Дошкольный возраст — мышление и познавательная активность


Мышление

Накопление знаний не приводит к развитию мышления, оно формируется лишь в активной практической и познавательной деятельности. Развитие мышление дошкольника проходит 3 этапа и представляет собой сложную взаимосвязь различных форм мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление (3–5 лет). Основной признак — неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Чтобы мыслить, нужно действовать с предметами. Например, ребенок крутит игрушку, нажимает на все кнопки, пытается ее открыть, таким образом, он «экспериментирует и познает руками». В процессе многократных действий с предметами (а за пару лет через руки ребенка пройдут сотни и тысячи разных предметов), ребенок выделяет их скрытые характеристики и внутренние связи. Практические действия с предметами, становятся средством познания действительности и формируют мышление.
  2. Наглядно-образное мышление (4–6 лет) — ребенок в мышление начинает оперировать не конкретными предметами при помощи рук, а их образами и представлениями, хорошо представляя себе такие объекты. Ребенок научается познавать и решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах, тогда как до этого, мог лишь путем практических действий. Теперь, чтобы ребенку узнать, какая фигурка подходит к какому отверстию, не нужно попеременно вставлять их, он может сделать это в уме и довольно быстро.

Стоит учитывать, что ребенок не всегда способен через наглядно-образного мышления прийти к правильному ответу. На его мышление, может оказывает сильное влияние восприятие. Если ребенку показать два совершенно одинаковых и равных по объему шарика из теста, а затем на глазах у него, один из шариков превратить в лепешку и спросить где теста больше, то часто ребенок заявляет, что в лепешке количество теста стало больше. Такая ошибка мышления связана с тем, что ребенок пока не владеет понятием объема и знанием других метрических измерениях. Наглядные модели, в которых воспроизводятся свойства и отношения предметов, являются важнейшим условием для формирования внутренней мыслительной деятельности.

Для возникновения образного мышления, также важно подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок строит внутренние модели действий, которые проигрывает в ролевой игре.

3. Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению.

Зачем нужны уроки рисования

Некоторые родители целиком сосредоточиваются на том, насколько успешно ребенок обучается математике, чтению и письму. Они спешат отучить младшего школьника от игр, не уделяют внимания рисованию, лепке, конструированию. Нередко такие родители вообще не понимают, для чего нужны в школе уровки рисования. «Все равно у моего ребенка нет к этому способностей и художником он никогда не станет», — рассуждают они.

Однако уроки рисования (как и другие «детские» занятия) нужны не только для того, чтобы ребенок овладел навыками в данной области. Они имеют и гораздо более общее значение. Подобные занятия развивают образное мышление, способность представлять в уме разнообразные ситуации. Это — необходимое условие гармоничного умственного развития.

Детское экспериментирование

Иногда выделяют еще один тип мышления ребенка — детское экспериментирование. Оно представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и направлено на познание свойств и связей объектов.

Такое мышление имеет форму экспериментирования с явлением: ребенок вызывает или прекращает явление, изменяет его в том или ином направлении. В процессе таких действий ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению представлений об объекте. Например, ребенок кладет в ручеек деревянный кораблик и видит, как он плывет, тогда он берет свой игрушечный кораблик из железа, и видит как тот идет ко дну. Ребенок недоумевает, ведь обе игрушки являются корабликами, которые должны плавать, но один утонул. Тогда ребенок приходит к умозаключению, что не каждый кораблик способен плавать и начинает исследовать этот вопрос. В данном экспериментирование четко представлен момент саморазвития: использование и преобразования объекта/явления раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить догадки и воплощать их в жизнь.

Экспериментирование поощряет в ребенке любознательность и инициативность, самостоятельность, гибкость мышления, смелость, стимулирует к поискам новых решений и творчеству. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность пробовать разные способы действий, снимая при этом страх ошибиться (т.к. нет правильного варианта). Способность удивляться новому, строить свои догадки, задавать себе и окружающим вопросы, является более важным в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем действий и усвоение знаний, даваемых взрослыми. Роль взрослого в этом процессе, сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты и ситуации, стимулирующие познавательную активность и экспериментирование.

Формализм знаний

Формальными называют такие знания, которые ребенку не удается применить на практике. Например, при формальном знании таблицы умножения ученик не может решить задачу типа: «Если у каждого из четырех мальчиков есть по три шарика, то сколько шариков у них вместе?».

Одна из важнейших причин, приводящих к формализму, — это недоразвитие образного мышления. В этом случае легко возникает чрезмерная рассудочность. Логические рассуждения, которые не опираются на представления о реальности, могут внешне выглядеть правильными, но по существу они бессмысленны. Такие проблемы часто возникают у детей, которых родители рано начали учить читать, писать и считать, не заботясь о других сторонах их развития.

Феномены детского мышления Ж. Пиаже

Мышление ребенка на первых порах крайне несовершенно и его основной особенностью является эгоцентризм — когда ребенок оценивает любую ситуацию только со своей позиции (точки зрения). То, что ребенок воспринимает, кажется ему абсолютным и единственно возможным вариантом. Причина этого — недостаточное разделение между «Я» и внешней реальностью.

Отличным примером эгоцентризма может служить известный тест о братьях, где взрослый спрашивает ребенка:

– У тебя есть братья? – Артур. – А у него есть брат? – Нет. – Сколько у вас братьев в семье? – Двое. – А сколько у тебя братьев? – Один. – А у него есть братья? – Нет, совсем нет.

Ребенок не осознает, что может не быть «центральным» объектом, и поэтому не догадывается, что у его брата, есть братья.

Жан Пиаже выделил и другие феномены детского мышления, в основе которых лежит эгоцентризм:

Анимизм — приписывание одушевленности неодушевленным предметам. Пиаже приводит следующий разговор с мальчиком:

– Живое ли солнце? – Живое. – Почему? – Оно дает свет. – Живая ли свеча? – Живая, так как она дает свет. Она живая, когда дает свет, но не живая, когда его не дает.

Артифициализм — понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека или как созданные человеком.

– Что делает солнце, когда облака и идет дождь? – Оно уходит из-за плохой погоды. – Почему? – Потому что оно не хочет попасть под дождь.

Реализм — склонность рассматривать предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Когда луна следует за ребенком во время прогулки, значит, так оно и есть. Или трехлетний ребенок может с интересом следить, как папа наряжается Бармалеем, однако пугается и плачет, когда костюм и грим были готовы и он увидел устрашающий образ. Здесь проявляется еще одна особенность детского мышления этого периода: необратимость, неспособность мысленно вернуться к исходной точке. В данном примере, невозможно мысленно с Бармалея снять костюм и маску, вернуться к исходному образу папы.

Центрация — сосредоточение только на одном, наиболее заметном аспекте или признаке объекта, при игнорировании других, т. е. узко сфокусированное мышление. Ж. Пиаже продемонстрировал феномен центрации в своих экспериментах на понимание сохранения. В этих экспериментах Ж. Пиаже показывает, что дети на дооперациональной стадии развития мышления (от 2 до 7 лет) не понимают, что важные характеристики предметов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего вида. На задачу ниже, ребенок ответит: в верхнем ряду монет стало больше, верхняя палочка длиннее, в одном из стаканов воды больше и т.д. Это происходит, так как он пока не способен соотнести несколько параметров сразу — длину ряда монет с их количеством, толщину палочек с их длиной, высоту и ширину стаканов с объемом.

Задачи на сохранение, разработанные Ж. Пиаже Источник: [Берк, 2006] С ходом развития мышления, к 7 годам ребенок преодолевает эгоцентризм и большинство других феноменов мышления, переходя на уровень логического мышления.

В целом детское мышление еще далеко от взрослого, и ребенку может быть трудно разобраться, где реальность, а где притворство. Например, действительно ли ведьмы могут наложить на вас заклинание или что у человека могут вырасти крылья, и он полетит, как на картинке в книжке.

Научные и житейские понятия

В школе ребенка обучают научным понятиям: «гласный звук», «согласный звук», «сумма», «произведение» и т.п. Дома он знакомится с так называемыми житейскими понятиями: «мебель», «одежда», «день», «ночь». Сила научных понятий в том, что они имеют четкие определения, что ребенку хорошо известно, «что с ними делать». Их слабость — в малой связи с повседневной детской жизнью, в том, что использоваться они могут, в общем-то, только на уроке. Естественно, сильные и слабые стороны житейских понятий противоположны.

Постепенно происходит взаимное обогащение тех и других понятий. Научные понятия проникают в жизнь: оказывается, «сумма» понадобится, если надо посчитать, сколько будут стоить покупки в магазине. Житейские понятия становятся более четкими: ребенок начинает применять к ним те способы рассуждения, которым он научился в школе. Так, с двух сторон одновременно, идет развитие мышления младшего школьника.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Детям от 3 до 5 лет будет интересно почитать загадки и ребусы. Обучение нужно проводить в игровой форме. Некоторые к 5 годам уже могут самостоятельно читать, поэтому им вдвойне полезнее будет поработать над загадками.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
  • Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
  • Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;

В психологии обычно анализ и синтез рассматриваются как взаимозаменяющие операции.

  • Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
  • Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
  • Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
  • Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.

Занятия театрализованной деятельностью в старших группах ДОУ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]