующий старости или пожилому возрасту. Границы меняются в зависимости от страны, ее уровня и продолжительности жизни и прочих факторов. То есть точных данных, с какого года жизни он наступает – нет.
Принято считать, что средний возраст – это 30-60 лет. После начинается пожилой. Средним возраст называется, так как фактически равноудален от начала жизни, до окончания.
Согласно классификации ВОЗ, на данный момент средний возраст – это 44-60 лет.
Через время цифры могут существенно измениться. Несколько десятилетий назад 30-летние женщины назывались фактически пожилыми. При возникновении беременности их относили к старородящим, огромную отметку о чем ставили в медкарте. В наши годы 45-летней женщиной в роддоме мало кого можно удивить. К пожилым дамы себя причисляют по достижении 70-80-летнего возраста. В более ранние годы они полны сил и энергии, что не устают подтверждать.
Мужчины, по статистике, имеют меньшую продолжительность жизни, для них показатели старости и среднего возраста могут быть иными. Многие и в пятьдесят лет чувствуют себя юными. В результате ряд из представителей сильного пола в эти годы рушат старые семьи, после чего создают новые с молодыми девушками.
Рейтинг стран с самым пожилым населением
Чем выше средний возраст населения, тем выше уровень жизни и развития страны. Высокий показатель свидетельствует о благополучии, хорошей системе здравоохранения и отлично налаженной системе социального обеспечения.
Таблица: топ-10 стран с самым высоким показателем среднего возраста населения в 2019-2020 году
Государство | Средний возраст (выражено в годах) |
Королевство Монако | 53.8 |
Япония | 47.6 |
Федеративная Республика Германия | 47.4 |
Франция | 45.8 |
Италия | 45.8 |
Греция | 44.9 |
Андорра | 44.9 |
Республика Сан-Марино | 44.7 |
Австрия | 44.3 |
Виргинские острова (входят в состав Соединённых Штатов Америки) | 44.3 |
Словения | 44.2 |
Показатели стран Евросоюза
Таблица: среднего возраста жизни в странах ЕС
Государство | средний возраст (выражено в годах) |
Австрийская Республика | 44.3 |
Бельгия | 41.4 |
Болгария | 42.1 |
Венгрия | 41.4 |
Великобритания | 40.4 |
Греция | 44.9 |
Германия | 47.4 |
Итальянская Республика | 45.8 |
Ирландия | 36.1 |
Королевство Испания | 42.0 |
Кипр | 36.1 |
Великое Герцогство Люксембург | 39.2 |
Латвийская Республика | 42.9 |
Литовская Республика | 43.1 |
Мальта | 41.2 |
Польша | 39.9 |
Румыния | 40.2 |
Словакия | 39.6 |
Франция | 44.6 |
Финляндия | 42.4 |
Хорватия | 42.7 |
Чехия | 41.3 |
Эстония | 42.0 |
СВН в других странах мира в 2020 году:
- Австралия — 38,4 .
- Азербайджан — 30,5.
- Албания — 32.
- Алжир — 27,5.
- Американское Самоа — 28,8.
- Ангилья — 34,3.
- Ангола — 18.
- Андорра — 44.9.
- Антигуа и Барбуда — 31,4.
- Аргентина — 31,4.
- Армения — 34,2.
- Аруба —
- Афганистан — 18,4.
- Багамские Острова — 31,5.
- Бангладеш — 24,7.
- Барбадос — 38.
- Бахрейн — 31,8.
- Беларусь — 39,6.
- Белиз -22,1.
- Бенин — 17,9.
- Бирма — 28,3.
- Боливия — 23,7.
- Ботсвана — 23,1.
- Бразилия — 31,1.
- Бруней — 29,6.
- Бутан — 26,7.
- Вануату — 21,4.
- Венесуэла — 27,2.
- Восточный Тимор — 18,6.
- Вьетнам — 29,6.
- Габон — 18,6.
- Гайана — 25,4.
- Гаити — 22,5.
- Гамбия — 20,5.
- Гватемала — 21,4.
- Гвинея — 18,8.
- Гвинея-Бисау — 19,9.
- Гибралтар — 34,2.
- Гондурас — 22,3.
- Гонконг – 43.7.
- Гренада — 30,4.
- Гренландия — 33,7.
- Грузия — 37,9.
- Гуам — 30,1.
- Джерси — 39.
- Джибути — 23,2.
- Доминика — 32,6.
- Доминиканская Республика — 27,4.
- Египет — 25,3.
- Западная Сахара — 20,9.
- Йемен — 18,9.
- Израиль — 29,6.
- Индия -27,3.
- Индонезия — 29,6.
- Иордания — 22.
- Ирак — 19,7.
- Иран — 28,8.
- Исландия —
- Кабо-Верде — 24,5.
- Казахстан — 30.
- Каймановы острова — 39,7.
- Камбоджа — 24,5.
- Камерун — 18,4.
- Катар — 32,8.
- Кения -19,3.
- Кыргызстан — 26.
- Кирибати — 23,9.
- Колумбия — 29,3.
- Коморские острова — 19,4.
- Конго- 18,1.
- Южная Корея – 40.9.
- КНДР — 33,6.
- Косово — 28,2.
- Коста-Рика — 30,4.
- Кувейт- 29.
- Кюрасо — 36,1.
- Лаос — 22,3.
- Лесото — 23,8.
- Либерия — 18,1.
- Ливан — 29,4.
- Ливия — 28.
- Маврикий — 34,4.
- Мавритания — 20,1.
- Мадагаскар — 19,4.
- Макао — 38,2.
- Македония — 37,2.
- Малайзия — 27,9.
- Мальдивы — 27,4.
- Марокко — 28,5.
- Маршалловы острова — 22,6.
- Мексика — 27,6.
- Монголия — 27,5.
- Монсеррат — 31,9.
- Мэн – 43.6.
- Намибия — 23,1.
- Науру — 25,7.
- Непал — 23,4.
- Нигерия — 18,2.
- Никарагуа -24,7.
- Новая Зеландия — 37,7.
- Новая Каледония — 31,4.
- Объединенные Арабские Эмираты — 30,3.
- Оман — 25,1.
- Острова Кука — 35,3.
- Пакистан — 23.
- Палау — 33,2.
- Панама — 28,6.
- Папуа — Новая Гвинея — 22,6.
- Парагвай — 27,3.
- Перу -27,3.
- Португалия – 41.6.
- Руанда — 18,8.
- Сальвадор — 26,1.
- Самоа — 23,5.
- Саудовская Аравия — 26,8.
- Свазиленд — 21,2.
- Святой Винсент и Гренадины — 32,5.
- Северные Марианские острова — 32,1.
- Сейшельские острова — 34,4.
- Сингапур — 34.
- Сирия — 23,8.
- Соединенные Штаты Америки — 37,8.
- Соломоновы острова — 21,9.
- Сомали — 17,8.
- Таджикистан — 23,9.
- Таиланд — 36,7.
- Танзания — 17,5.
- Тувалу — 25,2.
- Тунис — 31,9.
- Турецкая Республика – 43.3.
- Филиппины — 23,2.
- Французская Полинезия – 31.
- Центрально-Африканская Республика -19,5.
- Чили — 33,7.
- Шри-Ланка — 32,1.
- Эквадор – 27.
- Экваториальная Гвинея — 19,5.
- Эритрея — 19,3.
- Эфиопия — 17,7.
- Южная Африка — 26,5.
- Ямайка — 25,3.
Физиология
Средний возраст характеризуется определенными физиологическими изменениями:
- увядание кожных покровов;
- снижение выработки меланина;
- потеря волосами естественного оттенка и их истончение;
- уменьшение роста;
- изменение веса тела за счет соотношения жировой массы к мышечной;
- снижение способности к деторождению у женщин.
Физиологическое состояние организма может меняться в зависимости от питания, генетических факторов, страны проживания, образа жизни и т.д. Все индивидуальны. Сколько людей, столько и отличий.
Возрастные периоды у детей
Наиболее динамичные и качественно новые изменения происходят в детском и юношеском возрастных периодах. Для периода детства характерна закономерная непрерывность процессов развития и роста (см.). Органы и функциональные системы ребенка с момента его рождения. изменяются соответственно известным периодам детского В.
Детскому В. предшествует период внутриутробного развития, в к-ром различают стадию эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития (А. Ф. Тур).
Внеутробный период развития подразделяют на следующие периоды:
I. Новорожденность (до 4 нед.).
II. Грудной, или младший ясельный, В. (первый год жизни).
III. Период молочных зубов (от 1 года до 6—7 лет):
1. Преддошкольный, или старший ясельный, В. (от 1 года до 3 лет).
2. Дошкольный В. (от 3 до 7 лет).
IV. Младший школьный В. (7 — 12 —13 лет). Возрастной этап от 10 до 12—13 лет иногда называют препубертатным периодом; у девочек он начинается в 8—9 лет.
V. Период полового созревания (старший школьный, подростковый, пубертатный В.) — у девочек с 12 до 16, у мальчиков — с 13 до 17 — 18 лет.
Длительность периода новорожденности, имея индивидуально различные сроки, отражает период адаптации к внеутробным условиям жизни (см. Новорожденный). Для него характерны изменения морфол, и физ.-хим. показателей крови, закономерное колебание активности внутриклеточных ферментов и других биохим, показателей. Вследствие незаконченности морфол, строения многих органов и их функционального несовершенства могут наблюдаться так наз. физиол, альбуминурия, мочекислые инфаркты, транзиторная лихорадка, физиол, переходная диспепсия. Для новорожденного характерна устойчивость ко многим инфекциям (скарлатина, корь, краснуха, дифтерия, тифы, оспа и др.), связываемая с пассивным иммунитетом, полученным от матери в период внутриутробного развития или с грудным молоком. Одновременно отмечается повышенная чувствительность к гноеродным микробам и патогенным штаммам кишечной палочки.
Длительность грудного В. определяется сроком грудного вскармливания. К концу первого года жизни организм доношенного и нормально развивающегося ребенка достигает определенной функциональной зрелости, позволяющей перейти на так наз. общую диету. Вместе с тем основные функции грудного ребенка еще не устойчивы: нет способности к ограничению патологического процесса в пределах того или иного органа или ткани, имеется склонность к диффузным реакциям и септическим процессам; ц. н. с. ребенка быстро истощаема, поэтому он нуждается в продолжительном сне (см. Грудной ребенок).
В период молочных зубов постепенно совершенствуются все функции ребенка. Его организм весьма пластичен и на нем очень отчетливо отражаются все воздействия окружающей среды, в т. ч. и социальные. Первоначальный пассивный иммунитет ослабевает, уменьшается склонность к диффузным реакциям при заболеваниях, учащаются заболевания так наз. детскими инфекциями, инфицированность туберкулезом; проявляются аномалии конституции, в ряде случаев — лимфатическая, реже — нервно-артритическая и геморрагическая форма диатеза. Учащаются различные формы эндокринных расстройств.
В препубертатном, младшем школьном В. многие органы достигают полного развития, заканчивается морфол. дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей .
Пубертатный, старший школьный период (лат. pubertas возмужалость) начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением биологической половой зрелости. Начало и продолжительность периода зависят от генетических особенностей индивида, климата, питания и т. д. Пубертатный период не связан жестко с календарным возрастом, конец пубертатного периода сливается с юношеским В., в к-ром заканчивается развитие изменений, начавшихся в предыдущем периоде.
В связи с акцелерацией возрастные изменения смещаются в сторону более младших возрастных периодов (см. Акцелерация). Могут быть отклонения в виде запаздывания или раннего наступления полового созревания, преждевременного развития молочных желез, гинекомастии у мальчиков и т. д.
В пубертатном периоде могут иметь место явления, пограничные между нормой и патологией. Они связаны с конституциональными вариациями функций гормональных желез и рядом экзогенных воздействий, временно нарушающих гармоничное развитие организма. Наблюдаются акромегалоидные изменения конечностей, повышенный рост, похудание или ожирение, аналогичное клинике псевдоадипозогенитальной дистрофии или адипозогигантизму, нейро-вегетативная дистония, чрезмерная подвижность и неустойчивость вегетативной нервной системы, психики и поведения, отклонения со стороны эндокринных желез — пубертатный зоб, тенденция к спонтанным гипо- и гипергликемии, лабильность в минеральном обмене и т. д. Нередки случаи нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (ювенильная гипертония, акроцианоз, юношеское сердце и т. д.), изменения со стороны кожи (угри, себорея, гипергидроз), увеличение или резкое снижение аппетита. Возможны нарушения опорно-двигательной системы (сколиозы, плоскостопие, Х-образные ноги и т. д.).
Пубертатному периоду присущи две группы заболеваний: 1) патология половой и эндокринной систем (ненормально раннее или позднее половое созревание, полное или частичное его отсутствие, интерсексуализм, гермафродитизм, трансвертизм и др.); 2) заболевания, встречающиеся и в других возрастных периодах, но имеющие специфическую для данного В. клинику и повышенную частоту встречаемости (сахарный диабет, туберкулез, ревматизм и др.).
В пубертатном периоде ускорен рост — средний прирост равен 10 см в год, что соответствует интенсивности роста 2-летнего ребенка. Максимальное нарастание длины тела приходится на начало поллюций и менструации. У девушек рост и вес в 11 — 15 лет в среднем больше, чем у мальчиков. В этот период окончательно развиваются признаки полового диморфизма, индивидуальные и типологические особенности внешности и пропорции тела. Предельное нарастание длины туловища наступает на год позже, чем нижних конечностей. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки; у мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, затем окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки.
Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского В. является становление ц. н. с. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психо-моторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) — в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о к-рых спрашивают, — 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки — в 11 мес. и т. д.
С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес.) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200— 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.
Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так наз. рефлексов обратного развития (примитивных, физиол, рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса — Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, «заходящего солнца», «кукольных глаз», хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, ужо практически идентичный взрослому.
В дошкольном В. происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.
В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.
В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (напр., частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохим. величин крови (остаточного азота, мочевой к-ты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.
С возрастом изменяются потребности ребенка в пище. Потребность в белке ввиду интенсивного роста значительно выше, чем у взрослых. Так, до 3 лет ребенку необходимо 2—4,0 г, а взрослым 1,1 —1,3 г белка на 1 кг веса тела. Потребность в раннем возрасте в углеводах составляет 12—14 г, а у детей более старшего возраста — 10—12 г на 1 кг веса тела. Повышена интенсивность углеводного обмена (у новорожденных преобладает гликолитический путь обмена глюкозы).
С возрастом изменяется специфическая и неспецифическая реактивность организма. Установлено, что иммунологическая толерантность, т. е. неспособность плода и новорожденного к синтезу иммуноглобулинов, уже не считается бесспорной. Доказано, что плод синтезирует макро-глобулины. В процессе иммунологического созревания у здоровых новорожденных меняется последовательность синтеза разных классов иммуноглобулинов (см.).
В конце юношеского и зрелого В. завершается морфо-функциональное развитие организма; на выраженность показателей морфо-функционального развития в значительной мере влияют конституциональные особенности организма (см. Конституция), причем различие в показателях у крайних конституциональных типов может быть довольно резким. В зависимости от конституциональной принадлежности значительно варьирует и В., в к-ром морфо-функциональные признаки получают окончательную, присущую зрелому состоянию выраженность. Это определяет расхождение сроков хронологического и биол. В.
Увеличение продолжительности жизни человека, достижения геронтологии, возрастной физиологии и других наук о биологии человека внесли в классификацию поздних возрастных периодов существенные изменения.
Психология
Средний возраст большинства людей зачастую сопровождается соответствующими психологическими проблемами. Такой период называется — кризисом. Он проявляется частыми депрессивными состояниями, апатией, переосмыслением ценностей, отношения к окружающим и т.д.
Человек начинает понимать — лучшие годы жизни позади, приближается неизменный закат, исправить или вернуть ничего нельзя.
Не всем удается справиться с состоянием самостоятельно, некоторым требуется помощь квалифицированного психолога. Для этого необходимо записаться к специалисту на прием. Психология – тонкая наука. Для ее постижения требуется специализированное образование. Чтением соответствующих книг – вопрос не решить.
Получить ответы на свои вопросы и сделать выводы поможет видео о проблеме и психологии:
Чтобы самостоятельно справиться с кризисом и не допустить ухудшения эмоционального состояния, стоит отыскать новый смысл жизни. Это может быть хобби, благотворительность, забота о других.
Рекомендуется посещать компьютерные курсы, занятия для фотографов и т.д. Это положительно влияет на психологическое состояние. Человек не испытывает дискомфорта, у него не возникает комплекса неполноценности при столкновении с современной техникой. Некоторые находят таким образом новое увлечение или работу.
Психологии и ее аспектам требуется уделить особое внимание не только после сорока, а с юности.
Кризис тридцати или кризис смысла жизни
Кризис тридцати лет, конечно, понятие условное. Он может наступить чуть раньше или чуть позже. Кризис проявляется в том, что человек чувствует потребность что-то кардинально поменять в своей жизни, происходит переоценка ценностей. У мужчин и женщин этот кризис тоже протекает по-разному. У женщин часто меняются приоритеты в сфере семьи и карьеры. Те, кто все силы до тридцати вкладывал в карьеру, начинают задумываться о важности брака и воспитания детей. А те, кто уже создал семью, направляют свою энергию на продвижение по карьерной лестнице.
Мужчины в период кризиса меняют образ жизни и работу, часто задумываются о смене профессии.
Острота переживания кризиса тоже может быть разной – он легкого чувства, что чего-то не хватает, до хронической тревожности и депрессии.