Причины употребления таких слов могут быть разными.
1) Ограниченный словарный запас
Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.
2) Отражение человеческой натуры.
- Использование некоторых сорных слов может кое-что поведать о человеке. Человек, использующий слово слово-паразит «короче», скорее всего, не жаждет общаться, не хочет обременять себя объяснениями и он лентяй по жизни.
- «Сами понимаете» — это пример оправдывающегося и постоянно извиняющегося перед окружающими человека.
- «На самом деле» желает изложить людям истину. Этакий человек, борющийся за правду.
3) Намеренное использование сорных слов
Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным.
4) Влияние моды
Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.
Средства коммуникации. Речь.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична.
Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»).
Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».
Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента зависит от их включенности в общий контекст деятельности. Его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.
Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению: личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.
Условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, «непонимание» сообщения. Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи. По Лассуэллу, выделяется пять элементов.
1) Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор
2) Что? (передается) — Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача) – Канал
4) Кому? (направлено сообщение) – Аудитория
5) С каким эффектом? – Эффективность
Повышение эффективности элементов.
Коммуникатор: типы его позиции во время коммуникативного процесса: открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения; отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально; закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения. Содержание каждой из этих позиций задается целью.
Текст сообщения. Применяется методика контент-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Выяснилось, что важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории.