Переходный возраст: часть 1. Депрессия у подростков.

Дети и подростки – одна из самых психологически уязвимых групп в силу неразвитой и нестабильной психики. Депрессиям подростки и дети подвержены больше, чем взрослые люди, а последствия депрессии еще опаснее.

Еще 20 лет назад детские депрессии отрицались психологами и психиатрами. Тогда они рассматривались как реакции зрелых или созревающих личностей. Однако сейчас известно, что активное усвоение мира и себя – это почва для тревог и страхов, которые часто и порождают детскую депрессию.

Младенчество

Депрессия первого года жизни, или аналитическая депрессия, обусловленная разлукой с матерью. Ребенок до года не рассматривается в психологии как самостоятельный субъект, рассматривают диаду «дитя-мать», своеобразный единый организм. Если во второй половине первого года жизни произошло разлучение с матерью, то велик риск депрессии. Ее позволяют заподозрить следующие признаки:

  • внешне выраженная печаль;
  • аутичность;
  • апатия;
  • неумение чувствовать удовольствие и испытывать радость;
  • психомоторная заторможенность;
  • раздражительность.

Ребенок с трудом идет на контакт, его выражение лица отстраненное, глаза широко раскрыты. Нарастают психосоматические нарушения: проблемы со сном, кормлением (сосанием), расстройства желудочно-кишечного тракта. Без лечения состояние быстро ухудшается, за 5 месяцев ребенок впадает в маразм, психические функции регрессируют, наступает смерть.

Признаки депрессии у подростков ↑

Чаще всего о наличии психического неблагополучия свидетельствуют те же физические проявления, что и при обычной болезни:

  1. Отсутствие аппетита. Если подросток мало ест, он не обязательно болен. Опасение должно вызвать резкое и продолжительное уменьшение количества поедаемой пищи, отсутствие интереса к любимым блюдам.
  2. Общая вялость, упадок сил. Подросток не хочет заниматься делами, за которые обычно брался с энтузиазмом: не уделяет внимание хобби, не общается с друзьями.
  3. Бессонница или, наоборот, сонливость.
  4. Головная боль, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, ослабленный иммунитет.


О депрессии говорит и поведение подростка. Начинать беспокоиться нужно, если ребенок:

  • часто плачет, грустит изо дня в день;
  • говорит о своей ненужности, о том, что все глупо и бесполезно;
  • страдает от чрезмерного чувства вины, воспринимает близко к сердцу любую неудачу;
  • не хочет выходить из дома и общаться;
  • раздражителен, зол и враждебен без видимой причины, испытывает ненависть к благополучию окружающих;
  • не может сосредоточиться, занимается хуже, чем обычно;
  • проявляет интерес к трагическим и мрачным сюжетам, картинам, музыке.

Надоела жизнь в ярких красках? Узнай, как впасть в глубокую депрессию. Какие книги против депрессии особенно популярны? Читай далее.

Депрессивному подростку трудно принимать решения. В 16 лет человек определяется со своей специальностью, готовится к поступлению. Депрессивный подросток не проявляет интереса к своему будущему, он безразличен или настроен крайне негативно ко всем предложениям.

Ранний возраст

Дети раннего дошкольного возраста страдают мимолетными, словно беспочвенными депрессиями. При этом подавленное состояние едва заметно. Поведение отличается нервозностью, возможно развитие эмоционально-навязчивых состояний, двигательных и вегетативных реакций.

В 2-3 года депрессия сопровождается:

  • замедлением психического, интеллектуального и речевого развития;
  • утратой обретенных возрастных навыков, регрессом развития;
  • частым плачем;
  • печальным выражением лица;
  • избеганием контакта глаз;
  • вредными привычками с целью самоуспокоения или стереотипным поведением (сосание пальца, самоукачивание);
  • нанесением себе травм;
  • привязанностью к взрослым («висит» на взрослом);
  • нарушением привязанностей, разговорами о себе в третьем лице, обращением к родителям по именам.

Я подросток, и прямо сейчас размышляю о том, чтобы совершить самоубийство

Обязательно поговорите с кем-нибудь! Если негативные чувства становятся настолько невыносимыми, что вы не можете найти никакого другого решения, кроме как причинения себе вреда, вам необходима немедленная помощь! Мы понимаем, что решение обратиться за ней может даваться вам нелегко, но это правда очень важно! Нужно, чтобы вы обратились к кому-то, кому доверяете, например, к другу, члену семьи, учителю. Если вам не с кем обсудить свою проблему, поделитесь с нашими специалистами готовыми выслушать — позвоните по горячей линии:

  • 8 800 2000 122 — телефон горячей линии для психологической помощи детям, подросткам и их родителям, круглосуточно.
  • 8 центр экстренной психологической помощи МЧС.
  • 8 детский телефон доверия департамента образования Москвы, круглосуточно.
  • 051 с городского или +7 495 051 (МТС, «МегаФон», «Билайн», Tele2) — телефон неотложной психологической помощи Московской службы психологической помощи населению.
  • 8 горячая линия для подростков и их родителей в Санкт-Петербурге.

Не забывайте также о телефонах скорой медицинской помощи (103) и экстренных оперативных служб (112). В какой бы ситуации вы ни находились, помните, что есть другое решение, даже если вы не видите его прямо сейчас. Наличие мыслей о причинении вреда себе или другим людям не делает вас плохим человеком. Болезнь может заставить думать и чувствовать вещи, которые ранее были несвойственны. Если ваши чувства не поддаются контролю, постарайтесь подождать еще 24 часа, прежде чем предпринять какие-то действия, а в течение этого времени не изолируйте себя и обязательно поговорите с кем-нибудь.
Теги:

  • Депрессия
  • Дети
  • Подростки
  • Психика

Оставить комментарий

Старший дошкольный возраст

Сохраняются признаки предшествующего возрастного периода, но к ним добавляется бред. Дети 4-5 лет при депрессии страдают прежде всего от вегетативных нарушений: проблемы с пищеварением, сердечно-сосудистой системой, дыханием, терморегуляцией; нарушения сна и аппетита. Вместе с этим наблюдается:

  • вялость;
  • рассеянность;
  • пассивность, безынициативность;
  • равнодушие к играм;
  • плаксивость;
  • безрадостность;
  • суицидальные наклонности по типу вопросов матери «Зачем ты меня родила?»

Дети 6-7 лет не вербализируют свои негативные эмоции, но заподозрить подавленность и тревогу ребенка можно по нетипичной молчаливости, хмурому виду, утрате привычных интересов, печальному виду. Вместе с этим отмечается:

  • необщительность;
  • неприветливость;
  • стремление к одиночеству, но при этом чувство тревоги при разлуке;
  • потеря детской непосредственности;
  • раздражительность;
  • неопределенные соматические ощущения;
  • ночные кошмары;
  • страхи.

Резкие перепады настроения у мужчин и женщин, подростков. Их причины

Перепады настроения – это реакция на нейрофизиологические изменения в организме, ответ на гормональные изменения. Но вот колебания гормонального фона могут происходить по разным причинам. Это может быть как особенностью характера (таких людей называют «человек-настроение») так и симптомом психического расстройства или соматического заболевания.

Что такое перепады настроения

Настроение – это эмоциональный фон человека. Настроение отличается от эмоций, чувств и аффектов. Это продолжительная эмоциональная реакция невысокой интенсивности. Однако в силу психических или физиологических причин фон иногда становится неустойчивым.

Резкие перепады настроения могут происходить несколько раз в течение дня или раз в пару недель. Это могут быть колебания от слез к смеху или от активности к пассивности, от агрессии к доброжелательности.

Что характерно для перепадов настроения:

  • непредсказуемость;
  • бесконтрольность;
  • независимость от ситуаций.

Человек ощущает себя как на качелях. В одну минуту он может быть воодушевлен, весел и активен, а в другую пребывать в депрессивном настроении и отчаянии, плакать или злиться.

Он то чрезмерно раним и обидчив, то холоден и отдален. Перепады настроения снижают качество жизни, портят отношения с окружающими.

Жить с таким человеком непросто, да и ему самому тяжело переносить это, перепады утомляют.

Если перепады настроения раньше не наблюдались, не являются индивидуальной нормой для человека (например, холерики обладают переменчивым, вспыльчивым темпераментом), то нужно обратить на это внимание и постараться разобраться в причинах.

Физиологические причины

Перепады настроения могут быть вызваны психическими и соматическими причинами. К последним относится:

  • приобретенное слабоумие;
  • менингит;
  • инсульт;
  • опухоли головного мозга;
  • заболевания печени или желчного пузыря (спазм желчных путей провоцирует выработку гормона гнева, норадреналина);
  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, которые повышают уровень адреналина;
  • нарушенная работа щитовидной железы.

При патологиях щитовидной железы уровень гормонов может быть повышен или понижен, а также колебаться между низкими и высокими значениями. При пониженном уровне гормонов реакции человека замедляются. Он становится вялым, апатичным, быстро устает. При повышенном уровне наблюдается раздражительность, агрессивность, истеричность.

Психологические причины

К общим психологическим причинам, не зависящим от пола или возраста, относятся:

  • депрессия;
  • стресс;
  • физическое и интеллектуальное переутомление;
  • недостаток сна;
  • биполярное расстройство;
  • аффективное расстройство;
  • тревожное расстройство;
  • внутриличностный кризис;
  • зависимость от психоактивных веществ;
  • злоупотребление кофе, шоколадом и подобными продуктами;
  • голод, жесткие диеты;
  • переедание;
  • расстройство пищевого поведения;
  • эмоциональное выгорание;
  • конфликты на работе или в семье;
  • неспособность жить в настоящем (воспоминания о трагичном прошлом или мечты о счастливом будущем с дальнейшим возвращением в реальность могут травмировать человека и портить настроение);
  • неудовлетворенные потребности;
  • нехватка внимания или любви;
  • неудовлетворенность жизнью, работой.

Кроме этого, перепады настроения могут быть вызваны приемом гормональных средств (в том числе противозачаточных) и лекарственных препаратов, особенно антидепрессантов. Некоторые психоактивные препараты вызывают привыкание, без них мозг перестает вырабатывать гормоны радости, а баланс нарушается. Подобный эффект могут оказывать и препараты, корректирующие работу сердечно-сосудистой системы.

Если вы принимаете какие-то лекарства, то нужно срочно проконсультироваться с врачом, который их назначил. Если вы занимаетесь самолечением, то нужно прекратить его и обратиться к специалисту.

У мужчин

У мужчин специфических причин перепадов настроения не отмечено, разве что низкий уровень тестостерона. А с точки зрения психологии причины те же, какие мы отнесли к общим. Однако чаще состояние бывает вызвано подавлением эмоций и чувств, переутомлением.

Гендерные стереотипы запрещают мужчинам проявлять эмоции, признавать свою усталость. А вот требований и обязанностей выдвигают немало.

Трудности на работе и дома в совокупности с подавляемыми эмоциями и неудовлетворенными потребностями выливаются в эмоциональную нестабильность.

У женщин

Причины перепадов настроения у женщин тоже не отличаются от общих. К специфическим причинам относится беременность, климакс, предменструальный синдром (ПМС).

В психологии нет единого мнения о нормальности такого состояния. Некоторые психологи относят ПМС к психосоматическим заболеваниям.

Если каждая менструация сопровождается неприятными психофизиологическими симптомами, то нужно обязательно посетить психолога и гинеколога.

У подростков

Для подростков перепады настроения являются нормой. Это специфика переходного возраста, последствие гормональной бури, которая происходит в этот период. Однако нужно оценивать состояние подростка в комплексе.

Если другие признаки переходного возраста не наблюдаются (уже прошли), а раньше перепадов настроения замечено не было, то необходимо посетить врача.

Возможно, в данном случае это уже не норма, а нарушение, вызванное одной из общих причин (стресс, переутомление, расстройство и т. д.).

Как бороться

Постарайтесь определить факторы, с которыми связаны перепады настроения. Ведите дневник, в котором будете фиксировать периодичность перепадов, события, предшествующие им, продолжительность, условия для смены настроения на позитивное. После определения стрессогенных факторов нужно работать над устранением каждого из них.

Если кажется, что объективных причин нет, то нужно пройти медицинское и психологическое обследование. Дневник вам снова пригодится. Он поможет собрать анамнез, зафиксировать динамику эмоционального фона. Если причина относится к психиатрии, то там это сыграет важную роль. Например, при биполярном расстройстве приступы мании и апатии длятся примерно по 2 недели, но все зависит от стадии.

Если вы уверены, что просто устали, то постарайтесь сменить обстановку. Что еще можно сделать:

  • регулярно занимайтесь спортом;
  • следите за сбалансированностью и полноценностью рациона;
  • пропейте курс витаминов;
  • расслабляйтесь и отдыхайте;
  • найдите хобби;
  • гуляйте (свежий воздух и солнечный свет, как и занятия спортом, способствуют выработке дофамина, стабилизируют гормональный фон).

Коррекцию состояния нужно начинать с выявления причины. Помните, что это может быть как временная усталость, так и психическое расстройство. Если симптомы ярко выражены, перепады мешают вести привычный образ жизни, то нужно обязательно обратиться к психологу. Если он не увидит проблемы по своей части, то перенаправит к другому специалисту.

Если это особенность характера

Перепады настроения, или эмоциональная лабильность, могут быть особенностью характера. Это называют сложным характером. В таком случае эмоциональная неустойчивость заметна с детских лет. Процессы торможения и возбуждения выравниваются постепенно, по мере роста и развития ребенка, а также в зависимости от темперамента и условий воспитания.

Но иногда тормозящие центры не формируются или работают неисправно. Такое происходит по двум причинам:

  1. Невротизация личности, при которой процесс созревания психических структур искажается или замедляется.
  2. Невроз, который является реакцией на стресс или психотравму.

Оба случая корректируются психотерапией, но в зависимости от причины понадобится разное лечение. В первом случае необходимо учиться саморегуляции, самостоятельно «выращивать» недостающие структуры.

Во втором случае необходимо найти корень психотравмы, избавиться от защитного механизма регрессии, сформировать сознательные и зрелые реакции, устранить травмирующее воспоминание или стрессогенный фактор.

Послесловие

В психологии перепады настроения принято рассматривать как маркер личностного неблагополучия человека. Если сбои не имеют соматической основы, то речь идет о какой-то внутренней душевной проблеме.

Человеческий мозг постоянно обрабатывает информацию. Мы и сами не замечаем, какие мысли он пропускает. На подсознательном уровне мозг может увидеть какую-то проблему.

Мы не успеваем уловить саму мысль, но успеваем отреагировать на нее перепадом настроения.

Источник: //psychologist.tips/4545-rezkie-perepady-nastroeniya-u-muzhchin-i-zhenshhin-podrostkov-ih-prichiny.html

Младший школьный возраст

Предшествующие поведенческие особенности и бред нарастают, переходят в биполярное расстройство или эмоциональное равнодушие как расстройство эмоционально-волевой сферы. Дети способны проговаривать свои ощущения, они фиксируют у себя плохое настроение, скуку, беспочвенную вину, негативно оценивают себя.

Возрастает фантазирование, страдает учебная успеваемость. Из-за агрессии и размытого образа Я страдают отношения со сверстниками, учителями, родителями. В этом возрасте сигнал депрессивных и суицидальных тенденций – фраза «Вам без меня будет лучше», обращенная к родителям.

Как реагировать родителям: общие советы

Зная причины, по которым происходят частые перепады настроения у подростков, легче выстраивать отношения со своим растущим ребенком. Психологи советуют в это непростое время:

  • помнить, что рано или поздно пубертатный период закончится – это сложное время, которое надо переждать, собравшись с силами и стараясь не усугубить ситуацию;
  • использовать свой опыт: взрослые когда-то сами были подростками и могут вспомнить, что чувствовали тогда, а ребенок только учиться быть взрослым;
  • не конфликтовать, а ненавязчиво делиться своим опытом;
  • предоставить подростку личное пространство, куда не будет доступа родителям; это должно быть место в квартире (собственная комната, а если возможности нет, хотя бы часть комнаты), где он сможет делать то, что хочет – украшать стены фотографиями кумиров, разрисовывать обои и т. д. ВАЖНО: если у подростка есть своя комната, взрослые должны входить туда только с его разрешения.

Читайте здесь — агрессивное поведение подростка: проблема, причины, пути решения.

Подростковый возраст

Младшие подростки

В 9-10 лет у детей встречается невротическая депрессия, которую характеризуют накопительные аффективные расстройства, не всегда соответствующие ситуации. Наблюдается тоска, чувство подавленности, несвободы, «дыры в душе». Подростковая депрессия во многом напоминает взрослую депрессию. Отмечаются нарушения поведения, характерные для этого возраста. К предшествующим изменениям добавляется тревога.

К характерным проявлениям депрессии у младших подростков относится:

  • проблемы в учебе и межличностных отношениях в школе;
  • заторможенность, «залипание», долгое неподвижное сидение в одной позе;
  • ухудшение концентрации внимания;
  • вялость;
  • пассивность;
  • скука;
  • раздражение как ответная реакция на просьбы родителей;
  • тайный плач;
  • капризы;
  • отстраненность;
  • чувство отверженности;
  • неопределенное желание смерти.

Старшие подростки

Тревога, свойственная младшим подросткам, за 4-5 лет превращается в хроническую тревожно-тоскливую депрессию, с частыми приступами депрессии, не зависящими от условий окружающего мира. Формируется дистимия, циклотимия.

Дополняют картину проявление кризиса подросткового возраста, в частности биполярность (переменчивость и противоположность) настроений:

  • ранимость и показная дерзость;
  • застенчивость и развязность;
  • чувствительность и холодность;
  • независимость и выраженная жажда быть замеченным и признанным;
  • отрицание авторитетов и подражание кумирам;
  • философствование и фантазирование.

На фоне подростковых особенностей поведения развивается астеническая и меланхолическая депрессия, дисфорическая, соматизированная (психосоматическая) и ассоциативно-ускоренная. Депрессии, обусловленные реакцией на травмирующее событие (психогенные), протекают с выраженной дезорганизацией психических процессов и вегетососудистыми нарушениями. Последствие кризиса и депрессии – девиантное поведение.

У старших подростков встречается как психогенная депрессия, так и эндогенная. Для психогенной подростковой депрессии характерно:

  • тревожность чаще, чем заторможенность;
  • объяснимое снижение настроения;
  • проблемное засыпание;
  • отсутствие вялости;
  • колебания настроения происходят, но зависят от обстоятельств, не возникают сами по себе в течение дня.

Основная причина психогенной депрессии у подростков – кризис идентичности (кто я).

К признакам эндогенной депрессии относится:

  • необъяснимое снижение настроения, подавленность;
  • заторможенность или возбуждение;
  • вялость;
  • слабые реакции на внешние раздражители;
  • суточные перепады настроения (к вечеру улучшается настроение);
  • снижение аппетита;
  • нарушение сна (проблемное засыпание и невозможность повторного засыпания, частые пробуждения, раннее пробуждение в плохом настроении);
  • утомляемость.

К суициду склонны подростки с инфантильно-зависимыми и противоречивыми отношениями с родителями, в частности с матерью. Еще больше ситуация усугубляется при условии депрессивности и суицидальных наклонностей матери. В семье пресекаются переживания ребенка, от чего он вытесняет любые негативные переживания. Они не осознаются, но продолжают влиять.

Эндогенные депрессии часто дают о себе знать именно в подростковом возрасте, так как в этот момент актуализируется потребность ребенка в самопознании, идентификации, самопринятии.

Виды проявления депрессии

Признаки депрессии у подростков могут быть абсолютно разными, в зависимости от темперамента.

Нередко у общительных и компанейских подростков появляется равнодушие к друзьям, приятелям и родственникам. Он может потерять интерес к делу, которое раньше ему нравилось. Закрытые и стеснительные подростки и вовсе запираются в четырех стенах, у них развивается боязнь общества, они не могут находиться в социуме. Глубокие стадии депрессии могут проявляться паническими атаками – когда вдруг начинает сильно биться сердце, ничего не можешь сделать и сложно дышать …

Если заметили что-то подобное у подростка обратите на это внимание его близких!

Юношество (старшие классы)

Подростковые депрессии в юности приобретают следующие формы:

  • Апатическая форма. Личность страдает от пропажи душевных сил и отсутствия интересов. Наблюдается отставание в учебе, апатия. Больной способен целый день провести в постели или в кафе, ничем не занимается, прекращает следить за своим внешним видом. Среди девиаций – выпивка, хулиганство, половая распущенность.
  • Оппозиционная форма. Молодой человек конфликтует с родителями и учителями. Поведение бунтарское, наблюдаются побеги из дома, хулиганство. Юноша не воспринимает нормы и правила. Встречается аутоагрессия и поведение «назло». Девиации – пренебрежение социальными обязанностями, обучением и работой; самоповреждение, попытки суицида; алкоголизм и наркомания.
  • Аскетическая форма. Главный признак – отказ от интересной и желаемой профессии, саморазвития, любви, прежних увлечений. Человек не верит в собственные силы, способности, возможности, перспективы. Он просто плывет по течению. Возникает отвращение к себе и жизни, пессимистичный взгляд на будущее, ожидание только неудач. Нарастает самоотречение и готовность к самоуничтожению.
  • Лабильная форма. Проявляется чередованием плохого настроения и упадка сил с подъемами настроения. Эпизоды длятся от нескольких часов до нескольких дней. На момент подъема больной дурачится, бунтует, убегает из дома ради поиска новых ощущений. Фундамент такого поведения – чувство бессмысленности жизни и собственной незначительности, комплекс неполноценности, внутренняя агрессия. Высок риск суицида.

Причины подростково-юношеских депрессий – одиночество из-за заниженной самооценки . Человек не может самостоятельно разорвать симбиотические отношения с родителями и преодолеть страх близости с другими людьми.

У какого врача лечить депрессию?

Депрессивными расстройствами занимаются психиатры, психотерапевты, иногда психологи. В отличие от ОРВИ, с которыми в большинстве случаев можно справиться самостоятельно в домашних условиях, депрессия требует обязательного наблюдения со стороны врача, так как причины заболевания различны. Отсюда и разные способы лечения. Как правило, подросткам назначают медикаментозное лечение, психотерапию, а также дают рекомендации по изменению образа жизни. Нормализация режима сна и бодрствования, спорт, сбалансированное питание — все эти простые вещи могут действительно внести свою лепту в борьбу с депрессивным расстройством.

Разновидности детских депрессий

В детском и подростковом возрасте чаще встречаются следующие виды депрессий:

  1. Адинамическая. Ухудшается внимание, поведение ребенка требует контроля и стимулирования, снижается работоспособность. Ребенок отказывается посещать школу. Но дома дети страдают от безделья, сонливости (утренней), тревожности и страхов (вечерних), истерических реакций по самым незначительным поводам. К вечеру настроение поднимается, поведение становится оживленнее. Но именно эта активность побуждает детей и подростков на уход из дома и попадание в асоциальные компании. Будучи внушаемыми и ведомыми, подростки легко оказываются в неприятных ситуациях. На почве поведенческих нарушений ребенка ведут к психиатру или психологу.
  2. Дисфорическая. Преобладает недовольство окружающими людьми, раздражительность, злоба, ярость и агрессия. Дети винят окружающих в своих бедах, чувствуют незаслуженную обиду. Как следствие этого – ведут себя вызывающе, грубо, драчливо. Отмечаются побеги из дома, правонарушения. На свою злобу не жалуются. Окружающих смущает дезадаптация ребенка в школе, нарушения поведения, зависимости. Подростка просто считают «трудным» и списывают все на плохое поведение, а не депрессию. От этого высок риск суицида.
  3. Психопатоподобная депрессия маскируется за акцентуациями и патологиями характера, проблемным поведением. На самом деле агрессия, злобность, истерия, возбудимость, аддикции – попытки ребенка защитить себя, избавиться от травмирующих чувств, улучшить свое состояние. Очень велик риск попадания в асоциальные компании и зависимого поведения: алкоголь, наркомания, курение.
  4. Унлюст-депрессия. Ребенок становится угрюмым и придирчивым, он недоволен собой и окружающими, враждебно настроен, недоверчив к окружающим и даже к близким людям. Человек не стремится получить удовольствие, он ненавидит весь мир, ворчит. Но при этом подросток не чувствует упадка настроения. В отношении слабых и беззащитных людей ненависть превращается в унижения и жестокие избиения. Ребенок замкнут, совсем бросает школу. Дома он становится тираном. Часто случаются суицидальные попытки, притом хорошо обдуманные.
  5. Астеноподобная. Из названия ясно, что ее часто путают с астенией. У ребенка преобладает утомляемость, раздражение и истощение. О своем состоянии дети сообщают: жалуются на головные боли, утомляемость, слабость, проблемы с памятью, непереносимость внешних раздражителей (свет, звук). Когнитивные ухудшения выражены утром, а к вечеру ребенок становится весьма работоспособным и подвижным. При астеноподной депрессии снижается аппетит, нарушается сон. Дети плохо понимают свое настроение, иногда могут говорить о скуке. К психиатру ребенка приводят с подозрением на задержку в развитии, неврастению или астению.
  6. Ступидной депрессии больше подвержены школьники. Возникает умственная заторможенность: резкое снижение успеваемости, ухудшение способности усваивать новый материал, проблема сосредоточения внимания, ухудшение памяти. К психологу ребенка ведут с подозрением на умственную отсталость для изучения уровня интеллекта.
  7. Боязливая депрессия. Чаще встречается у дошкольников и младших школьников. Вся жизнь ребенка пропитана страхами за себя и окружающих. Усиливается страх вечером и ночью. Дети заторможены, плаксивы, тревожны и тоскливы. К психологу родители отводят ребенка из-за подозрений на аутизм.

Перепады настроения у подростков: как их объяснить

Кадр из мультфильма «Суперсемейка»

У ребёнка начался переходный возраст, и дом превратился в поле боя? Подростки не такие страшные, как может показаться. О том, что с ними происходит и как общаться с взрослеющими детьми, рассказывает наш блогер, психотерапевт Татьяна Сабрекова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

То они кричат, злятся, хлопают дверью, то плачут и грустят, то устали и хотят полежать рядом, то снова что-то доказывают, размахивают руками, спорят… Это нормально? Почему это происходит и когда закончится?

Для тех, кто не знает, чем отличается подростковый возраст

Подростки 10–13 лет начинают сильно меняться внешне. Рост происходит не постепенно, как хотелось бы, а скачками. Очень меняется тело: сначала вытягиваются стопы и ладони, затем руки, ноги, и только потом подтягиваются бёдра и плечи. Всё это очень стремительно и внезапно, ваш ребёнок почти каждый день замечает в себе что-то новое.

Как вам кажется, спокойно ли ему от этого? Нет, не спокойно. Изменений много, они разные, не всегда понятные и приятные, неясно, когда эти изменения закончатся и как к ним относиться.

Авторский комикс

Вспомните себя, когда у вас в первый раз во взрослом возрасте появился седой волос или родинка, морщинки или, может, небольшой животик от вкусной еды, которого раньше не было.

Как вы отреагировали? Было неожиданно, непонятно, вы чувствовали растерянность: вы никогда не думали, что так будет, но это случилось. Вы не готовы, даже если вас предупреждали об этом.

Просто вы не верили, что это произойдёт именно с вами.

Ещё в большей степени это свойственно подросткам, потому что у них такое внутреннее устройство: они должны всё подвергать сомнению и уверены в своём бессмертии и статичности. «Может быть, это и верно для других, но со мной точно не произойдёт». Они испытывают дискомфорт оттого, что им не нравится результат.

Классно стать красивым и взрослым разом, а если у тебя промежуточная стадия? Не так-то круто это выглядит и звучит

Изменений много, но неясно, как к ним относиться. Подросток очень чувствителен к критике, особенно когда вы или кто-то другой говорит про его внешность.

Абсолютно все замечания, даже сказанные с благими намерениями (а мы, взрослые, даём именно такие), не достигают цели, не приносят облегчения или утешения ребёнку, а, наоборот, его травмируют: «Ты очень сутулишься, выпрямись!», «Только не крась так сильно глаза, тебе не идёт!», «У тебя прыщики на лбу высыпали».

Поверьте, он знает про прыщики, он тщательно исследует своё тело каждый день, всё замечает и скорее склонен сам критиковать себя: «У меня слишком большие/ узкие/ некрасивые бёдра», «Я не такой высокий и сильный, как другие», «У меня волосы растут на лице, какой ужас!»

Сверстники с теми же проблемами часто не принимают свою бурно меняющуюся внешность и проецируют это на своих друзей и одноклассников. Отсюда неприятные подколы, шутки, сарказм и, как вывод, неуверенность, которую ребёнок приносит домой.

В этот период его личность ещё только формируется, он очень сильно зависит от оценок и мнений извне.

Любое замечание принимается «как есть», без здоровой критики, поэтому затронуть и обидеть такого человека очень легко, особенно близким людям. Тема внешности требует особого пиетета и деликатности.

Неприятны сравнения с другими детьми: «Вот смотри, у Ксюши такая осанка!», «А Павлик какой красивый и плечи у него какие широкие!»

Что происходит с личностью?

Дочь-подросток Фиалка из комикса и мультфильма «Суперсемейка»

Личность — качественно другая структура, уникальная и неповторимая. Мы любим, когда нам говорят про уникальность, в этом столько самости и силы. Но как же она формируется и вырастает? Главным образом в конфликтах, через сепарацию и отделение, или через отождествление, но объект для этого подросток выбирает сам, и это вряд ли будет Ксюша или Павлик из абзаца выше.

Рождение новой личности и по сути нового человека не может проходить по-другому.

Раньше ребёнок хотел быть послушным, нравиться, во всём походить на взрослых, теперь же у него появилось своё мнение, свои эмоции, свои взгляды и интересы. Теперь ему кажется, что он взрослый.

Это перевоплощение происходит довольно странно, будто вам привезли ребёнка с другой планеты: «Он же был такой послушный, а теперь… Будто это не мой ребёнок».

Ваш, только он другой. Не такой, как вы. С этим надо смириться. Ему приходится спорить, доказывать, порой кричать, потому что ему важно иметь своё мнение, важно быть услышанным, важно быть принятым.

Он может в чём-то ошибаться — это нормально.

Он не знает столько и в таком масштабе, как вы, а только начинает видеть ситуации шире, думать о последствиях и чувствовать ответственность, но это не значит, что у него не может быть своего мнения.

Он ищет и готов встретиться в дискуссии, он горяч, энергичен, активен — значит, в нём есть жизненная энергия и сила, он сможет в будущем постоять за себя и пойти своим путём. Не этого ли вы хотите?

Супергерой Флеш, который быстро перемещается

Часто подросток умеет расходиться и проявлять эмоции, но останавливаться и замедляться — нет. Происходит так: он поплакал, потом поговорил о том, что его волнует, и начал снова. Или покричал, вроде успокоился — и вот снова кричит на ту же тему.

Всё потому, что у него не до конца сформированы навыки саморегуляции, способности приходить в активное возбуждение, а потом снижать его и успокаиваться. Поведенческие приёмы он подсматривает у родителей. Ему нужен рядом взрослый, который умеет и может помочь спокойно притормозить.

Попробуйте заметить, как сильно вы проявляете эмоции дома, как останавливаетесь, как решаете с супругом (ой) конфликтные ситуации. Подросток может это всё впитывать и копировать.

Также в возрасте 11–13 лет подросток сильно погружён в свои переживания, сконцентрирован на себе и эгоцентричен

Ему интересно, что происходит с ним, но он почти не способен к эмпатии и сочувствию по отношению к окружающим. Часто он представляет себя актёром на сцене или автором удачного стендапа, он усиливает эмоции, изменяет тембр голоса, говорит громче, ему нравится, когда на него смотрят и на него реагируют. Он получает внимание, которое ему нужно, и становится более уверенным.

«Железный человек», Роберт Дауни — младший

Он хочет всё решать, много свободы, чувствовать себя взрослым, но часто ведёт себя как ребёнок: нарушает договорённости, не помогает по дому, не следит за временем, неважно учится и так далее. В целом, не берёт на себя ответственность. Это нормальное подростковое желание.

Подросток часто добивается власти решать всё самостоятельно за счёт скандалов и манипуляций: «Я не поеду в этот долбаный лагерь!», «Мне надоело, что все со смартфонами, а я — нет!», «Ну вот, мы не пойдём к Лизе, а я же обещала!»

Ребёнок хочет встать с вами наравне, решать вопросы и проблемы на том же уровне, но он ещё не вполне самостоятелен и пока только учится заботиться о себе, программировать свои действия и прогнозировать их последствия. Он не зарабатывает деньги, не приносит в дом еду, не готовит, не оплачивает счета за квартиру.

Подросток должен знать, что он может решать, а что — нет, где будут спрашивать его точку зрения, а где не будут.

Изменение структуры иерархии в семье — опасная штука: ребёнок хочет на вершину горы, но там грустно, одиноко и страшно. Просто он об этом ещё не знает. Важно набраться уверенности и стойкости и вовремя поставить границы.

Подросток всё равно попытается их разрушить, это его природа, но будьте неуклонны и последовательны.

Подростку всё ещё очень нужны признание и нежность, поэтому не удивляйтесь, что после горьких слёз или крика он придёт полежать с вами рядышком. Ему нужны очень личные, долгие беседы, чай с печеньем и ваш совет или мнение.

Важно его не принуждать обниматься или разговаривать, когда вы этого хотите, а говорить, что пусть приходит, когда нужно. Тогда он будет знать, что вы готовы, и придёт сам.

Не впадайте в заблуждение: его бравадная смелость и огонь больше ситуативные, он так выстраивает линию защиты, чтобы высказать своё мнение. Но, несмотря на это, он очень ранимый, нежный и трепетный.

Ему нужны любовь и тепло.

Кадр из сериала «Девчонки Гилмор»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: //mel.fm/blog/tsentr-perekrestok/7431-perepady-nastroyeniya-u-podrostkov-kak-ikh-obyasnit

Лечение

В народном представлении депрессия – подавленное настроение, потухшие глаза, бессилие, пассивность. Но, как мы видим, на самом деле депрессия имеет куда более сложные и разнообразные проявления. Так, например, вызывающее или бунтарское поведение нередко оказывается криком о помощи при депрессии, а улыбчивость и активность – защитным механизмом.

Диагностировать и лечить депрессию способен только специалист. Только квалифицированный психолог, психиатр сможет отличить депрессию от других нарушений, выявить ее истинные причины и назначить правильное лечение.

Задача родителей – вовремя организовать встречу психолога и ребенка. Важно знать, что лечение не всегда проводится в рамках стационара. В больницу пациента помещают только при выраженных суицидальных мыслях и составлении плана ухода из жизни. В остальных случаях лечение проводится дома, ребенок ни в чем не ограничен.

Практически всегда лечение депрессии предполагает и медицинскую часть – прием антидепрессантов и медикаментов, устраняющих соматические проявления депрессии. Но большая роль отводится решению психологических проблем. Работа ведется с ребенком и его семьей.

Важно научить родителей принимать ребенка, а его – выражать свои чувства, желания, стремления. Ведется работа по коррекции самооценки и повышению способности к адаптации, выходу из трудных ситуаций.

Что могут сделать родители

Взаимоотношения в семье являются определяющими в формировании и становлении психики подростка. Что делать, если у ребенка резко меняется настроение, он стал хуже учиться, а в школе появились конфликты?

Помимо решения обратиться за помощью к специалисту, родители должны принимать активное участие в коррекции поведения подростка. Психологи дают родителям такие советы:

  • помогать ребенку с повышением самооценки путем развития умения принимать собственные решения;
  • разговаривать с подростком на темы, которые для него важны: интересоваться его увлечениями, повседневной жизнью;
  • ограничить критику, чрезмерную опеку;
  • постепенно, без напора и давления, выстраивать доверительные отношения;
  • конфликтные ситуации в семье должны быть сведены к минимуму;
  • при обсуждении той или иной проблемы предложить решение, основанное на собственном опыте.

Также родителям важно найти как можно больше точек соприкосновения с ребенком. Ведь подросток в течение дня находится в окружении одноклассников, друзей по двору, а с родителями видится только вечером. В такой ситуации окружение подростка не должно оттеснять семью. Но в то же время это не значит, что нужно ограничивать общение с друзьями.

Можно организовать совместный досуг – отдых на природе, занятия спортом. Рекомендуется привлечь ребенка к времяпрепровождению в различных секциях (шахматы, танцы, рисование). Такие виды арт-терапии признаны официальной медициной, помогают сформировать психику и скорректировать ее нарушения.

Советы родителям

Во всех школах имеется психолог, социальный работник, классный руководитель. Обязательно нужно обратиться к специалисту, если родители заметили какие-то изменения в поведении ребенка, подозревают депрессию или другие расстройства.

Характер взаимоотношений с ребенком зависит от выбранного стиля воспитания. К сожалению, добиться доверия сложно, если с раннего детство его не возникло. Тем не менее, задачи родителей:

  • Разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью. Действительно слушать, даже если его проблемы кажутся незначительными. Если ребенок о чем-то говорит, то для него это важно и волнующе.
  • Наблюдать за поведением, голосом, интонациями. Интересоваться планами ребенка на жизнь и завтрашний день, обмениваться взглядами на мир.
  • Знать окружение ребенка, веяния его среды.
  • Обращать внимание на увлечения ребенка, замечать приступы лени, совместно преодолевать их.

Важно видеть в ребенке самостоятельную личность и равноправного партнера, знать возрастные особенности, ведущие потребности и ведущую деятельность возраста, специфику возрастных кризисов. И конечно, общие признаки детской и подростковой депрессии:

  • эмоциональная неуравновешенность;
  • продолжительная грусть;
  • избегание общества;
  • повышенная чувствительность и чувство ненужности;
  • изменение аппетита (повышение или снижение);
  • проблемы со сном;
  • агрессия;
  • быстрая утомляемость, ухудшение внимания и памяти;
  • чувство вины;
  • мысли и рассуждения о смерти, суициде;
  • лень и апатия;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности в учебе, конфликты в семье.

Полный список общих признаков составить нельзя, так как суть депрессивных изменений в одном – изменение привычного для ребенка поведения, внешнего вида, восприятия мира, отношения к играм, учебе. Потому для одного ребенка снижение настроения – признак возможной депрессии, а для другого – оптимизм тот же признак.

Что делать родителям:

  • Обязательно обратиться к психологу.
  • Не кричать на ребенка, не наказывать, не унижать, не ругать.
  • Не отвергать, постараться вызвать на диалог.
  • Не давить на ребенка, не обвинять в несостоятельности и бестолковости («Хватит вести себя как тряпка, соберись!»).
  • Вспомните первый случай появления признаков, предположите причину изменений. Не было ли серьезных перемен в жизни ребенка, семьи?
  • Обратите внимание на желания и потребности подростка, а не на ваши планы. Не требуйте от ребенка невозможного. Выстройте жизнь согласно его особенностям. Признайте в нем право на свой путь.
  • Поддерживайте благоприятный психологический климат в семье, проанализируйте отношения с супругом.
  • Воспринимайте каждое слово ребенка серьезно, но без паники. В 90 % случаев подростки, совершившие суицид, озвучивали свои намерения, но те оставались незамеченными, принятыми за шутку.
  • Помогите ребенку разобраться в своем состоянии и его причинах, помогите найти выход.
  • Создайте условия любви и ощущение нужности у ребенка. Способствуйте раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Признайте в нем личность.
  • Вместе с ребенком учитесь конструктивно разрешать конфликты.
  • Придерживайтесь единого стиля воспитания и единой родительской позиции.
  • Проводите профилактику перегрузок (эмоциональных и физических), пересмотрите питание и режим дня ребенка.
  • Организуйте совместную деятельность.

Лечение депрессии

Вообще в лучшем случае нужно обратиться к психологу. В тяжелой стадии депрессии помочь может только специалист, лучше не практиковать самолечение и тем более (!!) не винить подростка в его проблемах. Поверьте, это только усугубит ситуацию. Лечение депрессии может проводиться также медикаментозным путем, но его применяют лишь в тяжелых случаях. Есть специальные сеансы психотерапии, где при работе с психологом подросток постепенно выходит из этого состояния. Стоит посоветоваться с врачом и подобрать подходящий курс лечения.

Помогите найти смысл подростку.

Лично я думаю, что на ранних стадиях депрессии помимо работы с психологом, можно занять подростка делом.

Бывают такие мысли, что ты не понимаешь зачем живешь. Вопрос этот конечно философский, но стоит сузить его значение до определенного отрезка времени. Пусть подросток занимается своим любимым делом, тогда у него появятся цели и амбиции. Ну, например, последнюю неделю я живу для того чтобы хорошо сыграть роль в новогоднем спектакле, выиграть соревнования по выездке и нарядить дома елку. Агрессивному подростку можно пойти на спорт, чтобы выплескивать всю свою злость там. От панических атак и стресса помогает общение с животными, я это проверила на себе. Есть масса вариантов: кинологический кружок, верховая езда и так далее. Пусть у человека будет цель, пусть всего на одну неделю, но она будет.

Послесловие

Если в подростковом возрасте депрессия почти ничем не отличается от таковой у взрослых, то детские депрессии регулярно маскируются, их проявления атипичны. Капризы, нарушения поведения, фобии и школьные трудности – самые популярные способы маскировки детской депрессии.

Депрессия у детей раннего возраста чаще проявляется соматически – расстройства стула, сна, задержка развития. У дошкольников – страхами и моторными расстройствами. У младших школьников – дисфория, снижение работоспособности, чувство безрадостной жизни.

Именно из-за стереотипных представлений нашего общества о депрессии очень часто она остается незамеченной, а судьбы погубленными. Напомню, что депрессия – одна из основных причин детского суицида.

Симптомы депрессии подростков

Для диагностики депрессивного расстройства психиатр проводит проверку на наличие характерных симптомов. Главные признаки депрессии, которая развивается именно в подростковом возрасте, такие:

  • Длительные периоды угнетенного настроения, усталости и подавленности. Как правило, подростки, страдающие от депрессии, чувствуют себя одинокими, покинутыми и убеждены в том, что их никто не хочет и не может понять.
  • Замкнутость, стремление отгородиться от социальных контактов, нежелание общаться со сверстниками и близкими. Такие подростки нередко отказываются от прежних дружеских связей, стараются как можно больше времени проводить в одиночестве, не идут на контакт.
  • Утрата интереса к занятиям, которыми подросток раньше увлекался. Школьник, который страдает от депрессии, перестает заниматься хобби, не посещает вечеринок и отказывается от развлечений.
  • Чрезмерная критичность по отношению к собственной внешности. Подростки видят себя неприглядными, уродливыми, не соответствующими принятым канонам красоты. Впоследствии такое негативное отношение к самому себе приводит к проявлениям неряшливости, неаккуратности, пренебрежению правилами гигиены.
  • Разочарование в результатах своей деятельности, завышенная критичность, постоянная неудовлетворенность результатами влияют на то, что подросток отказывается что-либо делать.
  • Появление чувства вины. Разбалансированность ферментного и гормонального обмена, что обуславливает депрессию, проявляется у подростка в том, что он воспринимает мнение окружающих о себе, как осуждение.
  • При наличии депрессии у школьника резко ухудшается успеваемость. Это связано с тем, что ребенок теряет способность концентрироваться, падает внимание. Болезнь лишает школьника мотивации на учебу и интереса к получению хороших отметок, вплоть до категорического отказа ходить на уроки.
  • Повышенная привязанность к кому-то из родителей. Зачастую даже старшие школьники начинают стремиться постоянно быть рядом с отцом или матерью или держаться за них. Это – один из серьезных признаков наличия подростковой депрессии – дети боятся остаться без родительской заботы из-за того, что взрослые бросят их или умрут.
  • Изменение пищевых привычек. При депрессивных расстройствах эти изменения могут проявляться по-разному даже у одного и того же ребенка: от полного отказа от пищи до эпизодов обжорства.
  • Возникают проблемы с циклом «сон-бодрствование». Подросток в состоянии депрессии может страдать от бессонницы, ранних мучительных пробуждений, неспокойного и неглубокого сна. Организм подростка недостаточно отдыхает, и вследствие этого общее состояние ухудшается.
  • Наблюдается избыточная раздражительность, которая переходит в агрессивность по незначительным поводам, необоснованные страхи, повышенная тревожность,
  • Ощущение болезненности в мышцах спины или в животе, головные боли, чувство тяжести и потеря равновесия, которые не обусловлены никакими органическими заболеваниями и не проходят при приеме соответствующих лекарств. Девушки могут испытывать дискомфорт и боли во время месячных, страдать от нарушений цикла.
  • Наблюдается увлечение меланхоличной музыкой, написание тоскливых стихотворений, Такие дети чувствуют собственную обреченность, выбирают гардероб мрачных тонов, отказываются от всего, что ранее обычно доставляло им удовольствие.
  • Юношеское бунтарство, делинквентное (хулиганское) поведение может быть одним из выраженных признаков подростковой депрессии, поскольку в этом возрасте болезнь проявляется повышенной агрессивностью. Это является отличительной чертой депрессии у подростков от депрессии у взрослых. Бунтарское поведение часто заключается в разрыве социальных или семейных связей, участием в сомнительных компаниях, примыканием к радикальным молодежным течениям, хулиганством или беспорядочными сексуальными связями.
  • Попытки самостоятельно улучшить состояние за счет употребления алкоголя, табака или наркотиков.
  • Появление идей (или попытки) ухода из семьи. Подростки в состоянии депрессии таким образом пытаются отторгнуть семью раньше, чем семья откажется от них.

Близким, плохо знакомым с симптоматикой подростковой депрессии, как правило, трудно распознать возникшее заболевание, поскольку дети умалчивают о своих переживаниях, не делятся и отказываются обсуждать свои чувства и отвергают любую помощь. А большинство проявлений болезни воспринимается родителями, как неизбежные изменения, связанные с пубертатным периодом и социализацией ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]