6 распространенных причин возникновения стресса у подростков

06 декабря 2019

Аверьянова Света

Родители порой даже не подозревают, как легко вызвать у ребенка стресс. Достаточно бросить фразу, вроде: «Не копайся!», «У других дети как дети, а ты неумеха!», «В твоем возрасте уже стыдно плакать!» Какие еще факторы могут вызвать детский стресс, и как вывести ребенка из этого состояния? Советы дает детский психолог.

Чем опасен стресс у ребенка

Хроническая форма чревата развитием патологических состояний. Происходит дисбаланс — на вегетативном, гормональном, эндокринном уровнях. Это приводит к срыву адаптации. На его фоне развиваются психосоматические заболевания.

Вот к чему приводит стресс у ребенка:

  1. Обострение хронических болезней. На фоне истощения нервной системы и организма снижается иммунитет — дитя подвергается риску «подхватить» вирус или инфекцию;
  2. Психосоматические заболевания. Астма, сахарный диабет, невроз, сердечно-сосудистые патологии. Риск развития болезней сердца повышается в 4 раза;
  3. Нарушение сна. Если ребенок перенес стресс, он может не спать пару ночей. «Привычка» быстро закрепляется: малыш акцентирует внимание на неспособности уснуть — проблема усугубляется;
  4. Психологические проблемы. Нарушение самоконтроля, депрессивное состояние, неуверенность в себе, комплексы, фобии.

Стресс в жизни ребенка имеет долгосрочные последствия. Он может стать причиной психических расстройств во взрослом возрасте.

Как ребёнок реагирует на стресс

Каждый живой организм обладает способностью вычислять и избегать угрозу. Детям присущи самые совершенные биологические системы защиты от опасностей. Их организм отвечает на стресс гораздо быстрее и сильнее нашего. Это имеет эволюционное значение, т.к. дети куда более уязвимы.

Природа защищает ребенка, наделяя его повышенной чувствительностью ко всем возможным угрозам и опасностям. Тело и мозг ребенка эффективно вычисляют потенциальные угрозы.

В качестве моментального ответа происходит выброс адреналина и кортизола, которые обуславливают реакцию по типу бегства или сопротивления.

Кроме того, дети не могут постоять за себя, поэтому они должны остро реагировать на происходящее, в том числе и для того, чтобы привлекать внимание родителей. Сейчас ситуация вокруг такова, что этим защитным системам сложно отличить реальна ли угроза или это «ложная тревога».

Читать далее: Влюбилась в женатого, что делать?

Ответ выходит скорее быстрым, чем точным. Реакция развивается либо в связи с внешними сигналами тревоги, либо внутренними сигналами стресса, такими как учащение сердцебиения, частоты дыхания, которые могут быть вызваны вовсе не опасностью. При этом, если частота пульса и дыхания возрастает, мозг решает, что происходит что-то угрожающее.

Существует довольно много данных, полученных в ходе исследований, о том, насколько пагубно сказывается на здоровье и развитии ребенка постоянно повышенный уровень кортизола. В таком состоянии нервная система ребенка не может нормально функционировать и развиваться.

У ребенка в современном мире, внутренние реакции защиты запускаются от постоянного шума вокруг, необходимости много сделать или постоянных перемещений с места на место в след за спешащим родителем. Повышенные ожидания в школе, слишком много домашних заданий и маленькое количество времени для игр повышают уровень стресса. Все вместе складывается в ускоренный темп жизни, который учащает сердцебиение и дыхание, что в результате приводит к катастрофе.

Признаки стресса у ребенка

Психологи выделяют несколько групп симптомов.

Потребность в близости

Чадо прижимается к вам, просится на руки, обнимает. Не хочет оставаться в одиночестве, отказывается идти в садик. Остро переживает, боится разлуки с кем-то из близких людей.

Не игнорируйте, не злитесь. Будьте ласковы, обнимайте кроху, беседуйте, говорите слова любви, поддерживайте, проводите вместе время. Этим вы вернете уверенность в себе, снизите тревожность.

Пищевые расстройства

Кроха отказывается есть, плюется едой, возможна рвота. Не заставляйте его, не меняйте привычного графика приема пищи, рациона. Здоровое дитя попросит есть, когда проголодается.

Проблемы с гигиеной

Происходит «откат» в раннее детство: малыш отказывается ходить в туалет на горшок или унитаз, мочится в постель, трусики. Ни в коей мере не ругайте, не стыдите — так вы закрепите энурез. Успокойте дочку, сына. Контролируйте регулярное посещение туалета.

Нарушение сна

Дитя боится темноты, спать в одиночестве, ему снятся кошмары, просит вас побыть с ним.

Не отказывайте дочке, сыну в просьбе: полежите рядом, почитайте сказку на ночь. Обсудите страхи, постарайтесь их развеять.

Болевые ощущения

Боли в животе, мигрени. Возникают на фоне психологических переживаний, а не физиологических нарушений. Не спешите давать крохе лекарства — их назначает педиатр. Проводите с дочкой, сыном время. Разговаривайте, играйте, читайте, веселитесь, гуляйте. Обсуждайте переживания и страхи. Это поможет проработать стресс у ребенка. Не хочет говорить — попробуйте узнать об этом из ролевых игр. Покажите его педиатру.

Повышение агрессии

Поведенческие нарушения — упрямство, протест, агрессивность, раздражительность — попытки детей дошкольного возраста справиться с чувством беспомощности. Проявляются по отношению к близким, чужим людям.

Не отвечайте дочке, сыну тем же. Успокойте, поддержите, обнимите. Обсудите причины его поведения. Объясните: его желания не всегда совпадают с желаниями и возможностями других людей. Расскажите о границах других людей, которые нельзя нарушать. Научите выражать эмоции конструктивно — через творчество (рисование, лепку), игру, физическую активность.

Гиперактивность, возбудимость, нетерпимость

Кроха быстро говорит, спорит, перебивает, грубит, требует. Это происходит из-за чувства беспомощности. Говорите с сыном, дочкой мягко, доброжелательно, ненавязчиво снижайте активность. Установите границы дозволенного поведения. Действуйте осторожно. Давайте дитю поручения, просите о помощи. Обсуждайте его чувства, научите выражать их конструктивно.

Нарушение познавательных процессов

Дошкольник не может сконцентрировать внимание, ухудшается память. Ему скучно, он ничего не хочет, не знает, чем себя занять. Вы злитесь? Вам жалко дитя? Не показывайте ему этого! Ваша задача — восстановить чувство равновесия. Лучший способ сделать это — давать сыну, дочке поручения, которые хорошо знакомы и просты в исполнении.

Острые реакции, психосоматика

Малыш теряет контроль над эмоциями, паникует, жаждет изоляции, неуверен в себе. Возможны психосоматические расстройства. Состояние тяжелое. Требует вмешательства педиатра, детского психотерапевта. Относитесь к чаду бережно, с пониманием. Обеспечьте ему тихое, изолированное место. Излучайте любовь и внимание.

Не давайте ложных обещаний, что все будет хорошо (если ситуацию нельзя изменить, например в связи со смертью близкого человека или разводом родителей). При панике не пытайтесь привести в чувство с помощью пощечин, тряски. В крайних случаях вы можете резко остановить чадо — без телесного насилия.

Другие симптомы стресса у ребенка

Регрессивное поведение — ведет себя, как малютка. Кричит, плачет, истерит, топает ногами, катается по полу, играет в игры не по возрасту.

Нарушение развития речи — заикается, молчит, говорит слишком быстро, глотает слова и окончания, меняет их местами. Речевые навыки не соответствуют возрасту: неправильно произносит звуки, преобладает звукоподражание вместо слов.

Проблемы с обучаемостью — не выполняет задания в процессе развивающих игр, не придерживается правил. Например, к 1,5 — 2-м годам не собирает пирамидку, к 3-м — сортер, пазлы. Не может концентрировать внимание на одной задаче. Проблемы с освоением новых навыков.

Коммуникативные проблемы — не умеет вести себя с детьми, играть. Не может заводить друзей, не понимает, что делать на площадке.

Что же мы можем с этим сделать?

Не каждый может или хочет замедлить темп жизни и сделать какие-то вещи проще и спокойней.

Даже если вы не в силах кардинально поменять свой образ жизни, есть некоторые возможности, которыми вы точно можете воспользоваться.

Максимально повысить количество и качество активностей, приносящих удовольствие

Исследование в области позитивной психологии показывают, что соотношение положительных и отрицательны эмоций должно быть не меньше чем 3:1, т.е. позитивных переживаний требуется в три раза больше, чем негативных для того, чтобы мы могли чувствовать себя благополучно.

  • Не приходится ожидать, что жизнь сама предоставит такое количество положительных эмоций, но в наших силах намеренно повышать его путем концентрации на переживаемых удовольствиях, даже если они маленькие.
  • Например, не выпить свой кофе обливаясь из пластикового стаканчика на бегу, а выделить себе 10 минут на спокойный «кофебрейк». Почувствуйте, какой горячий и ароматный напиток у вас в чашке. Почувствуйте его запах, оцените его крепость. Сделайте глубокий вдох и выдох, затем еще глоток. И не надо срочно кому-то звонить, параллельно искать что-то в интернете, а свободной рукой еще копаться в папке с документами или сумке.
  • Проверьте, если вы «выпадете» из всего этого процесса только на 10 минут, ничего страшного не произойдет, вы все успеете. Подумайте только о том, какой отличный у вас кофе, как он вам нравится, и как хорошо вот так просто присесть на минутку «и пусть весь мир подождет».
  • Возможно, получится так не сразу, порой бывает трудно менять привычки, но освоив такие пятиминутки «только для себя», вы сразу почувствуете положительный эффект от них. Ребенку даже не понадобится ничего объяснять, просто дайте ему немного времени по дороге куда-то на посещение детской площадки или для того, чтобы покачаться на качелях. Вы можете просто присесть с ним на лавочку на улице и съесть мороженное не на ходу.
  • Вечером обязательно вспоминайте и мысленно выделяйте по крайней мере три вещи, которые в течение дня доставили вам удовольствие. Проговаривайте это с ребенком, спросите, что может назвать он, поделитесь своими переживаниями. Важно, чтобы у него тоже сформировалась такая привычка, чтобы засыпая он мог подумать «а как же все-таки хорошо, что сегодня…».

Читать далее: Как помочь ребенку преодолеть стресс?

Найти время успокоиться

Для детей большую пользу могут принести даже 5 минут в день спокойствия и ровного дыхания. Нормальная частота сердцебиения и дыхания позволяют почувствовать безмятежное, но в тоже время сосредоточенное состояние разума.

  • Ребенку важно почувствовать и запомнить это состояние, что в последствии он мог к нему сознательно возвращаться. Если получиться отвести больше времени на это – еще лучше. Медленные упражнения с концентрацией а ощущениях и сознательном контроле, такие как йога, например, могут помочь. Существуют так же специальные техники, например медленно считать до четырех в течение вдоха и выдоха, при повторении 5-10 раз весьма эффективно.
  • Есть некоторые удачные варианты адаптированных для детей форм медитации, которые не только успокаивают эмоции, но помогают улучшить концентрацию и способность к обучению. Ребенок в состоянии стресса не может эффективно учиться, так как стресс угнетает и внимание и память.
  • Дома перед сном, спокойное купание в теплой ванне и сказка перед сном – простой, но очень действенный ритуал, способствующий глубокому сну и восстановлению сил.

Создать свои небольшие «ритуалы» обычных действий

Дети по своей природе консерваторы. Для них комфортна ситуация, когда все вокруг привычно, предсказуемо и идет своим чередом. При таком положении вещей, они чувствуют себя спокойно и безопасно, что способствует развитию и освоению знаний. Если ваши обычные повседневные действия будут стабильны и знакомы, ребёнку будет значительно легче.

Например, ритуалом может быть процесс отхода ко сну, когда вы вместе сначала собираете игрушки, готовите кровать, зашториваете окно, отправляетесь принимать ванну, затем сказка и т.д. Или совместный ужин, когда вы накрываете на стол, расставляете стулья, потом едите, потом чай и проч.

Даже дорога в садик или школу может быть ритуалом, вы проходите по определенному маршруту, примечаете любимую клумбу или большое дерево, кормите голубей в сквере или что-то еще. Такие действия помогут ребенку чувствовать безопасность, создадут ощущение размеренности и предсказуемости жизни, которое ему необходимо.

Делиться переживаниями и поддерживать друг друга

Семейные мероприятия, когда мы ждем и слушаем друг друга, не только успокаивают нас, но и помогают нашим телам настраиваться друг на друга. Такая настройка – это биологический процесс, когда мы оказываемся на «одной волне» с теми, кого мы поддерживаем и от кого зависим.

Этого не происходит, когда каждый занят своими делами, и все пересекаются лишь эпизодически, несмотря на то, что живут в одном доме.

Ощущение себя на «одной волне» с окружающими помогает ребенку чувствовать себя защищенным.

Создать свой «сундук сокровищ»

Создание приятных воспоминаний, позволяет возвращаться к позитивным переживаниям, которые они несут снова и снова, это очень мощная поддержка в трудные минуты. Сделайте вместе с ребенком специальную коробку, в которую он может собирать фотографии, рисунки, открытки, билетики или другие мелкие сувениры, да все, что ему покажется ценным и будет напоминать о приятных поездках или событиях.

Читать далее: Учим малыша справляться со стрессом

Перебирайте вместе эти сокровища и вспоминайте события с ними связанные, чтобы почувствовать еще раз переживание радости, когда требуется поднять настроение.

Приятные планы

Планируйте вместе с ребенком приятное времяпрепровождение в обозримом будущем. Обсуждайте, куда вы поедете в отпуск, чем вы там будете заниматься, что посетите или как будет устроен ваш день. Постарайтесь, чтобы это выглядело не как обмен парой фраз, а как кратковременное погружение в приятную фантазию. Это позволит испытать прилив радости и положительные эмоции уже сейчас.

Отмечайте вместе на календаря грядущие позитивные события и поездки, пусть даже маленькие, как «заехать погулять в парк в субботу».

Принятие и одобрение

Постоянное давление оценки достижений стало обычным для современного детства. Детство уже больше не период свободы и беззаботности, когда можно расти и изучать мир вокруг, следуя по своему собственному пути. Большинство детей сейчас имеют очень плотное и жесткое расписание, которое призвано увеличивать достижения. К сожалению, это приводит к печальным последствиям.

Вы – единственный человек, который может обеспечить вашему ребенку чувство, что его одобряют и им восхищаются. Не за то, что он лучше всех учится в классе и на него возлагают большие надежды, а просто потому что он такой один, особенный, ни на кого не похожий ни в своих сильных сторонах, ни в слабостях. Обращайте внимание на то, что у него уже получилось, но только подчеркивайте, что он это освоил, а не то, что он теперь пойдет еще дальше.

Такая обратная связь учит ребенка ценить то, что уже сделано, то что уже есть, и придает сил и веры в себя. Ощущение своего отличия от многих остальных, в чем бы оно не заключалось придает оптимизм на будущее, помогает лучше понять себя. Говорите ребёнку то, что вы видите, а не то, что хотели бы увидеть.

Виды детского стресса

Детям раннего и дошкольного возраста свойственны такие типы:

  1. Физический. Проявляется реакциями организма на внешние факторы — жару, холод, травму, болезнь, инфекцию, недостаток воздуха. Выражается слабостью, болевым синдромом, головокружением, пищевыми расстройствами, нарушением сна, раздражительностью;
  2. Психологический. Альтернативные названия — эмоциональный, нервный стресс. Проявляется поведенческими и эмоциональными реакциями на раздражители — социальные факторы, внутриличностные конфликты, переживания, перегрузку мозга, усталость. Малыш неадекватно воспринимает себя, плохо налаживает контакт с людьми, замкнут.

Различают 2 формы: острую (длится кратковременно) и хроническую (в течение длительного времени).

Стадии эмоционального стресса у детей

Малыши проходят 3 стадии. Они проявляются по нарастающей.

Первая стадия — тревога

Дитя беспокоится, тоскует, замыкается в себе, недоверчиво относятся к людям. На уровне физиологии изменений нет. Реакция возникает вследствие процессов в пищеварительной и иммунной системах, гормонов надпочечников.

Помочь малышу можно двумя способами — быстро разрешить ситуацию или занять его физической активностью.

Вторая стадия — сопротивление

Психика сопротивляется, отрицает пережитый стресс. Пытается вытеснить из памяти неприятные воспоминания — малыш испытывает усталость. Защитные системы организма мобилизуются. Тревога, беспокойство, агрессия проходят.

Третья стадия — истощение

Дитя не контролирует свои эмоции, испытывает апатию или агрессию. Происходит моральное и физическое истощение. Характерны психосоматические расстройства, обострение болезней.

На каждом этапе эмоциональное состояние все больше угнетается, что чревато депрессией.

Стадии стресс-связанных симптомов

Симптомы первой стадии. Перво-начально ребенок демонстрирует поведенческие симптомы стресса. Врач может установить эти симптомы клинически путем расспроса пациента при сборе анамнеза и наблюдая за поведением пациента на приеме.

Симптомы второй стадии. Если первоисточник стресса продолжает действие, человек входит во вторую стадию, которая обычно проявляется физическими (соматическими) симптомами.

Симптомы третьей стадии. Чем дольше и серьезнее причина стресса (например, развод родителей, переезд семьи или конфликт со сверстниками) и при этом адаптационные и копинг-ресурсы ребенка недостаточны, симптомы утяжеляются и становятся более продолжительными. Появляется риск развития психосоматических расстройств. И в связи с этим стресс должен рассматриваться как потенциальный провоцирующий и усугубляющий уже имеющиеся расстройства фактор. Кроме того, как только врач выявляет симптомы стресс-связанных расстройств, встает вопрос о необходимости комплексной терапии. Поскольку тревога и депрессия – наиболее частые стресс-связанные расстройства, необходим мультидисциплинарный подход с привлечением различных специалистов, в т.ч. психиатров при наличии выраженных тревожных и депрессивных расстройств.

Причины эмоционального стресса у детей

Для малышей раннего и дошкольного возраста стрессорами выступают такие ситуации.

Расставание с мамой, папой

Ребята испытывают беспокойство, страх, тревогу из-за временной разлуки с родителями. Обычно это происходит при оформлении в детский сад. Дитя остается в незнакомой социальной среде, без поддержки близких людей.

Отношения в коллективе

Характерно для дошкольников и школьников. Ребята не могут адаптироваться в новом коллективе детского сада, спортивной секции, центра развития. Они стесняются, замыкаются в себе.

Еще одна причина стресса у ребенка — буллинг и моббинг. У ребят от 3-х до 7-ми лет он проявляется в виде игнорирования, насмешек, дразнилок, запрета на совместные игры, доносов воспитателю. Еще хуже, если дошкольник подвергается травле со стороны самого персонала детского сада.

Психологический климат в семье

Неблагоприятная обстановка дома, плохие отношения между членами семьи, методы воспитания влияют на поведение чада. Конфликты, физические наказания, развод родителей, смерть близкого родственника провоцируют стресс у ребенка.

Отношение к малышу

Неуважение, безразличие мамы и папы, отсутствие поддержки, укоры формируют закомплексованную, нервную, тревожную личность. Такие крохи живут в состоянии хронического стресса и опыт раннего детства переносят во взрослую жизнь.

Социальные факторы

К ним относятся тревожные новости, материальные проблемы в семье, болезнь близкого человека, переезд. Детки дошкольного возраста тяжело переживают это.

Физические факторы

Голод, холод, жара, дефицит витаминов, нарушение или смена питания, низкий уровень влажности в комнате, обезвоживание — эти факторы провоцируют стресс у ребенка раннего возраста.

Контрольные работы как стрессовый фактор для учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность обязательных требований для определённого уровня образования.

Основные цели ФГОС: единство образования на всей территории Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно новым стандартам ФГОС текущему контролю уделяется особое внимание.

Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. Из-за важности текущего контроля его частота с каждым учебным годом увеличивается.

Как справиться со стрессом: помогаем дошкольнику

Как помочь чаду и сохранить с ним добрые отношения? Вот советы психологов для родителей, если ребенок перенес стресс.

Найдите причину

Причина сильного, кратковременного стресса лежит на поверхности. Хронический стресс в жизни ребенка имеет накопительный эффект и дает о себе знать спустя время. Хотите помочь чаду — ищите и устраняйте стрессор.

Дайте чувство безопасности

Будьте рядом, успокаивайте кроху, напоминайте о своей любви к нему, обнимайте. Разговаривайте с ним спокойно, ровно, доброжелательно. Дитя не хочет идти в детский сад, боится оставаться без вас? Объясните ему, что уходите ненадолго.

Контролируйте поведение

Кроха капризничает, истерит, противоречит? Не спешите наказывать — это признаки стресса. Обсудите с ним причину такого поведения, помогите объяснить словами свои чувства. Детки в раннем возрасте не понимают, что с ними происходит, не могут контролировать эмоции. Помогите выплеснуть их конструктивно. Обозначьте границы дозволенного поведения.

Помощь подростку в стрессовых ситуациях

Психологи рекомендуют родителям подростков сделать все возможное, чтобы научиться понимать и выслушивать ребенка. Его нужно контролировать, но делать это ненавязчиво, оставляя личное пространство и свободу.

Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

    1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
  • Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
  • Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.

Как справиться со стрессом: комплексный подход

Симптомы не проходят, вы не можете помочь чаду самостоятельно? Подключайте специалистов — педиатра, психолога (психотерапевта), невролога. Существуют разные методы помощи при эмоциональном стрессе у детей. Их подбирают с учетом возраста, состояния маленького пациента.

Комплексный подход — залог эффективной помощи:

  1. Родители — для опоры. Определите и устраните стрессор. Будьте терпеливы, доброжелательны с дочкой, сыном. Обсуждайте его переживания. Позволяйте выражать эмоции, как у него получается. Через игру проработайте ситуацию, которая привела к дисгармонии;
  2. Педиатр — для оценки состояния здоровья. Ваши усилия не дали результата. Обратитесь к педиатру. Он оценит общее состояние здоровья маленького пациента. Даст направление к неврологу, психологу;
  3. Невролог — для оценки нервной системы. При необходимости врач назначит лечение. Например, физиотерапевтические процедуры: массаж, ЛФК, лечебные травяные ванны. Помогают плавание и диетическое питание;
  4. Психолог — для выхода из ситуации. Задача специалиста — помочь клиенту выйти из сложного состояния, вернуть душевное равновесие. Он поможет пережить ситуацию и не перенести ее во взрослую жизнь, даст рекомендации по развитию стрессоустойчивости;
  5. Психиатр — для помощи в запущенных ситуациях. Если ребенок перенес стресс и это повлекло за собой нервные расстройства, вас могут направить к детскому психиатру. Не пугайтесь: никто не поставит ваше дитя на учет и не перечеркнет его дальнейшую жизнь.

При чрезмерной тревожности, тиках, судорогах понадобится медикаментозное лечение. Оно снимет симптомы и улучшит состояние дитя.

Профилактика нервного стресса

Развивайте стрессоустойчивость. Прекрасный способ сделать это — физическая активность. Запишите дитя в спортивную секцию. Учитывайте его интересы. Плавание, танцы, гимнастика, боевые искусства, детская йога отлично подойдут дошкольникам. Достаточно заниматься трижды в неделю по полчаса. Ребятам младшего возраста можно бегать, кататься на велосипеде в парке, лазать по шведской стенке, гулять на свежем воздухе в любую погоду.

Придерживайтесь режима сна и отдыха. Засыпать и просыпаться кроха должен в одно и то же время. В комнате должно быть свежо, следите за уровнем влажности. Перед сном никаких гаджетов, компьютерных игр, мультиков.

Предлагайте малышу здоровую разнообразную пищу. Следите за питьевым режимом. Не можете обеспечить сбалансированное питание — давайте витаминные комплексы. Посоветуйтесь с педиатром.

Обеспечьте комфортные условия. Климат в семье, ваше собственное психологическое состояние влияет на малыша. Он копирует ваше поведение, реакции. Проанализируйте, не ваш ли это случай.

Ребята раннего возраста тесно связаны с мамой, особенно при грудном вскармливании. Вот почему если мама истощена морально и физически, нервная и тревожная, хронического стресса у ребенка не избежать. Не забывайте о себе: отдыхайте, делегируйте полномочия, расслабляйтесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]